Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей

Непосредственный объект — общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, регулирующие установленный порядок возвращения культурных ценностей на территорию РФ, ранее вывезенных за границу и подлежащих обязательному возвращению в установленный срок в соответствии с действующим российским законодательством и международными соглашениями. Предмет — культурные ценности. В Российской Федерации ведется Единый государственный реестр культурного наследия как Единая информационная система, включающая банк данных.

Некоторые особо ценные объекты включаются в Список всемирного наследия, установленный в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия Комитетом всемирного наследия при ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» оперирует термином «культурные ценности», под которыми понимаются предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры, и относящиеся к категориям, определенным в ст. 7 Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

В ст. 6 Закона РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно:

  • • культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;
  • • культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории РФ;
  • • культурные ценности, обнаруженные на территории РФ;
  • • культурные ценности, приобретенные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
  • • культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
  • • культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов.
Почитать  Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44 фз по шагам в 2024 году

Уголовно наказуемым в соответствии со ст. 190 УК РФ является невозвращение на территорию России указанных в Законе предметов, вывезенных из страны, во-первых, правомерно, во-вторых, временно. Согласно ст. 5 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» временный вывоз культурных ценностей означает перемещение любыми лицами в любых целях через государственную границу культурных ценностей, находящихся на территории РФ, с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок. Это общее положение конкретизировано в ст.

27 указанного Закона. Временный вывоз культурных ценностей производится музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами: для организации выставок; для осуществления реставрационных работ и научных исследований; в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью; в иных необходимых случаях.

Данной нормой введен категорический запрет даже на временный вывоз движимых предметов, представляющих историческую, художественную, научную или иную культурную ценность, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, независимо от времени их создания. Следовательно, их перемещение через государственную границу России во всех случаях является незаконным и свидетельствует о контрабанде (ст. 226.1 УК РФ), а не о преступлении, предусмотренным ст.

190 УК РФ. Разрешается временно вывозить:

  • • движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ;
  • • культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;
  • • культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено законом.

Предметы, заявленные к вывозу, подлежат обязательной экспертизе, которая проводится согласно Положению о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утвержденному постановлением Правительства РФ от 27.04.2001 № 322. Без проведения государственной экспертизы и получения свидетельства на вывоз культурных ценностей все операции, направленные на их перемещение через таможенную границу, образуют состав контрабанды (ст. 226.1 УК РФ).

Объективная сторона состоит в бездействии — невыполнении договора о возвращении предметов художественного, исторического и археологического достояния на территорию РФ в установленный при оформлении их вывоза срок. Для наличия состава преступления не имеет значения, не возвращены культурные ценности полностью или какая-то их часть. Определяющим при квалификации являются два обстоятельства: первое — истек срок, на который культурные ценности вывозились за пределы страны, второе — лицо, ответственное за их возвращение, отказывается ввозить эти предметы обратно на территорию России.

Срок возвращения может быть оговорен непосредственно в договоре как индивидуальном правовом акте. Ответственность по ст. 190 УК РФ исключается, если невыполнение указанных в законе действий обусловлено непреодолимой силой (военные действия, стихийные бедствия, болезнь уполномоченного лица и т.п.) или иными уважительными причинами (например, временное отсутствие транспортного сообщения).

Преступление считается оконченным с момента истечения срока возвращения перечисленных в диспозиции уголовно-правовой нормы культурных ценностей.

Невозвращение временно вывезенных из России культурных ценностей необходимо отличать от хищения. Хищение культурных ценностей, законно вывезенных за границу уполномоченными на то лицами путем их присвоения или растраты, квалифицируется по ст. 160 УК РФ.

В этом случае происходит противоправное завладение ими, а также распоряжение в корыстных целях как своими собственными.

Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом.

Субъект специальный — лицо, согласно договору ответственное за возвращение вывезенных культурных ценностей в Россию. В соответствии со ст. 36 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» им является собственник либо лицо, уполномоченное на то собственником в установленном законом порядке.

На практике ими являются должностные лица органов власти и управления, должностные лица и иные служащие государственных и муниципальных музеев, архивов, библиотек и иных хранилищ культурных ценностей. Субъектами преступления могут быть и физические лица, являющиеся владельцами предметов и коллекций, имеющих особое культурное значение, если до временного законного вывоза их за границу физические лица заключили об этом договор с Министерством культуры РФ.

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей

Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Комментарий к Ст. 190 УК РФ

1. В Законе РФ от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в ред. от 06.12.2011) и других нормативных актах термины «предметы художественного, исторического и археологического достояния» не используются. Однако под такими предметами принято понимать категории предметов, подпадающих под действие названного Закона (см. ст. 7 указанного Закона).
———————————
Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст.

718; СЗ РФ. 2004. N 45.

Ст. 4377; 2008. N 30 (ч. 2). Ст.

3616; 2009. N 29. Ст.

3587; 2011. N 27. Ст. 3880; N 50.

Ст. 7351.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

2. Согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» уполномоченный орган государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей (в настоящее время — Минкультуры России ) составляет перечень культурных ценностей, подпадающих под действие этого Закона. Перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона, вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации, утвержден Приказом Россвязьохранкультуры от 14.03.2008 N 117 .
———————————
См.: Указ Президента РФ от 08.02.2011 N 155 «Вопросы Министерства культуры Российской Федерации» (в ред. от 21.05.2012) // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст.

938; 2012. N 22. Ст. 2754; Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 N 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации» (в ред. от 17.09.2012) // СЗ РФ.

2011; N 31. Ст. 4758; N 44.

Ст. 6272; 2012. N 6. Ст. 688; N 47. Ст.

2018; N 26. Ст. 3524; N 37.

Ст. 5001; N 39. Ст.

5270.

3. По ст. 190 УК может квалифицироваться неисполнение обязанности возвратить на территорию РФ только таких культурных ценностей, которые были временно вывезены за ее пределы на законном основании. Законными основаниями вывоза следует признавать не только формальное соблюдение разрешительной процедуры вывоза культурных ценностей, завершающейся выдачей соответствующего свидетельства, заключением договора.

На оценку вывоза как незаконного влияет и то обстоятельство, что лицо, заключая договор, предусматривающий возвращение культурных ценностей в установленный в нем срок, не собирается ценности возвращать. В этом случае лицо использует полученные им документы для незаконного перемещения ценностей через таможенную границу обманными способами, а потому содеянное должно квалифицироваться по ст. 226.1 УК.

4. В ст. 27 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» определены субъекты, имеющие право временного вывоза культурных ценностей, и цели вывоза. В ст.

9 этого Закона указано, какие категории культурных ценностей вывозу не подлежат. Вывоз культурных ценностей, не подпадающих под действие ст. 9 Закона, может осуществляться в соответствии с решением о возможности их вывоза, принимаемым государственными органами, определенными данным Законом (ст.

17 Закона).

5. Преступление считается оконченным по истечении срока, до наступления которого лицо, получившее разрешение на временный вывоз культурных ценностей, было обязано согласно договору возвратить ценности на территорию РФ (о предмете, субъектах и пр. такого договора см. ст. 27 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»). Лицо несет ответственность по комментируемой статье в том случае, если объективные обстоятельства не препятствуют ему выполнить свои обязательства по возврату ценностей в означенный в договоре срок.

6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

7. Субъектом преступления является лицо, обязанное в соответствии с вышеназванным договором вернуть ценности в Россию. О лицах, имеющих право вывозить культурные ценности, см. ст. 36 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

8. Если лицо, на котором лежит обязанность возвратить на территорию РФ предметы, названные в комментируемой статье, не являясь собственником временно вывезенного имущества, совершит, находясь за границей, хищение этих предметов, то оно должно нести ответственность и по комментируемой статье, и за преступление против собственности (с учетом ч. 1 ст. 12 УК). Однако если вывоз культурных ценностей за границу по замыслу посягателя был лишь частью объективной стороны хищения, то деяние квалифицируется только как хищение, поскольку действия, являющиеся частью объективной стороны преступления, нельзя расценить как временный вывоз ценностей, совершенный на законных основаниях.

Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей

Поскольку ст. 190 УК РФ охватывает исключительно случаи временного вывоза культурных ценностей, т.е. перемещения любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся на ее территории, с обязательством их обратного ввоза в установленный срок, основным непосредственным объектом данного преступления можно назвать общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка временного вывоза за пределы Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран. Обязательным дополнительным объектом является духовная безопасность общества и национальное культурное наследие.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, являются культурные ценности.

Законодатель относит к таким предметам объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства, находящиеся в любой форме собственности.

Согласно ст. 6 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно культурные ценности:

  • — созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;
  • — имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории РФ;
  • — обнаруженные на территории РФ;
  • — приобретенные археологическими, этнологическими и естественно научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
  • — приобретенные в результате добровольных обменов;
  • — полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

Под действие указанного закона подпадают следующие категории предметов:

  • — исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
  • — археологические предметы в соответствии со ст. 3 Закон об объектах культурного наследия;
  • — художественные ценности;
  • — составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
  • — старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
  • — редкие рукописи и документальные памятники;
  • — архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
  • — уникальные и редкие музыкальные инструменты;
  • — почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
  • — старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
  • — редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
  • — другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.
  • 1

Объекты, внесенные в государственный реестр особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, являются исключительно федеральной собственностью.

Другие объекты могут находиться в государственной собственности субъектов РФ, собственности муниципального образования, любого физического или юридического лица.

Закон об объектах культурного наследия определяет в качестве объектов культурного наследия народов РФ недвижимое имущество со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и иными предметами материальной культуры, представляющими собой ценность с точки зрения истории и культуры.

В Российской Федерации ведется Единый государственный реестр культурного наследия как единая информационная система, включающая банк данных. Каждому объекту присваивается номер, определяется категория историко-культурного наследия, собственнику выдается паспорт конкретного объекта (ст. 15, 20, 21 Закон об объектах культурного наследия).

Некоторые особо ценные объекты включаются в Список всемирного наследия, установленный в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия Комитетом всемирного наследия при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

По смыслу ст. 5 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» допускается временный вывоз культурных ценностей, т.е. перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ указанных ценностей, находящихся на территории РФ, с обязательством их обратного ввоза в установленный срок.

Временный вывоз культурных ценностей может быть осуществлен как юридическими (музеями, архивами, библиотеками и др.), так и физическими лицами в следующих случаях:

  • 1) для организации выставок;
  • 2) осуществлении реставрационных работ и научных исследований;
  • 3) в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью;
  • 4) иных необходимых случаях [1] .

Объективная сторона преступления характеризуется бездействием — невозвращением в установленный срок указанных в законе предметов, возвращение которых на территорию РФ из-за границы является обязательным. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» допускает вывоз предметов культурного наследия только на время и устанавливает порядок их возврата (ст. 9, 10).

Временный вывоз культурных ценностей означает перемещение через государственную границу РФ культурных ценностей, находящихся на ее территории, с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок.

Минкультуры России, Росархив, ФТС России выполняют в пределах своей компетенции функции органов государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством РФ.

Специально уполномоченным органом государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей является Минкультуры России 1 , которое:

  • — принимает нормативные правовые акты, регламентирующие перечень, порядок вывоза и ввоза культурных ценностей;
  • — ведет единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • — осуществляет лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • — осуществляет государственный контроль и надзор: за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей;
  • — осуществляет некоторые иные функции.

При принятии решения о возможности вывоза культурных ценностей Минкультуры России выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей.

Указанное свидетельство выдается заинтересованному лицу на основании соответствующего заявления (ходатайства), к которому прилагается определенный набор обязательных документов (договор с принимающей стороной, гарантии принимающей стороны в отношении сохранности культурных ценностей, свидетельство о внесении временно вывозимых культурных ценностей в охранные списки и реестры и нр.) [2] [3] .

Свидетельство на право вывоза культурных ценностей является основанием для пропуска указанных ценностей через государственную границу РФ. Вывоз культурных ценностей запрещается без указанного свидетельства.

Невозвращение культурных ценностей означает их вывоз на законных основаниях и оставление данных предметов на территории иностранного государства после окончания обусловленного договором срока, при отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих их возврату (военные действия, стихийные бедствия и другие причины).

Незаконный способ вывоза за пределы России культурных ценностей при наличии признаков контрабанды квалифицируется по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ.

Состав ио конструкции — формальный. Преступление признается оконченным по истечении предельного срока, установленного для возврата вывезенных культурных ценностей при наличии реальных условий для их возврата.

Хищение указанных предметов, законно вывезенных за границу уполномоченными лицами, путем их присвоения или растраты квалифицируется как преступление против собственности.

Субъект невозвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ) — общий.

На практике им может быть собственник культурных ценностей, уполномоченное им для временного вывоза культурных ценностей лицо, а также должностное лицо или представитель организации, осуществляющей в соответствии с ходатайством вывоз за пределы Российской Федерации указанных в ст. 190 УК РФ предметов, уполномоченный ею на временный вывоз, обязанные возвратить культурные ценности в установленный срок.

Субъективная сторона невозвращения культурных ценностей характеризуется только признаком вины. Преступление совершается с прямым умыслом. Виновный при этом осознает, что соответствующие культурные ценности являются предметами художественного, исторического или археологического достояния, что они вывезены за пределы Российской Федерации на определенный срок и подлежат возврату, что срок, установленный для возврата этих ценностей, наступил, но тем не менее по различным мотивам он не желает возвращать данные предметы в Россию.

Мотивы невозвращения влияния на квалификацию не оказывают, не исключаются и корыстные побуждения (например, извлечение дохода из экспонирования культурных ценностей). Однако при этом не должно иметь место фактическое их обращение в свою пользу, т.е. хищение.

Для правильной квалификации содеянного очень важно установить момент возникновения умысла. Так, отличие контрабанды культурных ценностей от незаконного невозвращения культурных, исторических и других ценностей, являющихся предметами художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, определяется прежде всего по времени и месту формирования умысла. Если лицо вывозило культурные ценности, возвращение которых обязательно, но в момент вывоза за пределы России этих предметов у него сформировался умысел на их оставление за рубежом, то такое деяние следует квалифицировать только по ст.

226.1 УК РФ как контрабанду культурных ценностей, совершенную путем недостоверного декларирования.

  • [1] См.: Беспалько В. Г. Уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты расследования преступного невозвращения из-за границы культурных ценностей (ст. 190 УК РФ): монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013.С. 23.
  • [2] См.: Указ Президента РФ от 8 февраля 2011 г. № 155 «Вопросы Министерства культуры Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 590«О Министерстве культуры Российской Федерации» (вместе с Положением о Министерствекультуры Российской Федерации).
  • [3] См.: Беспалько В. Г. Уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты расследования преступного невозвращения из-за границы культурных ценностей (ст. 190 УК РФ). С. 24.

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей

Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

  • Статья 189. Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники
  • Статья 191. Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга

Комментарий к ст. 190 УК РФ

Объект преступления — установленный порядок вывоза из Российской Федерации и возвращения на ее территорию предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

В целях сохранения культурного наследия народов Российской Федерации и зарубежных стран действующим законодательством предусмотрен особый порядок вывоза и ввоза культурных ценностей независимо от их формы собственности.

Под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно: созданные гражданами Российской Федерации или иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими здесь; имеющие важное значение для Российской Федерации; обнаруженные на территории Российской Федерации; приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями либо в результате добровольных обменов; полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

Предмет преступления — культурные ценности художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

В ст. 7 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» предусмотрены следующие категории предметов, подпадающих под его действие:

а) исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

б) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

в) художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов и т.д.

Указанные предметы делятся на три категории: 1) подлежащие вывозу из Российской Федерации; 2) подлежащие временному вывозу из Российской Федерации; 3) не подлежащие вывозу из Российской Федерации .

Не подлежат вывозу культурные ценности, относящиеся к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации независимо от времени их создания (абз. 2 п. 1 ст. 9 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»). См. также: Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // РГ.

2002. 29 июня; Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 23.

Ст. 1961.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, являются именно ценности, которые подлежат временному вывозу из Российской Федерации.

Временный вывоз культурных ценностей — это их перемещение через таможенную границу России с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок.

Согласно абз. 3 — 5 п. 1 ст. 9 и абз. 6 ст.

27 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» к таким предметам относятся: движимые предметы, независимо от времени их создания охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации; культурные ценности, созданные более ста лет назад.

Временный вывоз с территории Российской Федерации культурных ценностей осуществляется для организации выставок, реставрационных работ и научных исследований, в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью и в других необходимых случаях.

Порядок и условия временного вывоза культурных ценностей регламентирован действующим законодательством, в частности ст. ст. 27 — 35 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Решение о возможности временного вывоза культурных ценностей принимается соответствующими государственными органами после обязательной их экспертизы и заключения между этими органами и лицом, вывозящим ценности, договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей. При принятии данного решения выдается свидетельство на право временного вывоза культурных ценностей, в котором, так же как и в указанном договоре, устанавливается срок обязательного возврата ценностей на территорию страны.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии — невозвращении указанных ценностей в установленный срок на территорию Российской Федерации, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под невозвращением понимается невыполнение лицом обязанности возвратить на территорию России культурные ценности в срок, установленный в соответствующем договоре и свидетельстве на право их временного вывоза.

Лицо не подлежит уголовной ответственности, если оно не имеет реальной возможности возвратить культурные ценности (например, ценности утрачены в результате стихийного бедствия, военных действий).

Деяние является оконченным после истечения срока, установленного для возвращения культурных ценностей на территорию Российской Федерации. Состав преступления формальный.

Невозвращение вывезенных ценностей из-за границы необходимо отличать от их хищения, совершенного лицом, не являющимся собственником этих предметов. В последнем случае лицо изначально не собиралось возвращать эти ценности в Россию, имея корыстную цель их присвоения. Данные действия необходимо квалифицировать по статьям главы 21 УК РФ (например, ст. ст.

160, 164).

Рассматриваемое преступление необходимо разграничивать с контрабандой (ч. 2 ст. 188 УК РФ), уголовная ответственность за которую наступает в случае, если предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран перемещаются через таможенную границу России незаконно.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что не возвращает в установленный срок на территорию Российской Федерации предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, и желает этого.

Субъект преступления специальный — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, на которое возложена обязанность возвратить в установленный срок на территорию России культурные ценности (например, собственник ценностей, руководитель музея или библиотеки, организатор выставки).

Судебная практика по статье 190 УК РФ

постановлением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 31 марта 2017 года удовлетворено ходатайство Генеральной прокуратуры Республики Казахстан о выдаче Курбанова Н.З. для привлечения его к уголовной ответственности за совершение в июле 2013 года, августе и сентябре 2014 года путем обмана и злоупотребления доверием хищений денежных средств в крупном и особо крупном размере, т.е. преступлений, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 190 и п. 2 ч. 4 ст. 190 УК Республики Казахстан.

«1.1. Заключение под стражу в качестве меры пресечения при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1 — 4 части первой настоящей статьи, не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных частями первой — четвертой статьи 159, статьями 159.1 — 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165, если они совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, а также частями пятой — седьмой статьи 159, статьями 171 — 174, 174.1, 176 — 178, 180 — 183, 185 — 185.4, 190 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации.»;

После составления этих протоколов указанные лица, включая осужденного Рогова И.П., в присутствии защитников были ознакомлены с их содержанием, подписали каждую страницу протоколов, им было предоставлено право сделать соответствующие замечания. Поэтому содержащиеся в апелляционной жалобе адвоката Пилеевой О.В. доводы о том, что записи в протоколах допроса Рогова И.П. не соответствуют буквальному тексту ст. 190 УК РФ, не могут быть приняты во внимание.

О том, что протоколы были прочитаны и лично обвиняемым Роговым И.П., свидетельствуют соответствующие записи в этих протоколах.

в Республике Казахстан Дюсекешов А.С. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 190 Уголовного кодекса Республики Казахстан, а именно в совершении мошенничества в крупном размере.
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Карапетян С.А. 1 декабря 2017 года принял решение о выдаче Дюсекешова А.С. правоохранительным органам Республики Казахстан для привлечения к уголовной ответственности.

постановлением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 15 февраля 2018 года удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры Республики Молдова о выдаче Чудина А.А. правоохранительным органам Республики Молдова для привлечения к уголовной ответственности по ч. 5 ст. 190 УК Республики Молдова.
Данное постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Чудиным А.А. было обжаловано в Московский городской суд, который постановлением от 15 марта 2018 года жалобу оставил без удовлетворения.

Постановлением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 02 апреля 2018 года удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры Республики Казахстан о выдаче Арутюновой А.Ю. для привлечения к уголовной ответственности за мошенничество по п. 2 ч. 4 ст. 190 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

постановлением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 3 апреля 2018 г. Усольцев А.А. выдан правоохранительным органам Республики Казахстан для привлечения к уголовной ответственности по п. 2 ч. 4 ст. 190 УК Республики Казахстан.
Выражая несогласие с данным решением, Усольцев А.А. и адвокат Захарова Е.А. обратились в Псковский областной суд с жалобами, в удовлетворении которых было отказано.

Постановлением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации 04.05.2018 удовлетворен запрос о выдаче Суванова Х.У. правоохранительным органам Республики Казахстан для привлечения к уголовной ответственности по п. 2 ч. 4 ст. 190 УК Республики Казахстан.
Данное решение обжаловано в Краснодарский краевой суд адвокатом Фурсовым А.В. в защиту Суванова Х.У.

правоохранительным органам Республики Казахстан для привлечения к уголовной ответственности за мошенничество по п. 1 ч. 2 ст. 190, п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 190 (15 преступлений), п. 2 ч. 2 ст.

190, п. 1 ч. 3 ст. 190 (27 преступлений) Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Приговором Симферопольского районного суда Автономной Республики Крым от 9 декабря 2013 года Асанов оправдан по ч. 3 ст. 15, ч. 3 ст. 146 УК Украины и по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 28, п. п. 6, 9, 12, 13 ч. 2 ст. 115, ч. 1 ст.

14, ч. 3 ст. 28, п. п. 3, 6, 9, 12, 13 ч. 2 ст. 115, ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст.

146, ч. 3 ст. 15, ч. 3 ст. 27, ч. 2 ст. 146, ч. 3 ст.

27, ч. 3 ст. 146, ч. 3 ст. 146, ч. 5 ст. 185, ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст.

187, ч. 4 ст. 187, ч. 3 ст. 27, ч. 4 ст.

187, ч. 3 ст. 27, ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 190, ч. 4 ст.

190, ч. 3 ст. 15, ч. 4 ст. 190, ч. 3 ст.

28, ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 357, ч. 3 ст. 27, ч. 3 ст.

357, ч. 3 ст. 28, ч. 3 ст. 357, ч. 3 ст.

27, ч. 3 ст. 358, ч. 3 ст. 28, ч. 1 ст.

358, ч. 3 ст. 28, ч. 3 ст. 358, ч. 3 ст.

27, ч. 4 ст. 358, ч. 3 ст. 28, ч. 4 ст. 358 УК Украины осужден к пожизненному лишению свободы с конфискацией имущества, на основании ч. 2 ст.

71 УК Украины по совокупности с приговором от 4 августа 2005 года — к пожизненному лишению свободы с конфискацией имущества.

Закрепленная частью первой.1 статьи 108 УПК Российской Федерации специальная норма, согласно которой заключение под стражу в качестве меры пресечения при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1 — 4 части первой той же статьи, не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных частями первой — четвертой статьи 159, статьями 159.1 — 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК Российской Федерации, если эти преступления совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, а также частями пятой — седьмой статьи 159, статьями 171, 171.1, 171.3 — 172.3, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4 и 190 — 199.4 УК Российской Федерации, является дополнительной гарантией конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2011 года N 250-О-О, от 20 ноября 2014 года N 2637-О и др.).

admin
Оцените автора
Ракульское