Что называется, и как производится взимание платы за фактическое пользование землей

1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

3. Утратил силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

4. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

5. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Комментарии к ст. 65 ЗК РФ

1. Платность использования земли выражается в уплате, как сказано в п. 1 комментируемой статьи, земельного налога и арендной платы. Но было бы точнее сказать: земельного налога или арендной платы, так как пользователь земельного участка платит что-то одно: либо налог (собственник и другие владельцы земли — неарендаторы), либо арендную плату (арендаторы). Нельзя с арендатора требовать и то и другое, поскольку один раз уже заплатил хозяину земли арендную плату, установленную договором аренды.

В свою очередь хозяин земли платит за тот же земельный участок земельный налог, который учитывается при определении арендной платы.

Различие названных платежей состоит еще и в том, что налог является обязательным заранее установленным платежом, взимаемым государством в пользу бюджета. Арендная же плата определяется добровольным соглашением участников этого договора, и она идет в пользу арендодателя. Поскольку существуют принципиальные различия двух названных платежей, Налоговый кодекс РФ (часть вторая) внес дополнения в виде отдельной гл.

Почитать  Штраф за неоплаченную парковку в Москве в 2024 году

31 «Земельный налог».

2. Налогоплательщиками согласно ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения, как указано в ст. 389 НК РФ, являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки:

изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;

ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база согласно ст. 390 НК РФ определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, причем в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст.

391).

Налоговая база определяется отдельно для долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики, являющиеся индивидуальными предпринимателями (физические лица), определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Если иное не предусмотрено НК РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного кадастра объектов недвижимости и органами муниципальных образований.

Налоговая база уменьшается на необлагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г., без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

инвалидов с детства;

ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Если размер не облагаемой налогом суммы, предусмотренной ст. 391 НК РФ, превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок. Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

0,3% в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Освобождаются от налогообложения:

организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования; объектами особого назначения;

религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

3. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При этом налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.

Представительный орган муниципального образования, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Представительный орган муниципального образования, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков — организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного НК РФ.

Плата за фактическое пользование землей

Подборка наиболее важных документов по запросу Плата за фактическое пользование землей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Аренда земли:
  • 229 КОСГУ
  • Акт возврата земельного участка по договору аренды
  • Акт приема передачи к договору аренды земельного участка
  • Аренда земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства
  • Аренда земельного участка КОСГУ
  • Ещё.
  • Земельный налог:
  • 18210606032041000110
  • 18210606033101000110
  • 18210606033131000110
  • 18210606033132100110
  • 3021280
  • Ещё.

Формы документов: Плата за фактическое пользование землей

Судебная практика: Плата за фактическое пользование землей

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 42 «Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков» ЗК РФ
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ») Указав, что на земельном участке с разрешенным использованием — под существующее здание бытового обслуживания находится нежилое здание (химчистка, магазин), которое принадлежит на праве собственности ответчику; плата за фактическое пользование земельным участком ответчиком не вносилась, то есть использование земельного участка без уплаты арендных платежей является неосновательным обогащением ответчика, суд правомерно взыскал сумму неосновательного обогащения в размере арендных платежей за земельный участок, поскольку согласно статье 42 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны своевременно производить платежи за землю, учитывая, что договор аренды на участок с ответчиком не заключался, плата за фактическое пользование земельным участком за указанный в иске период времени не вносилась, но ответчик в спорный период являлся фактическим землепользователем земельного участка без внесения платы за его пользование.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Плата за фактическое пользование землей

Нормативные акты: Плата за фактическое пользование землей

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) 1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы
    • Гражданский кодекс (ГК РФ)
    • Жилищный кодекс (ЖК РФ)
    • Налоговый кодекс (НК РФ)
    • Трудовой кодекс (ТК РФ)
    • Уголовный кодекс (УК РФ)
    • Бюджетный кодекс (БК РФ)
    • Арбитражный процессуальный кодекс
    • Земельный кодекс (ЗК РФ)
    • Лесной кодекс (ЛК РФ)
    • Семейный кодекс (СК РФ)
    • Уголовно-исполнительный кодекс
    • Уголовно-процессуальный кодекс
    • Производственный календарь на 2024 год
    • ФЗ «О банкротстве»
    • О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
    • Об исполнительном производстве
    • О персональных данных
    • О налогах на имущество физических лиц
    • О средствах массовой информации
    • Производственный календарь на 2024 год
    • Федеральный закон «О полиции» N 3-ФЗ
    • Расходы организации ПБУ 10/99
    • Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
    • Календарь бухгалтера на 2024 год
    • Частичная мобилизация: обзор новостей

    Плата за фактическое пользование земельным участком

    Подборка наиболее важных документов по запросу Плата за фактическое пользование земельным участком (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

    • Земля:
    • 15 и более лет
    • Административное обследование объектов земельных отношений
    • Акт выбора земельного участка
    • Акт приема передачи земельного участка по договору дарения
    • Амортизация земельных участков
    • Ещё.

    Формы документов: Плата за фактическое пользование земельным участком

    Судебная практика: Плата за фактическое пользование земельным участком

    Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
    Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 42 «Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков» ЗК РФ
    (ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ») Указав, что на земельном участке с разрешенным использованием — под существующее здание бытового обслуживания находится нежилое здание (химчистка, магазин), которое принадлежит на праве собственности ответчику; плата за фактическое пользование земельным участком ответчиком не вносилась, то есть использование земельного участка без уплаты арендных платежей является неосновательным обогащением ответчика, суд правомерно взыскал сумму неосновательного обогащения в размере арендных платежей за земельный участок, поскольку согласно статье 42 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны своевременно производить платежи за землю, учитывая, что договор аренды на участок с ответчиком не заключался, плата за фактическое пользование земельным участком за указанный в иске период времени не вносилась, но ответчик в спорный период являлся фактическим землепользователем земельного участка без внесения платы за его пользование.

    Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Плата за фактическое пользование земельным участком

    Нормативные акты: Плата за фактическое пользование земельным участком

    «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ
    (ред. от 14.07.2022)
    (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) 1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

    Правовые ресурсы

    • «Горячие» документы
    • Кодексы и наиболее востребованные законы
    • Обзоры законодательства
      • Федеральное законодательство
      • Региональное законодательство
      • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
      • Другие обзоры
      • Календари
      • Формы документов
      • Полезные советы
      • Гражданский кодекс (ГК РФ)
      • Жилищный кодекс (ЖК РФ)
      • Налоговый кодекс (НК РФ)
      • Трудовой кодекс (ТК РФ)
      • Уголовный кодекс (УК РФ)
      • Бюджетный кодекс (БК РФ)
      • Арбитражный процессуальный кодекс
      • Земельный кодекс (ЗК РФ)
      • Лесной кодекс (ЛК РФ)
      • Семейный кодекс (СК РФ)
      • Уголовно-исполнительный кодекс
      • Уголовно-процессуальный кодекс
      • Производственный календарь на 2024 год
      • ФЗ «О банкротстве»
      • О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
      • Об исполнительном производстве
      • О персональных данных
      • О налогах на имущество физических лиц
      • О средствах массовой информации
      • Производственный календарь на 2024 год
      • Федеральный закон «О полиции» N 3-ФЗ
      • Расходы организации ПБУ 10/99
      • Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
      • Календарь бухгалтера на 2024 год
      • Частичная мобилизация: обзор новостей

      Что называется, и как производится взимание платы за фактическое пользование землей?

      Аренда земельных участков, находящихся в собственности государства, зачастую бывает намного выгоднее аренды у частных лиц в силу удачного месторасположения или меньших денежных затрат.

      Однако, в отличии от личной собственности государственный и муниципальный фонд земельных участков не имеет единого представителя, информацию по каждому объекту приходится искать самостоятельно. Попытаемся разобраться, как можно сделать выбор участка наиболее выгодным и какие платежи обязательны.

      Как это называется?

      Плата за пользование землей – так называется обобщающий термин, используемый для обозначения платежей, взимаемых за временным пользованием земельными участками, принадлежащих к муниципальным или иным государственным структурам.

      Такой платеж является общеобязательным и накладывается даже на тех арендаторов, кому участок был вверен в бессрочное пользование. Также размер платы остается практически одинаковым вне зависимости от того, как арендаторы используют надел.

      Как рассчитаться за земельный участок?

      Ст. 65 Земельного Кодекса РФ определяет двухчастную систему платежей за пользование землей. Первый вид платежа регулируется налоговым законодательством, второй – является гражданско-правовой сделкой.

      Налогообложение

      Этот налог определяется Налоговым Кодексом РФ и причисляется к местному налогообложению. Его размер определяется в каждом регионе отдельно. Обычно он составляет от 0,3 до 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.

      Внимание! Самостоятельно узнать кадастровую стоимость можно, сделав соответствующий запрос в Росреестре или кадастровой палате.

      Формы аренды

      В стандартном порядке размер арендной платы за пользование землей исчисляется по формуле, в которой кадастровая стоимость участка умножается на ставку рефинансирования ЦБ, которая обновляется каждые полгода. Например, на период с 17 декабря 2018 года по 28 апреля 2019 года ставка рефинансирования равняется 7,75%.

      В случае, если объект не был введен в эксплуатацию в течение 3 лет, то сумма аренды будет равняться двукратной ставке земельного налога.

      В ситуации, когда использование кадастровой стоимости для расчета невозможно, используется нормативная стоимость земельного участка.

      Формами арендой платы могут являться:

      1. Твердая валюта, оплата в рублях, сумма платежа определяется между обеими сторонами в частном порядке.
      2. Оплата в качестве % от прибыли с реализуемого арендатором участка.
      3. Предоставление арендатором определенных услуг, бартер.
      4. Предоставление арендодателю иного объекта в собственность или краткосрочное пользование.
      5. Затраты на улучшение земельного участка арендодателя за собственный счет арендатора.
      6. Комбинация вышеназванных форм оплаты или же иные способы.

      Кто может взять?

      В качестве арендаторов и плательщиков за пользование землей могут выступать как юридические, так и физические лица. Плата за пользование коллективными землями взимается с правления товарищества, с каждого участника в той мере, в которой это будет определено между участниками.

      Исчисление

      Исчисления налога образуется по кадастровой стоимости земельного участка на 1 января каждого года. В случае образования нового земельного участка в расчете принимается дата постановки на учет. Кадастровая стоимость отображается в Росреестре в сервисе «Справочная информация по объектам недвижимости».

      Размер налоговой ставки зависит от назначения участка. Минимальная ставка 0,3% действует для земель:

      1. сельскохозяйственных назначения;
      2. жилищного фонда и прилагающийся инфраструктуры;
      3. предназначенных для садоводства, животноводства и иных видов хозяйства;
      4. ограниченных в обороте для обеспечения таможенных нужд, безопасности и обороны.

      Земельные участки других назначений облагаются налогом в размере 1,5% от кадастровой стоимости.

      Внимание! Местное законодательство отдельных регионов имеет право назначать собственные налоговые ставки по указанным позициям. Узнать ставку налога в своем регионе можно в сервисе ФНС «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

      Налогом не облагаются следующие земли:

      1. изъятые из оборота;
      2. ограниченные в обороте и находящиеся в Списке культурного наследия РФ или Списке Всемирного наследия;
      3. находящиеся в составе лесного фонда;
      4. находящиеся в составе водного фонда, входящего в государственную собственность;
      5. входящие в общее имущество многоквартирных жилых домов;

      Налоговые органы направляют извещение об уплате налога на электронную почту налогоплательщика или же в его личный кабинет. Эта процедура одинакова и для физических, и для юридических лиц.

      Однако налогоплательщики обязаны самостоятельно производить расчет налога, оплачивать его равными частями каждый квартал, а по итогам года сдавать налоговую декларацию, подтверждающую верность расчетов и факт оплаты. Для начала расчетного периода принимается момент, когда арендатор вступил в право пользования землей.

      Важно! Если право на земельный участок возникло или было утрачено в течение года, то оплата производится в расчете не на год, а на количество полных месяцев, в течение которых земля реализовывалась.

      Порядок, условия и сроки внесения суммы

      Окончательное соглашение о размерах арендной платы выносится обеими сторонами путем переговоров. Хоть в стандартном порядке размер аренды приравнивается к сумме, получаемой из умножения кадастровой стоимости на ставку рефинансирования ЦБ, актуальную на данный налоговой период, существуют ограничения на максимально высокую цену ренты. Она не может быть выше:

      1. 2% кадастровой стоимости участка;
      2. 0,3% кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения;
      3. 1,5% кадастровой стоимости земель, изъятых из оборота.

      Так, на законодательном уровне заранее предусматривается запрет на значительную разницу между суммами арендной платы и земельного налога.

      Если арендатор хочет снизить стоимость аренды, то он может сделать это за счет предоставления бартера. Любая договоренность в стандартном и нестандартном порядке заключается исключительно в частном порядке и закрепляется в договоре после стадии переговоров.

      Сроки внесения оплаты стороны также могут определить абсолютно самостоятельно и закрепить их в договоре, т.к. их отношения происходят на уровне гражданско-правовой сделки. В качестве расчетного периода может быть принят 1 месяц, 1 квартал или любой другой срок по собственному усмотрению.

      Из отдельных публикаций наших экспертов вы также сможете узнать:

      • Что такое земли общего пользования?
      • Что такое государственный акт на право пользования?
      • Что значит неосновательное обогащение?
      • Что делать если администрация дала отказ в предоставлении участка?
      • Кому положены льготы?
      • Куда обращаться с заявлением о предоставлении участка?
      • Что такое предварительное согласование?

      Какие принципы реализует взимание денег за фактическое владение ЗУ?

      Хоть и понятие фактического пользования земельным участком не определено ни Гражданским, ни Земельный кодексами РФ, ни любыми другими документами и постановлениями, есть не нормативное определение этого явления. Оно подразумевает под собой реальное использование земли, вверенной арендатору на безвременное бесплатное пользование (и чаще всего, находящейся под жилой застройкой) в течение как минимум последних 15 лет.

      Для вступления в права собственности оплата не взимается, по истечении такого срока участок переходит арендатору бесплатно в порядке приватизации.

      Итак, при выборе аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, необходим комплексный подход: собственник должен быть готов к самостоятельному поиску информации о технических характеристиках интересующего его объекта для того, чтобы подобрать наиболее ликвидный участок с наименьшими налоговыми ставками и уровнем арендной платы.

      Личное право на пользование землёй – государственный акт и его особенности

      В российском законодательстве есть разграничение между правом владения и пользования земельными участками. В последнем случае собственником земли быть необязательно, но иметь при себе документ, подтверждающий такое пользование, требуется по закону.

      Для получения правоудостоверяющих документов пользователь предоставляет соответствующим органам правоустанавливающие документы, которые доказывают возникновение прав на участок. В связи с этим, целесообразно разграничить эти виды и выявить их юридический статус.

      Разграничение видов

      Правоустанавливающие

      Правоустанавливающими документами являются те, которые непосредственно фиксируют право пользования за конкретным лицом. В общеюридической практике ими выступают договоры:

      • Передачи земли или ее части в пользование за ренту.
      • Аренды, субаренды, дарения, свидетельство о наследстве.
      • Совместного пользования землей в садовых товариществах, на землях сторонних организаций и т.д. (о заключении договоров на совместное пользование наделов читайте тут).
      • Временного или пожизненного пользования землей.

      Все четыре объединяют два признака. Их невозможно получить в государственных органах и они связаны с объектом сделки между сторонами. Другими словами, они дают основания для регистрации прав в государственных структурах Росреестра.

      Т.е., без оригинала правоустанавливающего документа нельзя получить государственную поддержку при решении спорных вопросов (регистрация, продажа, аренда, дарение, отчуждение).

      Права пользования установлены главой 4 ЗК РФ. В соответствии со ст. 21 — 24 выделяют четыре вида правоустанавливающих документов: договор аренды, договор комплексного освоения территории, договор о сервитуте или ограниченном пользовании земельным участком (ЗУ), договор безвозмездного пользования. Причем, сделки с муниципальными органами власти в эту категорию не относятся.

      Как правило, земля передается пользователя по акту или свидетельству, которые проходят как правоудостоверяющие.

      Правоудостоверяющие

      Правоудостоверяющими документами считаются те, которые подтверждают факт государственной регистрации в реестре недвижимости. К ним относятся различные свидетельства и акты о регистрации. Несмотря на то, что собственником в подобных свидетельствах числятся другое лицо или организация, в них есть запись о правах обременения и лицах, которые их создали. К ним относятся:

      • Свидетельства федеральных и муниципальных органов о передаче земли в пользование (временное, пожизненное).
      • Свидетельства о пожизненном наследовании, пожизненного пользования (бессрочного, временного).
      • Государственный акт на право вечного пользования или наследования.
      • Свидетельство о собственности в случае установления прав пользования собственника.

      Далее на фото вы можете увидеть как выглядит государственный акт на право пользования землей:

      А так выглядит свидетельство свидетельство на право пользования землей:

      Данный класс документов объединяет необходимость регистрации в росреестре и платность их получения. В отличие от правоустанавливающих, свидетельства и акты можно восстановить при помощи запроса. Вся информация, которая в них содержалась, останется неизменной, что гарантирует сохранность права пользования даже при утере формальных бумаг.

      Однако, правоудостоверяющие документы всегда идут комплектом к правоустанавливающим. Важно обеспечить сохранность обоих.

      Не все правоудостоверяющие документы на право владения нуждаются в государственной регистрации, а только те, которые заключены на срок менее одного года (с исключениями). Уточнения и правила записаны в законе «О государственной регистрации недвижимости».

      Что подтверждает владение ЗУ?

      Свидетельство о собственности на земельный участок

      Данный документ подтверждает право пользования до тех пор, пока с землей не будет совершена последующая операция — продажа, дарение или передача. Если в нём стоит запись о том, что участком пользуется не только собственник, например, в случае аренды, еще и другое лицо, права могут быть оспорены в зависимости от условий правоустанавливающих документов. Купить такой участок захочется не каждому.

      Справка бессрочного (постоянного) обладания

      Передача государственных земель в бессрочное пользование ограничена, начиная с 2001 г., а для частников и вовсе прекращена. Однако, право использовать такие земли по актам Советского Союза (от лица колхозов, сельских поселений) и договорам с местными властями (заключенным до 2001 г.) до сих пор не ограничивается.

      Кроме того, земля по свидетельству может быть бесплатно оформлена как собственность пользователя при наличии оснований, например, при использовании земли по назначению без нарушений в течение минимум 15 лет.

      • Скачать бланк справки о пользовании земельным участком
      • Скачать образец справки о пользовании земельным участком

      Государственные документы на собственность

      Эти документы также подтверждают факт пользования землей, но с некоторыми оговорками. По закону РФ вся недвижимость, в том числе, ЗУ, должна регистрироваться с момента появления прав собственности. Т.е., по факту регистрируется только право собственности, а не право пользования.

      Собственники, которые заключают сделки с землей, отражают операции в специальных реестрах, тем самым, декларируя отчуждение земли на праве пользования сторонним людям или организациям. Поэтому такие документы являются правоудостоверяющими и в большинстве случаев не требуют регистрации в высших инстанциях со стороны пользователя.

      Договор аренды

      Договор аренды констатирует факт передачи земли в пользование лишь от части. При совершении сделок с частными негосударственными организациями по договору ренты или аренды право пользования считается полностью обоснованным и не требует предоставления подтверждающих документов на земельный участок в Росреестр (чек, нотариальное заверение сделки, договор).

      Однако, органы местного самоуправления часто устанавливают свои механизмы, предполагающие получение дополнительных разрешений для использования земли по назначению. А в случае с частными договорами между негосударственными структурами или лицами в некоторых случаях все же потребуется оформить сделку с регистрацией в Росреестре. В этом случае документ будет считаться правоудостоверяющим.

      Юридическая сила бумаг, выданных в советское время

      Права пользования, возникшие еще при Советском Союзе, остаются действительными и имеют юридическую силу наравне с действующими документами, подтверждающими такие права. К ним могут быть отнесены:

      • Решения местных администраций и сельсоветов о передаче земли в бессрочное пользование.
      • Акты совхозов и колхозов о передаче надела.
      • Постановления, констатирующие переход права собственности выкупленных земель; судебные решения.
      • Выписка из похозяйственной книги и др.

      Переоформления таких документов не требуется (до 1998 г.). Росреестр перенес все данные о таких ЗУ в новую базу с учетом зарегистрированных ранее прав владения и пользования. Но права собственности должны быть оформлены по новым правилам.

      Обо всех особенностях юридических отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками мы рассказали в отдельной статье.

      Что делать, если официальное подтверждение утрачено?

      Чтобы восстановить справку на земельный участок старого образца, необходимо обратиться в органы, которые их выдавали (архивы). Т.к. Росреестр существует относительно недавно, документы в большинстве случаев восстанавливаются через суд по запросу, имеющему юридическую силу.

      При фиксации сделки у нотариуса, восстановить документ получится быстрее всего с гарантированным результатом. Также можно попробовать связаться с органом или лицом, наименование или имя которых фигурировали в договоре. Это поможет восстановить утерю правовым путем через органы правопорядка.

      При утрате документа с правами пользования, который был выдан после 1998 г., обращаются в Росреестр или органы местного самоуправления, которые ответственны за хранение кадастрового архива и документов, связанных с ним (из-за чего может возникнуть утрата прав пользования ЗУ?).

      Права пользования ЗУ имеют ограничения в плане распоряжения землей. Тем не менее, документы, их подтверждающие, требуют особого внимания к хранению, в особенности, в случае со старыми документами, подлинник или копию которых достать практически невозможно. В любом случае, государство всячески поспособствует в решении проблемы, каким бы долгим этот процесс ни был.

admin
Оцените автора
Ракульское