Плата за отопление

Централизованное теплоснабжение жилищного фонда в Российской Федерации у многих экспертов вызывает ряд вопросов в части отсутствия на федеральном уровне требований к качеству теплоснабжения в месте её потребления, выбора оптимального метода ценообразования (тарифного регулирования) и др.

Определение порядка расчета платы за отопление собственниками помещений, имеющих индивидуальные источники теплоснабжения (газовый или электрический котел; печное отопление; самостоятельная система теплоснабжения, оборудованная узлом учета тепловой энергии и др.) при централизованном теплоснабжении многоквартирного дома, имеет особое значение в свете последних изменений жилищного законодательства.

Порядок определения платы за отопление для вышеуказанных лиц регулируется правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов [2].

Конституционный Суд РФ неоднократно обращал свое внимание на несовершенство вышеуказанных правил и признавал отдельные их пункты не соответствующими Конституции РФ.

Так в своем постановлении от 20.12.2018 N 46-П Конституционный Суд РФ отметил, что подавляющее большинство многоквартирных домов в нашей стране подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме [1]. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативно установленных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные помещения, так и помещения вспомогательного использования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, за счет присоединения всех отапливаемых помещений к внутридомовой инженерной системе отопления. В указанных случаях определяемый еще на стадии возведения многоквартирного дома универсальный для всех расположенных в нем обособленных помещений способ отопления, как правило, не предполагает последующего его изменения по инициативе отдельного собственника или пользователя соответствующего помещения.

Почитать  Печать о группе крови в паспорте

Конституционный Суд РФ руководствовался правовой моделью, основанной на презумпции присоединения к внутридомовой системе отопления всех жилых помещений подключенного к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирного дома и, как следствие, на презумпции потребления поступающей в дом тепловой энергии для обогрева каждого жилого помещения. При этом такая правовая модель, как справедливо отметил Конституционный Суд РФ, не учитывала возможность существования в многоквартирном доме одного или нескольких жилых помещений, в которых в законном порядке установлен индивидуальный квартирный источник тепловой энергии. При этом Конституционный Суд РФ не бесспорно отметил, что ввиду изоляции расположенных в таких помещениях элементов внутридомовой системы отопления (трубопроводы, стояки и т.п.) и отсутствия подключения внутриквартирного обогревающего оборудования (радиаторов) к этим элементам — тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, непосредственно для обогрева данных помещений не расходуется.

Если подходить к этой правовой модели от обратного, то можно отметить, что в любом помещении при отсутствии в нём теплопотребляющих установок (отопительные приборы, стояки и др.) или при наличии индивидуальных источников тепловой энергии в таком помещении имеется в любом случае потребность в тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Это утверждение, вытекающее из позиции Суда, также не является бесспорным.

Так исходя из требований к нормам проектирования многоквартирных домов нормируемый температурный перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции составляет 2-4 °С (табл. 5 «СП 50.13330.2012») [3]. В противном случае создаются условия для выпадения конденсата внутри помещения, что является недопустимым при выполнении санитарно-гигиенических требований к тепловой защите здания.

Потери теплоты через внутренние ограждающие конструкции помещений допускается не учитывать, если разность температур воздуха в этих помещениях равна 3 °С и менее (далее – температурный порог) [4].

Таким образом, исходя из вышеуказанных требований при эксплуатации многоквартирных домов в помещениях с отсутствующим индивидуальным источником тепловой энергии и(или) при его наличии с температурой внутреннего воздуха ниже нормативной на 3 °С происходит теплопередача от смежных отапливаемых помещений с нормативной температурой.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении также отмечает, что по смыслу подпункта «д» пункта 35 Правил №354 для обогрева помещений их пользователи во всяком случае обязаны поддерживать температуру воздуха в помещении не ниже 12 °С (далее – минимально установленная температура). При этом данные пользователи несут соответствующие расходы, связанные с функционированием их индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (включая расходы на эксплуатацию самих источников тепловой энергии и на конкретный вид энергетического ресурса).

При соблюдении пользователями помещений минимально установленной температуры в помещении у таких пользователей имеется возможность её регулирования в целях снижения платы за конкретный вид энергетического ресурса в диапазоне от 12 °С до нормативной (редко выше). При этом в этом диапазоне температур внутреннего воздуха имеются два самостоятельных диапазона температур: 1) от 12 °С до нормативной температуры минус 3 °С; 2) от нормативной температуры минус 3 °С и до нормативной температуры. В первом диапазоне температур внутреннего воздуха в таком помещении протекает процесс естественной конвекции с внутренней поверхности отапливаемой стены, соединяющей такое помещений с другим отапливаемым помещением, которое в свою очередь имеет нормативную температуру.

Естественная конвекция с внутренней поверхности стен в помещениях с индивидуальным источником тепловой энергии, являющейся составляющей процесса теплопередачи, и будет являться по своей сути объемом тепловой энергии, необходимым для выравнивания температуры между двумя помещениями до нормативной (или ниже). По мнению Конституционного Суда РФ тепловая энергия в таком объеме и является объемом тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (общедомовые нужды).

Из постановления Конституционный суд РФ следует допущение о том, что в помещении многоквартирного дома с индивидуальным источником тепловой энергии в любом случае идет потребление тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Однако эта позиция также не является бесспорной так как на практике имеется ряд случаев, где далеко не всегда возникает потребность в тепловой энергии в целях содержания общего имущества в помещении с индивидуальным источником тепловой энергии, изолированной от системы теплоснабжения многоквартирного дома, например:

1. Смежные помещения (одно или несколько) имеют более низкую температуру внутреннего воздуха, чем помещение с индивидуальным источником теплоснабжения.

2. Помещение с индивидуальным источником теплоснабжения имеет равную температуру внутреннего воздуха (с допуском минус 3 °С) со смежным помещением (одним или несколькими). При этом на помещение с индивидуальным источником теплоснабжения удельный фактический расход тепловой энергии (Гкал/м2) должен быть меньше или равен удельному фактическому тепловому расходу тепловой энергии в смежных помещениях[1].

Первый вариант в представлении автора статьи предполагает случаи, когда смежные помещения (одно или несколько) не имеют индивидуального источника теплоснабжения или индивидуальной системы отопления (обрезаны отопительные приборы, стояки заизолированы и т.п.) или помещение в многоквартирном доме было запроектировано изначально с более низкой температурой (более чем на 3 °С) относительно нормативной температуры в жилых помещениях (подвал, цокольный этаж и пр.)

Во втором варианте с точки зрения теплотехники при равных температурах внутреннего воздуха в смежных помещениях процесс теплопередачи происходить не будет. При этом если два помещения, одно из который имеет индивидуальный источник теплоснабжения, а второе внутриквартирную систему отопления, и где удельный фактический расход тепловой энергии у второго не превышает удельный фактический тепловой расход у первого, также не возникает перетока тепловой энергии от второго к первому, что в свою очередь сведет потребность тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для первого к нулю.

Если в помещении с внутриквартирной системой отопления удельный фактический расход тепловой энергии выше, чем в помещении с индивидуальным источником теплоснабжения и температуры в этих помещения равны (допуск 3 °С), то пользователей первого помещения потребляет тепловую энергию в большем объеме, чем второго. Например, это характерно для двух смежных помещений, одно из которых имеет больше ограждающих конструкций в виде наружных стен многоквартирного дома, а второе соответственно ограничено большим количеством отапливаемых ограждающих его конструкций. При этом с учетом действующих Правил №354 плата за отопление между двумя такими помещениями при равной площади будет одинакова.

При таком раскладе возникают сомнения о соответствии пункта 40 Правил №354 (ред. от 13.07.2019) статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 — 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ в их системной взаимосвязи [1].

Следовательно, при определении платы за тепловую энергию на нужды отопления во втором варианте потребители тепловой энергии с индивидуальным источником теплоснабжения могут быть полностью освобождены от платы за тепловую энергию в целях содержания общего имущества, если не доказано, что они не поддерживали (не обеспечивали) нормативную температуру, определенную для жилых помещений в многоквартирном доме и удельный фактический расход тепловой энергии на отопление 1 м2 такого помещения не превышает удельный фактический расход тепловой энергии на отопление у любого из смежных к нему помещений.

Таким образом, презумпция потребления тепловой энергии на отопление в целях содержания общего имущества всеми пользователями помещений в многоквартирном доме, которые перешли на индивидуальные источники тепловой энергии, выработанная Конституционным судом РФ в постановлении от 20.12.2018 N 46-П, не является абсолютно универсальной при расчете платы за отопление для пользователя такого помещения.

Для вышеуказанных пользователей помещений в многоквартирном доме с учетом их права на благоприятную окружающую среду (статьи 7, 42 и 58 Конституции РФ) новая проверка Конституционным Судом РФ конституционности Правил №354 может стать драйвером для внесения Правительством РФ соответствующих изменений в вышеуказанные правила при определении порядка платы за отопление, в том числе в целях содержания общего имущества.

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева» // «Российская газета», N 294, 28.12.2018.
  3. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» // «Собрание законодательства РФ», 30.05.2011, N 22, ст. 3168.
  4. «СП 50.13330.2012. Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 265) (ред. от 14.12.2018) // М.: Минрегион России, 2012.
  5. «СП 60.13330.2012. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 279) // М.: Минрегион России, 2012.

[1] Под удельным фактическим расходом тепловой энергии понимается отношение фактически потребленной тепловой энергии на 1 кв.м. площади этого помещения с учетом его физического нахождения в объеме многоквартирного дома.

Эксперт рассказал, из чего складывается платеж за воду и отопление

Каждый год с июля в России обновляются тарифы на основные коммунальные услуги, а значит, появляется повод для различных вопросов. Возникли они и у читателей «Российской газеты». Объяснить механизмы формирования тарифов мы попросили Николая Малькова, заместителя руководителя Региональной службы по тарифам Кировской области.

Юрий Кудряшов / РГ

Юрий Кудряшов / РГ

Почему у нас и в соседнем городе так сильно отличается плата за отопление, хотя ограничения на рост вроде бы едины?

Николай Мальков:Нужно различать два типа тарифов, применяемых ресурсоснабжающими организациями в отношении потребителей.

Во-первых, это собственно экономически обоснованные тарифы, которые применяются в отношении производителей. Они основаны на его издержках и некоторой норме прибыли. Следовательно, на них не распространяются ограничения, цены на услуги зависят от массы факторов, в том числе от общей инфляции до найма нового «кочегара» в конкретном селе.

Как правило на тариф, например на отопление, максимальное влияние оказывают два фактора: вид и стоимость топлива (газ, мазут, каменный уголь) и коэффициент использования мощности котельной или ТЭЦ. Соответственно, если два дома на одной улице запитаны от разных котельных, использующих разные виды топлива, суммы в квитанциях для их жильцов могут существенно отличаться.

При этом регулирующие органы стараются выявлять и исключать из задекларированных ресурсоснабжающими организациями расходов сверхнормативные, которые часть компаний туда не прочь внести.

Во-вторых, действительно, правительством РФ вводятся ограничения на рост тарифов, применяемых для расчетов за коммунальные услуги с населением. Но речь идет именно об ограничении роста (в процентах) по сравнению с предыдущим периодом. То есть тарифы для населения в рамках индекса роста увеличиваются в разных населенных пунктах на один и тот же процент (например, 4), но абсолютная величина тарифа различается из-за вышеназванных факторов.

Нам говорят, что тарифы вырастут на 4 процента, а в документах на оплату мы почему-то видим совсем другие цифры!

Николай Мальков:Государство регулирует не только абсолютное значение тарифов, то есть сколько рублей стоит гигакалория, киловатт-час или другая коммунальная услуга. На уровне федерального правительства власти устанавливают процентный потолок роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги, включающей платежи населения за тепловую энергию, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Это своеобразный фильтр, который не позволяет превышать установленный индекс.

Традиционно это очень небольшая цифра, которая объявляется за пару месяцев до начала нового года. В январе-феврале граждане большинства регионов получают квитанции на существенно большие суммы, но это происходит не из-за роста тарифа, а из-за увеличения потребляемых объемов коммунальных ресурсов , например гигакалорий, которые фиксируются приборами учета. В некоторых регионах плата за отопление распределяется на год, и там в начале года тоже приходят «тринадцатые» квитанции, в которых отражена разница между начисляемым (в среднем за предыдущий год) платежом и фактическим расчетом за потребление в истекшем году.

Но эти изменения связаны с количеством потребленного ресурса. На самом деле цена на условные +4 процента изменяется в июле, когда потребление той же тепловой энергии на минимуме.

Есть и объективный момент. В некоторых случаях индекс роста платы граждан за коммунальные услуги в отдельных муниципалитетах может быть установлен выше «среднего по региону» — обычно это происходит в случаях реализации там концессионных соглашений и масштабных инвестиционных программ. Однако для установления таких повышенных индексов в обязательном порядке проходит процедура предварительного согласования с представительным органом данного муниципалитета и с ФАС России.

Кто компенсирует поставщику разницу, если его тариф вырос больше, чем наша плата за отопление?

Николай Мальков:Действительно, очень часто издержки коммунальных организаций растут быстрее, чем разрешенный государством рост тарифов для населения. Разница ресурсоснабжающей организации выплачивается из областного бюджета в виде субсидии. Даже в небольших регионах общие расходы по этой статье оцениваются в миллиарды рублей и составляют два и более процентов от общих расходов бюджета субъекта федерации.

И это только часть госрасходов. Для малоимущих граждан предусмотрены дополнительные субсидии, которые идут отдельной строкой.

Почему при снижении издержек (и снижении тарифа для поставщика) не происходит снижения тарифа для потребителя?

Николай Мальков:Мы уже отвыкли от самой мысли о возможности снижения цен, но в сфере тарифов такое действительно случается. Например, перевод котельной с дорогого мазута на отходы местной пилорамы может сократить издержки поставщика на десятки процентов. Вот только это не всегда приводит к аналогичному снижению сумм в квитанции. В большинстве случаев в таких ситуациях население оплачивает тепловую энергию организациям, использующим котельные на дорогом топливе, в целях ограничения установленной платы граждан за коммунальные услуги по сниженным тарифам, а организации, в свою очередь, получают субсидии от государства.

В результате после вышеуказанной реконструкции законодательство позволяет в первую очередь сокращать субсидии для ресурсоснабжающей организации. Тариф для потребителя в этом случае уменьшается только в случае, если экономия на новом топливе с избытком покрывает те субсидии, которые государство платило в прошлом периоде.

Ключевой вопрос

Разве справедливо, когда в региональной столице при более высоких зарплатах тарифы ниже, чем на селе?

Николай Мальков:Это объективная реальность, которую можно проиллюстрировать на таком примере: деревня из двадцати домов, жилых осталось только два, и те расположены на разных концах. Но для их снабжения водой требуется и водонапорная башня, и насосная станция, и водопровод все той же, что и раньше, протяженности.

Простое сокращение экономически обоснованного тарифа на селе приведет просто к неспособности ресурсоснабжающей организации осуществлять надежное и качественное обеспечение коммунальной услугой из-за неспособности купить в нужном объеме топливо, материалы вследствие сокращения тарифа.

При действующих нормах решить вопрос с выравниванием тарифов можно сведением всех активов в районе под единое управление. В этом случае издержки ресурсоснабжающей компании в райцентре и в небольших деревнях будут суммироваться и более равномерно распределяться на всех потребителей. Произойдет усреднение. За счет большей численности плательщиков в райцентре плата за воду для них вырастет не так заметно.

А вот жители небольших населенных пунктов получат чувствительное снижение тарифов. На тех же принципах могут происходить изменения и в сфере теплоснабжения.

Вот только не всегда удается согласовать интересы всех участников. Даже государственная или муниципальная организация с большой неохотой пойдет на расширение, которое грозит в первую очередь дополнительными проблемами и минимумом преимуществ в виде увеличения оборотов и прибылей.

Когда можно не платить за тепло и как проверить законность тарифов

В этом году холода пришли задолго до климатической зимы. И раньше начался отопительный сезон, но тепло он принес не всем. Судя по звонкам на «горячую линию» «РГ», многие мерзнут в своих квартирах. Нужно ли платить за тепло, если дома холодно?

На этот и другие вопросы отвечали исполнительный директор НП «ЖКХ «Контроль» Светлана Разворотнева и начальник управления регулирования в сфере ЖКХ Федеральной антимонопольной службы Алексей Матюхин.

Reuters

Холодно? Не спешите платить

Алексей Геннадьевич, когда люди остаются без тепла на сутки, они должны платить за это время?

Алексей Матюхин:У нас по правилам предоставления коммунальных услуг в таком случае происходит перерасчет. Если это авария, когда пострадал весь дом, он должен быть автоматическим.

Если касается части дома, к примеру, что-то произошло по отдельным стоякам, то граждане должны подать заявки в управляющую компанию или ресурсоснабжающую организацию. И потребовать пересчитать за это время плату за тепло. Если в платежке это не отразилось, то следует с жалобой обращаться в жилищную инспекцию.

Наталья Болачева из Омского района: Температура в комнате не поднимается выше 11 градусов. Я должна платить в этом случае?

Светлана Разворотнева:Нормой считается температура в квартире не ниже 18 градусов. В угловых комнатах — 22 градуса. Если холоднее, требуйте перерасчета.

Для этого вы должны составить акт и обратиться в аварийно-диспетчерскую службу. Факт обращения — это начало периода некачественного предоставления услуг. Приходит представитель службы, вместе с вами замерит температуру.

Если не дождались визита, тогда замерили сами. Табуретку поставили на середину комнаты, положили на нее градусник и при двух свидетелях (это могут быть соседи) составили акт. Направили его в управляющую компанию.

Ели управдом не реагирует, то — в жилинспекцию.

Калькулятор от ФАС

Сергей Александрович Белов из Вологды: За октябрь только за отопление нужно заплатить 4410 рублей. Одна тепловая гигакалория стоит 1900 рублей. Плата за отопление — 60% от всей платы за услуги ЖКХ.

Это правильно?

Алексей Матюхин:Установленный тариф 1900 рублей за гигакалорию — усредненный для газовых котельных. Если судить по платежке, то в месяц было израсходовано чуть больше двух гигакалорий. Необходимо посмотреть, как они рассчитываются.

Бывает так, что плата за отопление выставляется за октябрь, но туда частично входит и то, что дом потребил в сентябре. А то, что в платежке 60% составляет «тепло», это как раз среднероссийский показатель.

А самому можно проверить, правильные ли суммы в платежке?

Алексей Матюхин:На сайте ФАС для удобства граждан существует калькулятор коммунальных платежей. Мы создали его, чтобы люди могли понять, правильно ли выставляет управляющая компания тариф или норматив. Но это касается только коммунальных услуг — тепло, вода, электричество, газ.

Нужно найти раздел «Калькулятор коммунальных платежей», выбрать регион, город, дом. И если у вас прибор учета, например, на воду, можно вбить его данные, нажать на кнопку «рассчитать», и он автоматически выдаст вам платежный документ. Его можно сверить с тем, что у вас на руках.

Если есть разница в размере тарифа, например, вместо 30 рублей за воду стоит 35 рублей, надо обращаться в орган, который устанавливает тариф в регионе или в жилищную инспекцию.

Как остановить рост тарифов

Валентина Михайловна, Владимир: Наша управляющая компания с 1 октября подняла тариф за содержание жилого помещения на 37%. Жильцы говорят, что никто с ними это не обсуждал. Разве так можно?

Светлана Разворотнева:Тарифы на жилищные услуги государством не регулируются. Их утверждают собственники. Но если решение об установлении тарифа они не приняли, это берет на себя орган местного самоуправления.

С вашей компанией нужно разобраться, чтобы понять, кем было принято решение. Если сделано в обход собственников, то это явное нарушение закона. Рекомендую с письменным запросом обратиться в администрацию — на основании какого решения изменен тариф.

Заявление должно быть в двух экземплярах, чтобы вам отметку поставили — кто и когда принял. Если администрация, то вы можете провести общее собрание собственников и принять иное решение.

Если же это единолично сделала управляющая компания, без утверждения собственниками, — обращайтесь в Госжилинспекцию области. Она контролирует правильность начисления платежей и может направить компании предписание отменить неправомерное решение.

На сайте ФАС проверьте свой реальный тариф

Не исключено, что была подделка протокола общего собрания. Вам нужно сходить в Госжилинспекцию, затребовать его. Если среди подписей есть и подписи ваших соседей, которые такого решения не принимали, обращайтесь в инспекцию с требованием признать это собрание неправомочным.

И в полицию — с заявлением найти фальсификаторов и наказать их по закону.

Фото: photoxpress

А в ФАС можно жаловаться по этим вопросам?

Алексей Матюхин:В ФАС можно обращаться по тарифам на коммунальные услуги. Управление, содержание, ремонт общего имущества в многоквартирном доме наша служба не регламентирует.

Кстати, рост тарифов в регулируемых сферах деятельности ограничен ростом совокупного платежа граждан за коммунальные услуги в 2020 году на уровне 4%. Это то, что мы видим непосредственно в платежке. И взаимоувязано с тарифом и нормативом потребления, например, если это отопление или нет прибора учета на воду.

Необходимо понимать, что тарифная политика часто обосновывается необходимостью инвестиций в ЖКХ. И это правильно.

На наш взгляд, объяснимо, когда тариф в некоторых случаях должен расти выше уровня инфляции, но только если наблюдаются видимые улучшения. Жильцы дома должны воочию видеть, как идет перекладка сетей, как меняется котельная, другие виды топлива используются.

Проверено на месте

110 тысяч в месяц? Однако!

В редакцию от жителя поселка Тесь Красноярского края пришла платежка за октябрь. Итоговая сумма за коммуналку — 110 тысяч рублей.

Платежки по 120-130 тысяч получили 170 семей. Просят разобраться.

Во время «горячей линии» платежку передали Светлане Разворотневой. И уже через 15 минут она озвучила комментарий инспектора «ЖКХ «Контроль» в Красноярске Романа Казакова:

— Мы разбирались в ситуации. Такие заоблачные платежки пришли жильцам сразу нескольких домов. В поселке пустили новую котельную, обещали, что тарифы за тепло будут снижены.

Но новый владелец провел какие-то работы в подвалах и выставил с апреля по сентябрь перерасчет, который и составил 110 тысяч на одну квартиру. Люди сразу же обратились с жалобами.

Выяснилось, что в домах установили «новые» приборы учета, которые не соответствовали официальным классификаторам. Руководителя предприятия уже уволили. За ноябрь людям сделают перерасчет, поставят другие приборы учета.

Этот пример еще раз доказывает, что даже при жесточайшей регуляции тарифов можно накрутить любые показатели.

Оплата за отопление по нормативу: как и сколько?

Оплата за отопление по нормативу: как и сколько?

«Отопление включили 25 сентября, а сумма пришла за месяц, за что?», — самый распространённый вопрос, который нам сегодня задают.

Порядок определения размера платы за услугу «Отопление» потребителям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно этому документу, все дома делятся на два типа.

Первый – в доме установлен общедомовой прибор учета тепла (ОДПУ). В этом случае счета выставляются исходя из его показаний, по факту: сколько дом потребил тепла, такой объем и оплачивают жильцы. Таким образом, летом начислений нет, но чем холоднее будет на улице, тем больше тепла потребуется дому, соответственно, и счета будут каждый месяц разные.

Жители таких домов счета за сентябрь не получили, показания будут сниматься с 25 сентября по 23 октября.

Второй тип – это дома, в которых нет ОДПУ. В таких домах расчёт ведется по нормативу. Норматив потребления коммунальной услуги «отопление» утверждается Госкомитетом РБ по тарифам.

Для каждого типа домов он свой. На нашем сайте вы можете посмотреть, какие нормативы приняты для каждого типа дома: https://mup-uis.ru/consumers/normativy/.

Действующие на сегодняшний день нормативы применяются с 2012 года. До 2020 года они были распределены на 12 месяцев. То есть, жители получали счета круглый год, в том числе летом, когда отопления не было.

С 2020 года, после перехода на оплату по так называемой схеме «1/8», эта же сумма распределяется на 8 месяцев, и жители платят одинаковые суммы только 8 месяцев, а не 12, как было ранее.

Резюмируем: нормативы в суммарном годовом начислении применялись ранее, но расчет велся 12 месяцев, теперь же они предъявляются только 8 месяцев. Например, ранее каждый месяц жители платили 2000 руб. в месяц, за год — 24 000 руб. Теперь они платят по 3000 руб. в месяц, но только 8 месяцев.

Расчет по нормативу проводится с начала отопительного периода. В этом году отопление подключено в сентябре, поэтому и оплата идет с сентября. Норматив начисляется за полный месяц, и не пересчитывается на фактическое количество дней сентября, со дня, когда отопление было подключено.

Это регламентируется Правилами предоставления коммунальных услуг от 06.05.2011 года № 354, о которых мы уже упоминали выше.

При этом, даже если отопление будет в мае, например, его отключат 15 мая, счета будут выставляться только до апреля включительно (т.е. 8 месяцев). В мае счетов не будет.

Если бы отопительный сезон начался 1 октября, в любом случае счета выставлялись бы 8 месяцев, то есть с октября по май включительно: даже если бы отопления в мае не было, счет за май пришел.

Оплата по нормативу не зависит от фактической продолжительности отопительного периода!

Практика показывает, что оплата по нормативу действительно нивелирует некоторые риски резких погодных изменений. Однако расчёт по общедомовому прибору учёта в течение всего отопительного периода позволяет жителям оплачивать только тот объём тепловой энергии, который был потреблён домом, и, в конечном итоге, в большинстве домов, при правильном проведении энергосберегающих мероприятий, приводит к реальной и существенной экономии.

И еще один вопрос, который задают нам жители: как узнать, а правильно ли нам посчитали? Для получения суммы к оплате за тепло нужно норматив, установленный для вашего дома, умножить на площадь квартиры и полученную сумму умножить на тариф на тепловую энергию: например, норматив для вашего дома: 0,0234, площадь квартиры 42,1, тариф 2265,23: 0,0234х42,1х2265,23 =2231,56.

ru, либо лично обратиться в службу сбыта МУП УИС, которая находится по адресу: Уфа, улица 50 лет Октября, дом 15 (вход со стороны Бульвара Ибрагимова). График работы:
— в рабочие дни (пн.-пт.) с 8.00 ч. до 19.00 ч.;
— в субботу с 9.00 ч. до 18.00 ч.;
— в воскресенье – выходной.

admin
Оцените автора
Ракульское