Система управления охраной труда на предприятии

СУОТ – этосистема управления охраной труда в организации, обеспечивающая безопасность и охрану здоровья всех работников предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.

Положение СУОТ на предприятии СКАЧАТЬ
Приказ 438н «Типовое положение СУОТ» ЗДЕСЬ
Приказ 77 «Методические рекомендации СУОТ» ЗДЕСЬ

СУОТ - это система управления охраной труда

Инструкция для специалиста по охране труда:

Разработка положения СУОТ

Положение «СУОТ» на предприятии разрабатывается на основе типового положения Минтруда N 438н от 19.08.2016 г., используя алгоритм (блок-схему), изложенную в методических рекомендациях Минтруда N 77 от 23.12.2019 г.

СУОТ может разработать работодатель самостоятельно, либо с привлечением сторонней организации.

Внедрение СУОТ на предприятии

Каждая организация России, не зависимо от размера и формы собственности обязана внедрить у себя систему управления охраной труда (СУОТ) согласно статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Чтобы внедрить систему управления охраной труда на своем предприятии, необходимо предварительно оценить, как сейчас ведется охрана труда на предприятии, разработать политику в области охраны труда, подготовить план мероприятий реализации процедур по охране труда, для оценки эффективности и непрерывных улучшений.

1. Проведите предварительную оценку охраны труда

Специалист по охране труда проверяет ведется ли на предприятии:

  • оценка профессиональных рисков;
  • специальная оценка условий труда (СОУТ – не путать с СУОТ) ;
  • учет травматизма и профзаболеваний;
  • прохождение всеми работниками инструктажей и обучения по охране труда;
  • прохождение медосмотров;
  • обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Как вы понимаете, все эти направления должны быть реализованы. И если есть пробелы, но и нужно наладить каждое направление в рамках внедрения системы управления охраной труда в организации.

2. Распределите обязанности по охране труда

Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами в типовом положении называется — обеспечение функционирования СУОТ.

Закрепите обязанности и полномочия каждого работника в рамках СУОТ документально в локальных актах и трудовых договорах. Если этого не сделать, вся ответственность ляжет исключительно на специалиста по охране труда.

Составьте список всех обязанностей по охране труда предприятия, и распределите обязанности по сферам деятельности.

Оформите приказом ответственных на каждом уровне управления. Кадровик отвечает за обучение по охране труда, руководители структурных подразделений – за управление рисками на своих участках, аудиторы – за проверку СУОТ на предприятии, уполномоченные лица – за планирование мероприятий по улучшению СУОТ, работники – за выполнение требований ОТ и предложения по улучшению системы охраны труда.

Специалист по охране труда отвечает только за координацию и контроль выполнения работ по охране труда (см. профессиональный стандарт специалиста по охране труда).

Согласно ст. 212 ТК РФ, в целом, за организацию работ отвечает работодатель. В свою очередь, работодатель распределяет эти обязанности по охране труда по службам в соответствии с организационным уровнем.

В качестве уровней управления может рассматриваться уровень производственной бригады, уровень производственного участка, цеха, филиала, службы или работодателя в целом.

Поэтому специалисту по охране труда, вместе с вышестоящими сотрудниками необходимо расписать обязанности по охране труда для руководителей структурных подразделений соответствующих уровней, ну и для самих работников.

Каждый начальник структурного подразделения должен отвечать за безопасность своих сотрудников!

3. Разработайте политику по охране труда

Политика в области охраны труда – этоважнейший локальный документ, в котором организация декларирует, какие мероприятия она будет совершать в рамках непрерывного улучшения системы охраны труда.

Политика является неотъемлемой частью СУОТ, поэтому она оформляется в виде раздела положения о СУОТ либо как отдельный локальный нормативный акт.

В политике организация указывает свои цели в области охраны труда и какие обязательства берет на себя, чтобы достичь этих целей.

4. Поставьте цели в области охраны труда

Специалист по охране труда встречается с руководителями подразделений, чтобы совместно поставить цели в области охраны труда на предстоящий год.

Цель должна соответствовать политике, должна быть понятна, достижима, и измерена в цифрах. Например, сократить травматизм на производстве, уменьшить количество несчастных случаев, снизить число профзаболеваний на столько-то процентов и т.д.

5. Установите процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда

Чтобы достичь все поставленные цели, необходимо подробно расписать, какие процедуры будем для этого делать. Проведите и закрепите в положении о СУОТ организации следующие обязательные процедуры:

  • процедура подготовки работников по охране труда согласно Положению 1/29 и ГОСТ 12.0.004-2015. Для тих целей разработайте:

— документ в виде таблички по каждой профессии, какие виды обучения должен проходить тот или иной специалист;
— перечень профессий должностей специалистов, которые проходят стажировку по охране труда на рабочем месте с указанием ее продолжительности по каждой профессии;
— перечни профессий должностей работников, проходящих обучение в учебном центре, и у работодателя;
— перечень работников, освобожденных от первичного инструктажа;
— перечень работников, ответственных за проведение инструктажей на рабочих местах;
— вопросы, включаемые в инструктажи по охране труда;
— вопросы, включаемые в обучение и проверку знаний требований охраны труда внутри организации;
— приказ об организации оказания помощи пострадавшим;
— порядок организации и проведения инструктажа по охране труда.

6. Составьте план мероприятий

После проведения планирования, необходимо совместно с руководителями подразделений составить план мероприятий по охране труда на год. В план мероприятий будут входить процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда.

7. Организуйте контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

Контроль функционирования СУОТ на предприятии позволяет получить обратную связь от работников, чтобы узнать на сколько эффективно ведется система управления охраной труда в организации. А также выявить недостатки в области охраны труда для последующего их устранения.

По сути, контроль по охране труда – это непрерывный процесс. Он проводится как на постоянной основе (контроль за своим рабочим местом), так и периодично (оценка рисков, обучение, при несчастном случае и т.д.)

Контроль должен соответствовать уровням. Поэтому после запуска СУОТ в организации проведите трехступенчатый контроль по охране труда. Его можно проводить специалисту по охране труда совместно с профсоюзной организацией, уполномоченными лицами.

Обсудите результаты контроля с работниками, а по итогам составьте соответствующий отчет, в котором будет анализ эффективности СУОТ.

8. Запланируйте улучшения СУОТ

Планирование улучшений функционирования СУОТ проходит не реже одного раза в год.

Важные требования по эффективности функционирования СУОТ на преприятии прописаны в ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Системы управления охраной труда».

Чтобы оценить эффективность СУОТ, используйте всю возможную информацию в области охраны труда на своем предприятии (отчет аудитов СУОТ, несчастных случаев, профзаболеваний, предписания проверок инспекцией по труду, аналитические обзоры по отрасли, опыт других организаций и т.д.).

По результатам анализа эффективности СУОТ оформите отчет, в котором запланируйте мероприятия по улучшению системы управления охраной труда.

9. Определите, как будете реагировать на аварии, несчастные случаи и профзаболевания

Для этих целей разработайте внутренний порядок расследования несчастных случаев, аварий и профзаболеваний.

10. Наладьте документооборот по СУОТ

Чтобы наладить документооборот по СУОТ в организации, руководствуемся приказом 77 «Методические рекомендации СУОТ». В правилах указано, что лица, ответственные за разработку документов по охране труда определяются на всех уровнях управления.

Определите правила, по которым происходит разработка документов, их согласование, утверждение, пересмотра, сроки хранения.

Ведите базу данных документов по СУОТ как в бумажной форме, так и в электронном виде. Разбейте их на папки для удобства поиска.

Что проверит ГИТ по СУОТ?

При плановых проверках организаций, инспектор руководствуется проверочными листами ГИТ. Для проверки системы управления охраной труда существует проверочный лист №31.

В этом листе прописано лишь два пункта: «Инспектор должен проверить наличие в организации положения о системе управления охраной труда (СУОТ), утвержденного приказом, и наличие политики в области ОТ».

При внеплановых проверках в связи с несчастными случаями, инспектор руководствуется Приказом Роструда 77 от 21 марта 2019 года «Методические рекомендации по СУОТ». Инспектор проведет анализ документов СУОТ организации и условий рабочих мест на предмет соответствия типового положения о СУОТ. Соответственно, будет обязательно проверена работа по спецоценке и профрискам.

Все, что будет проверять инспектор, указано в блок-схеме Приказа Роструда 77:

Блок схема СУОТ - это алгоритм проверки инспектора ГИТ

Какие штрафы за необеспечение СУОТ?

Согласно статье 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить функционирование системы управления охраной труда (СУОТ) на своем предприятии. За несоблюдение этих требований, на организацию могут наложить штрафы согласно статье 5.27.1 КоАП.

При этом, штрафы по СУОТ могут быть наложены по одному и тому-же мероприятию. Например, если в положение о системе управления охраной труда в организации нет раздела об обеспечении средствами индивидуальной защиты, то организацию могут оштрафовать согласно части 1 статьи 5.27.1 КоАП. А если работникам не выдаются СИЗ, то штраф будет соответствовать части 4 статьи 5.27.1 КоАП.

Размер штрафов по части 1 статьи 5.27.1 КоАП:

  • для должностного лица – до 5000 руб.;
  • для организации – до 80 000 руб.

По части 4 статьи 5.27.1 КоАП:

  • для должностного лица – до 30 000 руб.;
  • для организации – до 150 000 руб.

Особенности СУОТ для малых предприятий

Согласно п.3 типового положения 438н, система управления охраной труда для организаций, со штатом работников менее 15 человек, может быть упрощенной.

Соответственно, если организация не ведет деятельность на вредном и опасном производстве, в штате нет работников специфических профессий, то можно использовать СУОТ для микропредприятий.

В нее входят только обязательные элементы СУОТ:
• положение «СУОТ»;
• политика в области охраны труда;
• подготовка работников по охране труда – обучение и проверка знаний;
• управление профессиональными рисками;
• информирование работников об условиях труда;
• планирование мероприятий по реализации процедур системы;
• реагирование на аварии и несчастные случаи;
• контроль функционирования СУОТ на предприятии.

В этой статье вы узнали что такое система управлением охраной труда в организации, как внедрить СУОТ на предприятии, какие штрафы предусмотрены за необеспечение СУОТ.

Все видео «Школа охраны труда» ЗДЕСЬ

Также советуем почитать:

  • Кому подчиняется служба охраны труда в организации?
  • Аутсорсинг по охране труда и пожарной безопасности
  • Что такое класс зоны помещения по пожарной безопасности?
  • Правила противопожарного режима в Российской Федерации

Типовое положение о системе управления охраной труда

Типовое положение о СУОТ – этонормативный документ, установленный приказом Минтруда 438н от 19.08.2016 г., в котором даны рекомендации работодателю, как ему создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда (СУОТ).

Фактически, типовое положение нужно для того, чтобы разработать внутреннее положение о СУОТ в организации.

Приказ 438н «Типовое положение о СУОТ» ЗДЕСЬ
Пример внутреннего положения о СУОТ организации СКАЧАТЬ

Положение 438н о системе управления охраной труда

Приказ 438н носит рекомендательный характер. Не смотря на это, его активно использует Государственная инспекция труда при проверках организаций.

Прежде чем читать дальше, рекомендуем ознакомиться со статей «Что такое система управления охраной труда«.

Комментарии к типовому положению о СУОТ 438н

Разберем типовое положение о СУОТ. Оно состоит из состоит из 10 частей:

1. Общие положения.
2. Политика работодателя в области охраны труда.
3. Цели работодателя в области охраны труда.
4. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей).
5. Процедуры для достижения целей работодателя в области охраны труда.
6. Планирование мероприятий по реализации процедур.
7. Контроль функционирования системы управления и мониторинг реализации процедур.
8. Планирование улучшений функционирования системы управления.
9. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания.
10. Управление документами.

Рассмотрим каждую более подробно:

1. Общие положения

Этот раздел содержит термины и информацию о соответствии положения о системе управления охраной труда текущему законодательству в области охраны труда. В данном разделе подробно рассказывается на какие законодательные акты опирается положение о СУОТ, и о взаимосвязи этого документа с другими положениями, действующими в организации.

Политика содержит информацию о намерении работодателя и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств. Здесь подробно описываются обязанности работодателя в части охраны труда, которые он обязуется выполнять. Тут же озвучиваются и цели, которые планируется достичь.

Своего образа идеальная модель, к которой стремится работодатель.

3. Цели работодателя в области охраны труда

Этот пункт приказа 438 н тесно связан с разделом два, с той лишь разницей, что намеченные цели расписаны более подробно.

4. Обеспечение функционирования системы управления ОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя)

С этим пунктом положения о системе управления охраной труда все гораздо сложнее, и он индивидуален для каждого случая, так как все организации работают в разных сферах, и, соответственно для каждой из сфер свои требования, в том числе и в вопросах охраны труда.

Ярким примером может служить сравнение работы офисных сотрудников юридической компании и горновых доменной печи металлургического производства. Перечень требований к этим категориям работников будет значительно отличаться.

Данный пункт приказа 438 н подвергается тщательной проверке со стороны трудового инспектора. Согласно алгоритму проверки создания и обеспечения функционирования системы управления (часть 2 приказа Федеральной службы по труду и занятости № 77 “Об утверждении Методических рекомендаций»), обязанности в области охраны труда должны быть распределены на всех уровнях управления, которые предусмотрены штатным расписанием.

На каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении работника. Исследование указанной процедуры позволяет инспектору определить круг лиц, виновных в нарушении установленных требований. Поэтому распределение ответственности и обязанностей должно быть тщательно продумано и осуществимо на практике.

Если Вы назначаете сотрудника ответственным за что-либо, он должен иметь возможность контролировать этот вопрос. Например, некорректно назначать ответственным за соблюдение правил техники безопасности на участке выпуска металлопроката главного бухгалтера финансового отдела. Он не имеет отношения к производству, а следовательно, не знаком с производственными процессами и предъявляемыми к нему требованиями.

Правильным, будет назначить ответственного из лица бригадиров или мастеров этого участка.

При распределении ответственности придерживайтесь следующих принципов:

1) Работники выполняют требования техники безопасности и несут ответственность ТОЛЬКО за соблюдение этих правил.Разработка правил, а также организационные моменты (обеспечение СИЗ, соответствие оборудования требованиям техники безопасности и т.д.) не входят в их компетенцию.

Рассмотрим два простых примера.

Сотруднику были выданы СИЗ, но он не надел их перед началом смены. В данном случае, сотрудник грубо нарушил требования техники безопасности.

Начальник производственного участка (руководитель первого порядка) не сделал вовремя заказ у службы обеспечения, в связи с этим сотрудники приступают к работе без использования СИЗ. В данном случае, работник не виноват в их отсутствии, поэтому нести ответственность за то, что он приступил к работе без СИЗ, он не может и не должен. Согласно требованиям законодательства, работник должен был отказаться приступать к работе, на что имеет полное право.

Однако на практике чаще всего сотрудник вынужден мириться с недостатками в организации безопасной работы, чтобы не лишиться работы.

2) Руководители участков, в непосредственное подчинение которых входят работники, являются первой ступенью контроля.Именно они отвечают за соблюдение сотрудниками правил техники безопасности, использования СИЗ и других важных требований. Их задача обеспечить контроль, инструктировать их и при необходимости принимать меры по привлечению сотрудников к ответственности за несоблюдение требований охраны труда.

С точки зрения охраны труда именно руководители первого порядка являются самым важным звеном. Они “ближе” всех к работникам и имеют практические, а не теоретические навыки в вопросах охраны труда. Именно через них руководители более высокого порядка и специалист по охране труда получают “обратную связь” от сотрудников.

Поэтому и ответственность они несут в соответствии с данным принципом.

Сосредоточьтесь в первую очередь на их работе.

Рассмотрим все тот же пример и две ситуации.

Сотруднику были выданы СИЗ, но он не надел их перед началом смены. В данном случае, сотрудник грубо нарушил требования техники безопасности. Однако присутствует и вина его руководителя.

Он должен был осуществить контроль перед допуском сотрудника к работе.

Начальник производственного участка (руководитель первого порядка) не сделал вовремя заказ у службы обеспечения, в связи с этим сотрудники приступают к работе без использования СИЗ. Здесь начальник производственного участка несет двойную ответственность. Во-первых, он не отследил сроки заказа необходимых СИЗ, а во-вторых, допустил к работе сотрудников, без наличия у них необходимых СИЗ.

Как видите, руководитель первого порядка несет ответственность в любом случае, в независимости от того, кто виноват, он лично или его работники. Поэтому он заинтересован в том, чтобы его подчиненные не нарушали требований техники безопасности. Для этого он осуществляет контроль их работы.

В том числе его оплошность или безответственность могут привести к негативным последствиям (травма. штраф и т.д.), поэтому наряду с этим он несет и личную ответственность.

Если же заказ им был сделан вовремя, но СИЗ не поступили, он не должен допускать сотрудников к работе. В противном случае, из-за чужой ошибки он берет на себя большую ответственность, в виде допуска сотрудников к работе без СИЗ. В ряде случаев данные действия могут быть основанием для привлечения к уголовной ответственности.

В связи с этим в положении о СУОТ должно быть четко прописано за что отвечает руководитель первого порядка, и какие он имеет полномочия, для того чтобы избежать подобных ситуаций.

3) Руководители второго порядка и выше тоже несут ответственность.Они чаще всего “оторваны” от производственной деятельности и в их компетенцию входят по большей части организационные вопросы. Однако это не снимает с них ответственности.

Их ошибка влияет на всех, кто находится в их подчинении.

Следовательно, степень их ответственности должна быть более высокой, по сравнению с другими работниками.

Обратимся к тому же примеру. За руководителя второго порядка мы будем считать руководителя службы обеспечения.

Сотруднику были выданы СИЗ, но он не надел их перед началом смены. В данном случае, сотрудник грубо нарушил требования техники безопасности. Однако присутствует и вина его руководителя (первого порядка). Он должен был осуществить контроль перед допуском сотрудника к работе.

Казалось бы, на этом круг “виноватых” замыкается, однако это не так.

Помимо организации закупок, начальник службы обеспечения должен контролировать лиц, от которых он получает информацию. Если он вовремя обеспечил подразделения всем необходимым, он должен позаботиться о том, чтобы его работа не была напрасной.

Зачем ему закупать СИЗ, если никто не осуществляет контроль за их выдачей и использованием? В ходе проверки к начальнику службы обеспечения может быть задан вопрос “Контролируете ли Вы процесс обеспечения СИЗ, если Ваши сотрудники не используют их при выполнении должностных обязанностей?”.

В этой ситуации факт совершения закупки СИЗ уже не будет играть никакой роли, так как данное мероприятие без надлежащего контроля абсолютно бесполезно. Поэтому после того, как начальник службы обеспечения передал СИЗ, он должен проконтролировать, что они действительно выдаются и используются правильно. Делает он это посредством контроля руководителей первого порядка.

Начальник производственного участка (руководитель первого порядка) вовремя сделал заказ СИЗ у службы обеспечения. Однако руководитель службы обеспечения в требуемые сроки СИЗ не закупил, и теперь у сотрудников они отсутствуют.

В результате создается ситуация, когда работа фактически не может быть выполнена, так как руководитель первого порядка не в праве допускать сотрудников к работе без необходимых СИЗ. Если же работы все-таки продолжают выполняться, то из-за отсутствия СИЗ “под удар” попадают не только работники, жизнь и здоровье которых подвержены риску, но и руководитель первого порядка, так как он осознанно нарушает законодательство, несмотря на то, что данная ситуация возникла не по его вине.

Помимо этого, на начальника службы обеспечения может быть наложена ответственность и со стороны вышестоящего руководства. Ведь деньги на СИЗ были выделены, а результата нет. Таким образом руководитель второго и выше порядка также несет ответственность в любом случае.

Однако степень ответственности уже гораздо выше, так как чем выше уровень, тем больше людей у тебя в подчинении. Соответственно на большем количестве людей могут отразиться последствия неправильных действий.

Данный пример-наглядная демонстрация того, как тесно связаны между собой части любой организации.

Количество уровней руководства может быть гораздо большим, или значительно меньшим, однако вне зависимости от этого ответственность и обязанности должны быть распределены. Именно это позволит определить круг лиц, виновных в нарушении установленных требований. Причем не только в ходе проверки трудовой инспекции, но и внутреннего аудита.

5. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда

Пожалуй, один из самых важных и сложных блоков Приказа 438 н на сегодняшний день. Помимо распределения ответственности, работодатель должен разработать “план действий”, с помощью которого он достигнет озвученной им “идеальной модели”.

В документе, по которому работает трудовая инспекция, особое внимание уделено не только типовым мероприятиям по охране труда (обеспечение СИЗ, обучение по охране труда и т.д.), но и профессиональным рискам.

На сегодняшний день, провести оценку профессиональных рисков обязан каждый работодатель. Однако проблема в том, что в законодательстве на сегодняшней день нет утвержденного документа, который бы регулировал данный вопрос. Есть лишь перечень опасностей, которые могут влиять на работника в процессе его трудовой деятельности.

Сам же процесс оценки профессиональных рисков никак не регламентирован. Существуют лишь различные методики, основанные на разных принципах и подходах (метод Дельфи, матричный метод и т.д.).

В связи с этим работодатель на сегодняшний день может либо обратится в специализированную организацию, которая проведет данное мероприятие, либо же провести данную процедуру самостоятельно силами службы охраны труда. Главная цель — идентификация всех опасностей, которые могут воздействовать на работника в процессе его трудовой деятельности и разработка мероприятий по защите от них.

6. Планирование мероприятий по реализации процедур

После получения информации о рисках и разработки мероприятий по устранению этих рисков, либо же снижения их воздействия на работников, работодатель фиксирует в положение о системе управления охраной труда план по реализации намеченных процедур. Сроки, финансирование, ответственные лица и т.д.

7. Контроль функционирования и мониторинг реал изации процедур

В данном разделе подробно описаны механизмы контроля за соблюдением положений данного документа. Назначение ответственных лиц, методы контроля (отчеты, сравнение и т.д.), периодичность и другие необходимые показатели.

8. Планирование улучшений функционирования управление охраной труда

После разработки положения о СУОТ, в последующем, с большой степенью вероятности будут выявлены недостатки в вопросах охраны труда. Именно на их исправлении и будет выстраиваться план улучшений.

9. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания

Данному вопросу в положении о системе управления охране труда для трудовой инспекции уделено большое внимание. Со стороны работодателя требуется не только снижение травматизма и профессиональных заболеваний, но и алгоритм действий, если такие ситуации возникают. Важно не только действовать согласно законодательству, но извлечь пользу из “горького опыта”.

Опираться на него в дальнейшем, с целью избежать повторения.

10. Управление документами системы управления ОТ

Правильно и удобно организованный документооборот эффективный механизм в реализации всех необходимых мероприятий. Поэтому он должен быть строго регламентирован. Делается это для упрощения контроля и удобства работы с ним.

Подводя итог, можно сказать, что система управления труда в организации один из фундаментальных документов, без которого невозможно нормальное функционирование. Именно поэтому данный вопрос требует тщательного внимания не только со стороны службы охраны труда, но и работников и руководителей всех порядков и подразделений организации.

В этой стате мы подробно разобрали приказ 438н «Типовое положение о СУОТ» и положение о системе управления охраной труда. Удачи в профессиональном развитии!

Также советуем почитать:

  • Как правильно организовать и оформить выдачу СИЗ
  • Первичный инструктаж по охране труда
  • Специалист по охране труда: квалификационные требования
  • Статья 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда»

Система управления охраной труда

СУОТ - система управления охраной труда

Федеральное законодательство в сфере охраны труда с каждым годом становится жестче и жестче по отношению к работодателям, заставляя их обеспечивать максимальную безопасность персонала.

29.10.2021 г. вступил в силу Приказ Министерства труда России от 29.10.2021 N 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда»

Приказ № 776н обязывает каждого работодателя разработать у себя в организации «Положение о системе управления охраной труда». Если ранее это Положение было не обязательным, то теперь за это будут штрафовать согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Штраф за отсутствие данного документа – 80 000 рублей. Мы предлагаем нашим Заказчикам документарный, безвыездной АУДИТ + Положение СУОТ.

СУОТ — Основные задачи

Система управления охраной труда (СУОТ) является не только частью общей системы менеджмента, но и одним из ключевых элементов, обеспечивающим безопасность трудовой деятельности сотрудников производства. Направленная на защиту жизни и здоровья персонала, СУОТ представляет собой комплекс мероприятий, внедряемых и проводимых с целью установления политики предприятия в сфере охраны труда. СУОТ разрабатывается (восстанавливается) не накануне проверок инспекционными органами, а для поддержания безопасных условий труда на рабочих местах, снижения уровня травматических повреждений работников и поддержания здоровья работников.

СУОТ, чья главная цель заключается в обеспечении безопасных условий труда и минимизации несчастных случаев на производстве, направлена на решение следующих задач:

  • отбор профессионалов с документально подтвержденной квалификацией;
  • обучения персонала инновационным методам работы;
  • периодическое проведение инструктажей по охране труда;
  • пропаганда охраны труда среди сотрудников предприятий;
  • обеспечение безопасного использования оборудования и его утилизации при выходе из строя;
  • создание максимально безопасных технологических процессов и условий эксплуатации зданий и строений на территории предприятия;
  • создание санитарно-эпидемиологических условий в соответствии с правилами и нормативными документами;
  • обеспечение оптимального режима труда и отдыха;
  • обеспечение персонала индивидуальными средствами защиты (СИЗ).

Задайте Ваш вопрос online
Начать чат с экспертом

Реализация функций

Обязательность наличия штатного специалиста по охране труда. Производственные предприятия со штатной численностью до 50 сотрудников могут самостоятельно определяться с введением СУОТ. Если штат компании превышает 50 человек, наличие собственного специалиста по охране труда становится обязательным.

Обязанности по охране труда распределяются на основании решений, принятых руководителем предприятия совместно со специальной комиссией, учитывающей положения постановления Минтруда РФ от 08.02.2000 №14. Ответственность за определенный аспект СУОТ возлагается на работника в качестве обязанности должностной инструкции или внутренним приказом руководства предприятия.

Обучение и инструктаж. Все сотрудники, принимаемые на рабочие места, связанные с риском для здоровья, в обязательном порядке проходят первичный инструктаж по нормативам и правилам, обеспечивающим безопасность трудовой деятельности. Периодичность повторного инструктажа для персонала составляет шесть и три месяца в зависимости от степени опасности конкретного рабочего места.

Внеплановый инструктажили переподготовка сотрудников в специализированных учебных центрах проводятся при установке нового технологического оборудования или изменениях, касающихся условий труда. Обеспечение проведения данных мероприятий возлагается на специалиста по охране труда, который составляет соответствующие списки работников, заверяющиеся подписью руководителя предприятия.

Информационное обеспечение по ОТ. Внедрение на производстве методов СУОТ сопровождается обязательным оповещением персонала об изменениях в политике охраны труда посредством собраний, внеплановых инструктажей и размещения информации на специальных стендах. Сотрудники, чьи рабочие места связаны с риском для жизни и здоровья должны быть проинформированы в отношении своих прав на материальную компенсацию, сокращенный рабочий день и увеличенное время отдыха (руководство организовывает ознакомление сотрудников с соответствующими документами под личную роспись).

Работники могут также оформлять подписку на получение периодических изданий, посвященных изменениям и нововведениям в ОТ.

Документальное оформление. О наличии на производстве СУОТ свидетельствуют нормативные документы, в которых излагается политика предприятия в сфере охраны труда и методы, обеспечивающие защиту здоровья персонала. От правильности документального оформления во многом зависит эффективность планирования и безопасность функционирования производственных процессов, являющихся основными задачами современного менеджмента.

Документооборот

Эффективное функционирование СУОТ требует ведение целого массива разнообразной документации:

  • Должностные инструкции, определяющие права и ответственность работников опасных профессий, а также содержащие нормы по обеспечению безопасной трудовой деятельности;
  • Коллективный договор штатных сотрудников с руководством предприятия;
  • Инструкции, содержащие описание действий, предпринимаемых при возникновении нештатных ситуаций;
  • Журналы проведения инструктажей с результатами проверок знаний сотрудников по охране труда.
  • Карточки выдачи СИЗ и смывающих-обезвреживающих средств и т.д.

Ключевые мероприятия

  1. Инструктирование всех сотрудников предприятия на регулярной основе (не реже 1 раза в 6 месяцев); ;
  2. Проведение предрейсового (предсменного), предварительного и периодического медосмотров;
  3. Разработка максимально безопасных маршрутов перемещения по производственным цехам и помещениям;
  4. Установка и оформление знаков безопасности по ГОСТу 12.4.026 — 2015;
  5. Обеспечение сотрудников средствами индивидуальной и коллективной защиты от вредных и опасных главных неблагоприятных факторов;
  6. Тестирование любого оборудования, используемого в производственных процессах, на соответствие требованиям безопасности.

Детали

  • Отправляя сотрудника на выполнение работ напрямую не связанных с его должностными обязанностями, руководство в обязательном порядке проводит целевой инструктаж по охране труда.
  • Отправляя бригаду на выполнение работ, повышенной опасности, руководитель предприятия или уполномоченное лицо выписывают наряд-допуск. Документ оформляется не более чем на пять суток и по окончании смены или этапа работ сдается бригадиром лицу, выдавшему наряд-допуск. При отправке новой бригады на выполнение этих же работ оформляется новый наряд-допуск.

Система управления охраной труда в свете нового проверочного листа

Ранее при плановых проверках системы управления охраной труда госинспектор проверял наличие у работодателя Положения о СУОТ и Политики. Ситуацию изменил Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77, и теперь работодатель должен обратить особое внимание на расчет профессиональных рисков

Что изменилось в регулировании СУОТ

Со вступлением в силу Приказа № 77 работодатель должен при принятии решения об ответственности при расследовании несчастных случаев на производстве опираться на анализ и оценку профессиональных рисков.

Вопросы появились и в связи с появлением Приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда».

Новый проверочный лист по созданию и обеспечению функционирования системы управления охраной труда (Приложение 23 к Приказу Роструда от 01.02.2022 № 20) содержит уже шесть вопросов, отражающих содержание обязательных требований.

Инспектор проверит, обеспечил ли работодатель создание и функционирование системы управления охраной труда, а также поинтересуется:

  • проводятся ли системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков;
  • каким путем выявляются опасности, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками;
  • как обнаруживаются, распознаются опасности, как они описываются в ходе контроля за состоянием условий труда и соблюдением требований охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах, при проведении расследования несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, при рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений;
  • обеспечена ли разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест;
  • участвует ли в оценке профессиональных рисков комиссия по охране труда или уполномоченный представительный орган работников.

В конце статьи вы найдете примерный план мероприятий по охране труда. Вы можете опираться на него при разработке собственного плана.

В конце статьи есть шпаргалка

Чем руководствоваться при создании или пересмотре СУОТ сегодня

ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».

Положения этого стандарта направлены на защиту работников от опасных и вредных производственных факторов и исключение связанных с их работой травм, ухудшений здоровья, болезней, смертей, а также инцидентов и опасных происшествий. В ГОСТе можно найти термины и определения, которые пригодятся вам в работе.

Стандарт также регулирует взаимодействие с подрядными организациями. В частности, мероприятия в отношении подрядчиков, работающих на площадке организации, должны:

Бесплатные вебинары по охране труда
Эксперты-практики. Онлайн-тесты.

Сертификаты

  • включать критерии охраны труда при оценке и выборе подрядчиков;
  • устанавливать эффективную координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчика до начала работы. При этом следует обеспечить условия для информирования об опасностях и возможность предупреждать и ограничивать их воздействие;
  • предусматривать уведомления о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах с работниками подрядчика;
  • обеспечивать ознакомление с опасностями рабочих мест и их подготовку для подрядчиков или их работников перед началом работы или в ходе работы в зависимости от необходимости;
  • методично отслеживать соблюдение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации;
  • контролировать, что требуемые процедуры и мероприятия по охране труда на площадке организации будут выполнены подрядчиком.

Эти требования легли в основу введенного с 1 марта 2024 года Приказа Минтруда от 22.09.2021 № 656н «Об утверждении примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)».

ГОСТ предусматривает, что работодатель должен постоянно совершенствовать СУОТ, поэтому мероприятия должны учитывать:

  • цели организации по охране труда;
  • результаты идентификации и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков;
  • результаты контроля за исполнением и оценки результативности исполнения;
  • расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, результаты и рекомендации проверок/аудитов;
  • выводы на основе анализа управления СУОТ руководством;
  • предложения по совершенствованию, поступающие от всех членов организации, включая комиссии по охране труда там, где они существуют;
  • изменения в национальных законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда, а также коллективных соглашениях;
  • новую информацию в области охраны труда;
  • результаты выполнения программ защиты и поддержки здоровья.
ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»

Этот стандарт устанавливает требования к созданию и совершенствованию СУОТ в любой организации независимо от ее организационно-правовой формы.

Так, ГОСТ приводит требования к документам по СУОТ. Документация должна быть:

  • понятна пользователям;
  • периодически анализироваться и своевременно корректироваться;
  • быть доступной для работников, которых она касается и для которых предназначена.

Согласно положениям стандарта, записи по охране труда в журналах, протоколах, актах, отчетах работодатель должен:

  • систематически вести и оптимизировать;
  • оформлять так, чтобы можно было их легко определять;
  • хранить в соответствии с установленным определенным сроком;
  • располагать в местах, удобных для пользования.

Кроме этих стандартов, при разработке или пересмотре СУОТ организации могут опираться еще на два документа: ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков» и ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению».

Они помогут создать действительно функционирующее положение о СУОТ, к которому не будет вопросов со стороны контролирующих органов.

Хотите знать, как выстроить оценку профрисков и гармонично вписать ее в систему управления охраны труда, пройдите курс повышения квалификации «Оценка профессиональных рисков», 24 ак. часа.

Ирина Таранушина, эксперт по вопросам системы управления охраной труда, руководитель службы охраны труда:

Система управления охраной труда — это конструктор, в котором взаимосвязаны все элементы.

В Примерном положении о СУОТ (Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н) установлено 20 процессов. Они направлены на организацию труда работника, включают оценку условий труда и опасностей на рабочих местах, организацию безопасной эксплуатации оборудования, зданий и сооружений. Идентификация опасностей и оценка уровней профрисков нацелены на анализ рабочих зон, методов выполнения работ, подготовки рабочего места и передвижения сотрудника вне рабочего места в интересах работодателя.

Цель разработки Положения о системе управления — создать регламент, понятный для сотрудника любого уровня. Документ должен включать в себя обязательные регламенты, инструменты и описание действий участников процесса. Задача — распределить обязанности сотрудников организации, начиная от работника до руководителя самого высокого ранга.

Начиная описывать каждый процесс системы управления, мы должны изучить соответствующую статью Трудового кодекса и все подзаконные акты, касающиеся разрабатываемого процесса. Далее нужно проникнуть в структуру организации и проанализировать внутренние регламенты взаимодействия подразделений, подчиненности и должностные обязанности участников процесса.

Удивительно, как много человек задействовано в каждом элементе системы, в каждом действии.

  • специалист по охране труда разрабатывает программу вводного инструктажа для принимаемых работников;
  • специалист кадровой службы направляет работника на вводный инструктаж;
  • руководитель организации утверждает приказ о назначении ответственного;
  • лицо, назначенное приказом работодателя, проводит инструктаж на рабочем месте.

Также отдельным блоком описываем процесс проведения вводного инструктажа у подрядных организаций.

Видите, сколько шагов и особенностей в таком простом и привычном мероприятии, как проведение вводного инструктажа на по охране труда.

Но описать процессы не сложно, сложнее заставить их работать. Для этого необходима мотивация персонала, определение точек соприкосновения между действующими лицами. Важно также, чтобы процессы помогали работать и не мешали основным обязанностям участников.

Чтобы добиться функционирования системы управления и слаженного взаимодействия участников процессов, необходимо проводить аудиты безопасности.

Они могут проходить на разном уровне:

  • Аудит на рабочем месте.Для этого работник получает инструмент: чек-лист, автоматизированное приложение и пр. — и проводит проверку рабочего места перед началом работы, в процессе и по окончании выполнения технологического процесса.
  • Аудит внутренней комиссией.Работодатель создает экспертную группу, куда входят главные специалисты организации: специалист по охране труда, механик, энергетик, начальник производства. Они проводят визуальный осмотр рабочих мест и анализ ведения документации по охране труда на рабочих местах.
  • Внешний аудит.Это простой и продуктивный метод: вы получите заключение о состоянии организации системы управления охраной труда.

Главное в аудите — изучить заключение и выполнять предписанные мероприятия. Игнорирование результатов аудита ведет к разрушению взаимосвязей в системе управления охраной труда.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Пример плана мероприятий по охране труда 664.5 КБ
admin
Оцените автора
Ракульское