Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Маркович, А. А. Дисциплинарная ответственность государственных служащих / А. А. Маркович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 125-128. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84832/ (дата обращения: 01.12.2022).

В данной статье исследуются вопросы дисциплинарной ответственности государственных служащих, должностного проступка государственных служащих. Анализируется специфика правового регулирования дисциплинарных взысканий, применяемых в отношении государственных служащих.

Ключевые слова:дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, государственная служба, дисциплинарные взыскания, служебная проверка.

Государственная служба на сегодняшний день является одним из важнейших институтов социального управления государственного типа. Современный этап развития российской государственности характерен повышенным вниманием к проблеме эффективности государственной власти и управления.

В настоящее время система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов [58].

Важность рассмотрения сущности и содержания дисциплинарной ответственности государственных служащих обусловлена тем, что служба в государственных органах выступает публично-правовой категорией. В связи с этим, все совершенные ими дисциплинарные проступки оказывают негативное влияние как на дисциплину в конкретном государственном органе, но и могут затрагивать интересы всей службы в государственных органах в целом [10, с. 43].

Характерным признаком дисциплинарной ответственности выступает то, что ее меры могут быть применены к виновному государственному служащему в порядке подчиненности вышестоящим должностным лицом, которое вправе назначать служащего на государственную должность.

Меры дисциплинарной ответственности государственных служащих преследуют одну важнейшую цель: исправление поведения государственного служащего, изменение его взглядов в отношении государственной службы [11, с. 1030].

В сфере государственной службы под дисциплинарными взысканиями понимаются меры принудительного воздействия, предусмотренные в законодательстве и применяемые уполномоченными на то должностными лицами.

В статье 192 ТК РФ [1] содержатся виды дисциплинарных взысканий, как: замечание; выговор; увольнение. Дополнительный перечень дисциплинарных взысканий, применяемых только в отношении государственного служащего, конкретизируется ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ [3]. Так, в ст.

57 данного законодательного акта добавлен отдельный вид наказания как предупреждение о неполном должностном соответствии, представляющее собой взыскание, носящее воспитательный характер. Цель данного взыскания направленно на исправление поведения государственного служащего. Увольнение с гражданской службы — самое строгое взыскание в действующем законодательстве, применяемое к госслужащим.

Следовательно, государственные служащие могут выступать субъектами и общей, и специальной дисциплинарной ответственности.

Поскольку в Законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ прослеживается упорядоченность системы наказаний по степени тяжести от менее серьёзных к более серьёзным, законодателем прямо подчёркивается необходимость применения гуманного подхода в назначении государственному гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.

Так, наиболее лёгкой формой дисциплинарного взыскания является замечание. Как правило, оно носит устный характер, выносится в публичном присутствии других гражданских служащих.

Дисциплинарное взыскание в виде выговора встречается наиболее часто и представляет собой официальное выражение оценки проступка гражданского служащего к его обязанностям. В отличие от замечания, выговор выносится в письменной форме и может заноситься в личное дело.

Предупреждение о неполном должностном соответствии выражается форме государственно-властного принуждения, которая указывает на низкий уровень организации работы государственного служащего, на некачественное выполнение им своих обязанностей, которые закреплены в административном регламенте. Что касается процессуальной стороны данного взыскания, то оно выносится в публичной форме и заносится в личное дело государственного гражданского служащего.

Увольнение, которое имеет более тяжкие последствия, поскольку государственному гражданскому служащему приходится оставлять свою службу и разрывать все имеющиеся правоотношения с нанимателем. Увольнение с гражданской службы необходимо отличать от такой категории как «освобождение от замещаемой должности». Последняя не предполагает увольнение лица с гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием, а подразумевает под собой только включение лица в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурной основе.

Федеральным законом № 329-ФЗ [4] в Закон о государственной гражданской службе были введены статья 59.1, предусматривающая дисциплинарную ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, статья 59.2, предусматривающая увольнение в связи с утратой доверия.

Руководитель, применяя наказание к служащему, должен опираться прежде всего на принцип справедливости, равенства и законности государственного принуждения.

Так, Ю.В. обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным и отменить приказ руководителя о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, поскольку при вынесении в отношении ее данного дисциплинарного взыскания не приняты во внимание ее положительные регалии и награды за предыдущий период работы. Кроме того, проверка проведена с процедурными нарушениями, в состав комиссии был включен государственный служащий Т. А., который проводил ревизию дел у них в отделе и который потом проводил служебную проверку в отношении истицы, что указывает на его явную заинтересованность в исходе дела, так как ему нужно было отстоять свои выводы, сделанные при ревизии путем наложения взыскания на истицу.

Однако суд не согласился с доводом истицы указав, что ссылка на заинтересованность лиц состоявших в комиссии по служебному разбирательству, в частности, Т.А. носит предположительный характер и не нашла своего подтверждения, ввиду того, что по общему правилу под гражданскими служащими, которые могут проявлять прямую либо косвенную заинтересованность в результатах проверки, следует понимать тех лиц, которые, являясь гражданскими служащими — сослуживцами лица, в отношении которого проводится проверка, непосредственно заинтересованы в ее результатах (например, сам гражданский служащий, в отношении которого проводится проверка; возможно, его непосредственный начальник (подчиненный) или потерпевшее от действия (бездействия) гражданского служащего лицо). Также к таким лицам могут относиться служащие, имеющие дружеские либо неприязненные отношения, а также родственные отношения по отношению к служащему, в отношении которого проводится проверка. Между тем истец на наличие между Ю. В. и Т. А. родственных, дружеских либо неприязненных отношений не указывала. Не является Т. А. и непосредственным начальником Ю. В.

Кроме того, доводы истицы о том, что при назначении наказания не были учтены все ее положительные регалии и награды за предыдущий период работы также не имеют правого значения. Положительные характеристики — это смягчающие вину обстоятельства, которые влияют на тяжесть наказания, а не обстоятельства, исключающие наличие состава дисциплинарного проступка. Ю.В. было назначено наказание в виде выговора, которое является вторым по тяжести взысканием перед неполным служебным соответствием и увольнением, то есть, не самое суровое наказание в норме закона о дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих.

В связи с чем, оснований для признания приказа о применении дисциплинарного взыскания за его чрезмерной суровостью суд не усматривает.

Таким образом, суд пришел к выводу о принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований [7].

Отличительной чертой исследуемых правоотношений по сравнению с обычными рабочими и нормами ТК РФ заключается также в системе применения мер к государственным служащим.

Порядок применения к служащим дисциплинарных взысканий установлен ст. 58 Закона о гражданской службе. В первую очередь законодатель оговорил, что дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения.

В том случае, если обнаружены нарушения трудовой дисциплины или несоблюдения служебных обязанностей появляется необходимость зафиксировать данный факт. Делается это с помощью составления акта или докладной записки. После того, как такая записка о выявленном нарушении получена, руководитель государственной службы издает распоряжение, согласно которому проводится служебная проверка [9, с. 119].

Она должна завершиться в срок не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, который прямо или косвенно заинтересован в её результатах. Здесь значение приобретает такая категория как «конфликт интересов», под которой Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [5] понимает ситуацию, при которой личная заинтересованность лица, замещающего должность, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей. В таком случае гражданский служащий обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившего служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки.

Если такие действия не предпринимаются, то результаты служебной проверки не могут считаться действительными, поскольку личная заинтересованность служащего вступает в противоречие с его должностными обязанностями и влияет на исход дела.

В Определении Конституционного Суда РФ от 25.06.2019 N 1734-О указано, что положения части 4 статьи 58 Федерального закона О государственной гражданской службе Российской Федерации, закрепляя порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, устанавливая сроки наложения дисциплинарных взысканий и определяя правила их исчисления, имеют целью обеспечить определенность правового положения привлекаемых к дисциплинарной ответственности государственных служащих и не допустить произвольного, в том числе без учета времени, прошедшего с момента совершения дисциплинарного проступка, применения дисциплинарных взысканий [6].

Дисциплинарная ответственность применяется по факту обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Этот срок может продлиться:

– если служащий временно не может выйти на работу (болезни, травмы);

– если служащий находится в отпуске;

– если проводится служебная проверка;

– если служащий отсутствует на службе по уважительным причинам (командировки, использование отгулов, повышение квалификации и т. п.).

Если в течение года госслужащий вновь не нарушал дисциплинарную ответственность, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания, так как по истечению данного периода эта ответственность с него снимается.

При привлечении государственных служащих к дисциплинарной ответственности учитываются степень общественной вредности совершённого проступка, предшествующие результаты исполнения государственным гражданским служащим своих служебных обязанностей, обстоятельства, предусмотренные законом в качестве смягчающих и отягчающих ответственность. Нормативное закрепление данного принципа послужит толчком дальнейшего развития дисциплинарного законодательства в системе государственной службы.

При этом, порядок мер, применяемых при дисциплинарных нарушениях, имеет обязательный и строго императивный характер, поскольку самоличное вольное изменение обозначенных санкций за совершенный проступок не является возможным.

Производство по дисциплинарным делам государственных служащих является той сферой общественной деятельности, в которой существенно затрагиваются права, свободы и законные интересы личности. Любые действия должностных лиц по возбуждению, рассмотрению дисциплинарных дел, применению мер обеспечения производства по делу, должны обеспечивать реализацию основных задач дисциплинарного производства, права и законные интересы его субъектов и участников, защиту государственного служащего от необоснованного привлечения к дисциплинарной ответственности [8, с. 152].

Таким образом, государственная служба как важный правовой институт, который обеспечивает осуществление управляющего воздействия государства, немыслима без четко установленных мер ответственности отдельных ее элементов. Соответственно ответственность играет роль определенного инструмента, обеспечивающего должное поведение управляющих субъектов в условиях отношений между государственными служащими и гражданским обществом. Дисциплинарная ответственность государственных служащих отличается от любой другой, так как особенности служебных функций, осуществляемых государственными служащими, предполагает у них властных полномочий, исполнение которых ведет к принятию решений, которые затрагивают практически все основные стороны жизни населения.

Изложенное позволяет отметить, что в силу особого характера и значения государственной службы, дисциплинарная ответственность государственных служащих обладает значительной спецификой, отличающей ее от аналогичного вида ответственности в трудовом праве.

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021) // Российская газета. N 256. 31.12.2001.
  2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. N 104. 31.05.2003.
  3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. N 162. 31.07.2004.
  4. Федеральный закон от 21.11.2011 N 329-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // Российская газета. N 266. 26.11.2011.
  5. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии коррупции» // Российская газета. N 266. 30.12.2008.
  6. Определение Конституционного Суда РФ от 25.06.2019 N 1734-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Березюк Евгении Михайловны на нарушение ее конституционных прав частью 6 статьи 51 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и частью 4 статьи 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
  7. Решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа от 25 сентября 2018 г. по делу № 2–5025/2018 // СПС Консультант Плюс.
  8. Лещина Э. Л. Гарантии законных прав государственных служащих при привлечении их к дисциплинарной ответственности за нарушение служебной дисциплины // В сборнике: Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2020. С. 151–155.
  9. Наниз А. Ю. Дисциплинарная ответственность гражданских государственных служащих в Российской Федерации // Научный электронный журнал Меридиан. 2021. № 3 (56). С. 118–120.
  10. Служебно-деликтные правоотношения: монография / под ред.: Лупарев Е. Б. М.: Юрлитинформ, 2013. 296 c.
  11. Филюшина А. А., Олейникова А. Я. Должностной проступок как основание дисциплинарной ответственности государственного служащего // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 30. С. 1030–1035.

Основные термины(генерируются автоматически): дисциплинарная ответственность, служащий, государственная служба, дисциплинарное взыскание, служебная проверка, гражданская служба, дисциплинарный проступок, взыскание, государственная гражданская служба, вид выговора.

27. Ответственность государственных служащих. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих.

Наряду с поощрением законодательство предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность государственных служащих, а именно: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную. Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством за виновное совершение правонарушений, т. е. за такие поступки и действия, которые юридически признаются противоправными. Как известно, правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты).

Дисциплинарная ответственность— это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. К государственным служащим она применяется на общих с другими гражданами основаниях (равенство прав перед законом, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т.п.). Однако характер профессиональной деятельности государственных служащих предопределяет и некоторые особенности регулирования их ответственности.

Например, в ряде случаев для них установлена повышенная ответственность, соразмерность ответственности замещаемой должности, предусмотрены санкции, которые могут быть применены только в отношении служащего (предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинском или специальном звании и др.).

Нормативными актами, регулирующими этот вид юридической ответственности, являются: Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ*, Дисциплинарный устав таможенной службы РФ, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел РФ, По­ложение о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ и некоторые другие. Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов исполнительной власти и руководителей по наложению этих взысканий, а также поря­док их применения и обжалования с учетом конкретных условий государственной службы.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», дисциплинарные взыскания могут налагаться на государственного служащего за неисполнение или не­надлежащее исполнение им возложенных на него обязанностей (должностной проступок).

Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента и решений судов. Чаще всего это выражается в нарушении должностными лицами и работниками федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации порядка реализации и сроков исполнения поручений, установлении не предусмотренных федеральными законами и указами Президента процедур реализации прав граждан, в выполнении норм и поручений не в полном объеме либо искажении их содержания. По вопросам ответственности за такие должностные проступки Президентом 6 июня 1996 г. был издан Указ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы». Указ, в частности, предусматривает, что должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, на которых наложено дисциплинарное взыскание за указанные проступки, не подлежат в течение года премированию, представлению к награждению правительственными наградами (кроме случаев проявления мужества на пожаре, при спасении утопающих, при защите правопорядка или в условиях боевых действий) и знаками отличия, повышению в должности или представлению для присвоения очередного квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания).

Эти лица могут быть также направлены на внеочередную аттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) либо лишены квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания).

В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» содержится ряд конкретных обязанностей, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых расценивается как должностной проступок, влекущий дисциплинарную ответственность. Например, ответственность наступает за нарушение требований ст. 5, предусматривающей обязанность государственного служащего признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; ст.

10 — обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, органов и организаций, исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Кроме перечисленных, могут быть и другие, самые разнообразные случаи неисполнения или не надлежащего исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, расцениваемые как должностной проступок. Вместе с тем законодательством преду­смотрены и такие случаи, когда отдельные категории государственных служащих подлежат дисциплинарной ответственности за поступки, имевшие место не при исполнении служебных обязанностей, если эта поступки несовместимы с достоинством и назначением государствен­ных служащих ввиду особого характера выполняемых ими обязан­ностей.

Видами дисциплинарных взысканий являются: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Дисциплинарное взыскание налагается органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность. Это правило обусловлено характером взысканий: в частности, право предупреждать о неполном служебном соответствии и решать вопрос об увольнении от должности предоставляется тем органам и руководителям, которым принадлежит право назначения на должность.

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Эта мера также применяется распоряжением руководителя, имеющего право назначать служащего на должность.

Порядок проведения служебных расследований, применения и об­жалования дисциплинарных взысканий определяется законодательством. При этом применяются нормы трудового законодательства, а в отношении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов налоговой полиции — Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, другие дисциплинарные уставы или положения о прохождении службы.

К административной и материальной ответственности лица, находящиеся на гражданской государственной службе, привлекаются на общих основаниях с негосударственными служащими.

24.Дисциплинарная и административная ответственность государственных служащих

Юридическая ответственность государственного служащего означает его обязанность претерпеть определенные лишения личного, имущественного или организационного характера за совершенное правонарушение.

Ответственность может быть дисциплинарной, административной, уголовной или материальной.

Дисциплинарная ответственность– вид юридической ответственности, наступающей за нарушение служебной дисциплины, обязанность государственных служащих претерпеть негативные последствия за совершение дисциплинарного проступка. Нормативными основаниями дисциплинарной ответственности служат ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; дисциплинарные уставы и положения; иные нормативные правовые акты. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных служащих согласно ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст.

14): замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

По дисциплинарным уставам, положениям о службе- например МВД(, понижение в должности, понижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, )

По правилам внутреннего трудового распорядкамогут быть объявлены замечание, выговор, строгий выговор, осуществлены перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или на нижестоящую должность на тот же срок, увольнение.

Дисциплинарная ответственность– применение мер дисциплинарного воздействия к государственным служащим, в порядке служебной подчиненности, за виновные нарушения правил государственной службы.

Основные признаки дисциплинарной ответственности:

1. дисциплинарная ответственность — особый вид юридической ответственности;

2. для ее реального применения характерно наличие трех оснований: нормативного, фактического и процессуального, связанного с изданием правового акта управления по применению конкретных мер воздействия на конкретного правонарушителя;

3. дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений и даже порочащих действий;

4. состоит в применении карательных санкций — дисциплинарных взысканий;

5. дисциплинарную ответственность осуществляют субъекты линейной власти в рамках служебного подчинения;

6. урегулирована нормами административного права.

2 вида дисциплинарной ответственности:

1. Общая дисциплинарная ответственность гражданских служащих– регулируется ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности, увольнение);

2. Специальная дисциплинарная ответственность негражданских (милитаризированных) служащих– регулируется специальными нормами в законах уставами или положениями о дисциплине (Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, утвержденный указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г.

2) Дисциплинарная ответственность военнослужащих

Административная ответственностьгосударственных служащих наступает за совершение административных проступков. Некоторые категории государственных служащих обладают иммунитетом и не подлежат административной ответственности (судьи, депутаты и др.). Для определенных категорий государственных служащих существует особый порядок привлечения к административной ответственности (служащие, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов).

Материальная ответственность – обязанность государственного служащего, причинившего ущерб, возместить его в размере и порядке, установленных законодательством.Такая ответственность может быть ограниченной (ограничивается средним месячным денежным содержанием) или полной материальной (предусматривает возмещение ущерба в полном объеме и не ограничивается заранее установленным пределом).

Согласно ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административногоправонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.

К должностным лицам, нарушившим законодательство в административной сфере могут применяться такие виды наказаний, как предупреждение и штраф.

Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями).

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих

Трушникова, Е. С. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих / Е. С. Трушникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 229-230. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80373/ (дата обращения: 01.12.2022).

В данной статье попробуем раскрыть суть привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности и выделить необходимые пути совершенствования института дисциплинарной ответственности, во избежание привлечения государственных служащих.

Ключевые слова:дисциплинарная ответственность, государственный гражданский служащий.

Кто же такой государственный гражданский служащий? Согласно статье 13 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Конечно же быть государственным гражданским служащим это, другими словами, быть лицом государства перед народом, относиться к этому с уважением, вести себя достойно и не порочить лицо нашего государства. Но, к сожалению, к государственным гражданским служащим есть ряд требований, ограничений и запретов, нарушение которых ведет к дисциплинарной ответственности. Также мы можем сказать, что государственная гружданская служба является публично-правовой.

Следовательно, дисциплинарная ответственность, наложенная на государственных гражданских служащих, отрицательно влияет не только на служащего, на служебную дисциплину органа власти, но и затрагивает интересы государства.

В юридической литературе признаком юридической ответственности является публичность, при этом она должна быть и правовой, то есть должна иметь подкрепление правовыми актами. Ведь только тогда ответственность будет защищать интересы общества и не будет направлена на удовлетворение чьих-либо интересов.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» выделено несколько видов дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих:

– предупреждение о неполном должностном соответствии;

Что же нельзя делать государственным служащим во избежание привлечения к дисциплинарной ответственности? За неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей.

Проблема нашего законодательства заключается в том, что не содержится закрытого перечня дисциплинарных проступков, но учитывая то факт, что данные правоотношения носят особый характер, о создании такого перечня даже не говорят.

Но, к сожалению, в настоящее время уровень профессионализма государственных служащих не сказать, что снижается, но при этом и не повышается. Как и так же замечен тот факт, что все меньше граждан хотят быть государственными гражданскими служащими. Возможно законодательно необходимо закрепить лишь те дисциплинарные проступки, которые направлены на публичные интересы, порочащие лицо государства.

Вообще непонимание значения публичного характера дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего также является проблематикой. В простых трудовых отношениях руководитель лично решает вопрос о дисциплинарной ответственности работника, но такой подход для государственной гражданской службы нецелесообразен и несправедлив.

Многие авторы отмечают, что существует пробел в законодательстве о дисциплинарной ответственности государственных служащих, и данные пробелы посягают на частные и внутрислужебные интересы органа власти.

О дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих можно говорить, рассуждать и даже спорить долго. Сфера государственной службы из года в год совершенствуется, а область дисциплинарной ответственности государственных служащих особенно актуальна в нынешнее время. Но и она имеет свои пробелы, которые необходимо урегулировать, закрыть, чтобы не возникало двояких ситуаций и спорных моментов. Выделим совершенствования и предложения, которые необходимо внести как теоретически, так и практически:

  1. Создать комплексную нормативно-правовую основу регулирования вопросов дисциплинарной ответственности государственных служащих, во избежание спорных моментов приводящих к судебным разбирательствам.
  2. Разработать механизм проведения кадровой политики в целях оптимизации состава государственных служащих, который исключит принятия на работу государственных служащих недостаточно высокого профессионализма, квалифицированный и добросовестности сотрудников государственной службы.
  3. Необходимо выработать меры по совершенствованию оплаты труда государственных служащих, у более квалифицированных заработная плата выше.
  4. Разработать, внедрить программы подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих: возможно разработать программы нескольких уровней подготовки, согласно группам должностей. Данные программы уменьшат процент дисциплинарных нарушений государственных служащих, в связи высоким уровнем знаний и умений граждан для замещения должностей государственной гражданской службы.
  5. Необходимо разработать более понятные, доступные, более детальные и желательно с приведением примеров для любого гражданского служащего Методические рекомендации по заполнению справок о доходах, расходах, в связи с тем, что наиболее частым дисциплинарным нарушением у государственных служащих является неверное заполнение данных справок, не полноценное заполнение. Это в большей мере связанно, с тем, что служащие просто не понимают и не знают, как заполнить тот или иной раздел справки.
  6. Главным предложением хочется выделить это урегулирование спорных конфликтов, необходимо разрешение таких конфликтов прописать в каждом нормативном документе, регулирующим трудовые отношения с гражданским служащим (контракт, трудовой договор). Не просто общей фразой, а конкретно, желательно конечно же с примером. Благодаря этому гражданский служащий будет понимать, как поступать в той или иной ситуации, и будет задумываться о последствиях своим действиям.

Ну что же, подведем итог: да в этом мире все несовершенно, и к сожалению, в законодательстве тоже есть пробелы, недочеты. Государственный гражданский служащий, занимающий должность в органах власти и неважно Руководителя и Специалиста, в первую очень он представляет интересы государства, он лицо органа власти, государства, но никто не исключает фактор, того, что все мы люди и можем ошибаться, совершать проступки. Но для гражданских государственных служащих данные ситуации необходимо максимально минимизировать.

Есть виды дисциплинарной ответственности, каждый из которых накладывает свой отпечаток на служащего. А ведь многие проступки служащие совершают, не из злого умысла, а просто от нехватки информации или просто от незнания того или иного изменения в нормативные правовые акты. Есть пути совершенствования данной области, мы их описали выше.

Если получиться реализовать данные предложения, то случаев привлечения государственных гражданских служащих станет в разы меньше.

  1. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  2. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485–1 «О государственной тайне»;
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года.
  4. Алексеев С. С. Теория государства и права. М., 2018. — С. 420

Основные термины(генерируются автоматически): дисциплинарная ответственность, служащий, государственная гражданская служба, Российская Федерация, государственная служба, гражданская служба, избежание привлечения, интерес государства, лицо государства.

admin
Оцените автора
Ракульское