Статья 200.6. Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

На протяжении последних лет государством предпринимаются последовательные меры, направленные на упорядочение процедуры закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Особое внимание уделяется выработке эффективных механизмов предотвращения коррупции, хищений и других злоупотреблений, обеспечения гласности и прозрачности при осуществлении таких закупок.

В настоящее время правоотношения в данной сфере регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Действующей редакцией указанного Федерального закона № 44-ФЗ установлена обязанность заказчика проводить экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Также заказчик вправе привлекать экспертов, экспертные организации при проведении конкурсов в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса, оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям.

Частью 7 статьи 41 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что за предоставление заведомо ложного экспертного заключения эксперт, экспертная организация, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако в уголовном законодательстве корреспондирующие данной норме положения об ответственности экспертов и экспертных организаций да недавнего времени отсутствовали.

Такая ответственность введена в действие с 8 января 2019 года.

В частности, статья 200.6 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за дачу экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это повлекло причинение крупного ущерба.

Данное деяние отнесено законодателем к преступлениям небольшой тяжести, за которое предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года.

Почитать  Размер налога на недвижимость для физического лица в 2024 году

Квалифицирующими признаками преступления являются наступившие по неосторожности последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или смерть человека, а также смерть 2 и более лиц. В таком случае максимально возможное наказание составляет 3 и 5 лет лишения свободы соответственно.

Поскольку данное уголовно-наказуемое деяние может быть совершено лишь специальными субъектами – экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации, для которых такая деятельность является профессией, санкцией статьи 200.6 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность назначения виновному лицу дополнительного наказания, а именно лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (на срок не более 5 лет).

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Омской области

Прокуратура Омской области

Дата публикации:

13 марта 2019, 15:09

Об уголовной ответственности за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

На протяжении последних лет государством предпринимаются последовательные меры, направленные на упорядочение процедуры закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Особое внимание уделяется выработке эффективных механизмов предотвращения коррупции, хищений и других злоупотреблений, обеспечения гласности и прозрачности при осуществлении таких закупок.

В настоящее время правоотношения в данной сфере регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Действующей редакцией указанного Федерального закона № 44-ФЗ установлена обязанность заказчика проводить экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Также заказчик вправе привлекать экспертов, экспертные организации при проведении конкурсов в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса, оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям.

Частью 7 статьи 41 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что за предоставление заведомо ложного экспертного заключения эксперт, экспертная организация, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако в уголовном законодательстве корреспондирующие данной норме положения об ответственности экспертов и экспертных организаций да недавнего времени отсутствовали.

Такая ответственность введена в действие с 8 января 2019 года.

В частности, статья 200.6 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за дачу экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это повлекло причинение крупного ущерба.

Данное деяние отнесено законодателем к преступлениям небольшой тяжести, за которое предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года.

Квалифицирующими признаками преступления являются наступившие по неосторожности последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или смерть человека, а также смерть 2 и более лиц. В таком случае максимально возможное наказание составляет 3 и 5 лет лишения свободы соответственно.

Поскольку данное уголовно-наказуемое деяние может быть совершено лишь специальными субъектами – экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации, для которых такая деятельность является профессией, санкцией статьи 200.6 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность назначения виновному лицу дополнительного наказания, а именно лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (на срок не более 5 лет).

Прокурор разъясняет — Прокуратура Нижегородской области

Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями предусматривающими ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Поделиться

Разъясняет начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области Спирин Я.М.

Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями 200.4, 200.5, 200.6, предусматривающими ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, а также заведомо ложное экспертное заключение в названной сфере.

Введение этих норм уголовного закона обусловлено активным развитием общественных отношений на данном направлении, когда деятельность государства и решение стоящих перед ним задач тесно связаны с расходованием значительных сумм бюджетных средств при использовании регламентированных соответствующим законодательством закупочных процедур. Указанное вызвало необходимость особой уголовно-правовой охраны данной отрасли.

В целях декоррупционализации сферы государственных и муниципальных закупок уголовной ответственности по статьям 200.4,
200.5 УК РФ подлежат работники контрактной службы, контрактные управляющие, члены комиссий по осуществлению закупок, лица, осуществляющие приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. Следует отметить, что указанные преступления являются умышленными и совершаются с прямым умыслом.

Введение таких составов преступлений позволило квалифицировать как коррупционные деяния, совершенные названными лицами в рассматриваемой области, при отсутствии у них признаков должностного лица.

Как уголовно наказуемое по статье 200.4 УК РФ, квалифицируется нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершенные указанными выше лицами, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности. При этом ответственность по статье 200.4 УК РФ наступает в случае причинения деянием крупного ущерба.

Объективная сторона преступления, предусмотренного
статьей 200.5 УК РФ, выражается в получении либо передаче незаконного имущественного вознаграждения (в том числе когда по указанию получателя имущество передается или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Вопросы квалификации таких преступлений также нашли отражение в разъяснениях Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», который специально для этого дополнен пунктом 12.1.

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Нижегородской области

Прокуратура Нижегородской области

Дата публикации:

11 февраля 2024, 17:53

Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями предусматривающими ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Разъясняет начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области Спирин Я.М.

Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями 200.4, 200.5, 200.6, предусматривающими ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, а также заведомо ложное экспертное заключение в названной сфере.

Введение этих норм уголовного закона обусловлено активным развитием общественных отношений на данном направлении, когда деятельность государства и решение стоящих перед ним задач тесно связаны с расходованием значительных сумм бюджетных средств при использовании регламентированных соответствующим законодательством закупочных процедур. Указанное вызвало необходимость особой уголовно-правовой охраны данной отрасли.

В целях декоррупционализации сферы государственных и муниципальных закупок уголовной ответственности по статьям 200.4,
200.5 УК РФ подлежат работники контрактной службы, контрактные управляющие, члены комиссий по осуществлению закупок, лица, осуществляющие приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. Следует отметить, что указанные преступления являются умышленными и совершаются с прямым умыслом.

Введение таких составов преступлений позволило квалифицировать как коррупционные деяния, совершенные названными лицами в рассматриваемой области, при отсутствии у них признаков должностного лица.

Как уголовно наказуемое по статье 200.4 УК РФ, квалифицируется нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершенные указанными выше лицами, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности. При этом ответственность по статье 200.4 УК РФ наступает в случае причинения деянием крупного ущерба.

Объективная сторона преступления, предусмотренного
статьей 200.5 УК РФ, выражается в получении либо передаче незаконного имущественного вознаграждения (в том числе когда по указанию получателя имущество передается или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Вопросы квалификации таких преступлений также нашли отражение в разъяснениях Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», который специально для этого дополнен пунктом 12.1.

© 2003-2022 Прокуратура Нижегородской области
Все права защищены

Адрес: 603105, ГСП-10, г. Нижний Новгород, ул.Ижорская, 25
Телефон: +7 (831) 461-85-29
Телефон: +7 (831) 414 22 20

В России могут ввести ответственность за дачу заведомо ложных заключений при госзакупках

Здание Государственной Думы

В соответствии с первым законопроектом УК дополняется новой статьей (200.6) «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

По замыслу авторов, ответственность должна наступать за дачу экспертом заведомо ложного экспертного заключения. Если это повлекло причинение крупного ущерба, то оно должно наказываться штрафом в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, сказано в проекте закона, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека — наказывается штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового.

Предусмотрены также корреспондирующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс в части наделения следователей Следственного Комитета полномочиями по производству предварительного следствия по уголовным делам о таких преступлениях.

«Предлагаемые санкции статьи 200.6 УК представляются соразмерными тому потенциальному ущербу, который может быть нанесен интересам РФ и ее гражданам, будут служить эффективной профилактической мерой», — говорится в пояснительной записке.

В свою очередь, поправками в КоАП в качестве меры ответственности за административное правонарушение в этой сфере предлагается установить для должностных лиц штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года, для юридических лиц — штраф в размере от 100 тыс. до 150 тыс. рублей.

В пояснительной записке к законопроектам подчеркивается, что в действующем уголовном законодательстве и в законодательстве об административных правонарушениях соответствующие нормы об ответственности экспертов и экспертных организаций отсутствуют.

На сегодняшний день в Законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» говорится лишь о том, что результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству.

Наконец, третьим законопроектом Правительство предлагает установить единые требования к оформлению результатов экспертиз в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в виде заключения, которое подписывается экспертом либо уполномоченным представителем экспертной организации.

Цель предлагаемых изменений – предотвратить причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также хищения при госзакупках, отмечалось ранее в сообщении на сайте Правительства. Законопроекты были рассмотрены и одобрены на заседании Правительства РФ 21 июня 2018 года.

Заведомо ложное экспертное заключение в сфере госзакупок повлечет ответственность

Эксперты «АГ» положительно оценили предлагаемые поправки. Они отметили, что внесение изменений позволит не только устранить имеющийся в законодательстве пробел, но и приведет к реальному снижению количества ложных экспертных заключений, что поможет уменьшить расхищение бюджетных средств при заключении и реализации государственных контрактов.

Правительство России внесло в Госдуму пакет поправок в законодательство, направленных на установление ответственности за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В пояснительных записках отмечается, что в соответствии с ч. 7 ст. 41 Закона о госзакупках за представление заведомо ложного экспертного заключения эксперт, организация, в которой он работает, а также ее должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. При этом ни в уголовном, ни в законодательстве об административных правонарушениях не содержатся корреспондирующие данной норме положения об ответственности.

200.6, которая предусматривает ответственность за дачу экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере госзакупок. Если это повлекло причинение крупного ущерба, то виновное лицо предлагается наказывать штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года либо принудительными работами на срок до 1 года. В качестве дополнительного наказания может быть назначено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Если законопроект примут, крупным будет считаться ущерб в сумме свыше 2,25 млн руб., закрепленный в примечании к ст.

170.2 УК РФ.

За то же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, верхняя граница штрафа увеличена до 500 тыс. руб., срок принудительных работ или лишения свободы увеличен до 3 лет, а срок опционального лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – до 4 лет.

Если же преступление приведет к смерти двух или более лиц, то в качестве наказания предлагается применять ограничение свободы на срок до 4 лет либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо лишением свободы на тот же срок – во всех случаях с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.

7.32.6 «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также внести корреспондирующие изменения в некоторые статьи Кодекса. В качестве меры административной ответственности за данное правонарушение предлагается установить для должностных лиц штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от полугода до года, а для юридических лиц – от 100 до 150 тыс. руб.

Предусматривается, что дела о таких административных правонарушениях будут рассматривать органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в сфере государственного оборонного заказа и в сфере госзакупок Кроме того, полномочиями по составлению протоколов о таких правонарушениях предлагается наделить должностных лиц органов муниципального финансового контроля с определением подсудности таких дел в соответствии с ч. 1.1 ст. 23.1 КоАП.

Партнер адвокатского бюро «Юсланд» Александр Чангли считает, что введение административной и уголовной ответственности за заведомо ложное экспертное заключение в сфере госзакупок оправданно. По его мнению, устранение данного законодательного пробела в конечном итоге должно усложнить возможные хищения государственных денег и повысить ответственность всех участников госзакупок.

«Госбюджет рассматривается многими предпринимателями как желаемый источник денежных средств, даже с учетом значительной коррупционной составляющей многих закупок. С учетом все более усложняющейся ситуации в стране желание государства навести порядок вполне понятно. Настораживает лишь общая тенденция к криминализации многих правоотношений, которая сейчас происходит.

Будем надеяться, что нововведения помогут уменьшить расхищение бюджетных средств при заключении и реализации государственных контрактов», – заключил эксперт.

Руководитель антимонопольной практики юридической фирмы «Инфралекс» Елена Кузнецова также считает, что принятие мер, направленных на предупреждение недобросовестных действий в данной сфере, является обоснованным и своевременным, учитывая, что Закон о госзакупках устанавливает лишь общий принцип ответственности экспертов за дачу ложного экспертного заключения. «Полагаю, что внесение предлагаемых поправок позволит не только устранить имеющийся в законодательстве пробел, но и приведет к реальному снижению количества ложных экспертных заключений. Это, в свою очередь, позволит государству избавиться от расходов на устранение последствий некачественно исполненных государственных контрактов», – указала Елена Кузнецова.

В свою очередь директор Рязанского научно-исследовательского центра судебной экспертизы Павел Милюхин согласился, что пакет поправок своевременен и будет дисциплинировать экспертное сообщество, поскольку реального механизма контроля за экспертной деятельностью в РФ в настоящий момент не имеется. Тогда как в делах, связанных с госзакупками, когда стоимость контракта составляет десятки и сотни миллионов рублей, подобные заключения приносят огромный ущерб государству.

Павел Милюхин добавил, что такая проблема есть и в сфере судебной экспертизы: «Например, в Рязанской области не известно ни одного случая привлечения судебного эксперта к уголовной ответственности, хотя количество повторных экспертиз с противоположными выводами по статистике растет из года в год». Он также подчеркнул, что адвокатами и иными представителями в гражданском и арбитражном процессе отмечается невозможность убедительно доказать председательствующему по делу, что заключение эксперта является заведомо ложным, хотя имеются все его признаки.

admin
Оцените автора
Ракульское