Статья 234.1. Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ

Прочтите, и у вас будет некоторое представление о мерах ответственности, предусмотренной законодательством России за правонарушения и преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.

Под незаконным оборотом наркотиков понимают противоправные действия, связанные с хранением, изготовлением, культивированием наркосодержащих растений, потреблением или склонением к потреблению наркотиков, содержанием притонов.

– это их потребление без рецепта врача.

ЗАКОН И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Административная ответственность:

В соответствии с кодексом РФ «Об административных правонарушениях» (КоАП РФ), привлечению к административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. В случае, если лицо не достигло возраста 16 лет, административной ответственности подлежат его родители или законные представители (ст. 20.22 и 5.35 КоАП РФ).

Статья 6.8.КоАП РФ.Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества – влекут наложение административного штрафа от 4 до 5 тысяч руб. или арест до 15 суток.

Статья 6.9.КоАП РФ.Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, либо новых потенциально опасных психоактивных веществ — влекут наложение административного штрафа от 4 до 5 тысяч руб. или арест до 15 суток.

Статья 6.9.1.КоАП РФ.Уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ – влечет наложение административного штрафа в размере от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток.

Статья 6.10.КоАП РФ.Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ — влечет наложение административного штрафа в размере от 1,5 до 3 тысяч рублей.

Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних — влекут наложение административного штрафа в размере от 4 тысяч до 5 тысяч рублей.

Статья 6.13. КоАП РФ.

Те же деяния, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернетвлекут: для граждан штраф от 5 до 30 тысяч рублей; для должностных лиц – от 50 до 100 тысяч рублей; для индивидуальных предпринимателей — от 50 до 100 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; для юридических лиц — от 1 до 1,5 миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Часть 2 статьи 20.20. КоАП РФ.Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах — влечет наложение административного штрафа в размере от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.22. КоАП РФ.Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ – влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от 1,5 до 2 тысяч рублей.

Часть 2 статьи 14.53 КоАП РФ.Оптовая или розничная продажа насвая, пищевой никотинсодержащей продукции или никотинсодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания или нюханья табака сосательного (снюса) влечет наказание наложение административного штрафа: на граждан в размере от 15 до 20 тысяч рублей; на должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 150 тысяч рублей.

Статья 5.35 КоАП РФ.Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа от 100 до 500 рублей.

В случае совершения правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков иностранным гражданином или лицом без гражданства, данное лицо подлежит административному выдворению за пределы Российской Федерации.

Уголовная ответственность

В соответствие со ст. 20 Уголовного кодекса РФ (УК РФ),уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, предусмотренных статьями 228, 228.1-228.4, 229.1, 230-234.1 УК РФ, подлежит лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста. За совершение преступления, предусмотренного ст.

229 УК РФ, ответственность наступает с 14 лет.

Статья 228 УК РФ.Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (далее НС и ПВ), а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества – наказываются штрафом в размере до 40 тысяч рублей, или лишением свободы на срок от 3 до 15 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей.

Статья 228.1 УК РФ.Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества – наказывается лишением свободы от 4 до 20 лет, либо пожизненным лишением свободы.

Статья 228.2. УК РФ.Нарушение правил оборота НС или ПВ – наказывается штрафом до 300 тыс.рублей.

Статья 228.3. УК РФ.Незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров НС или ПВ, а также незаконные приобретение, хранение или перевозка растений, содержащих прекурсоры НС или ПВ, либо их частей, содержащих прекурсоры НС или ПВ – наказываются штрафом в размере до 500 тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Статья 228.4.УК РФНезаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров НС или ПВ, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры НС или ПВ, либо их частей, содержащих прекурсоры НС или ПВ — наказываются лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей.

Ст. 229 УК РФ.Хищение либо вымогательство НС или ПВ, а также растений, содержащих НС или ПВ, либо их частей, содержащих НС или ПВ — наказываются лишением свободы на срок от 3 до 20 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей.

Статья 229.1. УК РФ. Контрабанда НС, ПВ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ – наказываются лишением свободы на срок от 3 до 20 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или пожизненным лишением свободы.

Статья 230УК РФ.Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов — наказываются лишением свободы на срок от 3 до 15 лет.

Статья 231УК РФ. Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры — наказывается штрафом в размере до 300 тысяч рублей или лишением свободы на срок от 2 до 8 лет.

Статья 232УК РФ. Организация либо содержание притонов или систематическое предоставления помещения для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов — наказываются лишением свободы на срок от 2 до 7 лет.

Статья 234УК РФ. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта – наказывается штрафом в размере от 40000 до 120000 рублей, или лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Статья 226.1УК РФ. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ – наказывается штрафом в размере до 1000000 рублей, или лишением свободы на срок до двенадцати лет.

Статья 234.1 УК РФ.Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ – наказывается штрафом в размере от 30000 до 200000 рублей, или лишением свободы на срок до восьми лет.

В случае совершения преступления в сфере незаконного оборота наркотиков иностранным гражданином или лицом без гражданства, данное лицо подлежит ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с отбыванием наказания в исправительных учреждениях России.

Ограничения, налагаемые

на граждан, употребляющих наркотики:

Постановление Правительства РФ от 18 мая 2011 года № 394 «Об утверждения перечня отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией»:

Работы, связанные с управлением транспортными средствами, движением поездов, в качестве членов летных экипажей, работы на морских и речных судах;

Деятельность, связанная с добычей и переработкой нефти и газа, полезных ископаемых;

Все виды деятельности в области использования атомной энергии;

Деятельность, связанная с оборотом оружия (правоохранительная и т.д.), аварийно-спасательные работы;

Медицинская и педагогическая деятельность и многое другое.

При получении информации, касающейся вопросов немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, необходимо обратиться:

МВД по Республике Бурятия

г. Улан-Удэ, ул. Димитрова, 2А

Телефон: 102 (112)

ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер»

г. Улан-Удэ, ул. Краснофлотская, 44

Горячая линия 7 (3012) 379-411

Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ: спорность «Персональной» криминализации и некоторые проблемы применения ст. 234. 1 УК РФТекст научной статьи по специальности «Право»

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НОВЫЕ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / РЕЕСТР / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / CRIMINALIZATION / TARGET OF CRIME / NEW POTENTIALLY DANGEROUS PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / REGISTRY / ILLICIT TRAFFICKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прохорова Марина Леонидовна, Давлетов Эмиль Рустемович

В статье рассмотрены проблемы применения ст. 234.1 УК РФ « Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ », связанные главным образом с определением предмета преступления , названного в ней. Авторы высказывают сомнения относительно обоснованности «персональной» криминализации незаконного оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ .

iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прохорова Марина Леонидовна, Давлетов Эмиль Рустемович

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы

Новые потенциально опасные психоактивные вещества: неадекватность правового реагирования на вызовы наркорынка

Судебный прецедент как способ противодействия распространению новых потенциально опасных психоактивных веществ

Изменения в законодательстве об ответственности за незаконный оборот новых психоактивных веществ

Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен: вопросы нормативно-правового регулирования

Правовые аспекты незаконного оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Illicit trafficking in new potentially dangerous psychoactive substances: the controversy of “personal” criminalization and some application problems of Article 234.1 of the Criminal Code of the Russian Federation

The paper deals with the problems of applying Article 234.1 of the Criminal Code of the Russian Federation “ Illicit trafficking in new potentially dangerous psychoactive substances ” that are mostly related to defining the target of a crime in the abovementioned article. The authors express doubts about the validity of “personal” criminalization of illicit trafficking in new potentially dangerous psychoactive substances .

Текст научной работы на тему «Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ: спорность «Персональной» криминализации и некоторые проблемы применения ст. 234. 1 УК РФ»

Прохорова Марина Леонидовна

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии

Кубанского государственного университета

Давлетов Эмиль Рустемович

студент юридического факультета Кубанского государственного университета

НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НОВЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ: СПОРНОСТЬ «ПЕРСОНАЛЬНОЙ» КРИМИНАЛИЗАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СТ. 234.1 УК РФ

Prokhorova Marina Leonidovna

LL.D, Professor, Department of Criminal Law and Criminology, Kuban State University

Davletov Emil Rustemovich

Student, Law Department, Kuban State University

ILLICIT TRAFFICKING IN NEW POTENTIALLY DANGEROUS PSYCHOACTIVE SUBSTANCES: THE CONTROVERSY OF «PERSONAL» CRIMINALIZATION AND SOME APPLICATION PROBLEMS OF ARTICLE 234.1 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

В статье рассмотрены проблемы применения ст. 234.1 УК РФ «Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ», связанные главным образом с определением предмета преступления, названного в ней. Авторы высказывают сомнения относительно обоснованности «персональной» криминализации незаконного оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ.

криминализация, предмет преступления, новые потенциально опасные психоактивные вещества, реестр, незаконный оборот.

The paper deals with the problems of applying Article 234.1 of the Criminal Code of the Russian Federation «Illicit trafficking in new potentially dangerous psychoactive substances» that are mostly related to defining the target of a crime in the abovementioned article. The authors express doubts about the validity of «personal» criminalization of illicit trafficking in new potentially dangerous psychoactive substances.

criminalization, target of crime, new potentially dangerous psychoactive substances, registry, illicit trafficking.

За последние годы сотни тысяч молодых людей в России стали жертвами так называемых «спайсов» — опасных для жизни и здоровья человека курительных смесей, являющихся по своей сути синтетическими наркотиками. За сравнительно небольшой период времени эти вещества заняли лидирующие позиции по уровню распространенности. Эта тенденция подтверждает вывод ряда исследователей проблем борьбы с наркотизмом о наблюдающемся выраженном процессе реструктуризации российского наркорынка.

В первую очередь это проявляется в активном замещении «традиционных наркотиков» аналогичными по действию, но отличными по химическому составу веществами — потенциально опасными психоактивными веществами, завуалированными под так называемые «безобидные» смеси и соли для ванн, курительные смеси [1, а 4056-4060].

Сложившаяся ситуация потребовала адекватной реакции, которая последовала в виде принятия Федерального закона от 03.02.2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2]. В соответствии с ним УК РФ был дополнен ст. 234.1, устанавливающей ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ (далее — НПОПВ).

Это повлекло внесение изменений в Федеральный закон от 08.01.1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», в котором появилось понятие НПОПВ, а также был определен порядок ведения их реестра.

Итак, что понимается под термином «новые потенциально опасные психоактивные вещества»? В ст. 1 ранее названного федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» закреплено, что это «вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен».

В отличие от утвержденного постановлением Правительства РФ перечня наркотических средств и психотропных веществ, список новых психоактивных веществ, как было отмечено ранее, формируется в виде реестра [3].

18 февраля 2015 г. приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) № 69 был утвержден порядок формирования Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен. В соответствии с приказом «при получении от уполномоченных должностных лиц сведений о потреблении веществ, вызывающих у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ направляют указанные сведения в оперативно-разыскной департамент ФСКН России». Последнему совместно с экспертно-криминалистическим управлением надлежит организовать работу по установлению химической структуры нового потенциально опасного психоактивного вещества.

Если будет установлено, что в отношении этого вещества отсутствуют санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за его оборотом, оперативно-разыскной департамент ФСКН России должен подготовить проект распоряжения о включении нового потенциально опасного психоактивного вещества в реестр.

Однако, как известно, в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» ФСКН РФ была упразднена [4].

Согласно названному указу и положениям Федерального закона от 03.06.2016 г. № 305-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» [5] все функции и полномочия ФСКН были переданы МВД РФ с образованием при этом в его структуре Главного управления по контролю за оборотом наркотиков (ГУНК МВД РФ). Таким образом, обязанность формирования Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ лежит ныне на вновь образованном ведомстве. Однако соответствующего реестра до сих пор не существует.

Крайне важный для правоприменительной деятельности документ, который должен был быть опубликован на сайте ведомства или в сети Интернет, так и не появился.

Кроме того, следует подчеркнуть, что на сегодняшний день не функционируют механизм и порядок формирования данного реестра, поскольку государственные структуры, уполномоченные в соответствии с названным ранее приказом на осуществление соответствующей деятельности, в структуру ГУНК МВД России не входят.

Возникает серьезный вопрос относительно предмета преступления, предусмотренного ст. 234.1 УК РФ, поскольку в соответствии с законом в качестве него рассматриваются «потенциально опасные психоактивные вещества, оборот которых запрещен». В этой части диспозиция названной нормы является бланкетной. Однако, как указано ранее, перечень НПОПВ в виде соответствующего реестра отсутствует.

Сложившаяся ситуация обусловливает возникновение множества проблем и противоречий на практике, поскольку правоприменителю нечем руководствоваться при установлении конструктивного признака состава преступления.

Одни правоприменители пытаются вменить схожее деяние, предусмотренное иной статьей УК РФ, наталкиваясь при этом на ряд сложностей, связанных с предметом посягательства и «скатываясь», по сути, к аналогии закона. Иные, вменяя ст. 234.1 УК РФ, руководствуются внутренними убеждениями, которые ни фактически, ни юридически не обоснованы.

Данная ситуация противоречит принципу законности, исключает обоснованность уголовной ответственности, а применение названной статьи становится практически невозможным вследствие отсутствия соответствующего нормативного документа.

На отмеченные нами и иные сложности при установлении предмета названного преступления уже указывалось современными исследователями проблемы [6].

Вместе с тем, на наш взгляд, возникает вопрос вообще о целесообразности и обоснованности осуществления «персональной» криминализации незаконных действий с новыми потенциально опасными психоактивными веществами. По своей химической структуре и воздействию на организм они, по сути, являются синтетическими наркотическими средствами и психотропными веществами [7]. О «родстве» этих средств и веществ свидетельствует и тот факт, что вопросы, связанные с регулированием их обращения, решаются единым федеральным законом. НПОПВ можно классифицировать на несколько основных классов в зависимости от того, действие каких наркотиков или психотропных веществ они воспроизводят. Во-первых, это синтетические кан-набиноиды (например, «спайсы») [8].

Во-вторых, стимуляторы, которые воспроизводят действие кокаина, амфетаминов, например мефедрон и т. п. (так называемые «соли», продаваемые ранее под видом солей для ванн). В-третьих, галлюциногены (диссоциативы) — это синтетические препараты, воспроизводящие эффект известных галлюциногенов (по данным Фонда содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова).

С точки зрения реализации уголовной ответственности возникает проблема, связанная с санкциями за преступление, предусмотренное ст. 234.1, и за деяния, названные ст. 228 и 228.1 УК РФ. Их сопоставление показывает, что уголовная ответственность за действия, образующие незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ, в целом значительно мягче.

Насколько такое положение дел справедливо и обоснованно?

Кроме того, лица, совершающие действия с объективно психоактивными веществами, не признанными официально наркотиками, и аналогами, которые невозможно отнести к НПОПВ из-за отсутствия вышеупомянутого реестра, вообще избегают уголовной ответственности.

В связи с этим полагаем, что соответствующие нормы закона (ст. 234.1 УК РФ) не способны реализовать возлагавшихся на них надежд. Они создают «лазейку» для наркоторговцев, поскольку формируют возможность избежать сурового (а в настоящее время вообще любого) наказания. Как справедливо отмечает член Адвокатской палаты города Москвы К.А.

Кудряшов, «мы можем столкнуться с ситуацией, когда распространители и потребители наркотиков будут продавать и употреблять вещества из списка потенциально опасных психоактивных веществ и при задержании показывать документы (сертификаты) о том, что это именно такое вещество, а не наркотик». В результате за производство, изготовление, ввоз на территорию РФ и сбыт по сути того же наркотика, но признанного новым потенциально опасным психоактивным веществом, независимо от его веса, им будет грозить штраф в размере до 30 тыс. р. либо ограничение свободы на срок до двух лет.

Таким образом, соответствующая норма (при условии ее сохранения в УК РФ) требует значительного числа изменений и дополнений. Главная задача сейчас состоит как минимум в введении реестра НПОПВ, поскольку в его отсутствие применение ст. 234.1 УК РФ фактически невозможно.

При его создании необходимо определить систему критериев, опираясь на которые соответствующий орган будет компетентно решать вопрос о включении соответствующего вещества в реестр.

Формируя уголовно-правовые нормы, направленные на противодействие наркотизму, следует крайне взвешенно и скрупулезно подходить не только к вопросам криминализации тех или иных деяний, но и к созданию «бланкетного» законодательства, отсутствие которого не просто осложняет процесс реализации уголовной ответственности, но парализует возможность реализации уголовно-правовой репрессии тогда, когда это необходимо.

1. Щукин А.М. О запрете новых потенциально опасных психоактивных веществ [Электронный ресурс] // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2015. Т. 13. С. 4056-4060.

URL: https://e-koncept.ru/2015/85812.htm7down-load (дата обращения: 04.06.2017).

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 3 февр. 2015 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 6. Ст.

885.

3. Об утверждении Порядка формирования и содержании Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен [Электронный ресурс] : приказ ФСКН России от 18 февр. 2015 г. № 69. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции : указ Президента РФ от 5 апр. 2016 г. № 156 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 15.

Ст. 2071.

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции : федер. закон от 3 июня 2016 г. № 305-ФЗ // Там же. № 27 (ч. II). Ст.

4238.

6. См., например: Жевлаков Э.Н. О сложностях применения ст. 234.1 УК РФ [Электронный ресурс]. URL: 1пПр://отрасли-права.рф/а|Ис!е/17146 (дата обращения: 11.04.2017) ; Судакова Т.М. Социальная обусловленность и некоторые правовые проблемы противодействия преступному обороту новых видов наркотиков // Известия Иркутской государственной экономической академии.

2016. Т. 26, № 4. С. 646-649. https://doi.org/10.17150/2500-2759.2016.26(4).643-651 ; Щукин А.М. Указ. соч.

7. См.: Интервью председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В. Иванова // Российская газета. 2015. 24 апр.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ненецкого автономного округа

14 февраля 2015 года Федеральным законом от 3 февраля 2015 года N 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», законодателем введена уголовная ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ. Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 234.1 УК РФ, согласно которой предусмотрена ответственность за незаконные производство, изготовление, переработку, хранение, перевозку, пересылку, приобретение, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации в целях сбыта, а равно незаконный сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ, вызывающих у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасного для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом, оборот которых в Российской Федерации запрещен

Санкцией данной статьи за совершение указанного преступления предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до тридцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев либо ограничением свободы на срок до двух лет.

Также, предусмотрен квалифицированный состав указанного преступления – совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, либо совершение указанных действий повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Совершение указанного деяния влечет наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишения свободы на срок до шести лет.

В случае совершения вышеуказанного преступления организованной группой либо причинение по неосторожности смерти человеку предусмотрено наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы на срок до восьми лет.

Этим же законом в Федеральный законот 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» введено понятие «новые потенциально опасные психоактивные вещества» — это вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в России запрещен. Определены также понятия «оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ» и «Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен».

Решение о включении вещества в Реестр принимается федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Включение вещества в Реестр осуществляется при получении должностными лицами органов, прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел, таможенных органов, органов федеральной службы безопасности, сведений о его потреблении, которые должны быть подтверждены результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества,

Реестр и решения федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ о включении веществ в Реестр подлежат официальному опубликованию, а также размещению (опубликованию) на официальном сайте этого органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Исключение нового потенциально опасного психоактивного вещества из Реестра осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ после установления в отношении этого вещества санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом.

Решение об установлении в отношении нового потенциально опасного психоактивного вещества, включенного в Реестр, санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом принимается органами Роспотребнадзора не позднее двух лет со дня включения такого вещества в Реестр.

Порядок формирования и содержание Реестра будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, предусмотрена административная ответственность, в том числе за потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ и за вовлечение несовершеннолетних в их употребление. Соответствующие изменения внесены в статьи 6.10 и 6.13 КоАП РФ.

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Ненецкого автономного округа

Прокуратура Ненецкого автономного округа

Дата публикации:

19 февраля 2015, 19:43

Введена уголовная ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ

14 февраля 2015 года Федеральным законом от 3 февраля 2015 года N 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», законодателем введена уголовная ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ. Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 234.1 УК РФ, согласно которой предусмотрена ответственность за незаконные производство, изготовление, переработку, хранение, перевозку, пересылку, приобретение, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации в целях сбыта, а равно незаконный сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ, вызывающих у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасного для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом, оборот которых в Российской Федерации запрещен

Санкцией данной статьи за совершение указанного преступления предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до тридцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев либо ограничением свободы на срок до двух лет.

Также, предусмотрен квалифицированный состав указанного преступления – совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, либо совершение указанных действий повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Совершение указанного деяния влечет наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишения свободы на срок до шести лет.

В случае совершения вышеуказанного преступления организованной группой либо причинение по неосторожности смерти человеку предусмотрено наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы на срок до восьми лет.

Этим же законом в Федеральный законот 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» введено понятие «новые потенциально опасные психоактивные вещества» — это вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в России запрещен. Определены также понятия «оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ» и «Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен».

Решение о включении вещества в Реестр принимается федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Включение вещества в Реестр осуществляется при получении должностными лицами органов, прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел, таможенных органов, органов федеральной службы безопасности, сведений о его потреблении, которые должны быть подтверждены результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества,

Реестр и решения федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ о включении веществ в Реестр подлежат официальному опубликованию, а также размещению (опубликованию) на официальном сайте этого органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Исключение нового потенциально опасного психоактивного вещества из Реестра осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ после установления в отношении этого вещества санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом.

Решение об установлении в отношении нового потенциально опасного психоактивного вещества, включенного в Реестр, санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом принимается органами Роспотребнадзора не позднее двух лет со дня включения такого вещества в Реестр.

Порядок формирования и содержание Реестра будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, предусмотрена административная ответственность, в том числе за потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ и за вовлечение несовершеннолетних в их употребление. Соответствующие изменения внесены в статьи 6.10 и 6.13 КоАП РФ.

Незаконный оборот сильнодействующих веществ, как преступление, предусмотренное ст. 234 УК РФ

Адвокат по ст. 234 УК РФ Незаконный оборот сильнодействующих веществ

Статья 234 УК РФ предусматривает ответственность за незаконные изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки.

Несмотря на то, что указанная норма уголовного закона исключает ответственность по ней за незаконный оборот наркотических или психотропных веществ (ответственность за оборот наркотиков и психотропных препаратов предусмотрена другими нормами УК РФ), ответственности по ст. 234 УК РФ подвергаются наркоманы и, как это ни странно, спортсмены.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 964 утвержден список сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации. В этом списке содержится ряд психотропных сильнодействующих веществ, используемых наркоманами в целях получения наркотического эффекта, а также андрогенные анаболические стероиды, используемые спортсменами для достижения спортивных результатов и наращивания мышечной массы.

Важной особенностью ст. 234 УК РФ Незаконный оборот сильнодействующих веществ является то, что уголовная ответственность по ней наступает только за сбыт или оборот (пересылку, перевозку, приобретение, хранение) в целях сбыта. Таким образом доказыванию подлежит непосредственно сбыт, а если в ходе ОРМ не была проведена закупка, то умысел на сбыт, о чем может свидетельствовать крупный размер запрещенных веществ, расфасовка вещества, материалы и оборудование для расфасовки и т.п.

Таким образом, уголовная ответственность по ст. 234 УК РФ в случае приобретения или хранения какого либо вещества, содержащегося в списке запрещенных постановления № 964 от 29.12.2017 г., не наступает.

Защита по ст. 234 УК РФ Незаконный оборот сильнодействующих веществ

Если Вы или Ваш родственник задержан за незаконный оборот анаболических стероидов или сильнодействующих психотропных веществ, даже если не имел место сбыт, в любом случае Вам стоит воспользоваться защитой по ст. 234 УК РФ, поскольку сотрудники правоохранительных органов будут пытаться доказать сбыт или его умысел. Вас могут начать уговаривать, запугивать, вводить в заблуждение, говорить что если Вы признаетесь, то это облегчит Вашу участь.

Без участия адвоката при отсутствии защиты по ст. 234 УК РФ Вы рискуете стать легкой добычей. Тем более что на стадии до возбуждения уголовного дела при проведении проверки в порядке ст. ст. 144 – 145 УПК РФ обязательное участия защитника не предусмотрено.

Поэтому, как только произошел контакт с правоохранительными органами, связанный с психотропными веществами или анаболическими стероидами, обратитесь за защитой по ст. 234 УК РФ к адвокату.

Адвокат по ст. 234 УК РФ Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта

Адвокат по ст. 234 УК РФ окажет полный комплекс услуг при защите по незаконному обороту сильнодействующих веществ. Все особенности состава ст. 234 УК РФ учитываются адвокатом при защите и эффективно используются. В конкретных ситуациях тактика стороны защиты может быть построена по разному, все зависит от того доказан ли сбыт или умысел на сбыт – именно доказанность этого обстоятельства определяет наличие состава ст.

234 УК РФ. В каких то случаях защита направлена на минимизацию ответственности, а где то тактика предусматривает уход от более тяжкого состава. Адвокат по ст. 234 УК РФ поможет выстроить правильную тактику защиты учитывая все важные обстоятельства.

Если Вам грозит уголовное преследование по ст. 234 УК РФ, позвоните адвокату по уголовным делам по телефону, указанному на сайте.

Стоимость услуг адвоката по ст. 234 УК РФ Незаконный оборот сильнодействующих веществ

Стоимость услуг адвоката по ст. 234 УК РФ от незаконном обороте сильнодействующих веществ определяется после обращения за помощью, при личной встрече с адвокатом, в ходе которой специалист вникает в суть вашей ситуации, обрисовывает перспективы, выясняет желаемый исход и определяет тактику защиты. Каждая ситуация индивидуальна и универсальных методов защиты быть не может, только при таком подходе возможна качественная защита.

Цена на услуги адвоката на следствии начинается от 100 тыс. руб., это ориентировочно, она может меняться как в большую, так и в меньшую сторону, в зависимости от конкретной ситуации.

Услуги адвоката высокого уровня не могут стоить дешево, труд адвоката должен быть справедливо оценен и оплачен, и тогда Ваши проблемы становятся задачами для адвоката. Звоните и приходите, обеспечим надежную защиту!

Вам также может быть интересно:

  • Как вести себя при задержании
  • Как вести себя при обыске
  • Что делать до того, как в дело вступил адвокат

Другие услуги адвоката по уголовным делам:

  • Адвокат по ст. 228 УК РФ Приобретение, хранение наркотиков
  • Адвокат по ст. 228.1 УК РФ Сбыт, изготовление наркотиков
admin
Оцените автора
Ракульское