Статья 204.1. Посредничество в коммерческом подкупе

«Взятка» в частной организации Под коммерческим подкупом законодатель понимает незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав, за совершение действия (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию). К коммерческому подкупу в соответствии с данной статьей относится и ситуация, когда по указанию лица, выполняющего управленческие функции, имущество передается, услуги имущественного характера оказываются, имущественные права предоставляются и иному физическому или юридическому лицу за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц. Коммерческий подкуп является социально опасным в силу целого ряда причин; · он дискредитирует государство, которое не способно обеспечить естественный ход товарно-денежных отношений; · он посягает на нормальный ход рыночных отношений в обществе; · приносит убытки коммерческим организациям (за счет получения дающими подкуп особых преимуществ, которые они не получили бы при обычных рыночных отношениях, что в итоге и приводит к убыткам); · подрывает деятельность лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих организациях; · приводит к удорожанию товаров и услуг (поскольку убытки хозяйствующими субъектами компенсируются затем за счет стоимости товаров и услуг).

По сути, коммерческий подкуп – это та же взятка, только в частной организации. Ну а поскольку государственная власть при этом напрямую не дискредитируется, ответственность при коммерческом подкупе (хотя и является суровой) но все же мягче, чем ответственность за взяточничество. В отличие от взяточничества основные составы преступлений коммерческого подкупа сосредоточены в одной статье 204 Уголовного кодекса РФ, а не предусматриваются несколькими статьями УК (в 2016 году в уголовный кодекс введены еще две статьи: о посредничестве при коммерческом подкупе и о мелком коммерческом подкупе – статьи 204.1 и 204.2 УК РФ).

Почитать  С какого момента отсчитывается срок лишения водительских прав

И это также свидетельствует о более либеральном отношении законодателя к ответственности за коммерческий подкуп. На личный взгляд автора публикации есть и еще одно существенное отличие – он встречается реже в судебной практике. И не потому, что в коммерческих организациях служивых людей подкупают реже, отнюдь нет. Просто там выше латентность коррупционных правонарушений.

Руководство коммерческих организаций, установив коррупциогенность со стороны своих сотрудников, например, из сведений собственных служб безопасности, зачастую предпочитает «не выносить сор из избы», а просто избавиться от нерадивых. В результате подобной безнаказанности привыкшие к подношениям устраиваются в другие частные предприятия или в государственные органы и организации, где порочный круг коррупции замыкает новые витки. Разные составы преступлений в одной статье Анализ уголовно-правовой нормы коммерческого подкупа свидетельствует, что ст. 204 УК РФ объединяет два состава преступления: 1) незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию). В качестве квалифицирующих признаков данного преступления частями 2 — 4 ст.

204 УК РФ предусмотрено совершение подкупа в значительном размере; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; за заведомо незаконные действия (бездействие); в крупном размере; в особо крупном размере. 2) незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию). В качестве квалифицирующих признаков в частях 6 – 8 ст. 204 УК РФ предусмотрены: совершение деяний в значительном размере; совершение данных деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; либо если деяния сопряжены с вымогательством предмета подкупа; либо за незаконные действия (бездействие); совершены в крупном размере; совершены в особо крупном размере.

Почитать  Проект закона об отмене срока давности по судебным делам

Так, по ст. 204 УК РФ за так называемый «откат» были привлечены к уголовной ответственности как должностное лицо одного из коммерческих банков, так и коммерсант. Являясь руководителем дополнительного офиса банка, сотрудница банка договорилась с предпринимателем о предоставлении ему крупного кредита за определенный процент в ее пользу. «Плату» за услугу она получила после того, как коммерсант обналичил часть полученного кредита. При передаче предмета коммерческого подкупа в личном автомобиле банковской служащей оба были задержаны оперативными сотрудниками правоохранительных органов, к которым в свою очередь обратились служащие управления собственной безопасности банка, давно подозревавшие, что убытки этого дополнительного офиса по выдаче некачественных кредитов имеют коррупционную подоплеку. Заметим, что в данном случае предмет коммерческого подкупа (деньги) передавался из средств, полученных предпринимателем в виде банковского кредита.

Но даже если бы он передавал банковской служащей свои собственные средства (например, до получения кредита), для квалификации это не имело бы никакого значения, поскольку подкуп есть подкуп, неважно, из какого конкретного источника он осуществляется. Отличие коммерческого подкупа от других преступлений Объектом коммерческого подкупа выступают общественные отношения, определяющие и регулирующие интересы службы в коммерческой или иной организации. По этому критерию (нарушение «интересов службы» в коммерческих организациях) коммерческий подкуп принято отличать от коррупционных преступлений на государственной службе, в органах государственной власти и иных государственных органах и организациях. При этом необходимо отметить, что законодатель меняет свои подходы по отнесению тех или иных действий или бездействий ко взяточничеству или коммерческому подкупу.

Так, с 2015 года ко взяточничеству (а не к коммерческому подкупу) стали относить и получение «мзды» в государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. Замечу, что в этих организациях, где контрольный пакет акций является государственным или муниципальным, служащие не относятся к числу государственных или муниципальных служащих, их статус является более неопределенным, не так строго регламентирован федеральными законами, однако все они в случаях проявления коррупционности несут ответственность, скажем, за получение взяток, а не за коммерческий подкуп. Так, в практике автора публикации была защита одного из должностных лиц из акционерного общества со стопроцентным государственным капиталом. Это лицо вполне искренне и неоднократно возмущалось тем, что его привлекали за систематические взятки, а не за поборы. — «Нам не была запрещена «подработка», иные виды деятельности, мы – не госслужащие, а работники акционерного общества». К несчастью для этого должностного лица законодатель в 2015 — 2016 годах приравнял его «поборы», совершенные вопреки интересам службы и с использованием служебного положения в таком акционерном обществе, к мелким взяткам и взяткам в значительном размере, что для виновника означало усиление его уголовно-правовой ответственности.

Почитать  Развод по месту жительства истца

Действующее уголовное законодательство не дает определения понятию «интересы службы», однако в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» содержится перечень действий, которые нарушают интересы службы: деяния, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к аппарату управления, так и тем целям и задачам, для достижения которых лицо было наделено соответствующими полномочиями (подробнее см. В.В. Агильдин.

Коммерческий подкуп: законодательная регламентация и квалификация. «Служебные преступления: вопросы теории и практики правоприменения: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (17 мая 2018 года, г. Хабаровск)», под ред. Т.Б. Басовой, К.А. Волкова, «Юрист», 2018).

Вторым критерием отличия коммерческого подкупа от взяточничества всевозможных видов является критерий субъекта преступления. При коммерческом подкупе субъектом преступления является лицо, осуществляющее функции управления коммерческой организацией или иной организацией. При получении взятки субъектом является должностное лицо, под которым в соответствии с примечанием 1 к ст.

285 УК РФ необходимо понимать лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах и иных органах и организациях, перечисленных в этом примечании. Коммерческий подкуп необходимо отличать от ряда иных преступлений, поскольку по своему характеру он внешне похож на преступления, предусмотренные ст. 204.1 УК РФ (посредничество в коммерческом подкупе), ст.

204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп), ст. 290 УК РФ (получение взятки), ст. 291 УК РФ (дача взятки) и ст.

184 УК РФ (оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса). Разница между ст. 204 УК РФ и ст. 204.1 УК РФ заключается в субъекте преступления. Если в ст.

204 УК РФ им выступает лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, то в ст. 204.1 УК РФ субъектом является лицо, выполняющее функции посредника, т.е. лицо, передающее предмет коммерческого подкупа по поручению дающего подкуп или получающего его или иным образом способствующее в достижении либо реализации соглашения между ними о передаче и получении подкупа. Посредник отличается от получающего или передающего предмет коммерческого подкупа тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе. Что касается ст.

204.2 УК РФ, то объект преступления здесь аналогичен объекту преступления ст. 204 УК РФ. Различия имеются в отношении конкретизации объективной стороны деяния в ст. 204.2 УК РФ — совершение коммерческого подкупа на сумму, не превышающую 10 тысяч рублей. Кроме того, в соответствии с разъяснением в вопросе 2.1 Ответов на вопросы, поступившие из судов, по применению Федеральных законов от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ — 326-ФЗ, коммерческий подкуп на сумму, не превышающую десяти тысяч рублей, получение взятки, дача взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, влекут ответственность по части 1 статьи 204.2 либо по части 1 статьи 291.2 УК РФ независимо от того, когда (до 15 июля 2016 года или после этой даты) и за какие действия (законные или незаконные) они совершены, в каком составе участников (единолично или группой лиц), а также наличия или отсутствия других квалифицирующих признаков коммерческого подкупа и взяточничества.

Разницу между коммерческим подкупом и взяточничеством (статьи 290 и 291 УК РФ) мы уже подчеркнули. При сравнении состава преступления, предусмотренного ст. 184 УК РФ, с коммерческим подкупом, обнаруживается различный объект и субъект преступления. Объектом преступления по ст.

184 УК РФ будет являться нормальная деятельность по организации спортивных соревнований или зрелищного коммерческого конкурса. Субъектом будут являться лица, принимающие имущественное предоставление или соответствующие услуги, права с целью оказания влияния на результаты соревнования или конкурса: спортсмены, тренеры, судьи, руководители, члены жюри, организаторы соревнования или конкурса и т.д. В заключение необходимо отметить, что тяжесть предусмотренных законодательством санкций в области коррупционных правонарушений (в том числе и по коммерческому подкупу) такова, что, несмотря на все соблазны прибегнуть к неправовому методу решения проблем при осуществлении хозяйственной деятельности, гораздо надежнее использовать сугубо правовые рычаги.

Кроме того судебная практика последних лет демонстрирует устойчивую тенденцию к повышению ответственности, усилению наказаний как за взяточничество, так и за коммерческий подкуп. В силу этого гораздо легче вовсе не совершать таких преступлений (даже в мелком размере), чем потом защищаться от обвинений в их осуществлении. От редакции.

Ранее автором публикации были освещены иные темы квалификации коррупционных правонарушений: административная ответственность за коррупцию со стороны юридических лиц; вопросы квалификации взяткодателей, взяткополучателей, посредников во взяточничестве (см. «Верное решение» за 2020 г. № 2, 3, 6, 12, за 2021 г. № 1). Михаил Слепцов, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Слепцов и партнеры», кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации

Поделиться:

Как доказать коммерческий подкуп

К оммерческий подкуп как преступление, совершаемое против интересов управления в коммерческих организациях (ст. 204 УК РФ), часто является труднодоказуемым. Его фигурантами являются генеральные директора и их заместители компаний, чьим интересам наносится ущерб. Реальными пострадавшими в таких ситуациях становятся клиенты, сотрудники и акционеры этих организаций.

Из-за своеобразия субъекта доказывание преступления оказывается сложным для правоохранительных органов.

Особенности коммерческого подкупа как преступления

Интересы преступников как предлагающих вознаграждение за определенное действие или бездействие лежат в сфере предпринимательской деятельности, где дополнительное стимулирование активности контрагента иногда не считается постыдным решением. Но возникают моменты, когда оно приносит реальный ущерб правам и охраняемым законом интересам других лиц, например:

  • контракт подписывают не с лучшим поставщиком, а с тем, кто дополнительно стимулировал представителя заказчика;
  • за материальное вознаграждение передается информация компании, по случайности не отнесенная к коммерческой тайне;
  • материальное вознаграждение заказчику-приемщику позволяет строить мосты или дороги с меньшим качеством, а обрушение моста грозит ущербом многим.

Эти ситуации заставляют законодателя обращать внимание даже на незначительные случаи подкупа, грозящие и ущемлением конкуренции, и ущербом неограниченному числу граждан. Но коммерческий подкуп как преступление часто становится орудием недобросовестной конкуренции. Обвинение в нем руководителя успешной компании, даже бездоказательное, способно привести к его уголовному преследованию, а значит, и к потере компанией позиций на рынке.

Именно это должно побуждать правоохранительные органы максимально внимательно относиться к доказыванию реального факта коммерческого подкупа, не опираясь на голословные заявления лиц, которые передали взятку и, обвинив ее получателя в вымогательстве, скрываются от ответственности. На практике суд часто принимает как данность голословные заявления, никак не подтверждающие реальность совершения преступления.

Возбуждение дела о коммерческом подкупе начинает выступать как мера давления на конкурентов или, например, как один из инструментов рейдерского захвата, или, если дело возбуждается против общественных или политических организаций, как мера воздействия на политических противников.

Особенности доказывания по делам о коммерческом подкупе

Нормы ст. 73 УПК гласят, что суду для вынесения обвинительного приговора должны быть объяснены и подтверждены доказательствами такие обстоятельства, как:

  • событие преступления или сам факт его совершения;
  • виновность лица, причем в случае коммерческого подкупа должна быть доказана вина в форме умысла;
  • мотивы;
  • размер ущерба, причиненного преступлением.

Применительно к коммерческому подкупу в обвинительном заключении, предоставляемом в суд, необходимо указать:

  • факт незаконной передачи денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконного оказания услуг имущественного характера, любое реальное поступление имущества в распоряжение должностного лица;
  • факт, что передача была обусловлена совершением определенных действий или отказом от них, причинно-следственную связь между передачей имущества и поступком;
  • всех лиц, которые участвовали в преступлении или способствовал его совершению;
  • обстоятельства, определяющие степень ответственности всех участников коррупционной сделки.

Согласно нормам Постановления Пленума ВС РФ № 24, преступление считается оконченным с момента поступления денег на счет лица, обвиняемого в подкупе, или ему лично в руки. Без доказательства факта реального получения блага преступление может рассматриваться только как покушение на коммерческий подкуп. Соответственно, основное, что должны доказать правоохранительные органы, – это реальное получение денег.

Показания взяткодателя о том, что он лично передавал мзду, как лица, заинтересованного в избегании уголовной ответственности, доказательством получения средств быть не могут. Но до сих пор фиксируются случаи, когда голословные показания таких взяткодателей могут лишить человека свободы.

Как вычислить откатчика с помощью DLP-системы? Читать.

Утратившее сегодня силу Постановление Пленума ВАС РФ № 6 от 10.02.2000 года обязывало следователей по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе также доказывать, каким именно правам и законным интересам других лиц был нанесен ущерб в результате передачи вознаграждения. Постановление утратило силу, но это не отменило действие нормы УПК РФ, говорящей о необходимости доказать реальный размер ущерба, причиненного преступлением. Так как статья 204 УК РФ относится к главе УК, говорящей о преступлениях против интересов службы в коммерческой организации, нельзя считать ущербом сумму незаконного вознаграждения.

Взяткодатель не является пострадавшим в делах такого плана.

На практике следователи уклоняются и от доказывания факта реальной передачи денег, и от доказывания факта причинения любого ущерба именно интересам коммерческой организации. Суд в ряде случаев указывает, что, согласно ст. 220 УПК, в обвинительном заключении следователь должен приводить данные о потерпевшем, характере и размере вреда, причиненного ему преступлением. Далеко не всегда из-за самой конструкции статьи о коммерческом подкупе эти данные могут быть предоставлены следователем из-за невозможности реально оценить степень ущерба, причиненного интересам организации.

В большинстве рассмотренных по статье о коммерческом подкупе дел суды выносят обвинительный приговор, не принимая во внимание эту норму закона.

Говоря о круге лиц, имеющих отношение к коррупционной сделке, необходимо доказать, что лицо действительно имело право выполнять управленческие функции и было наделено соответствующими полномочиями. Постановление Пленума ВС РФ № 9, говорящее о злоупотреблении полномочиями, в п. 11 четко оговаривает, что управленческими функциями в организации в целом, а не в ее отдельном подразделении, обладает или единоличный исполнительный орган, или лицо, его замещающее. Указание, что такими функциями обладает член совета директоров, вряд ли может быть расценено как корректное, так как это лицо не имеет формальных прав на выдачу приказов и распоряжений.

Соответственно, субъектом преступления не может быть начальник управления, руководитель строительного участка, прораб или иное лицо, нижестоящее в иерархии. На практике правоохранительные органы и суды часто пренебрегают и этой трактовкой закона. Иногда выполнение административно-хозяйственных функций приравнивается к управленческим (см. дело № 1-201/019 Первомайского суда г. Кирова), но такая аналогия прямо не вытекает из норм ст.

204 УК РФ.

Рассматривая практику доказывания по делам о коммерческом подкупе, можно сделать вывод, что требования по доказыванию, в соответствии с нормами ст. 73 УПК РФ, далеко не всегда выполняются правоохранительными органами.

Посредничество в коммерческом подкупе

П осредничество в коммерческом подкупе – новелла в законодательстве, в УК РФ она впервые попала в 2016 году на волне усиления борьбы с коррупцией. Признаваться общественно опасным деянием стала не только передача незаконного вознаграждения государственному служащему, но и аналогичные преступления, совершаемые в коммерческой сфере. Основой для ужесточения ответственности за помощь в организации коммерческого подкупа стало подписание Россией международных конвенций по борьбе с коррупцией, обязывающих наказывать и посредника.

Суть нормы

Предпосылкой для появления ст. 204.1 УК РФ стало принятие новой редакции ст. 291, рассматривающей случаи, когда взятка должностному лицу в бизнесе, что признается коммерческим подкупом, передается через посредника.

До внесения изменений в законодательство деятельность посредника виделась как пособничество, соучастие, после этого она стала рассматриваться как самостоятельное преступление, совершаемое проив интересов коммерческой организации. Связано это с тем, что в стране сформировался класс преступников определенного типа, предлагающих решить вопросы на любых уровнях, например, при выигрыше тендера или при приеме на работу в крупную компанию. Для них возникла необходимость создать отдельный тип преступления, по которому возможен рецидив и более строгая ответственность именно за посредничество в организации коммерческого подкупа.

Диспозиция, или условия, при которых реализуется привлечение к ответственности за коммерческий подкуп, для статьи 204.1 УК РФ выглядит следующим образом:

  • передача незаконного вознаграждения между участниками преступления (взяткодателем и взяткополучателем) происходит при посредничестве третьего лица;
  • делается это по поручению взяткодателя;
  • непосредственная передача подкупа может выражаться в любой иной форме помощи в передаче вознаграждения, например, предоставлении своего биткоин-кошелька.

Санкции или наказание по этой статье зависят от тяжести и состава совершенного преступления:

  • если коммерческий подкуп происходит в стандартной ситуации, максимальным наказанием окажется 2 года лишения свободы;
  • если посредники в коммерческом подкупе действовали группой или осознавали, что результатом взятки должно стать откровенное нарушение закона, или если взятка передавалась в крупном размере – можно потерять свободу на срок до 5 лет;
  • если в особо крупном – на срок до 7 лет.

Часть 4 статьи 204.1 говорит о нереализованном обещании посредничества в коммерческом подкупе. Санкции по этой норме также варьируются от небольшого штрафа до лишения свободы на срок до 4 лет. Преступление всегда совершается с умыслом передать вознаграждение, и состав считается оконченным в момент получения материальных благ должностным лицом коммерческой организации.

Как доказать посредничество в коммерческом подкупе

Самой простой для следователя станет ситуация, когда посредник в коммерческой сфере добровольно явится в правоохранительные органы и поспособствует раскрытию преступления. Посредник в коммерческом подкупе будет освобожден от уголовной ответственности, а у следствия появится доказательственная база. Так, в деле 2-2010/2019 Пермского областного суда взяткодатель пытался подкупить одного из сотрудников нефтяной компании с целью получить сведения о нефтепроводе для дальнейших врезок в него.

Посредник, получив конверт с деньгами для передачи должностному лицу коммерческой организации, поставил в известность органы полиции и был освобожден от ответственности.

Но существующая практика передачи взяток в коммерческой деятельности с использованием возможностей цифрового мира не позволяет часто выявить сложные трансграничные переводы средств и посредника. Раскрываются несложные дела, например, систематический подкуп руководителя курсов обучения водителей. В тех случаях, когда во коммерческом подкупе подозревают должностное лицо, начинают вести прослушку его переговоров, проводят другие оперативно-розыскные действия, собирают материал и на посредника и систематического взяткополучателя.

Посредничество в коммерческом подкупе редко возникает в судебной практике, многие дела еще расследуются. Это говорит о том, что цифровизация преступлений часто снижает их раскрываемость.

Коммерческий подкуп статья 204 УК РФ

В Уголовном кодексе РФ существует несколько статей, преследующих за преступления коррупционной направленности. Они делятся на две группы – вводящие ответственность за получение мзды сотрудником государственной организации и за коррумпирование сотрудника частной фирмы. На практике вторая применяется реже, чем первая: в стране ежегодно фиксируется до несколько тысяч случаев взяток, по статьям о коммерческом подкупе до суда доходит не более 300-400 эпизодов в год.

Это связано с латентностью преступления: не все причастные заинтересованы в привлечении к ответственности за коррупционную сделку в коммерческой сфере.

История нормы

Впервые статья появилась в новом Уголовном кодексе РФ в 1997 году. Она несколько раз видоизменялась. В связи с подписанием страной ряда международных конвенций в сфере борьбы с коррупцией, например, Конвенции ООН 2006 года, суть и структура статьи неоднократно менялись:

  • из состава нормы было выделено два самостоятельных преступления – «Мелкий коммерческий подкуп» и «Посредничество в коммерческом подкупе»;
  • резко ужесточилась материальная составляющая ответственности, теперь сумма штрафа в десятки раз превышает сумму полученной выгоды.

Правоприменение статьи может повлечь новые изменения, усиливающие ее превентивное действие. Статистика показывает, что с момента введения кратности штрафов число судебных дел, возбуждаемых по ст. 204 УК РФ, сокращается с каждым годом.

Структура нормы

Статья 204 УК РФ содержит упоминание о двух субъектах – лице, предлагающем имущественное стимулирование, и лице, получающем его. По поводу первого субъекта кодекс не вводит каких-либо дополнительных признаков, им может быть любой гражданин РФ или иностранный подданный. Второй обязательно должен быть лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации.

Посвященное особенностям правоприменения статей о коррупционных преступлениях Постановление Пленума ВС РФ № 24 уточняет, в случае применения статьи 204 взяткополучателем выступает директор организации или временно выполняющий его полномочия работник. В конкретной организации субъектом преступления может стать сотрудник, на которого в рамках компании возложены административные или хозяйственные функции, например, главный инженер или административный директор.

Вина обоих участников коррупционной сделки всегда выражается в прямом умысле, с полным пониманием незаконности совершаемых действий и причинения ущерба охраняемым законом интересам, например, порядка управления в коммерческой или иной организации или общественной морали и нравственности.

Предметом подкупа в российской конструкции нормы всегда будут деньги, имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку. Законодатель отступил от рекомендаций международных организаций, признающих любую форму подкупа, в том числе неимущественную.

Преступление имеет формальный состав. Это значит, что у правоохранителей не возникает необходимости доказывания факта причинения реального ущерба чьим-либо охраняемым законом интересам, достаточно самого факта передачи предмета подкупа. Преступление считается оконченным в момент, когда деньги или вещи оказались в распоряжении взяткополучателя, в его личном пользовании или на банковском счету.

Лицо, получившее предмет подкупа, обязано совершить в пользу второй стороны коррупционной сделки определенные действия или бездействие, предоставляющие ей недобросовестные преимущества и нарушающие нормальное течение порядка управления в коммерческой или общественной организации. Такие действия могут входить в правомочия преступника, а могут оказаться заведомо незаконными, что ужесточает ответственность.

Сферы экономики, в которых наиболее часто совершаются преступления, связанные с коммерческим подкупом:

  • ЖКХ;
  • электроэнергетика, производство и сбыт тепловой энергии;
  • жилищное строительство;
  • транспорт;
  • торговля;
  • закупки продуктов питания и лекарств.

Именно в этих сферах преступления чаще совершаются не единичными лицами, а организованными группами с распределением ролей, специально создаваемыми для реализации коррупционных схем как со стороны посредников, так и со стороны лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой организации.

Особенности применения ст. 204 УК РФ

Статья 204 УК РФ имеет ряд квалифицирующих признаков, которые определяют ее применение.

Первым из них является размер суммы подкупа:

  • значительный;
  • в крупном размере;
  • в особо крупном размере.

От суммы переданного имущества – денег, ценных бумаг, недвижимости – зависит уровень ответственности, поэтому, когда предметом подкупа становятся не деньги, а имущество или имущественные права, у суда появляется необходимость производить их оценивание. Если при осуществлении сговора была предусмотрена определенная сумма вознаграждения, ответственность исчисляется именно от согласованного размера вне зависимости от того, получило ли виновное лицо ее целиком или частично. Отдельной ситуацией, требующей особой оценки, становится продажа имущества по заниженной цене.

Реализуя его позднее по полной стоимости, виновный опосредованно получает сумму взятки, но доказать ее получение или размер затруднительно.

Особенностью возбуждения дела по 204-й статье УК РФ становится обязательное заявление в правоохранительные органы потерпевшего или руководителя пострадавшей организации. Нередко преступником является сам директор организации, поэтому возбуждение дела не происходит. Чаще такие дела возбуждаются, когда взяткодатель обвиняет взяткополучателя в вымогательстве. Его заявление в правоохранительные органы и активная помощь в раскрытии преступления снимают с него уголовную ответственность и упрощают работу правоохранителей. При анализе личности лица, получившего мзду, особое внимание необходимо уделять природе его трудовых отношений с организацией.

Гражданско-правовой договор оказания услуг или договор бытового подряда, на основании которых лицо сотрудничает с организацией, не дают возможности привлечь нарушителя к уголовной ответственности.

Динамика преступления при анализе статистики в последние годы идет по нисходящей. Это связано с двумя факторами – ужесточением ответственности и повышением степени латентности преступления. Оно все чаще совершается через цепочку посредников, что не дает возможности доказать факт его совершения.

Все это повышает требования к качеству работы правоохранителей.

admin
Оцените автора
Ракульское