Расходы на проведение общего собрания

Источник: Журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение» Если управляющей компании приходится организовывать общие собрания собственников помещений в МКД, нередко возникает необходимость поквартирного обхода всех жильцов. Это актуально, когда собрание проводится в заочной форме: если собственнику предложить заполнить анкету и тут же вернуть ее представителю УК, больше шансов, что кворум будет обеспечен. К таким обходам УК привлекают граждан по гражданско-правовым договорам.

Что нужно учесть при заключении контракта и выплате вознаграждения?

УК как инициатор и (или) организатор общего собрания

В первую очередь необходимо определиться, имеет ли УК право выступать в роли организатора и (или) инициатора общего собрания собственников помещений. От ответа на этот вопрос будут зависеть прежде всего легитимность общего собрания и, как следствие, возможность признания расходов в целях налогообложения (по критерию связи расходов с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, – п. 1 ст. 252 НК РФ). Согласно ч.

1 ст. 45 ЖК РФ обязанность проводить годовое общее собрание возложена на собственников помещений. Все остальные собрания считаются внеочередными и могут быть созваны по инициативе любого из данных собственников (ч. 2 ст.

45 ЖК РФ). Опираясь на эту норму, некоторые эксперты считают, что только собственник помещения вправе инициировать общее собрание. Если собрание созывается по инициативе иных лиц (УК, физического лица, не являющегося собственником помещения в данном доме), оно нелегитимно. Такой подход поддерживают некоторые суды общей юрисдикции (см.

апелляционные определения Красноярского краевого суда от 24.12.2014 по делу № 33‑12153/2014, от 02.04.2014 по делу № 33‑2972/2014).

Вместе с тем, по мнению автора, позиция по данному вопросу не должна быть столь категоричной. На это есть по крайней мере две причины. Во-первых, собственники не единственные лица, имеющие право (и даже обязанность) созывать общие собрания: такими полномочиями в определенных случаях наделены органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 161.1, ч.

Почитать  Продление регистрации ребенку иностранного гражданина

1.1 ст. 165, ч. 6 ст.

170, ч. 4 ст. 200 ЖК РФ). Во-вторых, для решения вопросов, связанных с исполнением договора управления МКД, УК должна иметь возможность обращаться к контрагенту (собственникам помещений) с предложениями. Кроме того, многие из возложенных на УК обязательств не могут быть реализованы без созыва общего собрания, не всегда есть возможность дожидаться инициативы собственников помещений (Постановление ФАС ВВО от 25.04.2014 по делу № А28-9515/2013).

Инициирование проведения собрания по каким‑либо иным вопросам выходит за рамки полномочий УК, поэтому является незаконным. Например, УК не вправе созывать собрание собственников помещений для выбора способа управления, расторжения договора управления с прежней УК, утверждения условий договора управления и пр. (Апелляционное определение Иркутского областного суда от 23.10.2013 по делу № 33‑8632/13). Точно так же нельзя принудить УК провести собрание для согласования размещения на общем имуществе оборудования связи (Постановление ФАС ПО от 21.11.2013 по делу № А65-7084/2013).

Очевидно, когда УК инициирует проведение собрания, она его и организует, значит, именно она несет соответствующие расходы. Определить, соблюдается ли критерий из п. 1 ст. 252 НК РФ в отношении таких расходов, можно путем изучения повестки дня собрания.

Если из вынесенных на нее вопросов усматривается экономическая цель УК, проблем быть не должно. Между тем, если собрание будет признано нелегитимным, есть риск исключения расходов из расчета налоговой базы: УК изначально превысила свои полномочия и не была вправе проводить собрание, оно не могло дать никаких результатов для деятельности по управлению МКД.

Жилищный кодекс регламентирует процедуру проведения общего собрания, но не уточняет, кто именно должен ее реализовывать: собственники помещений или иные заинтересованные лица. По­этому вполне возможна такая ситуация: в роли инициатора общего собрания выступает собственник помещения (к примеру, председатель совета МКД, с которым у УК налажено сотрудничество), а все остальные заботы берет на себя УК. Это решение соответствует экономическим интересам УК, если вопросы, предлагаемые к рассмотрению на общем собрании, связаны с исполнением действующего договора управления, то есть усматривается экономическая цель действий УК.

Во всех остальных случаях расходы на организацию общего собрания можно признать при налогообложении, если в договоре управления предусмотрены соответствующие полномочия УК (см. пп. «г» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416). Таким образом, осторожным УК следует создать такие условия, чтобы проведение общего собрания инициировал председатель совета МКД (или любой другой собственник помещения), а в договоре управления было условие о возложении на УК обязанности организовывать общие собрания. В этом случае расходы на организацию общего собрания напрямую связаны с деятельностью УК, направленной на получение дохода. К сведению Планируется, что в ближайшем будущем (с 01.07.2016 – во всех регионах) с помощью государственной информационной системы ЖКХ общие собрания будут проводиться через Интернет, что может существенно сократить расходы организаторов собраний.

Подробнее о процедуре можно прочитать в ст. 47.1 ЖК РФ. Тем не менее нужно отдавать себе отчет в том, что далеко не все слои населения пользуются Интернетом и, что важнее, еще большее количество граждан не мотивированы участвовать в общих собраниях в доме.

Именно в этих случаях поквартирный обход имеет существенные преимущества в целях обеспечения кворума собрания.

Условие договора о вознаграждении

Как правило, при заключении с физическим лицом договора возмездного оказания услуг по доставке до собственников помещений бюллетеней для голосования и сбору уже заполненных листов вознаграждение устанавливается в расчете на один лист голосования. Здесь нужно помнить, что размер вознаграждения нельзя ставить в зависимость от достижения необходимого УК результата (голосования определенным образом). Это следует из Постановления КС РФ от 23.01.2007 № 1‑П, согласно которому не соответствует закону условие договора возмездного оказания правовых услуг, ставящее размер оплаты услуг в зависимость от решения суда, которое будет принято в будущем. Несмотря на то, что суд рассматривал конкретный договор – договор оказания правовых услуг, сделанные в постановлении выводы можно применить к любому виду договора возмездного оказания услуг.

Так, в постановлении отмечено: предметом данного договора является совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности исполнителем, а не достижение результата, ради которого он заключается, поскольку такой результат не всегда достижим, в том числе в силу объективных причин.

Оформление документов

Насущным является вопрос о необходимости выполнения акта об оказании услуг физическим лицом по договору для целей признания расходов и составления бухгалтерских записей. В общем случае акт об оказании услуг не является обязательным документом: расходы вполне можно признать на основании договора, расчетных и платежных документов.

УК же важно подтвердить размер вознаграждения, обусловленный количеством заполненных собственниками помещений листов для голосования. Поэтому подтверждающим расходы документом может быть акт приема-передачи заполненных листов для голосования от исполнителя счетной комиссии. Обратим внимание, что передавать листы надо именно счетной комиссии, ведь именно она, а не УК будет подводить итоги голосования. В связи с этим представляется целесообразным на основе такого акта приема-передачи все же составить акт об оказании услуг исполнителем заказчику.

В нем должны быть указаны реквизиты, необходимые в силу ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».

Квалификация расходов

Рассматриваемые расходы прямо не названы ни в Налоговом кодексе, ни в бухгалтерских стандартах. Тем не менее при условии их фактического осуществления, наличия подтверждающих документов есть все основания признавать их в учете. Представляется, что эти расходы прямо связаны с деятельностью по оказанию услуг по управлению МКД.

В бухгалтерском учете их следует относить на соответствующий субсчет, открытый к счету 20 «Основное производство». Это очевидный вывод в ситуации, когда в договоре управления предусмотрена обязанность УК организовывать общие собрания собственников помещений. Если же договором подобные обязательства УК не установлены и она берет на себя расходы на организацию только тех собраний, которые необходимы ей для надлежащего исполнения договора управления, все равно эти расходы осуществляются в рамках договора управления, для деятельности по планированию, организации, выполнению тех или иных процедур и процессов, направленных на достижение целей управления домом.

С точки зрения налогообложения данные затраты, по мнению автора, следует отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Соответственно, на УСНО они не уменьшают признанные при налогообложении доходы, поскольку отсутствуют в закрытом списке, приведенном в ст.

346.16 НК РФ.

Страховые взносы

  • 22% – в ПФР;
  • 5,1% – в ФФОМС.

Итак, на вознаграждение по договору возмездного оказания услуг следует начислить страховые взносы исходя из суммарного тарифа 27,1%.

НДФЛ

Доход, полученный физическим лицом от российской организации, признается объектом обложения НДФЛ (ст. 209 НК РФ). При этом организация выполняет функции налогового агента (п. 1, 2 ст.

226 НК РФ). Это означает, что необходимо исчислить налог (по общей ставке 13%) и удержать его при выплате вознаграждения. При этом организация обязана перечислить в бюджет сумму исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо (по его поручению) на счета третьих лиц в банках (п.

6 ст. 226 НК РФ).

Согласно договору управления на УК возложена обязанность по организации общих собраний собственников помещений в МКД. УК привлекла по договору возмездного оказания услуг председателя совета МКД для поквартирного обхода собственников помещений в доме с целью сбора заполненных листов для голосования в рамках проведения общего собрания собственников помещений в МКД в заочной форме. Вознаграждение составило 100 руб. за один корректно заполненный лист. Сам же председатель совета МКД является председателем счетной комиссии собрания, поэтому он предъявляет собранные бюллетени представителю УК.

В марте 2015 года было проведено собрание по вопросу смены владельца специального счета, на котором формируется фонд капитального ремонта дома: с регионального оператора на УК. После пересчета листов (156 шт.) был составлен акт об оказании услуг на сумму 15 600 руб.

В рабочем плане счетов УК к счету 20 «Основное производство» открыт субсчет 20‑3 «Управление МКД», к счету 68 «Расчеты по налогам» – субсчет 68‑2 «НДФЛ».

В бухгалтерском учете будут составлены следующие записи:

Расходы на проведение общего собрания

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2024 ст. 54 дополняется п. 3 (ФЗ от 16.04.2022 N 114-ФЗ). См. будущую редакцию.

Статья 55. Внеочередное общее собрание акционеров

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы толкования и применения ст. 55

С 01.01.2024 в абз. 1 п. 1 ст. 55 вносятся изменения (ФЗ от 16.04.2022 N 114-ФЗ).

См. будущую редакцию.

1. Внеочередное общее собрание акционеров проводится по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества на основании его собственной инициативы, требования ревизионной комиссии общества, аудитора общества, а также акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества на дату предъявления требования.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2024 в абз. 2 п. 1 ст. 55 вносятся изменения (ФЗ от 16.04.2022 N 114-ФЗ).

См. будущую редакцию.

Созыв внеочередного общего собрания акционеров по требованию ревизионной комиссии общества, аудитора общества или акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества, осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) общества. В случае, если функции совета директоров (наблюдательного совета) общества осуществляет общее собрание акционеров, созыв внеочередного общего собрания акционеров по требованию указанных лиц осуществляется лицом или органом общества, к компетенции которых уставом общества отнесено решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 220-ФЗ, от 19.07.2018 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2024 в абз. 1 п. 2 ст. 55 вносятся изменения (ФЗ от 16.04.2022 N 114-ФЗ).

См. будущую редакцию.

2. Внеочередное общее собрание акционеров, созываемое по требованию ревизионной комиссии общества, аудитора общества или акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества, должно быть проведено в течение 40 дней с момента представления требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров.

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 19.07.2018 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, такое общее собрание акционеров должно быть проведено в течение 75 дней с даты представления требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества. В этом случае совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан определить дату, до которой будут приниматься предложения акционеров о выдвижении кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) общества.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случаях, когда в соответствии со статьями 68 — 70 настоящего Федерального закона совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров, такое общее собрание акционеров должно быть проведено в течение 40 дней с момента принятия решения о его проведении советом директоров (наблюдательным советом) общества, если меньший срок не предусмотрен уставом общества.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, такое общее собрание акционеров должно быть проведено в течение 70 дней с момента принятия решения о его проведении советом директоров (наблюдательным советом) общества, если более ранний срок не предусмотрен уставом общества.

(в ред. Федеральных законов от 24.02.2004 N 5-ФЗ, от 24.07.2007 N 220-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В требовании о проведении внеочередного общего собрания акционеров должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания. В требовании о проведении внеочередного общего собрания акционеров могут содержаться формулировки решений по каждому из этих вопросов, а также предложение о форме проведения общего собрания акционеров. В случае, если требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров содержит предложение о выдвижении кандидатов, на такое предложение распространяются соответствующие положения статьи 53 настоящего Федерального закона.

С 01.01.2024 в абз. 2 п. 4 ст. 55 вносятся изменения (ФЗ от 16.04.2022 N 114-ФЗ).

См. будущую редакцию.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества не вправе вносить изменения в формулировки вопросов повестки дня, формулировки решений по таким вопросам и изменять предложенную форму проведения внеочередного общего собрания акционеров, созываемого по требованию ревизионной комиссии общества, аудитора общества или акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае, если требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров исходит от акционеров (акционера), оно должно содержать имена (наименования) акционеров (акционера), требующих созыва такого собрания, и указание количества, категории (типа) принадлежащих им акций.

Требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров подписывается лицами (лицом), требующими созыва внеочередного общего собрания акционеров.

С 01.01.2024 в абз. 1 п. 6 ст. 55 вносятся изменения (ФЗ от 16.04.2022 N 114-ФЗ).

См. будущую редакцию.

6. В течение пяти дней с даты предъявления требования ревизионной комиссии общества, аудитора общества или акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества, о созыве внеочередного общего собрания акционеров советом директоров (наблюдательным советом) общества должно быть принято решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров либо об отказе в его созыве.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2024 в абз. 2 п. 6 ст. 55 вносятся изменения (ФЗ от 16.04.2022 N 114-ФЗ).

См. будущую редакцию.

Решение об отказе в созыве внеочередного общего собрания акционеров по требованию ревизионной комиссии общества, аудитора общества или акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества, может быть принято в случае, если:

(в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

не соблюден установленный настоящей статьей и (или) пунктом 1 статьи 84.3 настоящего Федерального закона порядок предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

акционеры (акционер), требующие созыва внеочередного общего собрания акционеров, не являются владельцами предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи количества голосующих акций общества;

ни один из вопросов, предложенных для внесения в повестку дня внеочередного общего собрания акционеров, не отнесен к его компетенции и (или) не соответствует требованиям настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации.

7. Решение совета директоров (наблюдательного совета) общества о созыве внеочередного общего собрания акционеров или мотивированное решение об отказе в его созыве направляется лицам, требующим его созыва, не позднее трех дней со дня принятия такого решения. Если требование о проведении внеочередного общего собрания акционеров поступило в общество от лиц, которые не зарегистрированы в реестре акционеров общества и дали указание (инструкцию) лицу, осуществляющему учет их прав на акции, указанное решение совета директоров (наблюдательного совета) общества направляется таким лицам не позднее трех дней со дня его принятия в соответствии с правилами законодательства Российской Федерации о ценных бумагах для предоставления информации и материалов лицам, осуществляющим права по ценным бумагам.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В случае, если в течение установленного настоящим Федеральным законом срока советом директоров (наблюдательным советом) общества не принято решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров или принято решение об отказе в его созыве, орган общества или лица, требующие его созыва, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении общества провести внеочередное общее собрание акционеров.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В решении суда о понуждении общества провести внеочередное общее собрание акционеров указываются сроки и порядок его проведения. Исполнение решения суда возлагается на истца либо по его ходатайству на орган общества или иное лицо при условии их согласия. Таким органом не может быть совет директоров (наблюдательный совет) общества.

При этом орган общества или лицо, которое в соответствии с решением суда проводит внеочередное общее собрание акционеров, обладает всеми предусмотренными настоящим Федеральным законом полномочиями, необходимыми для созыва и проведения этого собрания. В случае, если в соответствии с решением суда внеочередное общее собрание акционеров проводит истец, расходы на подготовку и проведение этого собрания могут быть возмещены по решению общего собрания акционеров за счет средств общества.

(п. 9 введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 205-ФЗ)

10. В обществе, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом функции совета директоров (наблюдательного совета) общества осуществляет общее собрание акционеров, правила, предусмотренные пунктами 7 — 9 настоящей статьи, применяются к лицу или органу общества, которые определены уставом общества и к компетенции которых относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня. Правила, предусмотренные пунктами 7 — 9 настоящей статьи, применяются также к годовому общему собранию акционеров, если оно не было созвано и проведено в срок, установленный пунктом 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.

(п. 10 введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 205-ФЗ)

Минстрой РФ предложил финансировать общее собрание собственников его инициатору

Минстрой РФ опубликовал письмо N27535-ОЛ/04 от 28.08.2015 года, в котором подробно разъяснил вопросы финансирования проведения общих собраний собственников помещений в МКД.

Минстрой ссылается на п.3.5 ч.2 ст.44 ЖК РФ, согласно которой к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД относится принятие решения о процедуре финансирования затрат, понесённых в связи с подготовкой и организацией данного мероприятия управляющей организацией, правлением ТСЖ, ЖСК или другим специализированным потребительским кооперативом.

Инициативная группа

В соответствии с ч.6 ст.45 ЖК РФ собственники помещений в МКД, обладающие не менее 10% голосов от общего числа голосующих жильцов дома, наделены правом обратиться в письменной форме в УК, ТСЖ, ЖСК или другой специализированный потребительский кооператив для организации проведения ОСС.

В свою очередь, жильцы дома должны провести ряд мероприятий для организации своего собрания, а также уведомить о нём всех собственников помещений в этом МКД. Кроме того, необходимо оформить соответствующие документы и протоколы по итогам голосования, довести принятые решения кворума до сведения всех жильцов дома.

В данном случае инициативная группа от лица всех собственников помещений выступает в качестве инициатора общего собрания. А управляющая организация, правление ТСЖ, ЖСК или другого специализированного потребительского кооператива признаётся лицом, уполномоченным на организацию и проведение данного мероприятия.

Инициаторы и спонсоры ОСС

  • сами собственник(и) помещений в МКД;
  • управляющая компания.

Инициаторы ОСС должны, в соответствии с Жилищным Кодексом, осуществить все необходимые процедуры для проведения общего собрания собственников помещений в МКД.

  • Собрание проводится по инициативе любого собственника — финансирование мероприятия за счёт его средств;
  • Собрание проводится по инициативе управляющей организации — финансирование мероприятия за счёт средств УК, правления ТСЖ, ЖСК или другого специализированного потребительского кооператива;
  • Собрание проводится по инициативе собственников, обладающих не меньше 10% голосов от общего числа жильцов дома, — финансирование мероприятия за счёт средств инициативной группы собственников. Однако здесь нужно сделать небольшую ремарку: данное определение справедливо до принятия и вступления в силу решения ОСС о порядке финансирования затрат на созыв и организацию проведения УК, правлением ТСЖ, ЖСК или другого специализированного потребительского кооператива.

Годовое общее собрание собственников

Отдельно следует рассмотреть вопрос проведения годового общего собрания собственников помещений в МКД.

В соответствии с ч.1 ст.45 ЖК РФ жильцы дома должны каждый год проводить годовое общее собрание, если иное не установлено решением и протоколом ОСС. Мероприятие проводится в течение второго квартала года, который следует за отчётным годом.

В ч.11 ст.162 Жилищного Кодекса установлено требование к УК по предоставлению собственникам помещений в МКД отчёта о выполнении договора управления за прошедший год в первой четверти следующего.

Принимая во внимание тот факт, что проведение годового общего собрания собственников помещений в МКД входит в обязанности жильцов дома, целесообразно распространить действие процедуры финансирования затрат, понесённых с созывом ОСС по инициативе собственников не меньше 10% голосов от общего числа жильцов дома, на проведение ежегодных собраний с предоставлением полномочий по их организации управляющей организации.

ФЗ №176 от 29.06.2015 года внёс изменения в п.3.5 ч.2 ст.144 ЖК РФ, согласно которым к компетенции ОСС относится принятие решения о порядке финансирования затрат, понесённых с созывом и организацией проведения общего собрания собственников помещений в МКД управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК или другим специализированным потребительским кооперативом.

Должен ли инициатор ОСС платить за проведение собрания?

В подавляющем большинстве общие собрания собственников помещений в МКД проводили управляющие компании. Как правило, повестка дня таких собраний состояла из предложений по увеличению тарифа на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.

Разумеется в данном случае оправдано и справедливо, что все расходы по организации данного мероприятия ложатся на плечи управляющей компании. Но не редки случаи, когда ОСС созывается по инициативе самих собственников помещений для решения каких-то вопросов или смены УК. Тогда нелогично, что за созыв и проведение ОСС должна платить управляющая компания.

Безусловно, что в бюджете УК закладываются средства на расходы по организации общего собрания собственников помещений в МКД. Однако до сих пор не разработан порядок определения размера финансирования проведения ОСС. Поэтому было бы хорошо, если бы законодатели определили размер или порядок его определения с тем, чтобы жильцы дома и управляющая организация знали, какой расход они понесут.

Проведение годового собрания акционеров: как соблюсти закон

В каком порядке проводится собрание акционеров? В какие сроки должно быть проведено собрание? Как документально оформить итоги проведенного собрания акционеров? Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров (ст.47 Закона №208-ФЗ, п.1 ст.103 ГК РФ). К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся:

  • изменение устава АО (это касается и изменения его размера);
  • избрание членов совета директоров и ревизионной комиссии АО, а также досрочное прекращение их полномочий;
  • образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий (если уставом АО эти вопросов не отнесены к компетенции совета директоров);
  • утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков;
  • решение о реорганизации или ликвидации АО (п.1 ст.103 ГК РФ).

Важно!

Общее собрание акционеров может быть годовым (т.е.очередным) или внеочередным, а также в ряде случаев проводиться путем заочного голосования (без совместного присутствия участников) и в форме дистанционного присутствия (п.1 ст.65.3, п.1 ст.181.2 ГК РФ, п.1 ст.47, п.11 ст.49, ст.50 Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ, далее по тексту – Закон №208-ФЗ).

В соответствии с требованиями законодательства проведение годового общего собрания акционеров — обязательная процедура, которая, на первый взгляд, несложная.

Однако она включает различного рода формальности, нарушение которых может привести к значительным штрафам. Нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров влечет за собой меры административной ответственности, предусмотренные ст.15.23.1 КоАП РФ.

В целом процедуру проведения годового общего собрания акционеров можно условно разделить на несколько этапов.

Этапы проведения годового собрания акционеров

Годовое собрание акционеров включает в себя следующие этапы:

1. Подготовка и созыв годового общего собрания акционеров.

2. Проведение годового общего собрания акционеров.

3. Документальное оформление решений годового общего собрания акционеров.

Каждый из перечисленных этапов должен проводиться по определенным правилам.

Сроки проведения собрания акционеров

АО обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров в сроки, установленные ее уставом, но не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания отчетного года (п.1 ст.47 Закона №208-ФЗ).

Подготовка и созыв годового общего собрания акционеров

Подготовка, созыв и проведение внеочередного общего собрания акционеров АО производится в порядке, установленном уставом, с учетом требований, установленных ГК РФ, Законом №208-ФЗ, а также рекомендаций из Кодекса корпоративного управления, утв. письмом ЦБ РФ от 10.04.2014 г. №06-52/2463, Положением ЦБ РФ от 16.11.2018 г. №660-П.

На данной стадии проводится заседание совета директоров по вопросам проведения годового собрания акционеров, определяется повестка дня, о проведении собрания уведомляются акционеры, производится ознакомление акционеров с информацией (материалами), предоставляемой при подготовке к проведению общего собрания акционеров. Общее собрание акционеров не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня собрания, а также изменять повестку дня (за исключением проведения общего собрания акционеров непубличного АО, на котором присутствуют все акционеры).

Круг вопросов, которые рассматриваются на годовом общем собрании акционеров:

  • об избрании совета директоров (наблюдательного совета);
  • об избрании ревизионной комиссии (если в соответствии с уставом общества наличие ревизионной комиссии является обязательным);
  • об утверждении аудитора;
  • об утверждении годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности (если уставом это не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета));
  • о распределении прибыли (в т. ч. выплате (объявлении) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам I квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков АО по результатам финансового года.

Важно!

По решению акционеров непубличного АО, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены положения о том, что в АО применяется отличный от установленного законодательством порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний, принятия ими решений при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании и на получение информации о нем (п.2, п.3 ст. 66.3 ГК РФ).

Годовое собрание акционеров может проводиться в форме:

  • совместного присутствия акционеров на собрании.

В настоящее время все чаще используются информационные технологии, которые позволяют обеспечить возможность дистанционного участия в общем собрании акционеров без присутствия в месте проведения собрания;

  • заочного голосования (т.е. без совместного присутствия).

При этом нельзя проводить общее собрание акционеров в форме заочного голосования, если повестка дня включает вопросы избрания совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии, утверждения аудитора общества, годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, о распределении прибыли (в т.ч. выплате (объявлении) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам I квартала, полугодия, девяти месяцев отчетного года) и убытков АО по результатам отчетного года (п.2 ст.181.2 ГК РФ, пп.11, 11.1 п.1 ст. 48, п.11 ст.49 Закона №208-ФЗ).

На этом же этапе готовится список лиц с правом на участие в общем собрании. Такой список составляется держателем реестра (регистратором) по требованию АО на дату, указанную в этом требовании.

Предоставить список АО держатель должен в течение 15 рабочих дней с даты получения требования, а если дата, определенная в требовании, наступает позднее дня получения требования, — в течение 15 рабочих дней со дня наступления этой даты.

Нарушение требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов к составлению списков лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб., на должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до одного года, на юридических лиц — от 500 тыс. до 700 тыс. рублей (п.3 ст.15.23.1 КоАП РФ).

О проведении общего собрания акционеров нужно сообщить каждому из списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании:

  • не позднее чем за 21 день до даты его проведения;
  • или не позднее чем за 30 дней до даты его проведения — если на повестке дня будет стоять вопрос о реорганизации АО, за исключением некоторых вопросов, предусмотренных п.8 ст.53 Закона №208-ФЗ.

Сообщение может быть направлено заказным письмом, вручено под подпись или направлено иным способом (способами), предусмотренным уставом АО, например:

  • передано в виде электронного сообщения по адресу электронной почты;
  • передано по телефону или по электронной почте в виде текстового сообщения о порядке ознакомления с сообщением о проведении общего собрания акционеров;
  • опубликовано в печатном издании;
  • размещено на сайте общества в сети Интернет.

При этом общество должно хранить информацию о направлении сообщений о проведении общего собрания акционеров в течение пяти лет с даты проведения собрания (ст.52, п.2 ст.76 Закона №208-ФЗ, п.3.1 Положения ЦБ РФ от 16.11.2018 г. №660-П).

Уклонение от созыва общего собрания акционеров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб., на должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до одного года, на юридических лиц — от 500 тыс. до 700 тыс. руб. (п.1 ст. 15.23.1 КоАП РФ).

Кроме того, нарушение установленных сроков проведения годового собрания акционеров влечет прекращение полномочий совета директоров (наблюдательного совета) общества, за исключением полномочий по подготовке, созыву и проведению годового общего собрания акционеров (п.1 ст.66 Закона №208-ФЗ).

Проведение годового общего собрания акционеров

Проводятся регистрация прибывших акционеров, выдача бюллетеней (если голосование очное), процедура голосования по вопросам повестки дня, может проводиться оглашение результатов голосования.

Прибывшие на собрание акционеры должны быть зарегистрированы в соответствующем журнале регистрации участников собрания и учета выдаваемых в ходе собрания бланков бюллетеней.

Регистрация лиц, участвующих в общем собрании, проводимом в форме совместного присутствия, ведется по адресу места проведения общего собрания.

Регистрация осуществляется при условии идентификации явившихся лиц (например, путем сравнения данных, содержащихся в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании, с данными документов, предъявляемых (представляемых) указанными лицами).

Право на участие в общем собрании акционеров осуществляется акционером как лично, так и через своего представителя. Представитель акционера действует на основании нотариальной доверенности, экземпляр которой должен быть приобщен к журналу регистрации участников собрания и учета выдаваемых в ходе собрания бланков бюллетеней.

Принявшими участие в общем собрании акционеров считаются:

  • акционеры, зарегистрировавшиеся для участия в нем (в т.ч. на указанном в сообщении о проведении общего собрания акционеров сайте в сети Интернет);
  • акционеры, бюллетени которых получены (электронная форма бюллетеней которых заполнена на указанном в сообщении о проведении общего собрания акционеров сайте в сети Интернет) не позднее двух дней до даты проведения общего собрания акционеров.

Принявшими участие в общем собрании акционеров, проводимом в форме заочного голосования, считаются акционеры, бюллетени которых получены (или электронная форма бюллетеней заполнена) до даты окончания приема бюллетеней.

Регистрация лиц, имеющих право на участие в общем собрании, не зарегистрировавшихся для участия в общем собрании до его открытия, заканчивается после завершения обсуждения последнего вопроса повестки дня общего собрания (последнего вопроса повестки дня общего собрания, по которому имеется кворум) и до начала времени, которое предоставляется для голосования лицам, не проголосовавшим до этого момента (п.1 ст.58 Закона №208-ФЗ, п. 4.7- 4.12 Положения ЦБ РФ от 16.11.2018 г. №660-П).

Общее собрание правомочно только при наличии кворума.

Общее собрание акционеров правомочно, если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций (50% акций + 1 акция). Кворум определяется отдельно, если повестка дня общего собрания акционеров включает вопросы, голосование по которым осуществляется разным составом голосующих (п.1 ст.181.2 ГК РФ, п.2 ст.58 Закона №208-ФЗ).

Важно!

Правила определения кворума содержатся в п.4.24 Положения ЦБ РФ от 16.11.2018 г. №660-П.

Проведение общего собрания акционеров при отсутствии кворума, необходимого для его проведения, или рассмотрение отдельных вопросов повестки дня при отсутствии необходимого кворума влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб., на должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до одного года, на юридических лиц — от 500 тыс. до 700 тыс. рублей (п.6 ст.15.23.1 КоАП РФ).

Решения на общем собрании акционеров принимаются путем голосования по принципу «одна голосующая акция общества — один голос» (п.1 ст.181.2 ГК РФ).

Важно!

Голосование может проходить с использованием или без использования бюллетеней для голосования. Бюллетень используется, если собрание проводится в форме заочного голосования либо число акционеров (владельцев голосующих акций) превышает 50 (п.1 ст.60 Закона №208-ФЗ).

Документальное оформление решений годового общего собрания акционеров

По итогам голосования счетная комиссия или лицо, которое выполняет ее функции, составляет протокол об итогах голосования, который подписывается членами счетной комиссии или лицом, выполняющим ее функции.

О принятых решениях общего собрания акционеров АО по каждому вопросу повестки не позднее трех рабочих дней после закрытия общего собрания составляется протокол в двух экземплярах.

Протокол о проведении общего собрания акционеров должен содержать информацию о месте и времени проведения общего собрания акционеров; общем количестве голосов, которыми обладают акционеры — владельцы голосующих акций общества; количестве голосов, которыми обладают акционеры, принимающие участие в собрании; председателе (президиуме) и секретаре собрания, повестке дня собрания и иные вопросы (пп.1-2 п.3 ст.67.1,п.3, п.4 ст.181.2 ГК РФ, ст.63 Закона №208-ФЗ).

Важно!

К протоколу общего собрания приобщаются протокол об итогах голосования на общем собрании и документы, принятые или утвержденные решениями общего собрания. Протокол должен быть подписан лицом, председательствующим на собрании, а также секретарем собрания.

Нарушение председателем или секретарем общего собрания акционеров требований к содержанию, форме или сроку составления протокола общего собрания акционеров, а равно уклонение указанных лиц от подписания указанного протокола влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб., на должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до шести месяцев (п.9 ст.15.23.1 КоАП РФ).

admin
Оцените автора
Ракульское