Путеводитель по временному кадастровому учету земельных участков постановка, снятие и особенности

Статус «временный» означает, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, но права на него не зарегистрированы. Весной 2024 г. таких участков в ЕГРН не останется: права на них будут зарегистрированы либо их исключат из реестра. Дачники не лишатся прав на участки, но распоряжаться ими будет сложнее, да еще и мошенники смогут на них посягнуть

Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2024 г.

Что такое регистрация права на участок?

Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.

Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.

Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:

1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.

2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.

3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.

Для чего регистрация нужна и что будет, если право не зарегистрировать?

В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.

Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.

Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной.

Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи.

Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.

Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.

Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.

Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН.

Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.

Государственный кадастровый учет: что это такое и зачем он нужен?

Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.

Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.

Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

Три статуса участков: «учтенный», «ранее учтенный», «временный»

Внесенный в ЕГРН объект недвижимости может обладать одним из трех статусов: «учтенный», «ранее учтенный», «временный».

  • Статус «учтенный» означает, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет позднее 1 марта 2008 г., права на него зарегистрированы и содержатся в ЕГРН. Собственник такого объекта недвижимости может совершать любые законные действия и сделки с ним.
  • Статус «ранее учтенный» означает, что земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет до 1 марта 2008 г. 1 или на данный участок зарегистрированы права в ЕГРН и присвоен условный номер. Как отмечает Росреестр, в таком случае нужно убедиться, что участок прошел процедуру межевания и его границы зафиксированы на Публичной кадастровой карте. Если нет, то необходимо провести кадастровые работы для внесения сведений о границах.
  • Статус «временный» предполагает, что земельный участок был образован и поставлен на государственный кадастровый учет в период с 1 марта 2008 г. по 1 января 2017 г., при этом права на него не были зарегистрированы. Этот статус влечет ограничения, в частности не допускается раздел таких земельных участков, их объединение, перераспределение или выдел из них новых.

Как проверить статус участка?

Определить статус земельного участка можно следующим образом:

  • через сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра. Это бесплатный и наиболее простой способ. Необходимо только ввести кадастровый номер земельного участка. Информация о статусе участка будет отражена на второй строчке в графе «Статус объекта»;
  • через публичную кадастровую карту. Это тоже бесплатно. Достаточно знать адрес или кадастровый номер земельного участка;
  • получив выписку из ЕГРН в МФЦ, Росреестре, кадастровой палате или в электронном виде. Но за это взимается плата – от 300 руб. для физических лиц.

Данные ресурсы также позволяют узнать, зарегистрированы ли права и обременения на интересующий объект недвижимости.

«Временный» статус участка: что изменится после 1 марта 2024 г.?

Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.

С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2024 г.

«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):

  • до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
  • до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
  • до 1 марта 2024 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.

С 1 марта 2024 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».

Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).

Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.

Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2024 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.

Как зарегистрировать участок со статусом «временный»?

Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?

1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.

2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.

В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.

3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике.

После завершения государственной регистрации вам их вернут.

4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.

В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).

5. Получите документы после осуществления регистрации прав.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.

1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Что такое снятие земельного участка с кадастрового учета, зачем оно нужно и как провести?

По закону вся земля на территории РФ должна быть поставлена на государственный кадастровый учёт, чтобы можно было проследить все изменения, которые проводятся с участком: размер территории, назначение земли и др. В статье рассказано, что нужно сделать, если требуется снять ЗУ с кадастрового учёта, какие бумаги для этого нужны и по какой причине в этой процедуре может быть отказано.

Что это такое?

Снятие с государственного кадастрового учёта – это процесс утраты участка правоспособности. После соответствующего решения ответственного органа, ЗУ больше не может функционировать в прежнем качестве – на нем нельзя осуществлять предпринимательскую деятельность и получать с него прибыль.

Эта процедура нужна для систематизации и упорядочивания всех ЗУ на территории России. Она производится, чтоб отразить новую информацию об участке и предоставить ее в Государственный кадастр недвижимости. А также снятию с учета подлежат временные земельные участки по прямому указанию законодательных органов.

Если ЗУ не снять с кадастрового учета и не пользоваться им по прямому назначению, то за него все равно нужно будет платить земельный налог.

Можно ли провести снятие ранее учтенного ЗУ?

Если участок ранее учтен в кадастровом реестре, его придется снимать с учета и регистрировать заново, в том случае, если с ним произошли какие-либо изменения:

  • расширение площади;
  • деление на несколько частей;
  • объединение нескольких ЗУ в один и т. д.

Иными словами, старую большую территорию придется «списать», а две новых поставить на учет.

Если при объединении или разделении земель не снять прежний надел с учета, то новые кусочки просто не получат кадастровых номеров, и любая деятельность на них будет незаконна.

Кто и на каком основании имеет право?

Обращаться в Росреестр с заявлением имеет право собственник ЗУ, арендатор или муниципальные органы, но сделать это только лишь по собственному желанию не выйдет. Круг оснований для этого достаточно четко очерчен, и без явной причины никто не будет снимать участок с учета. Таковых оснований несколько:

  • Участок имеет временный статус, то есть он собран из земель государственного или муниципального значения и на них нет зарегистрированных прав или обременений.
  • На такой «временный участок» не производилась регистрация вещных прав, и он находился в таком состоянии на протяжении пяти лет.
  • ЗУ поставили на учет более двух лет назад, но за прошедший срок пользователь никак не регистрировал их в качестве собственности или аренды.
  • Участок уже был зарегистрирован некоторое время назад, и снимается с учета из-за изменения характеристик: разделение, выделение доли, объединение или перераспределение частей надела.
  • Земли погибли в результате боевых действий, затопления, техногенной катастрофы, разлива рек и др.
  • По решению суда.

Особенности снятия по решению суда

Участок снимается с кадастрового учета по судебному постановлению, когда собственник желает отказаться от него по законным основаниям и если ЗУ долгое время не используется. Это необходимо владельцам, чтобы перестать впустую платить налог за землю, на которой в данный момент не проводится никаких работ (как такой налог рассчитывается по кадастровой стоимости участка мы рассказывали тут, а можно ли по кадастровому номеру и другими способами узнать о наличии задолженности по уплате этого налога, мы рассказывали здесь).

Если собственнику нужно снять участок с учета в суде, он пишет заявление в местное судебное отделение и предъявляет доказательства, что ЗУ не используется им по назначению. Более подробно о судебном процессе читайте ниже.

Как провести процедуру?

Прежде чем начинать собирать документы, придется найти сведения об участке, которые подтвердят правомерность всех действий с ЗУ. Если участок реорганизуется, то потребуется произвести межевание, чтобы определить границы старого и вновь образованных наделов, а если снятие нужно по причине гибели земель, то придется пригласить кадастрового инженера, который установит факт того, что надел уничтожен, и составит соответствующий акт.

Если земли находятся в ведении муниципальных властей, то придется предъявить решение инженера им, и на его основании получить акт о признании земель негодными к использованию.

Процедура снятия ЗУ с учета проходит в несколько шагов.

Составление заявления

Если посещаете отделение Росреестра лично, то заявление нужно писать на типовом бланке, в который придется занести все сведения о ЗУ. В заявлении на определенных полях указывается:

  • Сведения о заявителе или его представителе: Ф. И. О., адрес, паспортные данные, СНИЛС.
  • Кадастровый номер ЗУ.
  • Причины снятия ЗУ с учета.
  • Контакты заявителя.
  • Перечень документации.
  • Подпись, дата.

Если отправляете бумаги по почте (о чем ниже), то заявление можно составить в свободной форме простой синей шариковой ручкой на обычном листе А4, соблюдая некоторые правила:

  1. В левой верхней части бумаги: сведения о регистрирующем органе, ниже паспортные данные о заявителе и кадастровый номер ЗУ.
  2. Заголовок – «Заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета».
  3. Основная часть: просьба снять ЗУ с учета и список законных оснований.
  4. Перечень прилагаемых документов.
  5. Подпись, дата.

При пересылке подпись придется нотариально заверить.

  • Скачать бланк заявления
  • Скачать образец заявления

Сбор документов

Пакет документов практически не различаются в зависимости от того, кто подает заявление: физическое или юридическое лицо.

Общий перечень бумаг будет таким:

  • Заявление на снятие ЗУ с кадастрового учета.
  • Оригинал паспорта заявителя.
  • Нотариально заверенная копия доверенности право представлять интересы организации (если заявитель – юридическое лицо).
  • Правоустанавливающий документ.
  • Свидетельство о праве собственности.Если выяснится, что в кадастре отсутствуют сведения об участке, то нужна будет копия бумаг на право собственности.
  • Акт кадастрового инженера о межевании, если проводилась реорганизация.
  • Административный акт (если требуется доказать гибель муниципальных земель).
  • Кадастровый паспорт ЗУ (подробнее о форме и содержании этого документа и выписки из ЕГРН, мы рассказываем в отдельном материале).

Список бумаг, перечисленный выше, является исчерпывающим. Требовать дополнительных свидетельств или документов ответственное лицо в Росреестре не может. Все возникающие противоречия — это межведомственный вопрос, к которому заявители отношения не имеют.

Оплата госпошлины

Госпошлина на снятие ЗУ с кадастрового учета не взимается, а все действия проходят бесплатно. Ни физические лица, ни представители организаций не должны платить деньги за эту услугу.

Если придется тратить деньги, то только на работу кадастрового инженера, когда тот будет проводить межевание.

Подача

Снимать участок с учета в кадастре уполномочена Государственная регистрационная палата (Росреестр). Подойдет территориальный орган по месту регистрации ЗУ. Туда можно обратиться непосредственно, написав и подав заявление вместе со всеми требующимися документами, или же через представителя, который может представить нотариально заверенные доказательства, что он выражает чужие интересы.

Собственник должен явиться сам или его уполномоченное лицо. Родственники или близкие друзья не входят в круг представителей, если это надлежащим образом не оформлено.

Есть еще несколько альтернативных способов, если нет возможности посетить Росреестр лично:

  • Через почту заказным письмом с уведомлением о вручении. Обязательно составить опись всех приложенных документов.
  • Через МФЦ: весь необходимый пакет документов нужно передать оператору и обязательно взять расписку о том, что документы приняты ответственным лицом.
  • Зайти на официальный сайт Росреестра в раздел «Электронные услуги и сервисы» и подать заявление в электронном виде. Здесь дополнительно потребуется усиленная квалификационная подпись, чтобы документы приняли.

Рассмотрение

Когда ответственное лицо примет все необходимые бумаги, оно должно произвести первичную проверку документов. Если все верно, то заявителю отдадут расписку с указанием, что заявление принято, и вопрос будет рассмотрен в определенный срок.

Если отправляли документы через Почту России, то расписка о получении придет обратным заказным письмом.

Оператор будет вносить корректирующие или недостающие данные в базу Росреестра, если по каким-то причинам они там не содержались. Далее все документы будут проверены на подлинность, и если окажется, что что-то не соответствует действительности, на этом этапе может последовать отказ (см. ниже).

На всю процедуру с момента подачи заявления и до окончательного ответа должно пройти не менее 18 рабочих дней. После вынесут решение.

Последствия

В итоге решения может быть три:

  1. Снятие с кадастрового учета будет произведено.
  2. Кадастровый учет приостановят.
  3. В снятии ЗУ с кадастрового учета будет отказано.

Если решение окажется положительным, то через три дня все изменения касательного новых характеристик ЗУ внесут в Государственный кадастр недвижимости. Процедура будет проходить без участия заявителя, а только между ведомствами. Ему выдадут кадастровую выписку, где будет указана дата снятия ЗУ с учета.

Больше никаких документов и дополнительных шагов не предусмотрено.

Если в заявлении будет отказано, то чтобы снова подать документы на снятие, владельцу придется исправить все ошибки и недочеты. На это ему дается три месяца.

Есть обязательное условие. Участок, который снят с кадастра, должен быть зарегистрирован, как новый объект недвижимости. «Выписывать» землю в никуда запрещено законом. Вместо него должна появиться новая территория с иным назначением, либо должен поменяться кадастровый номер после смены характеристик.

Основания для отказа

Если на заявление будет получен отказ, то решение передадут в руки заявителю лично. В нем укажут конкретные действия для исправления всех недостатков и сроки, когда бумаги можно подать снова.

Есть несколько причин, по которым в снятии ЗУ с кадастрового учета могут отказать:

  • Документы не соответствуют официальным требованиям.
  • Лицо, которое обратилось в орган с заявлением, не имеет право представлять интересы организации.
  • Росреестр не уполномочен решать вопросы с этим объектом собственности.
  • ЗУ не может изменить свои характеристики.
  • Собственник не устранил все недочеты и нарушения на своем участке в течение положенных трех месяцев.

Если заявитель несогласен с решением Росреестра, то он имеет право обжаловать его в суде.

Проведение в судебном порядке

Иск рассмотрят только в случае, если нет других вариантов решить все вопросы с Росреестром, или если отказ нарушает права заявителя. По причине недостающей бумажки идти в суд точно не стоит. Бумагу лучше восстановить, но если это невозможно, а орган все равно отказывается удовлетворить требования, решить проблему могут только судебные органы.

Все документы нужно нести в местное отделение районного суда по месту регистрации ЗУ.

Порядок действий таков:

  1. Пишем исковое заявление в установленной форме с четким и однозначным указанием обстоятельств снятия ЗУ с учета и неправомерности отказа в Росреестре.
  2. Платим госпошлину в 300 руб.
  3. Вместе с иском нужно предъявить весь пакет документов, который предъявляли в Росреестр, квитанцию об оплате госпошлины, а также решение органа с причиной отказа. Без последней бумаги иск суд не примет.
  4. Если делу дадут ход, то будет назначена конкретная дата судебного заседания.
  5. На нем нужно будет озвучить причины судебного иска и конкретные противоправные действия со стороны Росреестра перед судебной коллегией.
  6. Если суд удовлетворит претензии, он выдаст заявителю на руки выписку, которую потребуется предъявить в Росреестр для дальнейшей процедуры.
  7. В том случае, если решение будет отрицательным, есть возможность подать апелляцию в областной суд.

В заключение сделаем несколько выводов:

  • Снять участок с учета можно только в Росреестре по конкретным основаниям, без них ничего не получится.
  • Это применимо к частным владениям и к землям, находящимся в ведении муниципальных властей.
  • Прежде чем собирать документы, нужно провести межевание с участием кадастрового инженера.
  • Перечень документов установлен и его нельзя изменить по требованию отдельных лиц.
  • При отрицательном решении Росреестра, добиться соблюдения своих прав можно только в суде.

Путеводитель по временному кадастровому учету земельных участков: постановка, снятие и особенности данного статуса

Для того чтобы пользоваться участком земли, необходимо поставить его на кадастровый учёт и пройти регистрацию, дающую право владеть данной территорией. Если же на него не оформлено право собственности или договор аренды, такой участок считается собственностью государства или муниципалитета.

Что это такое?

Если надел земли был оформлен в кадастровой службе раньше, чем 1 января 2017 года и на него не зарегистрировали право собственности или не оформили договор аренды, он считается временным. Лицо, на которое участок зарегистрирован в таком статусе, может пользоваться им, однако, ему не разрешается продавать его, дарить, разделять, как наследство и проводить с ним другие операции.

Важно: Если до 1 марта 2024 года на части земли, которые числятся как временные, не будут оформлены права собственности или аренды, они перестанут числиться в Едином государственном реестре недвижимости. Об этом говорится в пункте 7 статьи 72 Федерального закона о. 13.07.2015 N 218-Ф3 (ред. от 02.08.2019).

Когда надел получает данный статус?

Это происходит в нескольких случаях:

  1. Надел во владение передан, но права собственности на него находится в процессе оформления.
  2. Земельная территория передана государством или муниципалитетом на непостоянное пользование, либо в аренду.
  3. Собственник отказался проводить обязательную процедуру межевания территории для установки её границ.
  4. Новый участок образовался в процессе раздела земельной территории, на которую оформлено право собственности.
  5. Границы территории, зарегистрированной как собственность, были изменены.
  6. Земельная зона переходит от одного владельца к другому и происходит переоформление документов на нового собственника (статья 72 Федерального закона о. 13.07.2015 N218-Ф3 (ред. от 02.08.2019)).

Внимание! Землю с временным статусом нельзя делить, что зафиксировано в статье 72 Федерального закона о. 13.07.2015 N218-Ф3 (ред. от 02.08.2019).

Постановка на регистрацию

Для того чтобы подать документы на оформление непостоянного статуса, можно обратиться в кадастровую палату или в отдел Многофункционального центра (МФЦ) по местонахождению участка. Это можно сделать лично, отправив необходимые документы, заверенные нотариально по почте или через интернет-портал муниципальных и государственных услуг, если имеется электронно-цифровая подпись.

Подаётся заявление о государственном кадастровом учёте, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития от 08.12.2015 N 920.

К заявлению следует приложить копию документа, удостоверяющего личность (паспорта) того, кто претендует на оформление земельной территории на себя.

Снятие с регистрации

Это происходит по желанию владельца или при бездействии собственника по его оформлению в отведённый срок (до 1 марта 2024 года).

Важно. Правообладателю следует подать в Росреестр заявление об отказе от владения земельной территорией, как об этом говорится в статье 56 Федерального закона о. 13.07.2015 N 218-Ф3 (ред. от 02.08.2019).

При постановке участка на кадастровый учет, действительно может возникнуть множество вопросов, разобраться с которыми Вам помогут отдельные публикации наших экспертов. Из них вы узнаете, как происходит назначение и заказ выкопировки, как вносятся изменения в кадастровый паспорт и что собой представляет этот документ и выписка из ЕГРН, как их получить и каков срок их действия. Также вы узнаете о том, как рассчитывают земельный налог по кадастровой стоимости ЗУ, как узнать его размер и проверить задолженность, как подать заявление на снижение кадастровой стоимости участка.

Как снять с ЗУ статус непостоянного пользования?

Для этого следует подать в Многофункциональный центр (МФЦ) заявление в установленной форме.

Тот, кто пользуется частью земли, за которой не закреплено право собственности, но не проводит его межевание и не делает дальнейших шагов для оформления законных прав на него, рискуют в любой момент лишиться этой территории по требованию муниципалитета или государства, либо это произойдёт в обязательном порядке после 1 марта 2024 года, когда истечет срок, отведенный на оформление. Поэтому важно своевременно провести все необходимые процедуры регистрации земельного надела.

Порядок снятия с кадастрового учета земельных участков, сведения о правах на которые отсутствуют в ЕГРН

В соответствии с ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). На таких земельных участках не должно быть объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее – Управление) проводится работа по выявлению подобных земельных участков. С этой целью Управление направляет в орган государственной власти, орган местного самоуправления запрос о наличии правоустанавливающих документов в отношении таких земельных участков и оснований для разграничения права собственности на такие земельные участке или перечни таких земельных участков.

При поступлении в Управление уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо не поступления в Управление указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса, земельные участки снимаются с государственного кадастрового учета без соответствующего заявления в порядке, определенном п.п. 3 п. 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943.

Управление обращает внимание граждан и юридических лиц на то, что в соответствии с ч. 7 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о земельных участках, поставленных на государственный кадастровый учет с 01.03.2008 до 01.01.2017, носят временный характер. Временный характер таких сведений сохраняется до момента государственной регистрации права на такой земельный участок либо до момента государственной регистрации аренды, но не позднее 1 марта 2024 года. По истечении указанного срока сведения о таких земельных участках исключаются из ЕГРН. Также обращаем внимание граждан и юридических лиц на то, что образование новых земельных участков из участка, сведения о котором носят временный характер, не допускается.

Сведения о земельном участке временного характера могут быть исключены из ЕГРН по заявлению его собственника или собственников участков, в результате преобразования которых был образован «временный» земельный участок. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Таким образом, отсутствие сведений в ЕГРН о правах на земельные участки негативно сказывается на защите имущественных интересов их правообладателей. Например, если в ЕГРН отсутствуют сведения о земельном участке, то орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, может сформировать земельный участок и предоставить его иным лицам в порядке, установленном Земельным Кодексом РФ. Или лицо, полагая, что является правообладателем земельного участка, решит совершить какую – либо сделку, а сведения об объекте будут уже исключены из ЕГРН.

Учитывая изложенное, Управление рекомендует лицам, которые не зарегистрировали свои права на земельные участки в ЕГРН, обратиться за государственной регистрацией своих прав.

Информация предоставлена Управлением Росреестра по Ульяновской области

admin
Оцените автора
Ракульское