Основания, способы и порядок приватизации земельного участка. Когда могут отказать

Ст. 39.16 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).

ЗК РФ Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 39.16. ЗК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1) утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;

8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;

9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном развитии территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, предусматривающий обязательство данного лица по строительству указанных объектов;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 14.07.2022 N 312-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;

(пп. 14.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

(пп. 16 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;

19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;

20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;

21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;

22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;

23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.

(пп. 26 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 185-ФЗ)

Что такое приватизация земельного участка и зачем она нужна? Особенности процедуры

Вопросу приватизации посвящены не только многочисленные нормативно-правовые нормы, но и статьи, комментарии и выписки. Несмотря на то, что процедура приватизации осуществляется на территории России с 1993 года, всё же, некоторые граждане Российской Федерации не сталкивались с ней. Поэтому людей закономерно волнует вопрос, как именно осуществляется эта процедура, из каких основных этапов состоит и с какими нюансами можно столкнуться в процессе.

Определение понятия: что это такое и что дает?

Приватизация земельного участка – это юридический процесс, основная цель которого состоит в приобретении государственного или муниципального участка в собственность граждан Российской Федерации. Эта процедура происходит не хаотично, а регулируется нормами законодательства: федерального и субъектов.

Основные вопросы освещены в Земельном кодексе Российской Федерации. Существует установленная процедура, которая помогает гражданам стать владельцами земли.

Для чего нужно обычному гражданину в России?

Наличие права собственности гарантирует, что гражданин имеет право осуществлять все возможные юридические процессы и операции с землёй. Но это станет возможно только после прохождения приватизации.

После прохождения процедуры гражданин имеет право дарить, передавать в наследство, отчуждать, менять, также осуществлять другие сделки с недвижимостью.

Обязательно ли приобретать муниципальную землю?

Каждый гражданин решает самостоятельно для себя, надо ли ему приобретать земельный участок в собственность или нет. Во многом этот вопрос индивидуален, так как зависит напрямую от характеристик самого участка, планов гражданина, а также некоторых юридических и правовых аспектов.

До какого года продлена?

И всё же, если в планах у гражданина стоит приватизация земельного участка, откладывать «на потом» эту процедуру не стоит. В соответствии с законодательством, так называемая «дачная амнистия» продлена до 1 марта 2020 года. Это означает, что отдельные категории граждан могут прибегнуть к процедуре приватизации до указанного момента.

Под категории лиц, которые могут воспользоваться подобным продлением подпадают обладатели нежилых и жилых построек, которые расположены на СНТ, а также обладатели объектов, которые находятся на участке, предназначенном для ведения дачного хозяйства и садоводства.

Отдельное внимание стоит уделить срокам процедура приватизации. Если ранее процесс растягивался на несколько календарных месяцев, то теперь можно уложиться за какие-то две-три недели. Правда, если на участке требуется проведение кадастровых работ, то сроки будут увеличены.

Формы и виды

Как и любая другая процедура, приватизация земли может происходить на платной и бесплатной основе. Выясним, когда придется платить?

Бесплатная

Изначально нормативные и правовые акты разрешали проведение приватизации на бесплатной основетолько до конца декабря 2013 года. Однако, после большого количества критики Государственная Дума пересмотрела данный вопрос и государственная бесплатная приватизация была продлена до 1 марта 2015 года.

Далее принималось решение о продлении еще до 2017 года, а на сегодняшний день этот процесс носит бессрочный характер.

Когда же гражданин может рассчитывать на бесплатную приватизацию? На этот вопрос отвечает статья 39.5 Земельного кодекса. В этой норме перечислены основания, которые дают гражданину право пользоваться бесплатной процедурой.

Гражданин может избавиться от необходимости платить денежные средства, если:

  • он имеет троих и более несовершеннолетних детей;
  • получил земельный участок в безвозмездное личное пользование из подсобного хозяйства.

Однако законы субъектов могут предусматривать и другие дополнительные основания, дающие право на бесплатную приватизацию.

Важно!Если гражданин получил земельный участок для возведения дачи, гаража, дома и так далее до 2001 года, то он может рассчитывать на бесплатную процедуру.

Подробнее о том, что такое бесплатная приватизация земельного участка, кому она полагается, как оформляется, рассказано в отдельной публикации.

Платная

Платная приватизация земельного участка осуществляется в соответствии с Федеральным Законом 178-ФЗ. Гражданин имеет право получить в собственность любую часть земли или весь участок полностью, если на нём располагаются какие либо постройки и объекты недвижимости, например, дачи, дома, хозяйственные строения и так далее. Главное, чтобы эти объекты были зарегистрированы в государственных учреждениях.

Участок, полученный после 2001 года приватизируется на платной основе. Сумма невелика, однако должна быть перечислена в качестве выкупа участка у государства.

Сумма не установлена в едином эквиваленте, а рассчитывается. Муниципальные или федеральные органы власти рассчитывают итог, сравнивая цены на землю в округе, а также исходя из размера налога на землю. Также при назначении стоимости опираются на установленную кадастровую стоимость.

Основания для безвозмездного проведения

В 2017 году законодатель существенно сократил список лиц, которые имеют право рассчитывать на бесплатную приватизацию. На сегодняшний день такой возможностью обладают граждане, которые относятся к категории льготников.

Еще одна группа лиц, имеющая привилегии – это участники программы «дачная амнистия».

К категории льготников относятся следующие граждане:

  1. Военнослужащие.
  2. Герои РФ.
  3. Герои СССР.
  4. Ветераны.
  5. Дети-сироты.
  6. Семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми.
  7. И другие установленные муниципальными властями категории лиц.

Как узнать статус?

Для того чтобы узнать, успел ли кто-то приватизировать земельный участок, или ещё нет, нужно воспользоваться некоторыми советами:

  1. Если участок был получен гражданином до 2001 года, то необходимо обратиться в муниципальные органы власти. В архиве вы можете найти Постановление Администрации, на основании которого земельный участок был предоставлен кому-либо в использование до момента, пока вы не получили данный надел.Если подобного документа Нет, то нужно прибегнуть к публичной кадастровой карте. Этот способ подойдёт и для земельных наделов, которые были оформлены до 2001 года, и после этого срока.
  2. Единая кадастровая карта – это ресурс, который расположен в интернете и даёт гражданам общедоступные сведения по земельным участкам, а также по постройкам, расположенным на них. Необходимо вбить в строке браузера «Публичная карта». Перейдите по первой вкладке.Если вы владеете кадастровым номером надела, то введите его вы пустое поле. Если же нет, то задайте город своего проживания, и путем поиска по карте выделите надел курсора. На экране появится всплывающее окно, которое будет отображать основную информацию о земле. Это адрес местоположения, площадь, установленная кадастровая стоимость, возможное целевое использование, а также наличие или отсутствие формы собственности.

Для приватизации доступны наделы, которые находятся в муниципальной или федеральной собственности граждан.

О том, как можно узнать, приватизирована ли земля, в государственных учреждениях, в сети Интернет и другими способами, подробно описано тут.

Порядок проведения процедуры в РФ

Если земельный надел находится пока ещё в муниципальной собственности, у вас есть все шансы стать его полноправным владельцем. Но для этого нужно выполнить ряд последовательных шагов.

Перечень документов

Состав пакета документов может варьироваться в зависимости от индивидуальных обстоятельств. Но сотрудники государственного учреждения в обязательном порядке могут потребовать следующие бумаги:

  • Постановление или свидетельство, которое подтверждает факт предоставления надела для использования.
  • Паспорт гражданина, на которого было оформлено свидетельство или постановление. Потребуется ещё и ксерокопия.
  • Кадастровый паспорт.
  • Паспорт выданный БТИ на все недвижимые объекты, расположенные на участке.
  • Справка из государственного реестра о некоммерческом характере СНТ.
  • Учредительная документация товарищества.
  • Выписка из ЕГРП.
  • Если лицо является членом СНТ, потребуется ксерокопия его книжки (как приватизировать землю в СНТ?).

Сколько стоит оформить в собственность?

Сама по себе стоимость процедуры приватизации земельного надела зависит от нескольких факторов. Если гражданин участвует в программе дачной амнистии, то оформление происходит на бесплатной основе. Но существует и платные способы стать обладателем надела.

В первом случае потребуется выкупить его у законного представителя. Если же участок был выдан государством на безвозмездной основе, то можно зарегистрировать свое собственное право.

Необходимо оплатить государственную пошлину:

  • Для участков, которые подразумевается использовать под ИЖС и СНТ и так далее предусмотрена государственная пошлина в размере 350 руб.
  • Для прочих земельных наделов 2.000 руб.

Оплатить государственную пошлину можно как в самом государственном учреждении, так и через портал государственных услуг.

Больше нюансов о том, сколько стоит процедура приватизации ЗУ, о цене на изготовление документов, госпошлине, мы писали отдельно, а здесь можете ознакомиться с порядком и способами процедуры приватизации ЗУ.

Особенности

В вопросе приватизации земли нельзя избежать каких-либо нюансов и тонкостей.

Можно ли приватизировать долю ЗУ?

Разрешается приватизировать долю в земельном наделе, однако эта процедура сопровождается некоторыми нюансами:

  1. Для этого нужно выделить долю в натуре в домовладении. То есть, таким образом прекратить долевую собственность. Между всеми обладателями участка заключается соглашение о разделе. На долю регистрируется право собственности на часть постройки.
  2. Дальше необходимо прибегнуть к процедуре межевания. На кадастровой карте должны найти отражение внесённые изменения.
  3. Затем гражданин должен составить заявление на предоставление наделов в собственность. После этого на его имя выдается постановление, в соответствии с которым выделенная доля становится его собственностью.
  4. Далее следует общая процедура регистрации прав.

О приватизации в совместную собственность земельного участка, например, жильцами под МКД, мы подробно рассказали тут.

Без построек

В соответствии с законом приватизировать можно только тот земельный надел без построек, который ранее принадлежал гражданину Российской Федерации по договору аренды или бессрочного пользования.

По сути, будет происходить не приватизация, а переоформление. Участвовать в подобной процедуре могут только те земельные наделы, которые были предоставлены с целью ведения садоводства, ИЖС, подсобного хозяйства и садоводства.

Под гаражом

Владелец гаража тоже может стать полноправным обладателем не только постройки, но и земли под ней. Для процедуры приватизации потребуется пройти три этапа:

  1. У председателя гаражного кооператива нужно взять справку, которая свидетельствует о том, что кооператив был зарегистрирован в местной администрации.
  2. Затем нужно явиться в БТИ вместе со справкой для того, чтобы получить техническое описание земельного надела под гаражом.
  3. В регистрационной палате нужно узнать необходимый перечень документов, сформировать пакет и снова явится в регпалату для выдачи свидетельства, которое закрепит вас в качестве собственником земли под гаражом.

О нюансах приватизации земли под гаражом мы писали в другом материале.

В аренде

Законодательство разрешает приватизировать участки, которые находятся в аренде. Однако в этом вопросе нужна опираться на дату, когда был заключён договор. Если земельный надел был получен в аренду до 1 января 2001 года, то приватизация возможна.

Однако, если договор был оформлен после этой даты, то в таком случае осуществить оформление прав собственности можно только платно.

Всё объясняется принятием Земельного кодекса Российской Федерации в 2001 году.

Процедура делится на несколько этапов:

  1. Готовится пакет документов.
  2. Кадастровый учет территории.
  3. Обращение с заявлением в администрацию или Росимущество.
  4. Выдача разрешительного акта на проведение приватизации.
  5. Регистрация участка в Росреестре.

О том, как приватизировать землю, взятую в аренду, подробнее читайте здесь.

Дачный дом на своем ЗУ

Законодательство Российской Федерации говорит о том, что приватизировать дачную постройку необязательно, так как она расположена на земельном участке, который находится в собственности гражданина. Поэтому, если вы уже провели процедуры по приватизации земли, то этого вполне достаточно.

Однако, если в дальнейшем планируется передать дачный домик по наследству, продать его, а также осуществлять иные сделки, то процедуру приватизации провести необходимо.

Процесс это достаточно простой свершается на общих основаниях. Подробнее о приватизации дачного домика на собственной земле рассказано тут.

Какие категории не подлежат процедуре?

Действующее законодательство разрешает приватизировать далеко не все земельные наделы. Что же является исключением?

Например, к таким наделам относятся земли, которые входят в состав охраняемых объектов природы, лесной или водный фонд, территории, которые закреплены для федеральных или муниципальных нужд, земли в пределах береговой полосы, земли в природных парках и заповедниках и так далее. О том, какие категории земель не подлежат приватизации, узнайте в этой статье.

СНТ

Земли СНТ часто приватизируются гражданами.Наличие земли в собственность в СНТ дают право участникам заниматься сельскохозяйственной деятельностью.

А наличие юридически оформленных прав на надел даёт гражданину основание распоряжаться участком по своему собственному усмотрению. Однако в некоторых случаях может быть дан отказ в приватизации.

Такое происходит в случае, если надел был исключён из оборота. Был установлен запрет на осуществление приватизации. Государство планирует использовать данный надел в других целях.

О порядке приватизации земельного участка в садовом товариществе подробно рассказано в другой публикации.

Сельскохозяйственные

К землям сельхозназначения относятся угодья, участки, которые заняты коммуникациями, дорогами, зелёными насаждениями, водными объектами, зданиями и так далее. Приватизация подобного участка – это передача права на обладание в частную собственность.

Возможно приватизировать только те земли сельхозназначения, которые на данный момент находятся в государственной или муниципальной собственности. В процедуре приватизации могут участвовать и физические, и юридические лица.

Отказ в приватизации земель сельхозназначения может быть получен в ситуации, когда гражданин хочет заполучить участок, который имеет особую важность. Например, на нём расположены постройки, которые снабжают окружающих коммуникациями, водой и так далее.

Больше информации, как оформить в собственность наделы сельскохозяйственного назначения, узнайте здесь.

Можно ли продать землю без права собственности?

Отсутствие права собственности на землю говорит о том, что процедура приватизации не было проведена. А значит, гражданин не обладает всей полнотой прав, которая бы разрешала производить сделки с недвижимостью, в данном случае, сделки с землей.

Поэтому землю без приватизации продать не получится, так как гражданин не имеет прав на осуществление подобной процедуры. Земельный надел пока что находится в государственной или муниципальной собственности.

А вот государство или муниципалитет имеет право продать гражданину данный земельный надел, таким образом проведя процедуру платной приватизации, вследствие чего лицо станет собственником.

Приватизация ЗУ – это сложная процедура, которая осуществляется в несколько этапов. Она содержит много нюансов, с которыми можно столкнуться в ходе выполнения. Но внимательное изучение законодательства, а также поэтапное следование планам даст свои плоды, в скором времени вы станете обладателем собственного земельного надела.

Как поступить, если пришел отказ в приватизации участка

Можно ли что-то сделать, если отказали в приватизации земельного участка? Вообще, на каком основании власти вправе выносить отказ? Именно такими вопросами задаются люди, которые никак не могут реализовать свое право на приватизацию земли.

В этой статье разберемся в причинах отказа, вариантах их оспаривания. Также объясним, почему следует спешить с приватизацией и обжаловать отказ в обязательном порядке.

  1. Основания для отказа в приватизации участка
  2. Оспоримые основания для отказа в приватизации ЗУ
  3. Что делать, если отказали в приватизации участка
    1. Досудебный порядок обжалования отказа в приватизации ЗУ
    2. Как в суде обжаловать отказ в приватизации земли

    Основания для отказа в приватизации участка

    Земельным законодательством предусматривается строго определенный перечень оснований для отказа в приватизации земельного участка (далее – «ЗУ»).

    1. Участок расположен в красных линиях. То есть он располагается на территории общего пользования (включая лесопарковые зоны), в том числе в пределах ЛЭП, коммуникационных сетей связи, трубопроводов, железных, автомобильных и пешеходных дорог, проездов и проходов.
    2. ЗУ полностью или частично расположен в природоохранной зоне. Это может быть территория заповедника и пр.
    3. Участок располагается в зоне, которая в недалеком будущем будет отнесена к особо охраняемым или подвергнута реорганизации.
    4. ЗУ частично или полностью располагается на территории частного владения физического или юридического лица.
    5. На участок или зону его расположения наложено ограничение или исключение из оборота.
    6. ЗУ располагается на территории земель, входящих в государственный резервный перечень и может потребоваться для реализации государственных (муниципальных) проектов.
    7. Участок запрещен к выкупу, иной передаче в частную собственность действующим федеральным законом или муниципальным правовым актом.
    8. На участке возведена незаконная постройка.

    Это предельный перечень оснований для отказа. При этом основания, по которым отказывают в приватизации квартиры (о них читайте здесь), в данном случае действуют лишь частично:

    • гражданин однажды уже приватизировал ЗУ;
    • участок не имеет определенных границ (о межевании можно узнать здесь);
    • не соблюдение формальных требований к приватизации (участок ранее не передавался гражданину);
    • отсутствуют определенные документы, необходимые для приватизации участка;
    • не соблюдение регламента приватизации (о нем можно узнать из этой статьи).

    Оспоримые основания для отказа в приватизации ЗУ

    Но чиновники не ограничиваются перечнем оснований для отказа, который определен действующим законодательством. И довольно часто выносятся неправомерные отказы, которые, тем не менее, формально могут быть истолкованы как обоснованные. Чаще всего люди, желающие приватизировать надел, сталкиваются со следующей отказной мотивировкой.

    • Недостаточно документов. Определенные бумаги могут быть утеряны или пришли в негодность. Органы, которые ответственны за них, могут быть уже расформированы, а архивы пропасть. Но при этом забывается, что чиновники в ряде случаев обязаны самостоятельно делать необходимые запросы.
    • Ошибки в обработке сведений из отчетной документации. В итоге наблюдается расхождение между сданными документами и данными, которыми располагает муниципалитет. Несмотря на явную ошибку муниципалитета или 3-х лиц, «виновником» объявляется человек, желающий приватизировать ЗУ.
    • На участке расположены незаконно возведенные строения. При этом власти не учитывают капитальность постройки. Ведь некапитальные конструкции не являются основанием к отказу в приватизации.
    • Имеется задолженность по налогам, перед коммунальщиками. Это, как и в случае с квартирой, не может рассматриваться как основание для отказа в безвозмездной передаче земли на основании приватизации.

    Что делать, если отказали в приватизации участка

    За отказом в приватизации участка часто следует несогласие человека, собиравшегося обрести право собственности на обрабатываемый надел. Но можно ли как-то оспорить вынесенное муниципалитетом решение? При наличии оснований – вполне реально. Вариантов 2 – досудебное обжалование решения, либо обращение в суд.

    Рассмотрим оба варианта.

    Досудебный порядок обжалования отказа в приватизации ЗУ

    Жалоба составляется на тот орган, который вынес необоснованное решение. В тексте обращения необходимо указать:

    • обстоятельства дела – кто, куда и с какой целью обратился, и что случилось в итоге;
    • обоснованность претензий – почему заявитель считает вынесенное решение в отказе в приватизации ЗУ необоснованным;
    • конкретные требования.

    Важно!К обращению прикладывается ответ на заявление о приватизации земли.

    Жалобу проще всего направить в прокуратуру. Это избавит от лишней мороки, связанной с определением вышестоящей инстанции. Прокуратура обязана провести проверку по факту обращения, и при выявлении несоответствия законодательству, вынести предписание об устранении нарушений.

    Но чаще всего ответом будет стандартная «отписка». И в таком случае «приватизатору» остается либо пойти вверх по инстанции (пожаловаться на прокурора), либо обратиться в суд.

    Как в суде обжаловать отказ в приватизации земли

    По факту отказа в приватизации ЗУ необходимо подать исковое заявление в районный суд по местонахождению участка (исключительная подсудность). Иск составляется по правилам ст. 131 ГПК РФ (об этом читайте здесь). Но в теле иска нужно указать:

    • обстоятельства дела – по сути, то же самое, что и при составлении жалобы;
    • ссылка на вынесенный отказ и отсылка к приложениям (решение муниципалитета прикладывается к иску);
    • аргументированная позиция истца, со ссылками на имеющиеся документы и нормы законодательства;
    • конкретные требования о передаче земли в собственность истца.

    Важно! К исковому заявлению обязательно прикладываются все документы, связанные с приватизируемой землей.

    Почему отказ в приватизации обязательно нужно оспорить

    К сожалению, мы живем в несовершенном мире. И за отказом в приватизации ЗУ может стоять вполне приземленный расчет – передать огромную территорию в собственность 3-го лица, которое решит построить на ней очередной жилой комплекс или коттеджный поселок.

    Именно поэтому нужно тщательно проверить аргументацию муниципалитета и при наличии малейших нестыковок требовать передачи земельного надела, в том числе и через суд. И лучше доверить это дело юристу, который установит законность вынесенного решения и подскажет, как правильно поступить в сложившихся обстоятельствах. Подробней о юридической помощи в приватизации можно узнать в этом материале.

    В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
    мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста.

    Основания, способы и порядок приватизации земельного участка. Когда могут отказать

    Статья 28. Отчуждение земельных участков

    1. Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением следующих земельных участков:

    (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;

    занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

    3. Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Абзац утратил силу с 1 июля 2006 года. — Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, — на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.

    (в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

    Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

    4. При приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством.

    Собственники указанных в настоящем пункте объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке.

    Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

    5. Земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 — 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.

    (в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 18.07.2011 N 214-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Указанный кадастровый паспорт земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.

    (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. Одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов.

    При отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках.

    Исключения из данного правила возможны при установлении на земельный участок публичного сервитута, обеспечивающего возможность использования улучшений и принадлежностей в полном объеме.

    7. Предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.

    (п. 7 в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    8. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:

    лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;

    зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

    общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);

    не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

    Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

    (п. 8 в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    9. При внесении земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования, в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ не применяется ограничение, установленное пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.

    (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

admin
Оцените автора
Ракульское