Дорожно транспортное происшествие при алкогольном опьянении

Требования Правительства и призывы ответственных граждан об исключении случаев управления транспортным средством в нетрезвом виде обусловлены вполне очевидными причинами – все-таки последствия от попадания в ДТП зачастую приобретают катастрофический характер. Под воздействием алкоголя человек попросту не в состоянии своевременно и адекватно реагировать на обстоятельства потока движения.

Ответственность за вождение автомобиля в таком состоянии достаточно серьезная. Каждый водитель должен понимать, что его ждет, если будет выявлен факт управления ТС в алкогольном опьянении.

Нормативная база

В качестве основных нормативных положений, которыми руководствуются при рассмотрении ситуации с наступлением дорожно-транспортного происшествия по вине водителя в нетрезвом виде, стоит выделить следующие положения:

Внимание!

  • ст. 12.24 КоАП РФ – при наличии жертв, но без смертей;
  • ст. 264, ст.264.1 УК ФР – при наличии смертей;
  • ст. 12.27 КоАП РФ – в случае сокрытия с места происшествия;
  • Постановление Правительства РФ № 1090 от 1993 года «О правилах дорожного движения».

В дополнении могут быть учтены и иные положения отдельных нормативно-правовых актов, если для ДТП является характерным наличие отягчающих обстоятельств или других значимых особенностей.

Когда водитель совершивший ДТП считается пьяным?

Характеристика состояния алкогольного опьянения уточнена позициями законодательства – водитель признается нетрезвым, если в его выдыхаемом воздухе обнаружено более, чем 0,16 промилле алкоголя, или более 0,35 в крови.

Однако нужно понимать, что нулевое значение попросту недостижимо для многих людей. В частности, это распространяется на людей, употребляющих квас или кефир, где присутствует ничтожная доля алкоголя. Также незначительное количество может быть выявлено, если человек принимает лекарства на спирту.

Точное значение определяется с помощью алкотестера. Но первоначально сотрудник ГИБДД оценивают общее состояние водителя на предмет наличия характерных признаков:

  • невнятная речь;
  • резкий спиртовой запах;
  • расфокусированный взгляд;
  • нетвердая походка.
Почитать  Документы для налогового вычета на ребенка

При наличии вышеперечисленных позиций государственный служащий имеет право на реализацию процедуры освидетельствования. Обязательное условие – согласие водителя и присутствие двух свидетелей.

Если же потенциальный нарушитель отказывается от прохождения процедуры в пользу установления статуса в мед.организации, то сотрудник не может препятствовать ему в этом.

Пошаговая инструкция действий при ДТП в алкогольном опьянении

При наступлении дорожно-транспортного происшествия в нетрезвом виде важно придерживаться той же последовательности действий, что актуальна и при аварии в нормальном состоянии:

  1. Остановить машину.
  2. При наличии жертв – оказать первую помощь, вызывать «скорую помощь».
  3. Включить аварийный сигнал.
  4. Выставить знак.
  5. Вызвать ГИБДД.
  6. Ни в коем случае не перемещать автомобиль и иные объекты, ставшие участниками аварии.

Многие люди считают, что если уж попал в ДТП в пьяном виде, то правильнее будет скрыться, чтобы протрезветь. Однако специалисты сходятся в одном – место происшествия покидать ни в коем случае нельзя, так как впоследствии наказание при обнаружении будет явно более строгим.

Возможно ли оформление европротокола при ДТП с участием пьяного водителя?

Чтобы оформить европротокол при наступлении ДТП, необходимо соответствии ситуации следующим критериям:

  • в аварии участвовали лишь два ТС;
  • у каждой стороны есть действующая страховка ОСАГО;
  • отсутствуют пострадавшие или раненые;
  • ущерб причинен лишь имуществу участников ДТП;
  • у сторон нет претензий друг к другу относительно обстоятельств аварии;
  • ущерб не превышает установленной суммы.

Если все условия соблюдены, то не считается важным – пьян виновник аварии или нет. Но об этом обязательно должно быть достигнуто соглашение с другим участником происшествия.

Многие лица не идут на мировую, так как понимают, что в таком случае нетрезвый водитель будет наказан строже.Поэтому требуют с него большие суммы возмещения.

Ответственность и наказание

Очевидная рекомендация при наступлении ДТП в нетрезвом виде – это воспользоваться услугами опытного юриста, так как наказание за такое деяние предусмотрено достаточно серьезное.

В зависимости от отдельных обстоятельств дорожной аварии к виновному будут применены такие категории ответственности:

  • гражданская;
  • административная;
  • уголовная.

При этом первая позиция считается актуальной в любом случае – не имеет значение наличие различного рода тонкостей.

Административная ответственность наступает согласно ст. 12.27 КоАП РФ. При выявлении нарушений гражданина могут обязать погасить штраф до 30 тысяч рублей с последующим изъятием прав на управление ТС от 1,5 до 2 лет.

Уголовная ответственность предполагает более жесткие последствия, так как назначается в случае причинения вреда человеку.

Уголовная ответственность

Итак, позиции уголовного наказания отражены в ст. 264 УК РФ (также дублируются в ст.263 УК РФ) и отражены в следующих положениях:

  • пункт 2: причинение серьезного ущерба здоровью участника аварии – принудительные работы не более 5 лет или тюремное заключение, максимум от 3 до 7 лет;
  • пункт 4: при смертельном исходе одного человека – тюремное заключение, от 5 до 12 лет;
  • пункт 6: при смертельном исходе 2 и более людей – тюремное заключение, от 8 до 15 лет.

Если водителя повторно уличили в использовании транспортного средства в нетрезвом виде, то наказание назначается ст. 264.1 УК РФ.

Столь серьезные последствия, как минимум, отводят большую часть людей от управления автомобилем в нетрезвом состоянии. Что способствует формированию более спокойной обстановке на дороге.

Страхование ОСАГО при ДТП в алкогольном опьянении

Среди водителей сильно распространено мнение, что если виновник ДТП оказался в пьяном виде, то страховка по ОСАГО не будет действовать, и потерпевшая сторона компенсацию не получит.

Однако реальная практика показывает, что это всего лишь заблуждение.

Иначе говоря, потерпевший водитель может рассчитывать на компенсацию морального и материального ущерба.

Однако надеяться на какие-либо дополнительные выплаты или возмещения также не стоит – расчет будет осуществляться в строгом соответствии с установленными стандартами и общепринятыми правилами, никаких особенностей не предусмотрено.

Если оба участника ДТП при проведении освидетельствования были признаны пьяными, то каждая сторона – виновная, что позволяет страховым компаниям отказать в предоставлении полагающихся компенсаций.

Страхование КАСКО при ДТП

Не столь радужная ситуация с автострахованием по КАСКО. Если водитель, послуживший причиной возникновения аварии, оказался в нетрезвом виде при проведении разбирательств, возмещение ущерба не производится.

Данный пункт является исключением и обычно сотрудниками страховых компаний на него обращается внимание при подписании соответствующего соглашения. Однако в отдельных ситуациях эта позиция в тексте договора отсутствует. Тогда с некоторой вероятностью можно рассчитывать на получение материальной компенсации.

И все же без помощи адвоката добиться выплат не получится, поэтому придется произвести дополнительные затраты на услуги специалиста.

Дорожная авария с пострадавшими

Серьезные последствия ожидают водителя, если при наступлении ДТП он был нетрезв, при этом в результате происшествия пострадал человек.

В такой ситуации помимо стандартного взыскания за управление автомобилем с алкоголем в крови и лишения права на вождение в течение определенного срока, виновник может быть привлечен к уголовной ответственности.

Если все обошлось без смертельного исхода, то водитель обычно отделывается принудительными работами.Но при наличии отягчающих факторов, к примеру, при наличии нескольких пострадавших, гражданин может получить реальный тюремный срок. При этом понадобится компенсировать ущерб каждому участнику происшествия.

Также на итоговое наказание влияют и действия обвиняемого. В частности, если водитель признал свою вину полностью, без напоминаний возместил расходы пострадавшим и выполнил иные действия для полного нивелирования последствий – он может рассчитывать на условный срок.

ДТП в состоянии алкогольного опьянения без пострадавших

Даже если при возникновении ДТП никто не пострадал, пьяный водитель все равно понесет наказание.Для получения отчетливой картины и уточнения всех обстоятельств наступления аварии, которые в итоге значительно повлияют на итоговое наказание, сотрудник ГИБДД вносит в протокол:

  • результаты замеров;
  • повреждения;
  • показания свидетелей;
  • объяснительные участников;
  • схему ДТП.

Многое зависит от того, был ли причинен ущерб третьим лицам – задето чужое транспортное средство или имущество магазина. В таком случае виновник дополнительно привлекается к возмещению затрат на их восстановление.

ДТП в алкогольном опьянении со смертельным исходом

Самый неприятный вариант с наиболее тяжелыми последствиями – авария на дороге с нетрезвым водителем, ставшее причиной гибели людей.

Законодательством и так выработано серьезное наказание в отношении пьяных виновников. Но с наличием жертв оно значительно ужесточается. Отделаться штрафом в данном случае не выйдет – гибель даже одного человека по неосторожности достаточная причина для лишения свободы от 5 до 12 лет.

Если же смертей больше – минимальный срок повышается до 8 лет, максимальный до 15 лет.Также дополнительно нужно помнить, что родственникам погибших полагается компенсация, а государству – крупный штраф.

Любое деяние, которое регламентируется положениями Уголовного кодекса Российской Федерации, рассматривается с учетом множества нюансов – наличие отягчающих или смягчающих обстоятельств. Это же относится и к ситуации с ДТП в пьяном виде, повлекшим за собой смерть участников аварии.

К примеру, если в результате происшествия скончалась беременная женщина или несовершеннолетнее лицо, действия водителя будут рассматриваться по максимальной планке наказания. Однако смягчить последствия можно, если будет установлено наличие иждивенцев, крайне нуждающихся в поддержке.

Учитывая данные факторы, невозможно сделать окончательный вывод по той или иной ситуации, так как в каждом случае нужно учитывать множество конкретных обстоятельств.

Если пьяный водитель скрылся с места ДТП

Скрытие с места ДТП является самостоятельным правонарушением, не зависящим от факта опьянения гражданина. Однако последствия у него не менее серьезные. При выявлении ситуации с игнорированием норм водитель может лишиться правом управления ТС сроком от 1,5 до 2 лет или получить административный арест до 15 суток.

Многие нетрезвые виновники покидают место происшествия, считая, что уж если и обнаружат потом, то хотя бы не в пьяном виде. Однако не все так просто.

Как показывает практика судебных разбирательств, если при обнаружении после скрытия с места ДТП будет выявлена повышенная доза алкоголя в крови у водителя, он признается совершившим аварию в нетрезвом состоянии.

Статистика ДТП в состоянии алкогольного опьянения

Большая часть дорожно-транспортных происшествий произошли в связи с тем, что водитель находился в состоянии алкогольного опьянения. Если верить статистике, с каждым годом количество аварий по вине нетрезвых граждан увеличивается.

Если в 2009 году цифра составляла 12 327, то уже в 2012 – 13 600 случаев. В 2016 году – 15 362 случая.

Причина большинства ДТП – нарушение скоростного режима. На втором месте – игнорирование правил проезда перекрестка, на третьем – выезд на встречную полосу движения. В состоянии опьянения человек рассеян, неспособен адекватно оценить обстоятельства и собственные возможности в конкретной ситуации – все это способствует появлению все большего количества аварий с пьяными.

В связи с этим Правительством Российской Федерации планируется ужесточить наказание для тех лиц, которые управляют транспортным средством после употребления спиртных напитков.

Нюансы

Считается очевидным, что если участник аварии находится в нетрезвом виде, то отношение к нему будет предвзятым. Это актуально даже в том случае, если виновником признана вторая сторона. Обусловлена такая позиция статистикой – все же в большинстве случаев именно пьяные водители позволяют себе нарушить правила дорожного движения.

Нетрезвый гражданин попросту не способен оценить потенциальную опасность в той или иной ситуации. Как итог: он становится фактором риска для всех участников движения – ведь каждый, кто управляет транспортным средством отвечает не только за свои действия, но и за действия иных автовладельцев.

В случае с пьяным человеком определить последовательность его действий становится проблематичным.

Поэтому гражданин должен помнить, что уж лучше потратиться на такси и добраться в нужное место без проблем, чем потом всю жизнь жалеть о том, что не было принято иное решение.

Нужно понимать характер необратимости последствий. Мало того, что можно лишиться прав и свободы, так еще можно стать причиной гибели другого человека.

Дорожно транспортное происшествие при алкогольном опьянении

УК РФ Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

(в ред. Федерального закона от 13.02.2009 N 20-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, если оно:

а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;

б) сопряжено с оставлением места его совершения;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) совершено лицом, не имеющим или лишенным права управления транспортными средствами, —

(п. «в» введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 258-ФЗ)

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

(в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 146-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 2 в ред. Федерального закона от 23.04.2019 N 65-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

(в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, если оно:

а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;

б) сопряжено с оставлением места его совершения;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) совершено лицом, не имеющим или лишенным права управления транспортными средствами, —

(п. «в» введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 258-ФЗ)

наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

(в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 146-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 4 в ред. Федерального закона от 23.04.2019 N 65-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

(в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, если оно:

а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;

б) сопряжено с оставлением места его совершения;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) совершено лицом, не имеющим или лишенным права управления транспортными средствами, —

(п. «в» введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 258-ФЗ)

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

(в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 146-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 6 в ред. Федерального закона от 23.04.2019 N 65-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечание. Утратило силу с 1 июля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 528-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечания. 1. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье и статьях 264.1 и 264.3 настоящего Кодекса понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Для целей настоящей статьи и статей 263 и 264.1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 328-ФЗ, от 17.06.2019 N 146-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(примечания введены Федеральным законом от 31.12.2014 N 528-ФЗ)

Употребление алкоголя после ДТП хотят приравнять к вождению в состоянии опьянения

Эксперты разошлись в оценке законопроекта. Один из них назвал его своевременным и отметил, что если не устранить лазейку в законодательстве, то это может привести к массовому уходу от ответственности. Другой не согласился с доводами разработчиков и указал, что остановка транспортного средства предполагает, что инспектор ДПС находится на месте совершения административного правонарушения или преступления и водитель не располагает возможностью уйти от ответственности путем употребления алкоголя.

МВД приступило к разработке законопроекта о внесении изменения в ст. 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» Уголовного кодекса РФ в части уточнения понятия лица, находящегося в состоянии опьянения.

Как поясняют авторы поправок, в правоприменительной практике органов МВД России фиксируются случаи, когда лицо, остановившее транспортное средство по требованию сотрудника полиции либо после дорожно-транспортного происшествия, в целях исключения возможности установления факта управления транспортным средством в состоянии опьянения, демонстративно употребляет алкоголь.

Частью 3 ст. 12.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение требования ПДД о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции. Данные меры ответственности, по мнению разработчиков законопроекта, недостаточно эффективны и не могут предотвратить ситуации, при которых лицо, осознавая опасность его привлечения к ответственности за совершение преступления по ч. 2, 4, 6 ст.

264 либо по ст. 264.1 УК РФ, умышленно совершает правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 12.27 КоАП, которой установлено значительно более мягкое наказание. В результате дознаватели вынуждены принимать решение об отказе в возбуждении уголовного дела по ст.

264.1 УК РФ, а следователи – исключать квалифицирующий признак в виде совершения преступления в состоянии опьянения.

Адвокат АП г. Москвы Александр Липатников положительно оценил законопроект и назвал его своевременным. Он отметил, что лазейка в законе действительно есть, хоть и используют ее пока только в единичных случаях. По мнению адвоката, очевидно, что если не устранить данный недостаток в законодательстве, то это может привести к массовому уходу от ответственности, что нарушает баланс личных и общественных интересов и стабильность в обществе.

«Сравнительно недавнее введение уголовной ответственности за повторные случаи управления автомобилем в нетрезвом состоянии или отказ от медицинского освидетельствования выявили данную проблему. Законодательство совершенствуется, и я позитивно отношусь к таким изменениям. Правоприменительная практика показывает, что многие “юридически грамотные” водители нашли законный способ избежать уголовной ответственности.

Полагаю, никто не сможет утверждать, что государство не должно на это реагировать и пресекать», – считает Александр Липатников. Он также подчеркнул, что в данном случае речь не идет об ужесточении ответственности, она остается прежней, законодатель лишь устраняет погрешность, которая может мешать реализации принципа неотвратимости наказания.

По мнению адвоката АБ «Бородин и партнеры» Анатолия Кузнецова, из общего посыла законопроекта понятно, что у МВД есть стремление приравнять употребление алкоголя, наркотиков (или сильнодействующих и психотропных средств) после ДТП к доказанному факту управления транспортным средством в состоянии опьянения. При этом эксперт счел частично неверным обоснование разработчиков законопроекта, согласно которому употребление водителем алкоголя после остановки транспортного средства по требованию сотрудника полиции или после ДТП делает невозможным установление факта нахождения его в указанном состоянии в момент остановки по требованию сотрудника полиции либо в случае ДТП.

Как пояснил Анатолий Кузнецов, даже при демонстративном употреблении алкоголя после остановки транспортного средства исполнение регламентных административных процедур позволяет привлечь водителя к уголовной ответственности. Так, например, для целей ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ не имеет значения, прошел водитель административное освидетельствование или отказался от него. В той же мере это относится и к процедуре привлечения водителя к ответственности по ст.

264.1 УК РФ. «Остановка транспортного средства предполагает, что инспектор ДПС находится на месте совершения административного правонарушения или преступления и водитель не располагает возможностью уйти от ответственности путем употребления алкоголя. При указанных обстоятельствах совершить административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 12.27 КоАП, нужно еще успеть, в противном случае такие действия лишены смысла», – считает Анатолий Кузнецов.

В случае смерти двух и более лиц в ДТП пьяный водитель теперь может лишиться свободы на срок до 15 лет

Адвокаты негативно оценили принятые поправки. Так, один из них указал, что усиление наказания было бы правильным решением только после существенного улучшения качества работы подразделений внутренних дел по оформлению и расследованию ДТП. Второй отметил, что закон скорее напоминает очередную «кампанейщину», нежели взвешенный подход к реформированию уголовного права.

30 мая Госдума приняла в третьем чтении закон (проект № 685843-7), усиливающий уголовную ответственность за неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть одного и более лиц нетрезвым водителем.

Так, ст. 263 УК дополняется двумя новыми частями. Согласно одной из них в случае совершения водителем в состоянии опьянения ДТП, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, к нему будет применено наказание в виде принудительных работ на срок до 5 лет (сейчас – до 3 лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишения свободы на срок от 3 до 7 лет (сейчас до 4 лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Также указывается, что в случае совершения ДТП в состоянии опьянения, которое повлекло по неосторожности смерть человека, водитель будет наказан лишением свободы на срок от 5 до 12 лет (сейчас – от 2 до 7). За ДТП, которое повлекло смерть двух и более лиц, предусматривается лишение свободы на срок от 8 до 15 лет (сейчас – от 4 до 9).

Согласно другой новой части ст. 263 УК нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, будет наказываться штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет.

В качестве другого возможного наказания предусматриваются ограничение свободы на срок до 4 лет либо принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Также предусматривается наказание в виде ареста на срок до полугода либо лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Корреспондирующие поправки внесены в ст. 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» УК РФ.

Необходимость таких изменений авторы поправок обосновали тем, что в 2018 г. по вине пьяных водителей погибло 4 645 человек, еще 22 360 граждан получили травмы. Указывается, что анализ статистических данных также свидетельствует и о том, что значительное количество лиц, привлеченных к уголовной и административной ответственности за ДТП в состоянии опьянения, вновь садятся нетрезвыми за руль. Так, по данным Судебного департамента при ВС, по ст.

264.1 УК за это в первом полугодии 2018 г. осуждено более 31 тыс. человек.

Кроме того, отмечается, что за 2017 г. и первое полугодие 2018 г. в среднем 15% осужденных по ч. 4 ст. 264 УК приговаривались к наказанию ниже нижнего порога санкции, а более 62% осужденным по ч. 6 ст. 264 УК назначается наказание ниже низшего предела санкции или минимально возможного.

«Приведенные данные свидетельствуют о том, что закон не ориентирует водителей транспортных средств, а также правоприменительные органы на реальный уровень общественной опасности обозначенных преступлений, что негативно отражается на степени превентивного воздействия уголовного закона и способствует росту количества ДТП в состоянии опьянения и уровню смертности в результате их совершения», – подчеркивается в пояснительной записке.

В комментарии «АГ» адвокат АП Владимирской области Максим Никонов указал, что принятый закон является ошибочным. «Первое: повышение размера санкций – это покушение на цель с негодными средствами. Сами авторы поправок признают, что и при весьма суровой действующей редакции “пьяных” частей ст. 264 УК суды часто назначают наказание в виде лишения свободы условно или ниже низшего. Следовательно, мягкость назначаемого наказания – это вопрос правоприменения, а не формулировок закона.

При этом ошибочно было бы полагать, что суды назначают такое наказание, симпатизируя нетрезвым водителям. Правоприменители просто понимают наказуемость деяний из ст. 264 УК РФ в системе – относительно наказуемости более тяжких и менее тяжких преступлений», – отметил адвокат.

Максим Никонов указал, что не может быть так, чтобы санкции за неосторожное преступление и за умышленное при сходных последствиях были бы в целом сопоставимы по уровню репрессивности. Однако, подчеркнул он, новеллы порождают именно такой эффект: за убийство одного человека (умышленное преступление) – санкция от 6 до 15 лет лишения свободы, а за «пьяное» ДТП с одним погибшим по предлагаемой редакции ч. 4 ст. 264 УК РФ (неосторожное преступление) – от 5 до 12 лет лишения свободы.

«Еще один юридический нонсенс – чтобы два неосторожных преступления, сходных по последствиям, имели бы радикально отличающиеся санкции. Однако по ч. 6 ст. 264 УК РФ “проектное” наказание несоразмерно выше (от 8 до 15 лет лишения свободы), чем в действующей редакции ч. 3 ст.

109 УК РФ (до 4 лет лишения свободы) – за причинение смерти по неосторожности двум и более лицам, в том числе в состоянии алкогольного опьянения, которое может являться отягчающим обстоятельством», – привел пример адвокат.

Он указал, что нельзя «выдрать» из УК РФ одну статью или часть статьи, поменять в ней санкции и не учитывать составы, которые в «пирамиде преступлений» находятся ниже этого состава (т.е. более легкие), выше него (т.е. более тяжкие) либо на том же уровне тяжести. «Таким образом, разбалансирование УК РФ по санкциям разных составов – второе основание для вывода о том, что принятые поправки скорее напоминают очередную кампанейщину, нежели взвешенный подход к реформированию уголовного права», – резюмировал Максим Никонов.

Адвокат АП г. Москвы Александр Леманн отметил, что усиление ответственности и наказания за ДТП с тяжкими последствиями имеет смысл, если эффективно работает система по профилактике и предотвращению таких преступлений. «У нас, к сожалению, такая работа практически не ведется. Кроме того, нужно обратить внимание на необратимость наказания, так как с этим тоже есть проблемы», – считает адвокат. Он добавил, что у общества сформировалось устойчивое недоверие к полиции, медицинским экспертам, а также имеются серьезные вопросы по качеству расследования дорожных происшествий с участием так называемых «непростых» водителей – чиновников, судей, силовиков, бизнесменов, т.е. людей, наделенных либо властными полномочиями, либо имеющих неограниченные финансовые возможности.

«Нередко мы видим, что такие водители, уходят от ответственности за совершенное ДТП. Достаточно вспомнить дело “пьяного мальчика”, когда шестилетнего ребенка эксперты признали нетрезвым, только дикая абсурдность и широкий общественный резонанс на всю страну привели к тому, что экспертиза была пересмотрена, а эксперт привлечен к уголовной ответственности. Если бы на месте мальчика был взрослый, никто бы даже на это внимания не обратил.

И таких случаев, к сожалению, очень много, – указал Александр Леманн. – Я убежден, что усиление наказания было бы правильным решением только после существенного улучшения качества работы подразделений внутренних дел по оформлению и расследованию ДТП».

admin
Оцените автора
Ракульское