Ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный срок

1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 — 129.11 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

1.1. Непредставление налоговому органу документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании, в срок, установленный пунктом 5 статьи 25.15 настоящего Кодекса, либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями

влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 500 000 рублей.

1.1-1. Непредставление налоговому органу документов, истребуемых в соответствии с пунктом 1 статьи 25.14-1 настоящего Кодекса, в срок, установленный пунктом 2 статьи 25.14-1 настоящего Кодекса, либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями

влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 1 миллиона рублей.

1.2. Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета

влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

2. Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в размере одной тысячи рублей.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.

4. Положения пунктов 1.1 и 1.1-1 настоящей статьи не применяются в отношении документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании за финансовые годы, даты окончания которых приходятся на 2020 и 2021 годы.

Статья 125 Статья 126 Статья 126.1
Постоянная ссылка на документ
URL документа [ скопировать ]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
Скачать документ в формате

Комментарий к ст. 126 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает ответственность плательщика за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике сбора).

Ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ наступает только в том случае, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 НК РФ.

Для привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов, истребованных налоговым органом в соответствии со статьей 93 НК РФ, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие, что такие документы имелись у налогоплательщика либо он должен был их оформлять в силу прямого указания закона или иных нормативных правовых актов.

Об этом свидетельствует судебная практика (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2008 N А33-9732/07-Ф02-5626/08).

Ответственность за правонарушение, предусмотренное в пункте 1 статьи 126 НК РФ, может быть применена только в том случае, если запрашиваемые документы имелись в наличии у налогоплательщика, а также у него была реальная возможность представить их в указанный срок.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Московского округа от 22.10.2012 N А41-31823/10.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 18.09.2012 N 4517/12 отметил, что направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, противоречит нормам статьи 88 НК РФ. Следовательно, привлечение организации к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ по указанному основанию неправомерно.

ВАС РФ в Определении от 08.11.2012 N ВАС-11890/12 отметил, что налоговые органы вправе истребовать, а налогоплательщики обязаны представить документы, которые связаны непосредственно с исчислением и уплатой налогов. При этом аналогичное ограничение распространяется и в отношении лиц, располагающих документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика.

Документы, запрошенные налоговым органом у налогоплательщика, являются первичными статистическими данными, необходимыми для формирования официальной статистической информации. Обязанность по представлению указанных данных субъектам официального статистического учета возложена на респондентов статьей 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Указанные документы не являются данными регистров бухгалтерского учета и (или) иным документальным подтверждением данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, на основании которых в силу пункта 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода, поэтому не могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях со стороны налогоплательщика.

Исходя из буквального толкования нормы статьи 126 НК РФ налоговый орган в требовании о представлении документов обязан указать точное наименование и количество запрашиваемых документов, поскольку размер штрафа исчисляется из определенного, конкретного количества непредставленных (представленных несвоевременно) документов.

Данные выводы подтверждаются судебной практикой (см. Постановления ФАС Поволжского округа от 23.06.2011 N А06-6839/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.01.2011 N А32-17947/2010).

Ответственность по статье 126 НК РФ подлежит применению за непредставление каждого истребуемого документа.

Следовательно, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если факт наличия и число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом. Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных видов документов недопустимо.

В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17.03.2015 N Ф06-20963/2013 по делу N А55-4441/2014 отмечено, что требование налогового органа не содержало исчерпывающего перечня истребуемых документов с указанием их реквизитов и точного количества. При установлении количества непредставленных документов и, соответственно, размера штрафа инспекция исходила из предположительного наличия у налогоплательщика запрошенных видов документов, что является недопустимым. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом.

В Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 27.05.2015 N Ф09-2749/15 по делу N А60-31050/2014 суд признал правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности по статье 126 НК РФ за непредставление документов по требованию налогового органа, указав, что запрошенные документы были конкретизированы по родовым признакам, периодам, были указаны наименования документов (главные книги, отчеты о движении материальных запасов, карточки бухгалтерского счета 62 по контрагентам, лицевые счета работников с отражением сумм начисленного вознаграждения и сумм произведенных удержаний и т.д.). Доказательств того, что требование не исполнено по причине неопределенности истребуемых документов, налогоплательщик не представил.

НК РФ не установлено, возможно ли привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ, если отсутствуют доказательства фактического наличия запрошенных документов.

По указанному вопросу существует Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.11.2013 по делу N А56-76288/2012, в котором суд указал, что при привлечении к ответственности за непредставление документов, в том числе журнала учета движения путевых листов, необходимо было установить, что налогоплательщик вел такой журнал, но не представил налоговому органу.

Ответственность по пункту 2 статьи 126 НК РФ наступает только в том случае, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 НК РФ.

На основании положений статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Согласно пункту 6 указанной статьи отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Как следует из диспозиции пункта 2 статьи 126 НК РФ, ответственность установлена за непредставление в установленный срок документов, предусмотренных НК РФ по запросу налогового органа. Представление документов, составленных с нарушением формы, которая утверждена в установленном порядке и, следовательно, не является для налогоплательщика рекомендательной, может повлечь ответственность по пункту 2 статьи 126 НК РФ, поскольку имеется вероятность того, что налоговый орган будет считать такой документ непредставленным.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.05.2006 N А19-37884/05-32-Ф02-2150/06-С1 судом указано, что ответственность за представление налоговой декларации по неустановленной форме не предусмотрена налоговым законодательством.

Также в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2006, 04.04.2006 по делу N А41-К2-21907/05 установлено, что представление в налоговый орган расчетов на старых бланках в установленный срок не свидетельствует о совершении налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126 НК РФ.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 17.08.2004 N А09-548/04-10 сделан вывод, что ответственность за представление документов с недостатками по форме налоговым законодательством не предусмотрена.

С 01.01.2015 действует введенный Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ пункт 1.1 статьи 126 НК РФ, устанавливающий налоговую ответственность за отказ контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями.

С 01.01.2016 действует введенный Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ пункт 1.2 статьи 126 НК РФ, устанавливающий налоговую ответственность за непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета.

Размеры штрафов за несдачу отчетности в налоговую

Штрафы за несдачу отчетности в налоговую — страшный сон любого главного бухгалтера и головная боль руководителя. Как избежать проблем с инспекцией и быть всегда пунктуальным налогоплательщиком?

  • Несвоевременная сдача отчетности в налоговую
  • Размеры штрафов за несдачу отчетности в налоговую
  • Итоги

Несвоевременная сдача отчетности в налоговую

Нарушение сроков сдачи отчетов в инспекцию (или вовсе несдача отчетности) — явление довольно частое, объясняемое постоянными изменениями сроков и порядка их представления.

ВАЖНО! Не стоит забывать, что если последний день подачи отчетности выпадает на воскресенье или нерабочий общегосударственный праздник, то он смещается на ближайший следующий за этим выходным или праздником рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Переносят ли срок региональные праздники, см. здесь.

Все сроки сдачи деклараций и отчетов есть в нашем календаре для бухгалтера.

Размеры штрафов за несдачу отчетности в налоговую

П. 1 ст. 119 НК РФ гласит, что задержка сдачи налоговой декларации или расчета по страховым взносам грозит налогоплательщику штрафом в размере 5% от суммы налога или взноса, которая не была уплачена вовремя, за каждый полный или неполный месяц задержки. При этом минимальная сумма штрафа — 1 тыс. руб., максимальная же ограничена 30% от неуплаченной суммы налога либо взноса, взятой из данных отчета.

ВАЖНО! В случае отсутствия деятельности по налогам, не предполагающим непредставления отчетности при отсутствии объекта налогообложения, должна быть сдана нулевая налоговая декларация. Ее отсутствие повлечет штраф в размере 1000 руб. (письма Минфина от 14.08.2015 № 03-02-08/47033, от 07.10.2011 № 03-02-08/108).

А нужно ли сдавать нулевой расчет по страховым взносам, читайте здесь.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 126 НК РФ инспекторы могут взыскать за непредставление сведений, необходимых для осуществления функций налогового контроля (например, справки 2-НДФЛ), 200 руб. (за каждую непредставленную справку). А за несвоевременную сдачу формы 6-НДФЛ той же статьей НК РФ предусмотрен штраф в размере 1000 руб. за каждый месяц просрочки.

В отличие от остальных отчетов, которые можно сдать на бумаге или по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), декларация по НДС с 2015 года сдается только в электронном виде. Теперь даже вовремя подготовленная и сданная декларация по этому налогу в бумажном виде считается непредставленной (п. 5 ст.

174 НК РФ). По остальным формам отчетности нарушение способа сдачи (на бумаге вместо ТКС) приведет к штрафу в 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).

Подробнее о штрафах за декларацию по НДС читайте здесь.

Указанные выше санкции накладываются на налогоплательщика. Но и должностное лицо рискует получить предупреждение или штраф — он составляет от 300 до 500 руб. (ст. 15.5, 15.6 КоАП РФ).

Самое неприятное, чем может обернуться несвоевременная сдача отчетности, — блокировка расчетных счетов. Это может произойти, если налоговый отчет или расчет по взносам не представлен в течение 20 дней после истечения установленного для него срока подачи. Блокируются все расчетные счета, в том числе валютные, даже если они находятся в разных банках. Данное право инспекции предусмотрено п. 3 ст.

76 НК РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Налоговики не вправе блокировать расчетный счет налогоплательщика за несданные расчеты авансовых платежей, например, по налогу на прибыль (определение Верховного суда РФ от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245).

Смотрите также нашу таблицу штрафов за несдачу налоговой и другой отчетности.

ПРИМЕР расчета штрафа за несвоевременную сдачу декларации по налогу на прибыль от КонсультантПлюс:
Организация подала декларацию за 2021 г. с опозданием — 6 апреля 2024 г. и в этот же день уплатила налог. Срок сдачи декларации — 28 марта 2024 г. Налог к доплате по декларации — 40 000 руб. Из них в федеральный бюджет — 6 000 руб., в бюджет субъекта — 34 000 руб.

Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно изучите пример.

Итоги

Размеры штрафов за несдачу налоговой отчетности не отличаются разнообразием. Запомнить их легко: опоздав с декларацией, готовьтесь выложить из «кармана» не менее 1000 руб. Минимум в 300 руб. обойдется штраф руководителю (если повезет, можно отделаться предупреждением).

Крайне нежелательно опаздывать со сдачей декларации более чем на 20 дней, поскольку такое опоздание даст налоговикам основание для приостановления операций по банковским счетам.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Что вам грозит за несданную отчетность: от штрафа до вылета из ЕГРЮЛ

Сдача отчетности — это непосредственная обязанность бухгалтера. Бухгалтеров можно сравнить со студентами, которые живут весело от сессии до сессии. Бухгалтеры же радуются от отчетности до отчетности.

Какие сроки сдачи отчетности?

  • При упрощенной системе налогообложения (УСН): оплата налогов производится ежеквартально до 25 числа месяца, следующего после отчетного периода. IV квартал — исключение: налоги должны быть уплачены до 31 марта, в этот же срок сдается годовая декларация.
  • При общей системе налогообложения (ОСНО): сроки сдачи отчетности зависят от вида налога:

Декларация по НДС — ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего после отчетного периода.

Налог на прибыль — ежеквартально, до 28 числа месяца, следующего после отчетного периода, годовая — до 28 марта.

Индивидуальный предприниматель (ИП):

  • При УСН: налоговая декларация сдается 1 раз в год — до 30 апреля. Но налоги уплачиваются ежеквартально.
  • При ОСНО: декларация по НДС — 25 апреля, 25 июля и 25 октября. Декларация по форме 3-НДФЛ подается до 30 апреля.
  • При патентной системе налогообложения сдавать отчетность не требуется. Оплачиваются патент и страховые взносы.

Для организаций и ИП с сотрудниками есть дополнительные ежеквартальные отчеты: расчет 6-НДФЛ, расчет по страховым взносам, 4-ФСС и СЗВ-М.

При условии, что дата уплаты налога или сдачи отчетности выпадает на выходной или праздничный день, срок переносится на первый рабочий день после.

Отчетность сдается обязательно. Предприятия или ИП, не ведущие активную деятельность, могут сдавать единую упрощенную декларацию . Единая упрощенная декларация заменяет отчеты по НДС, налогу на прибыль или УСН. Остальную отчетность нужно сдавать отдельно.

Можно не сдавать 6-НДФЛ (если не было выплат сотрудникам) и декларацию по имуществу (если нет объектов налогообложения). У налогоплательщика есть выбор сдавать нулевые декларации по каждому виду налога или единую налоговую декларацию.

Единую упрощенную декларацию может подать как организация, так и предприниматель.

Но нужно учитывать условия, при которых организация получает право сдачи упрощенной декларации (согласно п. 2 статьи 80 НК и приказу Минфина России от 10.07.2007 № 62н):

  • Движения средств не должно быть в течение всего отчетного периода ни в кассе, ни на расчетном счете, т.е. остаток средств остается неизменен. Имеется ввиду любой приход и расход по кассовой книге или выписке из банка. Комиссия за ведение расчетного счета или оплата штрафов считается движением средств.
  • Объект налогообложения по тем налогам, плательщиком которых является предприятие, отсутствует в течение всего отчетного периода. Исключением являются те налоги, по которым организация должна отчитываться только при наличии объекта налогообложения (налог на имущество).

Единая упрощенная декларация сдается до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Быстро сдать отчетность позволит сервис Астрал.Отчет 5.0 . Отправляйте отчетность без ошибок в один клик прямо с рабочего места!

Что будет, если не сдать отчетность в срок?

За непредоставление в срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) предусмотрен штраф. Сумма штрафа — 5% от суммы неуплаченного налога взыскивается за каждый месяц просрочки, в том числе неполный месяц.

  • Максимальная сумма штрафа — 30% от суммы неуплаченного налога.
  • Минимальная сумма штрафа — 1000 рублей (такая сумма назначается в в.т. при отсутствии нулевой отчетности).

Суммы установлены статьей 119 Налогового Кодекса РФ.

При наличии смягчающих или отягчающих обстоятельств штраф для налогоплательщика может быть уменьшен или увеличен соответственно. Все условия изложены в статьях 112 и 114 НК РФ.

Если резюмировать, смягчающими обстоятельствами считаются сложное финансовое положение лица, привлекаемого к ответственности, тяжелые личные и семейные обстоятельства — размер штрафа уменьшается минимум в 2 раза.

Отягчающими обстоятельствами является повторное совершение налогового правонарушения — размер штрафа увеличивается в 2 раза от первоначальной суммы.

При совершении двух и более налоговых правонарушений одним лицом санкции применяются по отношении к каждому правонарушению в отдельности.

За непредставление в срок документов и иных сведений о налогах и сборах, если это не является нарушением Налогового Кодекса, предусмотрен штраф в размере 200 рублей за каждый документ (согласно статье 126 НК РФ).

За непредоставление в срок документов о прибыли (или убытках) от иностранной организации предусмотрен штраф 500 000 рублей. Сроки предоставления отчетности указаны в п.5 статьи 25.15 НК РФ.

Наказание за самый, казалось, простой и неприметный отчет — СЗВ-М, составляет 500 рублей с человека. Например, не отчитавшись за 20 сотрудников, страхователь получит штраф — 10 000 рублей

За непредоставление отчетности в срок может быть наказано и должностное лицо. Форма наказания — предупреждение или штраф. Возможный размер штрафа от 300 до 500 рублей согласно статье 15.5, статье 23.1 КоАП РФ.

Блокировка расчетного счета организации

Федеральная налоговая служба может заблокировать расчетный счет при просрочке сдачи декларации по НДС, прибыли, имуществу, расчета по страховым взносам или расчета 6-НДФЛ.

Для блокировки достаточно не сдать хотя бы одну декларацию или расчет. Операции по счету приостановят, если срок просрочки — более 20 рабочих дней (п.п.1 п. 3 статья 76 НК РФ).

При этом налоговые органы могут уведомить налогоплательщика о возможной блокировке счета в связи с непредставлением отчетности не позднее, чем за 14 дней до непосредственной блокировки (п. 3.3. ст. 76 НК РФ).

Уведомление можно будет увидеть в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. Но обратите внимание, что предупреждение — не обязанность, ФНС может и не высылать уведомление .

Разблокировка счета происходит только после оплаты задолженности и решения налоговой инспекции о разблокировке.

Исключение из ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Из ЕГРЮЛ исключаются недействующие организации. Такой считается компания, которая в течение 12 последних месяцев:

  • не предоставляла какой-либо отчетности по налогам и сборам;
  • не производила никаких расчетов хотя бы по одному из банковских счетов.

Для индивидуальных предпринимателей условия для исключения из ЕГРИП такие же, только срок больше — 15 месяцев .

Чтобы компания или ИП попали в список на исключение из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) должны выполняться оба условия одновременно (пункт 2 статьи 21.1 Федерального закона о регистрации юридических лиц и ИП). При наличии только одного пункта, например, движения по счетам нет, а нулевая отчетность сдается, организация не может быть исключена из реестра. Поэтому еще раз напоминаем о важности сдачи отчетности, даже если доходов у предприятия не было и, к примеру, деятельность приостановлена.

За наличие задолженностей перед государством организация или ИП также могут быть исключены из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, причем долг в бюджет может быть принят, как безнадежный к взысканию.

При принятии решения об исключении компании из реестров действующих организаций оно публикуется в Вестнике государственной регистрации . В этот момент можно проверить в Вестнике, не начался ли административный процесс исключения (подписка на издание платное, бесплатно узнать об изменениях можно из выписки организации).

При этом никакого другого уведомления для ИП или организации не приходит. Там же прописывается, каким образом можно остановить процесс исключения. По прошествии 3-х месяцев со дня публикации решения, при отсутствии возражений, организация или ИП исключаются из реестра.

Есть еще 2 пункта, при наличии которых организацию или ИП могут исключить из ЕГРЮЛ (ЕГРИП):

  • Невозможность самостоятельной ликвидации компании из-за отсутствия достаточных средств для процедуры у организации и ее учредителей.
  • Наличие или внесение недостоверных сведений в ЕГРЮЛ (ЕГРНИП) сроком более полугода с момента внесения. Это могут быть сведения об адресе организации, директоре или учредителе. Получить отметку о недостоверности сведений можно, если у организации или ИП есть хотя бы один из шести признаков:

Для организаций зарегистрированных до 01.08.2016:

  1. Генеральный директор возглавляет более 50 иных предприятий.
  2. Управляющая компания, выполняющая функции гендиректора, возглавляет более 50 иных юридических лиц.
  3. Участник организации числится в более 50 иных компаниях.
  4. По адресу компании зарегистрировано более 50 иных организаций.
  5. Поступила информация о смерти лица, находящегося на должности генерального директора.
  6. Срок дисквалификации лица, занимающего должность генерального директора, не истек.

Для организаций зарегистрированных после 01.08.2016 (отличается количество юридических лиц):

  1. Генеральный директор возглавляет более 5 иных организаций.
  2. Управляющая компания, выполняющая функции гендиректора, возглавляет более 20 иных юридических лиц.
  3. Участник организации числится в более 10 иных компаниях.
  4. По адресу компании зарегистрировано более 10 иных организаций.

5 и 6 пункты аналогичны.

Чтобы вовремя обнаружить отметку о недостоверности, необходимо регулярно проверять выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Это можно сделать на сайте ФНС в специальном сервисе по ссылке https://egrul.nalog.ru/ . Важно проверить все разделы выписки.

Если обнаружили отметку, стоит поторопиться — у компании есть 30 дней на внесение изменений в реестр или доказательство достоверности сведений. Срок отсчитывается с того дня, когда налоговая отправила уведомление о недостоверности.

Если не успели в положенный срок, то действия налоговой в случае исключения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП можно будет обжаловать в вышестоящей инспекции или через суд.

Чтобы уберечь свою организацию от сотрудничества с недобросовестными партнерами или компаниями-однодневками, проверяйте контрагентов в сервисе Астрал.СКРИН .

Самым неприятным последствием исключения ИП из реестра является запрет на повторную регистрацию гражданина в качестве индивидуального предпринимателя в течение трех лет.

Статья 22.4. « Исключение индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по решению регистрирующего органа» вступила в силу 1 сентября 2020 года как поправка к Федеральному закону № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .

После внесения изменений в феврале 2021 года начались массовые исключения индивидуальных предпринимателей из ЕГРИП , т.к. многие приостановили свою деятельность из-за пандемии и не сдали декларации за 2019 год.

Об исключении предприниматели зачастую узнавали уже по факту и не сразу. Так что напоминаем еще раз, что сдача отчетности обязательна даже при отсутствии деятельности, чтобы избежать подобных ситуаций.

Как сдать отчетность вовремя и не забыть?

Всегда кажется, что забыть про отчетность невозможно. Но сроки везде разные и дел так много, что не успеешь оглянуться, а дата сдачи уже прошла.

Предлагаем воспользоваться нашими советами, чтобы точно обойтись без штрафов:

  • Завести планер. Не важно, будет это бумажный вариант, электронный помощник или Googlе-календарь — подойдет любой. Держите его на виду и периодически заглядывайте в него, чтобы сверить сроки.
  • Поставить напоминание в телефоне или на компьютере, чтобы хотя бы за пару дней до нужной даты система вам напомнила о приближающихся сроках. Подойдет и обычный будильник, ведь главная задача — напомнить!
  • Быть постоянным посетителем сайта ФНС — там опубликован календарь налогоплательщика , который подскажет вам актуальные сроки сдачи отчетности.
  • Посещать профильные мероприятия и читать периодику. В период сдачи отчетности проводится большое количество мастер-классов, семинаров, платных и бесплатных. На них также можно узнать все внесенные поправки в законодательство, а эксперты рассматривают типичные ошибки в декларациях.
  • Если пользуетесь услугами аутсорсинговой компании или бухгалтера на удаленке — требуйте подтверждения отправки отчетов. Пусть высылают вам квитанции о приеме отчетности или сканы описи и чека Почты России, если отчеты отправлены письмом. Так вы будете уверены в соблюдении сроков.
  • Воспользоваться электронными сервисами для сдачи отчетности, например, Астрал.Отчет 5.0 . Сервис не только оповестит вас о сроках отчетности, но и поможет верно заполнить декларации, а также автоматически подтвердить получение требования (если ФНС вовремя не получит подтверждение возможна блокировка счета).
  • бухгалтерская и налоговая отчетность
  • декларация по НДС
  • декларация по налогу на прибыль
  • 6-НДФЛ
  • РСВ
  • форма 4 ФСС РФ
  • СЗВ-М
  • штраф
  • исключение из ЕГРЮЛ
  • исключение из ЕГРИП

Статья 119 НК РФ. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам) (действующая редакция)

влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок

влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Статья 118 Статья 119 Статья 119.1
Постоянная ссылка на документ
URL документа [ скопировать ]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
Скачать документ в формате

Комментарий к ст. 119 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает ответственность за непредставление налоговой декларации.

Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 01.01.2014, сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.2010 N 03-02-07/1479, от 29.04.2011 N 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.2014 N СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 N 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения пункта 1 статьи 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в пункте 18 вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 01.01.2014 посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ, которым в пункте 1 статьи 119 НК РФ словосочетание «неуплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования пункта 1 статьи 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.2014 N СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу письма ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@».

В письме Минфина России от 14.08.2015 N 03-02-08/47033 отмечено, что статьей 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный статьей 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 рублей.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный статьей 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 рублей Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что пункт 1 статьи 119 НК РФ не содержит противоречий, в том числе относительно установленных размеров штрафов.

В пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что из положений пункта 3 статьи 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

Соответственно, из взаимосвязанного толкования указанной нормы и пункта 1 статьи 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной статьей 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй Кодекса.

В письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 отмечено, что поскольку из взаимосвязанного толкования пункта 3 статьи 58 НК РФ и пункта 1 статьи 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной статьей 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ.

admin
Оцените автора
Ракульское