Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44 фз по шагам в 2024 году

Односторонний отказ от госконтракта предполагает расторжение соглашения по инициативе одной из его сторон, связанной с ненадлежащим поведением другой стороны. С 01.07.2022 порядок одностороннего отказа от исполнения контракта по 44-ФЗ заказчиком значительно изменился, что связано со все большей цифровизацией взаимодействия сторон и развитием ЕИС.

Виды расторжения

Факт заключения контракта не означает, что стороны его успешно исполнят. Риск недобросовестных действий имеется как со стороны госзаказчика, так и его контрагента, и каждая из сторон вправе не согласиться с выдвинутыми в ее адрес претензиями. Имея претензии друг к другу, стороны вправе обратиться в суд, но процесс разбирательства займет много времени, что не всегда на руку потерпевшей стороне.

Важно знать, что еще предпринять в такой ситуации, возможен ли односторонний отказ.

В соответствии со ст. 95 44-ФЗ, расторжение соглашения предусмотрено:

  • по решению суда;
  • расторжение контракта по соглашению сторон 44-ФЗ;
  • односторонний отказ.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы признать госконтракт по 44-ФЗ недействительным.

Памятка КонсультантПлюс: Условия для признания контракта недействительным

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Причины одностороннего отказа

Важно помнить, что порядок и условие одностороннего отказа от исполнения контракта обеими сторонами строго регламентированы, заинтересованным лицам необходимо придерживаться той последовательности действий, которая установлена для них законом.

В частности, информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта 44-ФЗ содержится в статье 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

Госзаказчик обязан отказаться от соглашения при наличии оснований, перечисленных в ч. 15 ст. 95 44-ФЗ:

  • участник, выигравший тендер, предоставил недостоверные сведения о себе или о товаре, который он намерен поставить. В ходе исполнения контракта выяснилось, что победитель не соответствует требованиям госзаказчика;
  • поставленный товар не соответствует требованиям госзаказчика, установленным в документации. Важно помнить, что по этому основанию контракт необходимо расторгнуть, даже если товар фактически подходит заказчику. Исключение составляют случаи, когда товар имеет лучшие характеристики, по сравнению с тем, который описан в документации, но тогда поставка улучшенной продукции производится с предварительного согласования.

Кроме того, в соответствии со ст. 95 ч. 9 44-ФЗ, заказчик вправе отказаться от сделки, если выявлены основания, перечисленные в Гражданском кодексе РФ. В числе таких оснований, например:

  • непередача продукции;
  • поставка продукции без необходимых сопутствующих документов;
  • многочисленные нарушения сроков поставки;
  • нарушение сроков выполнения работ или оказания услуг привело к тому, что для заказчика эти работы или услуги утратили актуальность;
  • работы не начаты вовремя и не закончены в срок;
  • подрядчик не устранил выявленные недостатки работ.

Условие о возможности для заказчика отказаться от соглашения по этим основаниям необходимо прописать в его тексте.

Отметим, что одностороннее расторжение контракта со стороны поставщика по 44-ФЗ допускается по основаниям, перечисленным в Гражданском кодексе РФ, но только при условии, что такая возможность предусмотрена в тексте для заказчика.

Односторонний отказ по инициативе заказчика

Схема одностороннего отказа от госконтракта со стороны госзаказчика с 01 июля 2024 года претерпела изменения. Порядок, в котором заказчик проводит расторжение в одностороннем порядке по 44-ФЗ (по шагам) в 2024 году, такой:

Шаг 1. Принять решение. В этом специальном документе, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях. С 01.07.2022 заказчики формируют решение с помощью функционала ЕИС непосредственно в системе.

Помните, что если выявят отсутствие оснований для одностороннего расторжения госконтракта, то это станет основанием для:

  • рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, которое предусмотрено ч. 6 ст. 7.32 КоАП;
  • направления материалов дела в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Шаг 2. Информировать исполнителя. С 01.07.2022 решения госзаказчиков, сформированные и подписанные в ЕИС автоматически направляются подрядчикам, исполнителям и поставщикам. Такой порядок признается официальным уведомлением контрагента.

Важный вопрос: можно ли направить решение о расторжении контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ экспресс-почтой, — нет, для надлежащего уведомления следует придерживаться установленной процедуры и отправить послание заказным письмом.

Шаг 3. Зафиксировать факт расторжения госконтракта или отменить решение. Напомним, сроки решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 44-ФЗ — десять дней. Этот срок отсчитывается с момента официального уведомления контрагента, спустя десять дней с такого уведомления решение вступает в силу, и контракт расторгается.

Не забудьте направить информацию о расторжении госконтракта в реестр контрактов в течение пяти рабочих дней с даты вступления решения в силу.

Если в течение этого срока исполнитель исправляет нарушения и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, тот обязан отменить процедуру одностороннего расторжения и продолжить сотрудничество. Это оформляется специальным решением об отмене. С 01.07.2022 это решение формируют с помощью ЕИС в электронном виде и не позднее одного дня с момента такой отмены.

Имейте в виду, что это правило действует только один раз.

Если говорить о том, отменяется ли решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если подрядчик частично устранил замечания, то нет, законом установлена необходимость полного исправления всех недочетов и возмещения затрат на экспертизу.

Шаг 4. Направить сведения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В течение 2 рабочих дней после вступления в силу решения об отказе заказчик передает информацию об одностороннем отказе в ФАС для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. Форма для обращения утверждена Постановлением Правительства № 1078 от 30.06.2021.

Форма обращения для включения в РНП

Шаг 5. Заключить новый госконтракт.

После расторжения контракта новый заключают без проведения конкурентных процедур с участником закупки, с которым заключается при уклонении победителя от подписания. Это значит, что новый контракт подпишут с участником, который занял второе место или третье, а последующим предложат заключить госконтракт только, если они не отозвали заявки на участие. В этом процессе главное соблюдать требования ч. 1 ст.

34 и ч. 17.1, 18 ст. 95 44-ФЗ.

Участник вправе отказаться от заключения контракта. Но если согласен, то обязан обеспечить его исполнение (при необходимости).

Новый контракт заключается в той же форме и в том же порядке, что и расторгнутый госконтракт, с учетом особенностей, предусмотренных ч. 17.2 ст. 95 44-ФЗ. Сведения о новом контракте направляют в реестр.

Если заказчик расторг госконтракт в одностороннем порядке, новый заключают в рамках ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ только после включения контрагента в РНП.

Это правило не распространяется на госконтракт, который указан в ч. 9 ст. 37 44-ФЗ на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан.

Одностороннее расторжение по инициативе поставщика

Процесс такой же, как и со стороны заказчика. Требуется оформить аналогичные документы, основание для одностороннего расторжения контракта поставки по 44-ФЗ со стороны поставщика предусмотрено Гражданским кодексом РФ, но пользоваться этой возможностью поставщик вправе, только если оно закреплено в тексте за заказчиком.

Шаг 1. Принять решение и оформить его в электронном виде с помощью функционала ЕИС. После этого решение автоматически направят заказчику.

Напомним, что с 23.03.2022 не включают в РНП поставщиков, которые не исполнили обязательства по госконтрактам из-за иностранных санкций или иных внешних ограничений. Но с поставщиков не сняли ответственность за отказ от исполнения контракта из-за санкций в отношении заказчика.

Шаг 2. Отказаться исполнять контракт или отменить решение. Через 10 дней после надлежащего уведомления контракт расторгается или, аналогично предыдущему случаю, отменяется решение, если за это время все нарушения устранены, а убытки компенсированы.

Таким образом, возможно ли расторжение контракта со стороны исполнителя в одностороннем порядке 44-ФЗ — да, но при условии наличия к тому основания и при соблюдении необходимой процедуры.

С 01.07.2022 в случае одностороннего отказа поставщика от исполнения контракта заказчик в течение 2 рабочих дней с момента вступления в силу решения поставщика направляет обращение о включении информации о поставщике в РНП. Если ФАС посчитает отказ поставщика необоснованным, сведения о нем включат в РНП.

Односторонний отказ — относительно оперативный процесс. Благодаря ему, заказчик и поставщик отстаивают интересы и законные права при нарушении другой стороной условий договора. Потерпевшая сторона вправе потребовать возмещение понесенного ущерба. Но не злоупотребляйте правом на односторонний отказ.

Помните, что попытки уклониться от исполнения договора через неправомерное одностороннее расторжение легко выявляются в ходе арбитражного процесса.

Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44 фз по шагам в 2024 году

1 декабря 2024 Регистрация Войти
6 декабря 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 декабря 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Как расторгнуть контракт в одностороннем порядке, если аукцион был заключен в 2021 году? Каков порядок расторжения (процедура)? По новому закону согласно изменениям от 01.01.2022 или по старому закону, до вступления изменений?

Если по новому закону согласно изменениям, какова вся процедура расторжения со стороны заказчика (что в данной ситуации будет являться надлежащим уведомлением поставщика)?

Как расторгнуть контракт в одностороннем порядке, если аукцион был заключен в 2021 году? Каков порядок расторжения (процедура)? По новому закону согласно изменениям от 01.01.2022 или по старому закону, до вступления изменений?
Если по новому закону согласно изменениям, какова вся процедура расторжения со стороны заказчика (что в данной ситуации будет являться надлежащим уведомлением поставщика)?

5 марта 2024

Согласно ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Порядок действий заказчика, желающего отказаться от исполнения контракта в одностороннем внесудебном порядке, предусмотрен чч. 10-14.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Соблюдать его заказчик обязан (смотрите письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 18.02.2016 NN 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16).
Отметим, что с 1 января 2024 года утратила силу ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, которой ранее устанавливался порядок принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и уведомления об этом контрагента. При этом ст. 95 Закона N 44-ФЗ с 1 января 2024 года дополнена ч. 12.1, которой предусмотрен порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронных процедур.

Однако данная норма не применяется до 1 июля 2024 года (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ (далее — Закон N 360-ФЗ)).
Как указано в п. 3 ч. 6 ст. 8 Закон N 360-ФЗ, с 1 января 2024 года до 1 июля 2024 года в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, в том числе закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, закрытых электронных процедур, заказчик:
— направляет такое решение контрагенту в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (подп. «а» п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона N 360-ФЗ). Этот порядок предполагает вручение решения контрагенту лично под расписку либо направление решения контрагенту заказным письмом с уведомлением о вручении;
— не позднее дня направления решения размещает его в единой информационной системе (далее — ЕИС) по правилам, действовавшим до 1 января 2024 года (подп. «б» п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона N 360-ФЗ).
По общему правилу, установленному ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, датой надлежащего уведомления считается:
— дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени контрагента, в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени контрагента, лично под расписку) (п. 1 ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
— дата получения заказчиком подтверждения о вручении контрагенту заказного письма либо дата получения заказчиком информации об отсутствии контрагента по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом) (п. 2 ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
При этом согласно подп. «в» п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона N 360-ФЗ в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении контрагенту заказного письма, направленного в соответствии с подп. «а» п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона N 360-ФЗ, либо информации об отсутствии контрагента по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении 15 дней, считая с даты размещения в ЕИС решения об одностороннем отказе.
Как видим, положениями п. 3 ч. 6 ст. 8 Закона N 360-ФЗ предусмотрен особый порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронных процедур, который применяется заказчиками в переходный период до вступления в силу требований ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

И так как ни положениями Закона N 44-ФЗ, ни требованиями Закона N 360-ФЗ не установлено иное, данный порядок применяется и к случаям расторжения контрактов, заключенных до 1 января 2024 года.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Однако в соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления контрагента о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта выполнены следующие действия:
— во-первых, устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения;
— во-вторых, заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Правило об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не применяется в случае повторного нарушения контрагентом условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Особо отметим, что ч. 14.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрен порядок направления заказчиком уведомления об отмене решения об одностороннем отказе, однако данный порядок не применяется для случаев расторжения контрактов, заключенных по итогам проведения электронных процедур. Для случаев электронных процедур, закрытых электронных процедур порядок направления уведомления об отмене решения заказчика предусмотрен ч. 14.1 ст.

95 Закона N 44-ФЗ, но до 1 июля 2024 года он не применяется (ч. 6 ст. 8 Закона N 360-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

9 февраля 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44 фз по шагам в 2024 году

1 декабря 2024 Регистрация Войти
6 декабря 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 декабря 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Госконтракт заключен по Закону N 44-ФЗ в 2021 году со сроком действия до декабря 2024 года. Работы выполняются по этапам в 2021 и 2024 годах. Обязан ли заказчик расторгнуть контракт с исполнителем по причине отзыва лимитов бюджетных обязательств, выделенных ему на 2021 год и перенесенных на 2024 год (работы не приняты в 2021 году), если лимиты 2021 года не будут перечислены в качестве оплаты по контракту в срок до 01.10.2022?

Госконтракт заключен по Закону N 44-ФЗ в 2021 году со сроком действия до декабря 2024 года. Работы выполняются по этапам в 2021 и 2024 годах.
Обязан ли заказчик расторгнуть контракт с исполнителем по причине отзыва лимитов бюджетных обязательств, выделенных ему на 2021 год и перенесенных на 2024 год (работы не приняты в 2021 году), если лимиты 2021 года не будут перечислены в качестве оплаты по контракту в срок до 01.10.2022?

15 сентября 2024

Как следует из положений п. 6 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон контракта в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
Таким образом, в случае уменьшения ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств, контракт может быть изменен по соглашению сторон.
Порядок действий заказчика в случае полного отзыва лимитов бюджетных обязательств Законом N 44-ФЗ не определен.
Как следует из ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Отметим, что ни Законом N 44-ФЗ, ни гражданским законодательством не предусмотрена возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в случае отзыва доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств*(1), соответственно, такой отказ может быть признан неправомерным. Однако в случае невозможности исполнения контракта в связи с отзывам лимитов бюджетных обязательств, контракт может быть расторгнут по соглашению сторон*(2).
Необходимо отметить, что ст. 451 ГК РФ предусмотрена возможность расторжения договора в судебном порядке в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, если стороны не достигли соглашения о его расторжении. При этом изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Применение положений данной нормы возможно только при наличии совокупности фактов, свидетельствующих об исключительности, непредвидимости и существенности возникших обстоятельств*(3).
Рассматривая споры по вопросу расторжения контрактов в связи с существенным изменением обстоятельств в случае отзыва лимитов бюджетных обязательств, суды в ряде случаев удовлетворяют требования заказчиков о расторжении контракта в судебном порядке (смотрите, например, постановление Двадцатого ААС от 05.08.2021 N 20АП-3670/21 по делу N А68-6764/2020).
Однако необходимо учитывать позицию, изложенную в определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.02.2022 N 308-ЭС21-20570 по делу N А63-8366/2020, согласно которой отмена бюджетных ассигнований может быть вызвана различными обстоятельствами, часть из которых можно предвидеть заранее, а другая часть может являться непредвиденной, заинтересованная сторона не могла их преодолеть при той степени заботливости и осмотрительности, какая от неё требовалась по характеру договора и условиям оборота. В той мере, в какой наступление этих обстоятельств не могло быть разумно предвидено, предотвращено участниками гражданского оборота, что для обычного участника оборота, осуществляющего предпринимательскую (экономическую) деятельность, является исключительным случаем, может быть признано допустимым применением положений ст. 451 ГК РФ.
При этом заранее прогнозируемые обстоятельства, являющиеся поводом для изменения бюджетных ассигнований или обстоятельства, не учтенные в результате недостаточной осмотрительности или халатности заказчика, его работников, в том числе при планировании и определении приоритетов в удовлетворении имеющихся у публичного правового образования нужд, не могут признаваться обстоятельствами по смыслу ст. 451 ГК РФ. Доктрина существенного изменения обстоятельств (ст.

451 ГК РФ) подлежит применению в исключительных случаях, когда в ходе рассмотрения конкретного дела будут выявлены непредвидимые обстоятельства, неукоснительно влияющие на распределение бюджетного финансирования, которые заказчик не мог преодолеть при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру договора и условиям оборота.
Таким образом, полагаем, в случае полного отзыва лимитов бюджетных обязательств, влекущего невозможность исполнения контракта, если стороны в досудебном порядке не смогут прийти к соглашению о расторжении договора, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении контракта по причине существенного изменения обстоятельств (ст. 451 ГК РФ), однако окончательное решение по данному вопросу может принять только суд, учитывая конкретные обстоятельства дела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

23 августа 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, решение УФАС по Республике Крым и городу Севастополю от 07.09.2016 г. N 06/6527.
*(2) Вопрос: Казенному учреждению главным распорядителем бюджетных средств в середине текущего года были уменьшены лимиты ранее доведенных бюджетных обязательств, в связи с чем стало невозможным исполнение контракта в установленные сроки. Можно ли в данном случае продлить сроки исполнения контракта с учетом того, что в ближайшее время лимиты будут восстановлены до первоначального размера? (ответ Главного контрольного управления Челябинской области, декабрь 2017 г.), решение УФАС службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 19.10.2018 N 04-01/297-2018.
*(3) Смотрите по данному вопросу Энциклопедия решений. Изменение и расторжение гражданско-правового договора в связи с существенным изменением обстоятельств.

Основания и процедура одностороннего отказа от исполнения контракта

Односторонний отказ от исполнения контракта – наиболее простой способ расторжения контракта по сравнению с двумя другими – по соглашению сторон и по решению суда. Поэтому заказчики прибегают к нему с большим удовольствием

С иными чувствами встречают эту ситуацию поставщики, поскольку они рискуют не получить оплату и попасть в список недобросовестных поставщиков. Рассмотрим основания и процедуру такого отказа — как она оговорена в законе и как реализуется

Основания и процедура одностороннего отказа

1. Положения Закона № 44-ФЗ об одностороннем отказе от исполнения контракта сосредоточены в п. 8 — 26 ст. 95. Они предусматривают следующие основания и процедуру (если говорить о самой сути этих положений, без воды и тавтологии).

ЗАКАЗЧИК

Вправе принять решение об одностороннем отказе:

1) при одновременном наличии двух условий:

  • контрактом предусмотрено право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта;
  • имеют место основания, предусмотренные ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

Обязан принять такое решение:

  1. если в ходе исполнения контракта выяснилось, что поставщик (подрядчик, исполнитель) или поставляемый товар не соответствуют требованиям документации о закупке;
  2. если расторгнут специальный инвестиционный или государственный контракт по регулируемым ценам, в соответствии с которым производство товара создано, модернизировано или освоено на территории РФ.

Процедура принятия решения:

Экспертиза. Принятию решения об одностороннем отказе может предшествовать экспертиза поставленного товара / работы / услуги. И если такая экспертиза проведена, то указанное решение может быть принято только при условии, что в заключении эксперта будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для отказа от него.

Отправка решения. Принятое решение в течение 3-х рабочих дней:

  • размещается в ЕИС;
  • направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также телеграммой, либо по факсу, либо по электронной почте, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику.

Датой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком (или/или):

  • подтверждения о вручении указанного уведомления;
  • информации об отсутствии поставщика по его адресу.

При невозможности получения подтверждения либо информации датой уведомления признается дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика в ЕИС.

Расторжение и последствия. Решение вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления. Но, если в течение этих 10 дней поставщик устранит нарушение условий контракта, а также компенсирует заказчику затраты на экспертизу, то заказчик обязан отменить решение (данное правило не применяется в случае повторного нарушения условий контракта поставщиком).

Информация о поставщике включается в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик вправе закупить такой товар путем запроса предложений. Но, если до расторжения контракта поставщик частично исполнил обязательства, то новый контракт уменьшается на эту часть, как по объему закупки, так и по цене.

ПОСТАВЩИК

Вправе принять решение об одностороннем отказе ровно по тем же основаниям, что и заказчик.

Обязан принять такое решение: таких случаев не установлено.

Процедура принятия решения: та же процедура, что и для заказчика, за исключением того, что информация о поставщике не включается в реестр недобросовестных поставщиков.

2.1. Основания одностороннего отказа

Ключевой вопрос, который возникает после изучения всех вышеприведенных положений, это какие именно основания для отказа от договора предусмотрены ГК РФ? Ведь Закон № 44-ФЗ не только не называет их прямо, он даже не содержит номера соответствующих статей кодекса. Поэтому данную информацию приходится «выуживать» из второй части ГК РФ самостоятельно.

К слову, ФАС и Минэкономразвития в совместном письме рекомендуют это сделать всем заказчикам и прописать данные основания уже в проекте контракта (письмо № 324-ЕЕ/Д28и, № АЦ/9777/16 от 18.02.2016). На применение данных оснований для отказа от контракта их упоминание или не упоминание в контракте никак не влияет. Прописать их ведомства рекомендуют, скорее, в качестве жеста доброй воли, чтобы стороны изначально (прямо из текста контракта, без дополнительного штудирования кодекса) четко понимали, в каких именно случаях та или иная сторона может отказаться от его исполнения.

В вышеупомянутом письме даже приведены и несколько таких оснований, но далеко не все.

Итак, ГК РФ предусматривает следующие основания для одностороннего отказа от договора (берем только самые распространенные договоры).

  • отказ поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему (п. 1 ст. 463, абз. 2 ст. 464);
  • существенное нарушение поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (п. 2 ст. 475);
  • невыполнение поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара (п. 1 ст. 480).
  • поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок или неоднократное нарушение сроков поставки товаров; неоднократное нарушение заказчиком сроков оплаты товаров или неоднократная не выборка им товаров (п. 2 ст. 523).
  • несогласие заказчика с превышением цены контракта при необходимости проведения дополнительных работ (п. 5 ст. 709);
  • отказ заказчика от увеличения установленной цены при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора (п. 6 ст. 709);
  • подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (п. 2 ст. 715);
  • неисполнение подрядчиком в назначенный срок недостатков, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом (п. 3 ст. 715);
  • отказ заказчика в любое время до сдачи ему результата работы при условии уплаты подрядчику части цены пропорционально выполненной части работы, и убытков, причиненных прекращением договора, в пределах разницы между ценой за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную (ст. 717);
  • нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, что препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 719);
  • отступление подрядчика, исполнителя в работе, услуге от условий договора или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723).

Договор возмездного оказания услуг:

  • отказ заказчика или исполнителя при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов или полного возмещения заказчику убытков (ст. 782 ГК РФ).

2.2. Процедура одностороннего отказа

Что касается процедуры одностороннего отказа, то, как показывает практика, к ее соблюдению стоит относиться весьма щепетильно. Прежде всего, заказчикам, так как они прибегают к такому отказ у гораздо чаще, чем поставщики. Нарушение же предусмотренного законом алгоритма влечет признание судом одностороннего отказа недействительным.

10 дней на вступления решения в силу даны не просто так

Много споров связано с соблюдением 10-дневного срока на вступление решения об одностороннем отказе в силу. Заказчики его порой нарушают, однако правовые последствия могут быть разными.

Пример 1

Заказчик принял решение, направил его поставщику, разместил на официальном сайте и… в этот же день направил решение в ФАС для включения компании в реестр недобросовестных поставщиков. Однако ФАС отказалась это сделать, так как заказчик не выждал 10 дней и решение еще не вступило в силу. Судьи поддержали чиновников, согласившись, что порядок срок вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу был нарушен (Определения Верховного Суда РФ от 02.12.2016 № 305-КГ16-15701, от 12.09.2016 № 308-КГ16-11459).

Пример 2

Другой пример (в пользу заказчика): заказчик опубликовал решение от 11.12.2015 на официальном сайте 23.12.2015. Подрядчик сослался на то, что это нарушило его право исправить указанные заказчиком нарушения в 10-дневный срок. ФАС с этим согласилась, а вот суд — нет.

Выяснилось, что подрядчик получил решение день в день — 11.12.2015, поэтому ссылка на неполучение им решения посредством иных средств связи (через сайт) не свидетельствует о нарушении его права такого лица в 10-дневный срок заявить обоснованные возражения против отказа от исполнения контракта, — решили судьи (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.02.2017 № Ф05-19774/2016).

Документы о срыве сроков есть — вопросов нет

Если же заказчик строго соблюдает процедуру и доказывает, что основания для расторжения контракта действительно имели место, то все должно быть в порядке. Например, заказчик решил отказаться от контракта на основании п. 2 ст. 715 ГК РФ: «подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным».

Дело было в том, что подрядчик нарушал сроки сдачи этапов работ — заказчик не оставлял без внимания, и каждый раз направлял ему претензию о несоблюдении сроков, то есть, своевременно документировал все просрочки. 15 октября выходил крайний срок выполнения всех работ — в этот день не были сданы и 16 октября заказчик направил подрядчику уведомление об одностороннем отказе.

Суд указал, что действия заказчика обоснованы, поскольку нет доказательств выполнения работ в полном объеме в установленные контрактом сроки; дополнительных соглашений об изменении сроков исполнения обязательств по контракту стороны не заключили; из представленных документов следовало, что окончание работ к сроку явно невозможно, так как работы в наибольшей своей части не выполнены (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2016 № Ф05-4174/2016).

Со стороны заказчика должно быть «чисто»

С другой стороны, заказчики не должны забывать о том, что при отказе от контракта по мотиву тех или иных нарушений подрядчиком, «совесть» заказчика то же должна быть чиста. Иначе отказ от контракта будет не справедливым и одновременно недействительным.

Например, 13 июля стороны заключили госконтракт на организацию работ по подготовке проектной документации по капремонту дороги до конца года. 11 января подрядчик получил решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта со ссылкой на непредставление проектной документации по состоянию на 31 декабря и о расторжении контракта через 10 дней с даты уведомления подрядчика.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Судьи признали отказ заказчика незаконным, так как выяснилось, что сроки выполнения работ были нарушены по вине заказчика. Он своевременно не предоставил подрядчику исходные данные для выполнения проектных работ, что требовалось от него по условиям контракта. Хотя подрядчик неоднократно обращался к нему с требованием о предоставлении исходных данных.

Это свидетельствует о наличии препятствий, послуживших основанием для нарушения подрядчиком своих обязательств по контракту, — решили судьи, и признали отказ от контракта недействительным (Определение Верховного Суда РФ от 15.03.2017 № 301-ЭС17-1010).

admin
Оцените автора
Ракульское