Сирота великой отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны спасение беспризорных детей стало первостепенной задачей государства.

Поделиться:

Важнейшее государственное дело

С проблемой детской беспризорности начали активно бороться ещё в начале 1920-х гг. Но поскольку опыта в подобных делах не было, то этот процесс растянулся. Феликс Дзержинский, Антон Макаренко и многие другие способствовали тому, что к середине 1930-х гг. государство объявило о победе над беспризорностью.

С началом Большого террора о проблеме заговорили вновь. Детей «врагов народа», оставшихся без родителей, оказалось слишком много.

Но и эту проблему удалось решить. Пару лет о беспризорниках не вспоминали. Затем началась Великая Отечественная война. Количество сирот резко увеличилось. Обычная история: отец на фронте, мать умерла, а ребёнку приходилось выживать на улице.

Точное количество детей, оставшихся без родителей в начале войны, неизвестно. Зато сохранились данные, что только в 1942 году около 380 тыс. мальчишек и девчонок были оформлены представителями уполномоченных органов. И в том же году количество детской преступности резко увеличилось.

Беспризорники пытались выживать.

Помощь детям, оставшимся без родителей во время войны, стала для государства важнейшей задачей. В начале января 1942-го было подписано соответствующее постановление. Этот документ обязывал не просто местную власть, а руководителей республиканских совнаркомов заниматься устройством сирот или детей, потерявших родителей при эвакуации.

1.jpg

Дети в эвакуации. (polk.press)

По всему Советскому Союзу за короткий срок были созданы специальные комиссии, состоявшие из представителей комсомола, исполкомов, профсоюзов, систем здравоохранения и образования. А всяческую поддержку им оказывали сотрудники НКВД. Параллельно началось создание дополнительных приёмников-распределителей для детей младше 15 лет.

В таких приёмниках дети находились не более двух недель. За этот временной отрезок комиссия должна была или найти их родственников, или устроить в приёмные семьи, или же определить в специальное образовательное учреждение.

Особенный упор делался на приёмные семьи. Государство оказывало им материальную поддержку и давало «добро» на различные льготы. Известно, что за время войны около 270 тыс. сирот нашли приёмных родителей.

И здесь нельзя не вспомнить удивительную историю узбекского кузнеца Шаахмеда Шамахмудова и его жены Бахри. В начале войны началась массовая эвакуация детей из прифронтовых регионов. Многие поезда отправлялись в далёкую Узбекскую ССР.

Семья Шамахмудовых жила в Ташкенте. Шаахмеду, работавшему кузнецом в артели «Имени Эрнста Тельмана», на тот момент было уже за 50 лет, его жене — 40.

Шаахмед Шамахмудов, его жена и дети. (Sputnik)

Своих детей у Шамахмудовых не было. Когда в Ташкент начали прибывать поезда с эвакуированными мальчишками и девчонками, супруги решили стать приёмными родителями. В 1943 году Шаахмед забрал четверых детей разных возрастов и национальностей. Всего же они приютили 15. И всех смогли достойно вырастить.

Этой семье был установлен памятник в Ташкенте на площади Дружбы народов.

Жизнь беспризорников во время войны

Среди детей было много потерявшихся. Для решения этой проблемы были созданы специальные адресные столы, которые искали их родственников не только на местном уровне, но и на союзном. Работа шла при содействии сотрудников НК детей.

В том же 1943 году в СССР появились Суворовские училища. Инициатором их создания стал генерал-лейтенант Алексей Игнатов. Именно он направил письмо Сталину, в котором рассказал о своей идее учреждения военных училищ.

За ориентир предлагалось взять дореволюционные кадетские корпуса. Сталин идею оценил и распорядился создать 9 училищ, а назвать их Суворовскими. В августе того же года было подписано Постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О неотложных мерах по восстановлению хозяйств в районах, освобождённых от немецкой оккупации».

Вскоре были открыты училища, а их воспитанниками стали сыновья погибших солдат.

Суворовцы. (zvezdaweekly.ru)

Другая проблема, связанная с беспризорниками во время войны, — спасение их от криминального образа жизни. Подростки, лишившиеся родителей, вынуждены были самостоятельно решать насущные проблемы. И часто единственными способами выживания для них становились воровство и грабёж. Правда, в отличие от начала 1920-х гг., беспризорники не сбивались в крупные банды.

Отлаженная система контроля работала. Сотрудники НКВД и милиции регулярно совершали рейды.

Изменились и методы работы. Подростков старались перевоспитывать, а не наказывать. А любое превышение полномочий жёстко пресекалось контролирующими органами.

Понятно, что сразу решить проблему растущей беспризорности в условиях войны было нереально. Но если в начале своего существования советское государство бросалось из крайности в крайность, то военные годы продемонстрировали его зрелость. И уже в 1945 году количество беспризорников существенно сократилось. Меры, предпринятые властью, оказались эффективными.

А сразу после Победы, в стране появилось большое количество учреждений фабрично-заводского обучения. И их учениками стали как раз вчерашние беспризорники. Они получили востребованные рабочие профессии и трудоустройство.

???? Павел Жуков ???? 03.07.2022

  • Князев С., Лобанов М. «Важнейшее государственное дело»: как советская власть спасала беспризорных детей в годы Великой Отечественной войны.
  • Кривоносов А. Исторический опыт борьбы с беспризорностью.
  • Емелин, С. Борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
  • Чуйко Е. Шаахмед Шамахмудов: просто «его величество человек».

Дети Великой Отечественной войны 1941-1945

Дети-сироты Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
тоже ветераны войны, потому что они, потеряв отца или мать
или обоих родителей, чаще всего попадали в детские дома,
судьбы их складывались очень трудно и наше государство
должно помочь им. Почему-то депутаты отклонили предложение обозначить
особый статус Дети — сироты Великой Отечественной 1941-1945 годов
и принять Закон на законодательном федеративном уровне.
И особую помощь в виде особого пособия именно достойного.
Будет ли принят такой закон? Понимаю, что страна переживает трудные времена.
А тогда, когда отцы Детей сирот погибали на Великой Отечественной
войне 1941 — 1945 годов, защищая Родину, какое было время.
Тогда решалась судьба нашей страны и, если вдуматься,
не будет пафосным сказать, и всего мира.
Так почему же по справедливости не помогают детям-сиротам Великой Отечественной.
Считаю, что наше государство должно обязано исполнить
на законодательном федеративном уровне Российской федерации
свой Святой и Священный долг
перед Детьми — сиротами Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Помощь нашего государства
Детям — сиротам Великой Отечественной 1941-1945 годов,
Детям, чьи Отцы погибли, защищая страну, это было бы выражением
высшей справедливости и исполнением священной обязанности
и Святого долга нашим государством.
Конечно, это должно было быть осуществлено нашим государством,
именно государством, уже давно.
Сейчас у нашего государства ещё есть возможность исполнить на
законодательном федеративном уровне свой Священный долг
перед погибшими за свободу нашей Родины — долг высшей справедливости.
Это должно было быть признано официально, то есть законодательно..
Насколько это важно невозможно высказать в такой небольшой заметке.
Как только начала что-то понимать, дети-сироты той войны
всегда были моей болью, всегда ощущалась несправедливость отношения
к детям -сиротам, у кого родители, или кто-то из родителей,
отцы, погибли на войне, и среди моих сверстниц и сверстников
были дети- сироты, и среди моих одноклассниц и друзей,
и думалось об этом давно, когда только начиналось в какой-то
степени осознание Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и
всего того, что, наверное, и всеми нами ещё не осознано во всей полноте
и не осознано человечеством, на что всё же должно, наверное,
надеяться, на осознание всего того, что произошло в те годы в мире
и на территории нашей страны, тогда СССР, в годы Великой Отечественной 1941-1945 годов.
Дети сироты Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов ведь
это Дети тех, кто погиб, защищая нашу Родину, кто защитил всех,
и Дети погибших не видели больше своих отцов, они остались
сиротами, а наше государство до сих пор
не отдало Святой долг их отцам погибшим.
Первоначальный долг государства и это должно быть,
на мой взгляд, выделено в отдельный закон:
Дети сироты Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
И когда сейчас я слышу в различных передачах о тех,
кто погиб на Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов,
я думаю о детях-сиротах Великой Отечественной, детях тех,
кто погиб и думаю, что наше государство Россия должно
как можно скорее исполнить свой Священный первейший долг
перед погибшими и их детьми.
Пострадали и все дети Великой Отечественной.
Дети блокадного Ленинграда — это невыразимое горе .
и попавшие в оккупацию, и эвакуированные,
и угнанные в Германию и мы не должны забывать
обо всём выпавшем на долю детей и сейчас на их долю тоже
выпали немалые испытания и неужели наше государство Россия
не может поддержать этих людей и не жалкими, в общем-то, добавками,
а серьёзно и достойно, ведь эти люди не виноваты, что на их долю
пришлось столько испытаний и невзгод и в 1941-1945 и в 1990-е,
да вот и теперь, к сожалению большому .
А дети-сироты остались без отца, а бывало и круглыми
сиротами. И их судьба была особенно трудна и горька,
много тяжёлого выпало на их трудную долю.
В 1941-1945 годы трудно было всем детям,
и оказавшимся в оккупации, не по своей воле они там оказались,
и дети, эвакуированные из Ленинграда, из других городов и сёл,
всем им пришлось многое пережить и это невозможно «компенсировать»,
но помочь достойно этим уже взрослым людям, фактически
родителям, дедушкам и бабушкам, а ведь многих уже не стало.

http://www.stihi.ru/2016/05/05/10364
http://www.proza.ru/2016/05/05/2155
в поиске пишу: Закон на Федеральном уровне Российской Федерации
о статусе Дети Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
ссылки в интернете:

. граждан, которым предлагается присвоить статус «дети войны», определяется по-разному.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации политика Российской Федерации как
«Великая Отечественная война 1941–1945 годов – это наша общая война, которая.
shuv-centr.soc.cap.ru/news/details/608

Документом определяется присвоение статуса детей Великой Отечественной войны, гражданам Российской Федерации, родившимся в период с 23 июня 1923 года до 3 сентября 1945 года и проживающим в Иркутской области.
irkobl.ru/sites/society/socpodderghka/region/.

cтатус на Федеральном уровне Дети Великой Отечественной войны 1941-1945 1941

ЗАТО Власиха — В Госдуму внесен законопроект, устанавливающий.

Разработка проекта Федерального закона «О статусе детей Великой Отечественной войны» связана с целью признания на государственном уровне вклада в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и заслуг перед обществом детей этой войны.
vlasiha-zato.ru/news.php?news=7342

. в поиске пишу: сколько детей сирот было
в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов
(примерно так)и читаю в интернете.
вот ссылки на несколько сайтов.
70 лет Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)
Для меня война – это слезы вдов сирот, горе, страдания.
Великая Отечественная война 1941-1945 года. Сколько горя
принесла она. Для каждого человека это самое страшное слово,
ведь война унесла так много жизней.
detskoetvorchestvo.umi.ru/. /копияна сайте

В российском законодательстве может быть закреплен статус.

В российском законодательстве может быть закреплен статус детей Великой Отечественной войны.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 — 1945 годов».
www.garant.ru/news/526489

. Великой Отечественной войны 1941—1945 годов». Сколько.

Близится 3 сентября, когда в ознаменование 70-летия Победы
в нашей республике стартует Год участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
— Примерная численность всех категорий льготников нам
известна за исключением сирот войны. Интересно, сколько их у нас?
ysia.ru/. /skoro_v_yakutii_s. tvennoj_vojni.htmlкопияна сайте

К 70-летию Победы Великой Отечественной войны (1941-1945).

. с войны, а неуловимое время с каждым днем, годом забирало
и забирает в вечность все больше участников, тружеников тыла Великой Отечественной Войны.
И мы, дети-сироты и дети, чьи отцы воевали, но вернулись живыми домой, стараемся передать нашим внукам.
ReallyStory.com/post/546копияна сайте
Состарившиеся сироты войны умирают, но не сдаются | Форум
1. На встрече решался вопрос о присвоении социального
статуса Детям- сиротам погибших фронтовиков в Великой Отечественной
войне
с 1941 – 1945 годов. В результате переговоров было принято решение
о том, что: — 5 июля на пленарном заседании.
kuraev.ru/smf/index.php?topic=611994.0копияна сайте

Цена победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг

Первый период, охватывающий 1941-1945 гг., характерен сокрытием
реальных фактов от . В безвозвратные людские потери СССР за годы Великой Отечественной войны включены убитые
Более 25 тыс. сирот нашли приют в солдатских землянках и армейских штабах, стали.
biofile.ru/his/28359.htmlкопияна сайте

© Copyright: Екатерина Строева, 2015
Свидетельство о публикации №215040802244

С Вами вполне солидарен! Я- дитя войны. Хотя отец и вернулся с болячками-японцы травили их ядами,но я его увидел только через 6 лет. Родился без него.

Но в послевоенное время рабочих рук не хватало и мы, дети войны, в 10-11 лет работали на рыболовецком пункте. Жаль, что мы забыты государством. Это время у нас даже не вписано в трудовую книжку.

. Спасибо за отклик, Геннадий! Очень тронула Ваша история. Пишите ли Вы об этом.

Мне так хочется, чтобы помогли Детям войны.
Как история войны нас всех затронула и каждого по-своему, и на новых поколениях отразилась, конечно. Думается обо всех поколениях. и всё же надо как=то отметить поколение Детей войны — это ведь важно и для нашей истории, что было такое поколение, и ведь во многом именно оно вместе с поколением выжившим на полях войны, и на трудовых, вместе поднимали войну, даже и маленькие дети,
ведь многих их ровесников не стало ( у нас у мужа не стало сестрёнки, а у меня братика, и всё это в душе, и так у многих) Дети выживали и тем приносили тоже стране новые поколения, а подрастая, трудились, учились, создавали, кто как мог. Разве всё выскажешь. Пусть все пишут кто может, это всё наша история.
Геннадий, очень тронута Вашим откликом. Пишите.
Всего самого хорошего.
(и 1990-е годы по-своему тоже)

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.

Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Как мы выживали в детском доме в годы войны

Эти события происходили в детском доме в годы войны. В январе 1944 года я оказался в детском доме города Кромы Орловской области.

В Брянской области было широко развернуто партизанское движение. Партизаны не давали войскам фашистов покоя, в большинстве сел и деревень области постоянно шли бои.От боевых действий страдало и мирное население. Во время одного из боев в июне погибла и наша мама. Мы, я и мои две несовершеннолетние сестры, остались сиротами, мне исполнилось одиннадцать лет.

Армия генерала Батова и дивизия, в которой воевал мой отец, принимала участие в освобождении Брянской области. Отцу дали пять дней отпуска, чтобы он мог определить детей — меня в детский дом, среднюю дочь в ремесленное училище.

Я уже начал учиться в сентябре месяце во втором классе сельской школы, как в январе 1944 года меня отправили в детский дом районного городка Кромы. До войны в здании детского дома располагалась детская колония, и колонисты оставили у горожан не самые лучшие воспоминания. Поэтому жители городка перенесли свое прежнее отношение и к новым обитателям детского дома.

Мне хотелось бы вспомнить о питании в детском доме. Все дети испытывали постоянный голод днем и ночью. Поэтому основным смыслом нашей жизни в это время было найти что-нибудь съестное, чтобы заглушить этот страшный голод. Изобретательность наша была неимоверна. Как-то идя из школы мы увидели, что из одинокого амбара разгружают чечевицу для кормления птицы.

Уже вечером амбар был обследован на предмет добычи из него этого зерна. Амбар стоял на нескольких столбах и был обшит снизу досками. Мы проделали лаз между столбами, подлезли в подполье амбара, доски пола амбара были не такими уж плотными, чтобы мы не смогли жесткой проволокой проделать лазейки между досками.

После нескольких движений желанные зерна мелкой струйкой потекли между досками пола в подставленные нами шапки. Нужно сказать, что наши спальные комнаты были холодными, по стенам постоянно стекала влага. Чтобы мы не замерзли буржуйки топились днем и ночью. Верхняя часть наших печей служила своего рода сковородкой,на которой мы поджаривали чечевицу. По длинному коридору, по обе стороны которого были расположены комнаты, вечером разносился приятный запах поджаренных зерен.

Мы столько нажарили себе чечевицы, что утром пошли в школу с набитыми карманами поджаренных зерен.Мы настолько увлеклись этим занятием, что не заметили, как амбар с чечевицей был опустошён наполовину за несколько дней. Когда мы в очередной раз пришли к нашему амбару, то увидели, что он со всех сторон заколочен досками, а около амбара появился сторож.

Лиха беда начало. Голод не тетка, он гнал нас на поиски новых путей добычи добавления к нашему скудному рациону. Мы с моим другом Анатолием обнаружили подвал, в котором хранилась картошка для нашей столовой. Подвал хорошо закрывался на прочные замки.

Мы заметили, что картошка, чтобы не загнить, проветривалась через вентиляционные трубы. Воспитанники детского дома частенько дежурили по столовой, в нашу обязанность входило приносить из подвала картошку для приготовления пищи. Отверстия труб для проветривания находились над хранилищем картофеля.

Поразмыслив, мы пришли к выводу-если к концу веревки прикрепить заточенную на конце проволоку и бросить эту верёвку в трубу, то на проволоку должно попасть как на удочку несколько картофелин.

Задумано, сделано. Мы с Анатолием бросаем с размаху нашу «удочку» в трубу и с конца проволоки снимаем наш улов — пять картофелин. Но теперь уже картошку мы не жарим на крыше буржуйки, а печём в самой печке. Своей находкой делимся со всеми товарищами по комнате.

И вот, уже поздно вечером мы засовываем наши картошку в печь, поджаренная картошка издает апетитный запах. Мы не можем дождаться пока она полностью испечется, есть очень хочется (после ужина в столовой мы выходим из-за стола такими же голодными, как и до прихода в неё), мы вытаскиваем каждый свою картофелину, объедаем поджаренную часть, а объеденную — опять суем в печь. Уж на третий вечер жарки картофеля все это становится достоянием завуча детского дома.

Человек этот был лет сорока пяти, постоянно злой на детей и постоянно ругающий нас на чем свет стоит. Его никто не любил. Ведь наши отцы воевали на фронте, а этот недобрый мужчина воевал с детьми фронтовиков. Мы его про себя звали «фюрер», боялись его, иногда он мог проказника взять за шиворот, ударить в лицо.

Следует заметить, что плохо кормили детей в детском доме не только из за малой нормы на человека, но и из-за громадного воровства продуктов персоналом детского дома, начиная от рабочего персонала кончая руководством детского дома.
Расскажу только один эпизод воровства продуктов поваром столовой. Как-то в один из дней моего дежурства по кухне я заметил, как повар набрал в карманы пачку сахара, банку американского яичного порошка, банку американской тушенки, закрыл карманы фартуком, вышел из кухни и направился в общежитие персонала. Я все это высмотрел и быстро сообщил об этом своим товарищам. Набралось человек восемь наблюдателей и скрытно пошли по следам повара.

Он зашел в свою комнату и стал ворованые продукты из карманов перегружать в пустой матрац своей постели. Мы с криком -Держи вора!-бросились к повару. Он же, видя, что попался стал быстро выбрасывать из матраца ранее запрятанные туда продукты. Наша набежавшая команда быстро прибрала дилекатесы повара в свои карманы.

Через пять минут повар-вор все дилекатесы разбросал по комнате. При этом он громко кричал на нас -Воры, бандиты, что вы делаете?- Через десят минут улики воровства были ликвидированы. Повар освободился от улик, мы же наполнили свои карманы дилекатесами.
И таких примеров воровства продуктов питания детей было много.
Казалось бы и направь свою энергию завуч на пресечение воровства, но он видел свою задачу в борьбе со своими воспитанниками. Мне кажется, что в педагогическом коллективе детского дома было много не подготовленных для этой работы людей.
Директором детского дома был Евсеев Алексей Иванович Он к нам относился по отечески. Не знаем, почему он не мог призвать к порядку своего заместителя. Можт быть потому, что директора детского дома менялись довольно часто и они даже не успевали глубоко вникнуть в свою работу.

Но продолжу свой рассказ как мы старались уталить наш голод. На третью ночь нашего пиршества, когда мы уже съели второю порцию поджаренной картошки, в нашу спальню ворвался взбешенный «фюрер». Был примерно второй час ночи, «фюрер» поднял нас с кроватей, построил в ряд в кальсонах, обглоданные картофелины были разложены на столе, и он приказал каждому из нас забрать свой огрызок.

Мы держались стойко, не проронив ни слова. Мы недавно только что прочитали в газете статью «Таня» о Зое Космодемъянской,как её мучили фашисты, требуя от неё показаний о партизанах. Комсомолка-Зоя приняла мученеческую смерть, но не выдала фашистам партизан. Мы тоже терпели издевательства от нашего заведующего учебной частью и дали слово не отвечать на угрозы «фюрера», Пожалуй, он продержал нас часа два, дело шло к утру.

Но мы выдержали это наказание от нашего «воспитателя».
Тогда мы еще не имели понятия о правах ребенка, и что можно кому-то написать о нарушении прав ребенка.
Прошло много лет,но мне до сих пор памятны дни нашего пребывания в детском доме города Кромы. Конечно, среди воспитателей детского дома были великолепные педагоги, которые дали нам путевку в жизнь. О них я написал в других сборниках и статьях.

Об одной из наших любимых воспитательниц Кузнецовой Ине Ивановне я в 1983 году написал два очерка в журнале «Работница.» Сегодня, когда мы готовимся к 70-тилетию нашей победы в Великой Отечественной войне мне захотелось вспомнить и горькие страницы пребывания в детском доме. Терпели и переносили трудности взрослые, трудности переносили и дети.
Где вы теперь мои бывшие друзья, как сложилась ваша судьба и всегда ли она была к вам благосклонна?
После Кромского детского дома я продолжил учебу в Некрасовском специальном детском доме, потом — в Харьковском артиллерийском подготовительном училище; закончил Ленинградский государственный университет, военно-политическую академию им. В.И.Ленина в Москве, получил учёную степень кандидата исторических наук, стал доцентом. Много лет преподавал в военных училищах и военных академиях, прослужил более 36 лет в армии и уволился из рядов Советской армии в звании полковник. Но годы, проведенные мной в двух детских домах, закалили меня, научили преодолевать трудности, добиваться поставленных целе, детсский дом дал мне путевку в жизнь.

Годы учебы в детском доме я не забуду никогда. Они всегда во ммне и со мной.

© Copyright: Иван Краснов 2, 2015
Свидетельство о публикации №215010600075

-В результате Жизнь воспитала достойного человека.

Кто мы дети – сироты Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.?

В новейшей истории России 2015 год стоит особняком. Это 70-летие Великой Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. и какие бы тяжелые времена не переживала наша страна, пройти мимо этой даты невозможно.

Горькое эхо войны еще резче встает в памяти детей-сирот этой войны, навсегда оставив глубокий след в наших сиротских душах. Мы- дети сироты этой самой жестокой, кровопролитной, разрушительной войны с огромными потерями человеческих жизней в праздник Дня Победы заливаемся горькими слезами. Нас, не усыновленных и не удочеренных, после войны навсегда нарекли безотцовщиной.

Мое поколение самое большое и самое обездоленное с человеческой и законодательной точки зрения, оно задавлено на корню. Ни одна ветвь власти не интересовалась судьбами детей сирот ВОВ. Так в течение 70 лет не было федерального закона «О мерах социальной поддержки детей войны», родившихся в период с 1 января 1928 по 2 сентября 1945 года.

Власть объясняла этот факт отсутствием финансов в казне. А как быть с суммами, украденными прошлым руководством Минобороны России, которые до сих пор не найдены? Из общего количества детей войны круглых сирот осталось еще меньше, нам всем уже по 70 и более лет.

О душераздирающих судьбах их невозможно читать без слез, а мы пережили все сполна, скитаясь по всем сиротским учреждениям своей Родины.

С полным правом о себе. Год рождения 1940, а завтра была война. Все мы родом из детства.

Вот только детство может быть разным. Для кого-то веселым и беззаботным, а для нас круглых сирот войны- это соленые слезы в набитую соломой подушку и матрац. Жили мы с братом у бабушки очень бедно, голодно и холодно. Питались объедками в какой-то столовой, и бабушке приносили. Дома было очень холодно спать, а однажды бабушка почему-то перестала кушать, только все спала.

Чтобы согреться, мы ходили к кочегарке, где сваливался горячий шлак, там часто и засыпали. Однажды ночью нас засыпало горячим шлаком, и мы попали в больницу. Ожоговые рубцы сохранились у меня на всю жизнь. После выздоровления нас поместили в детский приемник, откуда всех сирот войны собирали для отправки в детские дома республики.

Братик там умер, а мне сказали, что мы несколько дней жили с мертвой бабушкой.

Зимой 1947 года нас повезли в детский дом с. Кульск Хоринского района. «Помню, как их привезли, закутанных в одеяла, зимой на открытых грузовых машинах», — вспоминает Клавдия Александровна Евдокимова, наша бывшая воспитательница. Она по сей день жива, ей 92 года в с. Хоринск. И как только мы, истощенные, не околели, но простудились основательно. Нас всех поместили в санаторий. Многие сельские жители приходили нас встречать.

Видели мы, как они плакали, глядя на нас, пытаясь хоть как-то обогреть и помочь нам: приносили теплые вещи, шерстяные носки, варежки, теплую обувь, валенки и даже продукты. Весь 1947 год нас выхаживали, хорошо кормили, поили рыбьим жиром. Через год мы пошли учиться в первый класс. Светлых воспоминаний этих лет очень мало.

Электричества в те годы не было, все жили с керосиновыми лампами. Сидит ночная няня в коридоре и вдруг уснет. Старшие девицы начинают забавляться, пугая нас малышей. Залезут в подполье и тянут с нас одеяла.

От страха обмочишься до ушей, а утром заставляют нас выносить на мороз матрацы. Вечером ко сну заносишь их и ложишься, а лед под тобой тает. Жаловаться некому, да и небезопасно. Разные наказания пришлось испытать, стоять на дресве до окровавленных коленок. За малейшую провинность приходилось стоять в углу за круглой печкой там и засыпать на полу, если забывали выпустить.

Это продолжалось несколько лет, пока не появились воспитатели с педагогическим образованием и нам стало легче жить, а старших воспитанниц вывели в ФЗО- фабрично-заводское обучение, некоторых на мясокомбинат, позже они пополнили ряды рабочего класса. По окончании 7 классов для продолжения учебы нас перевели в Окино-Ключевский детский дом, который через год ликвидировался из-за малого количества воспитанников. Следующим был Малокуналейский, а выпускалась я из Кяхтинского детдома. По окончании Улан-Удэнского медицинского училища, получив диплом фельдшера, я работала сельским медработником. Сегодня ветеран труда здравоохранения.

Льгот, которыми сегодня сполна обеспечиваются социальные сироты при живых родителях, мы не имели. Сейчас, в мирное время детдома заполняются социальными сиротами или отказниками. Таковы реалии 21 века.

Господа законодательной власти! Проснитесь наконец-то, побойтесь бога. Вас народ выбирает не для того, чтобы вы шиковали, примером может служить господин экс-депутат госдумы из Единой России Геннадий Гудков.

Как только депутаты решают сделать что-нибудь для улучшения жизни россиян, жди проблем. Господин депутат Смолин из КПРФ подготовил даже проект закона о внесении поправок в ФЗ «О ветеранах» . Поправка направлена на социальную поддержку детей-сирот ВОВ 1941-1945гг. Ну прямо бред сивой кобылы в лунную ночь. Такую поправку надо было сделать 70 лет назад, когда все льготы были назначены вдовам ВОВ. Они бы круглым сиротам не помешали.

Но ждать придется еще 70 лет, когда уже такой категории детей не будет. И они определенно не смогут нагружать федеральный бюджет страны.

В дальнейшем накануне каждой последующей годовщины Великой Победы с высоких трибун будут звучать призывы помнить о тех, кто освободил человечество от фашистов, а сироты будут окончательно забыты.

admin
Оцените автора
Ракульское