Имеет ли право собственник квартиры на проверку общедомовых счетчиков

Живу в Московской области, во Фрязине, на проспекте Мира.

В 2013 году всем жителям нашего дома заменили старые счетчики электроэнергии на новые. Поменяли бесплатно, но документы на руки жильцам не выдали. Мы и не просили, поскольку думали, что счетчики в подъезде — это общедомовое имущество, которое обслуживается за счет УК.

В 2019 году ресурс у этой модели счетчиков закончился. УК всех оповестила, что счетчики будут менять за счет собственников. Мне ответили, что УК оплачивать ничего не будет, но никакими нормативными документами ответ, правда, не подкрепили.

Кто в итоге должен оплачивать замену счетчиков и на каком основании? В интернете, к сожалению, исчерпывающего ответа на этот вопрос не нашел. Во всех статьях написано, что должны менять либо за счет собственников, либо за счет УК, но ссылок на нормативную документацию нет.

Можно ли вернуть деньги, которые я потратил на замену счетчиков, если выяснится, что со стороны УК это было неправомерно?

Илья, управляющая компания права. Во-первых, в доме есть один общедомовой счетчик электроэнергии и индивидуальные счетчики, которые принадлежат жильцам. Их еще называют индивидуальными приборами учета (ИПУ).

На самом деле общедомовой счетчик (ОПУ) — это тоже собственность владельцев квартир, которую они обязаны поддерживать в исправном состоянии за свой счет, но он принадлежит буквально всем собственникам квартир в доме.

Алиса Маркина

Во-вторых, все свои действия управляющая компания совершает за счет собственников многоквартирного дома (МКД). То есть и за ваш счет тоже. Но есть два варианта: расходы на замену общедомового счетчика уже включены в тариф по договору управления МКД или деньги будут собраны дополнительно.

Управляющая компания — это исполнитель, она делает то, за что ей заплатили путем регулярных или разовых взносов.

Можно ли не менять счетчик

Приборы учета израсходованного электричества должны стоять везде. Если потребитель не хочет ставить счетчик, энергопоставщик должен сам установить его и потом требовать с потребителя оплатить сам прибор и работы по его установке и опломбировке. Если для установки нужен доступ в квартиру, собственник квартиры обязан пустить специалистов энергосбыта.

Иногда электросчетчик стоит в квартире, иногда — в подъезде. Но в обоих случаях он считает энергопотребление в одной квартире, и собственники этой квартиры обязаны платить за его установку и замену. Если прибор учета, который относится к конкретной квартире, находится в подъезде, он не становится общедомовым имуществом.

Его просто легче обслуживать и снимать показания.

Что делать? 18.05.17

Если у счетчика закончился срок эксплуатации, он сломался или его сняли, это равнозначно тому, что счетчика нет. Чтобы мотивировать потребителей иметь исправные приборы учета электроэнергии, установили повышенные тарифы за электричество для квартир без счетчиков — в 1,5 раза.

Если ваш счетчик в подъезде никто не поменяет и закончится срок его эксплуатации, платить за свет станет невыгодно: начислять плату будут по количеству прописанных в квартире людей, по завышенному нормативу потребления и по тарифу в 1,5 раза выше, чем у соседей. Подробно такую ситуацию я уже разбирала в отдельной статье.

Думаю, когда придут менять счетчики всему подъезду, ваш тоже заменят, а потом добавят вам в квитанцию строку на его оплату. Потому что счетчик должен быть исправным, а собственник обязан платить за его исправность.

Все о том, как жить в России

И взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи

Нужно ли доплачивать за замену счетчика

В ситуации со счетчиком в вашей квартире все однозначно: это часть вашего имущества, и если вы — единоличный собственник, замену будете оплачивать самостоятельно.

Но существуют также общедомовые приборы учета: они учитывают электричество, которое использовано во всем доме за месяц. Если от общей суммы отнять показания всех поквартирных приборов учета, получится количество электроэнергии, израсходованное в подъезде: на лифты, освещение лестничных площадок, питание противопожарной сигнализации. Общий расход электроэнергии делится на всех собственников пропорционально площади квартир.

Так в наших квитанциях появляется строка «ОДН» — общедомовые нужды.

У общедомового прибора учета много собственников, поэтому он относится к общедомовому имуществу, а как раз содержанием общедомового имущества и занимается управляющая компания. Но полностью за счет жильцов. Если в договоре управления МКД в качестве обязанностей УК прямо указана замена общедомового прибора учета, значит, расходы на замену входят в плату за содержание жилого помещения, которую вы и так вносите ежемесячно.

В этом случае доплачивать за замену ОПУ не нужно.

В нормативных актах упоминается, что можно включить расходы на установку общедомового прибора учета в плату за жилое помещение. О каких-либо ограничениях по замене там не сказано.

Чтобы узнать, включена ли замена счетчиков в перечень уже оплаченных услуг управляющей компании, посмотрите договор управления вашим домом. Это можно сделать на сайте «Реформа ЖКХ». Вы увидите всю информацию о своем доме, а в разделе «Управление» сможете скачать актуальную версию договора.

Если в договоре не указано, что в обязанности УК входит замена общедомового счетчика, за замену придется доплатить отдельно.

Резюмирую: не все счетчики в подъезде — общедомовые. Если счетчик считает потребление только в вашей квартире, менять старый прибор вы будете за свой счет. Если прибор учета считает потребление во всем доме, придется доплачивать или нет, зависит от содержания договора управления МКД.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите.На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Загрузка

Это великое хамство . Граждане ведь не ходят в магазин с своими весами !! Продавец взвешивает свой товар на своих весах. Так почему энерго сбыт продает гражданам свою электроэнергию на наших счётчиках .

Что за счётчик такой — 8 рублей с установкой и всего на 6 лет?)) Лишь первичная поверка после шестилетки идёт. Подчёркиваю — ПЕРВИЧНАЯ.

Это вообще все очень странно, что законодательно индивидуальные приборы учета навешивают в ответственность собственникам.. собственник жилья — это потребитель электро или тепловой энергии и он платит за услугу по тарифу, установленному на федеральном региональном или муниципальном уровне.. Почему собственник должен платить еще за приборы учета, которые он даже не знает толком как правильно эксплуатировать?
Поставщики и посредники тепловой и электроэнергии за то и берут деньги, чтобы поставляют энергию в квартиру собственнику и учитывают её (т.к. они же придумали её учитывать это им нужно для расчета стоимости) мы же не платим дополнительных сборов сотовым операторам за то что у них там кто-то минуты и мегабайты счетает, не оплачиваем отдельно магазинам весы за то, что они на них взвешивают товар.. а здесь прям «мафия» какая-то коммунальная.. все на собственника свалить хотят.. сполшные поборы да еще и законодательно подкрепленные..
и нет такого слова: должен! можно без приборов учета да по повышенному нормативу, да по повышенному тарифу. Но если собственники многоквартирных домов договорятся полюбовно между собой что выпнут Управляющую Компанию будут как-то платить по общедомовому счетчику
(по обычному надо сказать тарифу т.к. общедомовой прибор учета то это прибор ведь, а не пустое место) потом распределяя между собой то что намотал счетчик пропорционально прописанным жильцам или квадратным метрам (в случае отопления) вот тогда будет реальная экономия. Но УК-шки и поставщики, которые обычно с ними в деле, конечно же будут всячески препятствовать такому развитию событий в многоквартирных домах

Живем в ЖК Рассказово г.Москвы. Электросчетчики располагаются в подъезде, в глухих шкафах на замке. Ключи от шкафа только у управляющей компании. Жители вообще не имеют доступа к своим электросчетчикам, даже сверить показания. Для открытия шкафа нужно вызывать электрика за отдельную оплату и не факт, что придет.

Законно это?

shuric, это незаконно, конечно если УК сама подаёт показания электросчётчиков это очень необычно и удобно, но зачем это УК непонятно. Обычно как раз УК либо посредник, который включает в квитанцию счёт за электроэнергию, либо вообще квитанция от энергетической компании приходит отдельно. Если не доверяете и думаете что УК накручивает, запросите замены дверей этих «шкафов» на двери с окошечком.

Марина

У родителей счётчик находится за пределами квартиры. Однажды, вернувшись домой, обнаружили свой счётчик (двухтарифный, прослуживший от силы год) лежащим под дверью, всему дому установили «умные», которые сами показания передают. Никаких предупреждений не было.
Как классифицируется такое обращение с чужой собственностью?

Сотрудники УК и рабочие хотят зайти в вашу квартиру. Придется впустить

Минстрой опубликовал разъяснения по поводу доступа посторонних людей в вашу квартиру: когда нужно впускать представителей управляющей компании и рабочих. Есть случаи, когда собственник обязан впустить чужих людей, если это нужно для осмотра и ремонта коммуникаций. Если отказаться, есть риск потерять много денег или стать ответчиком в суде.

И тогда все равно заставят.

Екатерина Мирошкина

Кроме письма Минстроя еще есть свежее определение Верховного суда на ту же тему: когда собственников заставили предоставить доступ для осмотра квартиры. Вот главное из этих документов, чтобы отбиться от любопытных глаз и не возмещать ущерб.

Памятка для собственников квартир: осмотр и ремонт оборудования

Представителей УК и ее подрядчиков придется впустить в квартиру для осмотра или ремонта коммуникаций:

Если нет аварий или жалоб 1 раз в 3 месяца в согласованное время
Если нужен ремонт по мере необходимости, но с письменным уведомлением
Если случилась авария в любое время

Если нет аварий или жалоб
1 раз в 3 месяца в согласованное время
Если нужен ремонт
по мере необходимости, но с письменным уведомлением

Если случилась авария
в любое время

Если отказать в доступе, могут быть такие последствия:

  1. Составят акт и переложат на вас всю ответственность за ущерб.
  2. Подадут в суд и заставят предоставить доступ в квартиру.

Расскажите близким, чтобы им не пришлось возмещать ущерб и платить штрафы без вины или по незнанию:

Предупредить родных в вотсапе

Собственник должен предоставить доступ к общедомовому имуществу в своей квартире

Кроме личного имущества в квартире могут находиться общие коммуникации — их называют транзитными. Например, общий стояк, который идет по всем этажам. Если в квартире есть такие коммуникации — они могут быть внутри помещений, в стенах или полу, — придется предоставить доступ для их осмотра и ремонта.

Это не прихоть управляющей компании, а требование из постановления правительства и Госстроя.

Но впускать нужно не кого угодно, а бригаду подрядчика, который занимается ремонтом. У нее должны быть подтверждающие документы.

Если собственник уверен, что с коммуникациями все в порядке

Допустим, к вам пришли рабочие и представитель УК и говорят: «Пустите нас в квартиру, потому что у вас течет труба и заливает соседей снизу». Но вы видите, что труба у вас не течет, лужи нет, все сухо. Ремонт труб не нужен, замена вентиля тоже не требуется.

Тогда вы имеете право не пускать в квартиру этих людей. Но имейте в виду, что они не уйдут просто так, а составят акт. Там напишут, что ремонт провести нельзя, потому что собственник не пускает в квартиру. Вам предложат подписать этот документ.

Отказ не поможет, это просто зафиксируют при свидетелях.

А дальше будут такие последствия:

  1. С этого момента вся ответственность за ущерб соседям или общему имуществу лежит на вас, как на собственнике квартиры.
  2. Если есть информация, что ремонт все-таки нужен, управляющая компания может пойти в суд и заставить вас впустить рабочих в квартиру. Решение суда нужно исполнять, иначе подключатся приставы и придется платить штраф.

Может получиться так, что на самом деле в протечке или поломке виновата управляющая компания или даже застройщик. Но при наличии акта они легко уйдут от ответственности, а возмещать ущерб придется вам.

Доступ в квартиру нужно предоставить, даже если нет аварий и жалоб, — для осмотра

Недавно в Москве закончили рассматривать дело о доступе в квартиру для осмотра. Выводы суда пригодятся всем собственникам.

Управляющая компания из Москвы узнала, что в одной из квартир ее дома провели перепланировку и это могло повлиять на состояние коммуникаций. Попытались осмотреть квартиру, но собственники показали только ванную и маленькую комнату. А кухню и зал они не открыли: это, мол, личная собственность, не обязаны давать к ней доступ, на нас никто не жаловался.

Подтверждение, что перепланировка согласована, владельцы квартиры тоже не предоставили.

Управляющая компания не собиралась отвечать за последствия переноса труб — и пошла в суд с требованием предоставить квартиру для осмотра. Первая инстанция встала на сторону УК: собственники обязаны показать всю квартиру, включая комнаты и кухню.

Апелляция была в пользу собственников квартиры: аварий не было, соседи не жалуются, ванную вам показали — отстаньте уже от собственников, нет повода лезть к ним в дом со своими проверками.

А вот аргументы Верховного суда по поводу осмотра квартиры:

  1. Собственники квартир должны пускать в квартиру представителей УК и надзорных органов, чтобы те осмотрели оборудование и, если надо, провели ремонт.
  2. Управляющая компания отвечает за состояние коммуникаций и должна делать так, чтобы в доме все работало и не было аварий. Для этого она может проводить периодические осмотры и текущий ремонт, даже если ничего не случилось и никто не жалуется.
  3. Доступ нужно предоставлять в заранее согласованное время. Для осмотра — не чаще 1 раза в 3 месяца, для ремонта — по мере необходимости, при авариях — в любое время.

Собственников квартиры заставили показать кухню и большую комнату. Если представители УК выяснят, что была перепланировка и она не согласована, могут быть другие суды — придется возвращать все как было, иначе есть риск вообще потерять квартиру. А в случае ущерба возмещать его соседям и управляющей компании будут собственники.

Изумительная история 08.12.17

Разве это не нарушение права на частную собственность?

Кроме права на частную собственность и неприкосновенность жилища есть обязанности:

  1. Собственник должен содержать квартиру в таком состоянии, чтобы все работало и не было вреда общему имуществу и другим жильцам.
  2. Управляющая компания должна следить, чтобы никто без разрешения не переносил стояки, а из-за сорванного вентиля не заливало соседей.

Если кто-то не исполняет свои обязанности или не дает другим их исполнять — придется платить.

Изумительная история 06.05.19

Что могут потребовать от собственника, который не пустил в квартиру для осмотра и ремонта?

Если выяснится, что ремонт все-таки был нужен и кто-то пострадал, придется возмещать:

  1. Реальный ущерб — стоимость ремонта, мебели, оборудования и найма квартиры.
  2. Моральный вред — дискомфорт соседей, если им пришлось снимать квартиру, жить в одной комнате или на время разъехаться.
  3. Упущенную выгоду — если повреждена квартира, которую сдавали, и наниматели съехали.
  4. Судебные расходы — если дело дошло до суда, истец нанял юриста, заказал экспертизу и заплатил госпошлину.

На практике суммы исков могут составлять сотни тысяч рублей.

Если пока ничего не случилось, могут заставить открыть квартиру для осмотра через суд. За неисполнение решения суда тоже придется платить:

  1. Исполнительский сбор — 5000 Р .
  2. Штраф — от 1000 до 2500 Р .

Если до суда не дойдет, будет акт об отказе в допуске для осмотра или ремонта. Тогда управляющая компания переложит свою ответственность на собственника. В случае чего с него потребуют денег.

Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет?

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч.

12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие «Воронежтеплосеть», которое снабжало водой один из домов-«нарушителей».

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Узнайте, кто и в каком порядке проводит проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях прибора учета, из «Домашней правовой энциклопедии»интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!
Получить доступ

Тогда МКП «Воронежтеплосеть» обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО «УК «Городок» – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст.

13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

По мнению адвоката, руководителя проекта «Народный адвокат» по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. «Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании», – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек.

Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов «Гордейчик и партнеры»

«Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч.

12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п.

3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе».

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. «в» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО «Водоканал», которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО «Водоканал». Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст.

20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. № 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г. № 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.

Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды

Минстрой разрешил платить за содержание общего имущества в многоквартирном доме меньше нормативов — по показаниям общедомовых счетчиков.

С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.

Минстрой объяснил, когда можно платить меньше нормативов. Если расход ресурсов по общедомовому счетчику ниже нормы, оплачивать нужно только фактическое потребление.

Стоит проверить свои квитанции и разобраться с управляющей компанией.

Еще Минстрой поручил регионам учитывать технические особенности домов, даже если эти параметры не указаны в общих правилах. Например, в общих правилах нет энергосберегающих мероприятий, но их нужно принимать во внимание.

Что такое общедомовые нужды?

В многоквартирных домах есть общее имущество: подъезды, двор, лифт, домофон, подвал. Их нужно убирать, освещать и отапливать. Эти расходы пропорционально распределяются между собственниками квартир.

Платить за содержание общего имущества жильцы должны по закону. Эти платежи начисляют по умолчанию, от них нельзя отказаться. В каждом квитке за коммунальные услуги уже есть эта сумма.

Как было раньше?

До 1 января 2017 года общедомовые нужды указывались в квитанциях отдельной строкой. Управляющие компании по-разному начисляли эти платежи, а нормативы никто не регулировал. В одном доме за свет в подъезде жильцы платили по 200 рублей, а в другом — по 1000 рублей.

УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома.

Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

Или теща директора управляющей компании живет в вашем доме и не платит за свет. Ее расходы включают в квитанции других жильцов. Никто не сможет проверить начисления, поэтому все платят за соседку под видом общедомовых нужд.

Присмотрись ???? к своей УК

И что изменилось?

С 1 января общедомовые нужды исключили из квитанций. Теперь расходы на содержание общего имущества включаются в индивидуальный счет. Например, в строке за электроэнергию указывается плата за свет в квартире и за свет в подъезде и лифте.

К 1 июня 2017 года регионы установят нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Жильцы должны оплачивать только эти нормативы. Превышение оплатит УК или ТСЖ .

Например, в одном доме УК работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках. В другом доме УК работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается. Вторая компания не сможет включить перерасход электроэнергии и воды в квитанции жильцов и сама заплатит за превышение нормативов.

Так что и кому разъяснил Минстрой?

По закону за общедомовые нужды жильцы должны платить не больше нормативов. Но нет прямого указания на то, что можно платить меньше.

Некоторые управляющие компании пользуются этим и считают общедомовые нужды по нормативам. А во многих регионах новые нормативы еще не утверждены и используются расчеты трехлетней давности.

Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу — как написано в законе.

Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше.

Минстрой объяснил, что платить больше нормативов жильцы не могут, а меньше — могут. Это письмо он направил губернаторам, чтобы те навели порядок в регионах.

Считать нужно так:

  1. Снять показания общедомовых счетчиков.
  2. Посчитать объем услуг по индивидуальным счетчикам.
  3. Найти разницу между общим и индивидуальным потреблением.
  4. Сравнить разницу с нормативом.
  5. Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив. Остальное оплачивает УК .
  6. Если разница меньше, жильцы платят только за фактическое потребление.

Если в доме нет общих счетчиков, то и узнать фактический расход нельзя. Тогда нужно платить по нормативам.

Где брать эти нормативы?

Нормативы устанавливают региональные власти. Во всех регионах новые нормативы должны рассчитать до 1 июня 2017 года. Если новых нормативов нет, используются те, которые действовали на 1 ноября 2016 года.

Например, в Удмуртии для некоторых видов общедомовых услуг действуют нормативы 2013 года. В Белгородской области нормативы установили в 2015 году. А в Московской области — в октябре 2016 года.

Нормативы зависят от технических особенностей многоквартирного дома: года постройки, этажности, вида отопления, размера ванн, наличия унитазов и центральной канализации.

В письме губернаторам Минстрой поручил учитывать при расчете нормативов даже те параметры, которых нет в общих правилах.

Например, в одном кирпичном доме с центральным водоснабжением и канализацией установлены датчики движения, энергосберегающие лампочки и терморегуляторы. В другом таком же доме через дорогу всегда горит свет на площадках, входная дверь может быть открыта даже зимой, а батареи в подъезде включены на полную мощность до 10 апреля. Или в одном доме есть маленький двор с детскими качелями и песочницей, а в соседнем дворе жильцы разбили клумбы, установили фонтан и теперь расходуют много воды.

Жильцы таких домов должны платить за общие коммунальные услуги по разным нормативам. Региональные власти это учтут и пересчитают показатели.

А если для нашего дома ничего не пересчитают? Что тогда делать?

Обратитесь в управляющую компанию. Она может выступить с инициативой о пересчете нормативов. УК , ТСЖ и жилищные кооперативы имеют такое право по закону.

Несколько управляющих компаний могут подать коллективное заявление на расчет норматива даже для отдельных домов.

Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы.

Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.

Как понять, что я не переплачиваю за содержание общего имущества?

Точный расчет предоставит управляющая компания. Если квитанция за январь уже пришла, попросите предоставить показания общедомовых счетчиков и расчет по нормативу. Это можно сделать лично или на собрании собственников.

Если оплату за общедомовые нужды вам начислили по нормативу, а фактическое потребление в январе было меньше — настаивайте на пересчете по рекомендациям Минстроя.

Если фактический расход коммунальных услуг на содержание общего имущества больше норматива, разницу должна оплатить УК : эту сумму нельзя учитывать в квитанциях жильцов.

А можно как-то снизить расходы на содержание общего имущества?

Это обязанность управляющей компании. Она должна делать так, чтобы в доме было светло, тепло и чисто, но жильцы не переплачивали за коммуналку.

Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой — уменьшатся теплопотери. В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам.

За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.

Лифты, систему отопления, водоснабжения и канализации нужно обслуживать вовремя. Тогда они меньше ломаются. Если в подъезде прорвет трубу, за перерасход сверх норматива заплатят жильцы.

Смените управляющую компанию, если она плохо работает или не слушает рекомендации Минстроя. Если УК нарушает договор, его можно расторгнуть. Либо можно провести общее собрание собственников и в течение 5 дней уведомить УК о расторжении договора, даже если нарушений нет.

Мы хотим выкопать во дворе дома бассейн. А еще мы любим, чтобы на всех этажах круглосуточно горел свет. Жильцы все равно будут платить по нормативу, а перерасход — за счет УК ?

Необязательно. На общем собрании жильцов можно добровольно повысить нормативы за содержание общего имущества.

Есть элитные дома, в которых объем коммунальных услуг всегда больше нормативов, и жильцы не против оплачивать это превышение. Например, они хотят, чтобы в подъездах и на стоянке всю ночь горели лампочки, даже если там никого нет. Или оборудовали в вестибюле комнату, в которой моют лапки собачкам после улицы.

Собственники квартир подпишут общее решение и будут добровольно платить за электроэнергию и воду больше нормативов, чтобы не перекладывать свои расходы на управляющую компанию.

За чей счет проверяются теплосчетчики?

За чей счет проверяются теплосчетчики?

Согласно Закону об энергосбережении, ресурсоснабжающие организации не только должны устанавливать счетчики в многоквартирных домах, но и осуществлять их обслуживание, в том числе и поверку. Логика, в принципе, понятна – тот, кто поставил теплосчетчики, тот и должен их проверять и поверять. И управляющие компании вносят в договора пункт об обязанности РСО по поверке счетчиков.

Но верно ли это по закону?

Кто делает поверку теплосчетчиков

У любого прибора учета есть межповерочный интервал, по истечении которого нужно подтвердить, соответствует ли его работа изначально заложенным метрологическим характеристикам. Если этого не сделать, то платежи за потребляемый ресурс будут начисляться по средним нормам.

Поверкой приборов учета, в том числе и теплосчетчиков, занимаются аккредитованные организации, статус которых можно проверить на сайте Федеральной службы. Результаты поверки вносятся в специальный реестр Росстандарта (ФГИС АРШИН).

Теплосчетчик

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ

В последнее время в судах появилось множество исков к ресурсоснабжающим организациям о невыполнении этой обязанности. Последние, в свою очередь, выставляют встречные иски о признании недействительными пункты договора об обслуживании и поверке счетчиков.

Позиция Верховного суда по этому вопросу такова: существуют нормы, указанные в п. 5 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ и Правилах № 491от 13.08.2006 № 491, где сказано, что общедомовые приборы учета как общее имущество должны всегда находиться в исправном состоянии и быть готовыми к передаче данных. А раз счетчик имеет статус общедомового имущества, то обязанности по его содержанию, обслуживанию и ремонту несет управляющая компания.

При этом ресурсоснабжающая организация обязана обеспечивать поставку ресурсов – в данном случае тепловой энергии – исключительно до границ внешних инженерных сетей и общего имущества многоквартирного дома. А теплосчетчики располагаются внутри МКД, так что РСО не обязано их обслуживать. Даже если организацию обязуют по закону установить счетчики в МКД, она производит эту работу не за счет средств собственников многоквартирного дома. Разъяснения Верховного Суда по этому вопросу изложены в Определении № 302-ЭС20-23403 от 30.03.2021 г.

Что касается УК, то она может содействовать в заключении договора с организациями, занимающимися поверкой счетчиков. Или же собственники самостоятельно находят компанию, например «Россчет», и подписывают с ней соглашение о поверке теплосчетчиков. Сама управляющая компания не занимается поверкой приборов учета – УК только может проверить исправность приборов.

Кто оплачивает поверку теплосчетчиков

Исходя из вышеизложенного, проверкой теплосчетчиков, как общедомового имущества, на работоспособность занимается УК. Процедуру выполняют специализированные организации, аккредитованные в ФСА. Что касается оплаты за поверку, то здесь все расходы ложатся на собственников жилья – конечных потребителей ресурсов.

Счетчик тепла

Кто должен платить за поверку общедомового счетчика тепла

Процедура такова – собственники самостоятельно заключают договор с аккредитованной организацией и оплачивают их услугу по поверке теплосчетчика. Прежде чем подписать соглашение, необходимо убедиться, есть ли у данной компании свидетельство об аккредитации. Это можно проверить на официальном сайте Росаккредитации.

Затем представители компании снимают счетчик и везут его в лабораторию. Проверка займет порядка 2 недель. За этот период оплата за тепло идет по нормативу. Результат проделанной работы вносится в электронный реестр ФГИС АРШИН – это и будет подтверждением проведенной поверки. Проверить можно на сайте РСТ Метрологии в разделе «Результаты проверок СИ».

Собственник может потребовать бумажный вариант выписки из реестра. Какие-либо акты о проделанной работе без договора и выписки из реестра недействительны.

Оплата за поверку теплосчетчика производится на реквизиты организации или по выставленному счету. Размер оплаты может быть разным – это зависит от региона проверки.

admin
Оцените автора
Ракульское