Размер удержаний по исполнительному листу

На практике инициатором удержания денежных средств из зарплаты может выступить организация, сотрудник или удержание из зарплаты может быть произведено на основании исполнительного документа, полученного компанией.

Порядок удержания по исполнительному листу

На практике инициатором удержания денежных средств из зарплаты может выступить организация, сотрудник или удержание из зарплаты может быть произведено на основании исполнительного документа, полученного компанией. Если в организацию поступил исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ, нотариально заверенное соглашение об уплате алиментов и т.д.) на сотрудника, то решение суда (иного компетентного органа) нужно исполнить, удержав из заработка сотрудника указанную в документе сумму (cт. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ). Удержания могут быть как единовременными (например, штрафы, налоги), так периодическими (в частности, алименты) (ч.

1 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ). Суммы, удержанные организацией по исполнительным документам, должны быть перечислены в течение 3 рабочих дней со дня получения дохода, на который может быть обращено взыскание, сотрудником (ст. 109 Семейного кодекса РФ).

Игнорировать поступивший в организацию исполнительный документ не стоит. За неудержание и за невыплату удержанных сумм организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности. Штраф для организации составит от 50000 до 100000 руб., для должностных лиц — от 15000 до 20000 руб. (ч. 3 ст.

17.14 КоАП РФ, письмо ФНС России от 21.10.2015 № ГД-4-8/18402). О совершенном правонарушении судебные приставы узнают во время проверки организации (Методические указания ФССП России от 19.06.2012 № 01-16, ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ). Также о невыплате денежных средств им может сообщить взыскатель, направив жалобу. Однако есть несколько выплат, с которых нельзя производить удержания.

Почитать  Статья 39. Крайняя необходимость

В частности, к ним относятся компенсационные выплаты, детские пособия, компенсируемые из ФСС, разовые доходы от продажи недвижимости и др. (ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, глава VI Методических указаний ФССП России от 19.06.2012 № 01-16).

Ведите бухучет, автоматически рассчитывайте заработную плату и отправляйте отчеты онлайн Попробовать бесплатно

Удержание алиментов

По закону алименты могут устанавливаться как в процентном отношении, так и в твердой сумме. Возможно и совмещение этих двух вариантов (ст. 81, 83, 85, 87 91, 98 Семейного кодекса РФ).

Если алименты установлены в твердой сумме, то их следует индексировать пропорционально увеличению размера прожиточного минимума в регионе проживания взыскателя (ст. 117 Семейного кодекса РФ, ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, п. 5.2 главы V Методических указаний ФССП России от 19.06.2012 № 01-16). Алименты на детей нужно удерживать со всего дохода работника.

Законодательство устанавливает Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (утв. постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841). Соглашение об уплате алиментов обязательно должно быть нотариально заверено (п. 1 ст. 100 Семейного кодекса РФ).

В противном случае оно ничтожно (п. 3 ст. 163 ГК РФ).

Удержание по нескольким исполнительным листам

  • первая очередь: требования по взысканию алиментов, возмещение вреда, причиненного здоровью, вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, возмещение морального вреда;
  • вторая очередь: требования по уплате выходных пособий и зарплате и авторских гонораров;
  • третья очередь: требования по уплате платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
  • четвертая очередь: иные требования.

Требования, относящиеся к последующей очереди, можно исполнить только после удовлетворения требований предыдущей очереди (ч. 2 ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Если взысканная сумма не может удовлетворить требования одной очереди в полном объеме, то такие требования удовлетворяются пропорционально исходя из сумм, причитающихся взыскателям по исполнительному документу (ч. 3 ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Помимо очередности взыскания законодательство устанавливает максимальный размер удержаний, которые могут быть произведены у сотрудника. В общем случае нельзя удерживать более 50 % от месячного дохода сотрудника (ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, п. II Приложения № 1 к Методическим указаниям ФССП России от 19.06.2012 № 01-16).

То, что не получилось удержать в текущую зарплату, следует удержать в следующем месяце.

Для погашения задолженности по алиментам на несовершеннолетних детей, на возмещение вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением, можно удерживать до 70 % заработка (ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Удержания по исполнительным листам

При получении исполнительного листа на сотрудника нужно помнить о том, на какие виды доходов не может быть обращено взыскание, учитывать максимально возможный процент удержания по исполнительному листу и очередность погашения нескольких исполнительных листов.Закрытый перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, установлен в статье 101 Закона № 229-ФЗ; со всех иных видов доходов, не поименованных в этом перечне, удержание производить можно и нужно. В частности, к видам доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному листу, отнесены: пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (п. 12 ст.

101 Закона № 229-ФЗ); компенсационные выплаты в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику, а также денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака, если такие выплаты установлены законодательством РФ о труде (п. 8 ст. 101 Закона № 229-ФЗ).

Таким образом, удержания производятся с сумм материальной помощи, зарплаты (в том числе премий, оплаты за сверхурочные и работу в выходной, надбавки за вахтовый метод работы и т. п.), пособий по временной нетрудоспособности, отпускных, компенсаций на питание, бензин, за использование личного транспорта, добровольного медицинского страхования сотрудника, выходных пособий при увольнении, среднего заработка на период трудоустройства при сокращении штата, и т. п. С суточных и компенсации иных расходов, которые работник несет в связи с направлением в служебные командировки, а также пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком и в связи с рождением ребенка удержания по исполнительным листам не производятся.

Размер удержаний по исполнительному листу и очередность требований

Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику. При отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением, размер удержаний из заработной платы не может превышать 70 процентов (ст. 138 ТК РФ; ст.

99 Закона № 229-ФЗ). Следует учитывать, что 70 процентов — это максимальный размер удержания только по конкретным, перечисленным в законе основаниям, поэтому если такие удержания составляют менее 70 процентов заработной платы, удерживать по остальным исполнительным документам из оставшейся до этого размера части нельзя (письмо Роструда от 30.05.2012 № ПГ/3890-6-1). Например, если на работника поступило несколько исполнительных листов, один из которых связан с взысканием алиментов на детей, 70-процентное ограничение удержаний из заработной платы работника применяется только к этому исполнительному листу, а для удержаний по другим исполнительным листам действует 50-процентное ограничение размера удержаний.

Также следует помнить, что при наличии нескольких листов работодатель обязан учитывать очередность удовлетворения требований (ч. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Согласно этой норме, например, требования по взысканию алиментов удовлетворяются в первую очередь, требования по взысканию недоимки по налогам — в третью, а требования по возмещению материального вреда, причиненного в результате ДТП — в четвертую.

При этом при распределении каждой взысканной с должника денежной суммы требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме (ч. 2 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Если удовлетворить все требования одной очереди в полном объеме невозможно, они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе (ч. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Удержания по исполнительным листам в бухучете

В бухгалтерском учете удержание из заработной платы работника на основании исполнительного документа отражается записями по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», при этом целесообразно открыть отдельный субсчет, например «Расчеты по исполнительным листам». Этот субсчет следует зафиксировать в рабочем плане счетов бухгалтерского учета, являющемся составной частью бухгалтерской учетной политики организации (п. 4 ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н). ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по исполнительным листам» — произведено удержание из заработной платы работника на основании исполнительного документа; ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по исполнительным листам» КРЕДИТ 50 (51) — удержанная сумма выплачена взыскателю. Сумма задолженности плательщика перед работодателем, возникшая в связи с переводом взыскиваемых сумм их получателю, признается расходом по совершению исполнительных действий (п.

3 ч. 2 ст. 116 Закона № 229-ФЗ). Указанные расходы, связанные с удержаниями по исполнительным документам (например, почтовый сбор, плата банку за перевод средств), отражаются по счетам учета следующими проводками:

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 76 субсчет «Расходы, связанные с удержаниями по исполнительным документам» — удержаны из заработной платы расходы, связанные с удержаниями по исполнительным листам; ДЕБЕТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению расходов на алименты» КРЕДИТ 76 субсчет «Расходы на выплату алиментов» — учтена сумма расходов, подлежащая возмещению. Данная задолженность может быть возмещена работником добровольно либо взыскана принудительно на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем (ч. 3 ст.

117 Закона № 229-ФЗ). В первом случае сотрудник может внести необходимую сумму в кассу или перечислить на банковский счет работодателя, в бухгалтерском учете при этом делается запись: ДЕБЕТ 50 (51) КРЕДИТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению расходов на алименты» — внесена сумма расходов, подлежащих возмещению работодателю. ПРИМЕР За январь 2016 г. работнику начислена заработная плата в размере 12 000 руб. и удержан НДФЛ 13% (12 000 руб. × 0,13) – 1560 руб. Стандартный вычет на ребенка работнику не предоставляется, он отказался от его получения в пользу второго родителя.

Размер алиментов на несовершеннолетнего ребенка (по первому исполнительному листу) — 25%. Сумма удержания по исполнительному листу составит: 2610 руб. ((12 000 руб. – 1560 руб.) × 0,25). Размер взыскания в счет погашения задолженности по налогам (по второму исполнительному листу), относящейся к третьей очереди, составляет 50%, то есть максимально возможный размер удержаний из заработной платы по данному виду требований. Однако, учитывая, что 25% заработной платы должны быть удержаны в качестве алиментов, в целях погашения задолженности по налогам из заработной платы следует удержать не более 2610 руб. ((12 000 руб. – 1560 руб.) × 0,5 – 2610 руб.).

Оставшуюся часть задолженности по налогам, которую работодатель не имеет права удержать в этом месяце, в размере 2610 руб. (5220 – 2610) следует удержать в следующих месяцах.

В отношении указанных операций вносятся записи: ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по исполнительному листу (взыскание алиментов на несовершеннолетнего ребенка)» – 2610 руб. — взысканы по исполнительному листу алименты; ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по исполнительному листу (взыскание задолженности по налогам)» – 2610 руб. — удержана часть взыскиваемой задолженности по налогам; ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по исполнительным листам (взыскание алиментов на несовершеннолетнего ребенка)» КРЕДИТ 50 (51) – 2610 руб. — выплачена удержанная сумма взыскателю; ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по исполнительным листам (взыскание задолженности по налогам)» КРЕДИТ 50 (51) – 2610 руб. — выплачена удержанная сумма взыскателю. Допустим, что на этого же работника в феврале 2016 г. поступили исполнительный лист из банка о направлении 25% от дохода (просроченная задолженность по кредиту) и исполнительный лист о возмещения ущерба, причиненного преступлением, в размере 50% заработной платы работника. Заработная плата сотрудника за февраль 2016 г. составила 25 000 руб. Взыскания банка относятся к четвертой очереди, а возмещения ущерба, причиненного преступлением, — к первой.

Доход за февраль после удержания НДФЛ составит: 21 750 руб. (25 000 руб. – 25 000 руб. × 0,13). Величина удержаний по алиментам в текущем месяце составит: 5437,50 руб. (21 750 руб. × 0,25), а в счет возмещения вреда, причиненного преступлением, — 10 875 руб. (21 750 руб. × 0,5); в сумме удержания первой очереди — 16 312,50 руб., что больше максимально возможной величины удержаний: 15 225 руб. (21 750 руб. × 0,7).

Поскольку взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе (ч. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ): в счет алиментов — 5075 руб., в счет возмещения вреда, причиненного преступлением, — 10 150 руб.

При недостаточности суммы требования с иной очередностью (погашение задолженности по налогам и по кредиту) в этом месяце не удовлетворяются.

  • исполнительный лист
  • выдача исполнительного листа
  • удержание из зарплаты

Удержания по исполнительным листам: алименты с аванса, «очистка» дохода от налогов, пилотный проект ФСС

Автор Алексей Крайнев

При участии Юлия Бусыгина

Продолжаем отвечать на сложные вопросы, связанные с удержаниями по исполнительным документам. В предыдущей статье мы рассмотрели правила, касающиеся величины сумм и сроков удержания (см. «Удержания по исполнительным листам: определяем сумму и сроки удержания в сложных ситуациях»). А в сегодняшнем материале мы уделим внимание проблемам, связанным с техникой удержания конкретных сумм.

Как «вычесть» налоги

По правилам Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» сумма удержаний по исполнительным документам определяется исходя из дохода должника, оставшегося после удержания налогов. Однако эта, казалось бы, простая норма на практике вызывает сложности в ситуациях, когда у работника удерживается НДФЛ не только с дохода в виде зарплаты, а, к примеру, еще с материальной выгоды от экономии на процентах при пользовании займом. Нужно ли этот НДФЛ вычитать из суммы дохода для целей удержаний по исполнительному листу?

Давайте разбираться.

Начнем с внимательного прочтения нормы профильного закона (п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

Она гласит: размер удержания из заработной платы должника исчисляются из суммы, оставшейся после удержания налогов. И все. Никакой конкретизации по виду и (или) ставке удерживаемого налога закон не содержит.

Чуть больше информации находим в Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (утв. постановлением Правительства РФ от 18.07.96 № 841). В пункте 4 этого Перечня сказано, что взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой зарплаты и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством. Как видим, тут уже есть оговорка, что налоги надо удержать в соответствии с налоговым законодательством.

Это означает, что размер удержания из зарплаты надо исчислять из суммы, оставшейся после того, как налоговый агент удержит из выплаты работнику все суммы НДФЛ в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ (см. также письмо Роструда от 28.12.06 № 2261-6-1). То есть приоритет в данном случае имеют положения НК РФ. Обратимся к ним.

Согласно п. 3 ст. 226 НК РФ, исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ. Исчисленную таким образом сумму налога налоговые агенты обязаны удержать непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст.

226 НК РФ).

Для доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах, датой фактического получения дохода признается последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные или кредитные средства (пп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ). Соответственно, на эту дату организация-займодавец, выступающая в роли налогового агента, обязана исчислить сумму НДФЛ.

А исчисленная сумма должна быть удержана из любых доходов в денежной форме, выплачиваемых в этот день или позднее налоговым агентом налогоплательщику (п. 4 ст. 226 НК РФ). Получается следующее.

НДФЛ с экономии на процентах может (и должен) удерживаться в том числе и из заработной платы сотрудника, если таковая выплачивается в последний день месяца, за который определена матвыгода, или позже.

Таким образом, налоговый агент, выплачивающий зарплату работнику, в отношении которого имеется исполнительный документ на удержание части дохода, должен определять сумму удержания по такому исполнительному документу, исходя из суммы, уменьшенной на величину удержанного при выплате данной зарплаты НДФЛ, включая и налог, исчисленный с дохода в виде материальной выгоды, удержанный при осуществлении данной выплаты в порядке п. 4 ст. 226 НК РФ.

Удержания из аванса

Второй спорный момент, связанный с «очисткой» от налогов дохода, из которого определяется размер удержаний, возникает при удержании из зарплаты за первую половину месяца. Ведь, по правилам п. 3 ст. 226 НК РФ, исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 НК РФ. Для дохода в виде заработной платы датой фактического получения является последний день месяца, за который она начислена (п.

2 ст. 223 НК РФ).

Получается, что определить сумму, подлежащую удержанию из зарплаты по правилам ст. 99 Закона № 229-ФЗ (т. е. за минусом сумм налогов), работодатель может только по итогам месяца. Соответственно, исчисление и удержание по исполнительным листам необходимо производить только при окончательном расчете с сотрудником (если, конечно, иное прямо не предусмотрено самим исполнительным документом).

Но при этом расчет производится исходя из всей суммы заработной платы, включая авансы (письмо Роструда от 28.12.06 № 2261-6-1).

В то же время на практике бывают ситуации, когда размер удержаний таков, что зарплаты, выплачиваемой при окончательном расчете, может оказаться недостаточно для полного удержания по всем исполнительным документам. Полагаем, что в таком случае допустимо удерживать часть сумм и при выплате зарплаты за первую половину месяца. В этом случае удерживаемую из «аванса» сумму надо определять без учета НДФЛ (т.е. от подлежащей выплате суммы) с последующей корректировкой по итогам месяца уже с учетом НДФЛ.

Можно использовать и другой подход, а именно — выплачивать аванс исходя из той суммы, которую сотрудник должен получить «на руки» после всех удержаний. Для этого определяем сумму, которая должна быть выплачена сотруднику после удержаний исходя из величины зарплаты за полный месяц (то есть от полной зарплаты отнимаем НДФЛ и все допустимые удержания в пределах 50 или 70 процентов в зависимости от их вида). И в качестве аванса выплачиваем сотруднику некий процент (к примеру, половину) именно от этой, «очищенной» от НДФЛ и удержаний, суммы. В таком случае суммы, причитающейся к выплате при окончательном расчете, всегда будет достаточно для осуществления всех удержаний. Причем, работник ни в середине месяца, ни по его итогам не будет оставаться вообще без зарплаты, на что, собственно, и направлены требования ст.

138 ТК РФ.

Расходы на перевод при максимальных удержаниях

Следующий проблемный вопрос связан с удержанием у работника сумм, которые расходуются организацией на перевод удержанных средств в пользу взыскателей. Ведь по правилам п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ, перевод и перечисление удержанных денежных средств производятся за счет должника. Но как быть, если исполнительные документы предписывают взыскать с сотрудника максимально допустимую сумму зарплаты (50 или 70 процентов)?

Можно ли расходы на перевод удержать «сверху»? Для простоты понимания ситуации, рассмотрим ее на конкретном примере.

Предположим, у сотрудника надо сделать удержание из зарплаты по двум исполнительным документам. Первый на удержание алиментов на несовершеннолетних детей в размере 1/3 от заработной платы, а второй — на возмещение материального ущерба в размере 17% от зарплаты. Что в сумме дает половину заработной платы.

Но за перевод каждой из этих сумм банк взимает с компании 35 рублей, которые также положено удержать у сотрудника. И в результате из-за этих 70 рублей общая сумма удержаний становится больше половины зарплаты. Как быть?

Статьей 138 Трудового кодекса установлено универсальное правило: при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% зарплаты. Это ограничение не применяется, в частности, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, когда размер удержания не может превышать 70 процентов дохода. Также законом № 229-ФЗ установлена очередность удовлетворения требований по нескольким исполнительным листам. Согласно положениям пп. 1 п. 1 статьи 111 указанного закона, требования по взысканию алиментов удовлетворяются в первую очередь.

А требования по взысканию в счет возмещения материального ущерба, согласно пп. 4 п. 1, удовлетворяются в четвертую очередь.

В свою очередь, порядок распределения взысканных сумм определен ст. 110 Закона № 229-ФЗ, согласно п. 3 которой в первую очередь удерживается сумма долга, затем расходы по совершению исполнительных действий и исполнительский сбор. Как уже упоминалось, перевод и перечисление удержанных денежных средств производятся за счет должника. При этом указанная сумма, согласно пп. 3 п. 2 ст.

116 Закона № 229-ФЗ, относится именно к расходам по совершению исполнительных действий.

Сведя воедино все вышеприведенные правила, получаем для нашего примера следующий алгоритм действий. Сначала из заработка сотрудника должна быть удержана сумма алиментов (ведь это первая очередь взыскания), а также расходы по ее перечислению. Поскольку после удержания данных сумм за работником сохраняется более 50 процентов зарплаты, то можно продолжать удержания по второму исполнительному листу в счет возмещения материального ущерба и расходов на перечисление удержанной суммы. Но лишь в пределах половины заработка! А значит, в рассматриваемом случае по второму исполнительному листу удержание будет произведено не в полном размере с тем, чтобы и удержание, и возмещение расходов на перевод «уложились» в оставшуюся часть в пределах половины заработка (ст.

138 ТК РФ, п. 2 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Проиллюстрируем на цифрах. Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 руб. в месяц и у него имеется два несовершеннолетних ребенка, на содержание которых и взыскиваются алименты. Работником предоставлены заявление и документы на соответствующий стандартный налоговый вычет, а сумма его дохода с начала года еще не превысила 350 000 руб.

Рассчитаем сумму удержаний.

Поскольку размер удержания из зарплаты исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов, то в данном случае все суммы будут определяться исходя из 9 064 руб. (10 000 – (10 000 — 1 400 × 2) × 13%). Соответственно удержать по обоим исполнительным документам можно не более 4532 руб. (9064/2). Из них во исполнение требований по уплате алиментов (первая очередь) будет удержано и перечислено 3021,33 руб. (9064 × 1/3). И при этом организация удержит дополнительно 35 рублей на перевод.

Соответственно, по второму исполнительному документу компания сможет удержать только 1 475,67 руб., но т.к. из этой суммы еще нужно «изъять» еще 35 рублей на перевод, то фактически взыскатель по второму исполнительному документу получит 1 440,67 руб.

Удержания в рамках пилотного проекта ФСС

Следующий блок сложностей, возникающих при работе с исполнительными документами, касается регионов, где действует пилотный проект ФСС. В рамках проекта «больничные» оплачиваются напрямую из бюджета фонда.

Формируйте электронные реестры и сдавайте их в ФСС через интернет Подключиться

Но ведь из пособия по временной нетрудоспособности также положено удержать алименты (пп. 9 п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ).

Возникает вопрос: как это сделать, если в данном случае к выплате организация не имеет никакого отношения?

Как сказано в п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ, обязанность по удержанию средств из доходов должника лежит на лицах, выплачивающих такому должнику зарплату или иные периодические платежи. Данная обязанность возникает со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя. В субъектах РФ, в которых реализуется пилотный проект, пособия по социальному страхованию страхователи выплачивают только за первые три дня болезни.

Оставшуюся часть оплачивают непосредственно территориальные органы ФСС (п. 6 и 9 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.04.11 № 294).

Напрямую вопрос удержания по исполнительным листам из суммы пособия, выплачиваемого Фондом, законодательно не урегулирован. Как следует из разъяснений ФСС, удержание алиментов с сумм назначенных пособий по временной нетрудоспособности производит отделение Фонда при поступлении исполнительного листа, судебного приказа или соглашения об уплате алиментов или их дубликатов. При этом обратиться в отделение Фонда должен получатель алиментов или служба судебных приставов.

Для работодателей такая обязанность не предусмотрена (см. разъяснение отделения ФСС по Тамбовской обл.).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации удерживать суммы по исполнительным листам при выплате пособия будет орган ФСС. Причем, уведомить Фонд о такой необходимости обязан сам должник в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 98 Закона № 229-ФЗ.

Также это может сделать взыскатель, либо непосредственно Служба судебных приставов в рамках соответствующего исполнительного производства.

Как видим, в данном случае у работодателя в данном случае нет ни обязанности по удержанию (т.к. доход им не выплачивается), ни по уведомлению Фонда о необходимости провести подобные удержания из пособия при его выплате. Значит, работодатель удерживает положенные суммы только с тех выплат, которые производит лично и пилотный проект на его обязанности никак не влияет.

В то же время надо учитывать следующее. Если ФСС выплатил пособие без удержания, т.к. не располагал информацией об исполнительном документе, то на данную сумму образуется задолженность. А если о сумме данной задолженности станет известно судебному приставу-исполнителю, он может направить в организацию по месту работы должника отдельное постановление о взыскании этой задолженности.

В таком случае работодатель должен будет дополнительно к обычным удержаниям провести также и удержание задолженности, определенной приставом, при условии, конечно, что размера заработка сотрудника хватает для таких дополнительных удержаний (см. разъяснение отделения ФСС по Липецкой обл.).

Новые исполнительные листы: очередность взыскания

В заключение рассмотрим ситуацию, когда в бухгалтерию поступают новые исполнительные документы в отношении тех работников, по которым уже производятся удержания. Как поступать с ними: начинать исполнять сразу или же нужно организовать своеобразную очередь? Как быть, если на сотрудника уже есть четыре постановления об обращении взыскания на заработную плату; все по задолженности по кредитам в пользу коммерческих банков.

И на него продолжают поступать новые постановления, тоже по задолженности банкам. Нужно ли новые постановления на взыскание включать в расчет с момента получения, или удержания по ним можно будет проводить только после полной оплаты предыдущих?

Сразу скажем, что Закон № 229-ФЗ в части исполнения нескольких документов о взыскании не оперирует таким термином как «календарная очередность». Напротив, в п. 3 ст. 111 закона сказано: если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.

Без какой-либо привязки ко времени поступления исполнительного документа.

Значит, с момента получения очередного постановления организация должна начать исполнять содержащиеся в нем требования наравне с уже имеющимися. То есть, в рассматриваемой ситуации организация должна исполнять все поступившие к ней исполнительные документы одновременно (вне зависимости от времени поступления того или иного исполнительного документа). При этом удержанию подлежит не более 50% от зарплаты (дохода) сотрудника вне зависимости от количества исполнительных документов.

Удержанная сумма распределяется между всеми взыскателями (опять же без привязки ко времени поступления исполнительного документа) пропорционально причитающейся каждому из них на основании соответствующего исполнительного листа сумме. Взыскание по любому из исполнительных документов производится таким образом до исполнения в полном объеме содержащихся в нем требований, после чего он из расчета пропорции для распределения взысканной суммы выбывает и распределение производится между оставшимися взыскателями.

Удержания по исполнительным листам: определяем сумму и сроки удержания в сложных ситуациях

Автор Алексей Крайнев

При участии Юлия Бусыгина

Зачастую бухгалтеру приходится удерживать из зарплаты работников суммы по поступившим в организацию исполнительным документам. Мы расскажем об общих правилах удержания и разберем сложные случаи. На конкретных примерах будет показано, как правильно определить сумму и срок удержания в нетипичных ситуациях.

Максимальная сумма удержания

В общем случае по исполнительному документу (нескольким документам) с должника может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Указанное ограничение не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей; возмещении вреда, причиненного здоровью; возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70%.

Эти нормативы прописаны в пунктах 2 и 3 статьи 99 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Таким образом, из заработной платы сотрудника в любом случае не может быть удержано более 70%. Причем, удержание в указанном размере возможно исключительно для удовлетворения приведенных выше требований (алименты на несовершеннолетних детей, вред здоровью и т.д.). Если же взыскание производится для удовлетворения прочих требований, то взыскивается не более половины заработка.

Казалось бы, простое правило, но на практике оно вызывает проблемы. Особенно, когда в организацию поступило несколько исполнительных листов, каждый из которых предписывает производить удержания в определенной сумме. Рассмотрим конкретные примеры.

Удержания по кредиту: не больше половины

На основании исполнительного листа из зарплаты сотрудника удерживается 1/3 часть в счет уплаты алиментов на ребенка. Недавно в отношении этого работника поступил еще один исполнительный лист. На этот раз речь идет об удержании 50% доходов для погашения взятого в банке кредита.

Каков общий размер удержания в данном случае?

Как уже упоминалось, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей можно удерживать до 70% заработка. А вот при взыскании в пользу банка — не более половины заработка. Как совместить эти два правила в рассматриваемом случае?

Обратимся к положениям пункта 1 статьи 111 Закона № 229-ФЗ. Там сказано: если взысканной с должника суммы недостаточно для удовлетворения в полном объеме всех требований по всем исполнительным документам, устанавливается очередность.

Так, в первую очередь погашаются требования по взысканию алиментов; возмещению вреда, причиненного здоровью; возмещению вреда в связи со смертью кормильца; возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда. Что касается требования банков по взысканию задолженности по договорам, то они удовлетворяются только в четвертую очередь. Далее, в пункте 2 статьи 111 Закона № 229-ФЗ сказано, что каждая взысканная с должника сумма сначала направляется на погашение требования первой очереди.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после выполнения требований предыдущей очереди в полном объеме.

Получается, что в рассматриваемой ситуации работодателю сначала надо полностью «расплатиться» с требованиями по алиментам, так как они относятся к первой очереди. Для этого достаточно взыскать треть заработка. Значит, данное требование будет исполнено в полном размере, даже если удержано 50% заработка.

Следовательно, оснований для взыскания за пределами 50% от заработка (до 70%) в данном случае не возникает.

Оставшуюся после перечисления алиментов часть от удержанной половины заработка нужно перечислить по второму исполнительному листу в пользу банка. И таким образом нужно поступать вплоть до полного удовлетворения соответствующего требования банка (п. 2 ст.

99 Закона № 229-ФЗ). При условии, конечно, что в этот период не прекратится взыскание алиментов.

Пример

Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 руб. в месяц. У него есть два несовершеннолетних ребенка, на содержание которых взыскиваются алименты (1/3 зарплаты). Работник подал в бухгалтерию заявление и документы на стандартный налоговый вычет (величина его дохода с начала года не превысила 350 000 руб.). Дополнительно имеется исполнительный лист на взыскание 50% дохода в счет погашения долга по кредиту.

Рассчитаем сумму удержания.

Согласно пункту 1 статьи 99 Закона № 229-ФЗ, размер удержания исчисляется из суммы, оставшейся после налогообложения. Значит, в данном случае величина удержания будет определяться исходя из 9 064 руб. (10 000 – (10 000 – 1 400 × 2) × 13%). Соответственно, общая сумма удержания по исполнительным листам составит 4 532 руб. (9 064 × 50%).

Из них во исполнение требования по уплате алиментов будет переведено 3 021,33 руб. (9 064 × 1/3), а оставшаяся часть (1 510,67 руб.) будет перечислена банку для погашения долга по кредиту.

Алименты на детей и супругов

На работника поступили три постановления об удержании. Первое — на содержание супруги в размере 0,6 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения по нашему региону ежемесячно. Второе — на содержание сына в размере 1/4 доходов ежемесячно.

И третье — на содержание дочери в размере 1/6 доходов ежемесячно. Какой будет предельный размер удержаний в этой ситуации? Как распределять взысканное между тремя иждивенцами?

Как уже говорилось, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей размер удержания может достигать 70% заработной платы. Как следует из статьи 90 Семейного кодекса РФ, суммы, выплачиваемые на содержание бывшего супруга, также признаются алиментами. Но поскольку они не являются алиментами на содержание детей, то для удовлетворения этих требований удержать можно не более половины заработка.

В то же время, устанавливая очередность погашения требований по нескольким исполнительным листам, законодатель не отделил алименты на детей от прочих алиментов. Значит, взыскания по всем трем исполнительным листам будут относиться к одной очереди — первой (п. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ). Поэтому в данном случае нужно применить правило пункта 3 статьи 111 Закона № 229-ФЗ.

Оно гласит: если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они погашаются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.

Значит, алгоритм действий в данном случае будет таким. Сначала должна быть удержана сумма алиментов на содержание супруги и обоих детей в пределах 50% заработка сотрудника. Полученная величина распределяется между всеми взыскателями пропорционально причитающейся каждому из них сумме.

После этого нужно произвести доудержание алиментов на детей, но так, чтобы взыскание не превышало 70% заработка. Дополнительно удержанная сумма распределяется только между детьми пропорционально причитающейся каждому из них сумме.

Пример

Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 руб. На содержание сына взыскивается 1/4 часть доходов, на содержание дочери 1/6. Поскольку работник имеет право на стандартный вычет на двух детей, сумма заработной платы, из которой возможны удержания, составит 9 064 руб. (10 000 – (10 000 – 1 400 × 2) × 13%).

Теперь, исходя из этой суммы, определим причитающиеся детям выплаты: сын должен получить 2 266 руб. (9 064 × 1/4), а дочь — 1 510,67 руб. (9 064 × 1/6).

На содержание супруги взыскивается 0,6 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения по региону (на данный момент это 11 907 × 0,6 = 7 144,20 руб.).

Удерживаем половину заработка (4 532 руб.) и распределяем эту сумму между всеми тремя взыскателями. Доля супруги составит (4 532 ∕ (7 144,2 + 2 266 + 1 510,67)) × 7 144,2 = 2 964,74 руб. Доля сына составит (4 532 / (7 144,2 + 2 266 + 1 510,67)) × 2 266 = 940,36 руб.

Доля дочери составит (4 532 ∕ (7 144,2 + 2 266 + 1 510,67)) × 1 510,67 = 626,90 руб.

Как видим

Итого супруга получит 2 964,74 руб., сын — 2 028,04 руб. и дочь — 1 352,02 руб.

Сроки удержания

Не меньше сложностей возникает при определении периода, в течение которого нужно проводить удержания. Причем, вопросы вызывает установление как начальной, так и конечной даты взыскания. Еще сложнее дело обстоит с задолженностью за прошлые периоды.

Разберем некоторые ситуации.

Возможны ли удержания задним числом?

В середине мая (17.05.2022 г.) в бухгалтерию поступил судебный приказ, датированный 30.01.2022 г. В нем указано, что, начиная с 20 января необходимо ежемесячно взыскивать с сотрудника алименты на ребенка в размере 1/4 заработка. С какого срока нужно сделать расчет алиментов?

Ответ на этот вопрос содержится в пункте 3 статьи 98 Закона № 229-ФЗ. Там сказано, что лица, выплачивающие должнику зарплату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа обязаны удерживать денежные средства из доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в этом документе. Напомним, что судебный приказ также является исполнительным документом (подп. 2 п. 1 ст.

12 Закона № 229-ФЗ).

Таким образом, начинать удержания нужно с того момента, когда в бухгалтерию поступил судебный приказ (в данном случае — с выплаты зарплаты за май, поскольку документ получен 17 мая).

Внимание!

Величина дохода для целей удержания по исполнительным листам определяется после вычитания НДФЛ. То есть алименты с «аванса», как правило, не удерживаются.

Осталось определить, какую сумму нужно взыскать при первой выплате: 1/4 от текущего дохода, или сумму, рассчитанную с учетом задолженности? Этот вопрос является спорным.

В силу пункта 3 статьи 102 Закона № 229-ФЗ размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. А в пункте 2 статьи 102 Закона № 229-ФЗ сказано, что размер задолженности определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

При этом Закон № 229 не содержит никакого уточнения о том, должно ли такое постановление издаваться во всех ситуациях, или только если взыскание осуществляется по решению судебного пристава.

Однако анализ судебной практики показывает, что судебный пристав определяет задолженность даже в тех случаях, когда исполнительный лист вообще не предъявлялся в организацию, где работает должник, а алименты уплачивались добровольно (определение Конституционного суда РФ от 06.06.16 № 1417-О). А в постановлении Президиума Брянского областного суда от 28.02.18 № 44Г-12/2018 находим прямое указание: расчет и взыскание задолженности по алиментам производится в рамках исполнительного производства о взыскании алиментов.

Таким образом, бухгалтерия организации не должна самостоятельно определять задолженность по алиментам за период до поступления судебного приказа (соглашения, исполнительного листа). В том числе и в ситуации, когда взыскание алиментов производится без привлечения приставов.

Правильность такого подхода подтверждается и формулировкой пункта 4 статьи 102 Закона № 229-ФЗ. В этой норме говорится, что правом на обращение в суд с иском об определении размера задолженности обладает любая из сторон исполнительного производства. А появляется такое право в том случае, если определенный приставом размер задолженности нарушает их интересы.

Выходит, что правом определять задолженность по алиментам наделены только пристав и суд. Организация, выплачивающая зарплату должнику, таких полномочий не имеет.

Напомним, что данная задолженность рассчитывается исходя из заработка сотрудника за период, в течение которого алименты не перечислялись. А удерживать ее (после получения соответствующего поставления пристава) надо из текущих выплат одновременно с алиментами за очередной месяц (с учетом ограничения в 70% от выплачиваемой суммы, установленного п. 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ), вплоть до полного погашения.

Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что при первой после получения судебного приказа выплате у работника надо удержать только 1/4 заработка.

Рассмотрим еще один пример.

В бухгалтерию 27.09.2022 г. пришло постановление судебного пристава об обращении взыскания на зарплату должника. Постановление датировано 23.08.2022 г., а в тексте сказано, что удержания нужно производить ежемесячно в размере 1/6 от дохода с 12.07.2022 г. Как в данной ситуации должен поступить бухгалтер?

Эта ситуация является разновидностью предыдущей. Отличие заключается в том, что взыскание производится на основании постановления пристава. Значит, организация обязана удерживать 1/6 из заработной платы и иных доходов должника, выплачиваемых, начиная с даты получения данного постановления, то есть с 27.09.2022 г. А размер и порядок взыскания задолженности за период с 12.07.2022 г. по 26.09.2022 г. включительно обязан определить судебный пристав.

Это значит, что в организацию должно поступить еще одно постановление пристава. В этом документе будут прописаны величина и порядок удержания задолженности. Исполнять данное постановление нужно, начиная со дня его получения.

Достижение ребенком совершеннолетия

У сотрудника удерживаются алименты на несовершеннолетнего ребенка в размере 25% заработка. Совершеннолетие ребенка наступит 6 сентября. Как правильно произвести удержание из заработной платы сотрудника за сентябрь?

Ни Семейный кодекс, ни Закон № 229-ФЗ не содержат специальных правил определения дня, когда лицо считается достигшим совершеннолетия для целей исчисления и удержания алиментов. При этом термин «совершеннолетие» является термином гражданского законодательства (п. 1 ст. 21 ГК РФ).

Это дает основание использовать правила Гражданского кодекса о сроках для установления момента наступления совершеннолетия.

Согласно статье 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми установлено его начало. Следовательно, гражданину исполнится 18 лет (и он будет признан совершеннолетним в терминах п. 1 ст. 21 ГК РФ) не в день рождения, а в 00 часов 00 минут следующих суток.

Другими словами, 18-летним он станет на следующий день после дня рождения.

Справка

Подтверждение правильности этого вывода можно найти в других документах. К примеру, в абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 01.02.11 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» сказано следующее. Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, то есть с ноля часов следующих суток.

А в пункте 49 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. приказом Минтруда от 29.09.20 № 668н) читаем, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет выплачивается по день достижения ребенком возраста полутора лет включительно.

Таким образом, в ситуации, когда исполнительным документом предписано удерживать алименты до достижения ребенком совершеннолетия, день, в который ребенку исполнится 18 лет, должен включаться в расчет алиментов в качестве последнего дня, за который они начисляются. А значит, прекращение начисления алиментов происходит со дня, следующего за днем рождения.

При этом размер алиментов в том месяце, когда ребенок достиг 18-летнего возраста, должен рассчитываться пропорционально количеству рабочих дней сотрудника в этом месяце, приходящихся на период несовершеннолетия ребенка по день его рождения включительно. Обоснование такое: алименты удерживаются из зарплаты, а она, исходя из положений статьи 129 Трудового кодеса РФ, начисляется за фактически отработанные дни.

Удерживать начисленную сумму (и задолженность, если она имеется) нужно из доходов работника до тех пор, пока не будет взыскано все причитающееся ребенку. То есть, фактическое удержание может продолжаться и после того, как ребенок достиг совершеннолетия.

admin
Оцените автора
Ракульское