Взаимоотношения с банком

Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Банка России. В регулировании банковского кредитования значительное место принадлежит также деловым обыкновениям и банковским обычаям.

При этом финансовое право регулирует далеко не все общественные отношения, возникающие в процессе функционирования банковской системы, а лишь те, которые связаны с обеспечением публичных интересов и реализацией задач и функций государства. В этой связи вполне справедливым является отнесение к сфере финансово-правового регулирования следующих отношений: между уполномоченными государственными органами и банковской системой в целом или отдельными ее институтами, в которых Центральный банк РФ выступает в роли государственного учреждения в банковской сфере во взаимоотношениях с кредитными организациями.

Финансовым правом регулируются некоторые отношения кредитных организаций и обслуживаемых юридических и физических лиц, если кредитные организации в данных отношениях наделены государством властными полномочиями.

Среди названных выше отношений, регулируемых нормами финансового права, наиболее значимыми являются отношения между Банком России, представляющим интересы государства и общества при осуществлении денежно-кредитной политики, и остальными институтами банковской системы.

Банковская система — это совокупность разных взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма.

В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» банковская система в Российской Федерации включает в себя: Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Банковский сектор экономики страны объединяет рынок депозитов (вкладов) и рынок банковских кредитов.

Банковская система как совокупность банков и других кредитных организаций, оказывающих банковские услуги в виде кредитно-денежного и расчетно-платежного обслуживания, в странах с рыночной экономикой представлена двухуровневой системой:

Почитать  Банковская тайна ответственность за разглашение закон о защите и нарушении

— центральный банк (эмиссионный или банк правительства);

19.3. Особенности финансово–правового статуса Центрального Банка Российской Федерации

Центральный банк РФ является главным банком Российской Федерации. Правовое положение ЦБ и его взаимоотношения с банками и другими кредитными организациями определяются тем, что, с одной стороны, ЦБ наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой РФ, а с другой стороны, ЦБ — юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.

К числу основных целей Банка России в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Центральном банке (Банке России) РФ» относятся: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

К основным функциям ЦБ в соответствии с российским законодательством относятся: разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики; эмиссия наличных денег и организация наличного денежного обращения; установление правил осуществления расчетов в РФ и проведение банковских операций; обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; управление золотовалютными резервами Банка России; государственная регистрация кредитных организаций; банковский надзор; осуществление всех видов банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России; иные функции в соответствии с федеральными законами. Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ, Банк России осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью банков и других кредитных организаций, принимает меры по защите интересов вкладчиков; для обеспечения стабильности банковской системы РФ создает страховой фонд за счет обязательных отчислений кредитных организаций.

Банк России имеет право: предоставлять российским и иностранным кредитным организациям, Правительству РФ кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами; покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке; покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты, а также осуществлять другие банковские операции, которые может осуществлять кредитная организация или банк, и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции. Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Кредитные организации подразделяются на две группы — банки и небанковские кредитные организации.

Банки — это такие кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять следующие банковские операции в совокупности: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности (кредитование); открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Коммерческие банки аккумулируют и мобилизуют денежный капитал, осуществляют посредничество в кредите, проверяют расчеты и платежи в хозяйстве, организуют выпуск и размещение ценных бумаг, оказывают консультационные услуги.

В зависимости от способа формирования уставных капиталов коммерческие банки можно разделить на акционерные и паевые. Для кредитных организаций установлены три принципа кредитования: принцип возвратности; принцип срочности; принцип платности.

Небанковские кредитные организации — это такие кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законодательством. Сочетание этих операций устанавливает Банк России.

К специализированным банковским институтам, действующим по лицензии, относятся: брокерские и дилерские фирмы; инвестиционные и финансовые компании; пенсионные фонды; кредитные союзы; кассы взаимопомощи, ломбарды; благотворительные фонды; лизинговые и страховые компании.

Основные формы деятельности этих учреждений сводятся к аккумуляции сбережений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизации капитала через различные акции, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитной взаимопомощи.

Взаимоотношения коммерческих организаций с банками. Кредитный договор, его содержание и порядок заключения

Кредитный договор — это письменное соглашение между коммерческим банком и заемщиком, по которому банк обязуется предоставить кредит на согласованную сумму в определенный срок и за установленную плату. Заемщик обязуется использовать и возвратить выданную банком ссуду, а также выполнить все условия договора.

В кредитном договоре указывается следующее:

В начале договора указываются стороны по договору, их уполномоченные представители и основания, подтверждающие их полномочия. Затем содержание договора состоит из разделов.

1. Предмет договора.

Предметом договора является предоставление кредита. Указывается, что банк обязуется предоставить заемщику кредит в сумме руб. Заемщик обязуется принять сумму кредита и выплачивать проценты.

Указывается процентная ставка. Указывается, на какие цели предоставляется кредит, способ передачи денежных средств.

2. Срок договора. Указывается, на какой срок предоставляется кредит.

3. Права и обязанности банка:

• проверять обеспеченность выданного кредита и целевого использования кредита;

• прекращать выдачу ссуд и предъявлять ко взысканию ранее выданные при нарушении заемщиков условий кредитного договора, а также при выявлении недостоверности отчетности, неоднократной задержки уплаты процентов за кредит;

• предоставлять кредит заемщику в объемах и в сроки, предусмотренные в договоре;

• ежемесячно в срок до числа начислять проценты за предоставленный кредит;

• информировать заемщика об изменениях в нормативных документах по вопросам кредитования и расчетов, вносимых по решению ЦБР, органов государственной власти.

4. Права и обязанности заемщика вытекают из действующего законодательства и ситуации на рынке кредитных ресурсов.

В договоре могут быть предусмотрены права заемщика:

• обратиться в банк о внесении изменений в условия договора, подкрепить их обоснованиями и расчетами;

• досрочно погасить задолженность по ссуде;

• расторгнуть договор при несоблюдении банком его условий или по своим экономическим соображениям;

Заемщики обязуются по договору:

• использовать кредит на цели, предусмотренные в договоре;

• погасить полученный кредит со своего расчетного счета в сумме и сроки, указанные в договоре;

• уплачивать за пользование кредитом проценты; размер процентов указывается в договоре;

• своевременно представлять в банк баланс предприятия и другие документы, необходимые для осуществления контроля за ссудой.

Заемщик может потребовать от банка и предусмотреть в договоре возмещение убытков, возникающих вследствие предоставления в неполном объеме предусмотренного по договору кредита. В то же время сам заемщик в случае неполного использования выданного ему банком кредита уплачивает неустойку в размере платы банком за привлеченные кредитные ресурсы и недополученной маржи в отчетном периоде.

5. Обеспечение кредита.

6. Действие непреодолимой силы указывает, что ни одна из сторон не имеет ответственности перед другой стороной в связи с обстоятельствами, возникшими помимо воли и желания сторон и которых нельзя избежать (объявленная война, эпидемия, блокада, землетрясение, пожары, наводнения). Подтверждением таких обстоятельств является свидетельство, выданное торговой палатой или правительственным органом.

7. Порядок разрешения споров. Указывается, что споры разрешаются путем переговоров между сторонами.

В случае невозможности разрешения разногласий путем переговоров они подлежат рассмотрению в суде.

8. Порядок изменения и дополнения договора. Оформляются в письменном виде.

9. Особые условия (по усмотрению сторон).

Может быть предусмотрено следующее:

• процентные ставки за пользование долгосрочным кредитом могут быть пересмотрены в зависимости от конъюнктуры рынка, инфляции;

• при возникновении у заемщика временных финансовых затруднений банк может предоставить отсрочку непогашенного платежа по кредиту на конкретный срок (до 12 месяцев).

Заключение кредитных договоров проходит несколько этапов.

1. Подготовка проекта кредитного договора. Проект кредитного договора составляется на основе заявки клиента- заемщика с указанием вида кредита, суммы, срока, обеспечения.

2. Рассмотрение руководством банка составленного проекта кредитного договора и составление заключения о возможности предоставления кредита. На этом этапе банки определяют:

1) кредитоспособность заемщика, т. е. способность их своевременно вернуть ссуду;

2) свои возможности предоставить кредит в требуемых клиентами размерах исходя из имеющихся в наличии кредитных ресурсов, возможностей их увеличения за счет привлечения депозитов, привлечения межбанковских кредитов, рефинансирования в ЦБР.

3. Совместная корректировка проекта кредитного договора клиентом и банком до взаимоприемлемого варианта.

4. Подписание кредитного договора обеими сторонами, т. е. придание ему силы юридического документа.

Согласно ст. 820 ГК РФ кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора.

Финансовый контроль бизнеса: банки хуже налоговиков

В ходе структурирования бизнеса в обязательном порядке должны учитываться все внешние факторы, влияющие на успешность жизни будущей модели. Один из наиболее важных — взаимодействие компаний с банком и банковский контроль. Ведь, с одной стороны, без расчетного банковского обслуживания в наше время не сможет обойтись ни один хозяйствующий субъект, а с другой, при открытии счетов и настройке отношений с банками необходимо учитывать все более возрастающий с их стороны контроль за финансовыми потоками клиента и заключаемыми им сделками, особенно если речь идет о группе компаний. В последнее время эта сфера небезосновательно вызывает у собственников бизнеса особое беспокойство.

С учетом недавних изменений, внесенных в Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее 115-ФЗ), о которых уже немало говорилось ранее, банк получил право запрашивать практически любую информацию о фактах хозяйственной деятельности своего клиента, структуре его бизнеса, выгодоприобретателях и т.д. А при непредоставлении таковой блокировать счет или отказывать в банковском обслуживании. В этой связи бизнес все чаще начал сталкиваться с ограничениями деятельности со стороны банков: в части проведения расчетов, снятия наличных и т.д. Рассмотрим основные проблемные моменты, с которыми сталкивается большинство компаний, выстраивающих свою деятельность в рамках группы субъектов с целью обеспечения безопасности собственников и бизнеса, что не всегда соответствует стремлению банка полностью контролировать финансовую активность клиента:

  • Всю информацию и документы (договоры, счета-фактуры, накладные и т.д.) по сделкам, кажущимся банку сомнительными или превышающими сумму по расчетам в 600 000 руб. (порог для контроля движения средств Росфинмониторингом);
  • Все документы, подтверждающие, куда именно потрачены наличные средства клиента, снятые с расчетного счета в банке;
  • Налоговые декларации для сопоставления их с размером уплачиваемых клиентом налогов или, если налоги уплачиваются с другого расчетного счета клиента, — запрос также и платежных поручений на уплату налога из другого банка, то есть проверка добросовестности клиента с точки зрения уплаты налогов (что абсолютно не касается отношений клиента и банка, но дает банку возможность отстоять свои интересы при возникновении к нему вопросов и подтверждении хорошей репутации своего клиента).
  • Некоторые банки, кроме документов, запрашивают подтверждение данных в виде явки указываемых в качестве бенефициаров лиц в банк.
  • Еще более своеобразным выглядят требования о предоставлении сведений о бенефициарах, рассылаемые индивидуальным предпринимателям, которым предписывается при отсутствии иного указывать в качестве собственного бенефициара себя самого.
  • При оплате иностранному поставщику банк обязан проверить факт уплаты «таможенного» НДС, что является косвенным доказательством реальности сделки и обоснованности перечисления денежных средств зарубеж.

Очевидно, что большинству компаний такие требования кажутся абсурдными, ведь банк даже не является контролирующим органом и его требования кажутся безосновательными. При этом без банковского обслуживания организация существовать не может, а значит рано или поздно ей придется в каком-то объеме предоставлять запрашиваемые сведения. Поэтому рекомендуем тщательно продумывать объем и вид предоставляемой банку информации.

В большинстве случаев это необходимо для соблюдения банковских формальностей, и при минимальном выполнении требований банк сочтет свою проверочную миссию выполненной.

Такой плотный контроль связан в том числе и с тем, что и сами банки проверяются на выполнение требований по сбору максимального объема информации о своих клиентах. Так, например, в Методических рекомендациях по проведению проверок работы кредитных организаций по выявлению, фиксированию и направлению в уполномоченный орган сведений по операциям с денежными средствами в наличной форме, подлежащим обязательному контролю (Письмо ЦБР от 10 января 2007 г. № 1-Т) предписывается проверять фиксацию банками всех случаев поступления или расходования со счета компании-клиента банка денежных средств на сумму, превышающую 600 000 руб. (если операция не соответствует обычной хозяйственной деятельности организации). По таким операциям банками ведется отдельный учет.

При этом должны быть сопоставлены источники поступления наличных и цели расходования в дальнейшем этих денежных средств с целями деятельности юридического лица.

Для установления целей деятельности банк анализирует учредительные документы организации, ее лицевые счета, назначение сумм платежей и т.д.

При несоответствии операции деятельности компании данные должны быть переданы в Росфинмониторинг, а зачисление или трата денежных средств признана сомнительной, что может повлечь в том числе и приостановление операций по счетам компании в случае отсутствия пояснений о сути сделки.

Исходя из такой методики работы по подобным операциям, становится понятной причина все увеличивающегося объема информации, запрашиваемого банком по каждому клиенту.

К тому же, Банк России снизил порог вовлеченности в сомнительные сделки банков (к которым относятся в том числе и сделки по снятию наличных средств юридических лиц и ИП) с 5 млрд. руб. или с 5% от дебетового оборота клиентов банка до 3 млрд. руб. или 4% от оборота в квартал (1) , что влечет для банка более пристальное внимание к нему Центробанка, вплоть до ежедневного мониторинга отчетности. В связи с этим вполне понятна все более усиливающаяся тенденция не выдавать наличные денежные средства с расчетных счетов, особенно ИП на личные расходы, которые невозможно проконтролировать в крупных суммах, и склонность всячески этому препятствовать: запрашивать множество документов, держать на особом контроле, устанавливать лимиты по корпоративным и личным картам и т.д.

(1) см. Письмо Банка России от 21.05.2014 г. № 92-Т « О критериях признаков высокой вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и наличных операций»

Таким образом, ЦБ контролирует и держит в страхе банки (ведь пристальный контроль к ним регулятора в последнее время завершается лишением лицензии), а банкам ничего не остается, как доводить до абсурда работу с клиентами, зачастую теряя не худшую их часть.

Наиболее пристальным вниманием при этом банки одарили индивидуальных предпринимателей, поэтому о них следует упомянуть отдельно.

2) Банк и индивидуальный предприниматель

Форма ИП для ведения деятельности или передачи ему части вспомогательных функций в группе компаний выбирается, как правило, в связи с возможностью беспрепятственного доступа к наличным средствам ИП после их налогообложения. Это, например, позволяет оформлять получение дохода от бизнеса собственника как альтернативу дивидендам или выплачивать вознаграждение ключевому сотруднику, функция которого отделена от основной компании.

Однако объяснить банку, что целью ИП при открытии счета в банке с намерением периодически снимать наличные средства или тратить их на личные нужды не является обналичивание становится все более затруднительно. Банки все чаще стараются или отказать ИП в открытии счета, или лимитировать объем средств, которые он может снять, или требуют поддерживать большой неснижаемый остаток на счете.

С учетом описанного выше порога по сомнительным сделкам, после превышения которого банк попадает под пристальный контроль Банка России, нежелание работать с ИП также становится понятным.

Поэтому даже если вы собственник компании, который одновременно выполняет функции ИП-управляющего, и получаете вознаграждение в виде процента от выручки (что абсолютно соответствует деловому обороту) или получаете роялти за использование товарного знака, нужно быть готовым к тому, что рано или поздно (скорее рано) банк потребует разъяснений об источниках получения подобных сумм, порекомендует не снимать их в полном объеме со счета, запросит документы, подтверждающие уплату налога с дохода и т.д. И нужно понимать, что в ситуации, когда банкам вменили в обязанность фактически выявлять обналичников и отказывать им в банковском обслуживании, спорить с ними практически бесполезно. Банку проще отказать ИП в обслуживании, чем подвергать себя риску отзыва лицензии или применении иных санкций Центробанком.

Отдельно следует сказать и о финансовой составляющей обслуживания ИП. Если раньше, как правило, снятие наличных обходилось ИП в 1% от суммы, то теперь процент вырос в среднем до 2 —3%. При этом банки устанавливают месячные и квартальные лимиты снятия наличных (в среднем не более 1 млн. руб. в месяц), что не всегда может соответствовать потребностям и целям бизнеса.

Более того, банк вправе установить персональный лимит по снятию наличных, даже если изначально его не было, что признается соответствующим законодательству и судебной практикой (см. например, Постановление ФАС Центрального округа от 28.09.2012 г. по делу № А62-530/2012).

Однако, если доходы ИП имеют под собой реальный бизнес-процесс, экономически обоснованы, и в модели группы компаний он не является искусственным источником получения наличных — наладить взаимоотношения с банком, конечно, получится, хотя и потребует определенных затрат времени с предоставлением документов и разъяснений. К этому нужно быть готовым заранее еще при моделировании новой структуры бизнеса.

В любом случае эти временные затраты нужно учитывать при перестройке или создании группы компаний, при перераспределении ролей в группе. Любое построение гибкой и устойчивой модели, способной решать все запросы бизнеса, требует долгой и трудоемкой настройки и согласования в том числе и с банками, в которых бизнес будет обслуживаться.

Стоит также отметить, что при доступе к информации, накопленной банком, налоговых органов, потенциал информированности (с учетом уже имеющихся информационных баз с информацией о налогоплательщице, например, АИС Налог) становится еще более внушающим, что приводит к необходимости еще более грамотно и основательно подходить к проектированию любой структуры бизнеса.

  • банковский надзор
  • управление финансами
  • валютный контроль
  • финансовый контроль

Финансовый контроль бизнеса: выстраивание отношений с банками

Анализ внешней среды — обязательное условие для успешного построения структуры бизнеса. Один из наиболее важных внешних факторов — взаимодействие с банком и банковский контроль. Ведь, с одной стороны, без расчётного банковского обслуживания в наше время не сможет обойтись ни один хозяйствующий субъект.

А с другой, при открытии счетов и выстраивании отношений с банками необходимо учитывать возрастающий контроль по 115-ФЗ за финансовыми потоками клиента и заключаемыми им сделками, особенно, если речь идет о группе компаний. Разбираемся подробнее с экспертами taxCoach.

Чтобы узнать, как банки контролируют наличку в 2021-2022 году, посмотрите видеозапись вебинара «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году». Оплатить картой и смотреть прямо сейчас

С учетом действующих норм Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее 115-ФЗ), банк вправе запрашивать практически любую информацию о фактах хозяйственной деятельности своего клиента, структуре его бизнеса, выгодоприобретателях и т.д. А при непредоставлении таковой блокировать счет или отказывать в банковском обслуживании.

При этом неприятен не столько сам факт отказа, хотя и этого уже немало, но и, самое главное, что информация об этом автоматически передаётся в Центральный банк для включения в так называемый «список отказников», рассылаемый во все банки страны.

Банки, боясь недоработать в сфере контроля за клиентами, зачастую слишком переусердствуют, это замечает даже Центробанк. Так, в информационном письме 2019 г. ЦБ еще раз указал, что «в процессе осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями Банк России выявляет случаи, когда кредитные организации реализуют указанное право в отсутствие рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в частности, при совершении клиентами операций на незначительные суммы и/или не носящих систематический (регулярный) характер. (Информационное письмо Банка России от 27.03.2019 № ИН-014-12/27 «О подходах к порядку реализации кредитными организациями права, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ») Рассмотрим, с чем приходится сталкиваться в части банковского контроля рядовой компании или ИП.

Что контролируется?

Перечень информации, которую вправе запрашивать у потенциальных или текущих клиентов банковские организации по 115-ФЗ открыт и включает в себя сведения о целях работы клиента с банком, финансово-хозяйственной деятельности клиента, его деловой репутации, источников происхождения активов и т.д. (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ).

Учитывая довольно размытую формулировку закона, по сути, банк вправе запросить любую информацию о деятельности клиента.

  • в первую очередь о бенефициарах бизнеса;
  • по любым сделкам, кажущимся банку сомнительными или превышающими сумму по расчётам в 600 000 руб. (порог для контроля движения средств Росфинмониторингом);
  • все документы, подтверждающие, куда именно потрачены наличные средства клиента, снятые с расчётного счета в банке, а также об источниках наличных средств, поступаемых на расчетный счет клиента (например, в виде взноса в имущество);
  • налоговые декларации для сопоставления их с размером уплачиваемых клиентом налогов или, если налоги уплачиваются с другого расчётного счета клиента, — запрос также и платежных поручений на уплату налога из другого банка, то есть проверка добросовестности клиента с точки зрения уплаты налогов (что абсолютно не касается отношений клиента и банка, но дает банку возможность отстоять свои интересы при возникновении к нему вопросов и подтверждении хорошей репутации своего клиента).
  • некоторые банки, кроме документов, запрашивают подтверждение данных в виде явки указываемых в качестве бенефициаров лиц в банк;
  • при оплате иностранному поставщику банк обязан проверить факт уплаты «таможенного» НДС, что является косвенным доказательством реальности сделки и обоснованности перечисления денежных средств зарубеж.

При этом без банковского обслуживания организация существовать не может, а значит рано или поздно ей придётся в каком-то объёме предоставлять запрашиваемые сведения. Поэтому рекомендуем тщательно продумывать объём и вид предоставляемой банку информации. В большинстве случаев это необходимо для соблюдения банковских формальностей, и при минимальном выполнении требований банк сочтёт свою проверочную миссию выполненной.

Кто в зоне риска?

Безусловно, больше всего страдают ИП и группы компаний. Почему?

Статус ИП автоматически ставит вопрос о потенциальном обналичивании средств. Поэтому, несмотря на право ИП тратить полученные им средства по своему усмотрению, все поступления и траты ИП — на особом контроле банка.

Банки все чаще стараются или отказать ИП в открытии счёта, или лимитировать объём средств, которые он может снять, или требуют поддерживать большой неснижаемый остаток на счёте.

Особый подход у банков и к группам компаний. Как указывается в Методических рекомендациях для предпринимателей, выпущенных совместно ЦБ и рядом общественных организаций, наличие в бизнесе нескольких субъектов (например, балансодержатель, держатель контрактов, закупающая компания, продающая компания, компания, за которой закреплен штат, и т.д.), может сигнализировать о необоснованном дроблении и минимизации налоговой базы.

Поэтому к группам компаний у банков, как правило, возникает больше вопросов. Между тем, такая позиция только подтверждает, что группа компаний должна быть соответствовать реальным бизнес-процессам, а все ее элементы наполнены действительным содержанием, а не созданы «на бумаге».

Каков порядок взаимоотношений Банк-Клиент?

При сомнениях Банка в законности операции, он обязан объяснить причину подозрений и запросить у Клиента подтверждающие транзакцию документы.

При этом наряду с понятными критериями сомнительности операции (например, регистрация клиента по адресу массовой регистрации), существует отдельный, неоднозначный критерий — «иные признаки, свидетельствующие о возможном отмывании доходов», устанавливаемые банками самостоятельно в своих внутренних инструкциях. Такие оценочные категории, как «систематичность», «значительность», «излишняя озабоченность клиента», «необоснованная поспешность», «неоправданные задержки», «небольшой период» и тому подобные, а также суммы операций, по которым возможно приостановление, определяются в инструкциях Банками самостоятельно.

Если Клиент не представил документы или они не убедили Банк, последний приостанавливает операцию, вносит Клиента в «Список отказников», т.е. организаций и ИП, в отношении которых принимались решения о приостановлении операции по счёту или об отказе в открытии расчётного счёта, и сообщает об этом в ЦБ и Росфинмониторинг.

Организация или ИП становятся персоной нон-грата в любом банке страны.

Если позднее Клиент направит в Банк обосновывающие документы, которые удовлетворят Банк, то в течение одного рабочего дня операция должна быть проведена Банком, а Клиент исключён из «Списка отказников» с уведомлением Центробанка и Росфинмониторинга.

Если Клиент «не нашёл общего языка» с Банком и через 10 рабочих дней после предъявления в Банк сведений операция не проведена, то Клиент может обратиться в Межведомственную комиссию при ЦБ с соответствующей жалобой.

ЦБ РФ должен в течение 20 рабочих дней изучить вопрос и либо приказать Банку отменить ограничения, либо подтвердить правомерность действий Банка по приостановке сомнительной операции.

А если всё-таки банки отказали в проведении платежа, то необходимо обращаться в суд.

Что говорит суд

В первое время действия новых правил контроля встречались довольно абсурдные причины отказа банков в обслуживании, например:

  • отсутствие лицензии на осуществление основного вида деятельности на момент подачи заявления об открытии счёта или
  • непогашенная задолженность по исполнительному производству в службе судебных приставов в незначительном размере или

«плохая» кредитная история у Клиента (ИП), который обращался в Банк не за кредитом, а наоборот — хотел открыть расчётный счёт, на который поступали бы его деньги в БанкСм. Постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по делам № 16АП-85/16, № 16АП-407/16, Постановление 9 Арбитражного апелляционного суда по делу № А41-20110/17, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда по делу № 01АП-8346/17.

В настоящий момент судебные дела чаще касаются комиссий и штрафов, вводимых Банками при закрытии счёта сразу после приостановления сомнительной операции. Сумма такой специальной комиссии может доходить до 30-50% от остатка средств на счете (с чем будущий клиент согласился при открытии счета, не обратив внимание на многостраничные «Тарифы»), а оспаривать ее законность и размер придется уже в суде.

Вместе с тем, Верховный суд неоднократно высказал свою позицию в отношении подобных комиссий, указав, что осуществление банком контроля за сделками клиента не может использоваться в качестве способа извлечения выгоды за счет клиента в виде повышенной платы за совершение операций, признанных сомнительными. В этой связи возложение на клиента банка расходов по проведению данного контроля, в том числе путем установления специального тарифа при осуществлении банковских операций, недопустимо. (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2020 N 5-КГ20-8, 2-5744/2018; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 по делу N 5-КГ20-54-К2, 2-4461/2019).

Таким образом есть шанс, что в ближайшем времени злоупотреблений с подобными комиссиями станет меньше.

В остальной части, учитывая появившийся с 2018 г. внесудебный порядок обжалования действий банка в ЦБ и снятия там основных вопросов к действиям банков, судебные дела касаются чаще всего явно сомнительных действий клиентов:

  • проведение операций с признаками транзитных, а именно, поступление и списание денежных средств по расчетному счету клиента осуществлялось в течение короткого периода времени (одного-двух дней) при регулярности и длительном периоде совершения таких операций (не менее 3 месяцев);
  • наличие в контрагентах по таким операциям множества субъектов, особенно если кто-то из них состоит в перечне «отказников»;
  • минимальный объем налоговой нагрузки;
  • отсутствие операций по счету, подтверждающих осуществление клиентом финансово-хозяйственной деятельности (аренда, связь и т.д.); отсутствие соответствующего деятельности штата (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.10.2019 N Ф04-3705/2019 по делу N А45-16075/2018; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2019 N Ф05-4137/2019 по делу N А40-146350/2018)

Участились и случаи блокирования карт физических лиц ввиду сомнительности поступивших на счет физлица средств.

Так, физлицу был заблокирован доступ к счетам ввиду систематического поступления средств по договорам займа от одной и той же компании. При этом средства физлицом со счета сразу снимались, физлицо являлось директором и участником компании-займодавца. По совокупности перечисленных фактов банк свою позицию в суде отстоял (решение Первореченского районного суда г. Владивостока № 2-4248/2019 2-669/2020 от 15 июля 2020 г. по делу № 2-4248/2019). Отметим, что сумма поступлений на счет была не столь значительной — совокупно порядка 900 000 рублей.

Однако даже такой небольшой суммы хватило банку для признания зачисления средств сомнительным.

Как видим из судебной практики, ключевыми критериями для признания банковских операций сомнительными является низкое «качество» контрагента, необоснованная частота операций и наличие транзитного характера операции. Все эти факторы редко соответствуют нормальной хозяйственной деятельности.

Выводы

  • Банковский контроль — один из факторов внешней среды без которых бизнес просто не может существовать. Поэтому любое построение гибкой и устойчивой структуры бизнеса требует долгой и трудоёмкой настройки и согласования в том числе и с банками;
  • а учитывая уровень текущего контроля, любой субъект должен быть готов подтвердить, обосновать, доказать (кому как больше нравится) обоснованность той или иной транзакции финансовых средств через расчётный счёт и её экономический смысл. Рано или поздно это касается любого клиента банка.
admin
Оцените автора
Ракульское