Образование для работы воспитателем в саду

Психологи много раз чётко объяснили всем, какую важную роль детство играет для формирования личности. Если вы чувствуете желание и силы влиять на детей на самом раннем этапе их развития — добро пожаловать в детский сад. Рассказываем, как стать воспитателем, если вы ещё учитесь в школе, выпустились из неё или (случайно) получили другое высшее образование

Перед тем, как получать образование в области дошкольной педагогики, определитесь, чем именно вы хотели бы заниматься. Работать в группе с детьми или разрабатывать учебный план и управлять работой детского сада в целом. От этого зависит, какой диплом вам получать и сколько лет учиться.

С точки зрения закона, работником детского сада может стать любой совершеннолетний гражданин России, если он соответствует всем требованиям, прописанным в профстандарте педагога и едином квалификационном справочнике. Главное — не нарушать статью 331 Трудового кодекса (не иметь непогашенной судимости или затяжного психического расстройства).

Дальше нужно решить, каким воспитателем вы хотите стать. Они бывают двух типов. Непосредственно работает «в поле», делает зарядку, проводит занятия (учит считать, рисовать или складывать оригами), разнимает Сашу и Дашу, следит, чтобы на тихом часе было действительно тихо — обычный воспитатель. Имея высшее образование и проработав три года, можно стать старшим воспитателем. Он больше находится «за кадром» — разрабатывает методики, занимается планированием, отчётностью, аттестацией, закупками, проводит родительские собрания, организует мероприятия.

А там до заведующего недалеко.

Куда пойти учиться

1. Если вы ученик 9-11 классов — колледж

Срок обучения:3-3,5 лет

В некоторых детских садах при приёме на работу именно выпускникам колледжей отдаётся особое предпочтение — программа в них более подробная и практически ориентированная. Во время обучения студенты проходят практику, поэтому выпускаются не только с хорошим багажом теоретических знаний, но и пониманием, как функционрует детский сад и насколько они готовы к такой работе.

Почитать  Неприватизированная квартира права проживающих и налоги

Где учат:Педагогический колледж № 15 (Москва), Колледж при МГПУ, Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга, Свердловский областной педагогический колледж.

2. Если вы выпускник или получили другую специальность — вуз по направлению «Образование и педагогическая деятельность»

Срок обучения:4-5 лет

Хотя большинство детских садов готовы принять на работу сотрудников, у которых есть любой педагогический диплом, Управление дошкольного образования настаивает, чтобы работники детского сада всё-таки имели специализированный диплом с квалификацией «воспитатель». Такие студенты углубленно изучают методики развития именно дошкольников — это стоит иметь в виду при поступлении в вуз.

Пример названия программ с присвоением квалификации «воспитатель»: «психология и педагогика дошкольного образования», «дошкольное и начальное образование», «дошкольное образование и логопедия».

Где учат:кафедра дошкольной педагогики МПГУ, Томский государственный педагогический университет, Ленинградский государственный университет имени Пушкина.

3. Если вы педагог или получили другую специальность — профессиональная переподготовка

Срок обучения:3-12 месяцев

Довольно часто желание работать с детьми посещает людей во взрослом возрасте, когда за спиной уже есть высшее образование или карьера в другой области. Специально для тех, кто внезапно решил сменить направление деятельности, предусмотрены программы профессиональной подготовки на базе первого высшего. Чтобы на неё поступить, не нужно сдавать экзамены — только оплатить курс.

В сжатые (иногда даже слишком) сроки вы погрузитесь в дебри детской психологии и методик школьного образования.

Если направление вашей текущей деятельности никак не связано с педагогикой, курсы профпереподготовки должны удовлетворять следующим требованиям: быть не менее 1000 часов, а документ об образовании присваивать квалификацию воспитателя.

Где учат:Педкампус, Дошкольное образование в институте Герцена, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург).

4. Если вы педагог или получили другую специальность — специализированные курсы для монтессори, вальдорфских и английских садов

Срок обучения:10-12 месяцев

Как правило, детские сады, в которых применяются специальные методики, частные. Главным образом потому, что подразумевают создание особой развивающей среды, выходящей за рамки государственных стандартов.

Специалистов монтессори-педагогики и вальдорфских садов готовят в специальных центрах — как в формате повышения квалификации (для тех, кто уже отучился в педагогическом вузе по специальности), так и профессиональной переподготовки (для тех, у кого первое образование непедагогическое). При выборе центра подготовки важно обращать внимание на его лицензию и аккредитацию.

Читайте также:

Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы

Что касается работы воспитателем в частных детских садах на английском языке, в дополнение к педагогическому образованию нужно иметь высокий уровень английского — не ниже уверенного Advanced. Сертификаты о сдаче международных экзаменов, подтверждающие языковой уровень, не нужны — достаточно пройти интервью на английском и продемонстрировать свои знания.

Где учат:Международный институт монтессори-педагогики, Дошкольный Вальдорфский Центр, Центр «Монтессори-Питер», Евразийский центр монтессори-педагогики, Периодический семинар для учителей вальдорфских школ.

Убедитесь ещё раз: как понять, что вы сможете быть воспитателем

1. Не боитесь проверить себя.Можно устроиться няней или помощником воспитателя (для этого необязательно нужно педагогическое образование) и понаблюдать за происходящим со стороны.

Можно пообщаться со знакомыми работниками дошкольного образовательного учреждения.

2. Готовы тратить на это много времени.Воспитатель — не та профессия, на которую все поголовно идут от безысходности или в качестве эксперимента.

Чтобы работать с детьми, важно осознавать свои возможности и ресурсы, быть замотивированным и готовым к бесконечному самообразованию.

3. Соответствете требованиям.Решите для себя, в каком детском саду вам хотелось бы работать.

Позвоните в него и узнайте точные требования к воспитателям — несмотря на введение единого профстандарта педагога в 2017 году, многие учреждения по-разному оценивают квалификацию кандидатов на работу.

4. Осознаёте риски.Изучите возможность профилактики эмоционального выгорания.

Педагоги находятся в топе списка профессий, наиболее подверженных возникновению этого синдрома. Поэтому учиться справляться с ним нужно задолго до того, как первые симптомы застанут вас на рабочем месте.

Если вы готовы, 27 сентября станет вышем профессиональным праздником. Именно сегодня в России отмечается день воспитателя и всех дошкольных работников.

Как стать воспитателем детского сада

профессия воспитателя

В сфере педагогики установлены высокие требования к специалистам, поскольку она подразумевает работу с детьми. Так и воспитателями не становятся случайные люди. Эта профессия должна быть призванием и любимым делом для человека, чтобы он смог задержаться здесь надолго и реализоваться как специалист. Поэтому на первом этапе важно определить, подходит ли человеку эта профессия. А затем решить, каким способом получить необходимую квалификацию для работы с детьми

  • Что из себя представляет профессия воспитателя
  • Преимущества и недостатки работы воспитателем
  • Какие требования установлены для должности воспитателя. Кто может работать воспитателем
  • Профессиональные навыки
  • Личностные качества
  • Какое образование нужно для работы
  • Где получить образование воспитателя ДОУ дистанционно и диплом
  • Как можно обучиться в Академии
  • Как получить профессию воспитателя детского сада бесплатно

Что из себя представляет профессия

Воспитателями называют педагогов, которые работают с детьми до 7 лет. Они присматривают за детьми и занимаются их развитием. Это востребованная профессия, представители которой работают в детских садах, лагерях и учреждениях дополнительного образования.

Спрос на воспитателей продолжает расти, поскольку на 2021 год правительство запланировало построить в России 760 государственных садов и продолжает поддерживать частные учреждения в регионах.

Чаще всего новый специалист начинает свой профессиональный путь с должности помощника воспитателя. В некоторых случаях им можно стать даже без профильного образования. Он не может принимать участие в проведении занятий. Следит за чистотой, выполняет функции няни. Если специалист получил профессиональное образование, он переходит на следующую вспомогательную ступень — должность младшего воспитателя.

Теперь он допускается к ведению занятий. После получения полной квалификации он становится самостоятельным специалистом. А через три года работы может стать старшим воспитателем, а затем и заведующим детским садом.

Воспитатели работают напрямую с детьми. Их главная задача — способствовать разностороннему развитию детей. Они учат детей правилам гигиены, занимаются их творческим и умственным развитием через игровые формы и помогают формированию социальных навыков в группе.

Воспитатели взаимодействуют не только с подопечными. Они тесно общаются с родителями, заполняют бумаги и следят за состоянием помещений.

Старший воспитатель разрабатывает методические планы, программы и рекомендации. Он отвечает за отчетность, организовывает мероприятия и контролирует работу других педагогов.

Заведующий занимается управлением. Эта должность не является педагогической, но требует понимания всех процессов в детском саду.

На этапе планирования своей профессиональной деятельности важно сразу определить свой карьерный путь, чтобы постепенно приближаться к желаемой должности.

Преимущества и недостатки работы воспитателем

Чтобы оценить привлекательность будущей профессии, изучите преимущества и недостатки работы, которая вам предстоит.

К преимуществам относятся:

  • Увлеченный коллектив
    Воспитателей детского сада отличают преданность своему делу и полная погруженность в педагогику. Здесь можно встретить единомышленников, которые поддержат коллег в профессиональном росте.
  • Свобода для творческих проектов
    Как правило, заведующие и старшие воспитатели поощряют нестандартные идеи по организации занятий и пространства в садике.
  • Работа с детьми
    В воспитатели следует идти только тем, кто любит детей. Тогда работа с ними будет приносить удовольствие.
  • Возможность отдать своего ребенка в детский сад без очереди
    Когда у специалиста появляются свои дети, эта привилегия становится очень приятной.
  • Продолжительный отпуск
    Воспитателям полагается 42 отпускных дня, чтобы восстановить свои силы и вернуться к работе. При этом выплачиваются хорошие отпускные.

К недостаткам относятся:

  • Строгое расписание
    Рабочий день воспитателя начинается в 7.00-7.30 утра. Опоздания неприемлемы. Рабочий день заканчивается вечером, когда забирают последнего ребенка. Некоторые родители не всегда делают это вовремя.
  • Эмоциональное выгорание
    Педагоги находятся в зоне психологического риска. Чтобы избежать истощения, важно разбираться в триггерах выгорания.
  • Много бумажной работы
    В обязанности педагога входит заполнение отчетов и ведомостей. В некоторых учреждениях они выполняют эту работу от руки. В других упростили эту работу, переведя ее в электронный формат.
  • Эмоциональная вовлеченность в жизнь детей
    Дети быстро привязываются к воспитателям и могут рассказывать о сложных ситуациях, которые происходят дома. Проблемы в семье ребенка могут стать моральной ношей для педагогов.
  • Сложность в общении с родителями
    Иногда попадаются скандальные или равнодушные родители. Воспитателю приходится взаимодействовать со всеми. Лучшим помощником станет вежливость и профессионализм.
  • Ответственность за жизнь и здоровье детей
    Воспитатель несет ответственность за детей, пока они находятся в его распоряжении. Поэтому важно контролировать каждого ребенка и заботиться о его безопасности.

Какие требования установлены для должности воспитателя. Кто может работать воспитателем

Воспитатель зачастую оказывается одним из первых “чужих” взрослых, с кем взаимодействует ребенок. Поэтому он должен соответствовать определенным требованиям, регулярно развивать свои навыки и подтверждать квалификацию каждые 5 лет.

Кроме развитых профессиональных и личностных качеств, у воспитателя не должно быть действующих судимостей и затяжных психических заболеваний.

Профессиональные навыки

Деятельность воспитателей регламентирует государственный профессиональный стандарт для педагогов. Согласно ему у специалиста должно быть среднее или высшее педагогическое образование, другой вариант — диплом из учреждения дополнительного профессионального образования. Для обучения важно выбрать программу, разработанную в соответствии с профстандартом с определенным требуемым количеством академических часов.

Она может называться “Педагогика и методика дошкольного образования” , как в АБиУС.

Воспитатель должен разбираться в детской психологии, психологии развития, в теории и методике воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Однако недостаточно получить знания, необходимо научиться их применять. Например, профессионал должен уметь определять психологическое состояние ребенка и выявлять его потребности.

Дополнительное преимущество при трудоустройстве получит воспитатель, который углубленно изучил логопедическую педагогику или овладел нестандартными педагогическими методиками, например, Монтессори. Также большое значение имеет знание основ специальной педагогики, которая касается детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Поскольку всё чаще садики становятся инкорпорированными, что подразумевает совместное обучение детей с разными способностями.

Личностные качества

В каждом учреждении обычно есть локальные требования, согласно которым заведующие отбирают кандидатов. При этом сложно сказать, где требования к воспитателю более строгие — в государственных садиках или в частных.

Работодатели обычно ожидают, что воспитатель будет:

  • коммуникабельным, чтобы успешно находить подход к детям и их родителям
  • дружелюбным, чтобы дети быстро прониклись доверием к незнакомому человеку
  • с позитивным мышлением, чтобы справляться со сложностями непростой профессии
  • заботливым и внимательным к детям, чтобы родители спокойно доверяли воспитателю своего ребенка
  • творческим, чтобы придумывать интересные занятия и праздники
  • любознательным, чтобы познавать мир вместе с детьми и радоваться открытиям вместе с ними
  • стрессоустойчивым, чтобы избежать эмоционального выгорания и излишних эмоций при общении с родителями или непослушными детьми
  • нацеленным на развитие,чтобы от воспитателя исходило желание улучшать свои навыки

Кому подойдет работа воспитателем

Чаще всего у человека появляется мысль стать воспитателем, когда он замечает за собой теплое отношение к детям. Но по мере знакомства со спецификой профессии, он обнаруживает, что любовь к детям и умение работать с ними — это разные вещи. Поэтому изначально следует проверить, стоит ли ему идти в педагогику. Описанные ниже качества характеризуют человека, который готов стать воспитателем:

  • Вы ответственны и умеете оценивать свои силы.
  • Вы внимательны к деталям: в поведении людей и в обстановке.
  • Вы не боитесь неожиданных ситуаций и можете реагировать спокойно.
  • Вы готовы погрузиться в работу и постоянно развиваться в выбранном направлении.
  • Вы умеете контролировать себя и свои эмоции.
  • Вы обладаете высоким эмоциональным интеллектом и эмпатией.
  • Вы понимаете все риски своей профессии

Какое образование нужно для работы воспитателем

Учиться на воспитателя можно в специальном колледже, вузе или в центрах дополнительного профессионального образования.

В колледж берут после девятого и одиннадцатого класса школы. Студенты колледжа много времени уделяют практическим навыкам дошкольного работника. Проходят стажировки в детских садах и могут получить полезный опыт уже к 18-20 годам.

В университете студент может пойти на педагогический факультет и получить специальность “воспитатель”. Большинство дипломов с пометкой “дошкольное образование” хорошо приниматся у будущих работодателей. За 4-5 лет студенты глубоко изучают основы педагогики, психологии и здоровья, а также знакомятся с новыми тенденциями в воспитании.

Без педагогического образования

Если первое высшее образование не касается педагогики, можно стать воспитателем, пройдя программу профессиональной переподготовки в учреждениях ДПОи получить диплом установленного образца за 2 или 4 месяца без отрыва от работы.

Для работы младшим воспитателем или помощником достаточно соответствующих программ профессионального обучения с получением свидетельства и присвоением квалификации. Все эти программы доступны в АБиУС.

  • Программа переподготовки «Воспитатель ДОО «
  • Программа профессионального обучения «Младший воспитатель «
  • Программа профессионального обучения «Помощник воспитателя «

Когда получено профильное образование, можно углублять свои знания через программы повышения квалификации.

Где получить образование воспитателя дистанционно и диплом

Дистанционный формат делает обучение более удобным и доступным. Можно пройти обучение по программе от разработчиков экспертов в любое удобное время, находясь в любом городе, используя компьютер, планшет или смартфон.

Множество центров профессиональной переподготовки и повышения квалификации предлагают свои специализированные программы. Однако не все программы соответствуют государственным профстандартам педагога ДОО (ДОУ).

Как можно обучиться в Академии

В Академии представлены программы по направлению “Дошкольное образование”, которые соответствуют профессиональным стандартам. Они разделены на три основных раздела — программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации и программы профессионального обучения. В зависимости от цели обучения можно выбрать подходящую программу с требуемым количеством учебных часов.

Например, программы переподготовки рассчитаны на 260-510 часов и занимают от двух до четырех месяцев. Слушатель изучает правовые аспекты будущей профессии, психологию, дидактику, основы гигиены и физиологии дошкольников и другие педагогические дисциплины. Он может самостоятельно регулировать скорость прохождения программы в пределах времени освоения курса.

На всех этапах ему помогает личный куратор.

Слушатель осваивает необходимые знания и навыки, проходит промежуточную и итоговую проверку в виде тестов. После успешной сдачи экзамена будущему воспитателю присваивается квалификация и по почте высылается документ об образовании, установленного государством образца. Дипломы и свидетельства, выдаваемые Академией, регистрируются в специальной государственной системе ФИС ФРДО, поэтому подлинность документов всегда можно проверить.

После такого профессионального обучения специалист может подавать резюме и претендовать на работу в частном или государственном дошкольном образовательном учреждении.

Как получить профессию воспитателя детского сада бесплатно?

В 2024 году обучиться на воспитателя детского сада можно за счет государства в рамках федерального проекта «Содействие занятости» . Проект реализуется при поддержке Минтруда России в рамках нацпроекта «Демография». Продлится до 2024 года.

Вы можете подать заявку на участие в проекте, если:

  • вы — безработная мама ребенка дошкольного возраста;
  • находитесь в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 или 3 лет;
  • вы старше 50 лет или предпенсионер;
  • зарегистрированы в ЦЗН как безработный;
  • находитесь под риском увольнения или сокращения.

В этом году бесплатное обучение сможет получить и молодежь в возрасте до 35 лет, которая относится к категории:

  • граждане, завершившие срочную службу в армии и нетрудоустроенные более 4-х месяцев
  • граждане, не имеющие среднего профессионального или высшего образования, и не поучающие его
  • выпускники вузов и колледжей, которые являются безработными более 4-х месяцев с момента выдачи диплома
  • граждане, находящиеся под риском увольнения (сокращение или ликвидация организации)
  • студенты колледжей и вузов последних курсов, которые обратились в ЦЗН и для которых отсутствует подходящая работа.

Набор-2022 уже открыт!

В рамках проекта АБиУС бесплатно реализует 39 программ по 11 направлениям. Количество мест для участников ограничено. Поторопитесь подать заявку, чтобы успеть пройти по квоте.

Подробнее об участии в проекте «Содействие занятости»:открыть презентацию проекта

Инструкция по подаче заявки:открыть инструкцию

Если у вас возникли вопросы, наши менеджеры будут рады вам помочь!

Профстандарт воспитателя

  • Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят
  • Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?
  • Требования к образованию воспитателя по профстандарту
  • Трудовые функции воспитателя по профстандарту
  • Компетенции воспитателя по профстандарту
  • Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.

Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.

«Довольно сложно стандартизировать творческую сторону профессии воспитателя в детском саду», — так эксперты объясняют постоянный пересмотр этого документа. Возможно ли подвести к каким-либо стандартам педагогическую миссию? Вопрос спорный.

Поэтому профстандарт воспитателя дошкольного учреждения и по сей день вызывает горячие споры и повышенный интерес в профессиональном сообществе.

Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят

До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.

Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.

Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).

5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.

Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:

— Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.

— Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.

Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?

Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.

Требования к образованию воспитателя по профстандарту

В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых Вы можете претендовать на работу воспитателя.

Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).

Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.

Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.

Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).

Требований к опыту работы нет.

Трудовые функции воспитателя по профстандарту

Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:

1) Воспитательная;

Трудовые действия

Необходимые умения

Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды;

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера;

Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

Проектирование и реализация воспитательных программ;

Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);

Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);

Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание детьми;

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;

2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

Трудовые действия

Необходимые умения

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте;

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни, поддержание эмоционального благополучия ребёнка;

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой;

Планирование и реализация образовательной работы в группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения

детьми образовательной программы;

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в группе;

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы;

Владеть информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы;

Формирование психологической готовности к школьному обучению;

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

Компетенции воспитателя по профстандарту

Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:

  • основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;
  • история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
  • основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
  • специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
  • общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
  • особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
  • основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • современные тенденции развития дошкольного образования.

Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).

В Академии реализуется перечень программ для педагогов ДОО по направлению «Дошкольное образование» с получением необходимых компетенций:

Программы профессиональной переподготовки

  • «Педагогика и методика дошкольного образования»;
  • «Менеджмент в дошкольном образовании»;
  • «Музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС»;

Программы повышения квалификации

  • «Педагогика и методика дошкольного образования»;
  • «ФГОС в дошкольном образовании»;
  • «Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС»;
  • «Музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС»;
  • «Современные подходы к организации работы с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС».

Программы профессионального обучения

  • «Младший воспитатель»;
  • «Помощник воспитателя».

Преимущества обучения в АБиУС для воспитателей

  • Преподаватели-разработчики – действующие профессионалы в сфере дошкольного образования;
  • Все программы обучения для воспитателей соответствуют действующему профстандарту педагога и требованиям ЕКС.
  • Удобная и понятная система дистанционного обучения — доступ с ПК, смартфона, планшета.
  • Гибкий график и режим обучения – выбор даты начала обучения, интенсивный или обычный режим.
  • Персональный куратор по вопросам обучения, оформления документов и т.д.
  • Доступные цены – социальный вклад АБиУС в развитие профессионального сообщества страны (скидки, рассрочка, программа лояльности);

Где и как учиться на воспитателя: 11 важных вопросов об обучении

В Едином квалификационном справочнике должностей , утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, сказано, что воспитатель должен иметь среднее профессиональное или высшее образование по направлению «Образование и педагогика». Человеку со средним профессиональным или высшим образованием по любому профилю необходимо дополнительно пройти профпереподготовку по специальности «Образование и педагогика». Это значит, что работать воспитателем в ДОО можно не только с дипломом по дошкольному направлению — подойдет любое педагогическое образование.

Однако на деле часто требуют наличие профильной подготовки, да и работать, имея ее, будет намного проще.

2. Где можно выучиться на воспитателя?

Выпускники 9 или 11 классов средней школы могут поступить на специальность «Дошкольное образование» в педагогический колледж и по окончании получить диплом о среднем профессиональном образовании. С аттестатом за 11 классов или дипломом ссуза принимают в институты и университеты. В вуз можно пойти и для получения второго высшего образования. Выпускникам выдается диплом о высшем образовании.

Окончившие колледж, институт или университет по любой специальности, могут дополнительно выучиться на курсах профессиональной переподготовки по дошкольному образованию — это самый быстрый путь в профессию, если у вас уже есть диплом.

3. Можно ли выучиться на воспитателя заочно или дистанционно?

об обучении воспитателей

Да, можно. Заочные отделения есть почти во всех колледжах и вузах. А если вы хотите пройти переподготовку по дошкольному образованию, выбирайте дистанционные* курсы. Например, в АНО «НИИДПО» есть несколько вариантов дистанционной* профессиональной переподготовки.

За 5 месяцев можно выучиться на воспитателя детей дошкольного возраста со знанием ФГОС. А за 8 месяцев — вместе с этим можно получить дополнительную квалификацию по смежному направлению: предшкольной подготовке , ИЗО и прикладному творчеству , логопедагогике и другим. Весь список курсов профессиональной переподготовки по специальности «Дошкольное образование» вы можете посмотреть здесь .

4. Сколько нужно учиться на воспитателя детского сада ?

В колледже очноеобучение на базе 9 лет длится от 3 лет 10 месяцев до 4 лет 6 месяцев; на базе 11 лет — от 2 лет 10 месяцев до 4 лет. Заочноеобучение обычно на 6–12 месяцев дольше. В вузестепень бакалавра можно получить за 4 года на очной форме обучения и за 4,5–5 лет — на заочной.

Курсы профессиональной переподготовкидлятся от 1,5 до 10 месяцев в зависимости от программы и интенсивности обучения.

5. Что нужно сдавать для поступления?

В колледж принимают по конкурсу аттестатов — чем выше средний балл, тем больше шансов поступить. Какой именно балл будет проходным, зависит от колледжа, в среднем это около 4—4,6. В институт или университет берут по результатам ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и профильной дисциплине (математике, истории, английскому языку и т. д.).

Проходной балл на педагогические специальности может варьироваться от 200 до 250. Чтобы поступить на программу профессиональной переподготовки, достаточно предъявить паспорт, диплом ссуза или вуза и заключить договор .

6. Обучение на воспитателя: сколько стоит ?

И в колледжи, и в вузы можно поступить на бюджет, набрав проходной балл. Студенты бюджетной формы не только учатся бесплатно, но еще и получают стипендию при условии успешной сдачи экзаменационной сессии. Те, кто не поступил на бюджет, могут участвовать в конкурсе на платное отделение.

Среднее профессиональное образованиестоит от 17 тыс. руб. в год в региональных колледжах и от 36 тыс. руб. в год в столичных. Стоимость высшего педобразованияв ведущих вузах России начинается от 70 тыс. руб. в год на заочном отделении или от 140 тыс. руб. на очном. В вузах, занимающих более низкие строчки рейтинга, можно обучаться от 25–30 тыс. руб. в год заочно и от 70—80 тыс. очно. Курсы профессиональной переподготовкиплатные, минимальная стоимость составляет 4–5 тыс. руб. за 300–340 часов обучения и от 16 тыс. руб. за курсы длительностью от 1000 часов .

Читайте также: От чего зависит зарплата воспитателя и как зарабатывать больше?
7. Что лучше: колледж или вуз?

Обучение на воспитателя

Однозначно сказать, что лучше, нельзя. Все зависит от ваших целей и потребностей. Преимущества колледжа:

  • можно поступить после 9 классов и через 4 года уже пойти работать;
  • не нужно сдавать вступительные экзамены и ЕГЭ;
  • в колледже дают прикладные знания, ориентированные на практическое использование, много внимания уделяется практике;
  • на старте заработная плата у выпускника ссуза такая же, как и у выпускника вуза;
  • при желании можно продолжить обучение в вузе.

Преимущества вуза:

  • если вы настроены на получение высшего образования, то лучше сразу поступать в институт или университет — это будет быстрее и дешевле;
  • в вузе более сильная теоретическая подготовка, которая может пригодиться, если вы захотите получить еще одно образование;
  • можно получить более широкую специальность, например «Педагогика и психология» — будет больше возможностей для трудоустройства.

8. Государственное или негосударственное учебное заведение: есть ли разница?

В негосударственных учебных заведениях наличие бюджетных мест — скорее исключение, чем правило. Если вы хотите учиться платно, никакой разницы нет. Главное, чтобы у ссуза или вуза были:

  • действующая лицензия на осуществление образовательной деятельности;
  • государственная аккредитация — она дает право выдавать дипломы государственного образца.

Курсам профпереподготовки нужна только лицензия . Согласно ст. 92 Закона «Об образовании» , дополнительные профессиональные программы аккредитации не подлежат, следовательно, по окончании курсов выдаются дипломы и удостоверения установленного образца.

9. Сколько часов нужно отучиться на курсах профессиональной переподготовки?

Минимальное количество часов — 250 ( п. 12 приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 ). Оно не зависит от направления, по которому было получено предыдущее образование. На воспитателя можно переучиться с дипломом хоть электрика, хоть юриста. Но главное — не количество часов, а достижение запланированных результатов и получение необходимой квалификации.

10. Можно ли мужчине выучиться на воспитателя?

Обучение на воспитателя

Хотя традиционно профессия воспитателя в нашей стране считается женской, никакого запрета на обучение и работу воспитателем для мужчин нет. Редко, но мужчины все же идут работать в детские сады.

11. Где можно работать после окончания учебы?

  • в детских садах, муниципальных и частных;
  • в развивающих и детских досуговых центрах;
  • в центрах предшкольной подготовки.
  • заниматься частной практикой;
  • стать няней или гувернанткой.

Решайте, где вы хотите учиться на воспитателя, заочно или очно, платно или за счет бюджета. В любом случае вы получите профессию, которая всегда останется нужной и востребованной.

*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Читайте также:

  • Как не «перегореть»? Профилактика и лечение профессионального выгорания у педагогов
  • Помощник воспитателя. Все о профессии: требования, обязанности, зарплата и карьерные перспективы
  • Режимные моменты детского сада и деятельность воспитателя в них (регламент выполнения и время проведения)
admin
Оцените автора
Ракульское