Охрана окружающей среды

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 июля 2024 года; проверки требуют 2 правки.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 июля 2024 года; проверки требуют 2 правки.

Эту страницу предлагается объединить со страницей Охрана природы.

Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К объединению/21 ноября 2021.
Обсуждение длится не менее недели (подробнее). Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.

Охра́на окружа́ющей среды́ (или охра́на приро́ды, защи́та приро́ды) — комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния деятельности человека на окружающую среду (природу) и предотвращения её деградации. Такими мерами могут являться:

  • Ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу с целью улучшения общей экологической обстановки.
  • Создание заповедников, национальных парков с целью сохранения природных комплексов.
  • Ограничение ловли рыбы, охоты с целью сохранения определённых видов.
  • Ограничение выброса мусора.
  • 1 Научная основа
  • 2 Охрана земель и меры по защите почв
  • 3 Охрана лесов
  • 4 Экологический активизм
  • 5 С точки зрения религии
    • 5.1 Буддизм
    • 5.2 Зороастризм
    • 5.3 Православие
    • 5.4 Католицизм

    Научная основа [ править | править код ]

    Основная статья: Экология

    Научные основы охраны окружающей среды изучает экология. Изучение многообразного влияния научно-технического прогресса на окружающую природную среду (биосферу) — одна из наиболее важных проблем современности. Конечная цель такого изучения — защита и улучшение окружающей среды для благополучного существования текущего и будущих поколений [1] .

    Охрана земель и меры по защите почв [ править | править код ]

    Охрана земель, согласно экологическому словарю, — это «комплекс организационно-хозяйственных, агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями» [2] . Охрана земель тесно связана с охраной почв. Для восстановления почв, загрязнённых токсичными промышленными отходами (в том числе свинцом, мышьяком, цинком и медью) могут быть использованы новые подвиды земляных червей Lumbricus rubellus. Каждый подвид обладает своим белковым комплексом, нейтрализующим опасные соединения, то есть поглощает определённый элемент и возвращает его в почву уже в виде, пригодном для усвоения растениями. Таким образом, возможно двухэтапное восстановление почв [3] :

    1. разведение червей;
    2. высадка зелёных насаждений.

    Поскольку эти черви не способны жить в чистых почвах, их также можно использовать для оценки токсичности почв. [3]

    Охрана лесов [ править | править код ]

    Сплошные концентрированные рубки, пожары, болезни, ветровал, загрязнение окружающей среды и индивидуальный отбор, очень широко применяемый в селекции, приводят к тому, что сокращается эффективная численность особей в популяциях древесных растений. А за этим следует постоянное снижение генетического разнообразия лесов. Это опасно тем, что новые поколения леса, появившиеся от численно ограниченной группы, будут менее разнообразны с точки зрения генетики, а значит, снизится их продуктивность и устойчивость к неблагоприятным условиям. [4]

    Устранить эту проблему в отношении каждого конкретного вида можно только в том случае, если будет достаточно хорошо изучена его популяционно-хорологическая структура. Эксплуатация и последующее восстановление численности популяции должны осуществляться на основе максимально возможного сохранения принципа естественного воспроизведения этой популяции. Например, для сосны обыкновенной в таёжной зоне, где под пологом взрослых деревьев имеется много подроста, восстановление леса должно проходить естественным путём. Суть метода здесь — в выборе оптимальных схем разработки лесосек для максимального сохранения подроста. В типах лесов, где сосна не сменяется менее ценными древесными видами, но подроста мало, возобновление сосны также должно быть естественным, а постепенные рубки сопровождаться мерами, способствующими этому.

    Восстановление вырубок путём посадок возможно только в тех типах лесов, где сосна заменяется другими, хозяйственно малоценными видами. Здесь важно соблюдение принципа: где были заготовлены семена, там они и должны быть высеяны. [4]

    Экологический активизм [ править | править код ]

    Основная статья: Экологический активизм

    Экологический активизм (экологизм, энвайронментализм) — общественное движение, направленное на усиление мер по защите окружающей среды. Активисты организуют протесты против загрязнения окружающей среды, а иногда (как в случае организации «Гринпис») и активно саботируют ведение экологически опасной экономической деятельности. Наиболее радикальные энвайронменталистские организации (например, Фронт освобождения Земли) допускают в своей деятельности методы экотерроризма.

    С точки зрения религии [ править | править код ]

    Преподобный Павел Обнорский спасается в дупле липы (клеймо иконы XVII века)

    Буддизм [ править | править код ]

    Согласно современному мастеру чань Син Юню, Будда Шакьямуни был основателем движения по охране окружающей среды [5] , которое воплощает в себе буддизм [6] . Будда утверждал, что все вещи являются взаимозависимыми друг от друга и не могут существовать обособленно [5] . Тем самым, причиняя вред окружающей среде, человек причиняет вред себе. То же верно и в обратном направлении. Например, согласно буддийскому учению, ложь приводит к повышению загрязнения и вони в окружающей среде. [7]

    Охране окружающей среды в учении всегда уделялось большое внимание [8] . Будда указывал своим последователям, что те должны защищать от уничтожения животных и отдельные виды деревьев [9] . Буддисты часто производили посадку деревьев и углубляли реки. Они также призывали людей к вегетарианству, экономному использованию природных ресурсов и любви к природе. [8]

    Зороастризм [ править | править код ]

    Зороастризм провозглашает почитание стихий Земли: огня, воды, земли и воздуха [10] . Заратуштра провозгласил необходимость беречь окружающую среду и предохранять её от загрязнения, необходимость заботы о животных и растениях.

    Православие [ править | править код ]

    Православный святой, преподобный Амфилохий (Макрис), по утверждениям современников очень любил природу, особенно же — деревья [11] [12] . Дружба православных святых с дикими животными — часто упоминается как в житиях святых, так и в полулегендарных историях о них [13] [14] .

    Делегация Русской православной церкви на VI Ассамблее ВСЦ в 1983 г. внесла предложение о внесении в перечень прав человека «права на защиту окружающей среды» [15] .

    В документе «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии» указано в частности:

    Загрязнение и разрушение природы — прямое следствие человеческого греха, его зримое воплощение. Многообразные проявления греховного отношения к природе характерны для современного «общества потребления», ставящего главной целью получение прибыли. [16]

    Священный Синод Русской православной церкви на заседании 13 июля 2015 года в Санкт-Петербурге установил день особой молитвы о Божием творении. Архипастырям и пастырям в первое воскресенье сентября Синод постановил посвящать проповедь заботе о Божием творении. Тем самым священный Синод стремится стимулировать активность духовенства и мирян в экологической сфере. [17]

    С 2015 года работает сайт экологической работы Московской епархии Архивная копия от 24 сентября 2020 на Wayback Machine, на котором регулярно публикуются новости о работе и акциях, проводимых под патронажем Церкви.

    Католицизм [ править | править код ]

    Среди католических богословов наиболее полное развитие природоохранная тематика получила в трудах папы Иоанна Павла II, который, рассматривая причины экологического кризиса, считал, что: «Человек, охваченный жаждой иметь и получать удовольствие в большей степени, чем быть и возрастать, потребляет безудержно и беспорядочно земные ресурсы и свою собственную жизнь», решение экологических проблем возможно только на пути сохранения «нравственных условий подлинной человеческой экологии» [15] .

    См. также [ править | править код ]

    • Охрана природы
    • Движение в защиту окружающей среды
    • Экологическая политика
    • Деградация окружающей среды
    • Всемирный день окружающей среды
    • Международное право охраны окружающей среды
    • Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооружённых конфликтов
    • Загрязнение
    • Загрязнение океанов
    • Загрязнение почв
    • Световое загрязнение
    • Геоэтика
    • Биоаккумуляция
    • Экологические платежи
    • Индекс экологической эффективности

    Примечания [ править | править код ]

    1. Герасимов И. П. Охрана окружающей среды: Программа фундаментальных исследований // Вестник АН СССРАрхивная копия от 20 февраля 2019 на Wayback Machine. 1978. № 2. С. 59-70.
    2. ↑ Ахатов А. Г. Экология. Энциклопедический словарь.=Akhatov A.G. Ecology. Encyclopaedic Dictionary.- Казань=Kazan, ТКИ, Экополис, 1995. — с. 168 (тираж 5000), ISBN 5-298-00600-0
    3. 12Черви-мутанты питаются тяжёлыми металлами и ядом(рус.) . Membrana (8 октября 2008). Дата обращения: 6 декабря 2010.Архивировано 4 августа 2011 года.
    4. 12 А. И. Видякин — «Фенетика, популяционная структура и сохранение генетического фонда сосны обыкновенной»Архивировано 16 марта 2015 года. // Хвойные бореальной зоны, XXIV, № 2 — 3, 2007
    5. 12Hsing Yun, 2011, p. 4.
    6. ↑Hsing Yun, 2011, p. 1.
    7. ↑Hsing Yun, 2011, p. 5.
    8. 12Hsing Yun, 2011, p. 7.
    9. ↑Hsing Yun, 2011, p. 6.
    10. ↑Благоверие.ру(неопр.) . Дата обращения: 21 декабря 2014.Архивировано 21 декабря 2014 года.
    11. ↑Старец Амфилохий / Православие.Ru(неопр.) . www.pravoslavie.ru. Дата обращения: 29 мая 2019.Архивировано 14 сентября 2018 года.
    12. ↑Мир через Древо Креста(неопр.) . monastery.ru. Дата обращения: 29 мая 2019.Архивировано 4 июня 2019 года.
    13. ↑5 историй о святых и их животных(англ.). Православный журнал «Фома» (10 декабря 2017). Дата обращения: 4 июня 2019.Архивировано 17 мая 2019 года.
    14. ↑Святые и звери | Богородицерождественский Храм пос. Поварово(неопр.) . brxpovarovo2014.cerkov.ru. Дата обращения: 4 июня 2019.Архивировано 4 июня 2019 года.
    15. 12Круглова Г. А.Христианские экологические концепции // Философия права. — 2008. Архивировано 26 сентября 2020 года.
    16. ↑Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии / Официальные документы / Патриархия.ru(рус.) . Патриархия.ru. Дата обращения: 29 мая 2019.Архивировано 29 мая 2019 года.
    17. ↑Священный Синод установил день особой молитвы о Божием творении / Новости / Патриархия.ru(рус.) . Патриархия.ru. Дата обращения: 29 мая 2019.Архивировано 29 мая 2019 года.

    Литература [ править | править код ]

    • Беспамятнов Г. П., Кротов Ю. А., Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде, Л., 1985
    • Грушко Я. М., Вредные органические соединения в промышленных выбросах в атмосферу, Л., 1986
    • Грушко Я. М., Вредные неорганические соединения в промышленных выбросах в атмосферу, Л., 1988
    • Дмитриев М. Т., Казнина Н. И., Пинигина И. А., Санитарно-химический анализ загрязняющих веществ в окружающей среде, М., 1989
    • Яблоков А. В. и др. Охрана живой природы: проблемы и перспективы. М., 1983.
    • Hartshorn G. S. A Russian «Silent Spring». — BioScience, 1992, Vol. 42, No. 7, p. 559—560.
    • Hsing Yun.Protecting Our Environment. Buddhism in Every Step 21 = Об охране окружающей среды. — Buddha’s Light Publishing, 2011. — 19 p. Архивная копия от 31 августа 2013 на Wayback Machine

    Ссылки [ править | править код ]

    • Медиафайлы на Викискладе
    • EnviroLink NetworkАрхивная копия от 27 марта 2008 на Wayback Machine — большой список энвайронменталистских организаций
    • Международный портал экологических акций 4greenАрхивная копия от 24 августа 2019 на Wayback Machine — единый календарь акций, идеи, планирование, обсуждения

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция)

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

    Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

    • Глава I. Общие положения
      • Статья 1. Основные понятия
      • Статья 2. Законодательство в области охраны окружающей среды
      • Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
      • Статья 4. Объекты охраны окружающей среды
      • Статья 4.1. Загрязняющие вещества
      • Статья 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
      • Статья 4.3. Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация)
      • Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
      • Статья 5.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
      • Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
      • Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
      • Статья 8. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды
      • Статья 9. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
      • Статья 10. Управление в области охраны окружающей среды, осуществляемое органами местного самоуправления
      • Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды
      • Статья 12. Права и обязанности общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды
      • Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду
      • Статья 14. Утратила силу
      • Статья 15. Утратила силу
      • Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
      • Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
      • Статья 16.2. Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
      • Статья 16.3. Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
      • Статья 16.4. Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
      • Статья 16.5. Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения
      • Статья 16.6. Использование платы за негативное воздействие на окружающую среду
      • Статья 17. Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды
      • Статья 18. Экологическое страхование
      • Статья 18.1. Экономическое стимулирование прекращения производства и использования озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции
      • Статья 19. Основы нормирования в области охраны окружающей среды
      • Статья 20. Нормативы качества окружающей среды
      • Статья 21. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
      • Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов
      • Статья 23. Технологические нормативы и технические нормативы
      • Статья 23.1. Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы
      • Статья 24. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение
      • Статья 25. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду
      • Статья 26. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды
      • Статья 27. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду
      • Статья 28. Иные нормативы в области охраны окружающей среды
      • Статья 28.1. Наилучшие доступные технологии
      • Статья 29. Нормативные документы, федеральные нормы и правила в области охраны окружающей среды
      • Статья 30. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды
      • Статья 31. Экологическая сертификация хозяйственной и иной деятельности
      • Статья 31.1. Комплексное экологическое разрешение
      • Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду
      • Статья 32. Проведение оценки воздействия на окружающую среду
      • Статья 33. Экологическая экспертиза
      • Статья 34. Общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
      • Статья 35. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории
      • Статья 36. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства
      • Статья 37. Утратила силу
      • Статья 38. Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства
      • Статья 39. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации, выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства
      • Статья 40. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов энергетики и объектов использования атомной энергии
      • Статья 41. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники
      • Статья 42. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства
      • Статья 43. Требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель
      • Статья 43.1. Требования в области охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения
      • Статья 44. Требования в области охраны окружающей среды при размещении новых населенных пунктов и их развитии
      • Статья 45. Требования в области охраны окружающей среды при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств
      • Статья 46. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции
      • Статья 47. Требования в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов
      • Статья 48. Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов
      • Статья 49. Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве
      • Статья 50. Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия
      • Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
      • Статья 52. Требования в области охраны окружающей среды при установлении, изменении, прекращении существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды
      • Статья 53. Требования в области охраны окружающей среды при приватизации и национализации имущества
      • Статья 54. Охрана озонового слоя атмосферы
      • Статья 55. Охрана окружающей среды от негативного воздействия
      • Статья 56. Меры воздействия за нарушение природоохранных требований
      • Статья 57. Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций
      • Статья 58. Меры охраны природных объектов
      • Статья 59. Правовой режим охраны природных объектов
      • Статья 60. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов
      • Статья 61. Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов
      • Статья 62. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения почв
      • Статья 62.1. Лесопарковый зеленый пояс
      • Статья 62.2. Создание лесопаркового зеленого пояса
      • Статья 62.3. Информация о лесопарковых зеленых поясах
      • Статья 62.4. Режим особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах
      • Статья 62.5. Особенности рубок лесных и иных насаждений в лесопарковых зеленых поясах и порядок их компенсации
      • Статья 63. Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
      • Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
      • Статья 63.2. Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
      • Статья 64. Утратила силу
      • Статья 65. Государственный экологический контроль (надзор)
      • Статья 66. Права должностных лиц органов государственного экологического контроля (надзора)
      • Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)
      • Статья 67.1. План мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности
      • Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)
      • Статья 68.1. Утратила силу
      • Статья 69. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
      • Статья 69.1. Государственный учет обращения озоноразрушающих веществ
      • Статья 69.2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
      • Статья 70. Научные исследования в области охраны окружающей среды
      • Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования
      • Статья 72. Утратила силу
      • Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
      • Статья 74. Экологическое просвещение
      • Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
      • Статья 75.1. Использование средств от административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования
      • Статья 76. Разрешение споров в области охраны окружающей среды
      • Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде
      • Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
      • Статья 78.1. Особенности возмещения вреда окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов
      • Статья 78.2. Использование средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований
      • Статья 79. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
      • Статья 80. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
      • Статья 80.1. Выявление, оценка и учет объектов накопленного вреда окружающей среде
      • Статья 80.2. Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде
      • Статья 81. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
      • Статья 82. Международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды
      • Статья 83. Вступление в силу настоящего Федерального закона
      • Статья 84. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
      • Статья 85. Переходные положения

      Окружающая среда России

      Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 мая 2020 года; проверки требуют 10 правок.

      Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 мая 2020 года; проверки требуют 10 правок.

      Окружа́ющая среда́ в России — обобщённое понятие, характеризующее природные условия среды обитания человека на территории Российской Федерации и состояние природы.

      Антропогенная деградация почв и растительности — серьёзная проблема больших городов России. На фото: газон в Москве.

      В России современная окружающая среда характеризуется большим количеством различных экологических проблем. Многие из них достались России в наследство от раннего Советского Союза, где присутствовал недостаток внимания к вопросам загрязнения окружающей среды, особенно в тяжелой промышленности и добыче полезных ископаемых. И хотя 1970-е и 1980-е годы ознаменовались зарождением сферы государственного урегулирования вопросов экологии, решить столь масштабные проблемы полностью не удалось [1] . В результате, по некоторым оценкам, около 40 % территории России к концу 1990-х гг. испытывали на себе серьёзные экологические проблемы, такие, как обезлесение, радиоактивное загрязнение, загрязнение воздуха и воды [2] . По официальным данным, на 15 % территории Российской Федерации, где проживает примерно 60 % населения, качество окружающей среды является неудовлетворительным [3] . Основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка отражены в Конституции РФ, статья 42 которой говорит о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением [4] .

      • 1 Проблемы
        • 1.1 Охрана окружающей среды
        • 1.2 Вырубка лесов
        • 1.3 Производство энергии и окружающая среда
        • 1.4 Загрязнение
          • 1.4.1 Загрязнение воды и водоемов
          • 1.4.2 Загрязнение воздуха

          Проблемы [ править | править код ]

          Празднование дня тигра во Владивостоке в 2006 г.

          Охрана окружающей среды [ править | править код ]

          Основная статья: Браконьерство в России

          В России много ООПТ (особо охраняемых природных территорий), таких, как заповедники, национальные парки и заказники, которые созданы для защиты дикой природы. На данный момент в России 101 заповедник общей площадью 33,5 млн га или 335 тыс. км² [5] . Однако в России существует проблема браконьерства. Такие животные, как белый медведь, амурский тигр, кавказский леопард, снежный барс и некоторые другие находятся практически на грани вымирания.

          Их уничтожение во многом связано с нелегальным экспортом убитых животных за границу для дальнейшей их реализации в виде лекарств, украшений или одежды. Зачастую браконьерами становятся люди, которые потеряли работу и не могут законно осуществлять промысел животных или рыбы. Но, так или иначе, государство в некоторой мере обеспокоено состоянием дел и принимает меры по сохранению биоразнообразия в России [6] . В 2010 году в городе Санкт-Петербург был проведен Тигриный саммит, на котором обсуждалась проблема вымирающей тигровой популяции на Дальнем Востоке, которой угрожают браконьерство и интенсивное обезлесение [7] .

          Вырубка лесов [ править | править код ]

          Основная статья: Лесное хозяйство России

          Интенсивные рубки лесов привели к обезлесению во многих частях страны. Несмотря на некоторые попытки российских властей что-то предпринять в этой области, процесс обезлесения все набирает обороты. На северо-западе страны (Архангельская область, Карелия) и на Дальнем Востоке (Забайкальский край, Амурская область, Хабаровский край, Приморский край) очень распространены нелегальные рубки для дальнейшего экспорта сырой древесины в страны Скандинавии и Германию в первом случае и в Китай во втором. По оценкам Всемирного фонда дикой природы, Россия ежегодно теряет около 1 миллиарда долларов из-за нелегального экспорта древесины [8] [9] . 16 миллионов гектаров леса ежегодно уничтожаются в результате вырубок, пожаров и загрязнения окружающей среды.

          Неэффективные рубки приводят к тому, что 40 % срубленных деревьев не используются в дальнейшем. Политика российского правительства в отношении лесов проводится очень медленно и не приносит нужного эффекта [2] .

          Производство энергии и окружающая среда [ править | править код ]

          Основная статья: Энергетика России

          Неэффективное, а порой и расточительное потребление, использование электроэнергии в России в совокупности с использованием топливных полезных ископаемых для её производства также приводит к многочисленным экологическим проблемам. 68 % российской электроэнергии производится путём сжигания топливных полезных ископаемых. Министерство топливных ресурсов России признает, что обновление топливно-энергетического комплекса страны позволило бы сократить выбросы углекислого газа на 25 % при условии экономии около 1 миллиарда долларов ежегодно [10] .

          В 2021 году Правительство РФ одобрило законопроект об ограничении углеродных выбросов, который обяжет предприятия предоставлять отчет об углеродном следе. Новый документ затронет фабрики, которые ежегодно выбрасывают в атмосферу свыше 150 тыс. т CO₂. После 2024 года планка будет снижена до 50 тыс. т. Кроме этого подразумевается создание инфраструктуры, включающей систему учета выбросов, реестр углеродных единиц, алгоритм подтверждения результатов проектов по климату, способы снижения углеродного следа [11] .

          Загрязнение [ править | править код ]

          Загрязнение воды и водоемов [ править | править код ]

          Мазуринское озеро недалеко от Москвы

          Загрязнение водного бассейна в стране приняло очень большие масштабы. Реки и моря являются наиболее удобными для предприятий и городов способами избавления от отходов и сточных вод [12] . По некоторым оценкам, 75 % поверхностных вод и 50 % всех вод страны сейчас загрязнены [2] . Это вызвало серьезные проблемы со здоровьем у многих жителей как российских городов, так и деревень. Только 8 % сточных вод могут после очистки быть возвращены в водооборот коммунальных систем. Устаревшие и неэффективные очистные сооружения вместе с недостатком финансирования, изношенность основных фондов очистных сооружений привели к небывалому в советское время распространению заболеваний, передающихся водным путём, таких как холера, возбудитель которой был найден в Москве-реке в 1995 году.

          Стоки промышленных предприятий часто попадают в реки: по некоторым данным, именно попадание в Чёрное и Каспийское море сероводорода привело к массовому замору рыбы в этих водоемах. Ареной экологической борьбы стало озеро Байкал, которое загрязнял Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. После многочисленных протестов на нём была введена система замкнутого цикла водооборота, однако в период экономического кризиса 2009—2010 гг., предприятие работало с перебоями и вынуждено было прекратить использование данной системы, что вновь осложнило ситуацию вокруг комбината [2] . Помимо БЦБК, загрязнение водных бассейнов и водоемов также осуществляют многочисленные целлюлозно-бумажные заводы северо-запада страны.

          Загрязнение воздуха [ править | править код ]

          Лесные пожары под Москвой жарким летом 2010 года.

          Российский воздух считался самым загрязненным во времена РСФСР, однако в связи с общим упадком промышленности в стране его качество заметно повысилось с 1990-х гг. 43,8 млн т. загрязнителей попало в атмосферу над Россией в 1993 году (из них 24,8 млн т. составили промышленные выбросы и 19 млн т. — транспортные) [2] . В 2011 году общий объём выбросов составил 32,6 млн т. (из них 19.2 млн т — промышленные и 13,4 млн т. — транспортные) [13] . Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Волгоград, а также многие другие промышленные центры страны концентрируют в себе загрязнения [2] . Крупнейшим источником загрязнения атмосферного воздуха является Заполярный филиал ОАО ГМК «Норильский никель», на который приходится около 10 % всех выбросов от стационарных источников [13] . В 119 городах России (58 % городов) степень загрязнения воздуха оценивается как очень высокая и высокая и только в 17 % городов — как низкая. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха проживает 55,1 млн человек, что составляет 53 % городского населения России [13] . В связи с увеличением количества автомобилей в России с начала 1990-х гг., транспортный фактор загрязнения атмосферы стал преобладать над промышленным [10] . Загрязнение воздуха, по оценкам, провоцирует 10 % детских болезней, 41 % респираторных и 16 % эндокринных заболеваний [10] [14] .

          По данным Роспотребнадзора при взятии проб атмосферного воздуха в 1996 году было допущено 8,8 % ошибочных и неудовлетворительных проб, в 2017 году доля ошибок снижена в 12,6 раз и составила 0,7 % [15] . В 1996 году взята 631 тыс. проб, в 2017 году взято более 1 млн проб [15] . Надзор за источниками выбросов загрязняющих веществ и круглосуточный мониторинг загрязнения атмосферного воздуха обеспечивает Росгидромет [15] .

          Проблема радиоактивного загрязнения [ править | править код ]

          В России широко используется ядерная энергия, на атомных электростанциях постоянно работает 31 ядерный реактор [16] . Помимо этого, в составе военно-морского флота России находится 48 кораблей с атомной силовой установкой [17] . В результате аварии на Чернобыльской АЭС и радиационных аварий на Урале радиоактивному загрязнению подверглись земли лесного фонда на площади около 1200 тыс. га. В Европейской части России наибольшие площади загрязнения расположены в Брянской, Калужской и Тульской областях. На Азиатской территории России наиболее значительной зоной загрязнения является Восточно-Уральский радиоактивный след, который образовался в результате аварии на ПО «Маяк» 29 сентября 1957 г. [13] Комиссия по экологической безопасности, собранная в 1994, помогла привлечь внимание общественности к проблеме утилизации ядерных отходов [8] .

          Бытовые отходы [ править | править код ]

          Почти в центре Москвы

          В подмосковном лесу

          По результатам опроса, проведенного ВЦИОМ в ноябре 2013 года, граждане России считают, что бытовые отходы являются главной экологической проблемой страны. [18] Ежегодно в России образуется несколько десятков миллионов тонн бытовых отходов. В 2011 году образовалось 52,9 млн тонн, что составило примерно 400 кг на человека. [13] Методы управления отходами, применяемые в настоящее время в России, неэффективны и негативно влияют на окружающую среду. В странах ЕС в среднем утилизируется до 60 % бытовых отходов, в то время как в России — только 2-3 %. [19]

          Экологическая ситуация в месте проживания беспокоит половину россиян. Однако усилия по защите экологии от собственных бытовых отходов предпринимает только каждый пятый: развитие бережного отношения к природе, с точки зрения сбора мусора, тормозится из-за неразвитой инфраструктуры и недостатка информации. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса населения, проведенного Аналитическим центром НАФИ в июле 2017 г. [20]

          Национальный проект «Экология» [ править | править код ]

          Основная статья: Национальный проект — Экология

          С 2019 по 2024 годы в России запущен национальный проект «Экология» [21] . Цели проекта заключаются в уменьшении количества несанкционированных свалок в границах городов, снижении загрязнения воздуха в крупных городах, повышении качества питьевой воды, улучшении ситуации в Волге, Байкале и Телецком озере, создании новых особо охраняемых природных территорий и сохранении лесов в России.

          Примечания [ править | править код ]

          1. Alexey Sobisevich, Valerian Snytko.Sobisevich A. V., Snytko V. A. Some aspects of nature protection in the scientific heritage of academician Innokentiy Gerasimov(англ.) // Acta Geographica Silesiana. Архивировано 21 сентября 2019 года.
          2. 123456Russia — Environmental Problems(неопр.) . Дата обращения: 13 января 2013.Архивировано 11 октября 2011 года.
          3. ↑Государственная программа «Охрана окружающей среды» на 2012—2020 годы(неопр.) . Дата обращения: 6 ноября 2013.Архивировано 26 марта 2013 года.
          4. ↑ Статья 42 Конституции Российской Федерации
          5. ↑Protected Areas, Nature Conservation, Zapovedniks and National Parks(неопр.) . Дата обращения: 13 января 2013.Архивировано 28 января 2013 года.
          6. ↑en:Ecology of Russia#cite note-RIAN ment-3
          7. ↑en:Ecology of Russia#cite note-Post Tiger-4
          8. 12Environmental issues in Russia — naturvernforbundet.no(неопр.) . Дата обращения: 13 января 2013.Архивировано 28 января 2013 года.
          9. ↑WWF — Environmental problems in Russia(неопр.) . Дата обращения: 13 января 2013.Архивировано 28 января 2013 года.
          10. 123Архивированная копия(неопр.) . Дата обращения: 12 января 2013.Архивировано из оригинала 28 мая 2010 года.
          11. Юлия Захарова.Глава Минэка рассказал о работе нового климатического регулирования(рус.) . Известия (17 февраля 2021). Дата обращения: 28 февраля 2021.Архивировано 21 февраля 2021 года.
          12. ↑Экологическая ситуация в России — какие существуют проблемы(рус.) . Дата обращения: 12 ноября 2018.Архивировано 13 ноября 2018 года.
          13. 12345Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году»(неопр.) . Дата обращения: 4 ноября 2013.Архивировано из оригинала 20 января 2017 года.
          14. ↑Russia Air Pollution(неопр.) . Дата обращения: 13 января 2013.Архивировано из оригинала 28 января 2013 года.
          15. 123О контроле, Роспотребнадзор, 2018.
          16. ↑Nuclear Power in Russia | Russian Nuclear Energy(неопр.) . Дата обращения: 13 января 2013.Архивировано 28 января 2013 года.
          17. ↑Структура и состав российского ВМФАрхивная копия от 10 ноября 2013 на Wayback Machine — РИА Новости
          18. ↑Россияне назвали бытовые отходы главной экологической проблемой РФАрхивная копия от 11 декабря 2013 на Wayback Machine — РИА Новости
          19. ↑В Мариинском дворце прошли депутатские слушания по совершенствованию организации обращения с отходами производства и потребления(неопр.) . Дата обращения: 11 декабря 2013.Архивировано 18 мая 2015 года.
          20. ↑Социология. Статистика. Публикации. Спрос на недвижимость: Отраслевой обзор. Вып. 7(11) / Авторы: С. А. Подчалина, О. А. Шарова; Аналитический центр НАФИ. — М.: Издательство НАФИ, 2017. — 23 с.(неопр.) . Дата обращения: 12 марта 2018.Архивировано 13 марта 2018 года.
          21. ↑Паспорт национального проекта «Экология»(неопр.) . «Будущее России. Национальные проекты» (24 декабря 2018). Дата обращения: 13 мая 2020.Архивировано 8 марта 2021 года.

          Литература [ править | править код ]

          • О контроле за качеством атмосферного воздуха населенных мест(рус.) . Роспотребнадзор (29 октября 2018). Дата обращения: 18 июня 2019.Архивировано 4 марта 2019 года.

          Ссылки [ править | править код ]

          Окружающая среда России в Викиновостях
          • Министерство природных ресурсов и экологии ежегодно публикует доклады о состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации.Архивная копия от 9 октября 2013 на Wayback Machine
          • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды также ежегодно публикует обзоры состояния и загрязнения окружающей среды.Архивная копия от 7 декабря 2014 на Wayback Machine
          • 27 декабря 2012 года утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды» на 2012—2020 годы.Архивная копия от 10 ноября 2013 на Wayback Machine
            • Распоряжение правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2552-рАрхивная копия от 23 сентября 2013 на Wayback Machine (об утверждении этой программы)
          • Предыстория
          • Киевская Русь
          • Удельная Русь
          • Русское государство
          • Российская империя
          • РСФСР (1917—1922)
          • РСФСР/СССР
          • Российская Федерация
          • Государственные символы
            • Герб
            • Гимн
            • Флаг
            • Авиационная промышленность
            • Автомобильная промышленность
            • Банковская система
            • Центральный банк
            • Гознак
            • Интернет
            • Игорный бизнес
            • Космическая промышленность
            • Лесная отрасль
            • Нефтяная промышленность
            • Наука
            • Оборонно-промышленный комплекс
            • Промышленность
            • Почта
            • Полезные ископаемые
            • Российский рубль
            • Рыбохозяйственный комплекс
            • Сельское хозяйство
            • Связь
            • Судостроение
            • Страховой рынок
            • Транспорт
            • Туризм
            • Энергетика
            • Экономические районы
            • Сухопутные войска
            • Воздушно-космические силы
            • Военно-морской флот
            • Ракетные войска стратегического назначения
            • Воздушно-десантные войска

            Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

            • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 4.3)
              • Статья 1. Основные понятия
              • Статья 2. Законодательство в области охраны окружающей среды
              • Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
              • Статья 4. Объекты охраны окружающей среды
              • Статья 4.1. Загрязняющие вещества
              • Статья 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
              • Статья 4.3. Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация)
            • Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды (ст.ст. 5 — 10)
              • Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
              • Статья 5.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
              • Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
              • Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
              • Статья 8. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды
              • Статья 9. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
              • Статья 10. Управление в области охраны окружающей среды, осуществляемое органами местного самоуправления
            • Глава III. Права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды (ст.ст. 11 — 13)
              • Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды
              • Статья 12. Права и обязанности общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды
              • Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду
            • Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (ст.ст. 14 — 18.1)
              • Статья 14 (утратила силу)
              • Статья 15 (утратила силу)
              • Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
              • Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
              • Статья 16.2. Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
              • Статья 16.3. Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
              • Статья 16.4. Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
              • Статья 16.5. Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения
              • Статья 16.6. Использование платы за негативное воздействие на окружающую среду
              • Статья 17. Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды
              • Статья 18. Экологическое страхование
              • Статья 18.1. Экономическое стимулирование прекращения производства и использования озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции
            • Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды (ст.ст. 19 — 31.2)
              • Статья 19. Основы нормирования в области охраны окружающей среды
              • Статья 20. Нормативы качества окружающей среды
              • Статья 21. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
              • Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов
              • Статья 23. Технологические нормативы и технические нормативы
              • Статья 23.1. Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы
              • Статья 24. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение
              • Статья 25. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду
              • Статья 26. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды
              • Статья 27. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду
              • Статья 28. Иные нормативы в области охраны окружающей среды
              • Статья 28.1. Наилучшие доступные технологии
              • Статья 29. Нормативные документы, федеральные нормы и правила в области охраны окружающей среды
              • Статья 30. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды
              • Статья 31. Экологическая сертификация хозяйственной и иной деятельности
              • Статья 31.1. Комплексное экологическое разрешение
              • Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду
            • Глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза (ст.ст. 32 — 33)
              • Статья 32. Проведение оценки воздействия на окружающую среду
              • Статья 33. Экологическая экспертиза
            • Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ст.ст. 34 — 56)
              • Статья 34. Общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
              • Статья 35. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории
              • Статья 36. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства
              • Статья 37 (утратила силу)
              • Статья 38. Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства
              • Статья 39. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации, выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства
              • Статья 40. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов энергетики и объектов использования атомной энергии
              • Статья 41. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники
              • Статья 42. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства
              • Статья 43. Требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель
              • Статья 43.1. Требования в области охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения
              • Статья 44. Требования в области охраны окружающей среды при размещении новых населенных пунктов и их развитии
              • Статья 45. Требования в области охраны окружающей среды при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств
              • Статья 46. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции
              • Статья 47. Требования в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов
              • Статья 48. Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов
              • Статья 49. Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве
              • Статья 50. Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия
              • Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
              • Статья 52. Требования в области охраны окружающей среды при установлении, изменении, прекращении существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды
              • Статья 53. Требования в области охраны окружающей среды при приватизации и национализации имущества
              • Статья 54. Охрана озонового слоя атмосферы
              • Статья 55. Охрана окружающей среды от негативного воздействия
              • Статья 56. Меры воздействия за нарушение природоохранных требований
            • Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (ст. 57)
              • Статья 57. Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций
            • Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной (ст.ст. 58 — 62)
              • Статья 58. Меры охраны природных объектов
              • Статья 59. Правовой режим охраны природных объектов
              • Статья 60. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов
              • Статья 61. Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов
              • Статья 62. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения почв
            • Глава IX.1. Лесопарковые зеленые пояса (ст.ст. 62.1 — 62.5)
              • Статья 62.1. Лесопарковый зеленый пояс
              • Статья 62.2. Создание лесопаркового зеленого пояса
              • Статья 62.3. Информация о лесопарковых зеленых поясах
              • Статья 62.4. Режим особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах
              • Статья 62.5. Особенности рубок лесных и иных насаждений в лесопарковых зеленых поясах и порядок их компенсации
            • Глава X. Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) (ст. 63 — 63.2)
              • Статья 63. Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
              • Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
              • Статья 63.2. Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
            • Глава ХI. Государственный экологический надзор. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды (ст.ст. 64 — 69.2)
              • Статья 64 (утратила силу)
              • Статья 65. Государственный экологический контроль (надзор)
              • Статья 66. Права должностных лиц органов государственного экологического контроля (надзора)
              • Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)
              • Статья 67.1. План мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности
              • Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)
              • Статья 68.1 (утратила силу)
              • Статья 69. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
              • Статья 69.1. Государственный учет обращения озоноразрушающих веществ
              • Статья 69.2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
            • Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды (ст. 70)
              • Статья 70. Научные исследования в области охраны окружающей среды
            • Глава XIII. Основы формирования экологической культуры (ст.ст. 71 — 74)
              • Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования
              • Статья 72 (утратила силу)
              • Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
              • Статья 74. Экологическое просвещение
            • Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды (ст.ст. 75 — 80)
              • Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
              • Статья 75.1. Использование средств от административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования
              • Статья 76. Разрешение споров в области охраны окружающей среды
              • Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде
              • Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
              • Статья 78.1. Особенности возмещения вреда окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов
              • Статья 78.2. Использование средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований
              • Статья 79. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
              • Статья 80. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
            • Глава XIV.1. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде (ст.ст. 80.1 — 80.2)
              • Статья 80.1. Выявление, оценка и учет объектов накопленного вреда окружающей среде
              • Статья 80.2. Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде
            • Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (ст.ст. 81 — 82)
              • Статья 81. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
              • Статья 82. Международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды
            • Глава XVI. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 83 — 85)
              • Статья 83. Вступление в силу настоящего Федерального закона
              • Статья 84. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
              • Статья 85. Переходные положения

            Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ
            «Об охране окружающей среды»

            С изменениями и дополнениями от:

            22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 июня 2007 г., 24 июня, 14, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 27 декабря 2009 г., 29 декабря 2010 г., 11, 18, 19 июля, 21 ноября, 7 декабря 2011 г., 25 июня, 30 декабря 2012 г., 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 21 июля, 24 ноября, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 28 ноября, 29 декабря 2015 г., 5 апреля, 23 июня, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 29 июля, 29, 31 декабря 2017 г., 19, 29 июля, 27 декабря 2018 г., 26 июля, 27 декабря 2019 г., 13, 31 июля, 8, 30 декабря 2020 г., 9 марта, 11 июня, 2 июля, 30 декабря 2021 г., 26 марта, 14 июля 2024 г.

            Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года

            Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

            ГАРАНТ:

            См. комментарии к настоящему Федеральному закону

admin
Оцените автора
Ракульское