Размер штрафа за нарушение правил перевозки людей

Все дети, не достигшие возраста 12 лет, должны быть пристегнуты специальными детскими удерживающими средствами (LEE). Нарушители этого требования наказываются штрафом. Размеры взыскания для родителей, водителей такси и должностных лиц отличаются, а также существуют некоторые особенности погашения штрафа.

Размер штрафа в рублях

Водитель (Родители, родственники)

Должностные лица – воспитатели, учителя, таксисты

Юридические лица – школа, таксомоторная компания

  • Штраф за отсутствие детского кресла
  • Штраф для обычных людей, должностных и юр.лиц
  • Детей какого возраста необходимо перевозить в специальных креслах
  • Штраф для такси, если ребенок без кресла
  • Почему необходимо использовать детское кресло
  • Какие есть недостатки в законе об автокреслах?
  • Типы кресел
  • На что обращать внимание при выборе автокресла

Штраф за отсутствие детского кресла

В нормативном акте ПДД, пункте 22.9, закреплены правила, которые необходимо соблюдать в момент нахождения ребенка в салоне авто, на переднем или заднем пассажирском месте.

Обязательно соблюдение следующих норм:

  • до семи лет – проезд на заднем и переднем сиденьях и с полной фиксацией с помощью люльки или автокресла;
  • нахождение в кресле и фиксация ремнями – обязательно, даже при непродолжительных поездках;
  • для детей от 7 лет до 12 лет, и крупных малышей, не помещающихся в кресло можно возить без кресле только на задних сиденьях авто;
  • люлька или кресло подбираются по возрасту и весу.

За нарушение этих правил начисляется административный штраф за ребенка без кресла – 3000 рублей по всем регионам, в соответствии со ст.12.23 КоАП.

За оставление в машине ребенка до 7 лет сумма взыскания составляет 2500 рублей – для жителей Москвы и Санкт – Петербурга, и 500 рублей – для остальных регионов (п.1.ст.12.19 КоАП).

Штраф для обычных людей, должностных и юр.лиц

Штраф за отсутствие детского кресла отличается в зависимости от того, кто совершил правонарушение:

Размер штрафа в рублях

Водитель (Родители, родственники)

Должностные лица – воспитатели, учителя, таксисты

Юридические лица – школа, таксомоторная компания

Возможна оплата штрафа с 50% скидкой в течение 20 дней с момента передачи гражданину постановления.

Детей какого возраста необходимо перевозить в специальных креслах

фото 1

Перевозка детей до 12 лет должна осуществляться в соответствие с нормами ПДД (п.22.9)

Основные Положения данного нормативно – правового акта:

  1. Фиксирующие ремни и кресло безопасности – обязательное условие для перевозки. Другие устройства, в том числе самодельные, не могут использоваться в 2018 году, это отмечено в ПДД.
  2. На заднем сиденье, без использования кресла, но с фиксирующими ремнями, можно сажать ребенка от 7 лет.
  3. Посадка детей на мотоцикл категорически запрещена.

Водителя транспортного средства также штрафуют, если:

  • несовершеннолетний находится в кресле, но не пристегнут;
  • двое детей были посажены в одно стандартное кресло;
  • ребенок пристегнут, но находится на руках у взрослого;
  • ребенок крупный и купленное кресло не подходит по размеру;
  • автомобиль не укомплектован стандартными фиксирующими ремнями.

За перевозку детей без кресла назначается штраф после составления протокола о правонарушении.

Если в машине едет несколько детей, и все они без автокресла, то назначается стандартный штраф – 3 000 рублей, поскольку зафиксировано только одно правонарушение. Избежать штрафа при перевозке детей от 7 лет можно, используя специальную сидушку с ремнем – бустер.

Инспектор не вправе назначить взыскание, если машина не двигалась, например, стояла на парковке.

Штраф для такси, если ребенок без кресла

фото 2

Водители такси могут быть привлечены не только к административной, но и к уголовной ответственности по статье 238 УК «…оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Однако эта мера принимается редко. Чаще всего, как водителю, так и владельцу таксомоторной компании – юридическому лицу, назначается штраф.

По административному законодательству, водитель, нарушивший правила перевозки, обязуется выплатить штраф 25 000 рублей, поскольку он является ответственным должностным лицом. Директор компании выплачивает 100 000 рублей.

Если езда без детского кресла стала причиной нанесения ребенку травм в случае, когда машина попала в аварию, начинают уголовное разбирательство. Размер штрафа по статье 238 УК РФ может составить от 100 000 до 500 000 рублей.
Служба такси должна иметь собственные автокресла для детей разных возрастов. Однако важно учесть, что если родители вызвали такси, не предупредив о том, что в машине будет ребенок, водитель имеет право отказаться от предоставления услуг.

Почему необходимо использовать детское кресло

фото 3

Задача каждого родителя – обеспечить безопасный проезд ребенка в автомобиле. Требование о наличии автокресел было введено не просто так: в действительности, при аварии, ребенок, закрепленный в кресле, имеет больше шансов остаться в живых.

Зачем нужно использовать кресло:

  • Безопасный перевоз ребенка. Проведенные краш-тесты показали, что дети, которые не закреплены в кресле, ударяются о переднее сидение и откидываются назад, в результате чего могут быть получены травмы, не совместимые с жизнью.
  • Безопасность для водителя. Поскольку младенцы и подростки зачастую неусидчивы, они могут внезапно помешать тому, кто за рулем, например, кинув в него игрушку. У ребенка, зафиксированного в кресле, подвижность ограничена.
  • Безопасность во время игр в машине. Пристегнутый ребенок может заниматься чем угодно – он не соскользнет и не ударится.

Многие женщины с появлением автокресел получили возможность управлять автомобилем, разместив ребенка на переднем или заднем сиденье в удерживающем устройстве. Даже в случае ДТП ребенок останется зафиксированным в люльке или сидении, и, скорее всего, не получит опасных травм.

Какие есть недостатки в законе об автокреслах?

Чаще всего трудности с законом о детских креслах возникают у многодетных семей. В одну машину с удобством можно разместить два, редко – три кресла, однако без них на заднем сиденье могли бы уместиться все четверо или даже пятеро детей.

Другой недостаток – начисление штрафов водителям такси. Иногда родители намеренно не предупреждают о том, что в салоне будет и ребенок, чтобы не повышать стоимости поездки. При остановке машины инспектором вина ложится на таксиста.

В крайнем случае, штраф для родителей составит 3 000 рублей, а для водителя – 25 000.

Типы кресел

Виды автомобильных кресел для детей на российском рынке:

Тип удерживающего устройства

с рождения до 1 года

Переноска или «люлька». В машину устанавливают в одном из двух положений: горизонтальное, при котором ребенок может спать в машине, вертикальное – малыш удерживается с помощью специального ремня.

до 1,5 лет. Допускается использование для детей с первого дня жизни.

Кресло. Ребенок в нем находится в состоянии «полулежа».

Устройство можно расположить либо спиной, либо лицом к ходу движения.

от 1 года до 4 лет

Кресло. Устанавливать можно только по ходу движения автомобиля.

Ребенок закрепляется с помощью прочных, пятиточечных ремней.

Кресло. Стандартный ремень безопасности. У кресла регулируемая спинка, которую можно подстроить под рост ребенка.

Сидение без спинки. Ребенок удерживается дополнительным ремнем безопасности.

Каждый тип сиденья используют только для детей определенного возраста. Некоторые автокресла, например, категории 0 и 0+, регулируются в зависимости от роста и веса ребенка, но с 1,5 лет необходимо приобретать кресло большего размера.

фото 4

Нахождение ребенка в неподходящем для него кресле приравнивается к отсутствию устройства.

На что обращать внимание при выборе автокресла

При покупке детского кресла в машину следует учесть несколько нюансов:

  1. Тип крепления ремня. Бывают крепления двух видов: стандартные и улучшенные – ISOFIX. Оба варианта являются подходящими для прохождения проверки на посту ГИБДД, однако система ISOFIX более надежна в случае ДТП.
  2. Ремни безопасности на кресле. Маленьких детей нужно закреплять в люльке. Для этого предназначены специальные встроенные ремни – трех- или пятиточечные. Также возможна фиксация с помощью столика безопасности. Лучшим вариантом являются пятиточечные ремни.
  3. Каркас кресла. Наиболее прочным и надежным является алюминиевый каркас, в отличие от пластикового.
  4. Следует выбирать те модели, которые оснащены прочным, большим подголовником и боковинами.
  5. Предпочтение следует отдать чехлам из хлопковой ткани, поскольку они лучше подходят для кожи ребенка и не раздражают ее.

фото 5

Также при выборе кресла следует обратить внимание на маркировку. На товаре должна содержаться отметка о соответствии изделия европейскому стандарту – ECE R44/04.

Хорошее кресло для автомобиля обеспечит не только защиту, но и комфорт малыша.

Автор: Киселев Я.Л. Юридический редактор: Глазунов Г. П.

Статья 12.23. Нарушение правил перевозки людей

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Перевозка людей вне кабины автомобиля (за исключением случаев, разрешенных Правилами дорожного движения), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла или вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

3. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

4. Организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

5. Нарушение требований к перевозке детей в ночное время, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

6. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

  • Статья 12.22. Нарушение правил учебной езды
  • Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

Комментарий к ст. 12.23 КоАП

1. Объект административного правонарушения — безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан, правила перевозки людей.

2. Объективная сторона ч. 1 данной статьи характеризуется действием или бездействием и выражается в несоблюдении правил перевозки людей. Для привлечения виновного к административной ответственности следует указывать, какое правило перевозки людей нарушено. Правонарушение считается оконченным с момента начала движения транспортного средства, осуществляющего перевозку людей.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а также перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом вправе осуществлять только лицензиаты. Нарушение правил перевозки людей квалифицируется по ч. 2 ст.

12.23 в случае, если действие (бездействие) выразилось в форме перевозки людей вне кабины автомобиля, трактора, на грузовом прицепе, в кузове грузового мотоцикла и т.д.

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч.

1). Ст. 3430; 2002. N 11. Ст.

1020, N 12. Ст. 1093, N 50.

Ст. 4925; 2003. N 2. Ст. 169, N 9. Ст. 805, N 11.

Ст. 956, N 13. Ст. 1178, N 52 (ч.

1). Ст. 5037; 2004.

N 45. Ст. 4377.

3. Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.

4. Субъектом правонарушения по данной статье выступает водитель транспортного средства, нарушивший правила перевозки людей, или должностное лицо, организующее перевозку людей без соблюдения установленных требований перевозки людей.

Судебная практика по статье 12.23 КоАП

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Кайгородова А.Ю. на вступившие в законную силу постановление инспектора ДПС 1 взвода 4 роты полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Екатеринбургу от 30 апреля 2016 года N . , решение заместителя командира полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Екатеринбургу от 10 мая 2016 года, решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 7 июня 2016 года, решение судьи Свердловского областного суда от 3 августа 2016 года и постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 5 октября 2016 года, вынесенные в отношении Кайгородова А.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Гурова С.В. на вступившие в законную силу постановление инспектора ИАЗ ОГИБДД УМВД России по г. Дзержинску от 9 декабря 2015 года N . , решение судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 15 января 2016 года и постановление заместителя председателя Нижегородского областного суда от 18 июля 2016 года, вынесенные в отношении Гурова С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Карпенко С.Н. на вступившие в законную силу постановление командира ОР ДПС ОГИБДД МО МВД России «Рубцовский» от 24 ноября 2015 г. N . , решение судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от 10 февраля 2016 г., решение судьи Алтайского краевого суда от 12 мая 2016 г. и постановление заместителя председателя Алтайского краевого суда от 10 августа 2016 г., вынесенные в отношении Карпенко С.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Лазарева В.Г. на вступившие в законную силу постановление инспектора ДПС ОР ДПС ОГИБДД УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга от 04 июня 2015 года N . , решение судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 16 мая 2016 года, решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 05 июля 2016 года и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 12 декабря 2016 года, вынесенные в отношении Лазарева В.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением старшего инспектора ДПС взвода ОР ДПС ГИБДД ОМВД России по Томскому району от 21 января 2016 года, оставленным без изменения решением командира отдельной роты ДПС ГИБДД ОМВД России по Томскому району от 5 февраля 2016 года, Борейчук А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Драутера А.А. на вступившие в законную силу постановление инспектора ДПС ГИБДД ОМВД России по г. Полевскому Свердловской области от 29 февраля 2016 года, решение судьи Полевского городского суда Свердловской области от 18 апреля 2016 года, решение судьи Свердловского областного суда от 31 мая 2016 года и постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 05 октября 2016 года, вынесенные в отношении Драутера А.А. (далее — Драутер А.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.В. Фролов оспаривает конституционность части 3 статьи 12.23 КоАП Российской Федерации, которая предусматривает административную ответственность за нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения.
Как следует из представленных материалов, в нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1990) М.В. Фролов осуществлял перевозку не достигшего 12-летнего возраста лица, не пристегнутого ремнем безопасности. В связи с этим постановлением должностного лица органа ГИБДД он был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 12.23 «Нарушение правил перевозки людей» КоАП Российской Федерации, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Суды оставили данное постановление без изменения, сочтя при этом несостоятельным довод М.В. Фролова о том, что перевозимое им малолетнее лицо самостоятельно освободилось от ремня безопасности, а потому он не может считаться виновным в совершении административного правонарушения.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Полякова Сергея Викторовича на вступившие в законную силу постановление инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Некрасовскому району Ярославской области N 18810076130001987806 от 26 марта 2016 года, решение заместителя начальника УГИБДД УМВД России по Ярославской области от 08 апреля 2016 года, решение судьи Некрасовского районного суда Ярославской области от 23 июня 2016 года, решение судьи Ярославского областного суда от 29 августа 2016 года и постановление председателя Ярославского областного суда от 23 ноября 2016 года, вынесенные в отношении Полякова Сергея Викторовича (далее — Поляков С.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Мякотиной Светланы Александровны на вступившие в законную силу постановление инспектора полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Екатеринбургу N 18810066150009244510 от 04 июля 2016 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 15 ноября 2016 года, решение судьи Свердловского областного суда от 18 января 2017 года и постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 03 июля 2017 года, вынесенные в отношении Мякотиной Светланы Александровны (далее — Мякотина С.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Вальевой Евгении Викторовны на вступившие в законную силу постановление инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Новокузнецку N 18810042150004488851 от 05 ноября 2016 года, решение начальника отдела ГИБДД УМВД России по г. Новокузнецку от 17 ноября 2016 года, решение судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 01 февраля 2017 года, решение судьи Кемеровского областного суда от 10 апреля 2017 года и постановление заместителя председателя Кемеровского областного суда от 09 августа 2017 года, вынесенные в отношении Вальевой Евгении Викторовны (далее — Вальева Е.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Старкова В.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области от 28 марта 2017 года N 288, решение судьи Ленинского районного суда г. Воронежа от 18 июля 2017 года, решение судьи Воронежского областного суда от 05 сентября 2017 года и постановление заместителя председателя Воронежского областного суда от 13 декабря 2017 года, вынесенные в отношении генерального директора акционерного общества «Воронежское пассажирское автотранспортное предприятие N 3» (далее — АО «ВПАТП N 3», Общество) Старкова Валерия Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Штраф за провоз лишнего пассажира

Если в ходе поездки в автомобиле находится больше людей, чем допускают его технические характеристики, это противоречит ПДД и наказуемо по закону. За нарушение предусмотрена административная ответственность согласно статье КоАП № 12.23. В таких случаях сотрудники ГИБДД вправе выписать штраф за лишнего пассажира, а также по нескольким другим пунктам.

фото 1

Сумма штрафа и кто его должен заплатить

По правилам дорожного движения не допускается перевозка людей, если их число превышает количество посадочных мест в машине. Так, если на заднем сиденье легкового авто сотрудник ГИБДД заметит четырех пассажиров, то он должен выписать штраф за нарушение. Провоз лишнего человека обойдется водителю в 500 рублей (статья КоАП 12.23, п. 1).

Но общая сумма штрафных санкций может оказаться гораздо выше. Раньше водители платили только за самый «дорогостоящий» проступок, но теперь размеры всех взысканий складываются, если совершено два и более нарушения (ч. 1 ст.

4.4 КоАП).

Если в машине есть лишний пассажир, то ему не хватает ремня безопасности. Это отдельное правонарушение, которое добавляется к основному и оценивается в 1000 рублей (статья 12.6 КоАП).

фото 2

Иногда в дорожной практике встречаются любители экстремальных поездок, когда люди находятся вне салона. За такое опасное передвижение ко всем перечисленным прибавляется третий штраф в размере 1000 рублей (статья 12.23 КоАП, часть 2).

Все перечисленные санкции налагаются на водителя, так как он несет ответственность за жизнь и здоровье своих пассажиров. Кроме того, штраф заплатит и непристегнутый пассажир, т.к. нарушает п. 5.1 ПДД, который обязывает находящихся в машине использовать ремни безопасности. Взыскание составит 500 рублей (ч. 1 ст.

12.29 КоАП РФ).

В каких случаях считается, что в машине лишний пассажир

Если в машине больше 5 человек, то для обычной легковушки это нарушение правил. По ПДД (пункт 22.8) разрешается провозить количество людей, которое предусмотрено техническими характеристиками транспортного средства. Для стандартного легкового автомобиля – это пять человек, включая водителя.

К грузовым автомобилям предъявляются еще более строгие требования, так как нарушения грозят более серьезными последствиями и могут привести к гибели большого числа людей на дороге. Перевозить пассажиров можно в кабине с учетом числа посадочных мест. Посадить людей в кузов допускается только в том случае, если соблюдаются требования п. 22 ПДД. В противном случае штраф составит 1000 рублей (ст.

12.23 КоАП РФ, ч. 2). Сумма фиксированная и не меняется в зависимости от числа пассажиров.

Водитель, перевозящий людей в кузове грузовика, не будет оштрафован, если соблюдаются все следующие условия (п. 22 ПДД):

  • находящийся за рулем имеет водительское удостоверение на право управления ТС категории «C» или «C1» минимум в течение 3 лет;
  • при перевозке 8-16 человек (включая пассажиров в кабине) необходимо водительское удостоверение на право управления ТС категории «D» или «D1»;
  • в случае перевозки более 16 человек требуется наличие категории «D»;
  • число перевозимых людей не может превышать количество сидений;
  • машина должна быть исправна;
  • грузовик с бортовой платформой должен быть оборудован сиденьями, установленными на высоте 30-50 см от пола и минимум 30 см от верхнего края борта.
  • сиденья, размещенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь надежные спинки;
  • перевозка детей в кузове запрещена.

фото 3

В автобусе в зависимости от его технических возможностей устанавливается определенное число сидячих и стоячих мест. Информация об этом размещается в салоне. Но есть ситуации, когда каждому пассажиру должно быть предоставлено отдельное сидячее место (п.

22.3 ПДД). Правило действует:

  • при междугородних перевозках;
  • при движении в гористой местности;
  • когда автобус используется для перевозки туристов и проведения экскурсий;
  • при перевозке детей.

Если автобус не относится к этим категориям, то пассажиры могут занимать стоячие места, но их количество также строго регламентировано.

Как понять, сколько человек можно перевозить в авто

Чтобы определить правильность перевозки людей, следует руководствоваться следующими требованиями.

  • Пассажиры должны находиться в салоне авто либо в кузове при наличии оборудованных посадочных мест.
  • Если в машине установлены ремни безопасности не только на передних, но и на задних сиденьях, то каждый пассажир должен быть пристегнут.
  • Дети младше 12 лет, согласно пункту 22.9 ПДД, перевозятся с использованием ремней безопасности (только с 7 лет), либо специализированных удерживающих приспособлений, которые соответствуют их весу и росту, либо других устройств, позволяющих пристегнуть ребенка ремнями безопасности.
  • Количество людей должно соответствовать техническому регламенту для конкретного автомобиля (некоторые модели относятся к категории В, но позволяют перевозить до 7 человек без нарушения правил).

Многие модели автомобилей, которые сейчас заметно устарели, выпускались с завода не оборудованными ремнями безопасности на задних сиденьях. В этом случае привлечь к ответственности за непристегнутого пассажира сотрудники ГИБДД не вправе.

Водителю запрещается перевозить людей в прицепе любой конфигурации, вне салона легковой машины (в багажнике, на крыше, на капоте), в буксируемом авто.

В чем опасность перевозки лишних пассажиров

Превышение числа пассажиров – риск для их жизни и здоровья. В России люди часто относятся недостаточно серьезно к обеспечению безопасности на дороге. Некоторые водители пренебрегают правилом перевозки людей или фиксации детей при помощи специальных креплений.

Но ПДД основаны на печальном опыте и пишутся исходя из реальной обстановки на дороге с целью предотвращения гибели граждан. Важно помнить и понимать следующее.

  • У переполненной машины смещается центр тяжести, что приводит к сложности маневрирования. Это увеличивает риск заносов, аварий, выхода из строя деталей авто.
  • Превышение установленной нормы по пассажирам приводит к увеличению тормозного пути.
  • Переполненному авто требуется больше времени для обгона. Иногда водители не берут этот факт во внимание, из-за чего возникают аварии на трассе.
  • Давление пассажиров на задние двери может привести к их открытию и падению людей на дорогу из движущегося автомобиля.

Кроме того, перегруз пассажиров вредит автомобилю и ведет к быстрому изнашиванию деталей. Машина может выйти из строя во время движения из-за чрезмерной нагрузки на заднюю подвеску.

Примеры перегруза автомобилей людьми

Обычно ситуация с перегрузом возникает при поездке людей на отдых. Частая ошибка – ребенку не выделяется отдельное место. Игнорируя правила перевозки, некоторые считают, что 4 пассажирских сиденья предназначены для взрослых, а детей можно взять на руки.

фото 4

Это ошибочное мнение. По правилам каждому ребенку должно быть выделено отдельное место в салоне. Даже если на заднем сиденье легко умещаются четверо детей, подобная перевозка будет серьезным нарушением (п.

22.9 ПДД).

Советы как избежать перегруза авто

Чтобы предотвратить перегруз, количество людей в салоне должно соответствовать характеристикам автомобиля, прописанным в техпаспорте.

Если по документам авто пятиместное, то число пассажиров не должно превышать 4 человек, пятый – водитель.

Сложности с этим могут возникнуть в семьях, которые имеют 4 и более детей. В этом случае единственный правильный выход для совместных поездок – использование подходящего автомобиля, в котором число посадочных мест больше пяти.

Среди зарубежных машин много семиместных моделей кроссоверов и минивэнов. Из числа представителей отечественного автопрома большой семье может пригодиться «Лада Ларгус». Для управления им достаточно иметь водительскую категорию В.

Если поездка большой компанией носит единоразовый характер, то лучше воспользоваться услугами такси, куда пересядет часть пассажиров. Это не только позволит избежать штрафа. Главное – это обеспечение безопасности, иначе веселое путешествие на отдых может закончиться трагедией.

Итак, для каждой модели машины предусмотрены максимальные нагрузки, превышение которых наносит ущерб технике и грозит быстрым изнашиванием деталей. Но это не самое главное. В дорожной практике перегруженные машины часто попадают в аварии, которых при соблюдении нормы числа пассажиров можно было бы избежать.

Правила создаются для обеспечения безопасности всех участников движения. Многие водители относятся недостаточно серьезно к этим регламентам. Из-за этого предусмотрены штрафы, чтобы оградить водителей от нарушений угрозой материального наказания.

Автор: Киселев Я.Л. Юридический редактор: Глазунов Г. П.

Штрафы за нарушение правил организованной перевозки детей

Штрафы при перевозке детей в автобусе

В этой статье речь пойдет о штрафах за нарушение правил организованной перевозки детей, которые предусмотрены КоАП в 2024 и 2024 году.

Штрафы могут быть наложены на водителя, должностное лицо и юридическое лицо за использование автобусов, не соответствующих требованиям; за отсутствие списка детей, списка сопровождающих или маршрута перевозки; за незаконную перевозку детей в ночное время и за другие нарушения.

  • Штрафы за нарушение требований по перевозке детей из ПДД.
  • Штрафы за нарушение требований к автобусу, водителю, документам.
  • Штраф за перевозку детей в ночное время.
  • Штрафы за другие нарушения правил организованной перевозки.

Штрафы за нарушение требований по перевозке детей из ПДД

3. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

Часть 3 предусматривает штрафы:

  • для водителя — 3 000 рублей,
  • для должностных лиц — 25 000 рублей,
  • для юридических лиц — 100 000 рублей.

Отмечу, что в рамках статьи 12.23 КоАП индивидуальные предприниматели рассматриваются как юридические лица. Это также относится ко всем штрафам, рассмотренным ниже.

Итак, штрафы для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей относятся к организованной перевозке детей. При этом могут быть допущены следующие нарушения ПДД:

  • Перевозка детей в кузовке грузовика с бортовой платформой;
  • Число детей превышает количество мест для сидения;
  • Автобус не обозначен знаками «Перевозка детей»;

Штрафы за нарушение требований к автобусу, водителю, документам

Штрафы за нарушение правил организованной перевозки группы детей предусмотрены частью 4 статьи 12.23 КоАП:

4. Организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

Указанные в данном пункте штрафы могут быть наложены за следующие нарушения:

  • Автобус не оснащен тахографом или аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (до 1 января 2021 года);
  • Автобус не оборудован проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета;
  • Автобус не оборудован ремнями безопасности (требование применяется с 1 октября 2019 года);
  • Стаж работы водителем категории D составляет менее 1 года из последних 2-х лет (до 1 января 2021 года — менее 12 из 13 последних месяцев);
  • Водитель в течение последнего года привлекался к ответственности в виде лишения прав или административного ареста;
  • Водитель не прошел предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей;
  • Водитель не прошел предрейсовый медицинский осмотр (до 1 января 2021 года);
  • Отсутствует договор фрахтования;
  • Отсутствует маршрут перевозки (с указанием всех пунктов остановок);
  • Отсутствует список детей пассажиров, включающий детей, сопровождающих и медицинского работника (при необходимости).

Обратите внимание, за указанные нарушения ответственность несет не только водитель. В 2024 году предусмотрены следующие штрафы:

  • 3 000 рублей — для водителя;
  • 25 000 рублей — для должностного лица, ответственного за превозку;
  • 100 000 рублей — для юридического лица или ИП, занимающегося перевозкой.

В данном случае должностное лицо организации должно перед поездкой провести проверку автобуса, водителя и имеющихся документов.

При этом особый интерес вызывает требование о том, что водитель не должен иметь нарушений, предусматривающих в качестве наказания административный арест или лишение прав в течение последнего года. Данная информация фиксируется в базе данных ГИБДД, однако никак не отображается в документах водителя. На практике должностное лицо не имеет надежного способа, позволяющего проверить нарушения водителя.

То есть остается рассчитывать только на честность водителя.

Штраф за перевозку детей в ночное время

В 2024 году штраф за перевозку детей в ночное время предусмотрен частью 5 статьи 12.23 КоАП:

5. Нарушение требований к перевозке детей в ночное время, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

Под ночным временем в Правилах перевозки детей подразумевается время с 23:00 до 6:00. Перевозка в ночное время допускается только в следующих случаях:

  • Перевозка к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них на расстояние не более 100 км;
  • Завершение организованной перевозки детей на расстояние не более 100 км.
  • Перевозка на основании правового акта высшего исполнительного органа субъекта федерации на расстояние не более 100 км.

Если после 23 часов автобус проедет расстояние, превышающее 100 км (это можно определить с помощью тахографа и ГЛОНАСС), то сотрудники ГИБДД вправе наложить следующие штрафы:

  • 5 000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев — для водителя;
  • 50 000 рублей — для должностных лиц;
  • 200 000 рублей — для юридических лиц и ИП.

Штрафы весьма серьезные, для водителя предусмотрено даже лишение прав. Это связано с тем, что перевозки в ночное время чрезвычайно опасны.

Штрафы за другие нарушения правил организованной перевозки

6. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

За прочие нарушения правил организованной перевозки детей предусмотрены следующие штрафы:

  • 25 000 рублей — для должностного лица;
  • 100 000 рублей — для юридического лица или ИП.

Полный перечень нарушений, за которые может быть наложен штраф, Вы можете найти в тексте правил:

В заключение хочу отметить, что штрафы за нарушение правил организованной перевозки детей достаточно серьезные. Будем надеяться, они заставят перевозчиков соблюдать правила, а это, в свою очередь, повысит безопасность перевозки детей.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 3 декабря 2020
Максим Калашников

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов.

Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Рекомендуем также прочитать: Изменения правил организованной перевозки детей с 10 июля 2015 года Режим труда и отдыха водителей Правила перевозки группы детей в автобусе Обновление списка документов для организованной перевозки детей в автобусе с 1 октября 2019 года Обязанности сопровождающих при организованной перевозке детей с 1 октября 2019 года Как оформить уведомление об организованной перевозке детей?

4 июня 2016 09:38

Интересно как мне перевозить детей в детские лагеря на море? если ночью ездить нельзя? кто заплатит за ночлег детей в гостинице, если в нашей нищей Ивановской области, с трудом, единицы могут отправить ребенка в лагерь(палаточный. ). у нас нет ни одного нормального туристического автобуса младше 10 лет. (если конечно кому то не захочется съездить на море на пазике или другом выкидыше отечественного автопрома вместо неоплана) Нет и не будет у нас свежих автобусов туристического класса т.к. их потеря в стоимости за десять лет не может окупиться с нашими реалиями и за двадцать. Детей и так никто не любит перевозить потому как грязь, хулиганство и безобразие.

4 июня 2016 09:49

На каком основании на исправном «старом самолете» летать можно, на старом поезде — можно, по старым убитым дорогам ездить можно, а на «старом» исправном автобусе, который наш автопром еще через десять лет сделать не сможет перевозить детей НЕЛЬЗЯ.

21 июня 2017 22:14

Виновата не старая техника,а управляющие ею.Професионализм нужно повышать.Да и руководителей лагерей душат.Кто-то хочет что-бы наши дети получили виртуальное счастливое детство.Интересно кто из них вырастет?

20 ноября 2020 08:02

Вопрос: а могут ли оштрафовать по ст.12.23.6 за нарушение сроков подачи уведомления?

Подали уведомление на межгород с нарушением сроков, но своевременно заметили и решили изменить статус перевозки с «детской» на обычную»по заказу», и каждый ребенок поехал в поездку со своим законным представителем.

23 ноября 2020 14:11

Михаил-143, если организованной перевозки детей фактически не было, то и штраф за нарушение правил такой перевозки наложен быть не должен.

Удачи на дорогах!

18 ноября 2021 22:49
Евгений-422

Можно ли водителю категории «D» (школьный автобус) выехать для ремонта автомобиля или прохождения техосмотра, ремонта, без оформления путевого листа, или без предрейсового контроля.БЬудет ли это считаться нарушением правил перевозки?

23 ноября 2021 01:01

Если говорить коротко, то путевой лист можно не оформлять, т.к. автобус не перевозит пассажиров, багаж или грузы.

Про технический контроль все то же самое — он не требуется, если автобус не перевозит пассажиров, багаж или грузы.

Удачи на дорогах!

12 сентября 2024 21:45

Добрый день.Скажите должна ли стоять отметка в путевом листе водителя о том ,что он прошел предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей;

15 сентября 2024 19:26

aleks-2, здравствуйте.

Такая отметка не входит в перечень обязательных реквизитов путевого листа (приказ 368). То есть отсутствие такой отметки не делает путевой лист недействительным.

admin
Оцените автора
Ракульское