Особенности и порядок установления публичного сервитута на земельный участок. Нюансы оформления

Сервитут (ст. ст. 274, 277 ГК РФ, ст. 23 ЗК РФ) — право ограниченного пользования чужим земельным участком.

В некоторых случаях сервитутами могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которыми необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

Сервитут обременяет не собственника, а именно вещь. Соответственно, сервитуту как ограниченному вещному праву свойствен такой признак, как право следования. При переходе права собственности на служащую вещь к другому лицу обременение в виде сервитута сохраняется.

1. Суть сервитута, условия установления,
основания, госрегистрация

Представим, что вы – собственник земельного участка, проход или проезд к которому возможет только через соседний участок. Однако сосед возражает против вашего перемещения через его участок. Аналогично с возникшей у вас необходимостью проложить какие-либо коммуникации к вашему земельному участку – сосед против, чтобы их часть проходила по его участку.

Что делать?

Суть сервитута в том, что вы, как собственник земельного участка вправе требовать установления права ограниченного пользования земельным участком соседа для целей прохода, проезда по нему к своему участку, или иных ваших нужд.

Разумеется, вы с соседом можете договориться и самостоятельно заключить соглашение о сервитуте (которое подлежит государственной регистрации в Росреестре), однако, если сосед возражает против сервитута и договориться с ним не удалось, то вы, как лицо, требующее установления сервитута вправе обратиться в суд с соответствующим иском.

В п. 10 «Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок»; (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года) содержится следующее разъяснение:

Удовлетворяя исковые требования об установлении сервитута, суд должен определить все условия, на которых он устанавливается, а именно:

— сведения о земельных участках, для обеспечения использования которого установлен сервитут и который обременен сервитутом,
— содержание сервитута,
— вид сервитута,
— сферу действия,
— срок сервитута,
— условия о плате за сервитут,
— виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных и иных работ, и пр.

  • Рекомендуем : «Примеры решений судов об установлении сервитутов» (примеры того, как суды формулируют резолютивные части решений об установлении сервитутов с текстами соответствующих судебных постановлений).

Законодательством РФ не предусмотрено установление частного сервитута правовыми актами органов государственной власти или местного самоуправления. Основаниями возникновения ограниченного права пользования участком могут быть только соглашение или решение суда.

Соглашение о сервитуте оформляется письменно и подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 3 ст. 274 ГК РФ; п. 9 ст. 23 ЗК РФ; ст. 52 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Сервитут, установленный на основании судебного решения, также должен быть зарегистрирован в ЕГРН.

Следует понимать, что вы вправе претендовать на установление сервитута только в случае, если другими способами ваши нужды обеспечить не представляется возможным, а установление сервитута не станет для соседа препятствием к использованию его земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.

Так, в пунктах 7, 8 «Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года) указано следующее:

Сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом).

Не подлежит установлению сервитут, если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием.

2. Есть ли разница в понятиях
сервитут и частный сервитут?

В зависимости от оснований возникновения и целей установления можно выделить следующие виды сервитутов: частный сервитут и публичный сервитут.

Вместе с тем, в настоящее время Закон не содержит понятия «частный сервитут«.

До 01.03.2015 года Земельный кодекс РФ содержал понятие «частный сервитут». В частности, п. 1 ст. 23 ЗК РФ, содержал следующую норму права:

1. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

С 01.03.2015 года из приведенной выше нормы права исчезло слово «частный». Напомним, что Гражданский кодекс РФ и ранее не содержал понятия «частный сервитут«.

То есть Земельный кодекс РФ с указанной даты также содержит понятие «сервитут» без упоминания «частного сервитут».

Таким образом, понятия «сервитут» и «частный сервитут», встречающиеся на сегодняшний день в ряде законодательных актов и иногда в судебной практике, являются тождественными.

Правоотношения, связанные с частным сервитутом, регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, тогда как нормы Земельного кодекса РФ (статья 23 ЗК РФ) регулируют отношения, связанные с возникновением, изменением, прекращением публичного сервитута.

3. Тождественность понятий сервитут
и частный сервитут в законодательстве

Итак, как указывалось выше, ГК РФ знает только один сервитут — частный.

Определение понятия сервитут

Сервитут — право ограниченного пользования чужой недвижимой вещью, возникающее у собственника иной недвижимой вещи, пользование которой в соответствии с ее назначением невозможно без ограниченного пользования чужой недвижимой вещью. Сервитут — право вещное.

Действующее сегодня определение сервитута дается в ст. 274 ГК РФ.

Согласно названной статье собственник недвижимого имущества, в частности земельного участка, вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях — и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Абзацем 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ предусмотрено, что сервитут может устанавливаться:

— для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок,
— для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием,
— для других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

4. Понятие «сервитут» в ранее действующих НПА

Сервитут — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения (статья 1 закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ныне утратившая силу)

Сервитут — право лиц (лиц) на определенный срок или бессрочно пользоваться чужим земельным участком или иным объектом недвижимости в пределах, ограниченных соглашением либо нормативным правовым актом, которое устанавливается в интересах собственников земельных участков, обладателей права постоянного (бессрочного) пользования, обладателей права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственников иных объектов недвижимости либо в интересах государства, местного самоуправления или местного населения («Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут», утвержденные Росземкадастром 17.03.2004 года (впоследствии признанные недействующими решением Верховного Суда РФ от 18.12.2014 N АКПИ14-1093)

Частный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком и объектом капитального строительства, устанавливаемое решением суда или соглашением между лицом, являющимся собственником земельного участка и объекта капитального строительства, и лицом, требующим установления сервитута (статья 1 решения Совета депутатов муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от 29.08.2013 N 8/51 «Об утверждении Правил землепользования и застройки применительно к части территории муниципального образования «Город Ногинск Московской области»)

Частный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута («Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут», утвержденные Росземкадастром 17.03.2004 года (впоследствии признанные недействующими решением Верховного Суда РФ от 18.12.2014 N АКПИ14-1093)

5. Подведомственность споров
об установлении, изменении, прекращении сервитута

При решении вопроса, какому суду — общей юрисдикции или арбитражному — надлежит рассматривать дело об установлении, изменении условий, прекращении сервитута, необходимо учитывать в совокупности субъектный состав участников спора и характер правоотношений ( см. подробнее п. 2 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года)

  • Исковое заявление об установлении сервитута
  • Исковое заявление о прекращении сервитута
  • Исковое заявление об установлении или изменении платы за сервитут

6. Досудебный претензионный порядок
разрешения спора о сервитуте

Действующее законодательство не содержит требования о соблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора об установлении сервитута. Лицо, требующее установления сервитута, вправе обратиться в суд, если сторонами не достигнуто соглашения о сервитуте или его условиях. то есть направление дополнительно претензии в случае недостижения сторонами соглашения об установлении сервитута или его условиях не требуется ( см. п. 1 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок»; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года)

7. Соглашение о сервитуте
вправе заключить собственник земельного участка

Соглашение об обременении земельного участка сервитутом может заключить исключительно его собственник. Иные правообладатели земельного участка таким правом не наделены.

Например, в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.02.2015 N Ф01-5633/2014 по делу N А79-9661/2013, суд указал следующее:

«..В силу пункта 1 статьи 274 ГК РФ, статьи 23 ЗК РФ, собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (аналогичные положения предусмотрены статьей 23 ЗК РФ).

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 ГК РФ).

Из анализа приведенных правовых норм усматривается, что соглашение об обременении земельного участка частным сервитутом может заключать исключительно его собственник, иные правообладатели земельного участка (землепользователи, землевладельцы, арендаторы) таким правом не наделены и только в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости».

8. Прекращение сервитута

Сервитут прекращается по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, при отпадении оснований, по которым он был установлен (ст. 276 ГК РФ). В том случае, если сервитут препятствует использованию земельного участка в соответствии с его назначением, собственник земельного участка имеет право требовать прекращения сервитута в судебном порядке.

В Обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года ( см. подробнее п. 6 Обзора), указано:

«Если основания, по которым установлен сервитут, отпали, с требованием о прекращении сервитута вправе обратиться в суд как собственник земельного участка, обремененного сервитутом, так и собственник земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут».

9. Публичный сервитут

Основа регулирования частных сервитутов содержится в гражданском законодательстве (статья 274 ГК РФ), публичных сервитутов — в земельном законодательстве (ст. 23 ЗК РФ).

Статья 23 ЗК РФ не содержит определения сервитута, но описывает виды сервитутов, устанавливаемых в отношении земельных участков, особенности их установления.

Особенности и порядок установления публичного сервитута на земельный участок. Нюансы оформления

В соответствии с действующим законодательством для достижения определенных целей на земельный участок может быть оформлено право ограниченного пользования. В случаях, если это обусловлено интересами общества, то речь будет идти об установлении публичного сервитута.

Итак, что же это такое? В каких целях может устанавливаться? Каков порядок оформления?

Во всех этих вопросах поможет разобраться настоящая статья.

Что это такое по отношению к ЗУ?

Наиболее общая трактовка данного понятия приведена в п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ). В соответствии с данной нормой под публичным сервитутом подразумевается право ограниченного использования земельного участка, которое устанавливается решением органа государственной власти или местного самоуправления для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, а также потребностей местного населения.

Для публичного сервитута характерны следующие особенности:

  • устанавливается в интересах всего общества, а не отдельного лица (как при частном сервитуте);
  • основная цель направлена на достижение общих нужд и потребностей населения конкретной местности;
  • устанавливается решением соответствующего органа исполнительной власти или местного самоуправления,;
  • подлежит прохождению государственной регистрации в Росреестре с последующим внесением сведений в ЕГРН;
  • необходимость установления должна быть должным образом обоснована;
  • ограничение права пользования может быть произведено в отношении любого участка земли (форма собственности в этом случае не имеет значения).

Правовое регулирование

Нормативно-правовое регулирование публичного сервитута осуществляется в рамках следующих основных законодательных актов:

  1. Земельный кодекс РФ (ст. 23, гл. 5.7) – в этом документе дано определение публичному сервитуту, отражены его характерные особенности, а также порядок установления.
  2. ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости» (гл.3, ст. 52 и др.) – в рамках данного нормативного акта отражен порядок и особенности регистрации публичного сервитута в Росреестре.
  3. ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и ……» (ст. 25) – содержит особенности установления публичного сервитута в отношении участков, расположенных возле автомобильных дорог.
  4. Лесной кодекс РФ (ст. 9) – предусматривает порядок установления сервитута на территории леса.
  5. Другие нормативные документы, утверждаемые органами местного самоуправления того или иного региона. В них раскрывается подробный алгоритм действий по установлению публичного сервитута, а также основания его прекращения в конкретной области или городе (например, Постановление администрации г. Иркутск от 11.12.2018 года № 031-06-1116/8).

Важно! На публичные сервитуты не распространяется действие положений ГК РФ о сервитуте (ст. 274—277), а также гл.

5.3 ЗК РФ.

Цели

В соответствии с п. 4 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен для достижения следующих целей:

  • создание прохода (проезда), а также свободного доступа к водоему, предназначенному для общего пользования;
  • размещение межевых знаков, геодезических и гравиметрических пунктов и т.д.;
  • сооружение отвода для воды (дренажные работы);
  • забор водных ресурсов из водоемов;
  • обеспечение свободного прохода для крупного рогатого скота и прочих сельскохозяйственных животных;
  • осуществление сенокоса или выпаса скота в определенный период года;
  • использование земельного участка для охоты, ловли рыбы или же в целях осуществления работ по увеличению популяции водных организмов (аквакультура).

Кроме того, земельное законодательство также содержит в себе ряд отдельный целей, ради достижения которых может быть установлен публичный сервитут. В частности, речь идет о следующих случаях (ст. 39.37 ЗК РФ):

  • размещение на земельных участках линейных объектов (водоснабжение, канализация, линии электропередачи и т.д.);
  • временное складирование материалов, возведение сооружений, а также размещение техники для проведения строительных работ, реконструкции различных объектов транспортной инфраструктуры (например, автомобильные иди железнодорожные дороги, вокзалы и др.);
  • организация пересечений автомобильных или железнодорожных дорог;
  • прокладывание дороги (для машин, поездов) внутри туннелей;
  • осуществление инженерных исследований для дальнейшей планировки территории, на которой будут размещаться линейные объекты федерального, регионального или местного значения.

Прочесть более подробную информацию о том, для каких целей и на каких основания могут устанавливаться различные сервитуты, можно тут.

Может ли ПС быть установлен на частной земле и на каких основаниях?

В п. 4 ст. 39.39 ЗК РФ написано, что публичный сервитут может быть установлен на любой участок независимо от его формы собственности. Это означает, что подобное ограничение может быть также оформлено и на частную землю.

Однако стоит помнить о некоторых исключениях, действующих в данном случае.

Так, согласно п. 5 той же статьи нельзя устанавливать публичный сервитут (в целях, предусмотренных п. 1 и 2 ст. 39.37) в отношении участков граждан, предназначенных для ИЖС, создания огорода, ведения домашнего хозяйства, садоводства. Исключением из данного правила может быть:

  • подключение зданий к водоснабжению, канализации, системе отопления и т.д.;
  • использование или восстановление инженерных сооружений, которые уже были возведены;
  • перенос линейных объектов с участков, которые были изъяты для удовлетворения государственных и муниципальных потребностей.

В качестве оснований для установления публичного сервитута на частной земле могут выступать:

  • необходимость в создании свободного доступа к общему водоему;
  • прокладывание газопровода, канализации и т.д.;
  • строительство автомобильной дороги;
  • выпас скота иные случаи.

Границы зон действия

Обязательным условием при установлении публичного сервитута является определение границ его действия, то есть пределов территории, на которой действует право ограниченного пользования.

Публичный сервитут может быть оформлен как на весь земельный участок, так и на его отдельную часть (о правилах установления сервитутов на часть земельного участка можете узнать здесь). При этом конкретные зоны действия подобного ограничения определяются путем осуществления топографо-геодезических процедур. Они обычно производятся за счет заинтересованной стороны.

Результаты отражаются в кадастровых документах.

Внимание! Прежде чем приступить к оформлению публичного сервитута заявителю необходимо удостовериться в том, что было проведено межевание выбранной территории. В противном случае установить ограничение можно будет только после определения границ самого земельного участка.

Дополнительно следует отметить, что сведения о зоне действия публичного сервитута в обязательном порядке необходимо будет приложить к ходатайству. Порядок предоставления такой информации подробно отражен в Приказе МЭР РФ от 10.10.2018 года № 541.

О том, как создается схема границ сервитута, узнаете из отдельной статьи.

Права лиц

Конкретный список возможностей, которые появляются у обладателя публичного сервитута закреплён в ст. 39.50 ЗК РФ. Итак, данное лицо имеет право:

  • Осуществлять доступ к участку в соответствии с установленным в соглашении графиком, возводить, ремонтировать инженерные сооружения и осуществлять другие виды работ.
  • Владеть объектами, размещенными им на обозначенной территории (движимыми и недвижимыми).
  • Требовать от владельца земли соблюдения особо режима ее использования, предусмотренного публичным сервитутом.
  • Если изменилось место расположения инженерного сооружения, то обладатель имеет право уточнить границы сервитута. Однако в этом случае должны быть соблюдены условия, предусмотренные п. 6 ст. 39.50 ЗК РФ.
  • В любой момент расторгнуть соглашение об установлении публичного сервитута (об основаниях для прекращения сервитутов мы рассказываем тут).
  • До окончания периода действия ограничения на землю обратиться в уполномоченный орган за установлением сервитута на новый срок.

Справка! Приступить к использованию участка можно после завершения процедуры регистрации. При этом, если территория является муниципальной собственностью, то воспользоваться своим правом можно сразу после внесения соответствующей платы.

Какими правами и обязанностями наделяются обладатели сервитутов мы рассказывали в отдельной статье.

Как установить общественное право ограниченного использования ЗУ?

В общем виде порядок установления публичного сервитута включает в себя следующие последовательные этапы:

  1. Вначале заинтересованное лицо подготавливает ходатайство и необходимые документы.
  2. Полный пакет бумаг передается уполномоченному органу государственной власти или местного самоуправления.
  3. Представленные сведения проходят проверку на соответствие действительности.
  4. При необходимости могут быть организованы общественные слушания для совместного принятия решения об установлении такого ограничения на землю.
  5. В случае отсутствия оснований для отказа уполномоченный орган принимает решение об установлении публичного сервитута в отношении заявленного земельного участка.
  6. Затем между заявителем и собственником участка заключается соглашение об установлении публичного сервитута.
  7. Далее вносится плата за получение права ограниченного использования.
  8. Завершающим этапом является регистрация ограничения в Росреестре.

Более подробно процедуру установления публичного сервитута мы рассматриваем в отдельном материале.

Ходатайство

Данный документ подготавливается в письменном виде лицом, заинтересованным в установлении публичного сервитута. Ходатайство должно содержать следующие основные сведения (п. 1 ст. 39.41 ЗК РФ):

  • реквизиты заявителя (название, адрес, регистрационные данные и др.);
  • цель установления публичного сервитута;
  • желаемый срок действия ограничения;
  • период времени, в течении которого использовать участок будет невозможно или затруднительно;
  • обоснование необходимости в установлении ограничения;
  • кадастровый номер земли (при наличии);
  • контактные данные заявителя (адрес электронной почты);
  • иные сведения, которые могут включаться в зависимости от конкретных обстоятельств.

Важно! Помимо подготовки самого ходатайства заинтересованное лицо также должно собрать перечень документов, установленный п. 5 ст. 39.41 ЗК РФ, и направить пакет бумаг любым удобным способом.

Узнать больше о правилах подготовки и написания ходатайства об установлении публичного сервитута можете из этого материала.

Регистрация

Как уже было отмечено выше, сведения о публичном сервитуте в обязательном порядке должны быть внесены в ЕГРН.

Основные правила государственной регистрации ограничения на землю закреплены в Приказе МЮ РФ от 26.07.2004 года № 132.

Начинается все с подачи соответствующего заявления в Росреестр. Сделать это может обладатель сервитута или же сам собственник земельного участка. При этом обязательно должны быть приложены следующие документы:

  • квитанция об уплате госпошлины;
  • доверенность от владельца участка (при наличии);
  • соглашение об установлении публичного сервитута;
  • кадастровый план;
  • учредительные документы организации, получившей право ограниченной пользования территорией.

Важно! Обязательным условием для регистрации публичного сервитута является оформленное должным образом право собственности на участок лица, которому он принадлежит (п. 9 раздела 1 вышеупомянутого Приказа МЮ РФ).

Более подробно о процедуре регистрации сервитута мы рассказывали в отдельной статье.

Порядок оформления ПС в целях строительства линейных объектов

Общий порядок установления публичного сервитута в отношении линейных объектов подробно раскрыт в главе 5.7 ЗК РФ.

Так, вся эта процедура включается в себя следующие действия:

  1. Вначале заинтересованное лицо должно подготовить письменное ходатайство в адрес уполномоченного органа, в лице которого зачастую выступает администрация города, региона. Если речь идет о размещении линейных объектов, то в качестве заявителя главным образом будут выступать представители естественных монополий, организации связи, владельцы объектов транспортной инфраструктуры и т.д.
  2. Затем собираются дополнительные документы, которые выступают в качестве приложений к ходатайству. Сюда относится (п. 5 ст. 39.41 ЗК РФ):
    • подготовленные должным образом сведения о границах публичного сервитута;
    • соглашение, заключенное между заявителем и владельцем линейного объекта, по которому планируется проведение реконструкции;
    • документы, подтверждающие наличие права на инженерные сооружения, по которым планируется проведение реконструкции или их эксплуатация (если такое право не зарегистрировано);
    • доверенность официального представителя заявителя.
  3. Полный пакет бумаг направляется в адрес уполномоченного органа. В п. 8 ст. 39.41 ЗК РФ предусмотрены следующие варианты доставки документов к адресату:
    • путем личного визита;
    • через почту заказным письмом;
    • в электронном виде по интернету.
  4. Ходатайство и прилагаемые к нему документы проходят проверку. При отсутствии оснований для отказа в его принятии сотрудник уполномоченного органа до истечения 7 дней направляет в Росреестр запрос о владельцах участка, а также уведомляет их о возможном установлении публичного сервитута.
  5. До истечения 45 дней с момента поступления заявления принимается решение об установлении публичного сервитута либо об отказе в этом заявителю.В течение 5 дней с момента принятия соответствующего решения уполномоченный орган обязан предпринять следующие действия (п. 7 ст. 39.43 ЗК РФ):
    • разместить копию распоряжения на своем официальном сайте;
    • опубликовать решение по месту нахождения участка, на который было оформлено ограничение;
    • выслать копию документа в адрес владельца, в Росреестр, а также обладателю права ограниченного пользования землей.
  6. Затем между обеими сторонами (заявителем и собственником участка) заключается соглашение об установлении публичного сервитута в целях размещения линейного объекта. Порядок подготовки такого документа прописан в ст. 39.47 ЗК РФ
  7. Завершающим этапом процедуры является внесение платы обладателем сервитута за полученное права, а также регистрация публичного сервитута в Росреестре.

Сколько заплатят и возместят ли убытки?

В соответствии с п. 1 ст. 39.46 ЗК РФ лицо, обладающее публичным сервитутом, обязано вносить плату за полученное право ограниченного пользования землей.

Размер платежа определяется в следующем порядке:

  • если участок принадлежит государству или муниципалитету, то обладателю сервитута необходимо будет платить по 0,01% от кадастровой стоимости за каждый год эксплуатации земли;
  • если территория является частной собственностью, то в этом случае сумма платежа рассчитывается на основании ФЗ РФ «Об оценочной деятельности в РФ».

Справка! Оплата за сервитут может вноситься в виде единовременного перечисления денег или же путем проведения периодических платежей. В отношении государственных земель используется первый вариант.

Помимо платы за установление обременения, владелец участка также может рассчитывать на компенсацию убытков, возникших из-за установления сервитута (например, невозможность использования территории, удовлетворения обязательств перед иными лицами и т.д.).

Каким образом и на основании чего формируется размер платы и периодичность платежей за пользование различными сервитутами мы рассказывали здесь.

Как заключается соглашение?

Соглашение об установлении на землю права ограниченного пользования заключается между заинтересованной стороной (обладателем сервитута) и владельцем участка. Данный документ составляется в письменном виде.

Вся процедура заключения соглашения имеет следующий вид:

  1. Вначале обладатель составляет проект договора и подписывает его.
  2. Далее готовый документ направляется заказным письмом (с уведомлением о получении) в адрес собственника территории, в отношении которой установлено обременение. При этом одновременно высылаются: информация о границах сервитута и отчет об оценке (необходим для установления размера платы за сервитут).
  3. После получения проекта соглашения владелец земли должен в течение 14 дней подписать его и выслать назад обладателю публичного сервитута, написать мотивированный отказ в подписании договора или же выдвинуть свои условия для его заключения.

Если обременение действует на территории, принадлежащей государству, то соглашение не заключается (п. 3 ст. 39.47 ЗК РФ).

Ознакомиться с правилами составления и подписания типового соглашения о сервитуте можно тут.

Таким образом, под публичным сервитутом подразумевается разновидность обременения земельного участка, которое устанавливается для удовлетворения нужд населения того или иного региона. При этом такое ограничение можно установить и на государственную собственность, и в отношении земли, принадлежащей частному лицу.

На заметку владельцам земельных участков: все об установлении публичного сервитута

Одна из самых распространённых разновидностей обременения – это публичный сервитут на земельный надел. У такого вида обременения очень много своих особенностей. Но главная из них заключается в следующем.

Публичный сервитут может быть установлен только при наличии разрешения и соответствующего решения органа муниципальной или Федеральной власти. Однако, в этом случае участок не изымается в пользу государства. Какие есть ещё нюансы установления публичного сервитута?

Выясним это в статье.

Для чего устанавливается?

Вопросы, связанные с сервитутом регламентируются Земельным и Гражданским законодательством Российской Федерации. Закон разрешает абсолютно любому собственнику недвижимого имущества требовать от обладателя смежного участка возможность ограниченно использовать его по назначению.

На основании этого заключения можно сделать вывод о том, что сервитут является не только обременением, но и вещным правом, которое может иметь как временный, так и постоянный характер.

Однако устанавливаться такой вид обременения на земельный участок может только при наличии соответствующих оснований. Всего их три:

  1. Это изданный акт Российской Федерации, который имеет нормативно правовой характер.
  2. Акт, который издан субъектом Российской Федерации.
  3. И наконец, локальный акт от органа местного самоуправления, который тоже имеет нормативный характер.

При этом, основные условия установления сервитута заключаются в том, что он не должен мешать собственникам распоряжаться своим земельным наделом.

У введения сервитута на земельный участок есть несколько целей, для обеспечения достижения которых он устанавливается. Рассмотрим самые основные:

  • Беспрепятственный проезд или проход через участок.
  • Возможность проведения дренажных работ.
  • Осуществление рыболовства, охоты.
  • Возможность получения неограниченного доступа к прибрежной полосе.
  • Временное использование для проведения исследований или иных изыскательских работ.
  • Возможность прогона скота на прямую через участок.

Органы, принимающие решение о проведении процедуры

В зависимости от места вашего проживания, а также от самого земельного надела, зависит и орган, который будет принимать решение о возможности или невозможности установки публичного сервитута. Чаще всего документ подается в органы местного самоуправления, где бумаги будут рассматриваться специально созданной комиссией.

Например, возьмём Пензенскую область. Документы, которые позволяют получить разрешение об установлении сервитута будет выдавать местное правительство. А значит, рассматривать обращение будут органы местного самоуправления.

Тоже самое касается и других субъектов Российской Федерации.

Важно! Если речь идёт о более маленьком объекте или населенном пункте, то в таком случае нужно ехать в местную администрацию с целью получить разрешение или направление в областной орган власти для того, чтобы обращение была рассмотрено.

Основания

Сервитут на отдельно взятом земельном отделе может устанавливаться только при соблюдении соответствующих оснований, а именно наличия соответствующего нормативно правового акта, который разрешает установление подобного обременения на наделе. Автором этого акта может быть:

  1. Орган местного самоуправления.
  2. Субъект Российской Федерации.
  3. Федеральные органы власти.

Существуют и некоторые нюансы, которые станут прямым препятствием даже при наличии соответствующих оснований:

  • Если собственник не может воспользоваться своим земельным наделом, он имеет право обратиться в соответствующие органы государственной власти. К ним он предъявляет требование о том, чтобы изъять земельный надел, используя выкуп за разумную стоимость.
  • Также, на орган государственной власти ложатся обязанности по возмещению всех причиненных убытков собственнику.
  • Также, есть другой выход из ситуации. Например, в замен может быть предоставлен равноценный по стоимости, параметрам, и внешним характеристикам земельный надел.

Важно! И ещё одно важное основание – это возможность проведения публичных слушаний. Ведь публичный сервитут может быть установлен только по факту их проведения.

Подробнее об основаниях для возникновения сервитута мы рассказывали тут.

Лица, имеющие право ходатайствовать

Статья 39. 40 Земельного кодекса перечисляет лиц, которые имеют право ходатайствовать об установлении публичного сервитута на земельном наделе:

  1. Таким правом обладает организация, которая является естественной монополией. У публичного сервитута появляется возможность для размещения различных сооружений инженерной направленности, которые позволят осуществить деятельность субъекта.
  2. Организации связи, которые хотят разместить сооружения и линии, которые необходимы для проведения изыскательских работ.
  3. Владельцы объекта транспортной инфраструктуры, который имеет местное, Федеральное и региональное значение.
  4. Организация, которая подала ходатайство об изъятии земельного надела для нужд муниципальных или же государственных нужд. Сюда относится возможность реконструкции инженерного сооружения, и так далее.
  5. А также иные лица, которые уполномочены различными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов, органами местного самоуправления осуществлять деятельность, которая должна обеспечить установление публичного сервитута.

Как установить?

Для того, чтобы стать обладателем публичного сервитута, необходимо выполнить ряд пошаговых действий.

О нюансах установления публичного сервитута мы также рассказываем в специальной статье.

Ходатайство

В первую очередь подается ходатайство об установлении публичного сервитута. Ходатайство должно быть составлено по установленному образцу. Найти его не составит труда.

Для этого нужно явиться в орган местного самоуправления или власти субъекта, и попросить для ознакомления образец.

  1. Ходатайство заполняется на основании нормативно-правовых документов, правовых данных об организации и её представителей.
  2. Также, указывается основная техническая и правовая информация об интересующем участке.
  3. После того, как ходатайство было составлено, оно передаётся в канцелярию субъекта или органа местного самоуправления.
  4. Лицу оставляется копия, а также справка, которая соответствует дате подачи ходатайства.
  5. Сам документ отправляется на рассмотрение.

Какая основная информация должна быть указана в данном документе:

  1. Срок действия сервитута.
  2. Информация о лицах, которые хотят установить обременение.
  3. Информация об участке, где будет установлен сервитут.
  4. Цель, которая преследуется.
  5. Сведения о собственниках.

Подробнее о правилах подачи ходатайства на установление публичного сервитута мы рассказывали тут.

Слушание

Следующий этап после рассмотрения – это публичное слушание. Общественное слушание- это принятие общественного решения, которая касается земельных наделов.

Однако в законодательстве четко не закреплено, как должна происходить данная процедура. Это сход граждан, где отдельно озвучивается цель собрания, высказываются мнения. На слушаниях должен присутствовать секретарь, в обязанности которого входит ведение протокола.

В нём указывается повестка собрания, состав, а также итоги.

Земельный кодекс говорит о том, что общественные слушания не могут стать основой для принятия решения.

Земельное законодательство предусматривает, что общественные слушания не имеют право издавать локальные нормативно-правовые акты. Решения, которые были приняты в ходе таких собраний носят лишь рекомендательный характер, и не могут быть приняты к сведению в полном объёме.

Принятие решения

Орган муниципальной или государственной власти по факту окончания слушаний должен принять решение об отказе в установлении сервитута или в выполнении требований обратившегося лица.

Решение представляет собой акт, который должен содержать основополагающую информацию. В ней указывается земельный участок, который обременяется сервитутом. Нужно уделить внимание важнейшей информации о:

  • месте расположения;
  • площади;
  • кадастровом номере;
  • технических характеристиках.

В решении также указываются сведения об обладателе земельного надела. В обязательном порядке устанавливается срок владения сервитутом.

Причины отказа

Причины для отказа в установлении публичного сервитута содержатся в статье 39. 44 Земельного Кодекса Российской Федерации:

  1. В установлении сервитута будет отказано в случае, если отсутствуют сведения, которые необходимы для установления сервитута.
  2. Не соблюдены условия.
  3. Деятельность, которая будет осуществляться на территории земельного надела может существенно испортить его технические качества.
  4. Деятельность предполагает снос или реконструкцию линейных объектов.
  5. Границы участка так и не были соответствующим образом размечены.
  6. Сервитут устанавливается не в границах, который предполагает его установку.

Составление соглашения

После того, как было принято решение об установлении сервитута, основной вопрос встаёт о составлении соглашения. Это документ, в котором стороны прописывают условия сотрудничества, ответственность, также условия оплаты.

Если сервитут предоставляется не на безвозмездной основе, то в таком случае, устанавливается ежемесячная плата, которую должен вносить инициатор сервитута в отношении муниципальных или федеральных органов власти.

Также в соглашении указываются иные правовые аспекты, которые должны выполнять стороны.

Важно! Соглашение будет подписано только после того, как обе стороны познакомились с его текстом и согласились с написанным.

О правилах составления типового соглашения об установлении сервитута можете узнать из этого материала.

Порядок регистрации

Особенности осуществления государственной регистрации сервитута установлены в статье 52 Федерального закона номер 218 от 13 июля 2015 года.

Осуществить регистрацию можно только на основании заявления лица, которое имеет право пользоваться сервитутом. Также, должно иметься согласие от органа государственной власти или местного самоуправления, которое дает право на осуществление регистрации. Все действия происходят в органе Росреестра.

Подробнее о процедуре регистрации сервитута мы рассказывали тут.

Обжалование постановления

Если установление публичного сервитута как-либо нарушает чьи-либо права и законные интересы, то как представители сторон, так и третьи лица могут обратиться за защитой своих прав в судебную инстанцию.

Предварительно нужно составить иск, в соответствии с которым суд будет знакомиться с деталями дела. После того, как будет установлена причина обращения в судебную инстанцию, назначат дату разбирательства. Представители сторон, а также третьи лица и все причастные к установлению сервитута, должны явиться в зал заседаний в указанное время.

Срок

Статья 39.5 Земельного кодекса устанавливает срок публичного сервитута. В соответствии с этой нормой, срок зависит от некоторых ограничений.

  • Сервитут устанавливается на 10-49 лет в случае, если публичный сервитут предусмотрен пунктами статьи 39.37 Земельного кодекса (на нем будут располагаться инженерные соединения, электросети и так далее).
  • Если требуется произвести строительство или реконструкцию для проезда транспорта, то срок использования сервитута будет соответствовать сроку строительства.
  • Срок использования менее одного года будет устанавливаться в случае, если имеют место цели, предусмотренные подпунктами 5 статьи 39. 37.

О том, на какие сроки может устанавливаться сервитут, мы рассказывали здесь.

Права и обязанности обладателя

Обладатель сервитута имеет целый комплекс прав и обязанностей, к которым должен относиться очень серьезно. В противном случае, соглашение будет расторгнуто и лицо более не сможет использовать сервитут в качестве меры достижения своих целей.

Права и обязанности обладателя публичного сервитута установлены статьей 39. 50 Земельного Кодекса Российской Федерации. В соответствии с этой нормой:

  1. Обладатель публичного сервитута имеет право приступить к осуществлению использования земельного надела с момента заключения соглашения.
  2. Если публичный сервитут был установлен в отношении земельных наделов, который является государственной или муниципальной собственностью, то обладатель публичного сервитута может использовать надел только после того, как будет внесена соответствующая оплата.
  3. Лицо имеет право получить доступ к земельному наделу.
  4. Осуществлять на его территории строительные работы или реконструкцию.
  5. Может складировать, осуществлять доставку или наоборот, вывоз строительных материалов.
  6. Есть возможность осуществлять консервацию или наоборот, снос сооружений.
  7. Когда на участке расположены какие-либо недвижимые объекты и постройки, то обладатель сервитута также приобретает права на данные вещи, если иное не установлено соглашением между сторонами.

Однако, никто не отменял обязанностей:

  1. Ну например, обладатель сервитута должен содержать участок в том состоянии, которое бы характеризовало его пригодным для использования.
  2. Если обладателем сервитута были построены какие-либо объекты, то по факту окончания использования они должны быть снесены.
  3. Также, обладатель сервитута имеет право отказаться от его установки в любое время.

Подробнее о том, как обладатели сервитута могут распоряжаться землей, каковы их обязанности и права, мы рассказывали тут.

Плата

Оплата за публичный сервитут осуществляется в соответствии с соглашением. Это значит, что денежные средства должны поступать раз в месяц или ежегодно, в зависимости от условий, которые были оговорены ранее. Но в соглашении также устанавливается конкретная сумма, которая характерна 0, 01 процента от кадастровой и рыночной стоимости.

А вообще, вопросы платы за публичный сервитут установлены статьей 39. 46 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной нормой обладатель обременения должен вносить плату в обязательном порядке. Как правило, это единовременный платёж или совокупность периодических платежей.

Однако, стороны могут установить порядок по собственному желанию.

Плата, как правило, рассчитывается прямо пропорционально площади использования земельного надела, который расположился в установленных границах.

Если период был установлен больше, чем на 3 года, то проценты повышаются до 0, 1 от кадастровой стоимости надела.

Если в отношении земельных участков кадастровая стоимость было определена, размер оплаты за сервитут будет рассчитывается в соответствии с пунктами 4, 3 данной статьи. Будет применён сравнительный метод, в ходе которого будут сравнивать аналогичные участки, расположенные в данном населённом пункте.

О методике определения и порядке внесения платы за сервитут на земельный участок можете узнать из этого материала.

Когда процедура не может проводиться?

  1. Публичный сервитут не может быть установлен в случае, если не были произведены изыскательские работы, чётко не установлены границы участка.
  2. Также, публичный сервитут не может быть установлен в ситуации, когда земельный надел уже отдан кому-либо в сервитут.
  3. Так, запрещается установка и применение сервитута в случае, если не была проведена процедура соответствующей регистрации или в ней было отказано по каким-либо причинам.

Публичный сервитут – это мера обременения, которая имеет массу нюансов. Поэтому, прежде чем начинать сбор пакетов документов и собираться обращаться в местную администрацию с целью получения надела в использование в виде сервитута, помните о том, что вы можете столкнуться с огромным количеством нюансов, с которыми стоит познакомиться заранее, чтобы обезопасить себя от негативных моментов.

Особенности установления публичного сервитута

20.06.2019 С 1.сентября 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 года №341-ФЗ, который вносит изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов и регламентировал новый порядок установления публичных сервитутов. В случае, если лицами подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений либо подключения к ним, организации процесса строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры, организации процесса строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры, проведения инженерных изысканий в отношении линейных объектов и отдельных сооружений, органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на установление публичного сервитута, обеспечивается выявление правообладателей земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута. В таком случае вышеуказанными органами обеспечивается извещение правообладателей земельных участков путем: — опубликования сообщения о возможном установлении публичного сервитута в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов; — размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на официальном сайте уполномоченного органа и соответствующего муниципального образования; — размещения сообщения на информационных щитах в границах соответствующего населенного пункта или муниципального образования; — размещения сообщения в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных при входе в многоквартирный дом или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом) в случае, если публичный сервитут предлагается установить в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Правообладатели земельных участков, в отношении которых испрашивается публичный сервитут, если их права не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в течение 30 дней со дня опубликования сообщения в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, подают в уполномоченный орган заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав).

В таких заявлениях указывается способ связи с правообладателями земельных участков, в том числе их почтовый адрес и (или) адрес электронной почты. Правообладатели земельных участков, подавшие такие заявления по истечении указанного срока, несут риски невозможности обеспечения их прав в связи с отсутствием информации о таких лицах и их правах на земельные участки. Такие лица имеют право требовать от обладателя публичного сервитута плату за публичный сервитут не более чем за 3 года, предшествующие дню направления ими заявления об учете их прав (обременений прав).

Обладатель публичного сервитута в срок не более чем 2 месяца со дня поступления указанного заявления направляет правообладателю земельного участка проект соглашения об осуществлении публичного сервитута и вносит плату за публичный сервитут. Правообладатель земельного участка вправе подписать соглашение об осуществлении публичного сервитута и направить его обладателю публичного сервитута или направить обладателю публичного сервитута уведомление об отказе в подписании соглашения об осуществлении публичного сервитута либо в течение 14 дней со дня получения проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута направить обладателю публичного сервитута предложение о заключении такого соглашения на иных условиях. При этом обладатель публичного сервитута, получивший предложение о заключении соглашения об осуществлении публичного сервитута на иных условиях, обязан в течение 10 дней направить правообладателю земельного участка проект соглашения об осуществлении публичного сервитута, подписанный на предложенных условиях, или уведомление об отклонении такого предложения. Если в течение 30 дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута такое соглашение не заключено, за исключением случая оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута в суде, плата за публичный сервитут, предусмотренная проектом указанного соглашения, вносится обладателем публичного сервитута на депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка.

В указанном случае обладатель публичного сервитута, внесший плату за публичный сервитут на депозит нотариуса, вправе осуществлять публичный сервитут до заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута, в том числе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения. Также правообладатель земельного участка вправе обратиться в суд с требованием о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута. В этом случае соглашение об осуществлении публичного сервитута считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

С дополнительной информацией можно ознакомиться на официальном сайте удостоверяющего центра: https://uc.kadastr.ru. По всем техническим вопросам можно обратиться по телефону: 8 (861) 992-12-99 или по адресу электронной почты: [email protected] .

Количество показов: 3069

Вернуться назад Поделиться:

Главная

Город-курорт

  • Общая информация
  • Гостям и жителям города
  • Территориальная избирательная комиссия Геленджикcкая
  • Экономика
  • Стандарт развития конкуренции
  • Социальная сфера
  • Общественная безопасность
  • Инвестиционная привлекательность
  • СМИ города
  • СМИ о нас
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • WEB-камеры
  • Карта

Администрация

  • Структура администрации города
  • Полномочия, задачи и функции
  • Политика обработки персональных данных
  • Актуальная информация
  • Административная реформа
  • Противодействие коррупции
  • Подведомственные организации
  • Статистическая информация
  • АнтиНАРКО
  • Муниципальная служба
  • Резерв управленческих кадров
  • Торги
  • Участие в программах
  • Информационные системы
  • Официальные визиты и рабочие поездки
  • Результаты проверок

Жителям

  • Экономика
  • Оценка эффективности деятельности ОМС
  • Образование
  • Здравоохранение
  • Труд и занятость
  • Социальная защита
  • Общественная безопасность
  • Информация управления ГО и ЧС
  • Депутаты Думы (график приёма)
  • Выдающиеся люди
  • Информация управления земельных отношений
  • Единая система добровольного страхования жилья
  • Контроль за строительством
  • Стандарт развития конкуренции
  • Оценка регулирующего воздействия
  • Экспертиза действующих нормативных правовых актов

Руководители

  • Глава муниципального образования
  • Список руководителей

Обращения

  • Написать обращение
  • Просмотр своего обращения
  • Установленные формы обращений
  • Порядок и время приема
  • Порядок обжалования
  • Обзоры обращений лиц
  • Законодательная карта

Контакты

2022 © Город-курорт Геленджик: официальный сайт
Создание сайта — Новые технологии

г. Геленджик, ул. Революционная, д.1
e-mail: [email protected]
тел.: +7 (86141) 2-09-00

Статья 23 ЗК РФ. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут) (действующая редакция)

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Случаи и особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

admin
Оцените автора
Ракульское