Оплата за горячую воду от отопления

Расчёт платы за коммунальные услуги по отоплению, ХВС и ГВС в многоквартирных домах с индивидуальными тепловыми пунктами вызывает много вопросов у управляющих домами организаций. Для них 23 марта мы провели онлайн-семинар с экспертом Ириной Маликовой. Узнайте подробности.

При расчёте платы за нецентрализованное ГВС в домах с ИТП применяются тарифы на холодную воду и теплоэнергию

Участники онлайн-семинара «Расчёты за тепловую энергию, холодную воду и горячую воду в МКД с индивидуальными тепловыми пунктами» вместе с экспертом, генеральным директором «Института управления ЖКХ» Ириной Маликовой разобрали сложные вопросы применения формул для расчёта платы за коммунальные услуги в домах с ИТП:

Эксперт подробно остановилась на вопросе расчёта платы в домах, где теплоснабжение централизованное, а ГВС нецентрализованное (НЦС ГВС). Горячая вода при НЦС приготавливается прямо в доме с использованием оборудования, в том числе ИТП (ч. 12 ст. 2 Закона № 416-ФЗ):

ГВС при такой схеме в доме с ИТП осуществляется на основании соглашений, заключаемых с лицами, осуществляющими эксплуатацию индивидуального теплового пункта, согласно ч. 1 ст. 7 № 416-ФЗ. Снабжение потребителей горячей водой происходит путём производства и предоставления коммунальной услуги ГВС с использованием внутридомовых инженерных систем (пп. «б» п. 4 ПП РФ № 354).

При такой системе ГВС регулируемый тариф на эту коммунальную услугу для проживающих в доме потребителей не устанавливается, поскольку отсутствует РСО – поставщик горячей воды. Плата за ресурс рассчитывается с применением двух тарифов:

  • на холодную воду, утверждаемый в руб./куб.м для водоснабжающей организации (ВСО);
  • на тепловую энергию, установленный в руб./Гкал для теплоснабжающей компании (ТСО).

При этом в домах с нецентрализованным горячим водоснабжением заключаются договоры теплоснабжения на поставку тепловой энергии и договоры на поставку холодной воды в целях ГВС. Подробнее о договорах, в том числе прямых, которые заключают потребители услуг, УО и РСО, узнайте из материалов онлайн-семинара, прикреплённых к статье.

Почитать  Надо ли платить налог с продажи участка в крыму после переоформления

При расчётах используются показания только введённых в эксплуатацию ИПУ

Ещё одной темой, которую Ирина Маликова разобрала с управляющими домами, стали ИПУ и дата, с которой прибор учёта признаётся расчётным. Эксперт напомнила, что согласно п. 3.3. разд. 8, п. 5.2 разд.

10 приказа № 74/114/пр, сведения об индивидуальных счётчиках коммунальных ресурсов, установленных в МКД, размещаются в ГИС ЖКХ исполнителем коммунальной услуги не позднее 7 дней со дня получения информации об установке/замене ИПУ.

В ГИС ЖКХ вносится следующая информация об индивидуальных приборах учёта:

  • сроки приёма показаний ИПУ;
  • сведения об установленных в доме счётчиках;
  • вид измеряемого коммунального ресурса и наименование коммунальной услуги;
  • отметки об исправности ИПУ;
  • дата ввода счётчика в эксплуатацию;
  • сведения об отсутствии технической возможности установки ИПУ;
  • информация о показаниях прибора учёта.

Согласно абз.13 п. 81 ПП РФ № 354, исполнитель коммунальной услуги обязан рассчитывать плату за потреблённый ресурс, исходя из показаний ИПУ, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора в эксплуатацию.

Следовательно, как отметила Ирина Маликова, если в помещении дома установлен индивидуальный прибор учёта, но он не был введён в эксплуатацию, то такое помещение считается не оборудованным ИПУ и показания прибора к расчётам не принимаются.

Участники семинара подробно обсудили применение формул расчёта платы за коммунальную услугу ГВС в домах с индивидуальными тепловыми пунктами при НЦС. Согласно абз.1 п. 54 ПП РФ № 354, такие расчёты ведутся исполнителем, исходя из объёмов потребления и тарифов на ресурсы, используемые при производстве горячей воды в доме.

Из материалов семинара

Подробнее о том, какие формулы применяются в таком случае, а также об оплате тепловой энергии, которая используется для предоставления услуг по теплоснабжению в домах с ИТП, узнайте из видеозаписи, приложенной к статье.

Узнайте о нюансах расчёта платы за коммунальные услуги в домах с ИТП из материалов онлайн-семинара

Онлайн-семинар с Ириной Маликовой продлился четыре часа. За это время эксперт разобрала множество трудных вопросов, возникающих у УО и ТСЖ при расчёте платы за коммунальные ресурсы в домах, где горячая вода производится непосредственно в доме с использованием ИТП.

Посмотрев видеозапись мероприятия, вы узнаете:

  • на какие нормы законодательства опирается исполнитель при расчёте платы за теплоэнергию в случаях, не урегулированных ПП РФ № 354;
  • обязано ли УО/ТСЖ в домах с индивидуальными тепловыми пунктами и НЦС ГВС заключать договоры с поставщиками ресурсов на приобретение тепловой энергии для ОДН;
  • как правильно сформулировать предмет договоров ресурсоснабжения для домов с ИТП;
  • какие существенные обстоятельства подлежат применению при использовании расчётных формул, приведённых в ПП РФ № 124;
  • кто размещает в ГИС ЖКХ информацию об общедомовых приборах учёта;
  • по каким правилам происходит корректировка платы при нарушении качества коммунальной услуги.

Все материалы с онлайн-семинара вы найдёте под этой статьёй. Также приглашаем вас участвовать в предстоящих онлайн и очных семинарах РосКвартала и Ассоциации «Р1». Информацию о них вы найдёте в разделе «Мероприятия».

Вопросы-ответы

Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124

Правила №1034

Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034)

Правила №776

Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод (утв. постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776)

Закон о теплоснабжении

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»

Закон о водоснабжении и водоотведении

Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»

Норматив потребления

Составляет 0,016 Гкал/м2, утвержден постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 № 41 «О нормативах потребления тепловой энергии и газа, используемых для расчета платы за коммунальные услуги»

Постановление № 629-ПП

Постановление Правительства Москвы от 29.09.2016 № 629-ПП «О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. № 41»

Правила № 808

Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808)

Правила подключения

Правила подключения к системам теплоснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 307)

Перечень типовых вопросов потребителей и ответы на них

1. О расчетах с собственниками квартир/нежилых помещений в многоквартирных домах (1/12)

С 01.01.2017 при расчетах с исполнителями коммунальных услуг объем тепловой энергии, поставленной ПАО «МОЭК» для целей отопления многоквартирного дома, и подлежащий оплате по договору ресурсоснабжения, определяется:

  1. в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (ОДПУ) — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным прибором учета.
  2. в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный ОДПУ тепловой энергии — исходя из норматива потребления коммунальной услуги».

Постановление № 629-ПП
Пункт 25.1 Правил № 124

2. По вопросу применяемых тарифов.

ПАО «МОЭК» является единой теплоснабжающей организацией на территории города Москвы, а также организацией, осуществляющей горячее водоснабжение потребителей. Деятельность по поставке потребителям тепловой энергии и горячей воды подлежит регулированию. Полномочия по установлению тарифов возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Информация об установленных для потребителей (абонентов) ПАО «МОЭК» тарифах на тепловую энергию и горячую воды размещена на официальном сайте ПАО «МОЭК» в разделе «О компании / Раскрытие информации по регулируемым видам деятельности / Тарифы».

Статья 8 Закона о теплоснабжении
Статья 31 Закона о водоснабжении и водоотведении

3. По вопросу порядка определения количества поставленного в МКД ресурса

Объем коммунального ресурса, поставляемого в МКД, оборудованный ОДПУ, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц).

3.2. При отсутствии, выходе из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока его эксплуатации

Тепловая энергия на отопление

Объем тепловой энергии, поставленной на отопление в расчетном месяце отопительного периода, определяется:

  • до истечения 3-х расчетных периодов с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока его эксплуатации — исходя из среднемесячного объема тепловой энергии, потребленного за отопительный период, определенного по показаниям ОДПУ и при условии, что период работы ОДПУ составил более 3-х месяцев отопительного периода.
  • по истечении 3 расчетных периодов и в случае, если период работы ОДПУ составил менее 3 месяцев отопительного периода, а также в случае отсутствия ОДПУ — исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Объем горячей воды, подлежащий оплате в текущем расчетном месяце в случает отсутствия, выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока его эксплуатации, исходя из суммы значений:

  • количества горячей воды, определенного за расчетный период по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;
  • количества горячей воды, рассчитанного за расчетный период с применением норматива потребления горячей воды;
  • среднемесячного количества (объема) горячей воды, определенного за расчетный период по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;
  • количества горячей воды, определенного за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с положениями Правил № 776;
  • количества горячей воды, потребленного за расчетный период при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями п. 59(1) Правил № 354.

Пункт 21 Правил № 124

4. По вопросу порядка определения количества тепловой энергии, поставленной в нежилые здания

Количество тепловой энергии поставленное на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение определяется на основании показаний УУТЭ за расчетный период.

4.2. При выходе из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию УУТЭ или истечения срока его эксплуатации до 15 суток

Объем поставленной тепловой энергии определяется с учетом среднесуточного количества тепловой энергии, определенного исходя из показаний УУТЭ за время их штатной работы в расчетном периоде, приведенного к среднесуточной температуре наружного воздуха расчетного периода

Пункт 118 Правил № 1034

4.3. При отсутствии, выходе из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию УУТЭ или истечения срока его эксплуатации более 15 суток

Объем поставленной тепловой энергии определяется по договорным тепловым нагрузкам с учетом фактической температуры наружного воздуха в расчетном периоде

Пункты 115, 116 Правил № 1034

4.4. Объем тепловой энергии поставленной на приготовление горячей воды,

при наличии отдельного учета и временной неисправности УУТЭ (до 30 дней) рассчитывается на основании данных об объеме тепловой энергии на приготовление горячей воды, определенному по УУТЭ за предыдущий период.

В случае отсутствия раздельного учета, неисправности или нерабочего состояния УУТЭ более 30 дней, количество тепловой энергии, расходуемых на горячее водоснабжение, принимается равным значениям, установленным в договоре теплоснабжения (величина тепловой нагрузки на горячее водоснабжение.

5. По вопросу порядка определения количества горячей воды, поставленной в нежилые здания

Объем поставленной горячей воды определяется на основании показаний ПУ за расчетный период

5.2. При выходе из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ПУ или истечения срока его эксплуатации применяется

5.3. При нарушении сроков представления показаний ПУ, установленных договором

Объем поставленной горячей воды на период не превышающий 6 расчетных периодов подряд определяется на основании гарантированного объема подачи горячей воды, установленного договором, а после нарушения сроков представления показаний узла учета более 6-ти расчетных периодов подряд — с учетом пропускной способности трубопровода горячей воды в месте присоединения к централизованной системе горячего водоснабжения.

5.4. При отсутствии узла учета — определение объема поставленной горячей воды определяется

Объем поставленной горячей воды за период до 60 дней со дня получения уведомления о необходимости установки ПУ определяется на основании гарантированного объема подачи горячей воды, установленного договором. После истечения 60 дней со дня получения уведомления о необходимости установки ПУ, объем поставленной горячей воды определяется с учетом пропускной способности трубопровода горячей воды в месте присоединения к централизованной системе горячего водоснабжения (по сечению трубопровода).
До направления соответствующего уведомления — методом гарантированного объема подачи воды, определенного договором горячего водоснабжения.

6. Преимущество ЭДО

При наличии заключенного договора с операторами электронного документооборота ООО «Тензор» или ООО «СБиС» для прочих потребителей и ЕАИСТ 2.0 для потребителей Комплекса социальной сферы города Москвы, Вы приобретаете возможность получения расчетно-платежных документов за поставленные ресурсы посредством электронного документооборота, для чего Вам необходимо оформить дополнительное соглашение к заключенным с ПАО «МОЭК» договорам.
Электронный документооборот позволит:

  • Экономить время, которое можно потратить для достижения новых целей.
  • Экономить средства, затрачиваемые на оплату курьера и покупку расходных материалов для печати документов.
  • Иметь электронный архив, с удобным инструментом поиска.

7. Неустойка

Размер неустойки, предъявляемой потребителю в связи с нарушением порядка и сроков оплаты установлен статьей 15 Закона о теплоснабжении» и статьей 13 Закона о водоснабжении и водоотведении.

8. Договор компенсации стоимости тепловой энергии и теплоносителя, поставленных на период пуско-наладочных работ (договор ПНР)

Объект незавершенного строительства, не является объектом теплоснабжения, в отношении которого возможно заключение договора теплоснабжения. В указанных условиях для целей проведения пуско-наладочных работ и комплексного опробования энергоустановок ПАО «МОЭК» заключает со Строителями договор компенсации стоимости тепловой энергии и теплоносителя, поставленных на период пусконаладочных работ, условия которого сформулированы в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ.
Срок действия договора соответствует сроку действия Временного акта допуска энергоустановок в эксплуатацию на проведение ПНР, выданного МТУ Ростехнадзора.

Пункт 36 Правил № 808

9. О подключении к системам теплоснабжения

ВС РФ о расчёте количества тепловой энергии на подогрев воды

ВС РФ о расчёте количества тепловой энергии на подогрев воды

Споры управляющих и ресурсоснабжающих организаций о порядке расчёта платы за предоставляемые коммунальные ресурсы – частое явление. Они случаются из-за того, что каждая сторона трактует законодательство так, чтобы получить для себя максимальную выгоду.

Сегодня расскажем о споре между УО и РСО о том, как верно рассчитать количество тепловой энергии, используемой на подогрев ГВС.

Предмет спора

Управляющая и ресурсоснабжающая организации заключили договор теплоснабжения. РСО обязалась поставить УО тепловую энергию и горячую воду, УО же должна была оплачивать эти услуги и теплоноситель, не возвращённый в тепловую сеть теплоснабжающей организации. Кажется, ничего необычного, в каждом субъекте РФ тысячи УО заключают с РСО подобные договоры.

Но в нашем случае поводом для разногласий стало несогласие управляющей организации с тем, как РСО рассчитывает количество тепловой энергии, используемой на подогрев воды. УО считала, что рассчитывать нужно по нормативу. Теплоснабжающая организация же была уверена, что рассчитывать размер платы нужно по показаниям приборов учёта.

Разногласия привели к тому, что УО не оплачивала поставленные коммунальные ресурсы, накопила долги перед РСО, а теплоснабжающей организации пришлось обратиться в суд с иском о взыскании задолженности за поставленный коммунальный ресурс.

Мнения арбитражного и апелляционного судов

Первым судом, который рассмотрел дело, был Арбитражный суд Московской области. РСО настаивало на том, что управляющая организация должна оплатить поставленный ресурс по показаниям приборов учёта. УО в ответ предоставила контррасчёт задолженности, основанный на применении расчёта платы за тепловую энергию, использованную на подогрев воды, согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Цифры, которые требовала РСО, получались больше тех, которые рассчитала УО.

Арбитражный суд Московской области принял решение удовлетворить исковые требования РСО частично и взыскать с управляющей организации большую часть суммы, требуемой истцом в качестве задолженности, пени и оплату государственной пошлины за судебные расходы. Он пояснил, что теплоснабжающая организация начисляет плату неверно, поэтому УО должна вернуть сумму, которая получится, если вести корректные расчёты.

Хоть требования РСО и были удовлетворены, получилось так, что суд встал на сторону управляющей организации, ведь она не отказывалась платить совсем, а хотела получить корректный расчёт.

Теплоснабжающая организация осталась недовольна таким решением и подала апелляцию в Десятый арбитражный апелляционный суд, который отменил решение Арбитражного суда Московской области.

Апелляционный суд руководствовался ст. 157 ЖК РФ и Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ и исходил из необходимости определения объёма поставленной на подогрев воды тепловой энергии в спорный период по показаниям исправного прибора учёта, ранее установленного абоненту, а не на основании норматива на подогрев.

В этот раз с решением не согласилась управляющая организация. Она была уверена в своей правоте и решила обжаловать дело в Арбитражном суде Московского округа. Но этот суд встал на защиту РСО и в удовлетворении требований управляющей организации отказал, оставив решение предыдущего суда в силе.

УО решила не сдаваться и подала кассационную жалобу в Верховный Суд РФ. В ней УО сослалась не неправильное применение норм права и попросила отменить названные постановления судов апелляционной инстанции и округа, оставив в силе решение Арбитражного суда Московской области.

Представители ресурсоснабжающей организации возражали против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых постановлений.

Аргументы и решение Верховного Суда РФ

Судебная коллегия ВС РФ проверила материалы дела, обсудила доводы, изложенные в кассационной жалобе, и решила удовлетворить жалобу управляющей организации, отметив, что предыдущие суды не учли несколько положений действующего законодательства РФ.

Организация подачи управляющей организации тепловой энергии и горячей воды через присоединённую сеть осуществляются в целях оказания коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД. Такие отношения подпадают под действие пп. 10 п. 10 ст.

4 ЖК РФ.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных ресурсов. Такой объём определяется по показаниям приборов учёта. Если ПУ нет, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ.

Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ, правила предоставления КУ собственникам и нанимателям помещений в МКД, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с РСО, устанавливаются Правительством РФ.

В абз. 2 п. 13 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 сказано, что условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учётом ПП РФ № 354 и иных нормативных правовых актов РФ.

РСО не имеет право выставлять управляющей организации плату за коммунальные услуги больше, чем такие услуги стоили бы при прямых договорах собственников и РСО.

  • компонента на теплоноситель;
  • компонента на тепловую энергию.

Разделом 7 приложения № 2 к ПП РФ № 354 установлен порядок расчёта размера платы за коммунальную услугу ГВС, предоставленную потребителю за расчётный период в жилом или нежилом помещении и на ОДН в случае установления двухкомпонентных тарифов на ГВС.

В п. 26 приложения № 2 к ПП № 354 дана формула расчёта тепловой энергии, используемой на подогрев воды и сказано, что количество тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС на общедомовые нужды, рассчитывается по той же формуле.

В силу ПП РФ № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в законодательном порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей ГВС независимо от наличия общедомового прибора учёта, которым фиксируется объём тепловой энергии, поступающий в систему водоснабжения МКД. Такой вывод можно найти в п. 27 Обзора судебной практики ВС РФ № 5 (2017), утверждённом Президиумом ВС РФ 27.12.2017.

Указанный порядок не противоречит п. 1 ст. 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объёма потребляемых КУ по показаниям приборов учёта, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления КУ. Вся загвоздка в том, что тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг.

В городе, где находились участники разбирательства, норматив потребления тепловой энергии на подогрев ГВС был установлен постановлением главы города Подольска от 21.12.2004 № 2707-п.

Теплоснабжающая организация не предоставила доказательств признания норматива недействующим или утратившим силу, поэтому у судов апелляционной инстанции и округа отсутствовали основания при определении объёма тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления услуги по ГВС, руководствоваться показаниями ОДПУ.

Верховный Суд РФ отметил, что Арбитражный суд Московской области принял законное и обоснованное решение, правильно трактовав законодательство. Поэтому его решение ВС РФ постановил оставить в силе, а решения Десятого арбитражного суда Московской области, постановление Арбитражного суда Московского округа – отменить.

Прямые договоры в доме с ИТП: мнения, судебная практика и инициативы

Прямые договоры в доме с ИТП: мнения, судебная практика и инициативы

В конце мая 2024 года Минстрой России в новом письме снова озвучил свою позицию по вопросу заключения прямых договоров в домах с ИТП. Делаем подборку писем ведомства по данной теме, а также приводим мнение Верховного суда России и законодателей, могут ли собственники перейти в таких домах на договоры с РСО.

В ЖК РФ нет механизма перехода дома с ИТП на прямые договоры, если им управляет компания или товарищество

Согласно ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе на общем собрании принять решение о переходе на прямые договоры по коммунальным услугам с РСО.

Реализация данного права стала проблемой для жителей МКД, в которых для приготовления горячей воды используется внутридомовое оборудование – индивидуальные тепловые пункты (ИТП). В таких МКД ресурсоснабжающие организации поставляют в дом коммунальные ресурсы: холодную воду, или теплоноситель, и тепловую энергию для её подогрева (ч. 12 ст.

2, ч. 1 ст. 7 № 416-ФЗ, пп. «б» п. 4 ПП РФ № 354).

  • в доме способ управления не выбран или не реализован (ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ);
  • в доме выбран непосредственный способ управления (ст. 164 ЖК РФ);
  • дом остался без управляющей организации, новая УО ещё не выбрана или не назначена по результатам открытого конкурса (п. 17 ПП РФ № 354).

В таких многоквартирных домах собственники заключают прямые договоры с РСО на коммунальный ресурс, который поставляет организация. Это соответствует положениям п. 54 ПП РФ № 354.

Но если собственники выбрали для дома управляющую организацию или создали ТСЖ или кооператив, то правомерность перехода на прямые договоры под вопросом. Ниже разбираем позицию органов власти и Верховного суда РФ.

Минстрой России: сначала запретил, а затем посчитал возможным заключать прямые договоры в домах с ИТП

Минстрой России выпустил три письма по вопросу заключения прямых договоров в домах, где коммунальная услуга по горячему водоснабжению оказывается с использованием ИТП. В них отражены две противоположные позиции.

Нельзя заключить. В письме от 07.05.2018 № 20247-ОГ/04 Минстрой РФ указал, что в домах с ИТП поставщик ресурсов – теплоносителя и ресурса для его подогрева – не оказывает коммунальную услугу по горячему водоснабжению. Он только поставляет ресурс для её производства.

Следовательно, в доме с ИТП заключить прямой договор с ресурсоснабжающей организацией на коммунальную услугу ГВС собственники не могут.

  • договора о снабжении дома тепловой энергией для подогрева воды в целях ГВС;
  • договора холодного водоснабжения на нужды горячего водоснабжения.

Третье разъяснение появилось 31 мая 2024 года: Минстрой России в письме № 24513-МС/04 повторил свою позицию от 2019 года о том, что собственники помещений в доме с ИТП могут заключать прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией при нецентрализованной системе ГВС и централизованной поставке в дом ресурсов для приготовления горячей воды. Договор составляется отдельно по каждому компоненту с компанией, которая его поставляет.

Чтобы заключить прямые договоры в домах с ИТП, важно правильно сформулировать вопросы на ОСС и предмет таких договором

Подобную точку зрения выразила в 2018 году Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец. В выпусках онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» она привела нормы законодательства, которые позволяют жителям домов с ИТП заключить договоры с РСО напрямую, а также рассказала, как это правильно сделать.

Как отметила эксперт, согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, граждане свободны в реализации своих прав по заключению договоров. Ограничение жилищных прав граждан возможно только для защиты конституционного строя, а также нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.

3 ст. 1 ЖК РФ). Заключение прямого договора не подпадает под перечисленные условия, то есть права жителей домов с ИТП в этой ситуации не могут быть ограничены.

Елена Шерешовец указала, что для заключения договоров с РСО нужно правильно сформулировать вопросы повестки дня для голосования на ОСС. Согласно ч. 4.4 ст. 44 ЖК РФ, начало вопроса повестки дня должно выглядеть следующим образом:

«Принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме следующих договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями…».

Далее необходимо выбрать ту формулировку, которая подходит к системе ГВС и отопления конкретного многоквартирного дома при нецентрализованной системе и теплоснабжения и ГВС. Если для подогрева в доме используется электроэнергия, то в повестке дня следует использовать следующую формулировку:

  • …энергоснабжения, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг по энергоснабжению и в целях производства тепловой энергии на отопление и подогрев воды в МКД.
  • …холодного водоснабжения и водоотведения, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, и в целях производства тепловой энергии на отопление и подогрев воды в МКД, также в целях горячего водоснабжения в МКД и водоотведения».

Правильно оформленный протокол ОСС не является гарантией того, что ресурсоснабжающая организация сразу согласится перейти на прямые договоры. Но при этом у собственников появится шанс при отказе отстоять свою позицию в суде.

ВС РФ запретил переход домов с ИТП на прямые договоры: исполнитель услуг – всегда управляющее домом лицо

Другую позицию высказал Верховный суд России в деле № А17-8192/2019. Судья посчитал, что прямой договор на ГВС в домах с ИТП заключить невозможно. Поставщик ХВС не вправе быть исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению в доме с ИТП.

При отсутствии в доме централизованной системы ГВС исполнителем такой коммунальной услуги всегда является управляющая домом организация, ТСЖ или кооператив. Решение общего собрания собственников не может преодолеть императивные требования ЖК РФ.

Законодатели предлагают закрепить в ЖК РФ право собственников в домах с ИТП заключать прямые договоры

Точку в споре мнений пытаются поставить депутаты Госдумы России. Ещё в мае 2020 года они внесли на рассмотрение законопроект № 960730-7. Документом предлагается прописать в ст.

157.2 ЖК РФ специальные правила, регулирующие заключение прямых договоров в домах с индивидуальными тепловыми пунктами и крышными котельными.

Авторы предложили дополнить ст. 157.2 ЖК РФ частью 7.2 и прописать в ней, что собственники помещений в домах с ИТП заключают с РСО договоры о поставке ресурсов на цели ГВС. В марте 2021 года документ был принят в первом рассмотрении, а с октября 2021 года находится на втором чтении.

На заметку

Мнения Минстроя России, эксперта и Верховного суда России о правомерности заключения прямых договоров в домах с ИТП разделились. Сегодня сложно сказать, насколько удачно пройдёт этот процесс в случае, если собственники помещений всё-таки примут такое решение на ОСС и обратятся с протоколом в РСО.

Поставщик ресурсов в зависимости от своих интересов займёт ту или иную позицию. Если УО и собственники с такой позицией не согласятся, то вправе будут оспорить решение РСО в суде. Но на чём будет основывать решение суд – на мнении Минстроя России или решении ВС РФ по конкретному делу – сказать сложно.

А в вашей практике есть успешный кейс по переводу дома с ИТП на прямые договоры? Расскажите в комментариях.

admin
Оцените автора
Ракульское