Какие действия считаются намеренным ухудшением жилищных условий

Высокие цены на недвижимость позволяют обзавестись собственным углом далеко не всем. На помощь приходят государственные программы по предоставлению жилья гражданам, чьи жилищные условия не соответствуют установленным нормам. И решающие значение для постановки на учет нуждающихся имеют причины ухудшения условий их проживания. «Ухудшение жилищных условий жителей РФ может стать основанием для постановки их в очередь на получение дополнительной площади от государства.

На практике такую процедуру возможно осуществить лишь при условии непреднамеренного ухудшения условий проживания, что придется подтвердить документально, в том числе и таким категориям граждан, как военнослужащие.

Что является ухудшением жилищных условий

В федеральном законе четко не прописано, что можно отнести к понятию ухудшение жилищных условий. Однако жилищное законодательство трактует это как действия, в результате которых физические лица становятся претендентами на получение недвижимого имущества на социальных условиях. К непреднамеренному ухудшению жилищных условий, согласно этому, относятся:

  • вселение и одновременная прописка в дом или квартиру новых жильцов, за исключением временных. Примером тому может стать регистрация брака;
  • изменение состава семьи в случае рождения новых членов или развода;
  • обмен недвижимого жилого имущества и, как следствие, уменьшение его метража;
  • необходимый перевод части жилого помещения в нежилое, что влечет за собой изменение порядка пользования жильем;
  • отчуждение долей или целого жилого помещения, имеющихся в собственности граждан, в результате требований кредиторов или других обстоятельств;
  • выселение в судебном порядке собственника жилья и членов его семьи по причине невыполнения условий договора купли-продажи, безвозмездного пользования, коммерческого найма и др;

Важно отметить, что под ухудшение жилищных условий не попадают любые правовые операции договора аренды по инициативе желающего получить социальную недвижимость, прописка несовершеннолетних детей по месту жительства родителей, вселение родственников или супругов при соблюдении законодательных норм, а также отказ одаряемого от принятия в дар жилого имущества или дарителя от соблюдения условий договора дарения.

Почитать  Необходимость кассового аппарата для ип

Кроме того, в каждом регионе действует свой закон, определяющий, какие действия можно отнести к ухудшающим жилищным условиям, поэтому при желании увеличить площадь квартиры на социальных условиях важно ознакомиться с местным законодательством.

Чтобы стать в очередь на получение социального жилья из-за ухудшения условий проживания, следует написать заявление по установленной форме и подписать всеми членами семьи. Собрать необходимый пакет документов, включая те, которые подтверждают право на получение дополнительной площади от государства, и подать все это в Департамент жилищной политики по месту проживания. Уточнить форму заявления и перечень документов можно на сайте этого ведомства или в любом многофункциональном центре (МФЦ).

Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих

Вопрос улучшения жилищных условий такой категории граждан, как военнослужащие, регулируется ФЗ «О статусе военнослужащего», Постановлением Правительства № 512, а также ст. 52 Жилищного кодекса РФ. Действия, позволяющие военнослужащим претендовать на получение социального жилья в результате ухудшения жилищных условий, практически идентичны тем, которые прописаны для остальных категорий граждан.

Равно как и намеренное ухудшение условий проживания. К последнему относится распоряжение имеющимся жильем в личных интересах, чтобы получить статус нуждающихся в дополнительной площади от государства.

Так, к незаконным способам ухудшения жилищных условий относятся:

  • намеренная продажа имеющегося жилья, в том числе полученного в наследство, чтобы потом стать на учет в качестве нуждающегося в увеличении жилой площади;
  • перепланировка квартиры;
  • расторжение договора социального найма в одностороннем порядке;
  • фиктивное расторжение брака;
  • искусственное расширение семьи посредством прописки в имеющейся муниципальной площади посторонних людей, в том числе в результате заключение фиктивного брака.

При этом прописка военнослужащим в своей квартире ребенка, старых родителей и других родственников-иждевенцев, даже если это предполагает уменьшение жилой площади на человека, не относится к намеренному ухудшению условий проживания, а значит, гражданин в этом случае вполне может претендовать на получение от государства дополнительной площади.

При установлении факта совершения любых действий, относящихся к незаконному ухудшению условий проживания с целью получения квартиры, военнослужащий может лишиться права на это на 5 лет. Этот же срок ему придется выждать и после продажи, дарения или обмена находящегося в собственности имущества.

Какие действия не относятся к намеренному ухудшению условий проживания

Разобраться в причинах ухудшения условий проживания для получения дополнительной жилплощади от государства часто бывает не просто, так же как и установить факт намеренного совершения противоправных действий, тем более что строгого наказания за это не предусмотрено. Однако законодательством установлен признак, по которому можно отличить намеренное ухудшение жилищных условий от естественного.

Так, если гражданин РФ уже имеет статус нуждающегося в жилой площади на момент купли-продажи или обмена находящейся в его собственности квартиры или совершения иных действий, попадающих в категорию преднамеренного ухудшения жилищных условий, его поступок нельзя отнести к правонарушению. В этом случае он останется претендентом на получение жилья от государства.

Таким образом, ухудшением жилищных условий считаются действия, приводящие к уменьшению установленного нормами метража жилой площади на человека. При подтверждении такого факта отдельные категории граждан РФ становятся претендентами на получение квартиры от государства. Однако для постановки в очередь важно сначала подтвердить естественность ухудшения условий проживания, так как часто имеют место быть случаи преднамеренных действии по снижению метража площади, что является незаконным.

Намеренное ухудшение жилищных условий. Математика и Методика.

МАТЕМАТИКА.

Почти ежедневно на различных сайтах юрконсультаций люди задают вопрос, по сути своей заключающийся в том, было ли намеренное ухудшение жилищных условий? Очень часто люди в своём вопросе не дают никакой информации – о метраже, об учётной норме, количестве членов семьи и т.д. И в этой ситуации удивляют многочисленные ответы – иногда юристы всерьёз дают ответы и советы (как правило, противоположные), не утруждая себя выяснением цифр и производством расчетов.

Так, рассуждения ни о чём.

Между тем, методика первоначального (формального) определения намеренности ухудшения должна быть следующей.

1. Открываем законодательство муниципалитетов и субъектов федерации и выясняем учётную норму.
При этом необходимо иметь в виду, что если гражданин, условно, проживает в д. Большие Гвозди Семитабуретинского района Ивановской области, то сначала открываем законодательство деревни Большие Гвозди, потом, если в деревне учётная норма не установлена, по возрастающей– законодательство Семитабуретинского района, и только после отсутствия её там – законодательство субъекта Российской Федерации.

2. Для совсем уж начинающих: не путаем учетную норму с нормой предоставления.

3. Помним, что с 1 марта 2005 года учётная норма определяется в метрах общейплощади.

4. Но и не забываем, что если правоотношения начались до 1 марта 2005 года, то открываем «архивное» законодательство, смотрим там учётную норму, обращаем внимание, что, как правило, ранее учётная норма определялась в метрах жилойплощади а не общей, и это может быть суперважно!

5. Делим общуюплощадь жилого помещения на количество членов семьи – получаем количество метров, приходящегося на каждого. Если оно менее учётной нормы, то любые действия, связанные с отчуждениям или, наоборот со вселением, не являются намеренным ухудшением жилищных условий.

Пример: Учётная норма – 10 кв. метров, семья из 4 человек, общая площадь жилого помещения – 39,9 кв. метров. Граждане вправе состоять на учёте нуждающихся в получении жилого помещения. Всление/отчуждение ситуацию не меняет.
Вот так и считаем: кто в уме, кто в столбик. А как вы хотели?

6. Наиболее распространенные спорные ситуация связаны с тем, что члены одной семьи (например, супруги) могут иметь права пользования (как собственники или наниматели, и как члены семей собственника/нанимателя) разных жилых помещений (то есть их более одного). В этой ситуации необходимо учитывать площадь всехпомещений.

7. При возникновении спорных ситуации, когда непонятно, кто чей член семьи, вспоминаем, что в отличие от семейного законодательства, (где сын или дочь всегда остаются членами семьи своих родителей), в жилищном законодательстве, для признания членом семьи собственника/нанимателя, обязательным условием является совместное проживание.

И самое главное:

8. Даже обнаружив (формально!)намеренное ухудшение, сопоставляем его с правовыми позициями КС РФ, другим законодательством (указанным выше), а самое главное – со здравым смыслом, и если видим свою правоту – вперёд, к судебным победам!

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ст. 53 и п. 8 ст. 57 ЖК РФ.

  • утратить основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма (ст. 56 ЖК РФ). Как правило, речь идёт о приобретении (получении) жилых помещений, что уже не ухудшение, а улучшение🙂 жилищных условий.
  • совершить действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению (часть 8 ст. 57 ЖК РФ)

Другими словами: если гражданин состоит на учёте нуждающихся в получении жилого помещения, и производит какие-либо сделки, которые привели к уменьшению\отчуждению, его не вправе исключить из учёта (снять с очереди).

Для понимания различий в правовой природе указанных выше событий, и для наглядности, автор объединил условия и последствия различных действий в одну таблицу.
В заключительной части я расскажу о том, как суд удовлетворил наше требование и не признал намеренным ухудшением жилищных условий продажу жилого помещения.

Намеренное ухудшение жилищных условий

Проблемы с жильем можно решить разными способами, одним из которых является постановка на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так как у многих людей есть нормальное жилье, и оно вполне подходит для комфортного проживания, у них возникает идея сознательно ухудшить жилищные условия для того, чтобы получить квартиру получше. Насколько это реально и какие есть особенности у данной процедуры – читайте в этой статье.

Понятие намеренного ухудшения

Намеренное (умышленное) ухудшение жилищных условий кратко описано в ст.53 Жилищного Кодекса РФ. В основе лежит желание получить более комфортное жилье за счет государства. Так, например, если стать на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, можно претендовать на новую квартиру по договору социального найма.

А потом ее можно без особых проблем приватизировать по закону.

В то же время, рассматривается именно намеренное ухудшение условий с целью стать на учет. К сожалению, в законодательстве нет четкого описания того, что именно может считаться (или не может считаться) намеренным ухудшением жилищных условий. Этот элемент отдан на откуп местному законодательству в каждом отдельном регионе.

Более или менее детальное, или хотя бы условно подробное описание допустимых или недопустимых действий описано лишь в законодательстве 15 регионов и нередко оно противоречит друг другу.

На практике, если ситуация четко нигде не описана, то конечное решение принимается в индивидуальном порядке. Иногда – на этапе обращения в местную администрацию с целью постановки на учет, но чаще всего – в суде.

Основной и важный элемент, являющийся подтверждением ухудшения гражданами своих жилищных условий – это намерение/умысел. Одно дело, если человек по определенным причинам (свадьба, рождение ребенка и так далее) прописывает в своей квартире других людей (жену, ребенка и так далее) и совсем другое, если собственник квартиры специально прописывает в своем жилье всех, до кого только может дотянутся.

В первом случае человек получает право на улучшение жилищных условий, так как ухудшение произошло по вполне логичным причинам (проживание вместе с женой, рождение ребенка, которого тоже нужно прописать и так далее). Во втором случае такие действия могут расцениваться как сознательное ухудшение жилищных условий со всеми вытекающими отсюда последствиями (о последствиях см.ниже).

Пример:Человек проживает в собственной квартире площадью 30 кв.м. Этого достаточно для комфортной жизни по любым нормативам. После свадьбы, в результате которой к владельцу жилья переезжает жена, на каждого из них будет приходиться по 15 кв.м., чего тоже достаточно для нормальной жизни.

Но после рождения ребенка на каждого жильца квартиры будет приходиться всего по 10 кв.м. И в некоторых регионах это уже меньше нормы (размер нормы также устанавливается индивидуально в каждом отдельном регионе). В такой ситуации семья может становится на учет и претендовать на более комфортную недвижимость.

Способы ухудшения жилищных условий

Основные способы ухудшения условий жизни, которые могут быть признаны умышленными при постановке на учет для получения жилья:

  • Изменение статуса недвижимости. В частности – превращение жилья в нежилое помещение. Это явно сознательное действие. Если владельцу больше негде жить, то может рассматриваться как умышленное ухудшение условий.
  • Уменьшение жилой площади недвижимости. Это может быть, например, превращение зала или спальни в большую кладовку или гардеробную. Подобных вариантов может быть множество, однако они крайне редко рассматриваются как ухудшение условий проживания и, что в данном контексте более важно, такие действия и не являются, фактически, ухудшением. Дело в том, что сейчас при определении площади жилья, приходящегося на каждого из прописанных лиц, используется не жилая, а общая площадь квартиры. Таким образом, администрации будет все равно, как используются помещения и какой они имеют статус до тех пор, пока недвижимость остается жилой.
  • Отказ от заключения договора социального найма. Некоторые лица уже даже после постановки на учет хотят получить не просто какое-то жилье, а очень хорошую квартиру. Как следствие, они могут отказаться заключать договор социального найма, если предложенная квартира их не устраивает. Такие действия считаются умышленными и не дают права требовать чего-то лучшего.
  • Нарушение условий договора социального найма или нарушение условий проживания в квартире. Чаще всего в таких ситуациях подразумевается неоплата коммунальных услуг на протяжении долгого срока (от нескольких месяцев до нескольких лет). В результате владелец/жилец квартиры будет выселен из занимаемой им недвижимости при расторжении договора социального найма в одностороннем порядке или при аресте квартиры. Оба варианта действий также являются умышленными. Исключение составляют ситуации, когда человеку действительно нечем платить за коммуналку и он может это доказать.
  • Прописка новых жильцов. Это самая распространенная и спорная схема. С одной стороны, нельзя назвать умышленными действия, когда собственник квартиры прописывает своих родителей, родственников, жену, ребенка и так далее. Особенно если им больше негде жить. С другой стороны, чаще всего для намеренного ухудшения жилищных условий используется именно эта схема: собираются все доступные родственники и прописываются в одной квартире. Так как количество занимаемой площади будет меньше любой нормы, появляется возможность стать на учет. Подобные ситуации обычно рассматриваются в индивидуальном порядке. Кроме того, в некоторых регионах действуют строгие правила, определяющие, вселение каких лиц и при каких условиях является умышленным или неумышленным действием.
  • Жилья или его продажа с получением квартиры меньшей площади. Самый простой пример: продажа двухкомнатной квартиры с последующим приобретением однокомнатной. Формально – жилищные условия ухудшились, но фактически человек пошел на такую сделку сам, а значит все сделал умышленно. Исключение делается только для отдельных ситуаций, когда продажа была вынужденным шагом.

Следует учитывать один важный момент: умышленными указанные действия станут только в том случае, если после реализации чего-то из описанного выше человек сразу же пытается стать на учет.

Ухудшение жилищных условий:

Каждая ситуация с преднамеренным ухудшением жилищных условий может рассматриваться индивидуально, ведь обстоятельства могут быть очень отличающимися друг от друга. Ниже приведено несколько самых распространенных вариантов.

Несовершеннолетнего ребенка

Специально ухудшить условия жизни ребенка – очень сложная задача. За этим следят органы опеки. Так, например, не получится без их разрешения продать жилье, выписать ребенка и, в некоторых случаях, вписать нового жилья без веских на то оснований.

Как следствие, проблемы именно с детьми возникают крайне редко.

Один из немногих вариантов – прописать в квартире других лиц, тем самым уменьшив количество площади, приходящейся на каждого из жильцов, в том числе и на ребенка. Однако и тут органы опеки будут на страже. Они могут просто наложить запрет на регистрацию нового жильца в квартире.

Военнослужащих

При постановке на учет для получения ЕСВ (единовременных социальных выплат) военным также нередко возникают проблемы. К счастью, в данном случае следует опираться на приказ Министерства Обороны №1280. В нем достаточно детально описано все, что может или не может считаться намеренным ухудшением жилищных условий.

Считается намеренным ухудшением:

  • Продажа или обмен квартиры, в результате чего площадь каждого из прописанных лиц падает ниже установленной нормы.
  • Специальная неуплата коммунальных услуг, порча общедомового имущества и другие антисоциальные действия, в результате которых возникает угроза выселения жильца.
  • Заключение фиктивного брака с последующей регистрацией «супруги/супруга» в квартире для постановки на учет.
  • Специальное расторжение брака с выделением долей в квартире бывшей супруге/супругу и детям. Предполагается именно фиктивный вариант, а не выполнение подобных действий по решению суда или в соответствии с условиями ранее заключенного брачного контракта (последнее – под вопросом, может быть рассмотрено и как фиктивный брак с сознательным заключением изначально невыгодного брачного контракта).

Не считается намеренным ухудшением:

  • Регистрация ребенка или второго супруга.
  • Отсутствие места для проживания (фактическое отсутствие квартиры по уважительным причинам).
  • Проблемы с жильем по причинам, которые не зависят от заявителя (дом с предыдущей квартирой признан аварийным, был уничтожен и так далее.

Молодых семей

Существует специальная государственная программа, позволяющая молодым семьям (возраст до 35 лет) получить квартиру на льготных условиях (меньше ставка по кредиту, погашение части долга государством и так далее). Важная особенность – молодая семья должна действительно нуждаться в жилье. По этой причине некоторые родители сознательно идут на различные махинации, чтобы показать, что дети действительно нуждаются в квартире.

Это может быть, например, аннулированная прописка мужа или жены, регистрация в квартире родителей других родственников и так далее.

Если при рассмотрении заявки выяснится, что ухудшение условий носило сознательный характер, то в участии в программе будет отказано.

Является ли намеренным ухудшением жилищных условий:

Выделяются некоторые намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, которые могут стать причиной для постановки на учет. Рассмотрим их подробнее.

Развод

После развода в квартире, где обитала семья, обычно остается тот человек, которому это жилье принадлежало до брака. Исключение составляют ситуации, при которых квартиру приходится делить или продавать с последующим разделом вырученной суммы. В данной ситуации все очень индивидуально.

Так, например, если семья действительно распалась и супруг/супруга не имеет места для проживания, он/она получает право на постановку на учет. С другой стороны, если развод с разделом имущества был сознательным и специальным, выполненным только для того, чтобы получить новое жилье, то такие действия будут признаны умышленными.

Отказ от наследства

Отказ от наследства практически никогда не рассматривается как ухудшение жилищных условий. Во-первых, наследник принимает такое решение самостоятельно. А во-вторых, если он не проживает в той квартире, которая может перейти к нему по наследству, то ни о каком ухудшении жилищных условий речь вообще не идет.

Если человек проживает в квартире, которая может перейти к нему по наследству, но сознательно отказывается от наследства, он не получает права на постановку на учет, ведь жилье у него было и такой отказ является умышленным.

Отказ от приватизации

Добровольное участие в приватизации – это обязательное условие. Если человек специально отказывается от части имущества, он, фактически, ничего не теряет: он сохраняет за собой право на бесплатную приватизацию квартиры в дальнейшем и, кроме этого, получает право пожизненного проживания в этой же квартире, вне зависимости от того, кто становится ее собственником. Как следствие, никакого ухудшения условий не происходит, а значит не возникает и право постановки на учет.

Отказ во включении в список сирот

Про закону, каждая сирота имеет право на бесплатное жилье от государства. Для этого нужно стать в специальную очередь. Этого можно и не делать, однако участие не является обязательным.

Потому отказ от участия не считается основанием для постановки на учет.

Что не считается намеренных ухудшением жилищных условий

Как уже было сказано ранее, в федеральном законодательстве нет конкретного перечня причин и оснований, считающихся или не считающихся сознательным ухудшением жилищных условий. Но подобные нормы есть в разных регионах (пусть и не во всех). Примерный список различных действий, признанных в качестве намеренного ухудшения условий:

  • Обмен или продажа недвижимости.
  • Нарушение условий проживания (например, неуплата коммунальных услуг).
  • Расторжение брака или другой вариант изменение состава семьи.
  • Регистрация в квартире третьих лиц.
  • Раздел квартиры между несколькими собственниками.
  • Расторжение договора социального найма по требованию жильца.
  • Изменение статуса недвижимости (перевод в нежилое состояние).
  • Выход из кооператива с соответствующим получением пая.

Последствия

Основное последствие, также рассматриваемое как срок давности – это ограничение для постановки на учет. Так, исходя из указанной в начале этой статьи ст.53 ЖК РФ, если будет выявлено умышленное ухудшение условий, то заявитель теряет право на постановку на учет сроком на 5 лет.

Пример:Семья, проживающая в двухкомнатной квартире с целью стать на учет и получить более комфортабельное жилье продает свою недвижимость и приобретает небольшую комнату коммунальной квартире. Это рассматривается как умышленное действие, так как в двухкомнатной квартире было достаточно места для всех прописанных лиц. Теперь эта семья не сможет стать на учет в течение следующих 5 лет и будет вынуждена или жить в комнате коммунальной квартиры или же приобретать другое жилье.

Судебная практика

В связи с тем, что не существует строгого регулирования действий и порядков, каждый суд рассматривает заявление индивидуально и руководствуется действующей практикой, разъяснениями вышестоящих инстанций, а также местным законодательством. Это значит, что в каждом отдельном случае результат может серьезно различаться. Пара примеров из судебной практики:

Пример №1:В суд обратился истец, который требует, чтобы его поставили на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Исходя из иска, заявителю уже неоднократно в этом отказывали, хотя санитарно-гигиенические условия в его жилье не соответствуют нормам. Рассмотрев материалы дела, суд выяснил, что отказы следовали по уважительной причине: у заявителя было другое жилье, но он его сознательно продал, чтобы с полным на то основанием заявлять, что в той квартире, в которой он проживает, условия для этого не соответствуют.

Учитывая сложившуюся ситуацию, суд отказал в удовлетворении иска на основании ст.53 ЖК РФ.

Пример №2:В суд обратился истец, который требует, чтобы его поставили на учет, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. Судя по заявлению, он уже неоднократно подавал заявления, но всегда получал отказ на том основании, что он сам продал собственную квартиру, что было умышленным действием. Истец отмечает, что он действительно продал свою квартиру, однако сделал это не по собственному желанию, а по решению суда, полученному в результате развода с бывшей супругой.

В той ситуации суд постановил, что истец обязан продать квартиру и передать всю сумму супруге, а у него, взамен, останется другое имущество: автомобиль и дача. Истец отмечает, что дача не пригодна для проживания в холодное время года. Изучив материалы дела, суд удовлетворил иск заявителя и выдал ему решение, на основании которого он сможет стать на учет.

Следует отметить тот факт, что данная ситуация могла быть рассмотрена и по-другому: подобный развод мог быть признан фиктивным и в таком случае в удовлетворении иска было бы отказано.

Из-за слабой проработанности законодательства в сфере сознательного ухудшения жилищных условий, чаще всего добиться нужного решения без помощи опытного юриста бывает крайне сложно или абсолютно невозможно. На бесплатной консультации опытные юристы расскажут об основных особенностях, которые нужно учитывать. Они также могут представлять интересы клиента как при попытке постановки на учет, так и при обращении в суд.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;

Какие действия считаются намеренным ухудшением жилищных условий

Является ли ухудшением условий регистрация в жилом помещении лиц в течение 5 лет, предшествующих подаче заявления о постановке на жилищный учет?

Одним из обязательных условий признания жителей Москвы нуждающимися в жилых помещениях является не совершение ими за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися.

Так же Жилищный Кодекс в статье 53 определяет, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно п. 4 ст. 7 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, если они не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Одним из условий признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях согласно 7 закона 29 Закона N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», если они:

1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом;

2) имеют гражданство Российской Федерации;

3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;

4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;

5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Установление хотя бы одного из действий служит основанием для отказа в признании нуждающимися и постановке на жилищный учет, но ухудшение жилищных условий судебная практика связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с теми, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях.

Также важно, является ли нуждаемость результатом недобросовестных действий или, напротив, были улучшены жилищные условия, что может являться основанием для снятия с учета в качестве нуждающегося.

Ухудшение жилищных условий связывают не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях(Определение Верховного Суда РФ от 15.03.2011 N 5-В10-102).

В силу ч. 1 ст. 10 Закона жители г. Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 10 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. при признании граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений из жилищного фонда города Москвы имеет правовое значение не сам факт изменения порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок, а факт ухудшения данными действиями жилищных условий.( Апелляционное определение Московского городского суда от 16.10.2019 по делу N 33-46425/2019).

Таким образом, регистрация в жилом помещении лиц за 5 лет, предшествующих подаче заявления, является ухудшением жилищных условий, если данная регистрация привела к необходимости улучшения жилищных условий и привело уменьшению площади на человека – менее учетной нормы в размере 10 кв.м. площади жилого помещения.

Возможно ли встать на жилищный учет нескольким из лиц, зарегистрированных на жилой площади, независимо от остальных лиц?

Согласно ст. 2 Закона Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» члены семьи заявителя— супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы.

В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 1 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29, членами семьи заявителя являются: супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

То есть, членами семьи заявителя признаются все лица зарегистрированные в жилом помещении, а также собственники помещения вне зависимости от понимания «семьи» по семейному законодательству.

Статьей 11 Закона предусмотрен порядок признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях, где в п. 2 указано, что заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее — заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

Заявление могут подать только граждане – заявители (совершеннолетние лица), желающие встать на жилищный учет.

Согласно п. 2.4 Постановления Правительства Москвы от 08.08.2017 N 519-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы» (вместе с «Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы «Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», «Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы «Принятие решения о согласии на обмен жилыми помещениями, находящимися в собственности города Москвы, занимаемыми гражданами по договорам социального найма», «Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы «Заключение договоров социального найма на жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, по итогам обмена жилыми помещениями, предоставленными гражданам по договорам социального найма»)

В качестве заявителей выступают физические лица — граждане Российской Федерации, проживающие в городе Москве и обратившиеся с запросом (заявлением) на предоставление им государственной услуги (далее — заявитель).

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее — заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы.

Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

Согласно ч. 4 ст. 11 Закона с заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.

В п. 2.5 Указанного Постановления содержится перечень документов, предоставляемых заявителями.

— Основной документ, удостоверяющий личность члена семьи заявителя (паспорт гражданина Российской Федерации) (для каждого члена семьи заявителя) (копия всех страниц — при обращении законного представителя члена семьи заявителя или лица, уполномоченного членом семьи заявителя в установленном порядке (далее — представитель члена семьи заявителя).

— Документы, подтверждающие жилищную обеспеченность заявителя и членов семьи заявителя, а также факт проживания в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет:

— Документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя и членов семьи заявителя на жилые помещения, пригодные для постоянного проживания и расположенные за пределами города Москвы, если права на такие жилые помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (в случае отсутствия сведений о правах на такие жилые помещения в Едином государственном реестре недвижимости), а также на жилые помещения, пригодные для постоянного проживания и расположенные за пределами Российской Федерации, в отношении которых заявитель и (или) члены семьи заявителя обладают правом собственности либо самостоятельным правом пользования и (или) обладали в течение 5 лет, предшествующих дате подачи запроса (нотариально заверенные копии) (при наличии указанных документов).

— В случае отсутствия документов, в указанном пункте настоящего Регламента, заявитель и (или) члены семьи заявителя, проживавший (проживавшие) по месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации о регистрационном учете за пределами города Москвы до прибытия на место жительства в город Москву, либо члены семьи заявителя, проживающие по месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации о регистрационном учете за пределами города Москвы, представляют документы об отсутствии указанных прав.

— Вступившее в законную силу судебное постановление о наличии или лишении (отсутствии) жилищных или имущественных прав на жилое помещение, о вселении члена семьи в жилое помещение (при наличии указанного судебного постановления) (копия, заверенная судом, принявшим судебное постановление).

Тоесть документы о жилищной обеспеченности всех членов семьи заявителя по смыслу Закона «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Согласно ч. 7 ст. 11 вышеуказанного закона Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление и сведения, содержащиеся в документах, прилагаемых к заявлению, а также в документах, получаемых по межведомственным запросам, и после проверки их полноты и достоверности принимает решение о признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона полномочный орган отказывает в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если не представлены предусмотренные документы жилищной обеспеченности заявителя и членов его семьи.

При этом обязанность по представлению указанных документов возложена на заявителя.

Таким образом, в случае непредставления документов, обязанность предоставления которых возложена на заявителя, последует отказ уполномоченного органа о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

admin
Оцените автора
Ракульское