Как установить сервитут на часть земельного участка Что нужно знать при его оформлении

Что такое сервитут? Это вещное право, содержанием которого является возможность ограниченно (в определенных пределах) пользоваться чужой недвижимостью(в нашем случае – земельным участком (ЗУ)).

Его суть в том, что оно дает собственнику какой-то недвижимости, пользоваться чужой землей, в ситуациях, когда он не может беспрепятственно реализовать свое право пользоваться этой недвижимостью без установления сервитута (например, через ЗУ гражданина «А» проходит единственная дорогая к дому гражданина «Б», поэтому «Б» вынужден просить установить право ограниченного пользования участком «А», чтобы пройти к себе домой).

Данное вещное право можно установить только тогда, когда у владельца недвижимого имущества нет иных вариантов реализовывать свои права по пользованию им (П. 7 «Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 – далее Обзор).

Оформление неполного обременения земли

Обременение земли – это, так или иначе, ограничение прав его собственника, создание для него неудобств. А для лица, для которого установлен сервитут – это дополнительный источник расходов (за пользование чужой землей может взиматься плата ч. 5 ст. 274 ГК РФ).

Законодатель выделяет частный и публичный сервитут. В основании разграничения лежит интерес, в чью пользу он устанавливается. Первый – в пользу конкретного лица для обеспечения его нужд. Тогда как установление публичного сервитута направлено на обеспечение нужд государственных или муниципальных, нужд населения и строго в целях, указанных в ч. 4 ст.

23 ЗК РФ. Узнать больше о разнице между частным и публичным сервитутом можно тут.

Поэтому распространение права ограниченного пользования только на часть участка – в интересах обоих собственников.

Формулировки нормативных положений гражданского и земельного законодательства, регулирующих данное вещное право (ст. 274 ГК РФ, ст. 23 ЗК РФ), говорят об обременении всего участка: в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель (ч.

5 ст. 23 ЗК РФ), предоставления права ограниченного пользования соседним участком (ч. 1 ст.

274 ГК РФ).

Важно! То же самое подтверждается и практикой Верховного Суда РФ: сервитут и как ограниченное вещное право, и как обременение недвижимого имущества подлежит регистрации в отношении всего объекта недвижимого имущества (П. 11 Обзора).

Однако в земельном законе можем найти нормы, которые говорят о возможности установления сервитута на часть земли: п. 2 ч. 1 ст. 39.25 ЗК РФ, ч. 4 ст. 39.25, ч. 5 и ч. 6 ст.

39.26 ЗК РФ, но эта возможность распространяется на случаи, когда речь идет об участке, собственником которого является государство, субъект РФ, муниципалитет.

В таком случае в ЕГРН должны быть сведения о части земельного участка (п. 11 ч. 4 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» – далее ФЗ о регистрации).

На каких основаниях это можно сделать?

Однако возможность установить сервитут на часть ЗУ все же есть, о чем говорит сама сущность рассматриваемого права. Сервитут служит конкретной цели: например, если цель пройти или проехать – разумеется, нужна только дорога, о чем и указывается в соглашении об обременении. В соглашении можно прописать и сферу действия сервитута, ограничить использование земли во времени, в пространстве, и фактически получится пользование частью ЗУ.

Если мирно договориться не получилось, ограничить собственника в пользовании землей в части фактически, возможно и в суде, потому что, удовлетворяя иск о сервитуте, суд обязан определить условия, на которых он устанавливается, в том числе, содержание обременения и его сферу действия (как и на каких основания можно обратиться в суд для принудительного установления сервитута узнаете тут).

Внимание! Более того, встречается судебная практика (чаще всего у арбитражных судов), где суд выносит решение с формулировкой как «установить сервитут на часть земельного участка» (напр., А55-33436/2018).

Порялок установления

Предположим, собственник земли согласен на его обременение в части, в суд идти не пришлось. Рассмотрим порядок действий, направленных на установление сервитута.

Составление соглашения

Соглашение должно содержать:

О том, как составляется типовое соглашение сервитута, можете узнать тут.

Сбор документов

Сервитут подлежит государственной регистрации, потому необходимо собрать пакет документов, а именно:

  • заявление одного из собственников;
  • соглашение;
  • документы, подтверждающие право на обременяемый ЗУ и на недвижимость, для пользования которой устанавливается обременение;
  • документ об уплате госпошлины.

Справка! За регистрацию уплачивается госпошлина: 1500 рублей для физ. лиц и 6000 для организаций.

Регистрация

На основании предоставленных документов Росреестр осуществляет регистрацию обременения в течении срока, установленного ст. 16 ФЗ о регистрации и вносит сведения в реестр.

Подробнее о процедуре регистрации сервитута мы рассказывали здесь.

Пример расчета платы

Согласно «Временным методическим рекомендациям по оценке соразмерной платы за сервитут» (утв. Росземкадастром 17.03.2004), которой активно пользуются суды РФ, плата должна быть соразмерна убыткам, которые понес собственник недвижимости, в связи с ограничением его прав (п. 2.1).

Для расчета указанной величины не обойтись без специальных познаний в оценке, поэтому в соглашении устанавливается единовременная или ежемесячная плата, которая устраивает обе стороны. При невозможности договориться, стороны обращаются в суд или к оценщику. В свою очередь, суды также полагаются в своих решениях на мнение экспертов.

Так, в решении Арбитражного суда Самарской области А55-33436/2018 размер соразмерной платы был установлен судом на основании заключения эксперта: соразмерная плата в месяц за пользование частью земельного участка в размере 3 376 руб., а также определен размер убытков, которые составили согласно заключению 202 128 руб., в том числе: 143 048 руб. затраты на биологическую рекультивацию, 59 080 руб. недополученные расходы.

Решением Арбитражного суда Москвы А40-151826/2017 на основании экспертизы сделан вывод, что величина соразмерной платы составит: 259 842 (Двести пятьдесят девять тысяч восемьсот сорок два) рубля в год.

Методику определения и порядок внесения платы за сервитут на земельный участок мы более подробно рассматриваем в отдельном материале.

Итак, формально установить сервитут на часть земельного участка и зарегистрировать возможно только в случае его нахождения в государственной и муниципальной собственности (только для таких участок законом предусмотрена возможность занести в кадастр недвижимости сведения о части земельного участка).

Однако фактически это сделать можно и на основании соглашения, и на основании судебного акта, потому что эти документы предусматривают определение сферы действия и содержания обременения, от которых зависит и размер платы за сервитут.

Как установить частный сервитут на земельный участок?

Частный сервитут на земельные участки

Частный сервитут на земельные участки устанавливается для того, чтобы обеспечить возможность проезда и перемещения по соседней территории, провести канализационные и водоснабженческие системы, установить линии электрических передач. Кроме того, ограничение производится в случае, когда иные способы потребительских нужд владельца соседнего участка не могут быть обеспечены.

Сегодня благодаря оформлению ограничения вполне возможно осуществить реализацию права собственности недвижимостью. Рассмотрим более подробно процедуру установления личного сервитута.

Что представляет собой личный сервитут или ограничение?

Частный сервитут – это передача третьим лицам права эксплуатации части чужой территории. На сегодняшний день оно имеет следующие ограничения:

  • за такую возможность придется платить компенсацию;
  • возможна лишь частичная эксплуатация участка, в соответствии с целями, установленными законом;
  • для того чтобы реализовать собственное право необходимо провести процедуры, обеспечивающие контроль, а также другие важные мероприятия;
  • обременение не может стать независимым предметом сделки, то есть его невозможно реализовать, заложить, а также отдать третьим лицам.

Важно! При установке личного сервитута на территории собственник земли не теряет права на ее владение. Это право может быть распространено и на владельца, и на лиц, пользующихся территорией.

Процесс установки частного сервитута

Процедура установления частного сервитута начинается с создания соглашения между заинтересованным лицом и владельцем территории. Это право может устанавливаться для:

  • прохода и перемещения по соседнему участку;
  • проведения канализационных и водоснабженческих систем;
  • установки электрических сетей;
  • возмещения нужд заинтересованных лиц, при отсутствии возможности обеспечить их по-другому.

Истребовать установку сервитута физлицу возможно исключительно у владельца конкретного участка. В том случае, когда территория относится к госсобственности либо владениям города, тогда для установки сервитута потребуется обратиться к госвластям. Сделать запрос на оформление личного сервитута имеет право каждый человек, которому принадлежит земля на других правах.

Личный сервитут возможно установить только по части прилегающей территории, а в некоторых случаях в отношении другого участка.

Оформление этого права осуществляется путем создания договора, заключенного между владельцем территории и заинтересованным лицом. Если они не могут договориться, то в этом случае третье лицо вправе подать в суд.

Завершающим этапом оформления частного сервитута является проведение госрегистрации.

Какие документы потребуются?

Частный сервитут для прохода и проезда устанавливается при наличии следующих документов:

  1. Паспорт РФ от заявителя.
  2. Чек о внесении госпошлины.
  3. Документация, подтверждающая установку сервитута, – соглашение сторон, акт-распоряжение от госоргана, решение суда.
  4. Кадастровая планировка территории с печатью об установки сервитута.
  5. Доверенность, если обращается третье лицо.

Госпошлина для установки личного сервитута на сегодняшний день составляет для:

  • физлиц – 1500 руб.;
  • юрлиц – 6000 руб.

В каких случаях необходимо отправляться в судебные инстанции?

В каких случаях необходимо отправляться в судебные инстанции

Обратиться в суд частному лицу, заинтересованному в получении сервитута, необходимо тогда, когда не удается заключить договор-соглашение с владельцем соседнего участка о его установке. При этом причины его установления должны быть серьезными.

Для подачи искового заявления человеку потребуется внести госпошлину в сумме триста рублей.

В иске необходимо указать:

  1. Данные о том, что владелец соседней, прилегающей к земле, территории отказывается подписывать договор-соглашение об установке сервитута или не отвечает на просьбы истца.
  2. Цель, срок, а также условия установки этого права.
  3. Неопровержимые доказательства того, что сервитут установить действительно необходимо, в связи с возникшими проблемами.

Иск требуется сопроводить следующей документацией:

  • чек об уплате госпошлины;
  • доказательства, приведенные в письменном виде, в случае отказа либо игнорирования владельцем соседнего участка просьб со стороны истца;
  • бумага, доказывающая, что истец является владельцем собственного участка.

Судебная инстанция вправе создать комфортные условия для установки сервитута, четко определив граничащие линии территории, требуемые для прохода или перемещения. Суд обязан учесть интересы каждой стороны для того, чтобы сформировать менее затруднительное обременение для владельца территории и устранить все неудобства при использовании ей.

Завершение действия сервитута

Личный сервитут может завершить свое действие в случае, если:

  • владелец территории выдвинул требования прекратить его из-за отсутствия необходимости;
  • так решил суд, поскольку установленный сервитут в дальнейшем может затруднить процесс эксплуатации территории.

Чтобы расторгнуть соглашение на установку сервитута в госорган необходимо представить следующие документы:

  1. Договор-соглашение, подписанный на добровольной основе каждой из сторон.
  2. Постановление, полученное в суде.

Договор на частный сервитут не может быть расторгнут в случае реализации земельного участка, поскольку он остается обременением территории. Именно по этой причине при передаче права владения новый собственник получает в эксплуатацию землю с уже установленным на ней сервитутом.

Для того чтобы уточнить перед покупкой или продажей земли наличие обременений, новому владельцу потребуется сделать письменный запрос в Росреестр. Там он сможет получить выписку из госреестра, где будут содержаться эти сведения.

Среди причин прекращения частного сервитута выделяют:

  • Прекращение участком своего существования из-за природных явлений.
  • Решение госоргана о конфискациитерритории для госпотребностей.
  • Приобретение земли во владение обладателем сервитутом.
  • Отказ заинтересованного лица от права на сервитут и расторжение его в одностороннем порядке.
  • Принятие взаимного решения сторон, и официальное расторжение установки сервитута.
  • Завершение срока действия документа, по которому было создано обременение.

Когда участок с ограниченным правом прекращает свое существование, тогда на документе об обременении, а также в регистрационной записи ставят специальный штамп погашения.

В других же случаях требуется произвести госрегистрацию прекращения личного сервитута, при наличии соответствующей документации.

Какие территории не могут относиться к личным сервитутам?

К личным сервитутам территории не имеют право относиться:

  • Земли, расположенные в зонах лесного фонда, а также лесополосы, которые не включены в него, но при этом принадлежат пользователям леса на основании госактов, судебных постановлений и соглашений.
  • Земли водного фонда, которые являются формой общественного или частного обременения.

Эти виды обременения имеют несколько ограничений. В первом случае личный сервитут устанавливается только по судебному постановлению, через договор-соглашение либо на основании акта от госоргана. Во втором случае обременение может быть создано исключительно по соглашению с госорганами либо по решению суда.

  • В закладки
  • Распечатать
  • Задать вопрос
  • Подписаться
  • Наш канал в Яндекс.Дзен

Как установить сервитут на часть земельного участка Что нужно знать при его оформлении

1 декабря 2024 Регистрация Войти
6 декабря 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 декабря 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право На земельном участке, принадлежащем организации на праве собственности, находится имущество (трансформаторная подстанция), принадлежащее на праве собственности сторонней организации. Как оформить сервитут? Какие действия пошагово надо предпринять?

На земельном участке, принадлежащем организации на праве собственности, находится имущество (трансформаторная подстанция), принадлежащее на праве собственности сторонней организации.
Как оформить сервитут? Какие действия пошагово надо предпринять?

4 декабря 2020

Положениями ст. 23, п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ установлено, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных гл.

V.3 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 274 ГК собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Отметим, то согласно п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
По общему правилу сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка (в рассматриваемом случае — по соглашению между собственником земельного участка и собственником сооружения) и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество (п. 3 ст. 274 ГК РФ).
Принимая во внимание положения п. 1 ст. 432 ГК РФ, а также нормы п. 1 ст. 39.25 ЗК РФ в соглашение об установлении сервитута, помимо предмета (право ограниченного пользования), целесообразно включить:
1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;
2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка;
3) сведения о сторонах соглашения;
4) цели и основания установления сервитута;
5) срок действия сервитута;
6) размер платы;
7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;
8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению;
9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.
Часть данных сведений в последующем будет внесена в единый государственный реестр недвижимости. Так, согласно п. 123 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 16 декабря 2015 г. N 943, при внесении записей об ограничении (обременении) указываются:
— вид ограничения: слово «сервитут»;
— предмет сервитута: объект (если сервитут относится к части объекта недвижимости, также указывается учетный номер такой части);
— срок, который указывается посредством внесения даты начала и окончания сервитута или даты начала сервитута и его продолжительности либо слов «Срок не определен», когда срок сервитута не определен;
— условия сервитута;
— лицо (объект), в пользу которого установлен сервитут: данные о гражданине, юридическом лице в соответствии с пунктом 50 Порядка или объекте, для которого установлено право ограниченного пользования, либо слово «Публичный», когда сервитут является публичным.
В соответствии с ч. 1 ст. 52, ч. 4 ст. 44, ч.ч. 1, 2 ст.

22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.
При этом государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в ЕГРН, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления (ч. 4 ст.

44 Закона N 218-ФЗ).
Таким образом, если право ограниченного пользования устанавливается на часть земельного участка, то заявителем должен быть представлен межевой план, содержащий сведения об образовании соответствующей части земельного участка.
Отметим, то межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются:
1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
Таким образом, для установления сервитута потребуются:
1) заявление установленной формы (смотрите ч. 1 ст. 14, ст. 18 Закона N 218-ФЗ, а также приложение приказа Министерства экономического развития РФ от 8 декабря 2015 г. N 920) (заполняется сотрудником МФЦ);
2) соглашение об установлении сервитута (смотрите примерную форму соглашения об установлении сервитута части земельного участка, подготовленную экспертами компании ГАРАНТ);
3) межевой план (в случае установления сервитута не на весь, а на часть земельного участка).
В соответствии с п. 31 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию сервитутов составляет (за исключением ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения):
— в интересах физических лиц — 1500 рублей;
— в интересах организаций — 6000 рублей.
В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (смотрите п. 1 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г. (далее — Обзор)).
Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком (п. 5 ст. 274 ГК РФ). Плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом (п.

12 Обзора).
В соответствии с позицией Верховного Суда РФ, отраженной в п. 5 Обзора, при судебном порядке установления сервитута собственник земельного участка, на котором расположен принадлежащий иному лицу линейный объект, вправе обратиться с требованием об установлении сервитута лишь в том случае, когда такой объект был возведен после возникновения частной собственности на указанный земельный участок (апелляционное определение СК по гражданским делам Липецкого областного суда от 03 февраля 2020 г. по делу N 33-302/2020, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 13 января 2020 г. по делу N 33-138/2020).
Также считаем необходимым отметить, что сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Он устанавливается в соответствии с ЗК РФ, поэтому к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения ГК РФ о сервитуте и положения гл. V.3 ЗК РФ не применяются.
Публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 39.39, ст. 39.40 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст.

39.38 ЗК РФ, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. С ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация:
1) являющаяся субъектом естественных монополий, — в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции;
2) являющаяся организацией связи, — для размещения линий или сооружений связи, указанных в п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных линий и сооружений связи, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции;
3) являющаяся владельцем объекта транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, — в случае установления публичного сервитута для целей, указанных в пп. 2-5 ст. 39.37 ЗК РФ;
4) предусмотренная п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ и подавшая ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, — в случае установления сервитута в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
5) иное лицо, уполномоченное в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями осуществлять деятельность, для обеспечения которой допускается установление публичного сервитута.
Плата за публичный сервитут осуществляется в соответствии со ст. 39.46 ЗК РФ. Более подробно об установлении публичного сервитута можно ознакомиться в гл V.7.

ЗК РФ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.;
— Сервитут для размещения и эксплуатации линейного объекта. Комментарий к определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17.04.2018 по делу N 306-ЭС17-20590;
— Примерная форма соглашения об установлении сервитута части земельного участка (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

13 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Что такое сервитут на земельный участок и как его установить?

Установление земельного сервитута является легальным способом закрепить ограниченное право пользования чужим наделом. По своему правовому статусу сервитуты могут являться частными и публичными, а их условия могут оформляться в виде добровольного соглашения или судебного акта.

В этом материале можно узнать, что такое сервитут на земельный участок, и какие нюансы сопровождают процедуру его установления.

Что это такое

Установление земельного сервитута

Правовое понятие сервитута закреплено в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и подразумевает установление ограниченного права пользования соседним земельным наделом. Эта процедура может существенно ограничить законное право владельца чужого земельного надела, поэтому произвольное введение сервитута не допускается. Исходя из анализа статьи 274 ГК РФ, правоотношения сервитута могут возникать в следующих ситуациях:

  • необходимость закрепления права граждан или уполномоченных ведомств на беспрепятственный доступ через смежный земельный надел – по условиям сервитута будет определено право прохода или проезда, в том числе через строго ограниченную зону участка;
  • необходимость государственных или муниципальных работ для возведения, реконструкции или использования линейных объектов – в данном случае введение режима сервитута не может нарушать право на использование участка по разрешенному пользованию;
  • необходимость проложить систему ресурсоснабжения к соседнему участку;
  • введение ограничений для пользования участком в интересах неограниченно круга лиц;
  • иные ситуации, когда законное право пользования может быть ограничено в пользу иных лиц.

Как правило, перечисленные ограничения устанавливаются в форме частного сервитута, условия которого определяются по соглашению сторон или на основании судебного акта. Если условия ограничений регламентируются законодательными актами, вводится публичный земельный сервитут. Рассмотрим правовые основания для введения режима частного или публично сервитута.

Как установить публичный сервитут

Введение публичного сервитута не требует обращения в суд или оформления соглашения между определенными лицами. Для этого властными органами РФ, региона или муниципального образования принимается нормативный акт, в котором будет зафиксированы все существенные условия сервитута. Для принятия указанных актов нужно обязательно провести общественные слушания с участием местного населения.

Статьей 23 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень ситуаций, когда на временный или постоянный срок будет вводиться сервитут публичного характера. Выделим наиболее распространенные случаи, когда в интересах местных граждан, либо государственных и муниципальных органов, может вводиться ограничение прав собственников:

  • обеспечение беспрепятственного прохода или доступа для неограниченного круга лиц (например, для свободного прохода к местам общего пользования);
  • использование частного надела для проведения ремонтных работ на ресурсоснабжающих коммуникациях;
  • использование чужого участка для прогона скота;
  • для размещения различных видов государственных геодезических меток (например, межевых знаков);
  • иные ситуации, перечисленные в статье 23 ЗК РФ.

Поскольку введение сервитута публичного характера существенно ограничивает законные интересы правообладателя, должны досконально соблюдаться все требования законодательных актов. При выявлении нарушений владелец участка может обжаловать нормативный акт властных органов в судебном порядке.

Также закон предусматривает обязательную регистрацию любых видов сервитутов, для этого необходимо обратиться в службу Росреестра. Сведения о сервитуте, а также его сроках, будут доступны для ознакомления путем получения выписки из госреестра ЕГРН.

Как установить частный сервитут

Частный сервитут устанавливается в отношении конкретных лиц либо группы субъектов, т.е. носит персональный характер. Установление указанного ограничения может происходить в добровольном или принудительном порядке. Если правообладатель надела не возражает против ввода сервитута, все договоренности сторон можно оформить в виде письменного соглашения.

Соглашение об установлении сервитута земельного участка должно предусматривать все существенные условия, которые будут соблюдаться сторонами:

  • дата и место составления документа;
  • личные данные каждого участника соглашения (владельцев смежных участков и правообладателя земли);
  • сведения о земельном наделе, в отношении которого вводится ограничение – кадастровый номер, описание площади и т.д.;
  • суть вводимых ограничений – для каких целей устанавливается сервитут (проход или проезд, и т.д.);
  • срок введения ограничений;
  • перечень лиц, имеющих право пользования сервитутом;
  • описание зоны, на территорию которой будет распространяться режим частного сервитута – весь участок или отдельная его часть.

Обратите внимание! За ограничение в виде частного сервитута допускается взимание платы, если иное прямо не указано в законодательных актах. Размер платежей может устанавливаться по договоренности сторон, а при отсутствии взаимного компромисса – в рамках судебного производства.

Добровольное соглашение о сервитутном ограничении должно быть зарегистрировано в службе Росреестра с внесением сведений в ЕГРН. Для этого нужно предварительно заказать и получить межевой план на землю у кадастрового инженера. Необходимость получения межевого плана связана с требованием Федерального закона № 218-ФЗ – любые изменения данных в госреестре ЕГРН должны быть изначально изложены в межевом плане.

Графическая и текстовая часть межевого плана должна соответствовать условиям соглашения, этот момент будет проверяться во время регистрационных действий.

Судебная процедура

Если переговоры с правообладателем участка не привели к результату, есть возможность урегулировать спор в судебном порядке. Для этого можно использоваться вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения. Рассмотрение споров, связанных с указанными ограничениями земельных прав, входит в компетенцию судов общей юрисдикции (районные или городские суды).

На что нужно обратить внимание при обращении в суд? В содержание искового заявления рекомендуется включить следующие пункты:

  • наименование судебного учреждения, которое будет рассматривать дело;
  • личные данные всех заинтересованных сторон (владельцем соседних участков);
  • сведения о возникновении спора – что именно позволит решить ограничение права;
  • вариант условий сервитута, который предлагает истец;
  • обоснование срока, на который необходимо ввести ограничение права.

Суд не вправе обязать собственника надела подписать соглашение о сервитуте, поэтому в решении будут зафиксированы все условия ограниченного права пользования. При этом суд обязан принять во внимание не только требование владельца смежного участка, но и интересы правообладателя.

При вынесении решения судебное учреждение будет учитывать следующие нюансы:

  1. если у сторон и суда недостаточно специальных познаний в сфере земельных правоотношений, может назначаться экспертное исследование или к участию в процессе может привлекаться специалист в указанной отрасли (как правило, приглашается кадастровый инженер с квалификационным аттестатом);
  2. решение суда должно содержать точные пространственные метки, в пределах которых будет действовать сервитут (это необходимо для внесения данных о сервитуте в госреестра ЕГРН);
  3. надлежащим ответчиком по делу может выступать только собственник спорного земельного надела, так как временный владелец объекта (арендатор, пользователь) не вправе участвовать в урегулировании такого спора.

Также в судебном процессе должен разрешаться вопрос и о размере платы за пользование чужим наделом земли. Поскольку закон не содержит правила взимания платы в таких случаях, будут использованы положения судебной практики, либо понадобится заключение специализированной экспертизы.

Отдельного внимания заслуживает регистрационная процедура в службе Росреестра. Если условия сервитута были определены в соглашении, для регистрации потребуется участие обеих сторон. На основании судебного акта заявление будет подавать только заинтересованное лицо.

В службу Росреестра представляются следующие документы:

  • заявление о проведении регистрационных действий;
  • правоустанавливающие документы на спорный и смежный земельный надел (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.);
  • межевой план с выделением зоны действия сервитута;
  • обоюдное соглашение или судебный акт, на основании которого будет проводиться регистрация;
  • документы, удостоверяющие личность сторон сервитута;
  • нотариальная доверенность на представителя;
  • платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины.

Для проведения регистрационных действий уплачивается госпошлина в размере 1500 рублей для физлиц и 6000 для предприятий.

Прекращение сервитута происходит по истечении срока его действия, либо по обращению в суд заинтересованного лица. Например, основанием для обращения в суд будет являться существенное нарушение условий ограниченного пользования в виде нарушения правил разрешенного землепользования. Для официального прекращения действия сервитута в госреестр ЕГРН должны быть внесены соответствующие сведения.

  • В закладки
  • Распечатать
  • Задать вопрос
  • Подписаться
  • Наш канал в Яндекс.Дзен
admin
Оцените автора
Ракульское