Обжаловать отказ в разрешении на строительство через суд

Я являюсь собственником земельного участка с 2015 года. Категория земель — земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства. Решила построить жилой дом для проживания. Подготовила всю документацию по градостроительному законодательству для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Подала в администрацию Крымского городского поселения. Администрация МО ответила отказом. Решением Совета Крымского городского поселения утвержден генеральный план Крымского городского поселения Крымского района, где внесены зоны затопления и подтопления.

Правомерен ли отказа администрации МО в разрешении на строительство? В свидетельстве о государственной регистрации права собственности, в кадастровом паспорте земельного участка (2016 года) и в выписке из ГКН (2017 года) нет обременений и ограничений, нет зон с ОУИТ. Границы зон затопления и подтопления внесены в генеральный план города в разрез с федеральным законодательством.

Антон Абражевич
Консультаций: 15

Отказ администрации МО в выдаче разрешения на строительства индивидуального жилого дома является неправомерным.

В силу ч. 4 ст. 67.1 Водного кодекса РФ границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ. В связи с этим постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления, предусматривающие порядок определения указанных границ Федеральным агентством водных ресурсов и согласования указанных границ с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, с Федеральным агентством по недропользованию, составление карты зон затопления и подтопления, регистрации их в Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии, отображения их в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Почитать  Как узаконить постройку мансарды в частном доме

На основании пп. 1 п. 8 ст. 39.15 и п. 4 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, если образование земельного участка приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в зоне возможного затопления, где в силу ст.

67.1 Водного кодекса РФ размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещается.

Согласно ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса РФ размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.

Вместе с тем, исходя из буквального толкования ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, в ней не содержится безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых в силу ч. 4 указанной статьи возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществившее строительство жилого дома.

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.

В силу п. 5 Правил определения границ зон затопления, подтопления зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах.

Таким образом, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведения о границе зоны затопления, подтопления относительно вашего земельного участка свидетельствует о неправомерности отказа в предоставлении разрешения на строительство жилого дома. Более того, такой отказ ведет к невозможности использования принадлежащего вам земельного участка по его прямому назначению.

В связи с этим необходимо в судебном порядке обжаловать такой отказ администрации МО.

Решение от 17 августа 2018 г. по делу № А62-4102/2018

о признании незаконным отказа, при участии в судебном заседании:

от заявителя: Ковалев Е.Н.- представитель по доверенности; от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Подряд» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в продлении срока действия разрешения на строительство, изложенного в письме от 14.03.2018 № 3191, и обязании ответчика продлить срок действия разрешения на строительство (с учетом уточнения требований – протокол судебного заседания от 13.08.2018).

В обоснование требований Общество указало, что Администрацией в письме в письме от 14.03.2018 № 3191 было отказано в продлении срока действия разрешения на строительство со ссылкой на ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ по причине нарушения срока подачи заявления. Общество считает отказ незаконным и необоснованным, поскольку согласно ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ пропуск срока обращения с заявлением о продлении разрешения не является

безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства объекта к моменту истечения срока действия разрешения на строительство. В данном случае при обращении с заявлением на продление срока действия разрешения строительство объекта было начато.

Общество также заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, в обоснование указав, что первоначально ошибочно обжаловало в рамках настоящего дела отказ Администрации от 25.04.2018 № 4522, который, по сути, являлся ответом на претензию Общества.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Отсутствие причин к восстановлению срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В силу части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

На основании части 1 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в абзаце 2 пункта 3 мотивировочной части определения от 18.11.2004 № 367-О указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) — незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

В силу положений статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с частью 1 статьи 115 и частью 1 статьи 117 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом. Указанный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не

предусмотрено АПК РФ. Перечень уважительных причин для восстановления срока Кодексом не определен.

Судом установлено и не оспаривается заявителем, что установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обжалование отказа Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в продлении срока действия разрешения на строительство, изложенного в письме от 14.03.2018 № 3191, истек, поскольку именно с данным требованием Общество обратилось в суд 03.08.2018.

Оценив причины пропущенного заявителем срока на обжалование решений, незначительный период просрочки, в целях реализации гарантированного Конституцией Российской Федерации права на судебную защиту, суд считает, что имеются основания для восстановления пропущенного срока.

Администрация возражала против удовлетворения заявленных требований, в отзыве со ссылкой на ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, указала, что Общество обратилось с заявлением о продлении с пропуском установленного срока.

Оценив в совокупности по правилам статей 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ненормативный правовой акт может быть признаны недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий

(бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Разрешение на строительство выдается, в том числе, органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 20 статьи 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

Как следует из материалов дела, ООО «Фирма «Подряд»» Администрацией Талашкинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области было выдано разрешение № RU67518318-085 от 07.09.2015 на строительство трехэтажного 24-х квартирного жилого дома в п. Талашкино по адресу Смоленская область, Смоленский район, Талашкинское с.п., с.Талашкино. Срок действия разрешения до 24.03.2016 был установлен в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Проектной документацией. Впоследствии срок действия разрешения был продлен до 24.09.2016, потом до 01.07.2017 и до 13.02.2018.

02.03.2018 Общество обратилось в Администрацию Муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области (с 01.01.2016 соответствующие полномочия по выдаче разрешения на строительство закреплены за Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области) с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство № RU67518318-085 до 13.08.2018 (л.д. 29). К заявлению было приложено разрешение на строительство (оригинал), фотографии технического объекта, действующие технические условия на подключение к наружным инженерным коммуникациям.

Администрация в письме от 14.03.2018 № 3191 отказала в продлении срока действия вышеуказанного разрешения по причине нарушения срока подачи заявления на продление разрешения, сославшись на положения части 20 статьи 51 ГрК РФ.

Иных оснований, препятствующих продлению срока действия разрешения на строительства, Администрацией в данном письме не указано.

28.03.2018 Общество обратилось в Администрацию с досудебной претензией, в ответ на которую получила письмо от 25.04.2018 № 4522 с аналогичными основаниями отказа.

Действительно, Общество в нарушение положений части 20 статьи 51 ГрК РФ, обратилось с заявлением в Администрацию с нарушением установленного шестидесятидневного срока до истечения срока действия разрешения, фактически спустя 17 дней после окончания срока действия разрешения (13.02.2018).

В обоснование пропуска срока Общество при обращении в суд указало, что в ходе строительства жилого дома возникли затруднения в инженерно- техническом обеспечении строительства и выполнении технических условий по подключению газо-, водо- и электроснабжения жилого дома, что привело к определенной задержке в сдаче дома в эксплуатацию согласно проектной документации. Подтверждением сказанному являются следующие факты и обстоятельства. Письмом от 26 октября 2017г. директор ООО «СтроймонтажСити» уведомил Общество о том, что в ходе производства работ по прокладке трубопровода водоснабжения установлено, что трасса трубопровода проходит по дворовой территории соседних жилых домов. На основании неоднократных устных и письменных обращений граждан их прилегающих домов, общество было вынуждено принять меры по

согласованию направления прокладки водопроводной трубы со всеми заинтересованными лицами, что существенно затянуло сроки строительства. Указанные обстоятельства привели также к тому, что в связи с окончанием срока действия технических условий от 26.03.2013 Общество было вынуждено обратиться за их продлением. Согласие на продление было получено только 14 февраля 2018г., т.е. после истечения 13 февраля 2018г. срока действия выданного разрешения на строительство. Кроме этого, к моменту окончания строительства и подачи заявления о продлении разрешения на строительство, истекли сроки действия на технические условия на подключение к телефонной сети и возникла необходимость внесения изменений в эти технические условия. Согласование и выдача новых технических условий было произведено только 26 февраля 2018г.

Принимая во внимание, что согласно требованиям градостроительного кодекса при продлении разрешения на строительство необходимо прилагать действующие технические условия, до их получения или продления Общество не могло подать соответствующее заявление. Заявление о продлении было подано только 02 марта 2018г. с приложением всех действующих технических условий и фотографий строительства жилого дома.

В подтверждение указанных доводов Обществом представлены в материалы дела копии писем ООО «Строймонтажсити» от 26.10.2017, ООО «Фирма «Подряд» от 07.02.2018, ПАО «Ростелеком» от 29.11.2017, ООО «Комммунальщик – Талашкино» № 13 от 24.01.2018, технические условия на подключение к телефонной сети от 20.02.2018 № 0312/05/186-18.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нарушение срока обращения с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство было вызвано уважительными причинами.

Данное разрешение не отменено выдавшим его органом, недействительным (незаконным) в установленном порядке не признано. Доказательств обратного не представлено.

Частью 20 статьи 51 ГрК РФ установлено только одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока для подачи заявления о продлении разрешения. Подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Общество указало, что на сегодняшний день строительство фактически осуществлено на 90%.

В суд представлен Общий журнал работ, согласно которому строительные работы были фактически начаты в сентябре 2015 года, в апреле 2018 осуществлен монтаж труб внутренних систем водоснабжения.

Также представлены фотографии жилого дома, из которых усматривается, что дом подведен под крышу, вставлены конные рамы (л.д. 33-37).

Администрация не оспаривала тот факт, что на момент обращения Общества с заявлением о продлении срока (02.03.2018) строительство дома было начато.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для отказа Обществу в продлении срока действия разрешения на строительство, в связи с чем требования Общества подлежат удовлетворению, в том числе в части правовосстановительной функции.

Поскольку разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта (ч. 19 ст. 51 ГрК РФ); срок, на который оно может быть продлено, действующим законодательством не установлен и, как правило, устанавливается уполномоченным органом исходя из степени готовности объекта с учетом проекта организации работ, судебное решение в данном случае не может подменять установленный порядок продления срока действия разрешения, в связи с чем данный срок должен быть определен компетентным органом (Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области) в установленном порядке.

Довод Администрации о том, что в данном случае Обществу следовало обратиться не за продлением срока действия разрешения на строительство, а за получением нового разрешения на строительство, противоречит нормам действующего законодательства, поскольку разрешение на строительство выдается при строительстве нового объекта. Строительство – это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). В данном случае объект (жилой дом) уже фактически создан.

На существующий объект новое разрешение на строительство не выдается.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.

Руководствуясь статьями 167 — 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в продлении срока действия разрешения на строительство, изложенный в письме от 14.03.2018 № 3191, как несоответствующий положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Обязать Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области (ОГРН 1026701452997; ИНН 6714003858) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «ФИРМА «ПОДРЯД» (ОГРН 1026700674000; ИНН 6714012274) путем продления срока действия разрешения на строительство № RU67518318-085 от 07.09.2015.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области (ОГРН 1026701452997; ИНН 6714003858) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ФИРМА «ПОДРЯД» (ОГРН 1026700674000; ИНН 6714012274) 3 000 руб. судебных расходов.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья В.В. Красильникова

Суд:

АС Смоленской области (подробнее)

Истцы:

ООО «Фирма «Подряд» (подробнее)

Ответчики:

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СМОЛЕНСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В ЛИЦЕ ГЛАВЫ МО «СМОЛЕНСКИЙ РАЙОН» О.Н. ПАВЛЮЧЕНКОВОЙ (подробнее)

Отказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалования

В данном материале подробно раскрываются вопросы причин отказа в выдаче разрешения на строительство; перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство; проблематика оспаривания отказа в выдаче такого разрешения: досудебный и судебный порядки

Причины отказа в выдаче разрешения на строительство

Отказ в выдаче разрешения на строительство относится к полномочиям органа, который уполномочен выдавать соответствующие разрешения. Причины отказа в выдаче разрешения на строительство должны быть обоснованы. Их перечень носит императивный характер, что свидетельствует о невозможности вынесения отказа по причинам наличия условий, не сходных с теми, которые установлены Градостроительным кодексом.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обоснован отсутствием документации, требуемой в соответствии со ст. 51 вышеуказанного законодательного акта. Поводом для отказа может послужить несоответствие документов, которые были представлены заявителем, требованиям, содержащимся в градостроительном плане на конкретный земельный участок, а равно и тем требованиям, которые установлены в разрешительной документации на реконструкцию или отклонение от граничных критериев ранее согласованного строительства.

Нормы Земельного кодекса устанавливают право органов местного самоуправления осуществлять деятельность по управлению и исполнению распорядительных функций относительно земельных участков, которые относятся к собственности муниципального значения.

Список документации, требуемой для оформления разрешений

Правовые нормы, нашедшие свое отражение в ст. 51 Градостроительного кодекса, определяют круг требуемых документов, которые являются необходимыми для оформления разрешительной документации, необходимой для проведения будущего строительства. Такие документы должны быть направлены застройщиком в уполномоченные органы, к полномочиям которых отнесена выдача соответствующих разрешений. От застройщика потребуется заявление и:

  • правоустанавливающий документ, подтверждающий право на владение землей или ее передачу в пользование;
  • градостроительный план, относящийся к земельному участку;
  • материалы, которые отражены в проектах, среди которых:

— схема планируемой организации участка земли, находящаяся в соответствии с планом градостроения, содержащая сведения о месте размещения будущих объектов, относящихся к капитальному строительству, подъездных путей к ним и проходов, определяющая границы зоны действий публичного сервитута иных лиц, а также объектов, относящихся к археологическому наследию;

— схема планируемой организации участка, которая подтверждает расположение объекта линейного типа, относительно пределов красных линий, которые утверждены и применяются по отношению к таким объектам;

— схема архитектурных решений;

— сведения, содержащие информацию, касающуюся инженерного оборудования и обеспечения инженерно-технического характера, с определением точек «запитки» такого объекта;

— проект проведения работ, связанных с демонтажем или сносом иных объектов строительства, в том числе, в определенной части.

  • положительное заключение органов, проводящих государственную экспертизу документов проекта, а также заключение о проведении экологических экспертиз;
  • разрешительные сведения о возможности отклонения от установленных критериев возведения здания или проводимой реконструкции;
  • согласовательные документы, полученные от каждого из правообладателя на долю в объекте, при проведении реконструкции данного строительства.

Недостаточность документов или наличие в них сведений, не являющихся подтвержденными, может стать поводом для отказа в предоставлении разрешения. Оспаривание отказа в выдаче разрешения на строительство является правом заявителя.

Оспаривание отказа в выдаче разрешения на строительство

Отказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалования, установлен рядом правовых норм, действующих на территории государства. Признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительства можно в порядке досудебного урегулирования или в рамках судебного разбирательства.

О незаконности отказа может свидетельствовать предъявление всех требуемых документов, полностью соответствующих нормам законодательства, и получение необоснованного отрицательного ответа на заявление.

Досудебный порядок действий по обжалованию

Обжалование действий на досудебном уровне осуществляется путём подачи заявления, содержащем требования о признании действия ответственного лица незаконным. Признать незаконными такие действия может руководящий состав Роснедра.

Рассмотрение заявления и основания, послужившего такому заявлению, осуществляется заместителем руководителя Роснедр, что осуществляется на протяжении 5 рабочих дней.

Порядок рассмотрения заявлений предполагает возможность принятия одного из решений:

  • отказать и предоставить мотивированное обоснование такого отказа;
  • принять заявление во внимание и отменить решение, послужившее отказом, с вменением обязанности должностному лицу выдать требуемое разрешение, не позднее чем через 3 дня, после отмены предшествующего отказа, признанного незаконным.

Несогласие с результатами рассмотрения заявления является основанием для обжалования действий путем подачи жалобы в Минприроды. Работа по проверке информации полученной жалобы будет осуществлена коллегиально, а результаты исследования отразятся в ответе на жалобу.

Коллегиальный орган, признавший основания отказа выдачи разрешения на строительство законными, откажет в удовлетворении требований, определенных в жалобе. Незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство будет отменен, а требуемый документ предоставлен заявителю.

Оспаривание действий в досудебном порядке, как показывает практика отказа в выдаче разрешения на строительство, является одним из наиболее доступных способов признания отказа незаконным. В случае невозможности проведения данной процедуры или неудовлетворения ее результатами, заявитель может использовать свое право на судебную защиту, порядок которой определен нормами права.

Незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство, полученный заявителем, предъявившим требуемую документацию, может быть обжалован в рамках судебного разбирательства.

Такой процедуре может предшествовать досудебное урегулирования, однако использование такой возможности является исключительным правом заявителя, что означает предоставление ему полномочий на обжалование отказа в выдаче разрешения на строительство через суд, минуя стадию жалоб.

При предъявлении требований необходимо верно определить ответчика. В данном случае им выступит территориальный орган Роснедр, чей незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство и будет обжаловаться.

Порядок и способы судебного разбирательства определены процедурой административного судопроизводства, положениями Градостроительного, Земельного, Воздушного кодексов и иной нормативной базой, действующей на территории государства.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Верховный суд защитил права тех, кто решил строить дом на своей земле

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ сделала важные разъяснения, которые касаются тех, кто начал строиться на своей земле и столкнулся с проблемами. В преддверии весны и начала сезона загородного строительства подобные разъяснения могут оказаться полезны многим собственникам.

Эта конфликтная ситуация сложилась в Краснодарском крае. Там хозяйка земельного участка начала строить на нем двухэтажный дом для себя и своей семьи. Но местные чиновники отказали гражданке в выдаче разрешительных бумаг на возведение дома.

Суды встали на сторону чиновников, вынудив хозяйку дойти до Верховного суда, где с ее доводами согласились.

Отказ чиновников в выдаче разрешения на строитель­ство Верховный суд признал незаконным и отменил его

Все началось с того, что гражданка была собственницей участка. Управление муниципального контроля администрации города провело плановую проверку «соблюдения земельного законодательства». Нашлись недостатки.

Итогом проверки стал акт, в котором было написано, что собственницей не выполнены предписания Правил землепользования и застройки на территории Краснодара. А именно — на ее участке возведен капитальный объект без разрешения на строительство.

Собственница участка обратилась в администрацию и попросила выдать ей разрешение на строительство. В выдаче разрешения чиновники отказали, попутно заметив, что «не предусмотрена выдача разрешений на строительство на уже возведенные объекты капитального строительства». А еще гражданке сообщили, что материалы «по факту самовольного строительства» они отправили в управление муниципального контроля администрации, для принятия к ней административных мер.

Хозяйка участка посчитала отказ чиновников незаконным и отправилась в суд. Там она попросила обязать чиновников выдать ей разрешение на строительство дома для своей семьи. Но суд встал на сторону чиновников.

Апелляция с таким решением согласилась. Пришлось жаловаться в Верховный суд. Там в Судебной коллегии по административным делам сказали, что местные суды допустили «существенное нарушение норм материального права». Краснодарские суды исходили из того, что приступать к строительству капитального объекта можно только после получения разрешения.

Поскольку истица не выполнила эти требования, то ее «объект имеет признаки самовольной постройки». Суды подчеркнули — получение разрешения на строительство после начала строительства законом не предусмотрено.

По мнению Верховного суда, такая позиция ошибочна, и суд разъяснил, почему. В Градостроительном кодексе сказано, что к ведению местной власти относится выдача разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию и реконструкцию объектов капитального строительства в городе. В том же кодексе разъясняется, что из себя представляет разрешение на строительство.

Это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана участка или проекту планировки территории.

На участке жительницы Краснодара был построен лишь фундамент дома. Верховный суд из приведенных норм Градостроительного кодекса делает вывод — чиновники вправе отказать в выдаче разрешения на строительство исключительно на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в законе, но начало строительных работ к таковым основаниям не отнесено. Отказ в разрешении из-за строительства фундамента не соответствует 51 статье Градостроительного кодекса — подчеркнул суд.

Из анализа этой статьи Градостроительного кодекса следует, что проверки уполномоченного органа проводятся исключительно с целью установить возможность строительства объекта по проекту на этом участке. При этом начало строительных работ не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям градостроительного регламента, и возможности постройки на этом участке дома по предоставленному проекту. В случае положительного заключения — законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют — заявил Верховный суд.

Местные суды признали отказ в выдаче разрешения на строительство дома правильным и заявили, что объект «имеет признаки самовольной постройки». Но Верховный суд возразил — в материалах дела нет доказательств, что гражданка начала строительство своего индивидуального дома с «существенными нарушениями градостроительных и строительных норм». Нет такого заключения и в письменном отказе выдать разрешение на строительство.

Такие заключения исключают в будущем для хозяйки участка возможность в обычном порядке зарегистрировать дом и являются незаконными.

По мнению Верховного суда, решения местного суда надо отменить и принять по делу новое решение. Отказ чиновников в выдаче разрешения на строительство Верховный суд признал незаконным и отменил его. Высокий суд принял решение, в котором он обязал чиновников рассмотреть заявление гражданки о выдаче ей разрешения на строительство дома.

admin
Оцените автора
Ракульское