Получение льготы по транспортному налогу

Закон г. Москвы «О транспортном налоге» (в ред. закона г. Москвы от 20.11.2019 № 29)

Уплата для юридических лиц

не позднее 01.03.2021 В течение налогового периода уплата авансовых платежей по налогу не производится Для организаций, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434, и включенным по состоянию на 1 марта 2020 г. в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также для организаций, включённых в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки с учетом введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае если законодательством о налогах и сборах предусмотрена уплата авансовых платежей по транспортному налогу, указанные авансовые платежи за I квартал 2020 г. подлежат уплате не позднее 30 октября 2020 г., за II квартал 2020 г. – не позднее 30 декабря 2020 г.

Уплата для физических лиц
не позднее 01.12.2021
Транспортный налог

Налоговые ставки

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 110 л.с. (до 80,9 кВт) включительно

Почитать  Отключение воды из за отсутствия соседей

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 125 л.с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) включительно

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 110 л.с. до 200 л.с. (свыше 80,9 кВт до 147,1 кВт) включительно

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 125 л.с. до 150 л.с. (свыше 91,94 кВт до 110,33 кВт) включительно

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 150 л.с. до 175 л.с. (свыше 110,33 кВт до 128,7 кВт) включительно

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 175 л.с. до 200 л.с. (свыше 128,7 кВт до 147,1 кВт) включительно

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л.с. до 225 л.с. (свыше 147,1 кВт до 165,5 кВт) включительно

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 225 л.с. до 250 л.с. (свыше 165,5 кВт до 183,9 кВт) включительно

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

? Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны или единицы валовой вместимости в случае, если валовая вместимость определена без указания размерности)

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

Налоговые льготы

организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования

по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (кроме такси) (пункт 1 части 1 статьи 4). К транспортным средствам, освобождаемым от налогообложения, относятся транспортные средства, использующие единые условия перевозки пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами исполнительной власти города Москвы, с учетом предоставления всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; льготы не распространяются на водные, воздушные транспортные средства, снегоходы и мотосани (часть 3 статьи 4).

положения учредительных документов (устав, положения), определяющие пассажирские перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации; наличие действующей лицензии на осуществеление пассажирских перевозок

пункт 1 части 1 статьи 4

Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области

Законом Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» установлены льготы по уплате транспортного налога для проживающих на территории Подмосковья многодетных семей и семей, имеющих детей-инвалидов.

На основании статьи 26.8 Закона одному из родителей, законных представителей в многодетной семье, которой признаётся семья, воспитывающая трёх или более несовершеннолетних детей, предоставляется освобождение от уплаты транспортного налога в отношении транспортного средства с мощностью двигателя до 250 лошадиных сил (до 183,9 кВт) включительно, являющегося объектом налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: автомобиля, мотоцикла, мотороллера, автобуса, трактора.

На основании статьи 26.35 Закона, введённой Законом Московской области от 16.03.2022 № 21/2022-ОЗ и применяемой с 1 января 2024 года, одному из родителей (усыновителей), опекунов или попечителей ребёнка-инвалида, за исключением родителей детей, находящихся на полном государственном обеспечении, предоставляется освобождение от уплаты транспортного налога в отношении транспортного средства с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил (до 147,1кВт) включительно, являющегося объектом налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: автомобиля, автобуса.

Освобождение от уплаты транспортного налога предоставляется не более чем по одному транспортному средству за налоговый период и не распространяется на дорогостоящие легковые автомобили, по которым исчисление транспортного налога в соответствии с частью 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации производится с учётом повышающего коэффициента.

Для получения предоставляемого многодетной семье освобождения от уплаты транспортного налога налогоплательщик обращается с заявлением в Министерство социального развития Московской области, которое осуществляет учёт лиц данной категории в течении 10 рабочих дней со дня выдачи документа, подтверждающего статус заявителя, направляет соответствующую информацию в налоговые органы по месту учёта налогоплательщика.

Для получения налоговой льготы, предоставляемой семье, имеющей ребёнка-инвалида, налогоплательщик обращается в налоговые органы по месту учёта и представляет подтверждающие свой статус документы самостоятельно.

Льготы по уплате транспортного налога предоставляются налогоплательщикам названных категорий за весь налоговый период, в котором у налогоплательщика возникло, действует, утрачено (прекращено) право на предоставление соответствующей льготы.

Обязанность представлять по итогам налогового периода расчёт суммы средств, высвободившихся в связи с использованием налоговой льготы, а также отчёт об их использовании на налогоплательщиков названных категорий Законом не возлагается.

При наличии в семье нескольких транспортных средств, отвечающих установленным Законом критериям для получения льготы по уплате транспортного налога, выбор транспортного средства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно при подаче заявления об освобождении от уплаты налога за соответствующий налоговый период.

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

Дата публикации:

31 марта 2024, 17:17

Льготы по транспортному налогу для многодетных семей и семей, имеющих детей-инвалидов, в Московской области

Законом Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» установлены льготы по уплате транспортного налога для проживающих на территории Подмосковья многодетных семей и семей, имеющих детей-инвалидов.

На основании статьи 26.8 Закона одному из родителей, законных представителей в многодетной семье, которой признаётся семья, воспитывающая трёх или более несовершеннолетних детей, предоставляется освобождение от уплаты транспортного налога в отношении транспортного средства с мощностью двигателя до 250 лошадиных сил (до 183,9 кВт) включительно, являющегося объектом налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: автомобиля, мотоцикла, мотороллера, автобуса, трактора.

На основании статьи 26.35 Закона, введённой Законом Московской области от 16.03.2022 № 21/2022-ОЗ и применяемой с 1 января 2024 года, одному из родителей (усыновителей), опекунов или попечителей ребёнка-инвалида, за исключением родителей детей, находящихся на полном государственном обеспечении, предоставляется освобождение от уплаты транспортного налога в отношении транспортного средства с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил (до 147,1кВт) включительно, являющегося объектом налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: автомобиля, автобуса.

Освобождение от уплаты транспортного налога предоставляется не более чем по одному транспортному средству за налоговый период и не распространяется на дорогостоящие легковые автомобили, по которым исчисление транспортного налога в соответствии с частью 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации производится с учётом повышающего коэффициента.

Для получения предоставляемого многодетной семье освобождения от уплаты транспортного налога налогоплательщик обращается с заявлением в Министерство социального развития Московской области, которое осуществляет учёт лиц данной категории в течении 10 рабочих дней со дня выдачи документа, подтверждающего статус заявителя, направляет соответствующую информацию в налоговые органы по месту учёта налогоплательщика.

Для получения налоговой льготы, предоставляемой семье, имеющей ребёнка-инвалида, налогоплательщик обращается в налоговые органы по месту учёта и представляет подтверждающие свой статус документы самостоятельно.

Льготы по уплате транспортного налога предоставляются налогоплательщикам названных категорий за весь налоговый период, в котором у налогоплательщика возникло, действует, утрачено (прекращено) право на предоставление соответствующей льготы.

Обязанность представлять по итогам налогового периода расчёт суммы средств, высвободившихся в связи с использованием налоговой льготы, а также отчёт об их использовании на налогоплательщиков названных категорий Законом не возлагается.

При наличии в семье нескольких транспортных средств, отвечающих установленным Законом критериям для получения льготы по уплате транспортного налога, выбор транспортного средства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно при подаче заявления об освобождении от уплаты налога за соответствующий налоговый период.

Транспортный налог для пенсионеров

К вопросу о том, необходимо ли пенсионерам оплачивать транспортный налог, необходимо подойти с позиции, закрепленной в Налоговом Кодексе. Согласно ст. 357, налогоплательщиками в Российской Федерации закон признает всех граждан, которые по установленным в стране нормам произвели регистрационные действия в отношении транспорта. Таким образом, сам факт выхода на пенсию не освобождает от платежей.

Однако транспортный налог относится к числу региональных сборов. А это значит, что каждый субъект РФ вправе устанавливать собственные нормы.

Нужно ли платить за транспорт в собственности пенсионерам

Итак, налог платить нужно. Однако это утверждение касается только тех транспортных средств, которые должным образом зарегистрированы. Соответственно, техника, которая принадлежит гражданину, но уже снята с учета (например, для утилизации) не является объектом налогообложения.

Не нужно платить за следующие типы ТС:

  1. весельные лодки;
  2. моторные лодки, оснащенные двигателями до 5 л.с.;
  3. легковые автомобили, оснащенные оборудованием для использования инвалидами;
  4. авто с двигателем не мощнее 100 л.с. при условии приобретения их путем получения от органов соцзащиты.

Не оплачиваются сборы за ТС, находящиеся в розыске. Если розыскные действия прекращены, не оплачивается период, в течение которого транспорт находился в угоне.

В зависимости от региональных законов, из числа объектов налогообложения могут исключаться и иные виды транспорта. Заметим, что эти правила справедливы для всех категорий налогоплательщиков, а не только получающих пенсию.

Льготы пенсионерам по транспортному налогу

НК РФ не устанавливает особого порядка взимания платы с пенсионеров. Поэтому перечень льгот может отличаться в субъектах РФ.

Все возможные скидки для граждан, возраст которых достиг пенсионного, можно разделить на две большие категории:

  • полное освобождение от оплаты по одному или нескольким ТС;
  • применение пониженной ставки.

Приведем несколько примеров:

Закон Самарской области № 86-ГД от 6.11.2002 г. устанавливает для граждан, чей возраст достиг 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, требование оплачивать транспортный налог в размере 50% от действующей ставки по одному ТС. В число льготных категорий транспорта попали, например, легковые автомобили с двигателем мощностью до 100 л.с., а также мотоциклы с двигателями не мощнее 40 л.с.

  1. Аналогичные правила установлены законом Пермского края № 589-ПК от 25.12.2015 г., с тем лишь исключением, что для легковых авто допустима мощность двигателя до 125 л.с., а на налоговую базу в отношении мотоциклов ограничения не введены вообще.
  2. В Краснодарском крае половину от действующей ставки граждане в возрасте 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно) оплачивают 50% налога в отношении легковых автомобилей с моторами не мощнее 150 л.с., мотоциклов мощностью не выше 35 л.с.

Кроме того, льготы распространяются на моторные лодки, мотороллеры, катера, самоходные ТС — полный перечень также определяется каждым субъектом РФ.

В регионе льготы пенсионерам в отношении транспортного сбора могут не предоставляться вообще, НК РФ такой обязанности не вводит.

Отметим, что для применения льготы к какой-либо единице транспорта в собственности, плательщик должен подать соответствующее заявление. Для этого необходимо обратиться в территориальный налоговый орган или воспользоваться сервисом «Личный кабинет налогоплательщика».

Как происходит расчет налога на транспорт для пенсионеров

Российским налогоплательщикам из числа физических лиц можно не беспокоиться о необходимости самостоятельно рассчитывать транспортный налог. Вся нужная информация будет зафиксирована в налоговом уведомление, которое подразделение ФНС направит по месту жительства гражданина.

Чтобы узнать ставку налога —

Однако для того, чтобы быть уверенным в корректности расчетов, используемую налоговым органом формулу лучше знать:

ТН = Налоговая база * Период владения * Действующая ставка * Примененная льгота

Разберем подробнее перечисленные множители:

  1. Под налоговой базой понимается характеристика ТС, исходя из которой производится расчет. Чаще всего речь идет о лошадиных силах. Однако в некоторых случаях может указываться и другой параметр. Например, в отношении безмоторной техники иногда применяется цифра, отражающая количество единиц транспорта в собственности.
  2. Период владения указывает на количество месяцев в течение года, в которых ТС принадлежало плательщику. В том случае, если право собственности было оформлено весь год, равняется 1. Если менее года, то количество месяцев делится на 12. Не учитываются месяца, когда владение длилось менее 15 дней.
  3. Действующая ставка — утвержденная региональным законом о транспортном налоге ставка, взимаемая с каждой лошадиной силы или единицы техники.
  4. Примененная льгота отражает коэффициент, который используется в отношении пенсионера. Так, в приведенных выше примерах он будет равен 0,5.

Если уведомление содержит ошибку, плательщик должен своевременно сообщить о ней в налоговый орган.

Транспортный налог для сельхозтранспорта: когда и при каких условиях платить

НК РФ содержит льготы для транспорта, который используется в сельском хозяйстве. Существуют определенные условия для того, чтобы сельскохозяйственное предприятие могло применять эту льготу.

По специальному сельхозтранспорту транспортный налог не платится

Исходя из ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ.

Объектами обложения транспортным налогом считаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

  • тракторы (кроме мотоблоков);
  • самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции МВД;
  • номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.

Но некоторые виды специальной сельскохозяйственной техники, которые зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей, в силу пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не признаются объектом обложения транспортным налогом, если они используются на сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

К такой специальной технике относятся тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания.

Надо проверить документы на технику

Как явствует из Письма Минфина России от 10.12.2013 № 03-05-06-04/54111, отнесение конкретного транспортного средства к такой специальной технике надо подтверждать документально.

Финансисты указали на то, что в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов» документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (ПТС). В числе прочего он подтверждает наличие одобрения типа транспортного средства.

Иначе говоря, тип транспортного средства, прописанный в ПТС, должен соответствовать сведениям из одобрения типа транспортного средства (сертификата соответствия).

Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее — Положение). В пункте 28 Положения обозначено, что в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств.

Эти категории установлены международной Конвенцией о дорожном движении [1] . В приложении 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

К сведению:

Постановление Госстандарта России № 19 утрачивает силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.04.2020 № 449.

С 01.11.2020 также перестает действовать Постановление Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2019 № 166.

С этой же даты прекращается оформление бумажных ПТС. Это следует из Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники».

Соответственно, с 01.11.2020 утрачивает силу и Положение (Приказ МВД России № 135, Минпромторга России № 857, ФТС России № 409 от 18.03.2019).

Минфин обратил внимание: указание какой-либо категории транспортного средства в ПТС (А, В, С, D, прицеп) не говорит о том, каким является транспортное средство, например легковым или грузовым, то есть невозможно так определить принадлежность техники к специальной.

В настоящее время частично эту информацию можно извлечь из строки 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС — в ней отражается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства, например «легковой», «автобус», «грузовой — самосвал, фургон, цементовоз, кран».

Кроме того, в соответствии с ОН «Отраслевая нормаль «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения в строке 2 «Марка, модель ТС» ПТС проставляется условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля): например, 1 — легковой автомобиль, 7 — фургоны, 9 — специальные.

Финансисты заключили: если совокупность обозначенных сведений не говорит о том, что используемая для сельскохозяйственных работ автомашина относится к специальным, то положения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ на нее не распространяются.

С введением электронных документов доказательства отнесения транспортного средства к специальной технике придется находить по аналогии, кроме того, надо ожидать дополнительных разъяснений чиновников.

В арбитражной практике — по-другому

Впрочем, арбитры обычно критично относятся к информации, которая содержится в ПТС.

Например, в Постановлении ФАС УО от 05.11.2009 № Ф09-2237/09-С2 по делу № А47-7504/2008 говорится: отсутствие в ПТС указания на то, что транспортное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, само по себе не лишает налогоплательщика права на применение льготы по транспортному налогу, установленной пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Судьи предпочитают при определении вида транспортного средства обращаться к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) (в настоящее время в качестве такового действует ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст).

В случае обозначения в ПТС автомашины как тягача седельного, даже если она используется только для производства (перевозки) сельскохозяйственной продукции, она не признается специальной и является объектом обложения транспортным налогом (Постановление ФАС ПО от 12.01.2010 по делу № А06-2630/2009 [2] ).

А иногда судьи по факту признают транспортное средство соответствующим условиям пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

В Постановлении ФАС ЦО [3] от 11.03.2014 по делу № А48-1307/2013 тот же тягач седельный признан специальным транспортным средством (скотовозом), поскольку был надлежащим образом переоборудован.

При этом из представленных налогоплательщиком товарно-транспортных накладных следовало, что данные транспортные средства фактически использовались только для перевозки сельскохозяйственной продукции (молодняка свиней).

Кто является сельскохозяйственным производителем в целях применения льготы?

В пункте 2 ст. 346.2 НК РФ имеется определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, но в том же пункте указывается, что оно применяется только в целях гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.

Поэтому для использования льготы по транспортному налогу сельскохозяйственному товаропроизводителю надо обращаться к другим отраслям законодательства [4] .

Например, к ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Там указывается, что сельскохозяйственный товаропроизводитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в частности рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции [5] .

Но с 01.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Это закон более широкого применения, чем Федеральный закон № 193-ФЗ, и, по нашему мнению, следует использовать определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, которое приводится в его ст. 3, тем более что ранее аналогичным образом высказался Минфин в Письме от 24.12.2007 № 03-05-05-04/08 [6] . Такую же позицию заняли судьи в постановлениях АС ЗСО от 22.11.2016 №Ф04-5171/2016 по делу №А70-932/2016, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 № 15АП-2652/2018 по делу №А53-24381/2015.

То есть сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ [7] , и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации данной продукции составляет не менее 70% за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также следующие организации:

  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства согласно Федеральному закону от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

О применении унифицированных форм

На практике сельскохозяйственные предприятия зачастую ведут учет произведенной сельхозпродукции по унифицированным формам первичной учетной документации, приведенным в Постановлении Госкомстата России от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья».

Но в п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст.

9 данного закона.

С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются в РФ обязательными к применению, кроме тех, которые используются в качестве первичных учетных документов и установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) [8] .

Иными словами, теперь при учете сельскохозяйственной продукции необязательно применять именно унифицированные формы. В то же время согласно ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ формы такого учета должны быть определены хозяйствующим субъектом и утверждены его руководителем.

За основу можно взять все же унифицированные формы, в которых должны иметь место обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 данного закона, а другие реквизиты включать в них по необходимости.

Во всяком случае, использование унифицированных форм по учету сельскохозяйственной продукции для применения льготы по транспортному налогу обязательным условием не является.

На этом не настаивает сейчас и налоговая.

О заполнении декларации

До 01.01.2021 в соответствии со ст. 363.1 НК РФ организации-налогоплательщики по истечении налогового периода обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено указанной статьей, декларацию по транспортному налогу.

Исходя из Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ с 01.01.2021 данная статья утрачивает силу, и, соответственно, налогоплательщики, в том числе организации, не должны будут представлять декларацию по транспортному налогу уже и за 2020 год. Но за 2019 год еще надо было представлять декларацию.

При этом согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложенияпо ст.

358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.

На основании сказанного можно понять, что организация, владеющая только транспортными средствами, не признаваемыми объектами обложения налогом исходя из пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, не является плательщиком транспортного налога и потому не обязана была представлять декларацию и авансовые расчеты по нему (см.

Письмо Минфина России от 12.05.2017 № 03-05-05-04/28799). Очевидно, не должна была она представлять и расчет, подтверждающий, что организация является сельскохозяйственным товаропроизводителем.

В то же время если помимо подобных транспортных средств у налогоплательщика есть другие (являющиеся объектом обложения транспортным налогом, который он, соответственно, по ним уплачивает), то он должен был представить декларацию. И в этой декларации следовало отразить в том числе транспортные средства, не признаваемые объектом налогообложения. Для иного мы не находим оснований ни в НК РФ, ни в Порядке заполнения декларации по транспортному налогу [9] (далее — Порядок).

В пункте 5.1 Порядка говорится, что разд. 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству» декларации заполняется налогоплательщиком по каждому транспортному средству, зарегистрированному согласно законодательству РФ. В строках 020 — 060 этого раздела в общем порядке указываются идентификационные данные по транспортному средству, не являющемуся объектом налогообложения, а в строках с 070 по 180 — данные для расчета налога, как если бы он уплачивался по названному транспортному средству.

В том числе в строке 030 должен быть проставлен код вида транспортного средства, определяемый в соответствии с приложением 5
к Порядку. В данном случае это коды 530-01 (тракторы сельскохозяйственные), 530-03 (самоходные комбайны), 590-15 (специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания)).

Но при этом согласно п. 5.20 Порядка в первом поле строки 220 указывается код льготы 20210 (приложение 7 к Порядку). Второе поле, по нашему мнению, тоже надо заполнить, хотя в силу п. 5.20 Порядка она заполняется исключительно в ситуации, если основанием льготы является закон субъекта РФ; в рассматриваемом случае:

admin
Оцените автора
Ракульское