Отчеты управляющей компании

Каждый месяц мы платим за коммунальные услуги, но иногда непонятно, куда утекают эти деньги — особенно если лампочка в подъезде не работает второй месяц, а лестницы в подъезде грязные. Чтобы узнать, не уходит ли плата в чей-то карман, можно проверить ежегодные отчёты управляющей компании. Расскажу, как это сделать и на что смотреть, чтобы убедиться в добросовестности УК.

За что отвечает управляющая компания

УК отвечает за обслуживание многоквартирного дома: поддерживает чистоту в подъездах и дворе, следит за исправностью лифтов и системы отопления, ремонтирует трубы. Перечень всех обязательных услуг и работ зафиксирован в Постановлении Правительства РФ «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».

Услуги управляющей компании входят в тариф, по которому жильцы рассчитываются в платёжках. Его определяют собственники квартир в многоквартирном доме на общем собрании, а если решение не принято, то цену устанавливает администрация города. В разных регионах тарифы отличаются, например, в Москве — около 28,5 рублей за квадратный метр квартиры, а в Воронеже по стандарту — в среднем 15 рублей.

По таким тарифам работают муниципальные управляющие компании типа «Жилищника», у частных УК обычно тарифы выше, но и перечень услуг может быть разнообразнее или их оказывают чаще: например, моют полы в подъездах не раз в неделю, а ежедневно.

По правилам Жилищного кодекса, управляющая компания должна ежегодно публиковать отчёт о работе по обслуживанию дома до 1 апреля следующего года. То есть, отчёт за 2021 год коммунальщики обязаны выложить до 1 апреля 2024 года. Отчёт поможет понять, добросовестно ли УК исполняет свои обязанности.

Почитать  Получение соцнадбавки к пенсии

Отчёт размещают на сайте ГИС ЖКХ. Если УК не сделает этого, её оштрафуют на 5–10 тысяч рублей.

Как посмотреть отчёт о работе управляющей компании

1. Откройте сайт ГИС ЖКХ: dom.gosuslugi.ru.

2. Выберите в меню «Реестры» → «Реестр объектов жилищного фонда».

undefined

3. Введите адрес своего дома и нажмите «Найти».

undefined

4. Нажмите на надпись внизу страницы «Сведения об объекте жилищного фонда».

undefined

5. Перейдите в раздел «Основание управления домом», найдите пункт «Управляющая организация» и нажмите «Информация об управлении МКД».

undefined

6. Нажмите на чёрточки на голубой плашке и выберите «Отчёты по управлению».

undefined

7. Выберите отчётный период, который интересует, и нажмите на скрепку, чтобы скачать отчёт на компьютер.

На что важно обратить внимание в отчёте УК

В отчёте есть информация о расходах УК по содержанию дома за определённый период. А в приложении к документу изредка указывают даже подробный перечень работ по ремонту: вплоть до покраски стен и закупки новых скамеек во двор.

Во время изучения документа, важно соотнести расходы с тем, что вы видите во дворе. Например, если вокруг дома постоянно лежат сугробы, можно проверить, сколько дворников для уборки наняла УК. Или если во дворе не посажены деревья, за которые жители уже заплатили, получится узнать, закупались ли саженцы.

Обычно в отчётах минимально указывают сумму поступлений и сумму затрат. Главное — смотреть, что в графе расходов. Если там подробно указаны все расходы на услуги, скорее всего, управляющая компания добросовестно выполняет свои обязанности.

Если в отчёте одна большая цифра, то скорее всего УК или неопытная, или не хочет показывать расходы.

Вот что должно насторожить в отчёте:

Перечислены лишние работы по ремонту дома и благоустройству территории.Например, в отчёте указано, что деньги потрачены на новые скамейки во дворе и покраску стен в подъезде, хотя по факту ничего этого нет.

undefined

Пример отчёта с перечнем работ показывает, куда ушли деньги. Если жители оплатили посадку сосен, а деревьев во дворе нет, нужно отправить запрос в УК

Указаны слишком большие затраты на работы.Чтобы это проверить, сверьте отчёты за последние несколько лет. Если в 2019 году покраска стен обошлась в 8 тысяч рублей, а в 2020 — уже в 28 тысяч, возможно, с жильцов взяли лишнее.

Давайте посмотрим, что можно предпринять и куда пожаловаться, если отчёт УК выглядит подозрительно.

Что делать, если отчёта нет или в нём ошибки

Бывает, что отчёт управляющей компании не удаётся найти на сайте ГИС ЖКХ или даже после ознакомления с ним у вас остаются подозрения в недобросовестности УК. В этом случае можно:

Написать запрос в УК с уточнением информации.В интернете легко найти пример бланка заявления. Главное — сослаться на главу 8 «Порядок раскрытия информации управляющей организацией, товариществом или кооперативом» — из Постановления Правительства «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».

Запрос необходимо направлять в письменной форме по почте или принести в приёмную. Только так получится обжаловать действия УК в контролирующих органах.

Например, если в отчёте вы увидели, что цена за покраску стен слишком высокая, нужно отправить запрос и потребовать проверку правомерности накрутки стоимости. А если в отчёте указано, что условные скамейки заменили, а стоят старые — нужно отправить запрос с требованием замены и проведения перерасчёта.

Пожаловаться в жилищную инспекцию вашего региона.Если управляющая компания прислала формальную отписку и не решила вопрос, лучше коллективно жаловаться в жилищную инспекцию вашего региона, такие заявления рассматриваются быстрее. Формат обращения уточните по телефону местной жилинспекции.

Власти проведут проверку, а вы в течение 30 дней получите ответ. Если всё подтвердится, жилинспекция выпишет постановление в отношении УК, чтобы она получила штраф и привела в порядок свои тарифы в документах.

Если и это не помогло, вы имеете право обратиться в прокуратуру или подать в суд.

Какую отчетность нужно сдавать управляющей компании в сфере ЖКХ

Управляющая компания – организация, оказывающая услуги по управлению многоквартирным домом (подп. 2 п. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, п. 2 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731). На практике они создаются как коммерческие.

Поэтому приведенные ниже рекомендации предназначены именно для таких организаций.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Управляющие компании, как любое юридическое лицо, обязаны вести бухучет и сдавать бухгалтерскую отчетность(п. 1 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Это относится к управляющим компаниям как на общей системе налогообложения, так и на упрощенке (Закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, информация Минфина России № ПЗ-10/2012).

В состав бухгалтерской (финансовой) отчетности управляющей компании входят следующие документы:

  • Бухгалтерский баланс ;
  • Отчет о финансовых результатах ;
  • Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах(в текстовой или табличной формах);
  • Отчет об изменениях капитала;
  • Отчет о движении денежных средств.

Такой перечень установлен частью 1 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктами 2 и 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

В состав промежуточной отчетности входят Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Остальные формы нужно составить только по итогам года. Такой порядок следует из части 3 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункта 49 ПБУ 4/99.

Если управляющая компания является субъектом малого предпринимательства, то Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях капитала, Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах она может не сдавать (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Иначе поможет статья про заполнение отчета о движении капитала по строкам.

Более того, если управляющая компания использует упрощенный порядок ведения бухучета (п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ), то сдавать бухгалтерскую отчетность нужно по упрощенным формам.

Они приведены в приложении 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. К этим формам относятся:

  • Бухгалтерский баланс ;
  • Отчет о финансовых результатах ;
  • Отчет о целевом использовании средств.

Налоговая отчетность

Управляющие компании должны сдавать и налоговую отчетность. Независимо от применяемой системы налогообложения обязательно представлять в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности сотрудников (даже если персонала нет совсем), а также справки по форме 2-НДФЛ – в отношении каждого сотрудника, получившего доход от организации.

Подробнее на эту тему см.:

  • Какие права и обязанности есть у налогоплательщиков;
  • Как представить справку по форме 2-НДФЛ.

В остальном состав налоговой отчетности зависит от системы налогообложения, которую применяет управляющая организация.

Налоговая отчетность: ОСНО

Декларацию по налогу на прибыль управляющая компания сдавать обязана независимо от того, есть облагаемые доходы в текущем отчетном периоде или нет. Такой вывод следует из статьи 246 и пункта 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ. Декларацию составляйте и сдавайте по общим правилам.

Раз управляющая компания на общей системе налогообложения, значит, она признается налогоплательщиком НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). А потому она обязана сдавать декларацию по НДС (п.

1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от того, есть ли у управляющей компании облагаемые объекты.

Налоговая отчетность: УСН

Управляющие организации на упрощенке, так же как и все плательщики единого налога, обязаны ежегодно сдавать в инспекцию декларацию по такому налогу (п. 1 ст. 346.12 НК РФ).

Представить отчетность надо, даже если в текущем году не было доходов и расходов, признаваемых при упрощенке. Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 346.19 и пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, управляющая организация на упрощенке должна вести книгу учета доходов и расходов. Об этом сказано в статье 346.24 Налогового кодекса РФ и пункте 1.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

Подробнее на эту тему см.:

  • Как составить и сдать декларацию по единому налогу при упрощенке;
  • Как вести книгу учета доходов и расходов при упрощенке.

Организации на упрощенке плательщиками налога на прибыль, налога на имущество и НДС не признаются (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

А значит, сдавать декларации по перечисленным налогам не нужно. Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от того, есть ли у управляющей компании облагаемые объекты.

Отчетность по страховым взносам

Если в управляющей компании есть наемный персонал, то в отношении своих сотрудников она выступает страхователем по обязательному пенсионному (социальному, медицинскому) страхованию (ст. 6 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 2.1 Закона от 29 ноября 2006 г. № 255-ФЗ, ст.

11 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Следует отметить, что управляющие компании на упрощенке могут применять пониженные тарифы страховых взносов, если управление недвижимым имуществом является их основным видом деятельности(подп. 8 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, подп. 8 ч. 4 и ч. 12 ст.

33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

Как и другие страхователи, управляющие компании обязаны сдавать соответствующую отчетность по страховым взносам (п. 2 ст. 14 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст.

4.8 Закона от 29 ноября 2006 г. № 255-ФЗ, п. 11 ст. 24 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Статистическая отчетность

Управляющие компании, как и все другие коммерческие организации, обязаны сдавать статистическую отчетность (ч. 2 ст. 6 и ст.

8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ). Так, управляющая компания должна сдавать общие сведения о своей деятельностии другую статистическую отчетность.

Подробнее на эту тему см.:

  • Кто обязан представить статистическую отчетность в Росстат;
  • Какие документы входят в состав статистической отчетности;
  • Какими способами можно сдать статистическую отчетность.

Раскрытие информации

Управляющая организация обязана раскрывать информацию об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности. Об этом сказано в пункте 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ. Делать это нужно в соответствии со Стандартом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Это значит, что такая информация должна быть доступна неограниченному кругу лиц, то есть по сути любому (п. 2 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731). Состав раскрываемой информации см. в таблице.

Чтобы исполнить обязанность о раскрытии информации, управляющая организация обязана разместить такие сведения:

  • на собственном сайте;
  • на сайте www.reformagkh.ru;
  • на одном из следующих сайтов: уполномоченного регионального ведомства или органа местного самоуправления;
  • на информационных стендах (стойках), размещенных в помещении управляющей компании.

Формы, по которым нужно размещать информацию, утверждает Минстрой России (п. 8 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731). Актуальные формы приведены в приказе Минстроя России от 22 декабря 2014 г. № 882/пр.

Порядок раскрытия информации о своей деятельности на сайте www.reformagkh.ruизложен в Регламенте, утвержденном приказом Минрегиона России от 2 апреля 2013 г. № 124.

При этом информация о деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами, должна быть доступна в течение пяти лет. Если в раскрытую информацию будут внесены изменения, их надо опубликовать в те же источники: в Интернете – в течение семи рабочих дней, на стендах – в течение двух рабочих дней.

Об этом сказано в пунктах 5 и 16 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Кроме того, управляющая организация обязана предоставлять информацию в письменном (электронном) виде по запросам заинтересованных лиц. Порядок раскрытия информации через запросы изложен в пунктах 17–23 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Ответственность за нераскрытие информации

За нарушение требований законодательства о раскрытии информации по управлению многоквартирным домом предусмотрена административная ответственность (ст. 7.23.1 КоАП РФ).

Мера ответственности – штраф. При этом размер штрафа составляет:

  • от 250 000 до 300 000 руб. – для организации;
  • от 30 000 до 60 000 руб. – для должностных лиц (а при неоднократном нарушении – дисквалификация на срок от одного года до трех лет).

Как управляющие организации отчитываются о своей работе и почему это важно для собственников. Форма отчета управляющей компании.

Да, управляющая компания должна предоставлять отчёт о работе, что закреплено в ч.11 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, а также чаще всего прописано в договоре управления домом.

В ст. 162 Жилищного кодекса РФ закреплено, что управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам отчет о выполнении договора управления за прошлый год, а также размещает этот отчет в ГИС ЖКХ. Однако в договоре управления можно предусмотреть другой порядок отчетности.

Также в подп. «з» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению домами (Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 N 416) предусмотрено, что управление домом обеспечивается в том числе предоставлением собственникам отчетов об исполнении обязательств по управлению домом с периодичностью и в объеме, которые установлены решением собрания и договором управления.

В какой форме должен быть отчёт управляющей организации?

Жилищный кодекс РФ не устанавливает строгих требований к форме, а также порядка его предоставления собственникам.

На практике некоторые управляющие организации выносят отчёт на утверждение годового собрания собственников, другие просто размещают на своём сайте, третьи – вешают на информационных досках, кто-то по-прежнему заполоняет информацию на РеформаЖКХ (там же можно посмотреть старую отчетность управляющих компаний), большинство же должно раскрывать отчетность в ГИС ЖКХ.

Так как универсальной и обязательной для всех формы отчетности законом не предусмотрено, для собственников важно прописать подробную форму и порядок её предоставления управляющей компанией в договоре управления.

Если управляющая организация выбрана по конкурсу, то отчетность в этом случае немного регламентируется Правилами проведения конкурса по отбору управляющей организации (Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75). В них в п. 41 указано, что конкурсная документация должна включать в себя формы и способы контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договорам управления, в том числе право за 15 дней до окончания срока действия договора ознакомиться с расположенным в помещении управляющей организации, а также на досках объявлений, находящихся во всех подъездах дома или в пределах земельного участка, на котором расположен дом, ежегодным письменным отчетом управляющей организации о выполнении договора, включающим информацию о выполненных работах, оказанных услугах по содержанию и ремонту общего имущества, а также сведения о нарушениях, выявленных контролирующими органами.

Примерная форма отчётасодержится в приложении 2 к Приказу Минстроя РФ от 31.07.2014 г. №411/пр. Минстрой РФ предлагает включать в отчёт информацию:

о соответствии перечня, объемов и качества работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества нормативным требованиям;

о видах, характеристиках, датах фактически выполненных работ, оказанных услуг;

о случаях нарушения условий договора управления, периодичности и качества предоставления коммунальных услуг (число и даты нарушений, количество связанных с этим случаев снижения платы);

о видах предоставляемых коммунальных услуг;

о расчетах с ресурсоснабжающими организациями;

о рассмотрении поступивших от собственников обращений с указанием количества и даты поступления, сведения о принятых мерах по устранению (учету) указанных в них предложений, заявлений и жалоб — с указанием даты принятия соответствующего решения и реализации мер по их устранению (учету), а также данные о числе выявленных по результатам рассмотрения обращений собственников фактов причинения ущерба общему имуществу действиями (бездействием) управляющей организации и сведения о возмещении такого ущерба или об устранении порчи общего имущества;

об использовании средств из резервов, предназначенных на проведение ремонтных (в том числе непредвиденных) работ с указанием сроков, видов, объемов и стоимости произведенных работ, а также случаев превышения стоимости таких работ над суммами созданных резервов (в случае формирования соответствующих резервов);

об изменениях перечня работ, услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, перечня работ (услуг) по управлению в соответствии с порядком, установленным условиями договора управления с указанием количества, даты и содержания изменений;

о суммах, полученных управляющей организацией по договорам об использовании общего имущества, направлении расходования таких сумм;

о результатах сверки расчетов за оказанные услуги и выполненные работы по содержанию и ремонту общего имущества;

о суммах, начисленных и поступивших взносов на капитальный ремонт, размер фонда капитального ремонта, о суммах, использованных средств фонда капитального ремонта по назначениям (в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете регионального оператора);

о взысканиях, штрафах, и иных санкциях к управляющей организации со стороны органов государственного жилищного контроля и надзора, а также судебных исках, в которых истцом или ответчиком выступает управляющая организация.

Ещё раз обращаем внимание, что это примерная форма, она носит рекомендательный характер, и в реальной жизни её мало кто придерживается. Если хотите видеть отчёт своей управляющей организации по такой форме, то позаботьтесь заранее о том, чтобы она была зафиксирована в договоре управления..

Другая форма – 2.8«Отчет об исполнении управляющей организацией договора управления…»— предусмотрена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 882/пр.

Согласно требованиям, отчёт должен содержать:

— общую информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и текущему ремонту общего имущества;

— сведения о выполненных работах (услугах) по содержанию общего имущества и текущему ремонту по каждому виду работ (услуг);

— информацию о наличии претензий по качеству выполненных работ (услуг);

— информацию по предоставленным коммунальным услугам (общую и по каждой из них отдельно);

— сведения о наличии претензий по качеству коммунальных услуг;

— данные о ведении претензионно-исковой работы в отношении должников.

Обращаем внимание, что эта форма была предусмотрена для выполнения управляющими компаниями стандартов раскрытия информации на сайте РеформаЖКХ, однако сейчас почти все регионы должны размещать информацию на другом сайте, в ГИС ЖКХ. На нём от управляющей компании требуется размещение отчета о выполнении договора управления и бухгалтерской отчётности.

Это п. 15 раздела X, который утвержден приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ».

К сожалению, подробного состава информации в таком отчете приказ не предусматривает, поэтому там можно увидеть совершенно разные по своей информативности отчёты – от объемных таблиц в Exel до однострочных с несколькими цифрами (начислено-собрано-потрачено).

Как найти отчёт своей управляющей компании в ГИС ЖКХ?

Чтобы найти отчёт компании, откройте ГИС ЖКХ и найдите свой дом в реестре объектов жилищного фонда. Внизу нажмите ссылку «сведения об объекте жилищного фонда», откроется табличка с общими характеристиками дома, в графе «Управляющая организация» должна быть ссылка «Информация об управлении МКД». Откройте её. Появится новое окно с подзаголовками от «Общей информации» до «Использования общего имущества», после которого имеется также кнопка-список (4 синих горизонтальных полоски).

Надо нажать на неё и выбрать «Отчет по управлению», далее указать отчетный период. Появится ссылка на скачивание файла с отчётом (если управляющая организация его размещала).

Почему так важен отчёт управляющей компании?

1. Из него можно понять, получила ли управляющая компания себе «экономию».

В силу ч. 12 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, если по результатам исполнения договора управления в соответствии с размещенным в ГИС ЖКХ отчетом фактические расходы оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, при условии оказания качественных услуг и (или) выполнения работ, такая разница остается в распоряжении управляющей организации. В договоре управления можно пописать другое распределение экономии.

Важное условие сохранения за компанией права на экономию – качество работ и услуг.

В п. 17 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения (Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491) написано, когда работы и услуги считаются некачественными: если о ненадлежащем качестве таких услуг и (или) работ в период, за который представлен отчёт, составлялся акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ.

Таким образом, если акты не составлялись, работы могут считаться качественными, и организация может забрать экономию себе. Некоторые компании в договоре управления прописывают другой порядок признания работ качественными: например, если после размещения отчета в ГИС ЖКХ от собственников не поступило письменных возражений в какой-то определенный, как правило, короткий срок. Тогда УК по условиям договора считает, что работы приняты собственниками без претензий к качеству, и спокойно забирает себе сэкономленные средства.

Также принятие собственниками отчёта без претензий по качеству, составления актов о ненадлежащих работах, услугах может печально обернуться при попытке сменить управляющую компанию по причине её ненадлежащей работы.

2. Из отчёта можно понять, остались ли у дома собранные, но неизрасходованные средства, на которые можно рассчитывать при смене управляющей компании.

Если управляющая организация не забирала себе экономию, то, возможно, у дома сохранились какие-то остатки денег, неизрасходованные на текущий ремонт. В таком случае можно рассчитывать на перечисление этих средств вновь выбранной управляющей компании. Скорее всего, без суда тут не обойдётся, и отчёт послужит хорошим доказательством суммы неизрасходованных средств.

В качестве положительного примера можно почитать Определение Верховного Суда РФ от 29 октября 2018 г. N 307-ЭС18-16839.

Поэтому очень важно обращать внимание на условия договора управления про отчет компании, стараться путем переговоров добиваться более прозрачной процедуры отчетности, сразу прописывать условия про экономию – имеет ли на неё УК право или нет, и в каком размере.

Сотрудники компании «ДОМСКАНЕР» помогут Вам:
— подготовить полный пакет документов общего собрания собственников с гарантией приема документов Жилищной инспекцией.
— актуализировать реестр собственников на основе ФГИС ЕГРН Росреестра.
— сделать именные бланки на каждого жителя.
Наш опыт более 5 лет и несколько тысяч успешных собраний даже в самых конфликтных домах. ru

Блог

vkyoutubezentelegram

Раскрытие информации 2020. Как мы докатились до жизни такой?

Источник фото: https://www.pexels.com/ Часть 1. От 731-го до 731-гоПрошло чуть больше года со времени написания статьи «Где и что раскрывать управляющим компаниям и ТСЖ?», и стало ясно, что к вопросу необходимо вернуться для актуализации.
Для начала освежим в памяти основные моменты, касающиеся нормативного регулирования раскрытия информации управляющими организациями, ТСЖ и кооперативами. Впервые для означенных субъектов обязанность раскрывать определённый минимум информации была сформулирована в Постановлении Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее — Стандарт № 731). Обязательным федеральныминтернет-ресурсом, на просторы которого было предписано «выйти из сумрака», был назначен некий сайт www.nosoun.ru. Несколько программистов из Ижевска за сущие копейки сделали нечто, на чем успешно зарегистрироваться и работать (читай: раскрывать информацию) можно было далеко не с любого браузера. Кстати, ситуация осложнилась и тем, что практически каждый «раскрывающий» врастал в рабочее место, занимаясь «вываливанием» оцифрованных документов. Уже тогда «особы, приближённые к императору», смекнули, что на услугах по «наполнению сайта» можно делать деньги из воздуха. Постепенно портал «допилили», была подготовлена его новая, уже вполне цивилизованная, версия, и стало очевидно, что пора кончать с кустарщиной, настала эпоха «раскрытия в промышленных масштабах». Вскоре государство в лице Минстроя решило, что самое время возглавить процесс: для раскрытия информации появился определённый соответствующим приказом сайт www.reformagkh.ru. И прошла «РеформаЖКХ» путь от полной непригодности для раскрытия информации до почти понятного и привычного ресурса. Параллельно Стандарт № 731 обязал управляющие организации раскрывать информацию на своих сайтах, в то время как наличие для ТСЖ и кооперативов наличие «своего сайта» не было обязательным требованием. Не будем вспоминать обязанности раскрывать информацию на неких региональных ресурсах, поскольку этих ресурсов в большинстве субъектов и муниципальных образований попросту не создали. Реплика в сторону: размещение на нескольких ресурсах идентичной информации (по сути —
дублирование) вместо общепринятых гиперссылок является избыточным. Кстати,
адепты НОСОУН первое время пытались доказать всем, что раскрывать информацию
нужно только у них, а на остальных ресурсах можно просто ставить активную
гиперссылку.
Минстрой эту вольницу достаточно быстро пресёк, но здравая мысль была подхвачена; впоследствии от дублирования частично отказались. Но это произошло уже с появлением на свет ГИС ЖКХ.Обратим внимание, что объём подлежащей раскрытию «на информационных досках» информации, был большим изначально, но особых вопросов это не вызывало, все как-то справлялись. Со временем законотворцам показалось, что управляющие организации, ТСЖ и кооперативы вполне научились электронно «саморазоблачаться»; тогда появилось Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 1468 «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах», которое, строго говоря, не заставляло организации раскрывать информацию, но определяло необходимость ежемесячно
писать и направлять местным властям некий документ под названием «Электронный паспорт МКД». Нахлебались с электронным паспортом на местах не только «поставщики информации», но и всё местное самоуправление очень круто, а потому просуществовало злосчастное постановление всего два с половиной года, его «кончина» прошла как-то незаметно на фоне развития требований к раскрытию информации на «РеформеЖКХ». Помните, сколько было споров по «формам раскрытия»? Светлое будущее в виде ГИС ЖКХ настало, но не сразу для всех. А теперь оглянемся вокруг. Где вообще сформулированы требования по раскрытию информации? Идём по иерархии: ч. 10 (а потом ч. 10.1) ст. 161 ЖК РФ, Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее — Порядок № 416) и некая странная тень Стандарта № 731, на которую ссылается означенное постановление в подп. «з» п. 4. Сейчас это выглядит абсурдно, поскольку Порядок № 416 содержит Раздел VIII. «Порядок раскрытия информации управляющей организацией, товариществом или кооперативом». Обратим внимание на следующие обстоятельства:

  • ЖК РФ определяет, что информация раскрывается в ГИС ЖКХ и (это важно в нашей теме) ничего не говорито «своих сайтах» управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов;
  • Порядок № 416 требует раскрытия информации на всякого рода стендах и информационных досках, а о сайтах (управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов) четко говорит: «при наличии».

С первого взгляда складывается впечатление, что в электронном виде информация должна раскрываться тольков ГИС ЖКХ, а на собственных сайтах – факультативно («при наличии»). Другими словами, управляющие организации, ТСЖ и кооперативы вроде, как и не обязаны
иметь свой сайт. (По факту большинство управляющих организаций «свои сайты» имеют, а большинство ТСЖ и кооперативов – нет.)

А что же Стандарт № 731? Постановление Правительства РФ от 29 июля 2020 г. № 1136 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в сферах теплоснабжения, обеспечения энергетической эффективности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства» в п. 1 Приложения № 1 указывает Стандарт № 731 в числе НПА, утративших силу. Само указанное постановление при этом вступит в силу с 01.01.2021 года. По сути, нам ещё четыре месяца жить с фактически умершим Стандартом № 731. Ведь ничего значимого в нём и не осталось.

Всё, что необходимо было размещать/раскрывать на «РеформеЖКХ», ушло в ГИС ЖКХ.

И вот тут-то на вдоль и поперёк распаханном (и политом слезами) поле раскрытия информации неожиданно появился новый, но хорошо известный игрок – Правила № 354.

Часть 2. Правила № 354. Впихнуть невпихуемое

Справедливости ради отметим, что словосочетания «раскрытие информации» в правилах № 354 нет. Там говорится лишь о том, что «исполнитель предоставляет потребителю … информацию». Правда, быть оштрафованным за непредоставление информации может оказаться дешевле, чем за нераскрытие (неразмещение), но это отдельный вопрос.

Кстати, на то, что Правила № 354 накладывает на управляющие организации, ТСЖ и кооперативы серьезные информационные обязанности, обращал внимание Ю. В. Кочетков на одном из вебинаров, но прошло это незаметно для участников.

Внимательно изучим п. 31 Правил № 354. Нас интересуют:

1) подпункт з(1), который требует «уведомлять … путем размещения на официальном сайте исполнителя и на информационных стендах (стойках) … ИЛИпутем указания не реже 1 раза в квартал в платежных документах» огромного объема информации;

(Постановление Правительства РФ от 29.06.2020 г. № 950 обозначенный объем увеличило. Подпункт з(1) существует уже более трёх лет, с ним как-то свыклись. Отметим, что подп. з(1) не обязывал управляющие организации, ТСЖ и кооперативы иметь свой сайт, поскольку отставлял
возможность альтернативного «уведомления»: путем «указания в платежных документах».

2) подпункт «п», который заслуживает быть процитированным полностью:

«п) предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на сайте исполнителя в сети Интернет, а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей, а в случаях, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, — путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на сайте исполнителя в сети Интернет, а также на досках объявлений, расположенных в помещении ресурсоснабжающей организации в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:

  • сведения об исполнителе — наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
  • адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя или лица, указанного в пункте 31(1) настоящих Правил;
  • размеры тарифов (цен) на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
  • информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета, а также сведения о такой организации, включая ее наименование, место нахождения и контактные телефоны;
  • порядок и форма оплаты коммунальных услуг, сведения о последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги, отсутствия прибора учета, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также недопуска исполнителя в помещение для проверки состояния приборов учета и достоверности переданных сведений о показаниях таких приборов учета, а также недопуска гарантирующего поставщика (сетевой организации в отношении жилых домов (домовладений) для установки, ввода в эксплуатацию, поверки, технического обслуживания и присоединения к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) прибора учета электрической энергии, расположенного в таком помещении, в случаях, предусмотренных разделом VII настоящих Правил;
  • показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;
  • сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
  • наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил;
  • в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности):
  • сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типовжилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для
    потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному
    фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы;
  • информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении;
  • сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности);
  • сведения о необходимости собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме заключить в письменной форме договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, а также о последствиях отсутствия такого договора в указанные сроки».

Если предельно упростить текст первого абзаца, получается, что информация потребителю должна быть предоставлена: в договоре управления (1), а также на досках во всех подъездах (2) или на придомовой территории (3), в ГИС ЖКХ (4), на сайте исполнителя (5), а также на досках в офисе (6).

Обратите внимание; при перечислении обязательных мест (способов) размещения использованы запятые и союзы «а также». По правилам русского языка это не может быть истолковано иначе, как требование размещать информацию во всехперечисленных местах.

Таким вот хитрым способом Правила № 354 ввели обязательность наличия сайта для управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов, еслиони являются исполнителями коммунальных услуг.

Реплика в сторону: а много ли в стране управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов, которые полностью«отдали» коммунальные услуги (включая обращение с ТКО), на «прямые» договоры?

Что касается размещения в сколь-нибудь человекочитаемом виде предписанного объема информации на досках/стендах, то даже при очень развитом воображении и мелком шрифте несколько десятков страниц «доводимого до сведения» представить себе не удается. Понадобится очень длинный холл в офисе и вся детская площадка, чтобы разместить там макулатуру и иногда её актуализировать.

Отметим, что требования об обязательности сайта исполнителя коммунальной услуги были внесены в Правила № 354 год назад (Постановлением Правительства РФ № 897 от 13.07.2019 г.), но прошли почти незамеченными. А ведь именно в них и появился, как черт из табакерки, «сайт исполнителя» в качестве информационной могилы информации.

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 г. № 950 перечень информации расширился, но не изменились требования к способам и местам её размещения.

Подведём некоторые итоги? Что имеем на сегодняшний день:

  • ГИС ЖКХ (куда ж мы денемся?);
  • Порядок № 416 (сайты для управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов факультативны);
  • Стандарт № 731 (уже официально приказал долго жить – бесславный конец регуляторной гильотины);
  • Правила № 354 (сайты для управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов обязательны, если эти организации являются исполнителями хотя бы одной коммунальной услуги).

Praemonitus praemunitus, как говорили гордые предки итальянцев. Кто предупрежден, тот вооружен.

admin
Оцените автора
Ракульское