Авиакомпания предлагает сертификат вместо денег за отмененный рейс

Одна российская авиакомпания отменила внутренние рейсы и пообещала вернуть деньги, но только в виде суммы на баланс в личном кабинете. Получается, их можно потратить только на покупку билетов этой же авиакомпании в дальнейшем. Насколько это правомерно?

Могу ли я требовать возврата за отмененный рейс в реальных деньгах и в какие сроки?

Билет я бронировал не на сайте компании, а через агрегатор. Кроме того, в билет включены дополнительные услуги, багаж сверх нормы. Обязаны ли за эти услуги тоже оформлять возврат?

Куда лучше за ним обращаться?

По опыту других людей на запросы по электронной почте авиакомпания не отвечает. Звонки на их номер только платные и с номеров некоторых операторов невозможны. Офисов в моем городе нет, а обычное письмо могут просто потерять.

Марина Селиванова

При отмене рейса авиакомпания обязана вернуть всю сумму за авиабилет и дополнительные услуги. Каким способом — деньгами или в счет оплаты будущих полетов, — зависит от даты покупки билета и даты перелета. Расскажу, куда обращаться и как вернуть деньги за билеты и комиссию агрегатору.

Какие правила действовали в начале пандемии и какие сейчас

Вы не указали дату покупки билета и перелета, а от этого будет зависеть ответ на вопрос. Правила различаются для тех, кто совершил покупку до 1 мая 2020 года и после. Разберу оба варианта.

Если вы купили билет до 1 мая 2020 года, то ваш случай, возможно, подпадает под положение, которые утверждено в постановлении правительства от 6 июля 2020 года № 991. Оно применяется, только если перелет должен был состояться:

  1. В Китай и обратно — с 1 февраля 2020 года.
  2. В другие страны и по России — с 18 марта 2020 года.

В этом случае перевозчик может изменить условия договора в чрезвычайной ситуации или при введении режима повышенной готовности. Авиакомпания вправе изменить дату и время рейса, предложить маршрут с пересадками вместо прямого перелета или совсем его отменить.

Что делать? 15.11.18

Если пассажир не согласен с новыми условиями договора, то у него есть два варианта:

  1. получить ваучер. Это сертификат, на который начисляют сумму, потраченную на билет. Его в течение трех лет можно обменять на новый билет или оплатить им услуги этой же авиакомпании: дополнительный багаж, выбор места, питание на борту;
  2. вернуть деньги. Авиакомпания вправе выплатить их клиенту в течение трех лет после даты перелета, указанной в билете. Турист получит деньги с процентами исходя из ключевой ставки Центрального банка за весь период. Для расчета учитывают только стоимость перелета. На дополнительные услуги, багаж, питание, проценты не начисляют.

Если пассажир купил билет на 18 марта 2020 года за 20 000 Р и рейс не состоялся, он сможет подать заявление на возврат после 18 марта 2024 года. На момент выхода статьи размер начисленных процентов составит 1478,63 Р , а за весь период — около 3426,17 Р . Сумма примерная, так как ставка ЦБ за это время может измениться.

ключевая ставка ЦБ в сентябре 2021 года

Тем, кто получит ваучер и не воспользуется им в течение трех лет, авиакомпания обязана вернуть полную стоимость билета с процентами.

Расчет процентов за период с 18 марта 2020 по 17 сентября 2021 года

Период Дней в периоде Ставка ЦБ Дней в году Сколько начислят за период
18.03.2020—26.04.2020 40 6% 366 131,15 Р
27.04.2020—21.06.2020 56 5,5% 366 168,31 Р
22.06.2020—26.07.2020 35 4,5% 366 86,07 Р
27.07.2020—31.12.2020 158 4,25% 366 366,94 Р
01.01.2021—21.03.2021 80 4,25% 365 186,30 Р
22.03.2021—25.04.2021 35 4,5% 365 86,30 Р
26.04.2021—14.06.2021 50 5% 365 136,99 Р
15.06.2021—25.07.2021 41 5,5% 365 123,56 Р
26.07.2021—12.09.2021 49 6,5% 365 174,52 Р
13.09.2021—17.09.2021 5 6,75 365 18,49
Итого 1478,63 Р

18.03.2020—26.04.2020
Дней в периоде
Дней в году

Сколько начислят за период
27.04.2020—21.06.2020
Дней в периоде

Дней в году
Сколько начислят за период
22.06.2020—26.07.2020
Дней в периоде
Дней в году

Сколько начислят за период
27.07.2020—31.12.2020
Дней в периоде

Дней в году
Сколько начислят за период
01.01.2021—21.03.2021
Дней в периоде
Дней в году

Сколько начислят за период
22.03.2021—25.04.2021
Дней в периоде
Дней в году

Сколько начислят за период
26.04.2021—14.06.2021
Дней в периоде
Дней в году
Сколько начислят за период

15.06.2021—25.07.2021
Дней в периоде
Дней в году
Сколько начислят за период
26.07.2021—12.09.2021

Дней в периоде
Дней в году
Сколько начислят за период

13.09.2021—17.09.2021
Дней в периоде
Дней в году

Сколько начислят за период
Итого
Сколько начислят за период

Проценты начисляются каждый день до момента возврата денег, но не дольше четырех лет с даты отправления рейса. На мой взгляд, такой порядок возврата несправедлив по отношению к пассажирам, но судебная практика полностью на стороне авиакомпаний.

Вернуть деньги за отмену рейса раньше чем через три года могут:

  1. Взрослые с инвалидностью первой и второй группы, а также дети с инвалидностью.
  2. Сопровождающие людей с инвалидностью.
  3. Ветераны Великой Отечественной войны.
  4. Члены многодетных семей.

Как подать заявление, я расскажу дальше.

Если вы купили билет после 1 мая 2020 года, то положение, о котором я рассказала выше, не действует. Перевозчик будет руководствоваться воздушным кодексом и федеральными авиационными правилами.

Для путешественника все будет зависеть от причины отказа. Он бывает добровольным и вынужденным. Если отказ добровольный, то есть пассажир передумал лететь без уважительной причины, ему вернут деньги, только если у него возвратный тариф билета. В этом случае он получит всю сумму или за вычетом штрафа авиакомпании.

Еще все будет зависеть от того, за сколько часов до вылета клиент снял бронь. Подробно о правилах возврата мы рассказывали в другой статье.

Вынужденным отказ от перелета будет считаться, если перевозчик отменил рейс или поменял маршрут. А еще — если пассажир заболел. В этих случаях авиакомпания должна вернуть пассажиру полную стоимость авиабилета, даже если тариф невозвратный.

Во время пандемии перевозчик может ссылаться на постановление правительства о приостановлении деятельности объектов массового отдыха до 1 июня 2020 года, но оно не освобождает компанию от обязанности вернуть полную стоимость билета.

В марте 2020 года я оказалась в такой ситуации, когда планировала поездку в Польшу. Несмотря на то что билеты на самолет были возвратными и я заранее отменила поездку, авиакомпания отказалась возвращать деньги. Вместо этого перевозчик предложил зачесть стоимость билета для будущих поездок.

Мне такой вариант не подошел, в итоге деньги пришлось возвращать через суд.

Авиакомпания ссылалась на постановление № 991, но я отказалась от перелета и прекратила договор воздушной перевозки по собственному желанию. Суд первой инстанции постановил, что перевозчик обязан вернуть мне деньги. Тогда авиакомпания подала апелляцию.

Но апелляционный суд оставил решение в силе, так как я отказалась от перелета 17 марта, а постановление распространяется на рейсы, которые должны были состояться с 18 марта.

ВС решил дело о возврате денег за отмененный рейс

Пассажиры рейсов, отменных из-за коронавирусной пандемии, не смогут вернуть деньги в ближайшие 3 года, говорится в постановлении Правительства. Пока они могут рассчитывать только на ваучер. Это нарушает права потребителей, решила одна из пассажирок и обратилась в Верховный суд.

Там она заявляла, что нельзя поддерживать авиакомпании за счет клиентов. А председательствующий судья задал вопросы представителю Правительства. «Ваучер — это хорошо, но кто защитит права пассажиров?» — поинтересовался он.

В феврале 2020 года Майя Замятина купила у авиакомпании «Сибирь» билеты по маршруту Москва-Ницца, по ее словам, на «конец апреля-начало мая». Но рейс отменили из-за коронавируса. Тогда она направила перевозчику претензию о возврате денг, в ответ ей прислали ваучер, от которого она отказалась.

Клиент направила иск к авиакомпании «Сибирь» с требованиями вернуть деньги за несостоявшийся полет.

Параллельно Замятина обратилась и в Верховный суд, чтобы признать недействующими п. 3, 4, 6, 10 июльского правительственного Постановления № 991, где говорится о возврате денег за отмененные рейсы. Нормы устанавливают новые правила возврата стоимости билета, если договор подлежит исполнению с 18 марта по 1 мая 2020 года (а если это Китай — с 1 февраля). Потребителю дают ваучер, который можно потратить на другие перелеты, а если клиент хочет вернуть деньги, ему надо ждать 3 года.

Замятина просила признать, что «отсрочка» для авиакомпаний в 3 года нарушает права пассажиров.

А рассмотрение исков к авиакомпании в Советском районном суде Нижнего Новгорода приостановили по ходатайству Замятиной до решения ВС (дела № 2-1788/2020 и 2-1911/2020 — дела два, так как разные бронирования на нескольких пассажиров).

Интересы пассажиров или экономики

Дело № АКПИ20-489 7 октября рассмотрела «тройка» под председательством Николая Романенкова. На заседание явилась сама истица, представители Правительства (Минтранс) и Генеральной прокуратуры. Заседание началось с выступления Замятиной, которая заявила, что трехлетний срок для возврата денег за отмененные рейсы противоречит закону о защите прав потребителей, он должен быть 10 дней согласно ст.

31 («Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя»). «Авиакомпания освобождается от ответственности, но неправомерно финансировать ее за счет граждан, — заявила Замятина.

Представитель ответчика поинтересовался, согласна ли она с тем, что положение не совсем снимает ответственность с перевозчика, а только по-новому регулирует порядок и сроки возмещения средств за отмененные рейсы. Истица парировала, что отмена рейсов по причине карантина — это форс-мажор. Нормы об этом есть в ГК, и их достаточно.

Следом выступил представитель Правительства, который сослался на ст. 107.2 Воздушного кодекса. Норма дает Правительству право при угрозе или возникновении ЧС, введении режима повышенной готовности устанавливать особенности исполнения договора воздушной перевозки, в том числе о возврате платы пассажиру.

— А почему нельзя было установить один год, полтора, два?- поинтересовался у него председательствующий судья Романенков.

— Срок установлен исходя из анализа и прогноза восстановления экономики особо пострадавших отраслей. Учитывались в том числе рекомендации Международной ассоциации воздушного транспорта, которые опубликованы на официальном сайте. Авиакомпании наиболее пострадали.

Здесь правительство из двух зол выбрало меньшее, — ответил представитель ответчика.

— Эта организация [Международная ассоциация воздушного транспорта] защищает интересы перевозчика. А кто граждан будет защищать? Ваучер, конечно, хорошо, но за три года можно заболеть или обстоятельства жизненные изменятся, — отметил председательствующий.

На это представитель Правительства напомнил, что ваучер действует в течение трехлетнего срока. «По нашей информации, когда открыли ряд направлений, пассажиры этим воспользовались», — ответил представитель Правительства.

Представитель генпрокуратуры, Лариса Степанова, в своем заключении отметила, что оснований для удовлетворения иска нет. Выслушав все стороны, «тройка» удалилась в совещательную комнату, а после огласила решение: в иске Замятиной отказать.

Деньги вместо ваучера: как выиграть дело против авиакомпании или турагентства

Суды встают на сторону туристов, чьи рейсы или путевки были отменены из-за пандемии. Но эксперты говорят: практика может поменяться не в пользу потребителей. Исход дела зависит от даты заключенного договора.

Одни туристы смогут отсудить деньги, другие же могут рассчитывать только на ваучеры. Практику, которая складывается в судах, прокомментировали эксперты.

Испорченный отдых

Из-за пандемии коронавируса с февраля 2020 года Россия начала ограничивать международное авиасообщение, а с 27 марта воздушные границы страны полностью закрыли для туристов. Поэтому пассажиры отменных рейсов и несостоявшиеся туристы стали требовать возврата денег за билеты и туры. В большинстве подобных споров суды вставали на сторону потребителя, говорит Ксения Стихина из БА Де-юре Бюро адвокатов «Де-юре» × . В пример она приводит дело № 2-3023/2020 (решение вступило в силу).

В конце марта семья Пилунских* должна была полететь в Таиланд. Анатолий Пилунский* потратил на билеты авиакомпании «Сибирь» порядка 80 000 руб. Но отдых сорвался из-за коронавируса.

Авиакомпания отказалась возвращать деньги и выдала лишь сертификат на будущие перелеты. Тогда Пилунский подал в суд. Он потребовал вернуть сумму, которую он потратил на билеты, а еще неустойку, расходы на юриста и штраф за неисполнение требований добровольно – всего больше 170 000 руб. Представитель авиакомпании парировал, что потребителю они предоставили сертификат, так что перевозчик выполнил свои обязательства.

Ангарский городской суд Иркутской области отклонил этот аргумент, ведь сертификат выдали без согласия Пилунского. Суд обязал авиакомпанию выплатить всю сумму билета, штраф и часть расходов, потраченных на юриста. Всего 123 000 руб.

В подобных спорах суды приходили к выводу, что отмена бронирования из-за приостановки авиасообщения – основание расторгнуть договор, комментирует Стихина. Что же касается туристов, то их требования удовлетворяли на основании ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Так, Бабушкинский районный суд города Москвы посчитал, что требования истца подлежат удовлетворению, ведь закон о туристской деятельности предусматривает расторжение договора при невозможности совершить поездки (дело № 2-2883/2020, решение обжаловалось, жалоба пока не рассмотрена судом).

Требования туристов удовлетворяют и по другим основаниям. Кузьминский районный суд города Москвы, рассматривая иск клиента к туроператору, посчитал, что договор можно расторгнуть на основании п. 1 ст. 451 ГК.

То, что турист не может отправиться в поездку, является изменением существенных обстоятельств (дело № 2-34000/2020, обжалуется, жалоба пока не рассмотрена судом). А Хорошевский районный суд города Москвы, удовлетворяя требования туриста о возврате стоимости тура, отметил, что договор подлежит расторжению как на основании ст. 450 ГК, так и на основании ст.

451 ГК (дело № 02-3810/2020, решение обжалуется, жалоба пока не рассмотрена судом).

Судебных актов на уровне апелляции найти не удалось. Там практика еще не успела сформироваться.

Но Стихина, оценивая решения районных судов, считает их позиции логичными, учитывая, что закон о туристической деятельности приравнивает отмену бронирования к основанию для расторжения договора с туроператором. При этом зачастую потребителю возвращают полную стоимость путевки, говорит Елена Соплина, ведущий юрист INTELLECT INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) × . Но встречается и другая позиция – суды расторгают договор с применением п. 3 ст. 781 ГК, то есть туристу выплачивают сумму за вычетом фактически понесенных туроператором расходов.

Например, как в деле № 2-4519/20 (решение обжалуется, жалоба пока не рассмотрена судом).

Практика изменится

Суды так рассматривали споры до вступления в силу постановлений правительства о расторжении договоров и возврате денег (Постановления Правительства РФ от 20 июля 2020 года № 1073 и от 6 июля 2020 года № 991). Кабмин издал их для поддержки авиакомпаний или турагентств, пострадавших от коронавируса, и, по сути, разрешил пока не платить за отмененный рейс или тур. Постановление узаконило ваучеры.

В случае с авиакомпаниями сертификат действует три года, только после этого пассажир отмененного рейса может потребовать вернуть деньги. Туроператор должен предоставить равнозначную путевку взамен аннулированной. Турист вправе от нее отказаться, тогда ему вернут средства.

Но это произойдет не раньше конца 2021 года.

Соплина считает, что из-за этих постановлений правительства судебная практика может полностью поменяться не в пользу потребителя.

Судьба дела потребителя будет зависеть от того, когда он купил билеты или путевку.

Ольга Бенедская, советник КА Муранов, Черняков и партнеры Муранов, Черняков и партнеры ×

Первое постановление применяется к договорам с туркомпаниями, заключенным до 31 марта 2020 года, то есть деньги за путевки, приобретенные до конца марта, можно будет вернуть только в конце 2021 года (если турист отказался от равнозначной путевки).

Пассажирам отмененных из-за коронавируса рейсов придется ждать еще дольше. Билеты, по которым потребитель должен был вылететь с 18 марта 2020 года по 1 мая 2020 года, подпадают под регулирование второго постановления, а также перевозки.

Деньги за билеты, купленные начиная с 18 марта по 1 мая 2020 года, нельзя будет вернуть сразу. Потребителю по закону сначала дадут ваучер, а если он им не воспользуется в течение трех лет, то тогда перевозчик вернет стоимость билета. Для перелетов в Китай действует та же норма, но отсчет времени идет с 1 февраля, так как рейсы в КНР отменили раньше остальных.

По словам Соплиной, если потребитель до истечения установленных сроков обратится с иском к туроператору, суды, скорее всего, будут отказывать и ссылаться на отсутствие нарушенного права. Ведь вернуть деньги они пока и не обязаны, только в конце 2021 года. Что же касается споров с авиакомпаниями, которые подпадают под новое регулирование, то суды будут вставать на их сторону, полагает Дмитрий Куликов, юрист АБ А2 Адвокатское бюро «А2» × .

Также нельзя забывать о досудебном порядке. Это видно на примере дела Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) по делу № 2-6287-2020. Суд сослался на несоблюдение установленного Постановлением Правительства от 20 июля 2020 года № 1073 претензионного порядка урегулирования споров.

Сначала необходимо направить турагенту или авиакомпании претензию и приготовиться долго ждать.

Ксения Стихина, юрист БА Де-юре Бюро адвокатов «Де-юре» ×

Только после истечения срока (для турагентств – конец 2021 года, для авиакомпаний – три года с даты отмененного рейса) и подачи претензии можно будет подавать в суд на авиаперевозчика или туркомпанию, при этом требовать не только потраченные деньги, но и проценты, предусмотренные ст. 395 ГК, за неправомерное удержание средств. На сумму путевки или билета ежедневно будут начисляться проценты в размере ключевой ставки, поделенной на 365 дней.

С 27 июля 2020 года она составляет 4,25%.

Что же касается несостоявшихся полетов после 1 мая и туров после 31 марта, то они не подпадают под действие двух постановлений правительства. Бенедская отметила, что споры по ним будут рассматриваться в рамках прежнего регулирования, поэтому и деньги вернуть будет проще и быстрее.

От полетов отказывались и раньше

Вопросы о возврате денег за путевку из-за неблагоприятной эпидобстановки суды разрешали и до пандемии коронавируса, говорит Стихина. Например, в апреле 2019 года ВС поставил точку в споре между клиентом и туроператором (дело № 77-КФ18-524). Семья оплатила путевку в Турцию. Но следом Ростуризм опубликовал предупреждение, что поездки в республику небезопасны для жизни и здоровья. Это было после громкого случая, когда отдыхающие дети заразились острой кишечной инфекцией.

Клиент захотел отказаться от тура, обратился сначала с претензией, а затем в суд. Тройка судей под председательством Вячеслава Горшкова посчитала, что у туриста были весомые основания расторгнуть договор, поэтому и деньги необходимо вернуть в полном объеме. Это определение вошло в Обзор судебной практики ВС № 4(2019).

По словам Соплиной, если страна опасна для посещения туристов не по различным причинам и это подтверждено решениями или рекомендациями органов госвласти, деньги, потраченные на путевку, подлежат полному возврату (согласно ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Суды, которые рассматривали подобные споры до пандемии COVID-19, ссылались именно на эту норму. Например, Московский городской суд по делу № 33-49349/16. Как он указал в постановлении, 8 ноября 2015 года вышел указ президента о возможной угрозе для туристов в Египте, поэтому в силу ст.

14 закона об основах туристской деятельности суд удовлетворил требование взыскать полную стоимость тура. Такого же мнения, скорее всего, будут придерживаться суды в делах, которые не подпадут под особое регулирование.

* – имена и фамилии участников спора изменены редакцией.

В Минтрансе разъяснили правила возврата денег за авиабилеты

Деньги за авиабилеты по «невозвратным» тарифам можно вернуть полностью, если рейс отменен авиакомпанией или вылет приходится на период действия запрета полетов по этому направлению, рассказали в Минтрансе. В иных случаях стоимость такого билета возвращается по условиям тарифа.

Сергей Пивоваров/РИА Новости

Сергей Пивоваров/РИА Новости

По действующим в России Правилами воздушных перевозок, пассажиры могут отказаться от полета добровольно или вынужденно. При добровольном отказе деньги за билет возвращаются по условиям тарифа, то есть с удержаниями, а если вынужденный — возвращается полная стоимость.

С 27 марта в России прекращено регулярное и чартерное авиасообщение с зарубежными странами, кроме полетов для вывоза россиян из других государств. Такой шаг предпринят на основании решений заседания президиума Координационного совета при правительстве России по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции. «Отказ пассажира от международной воздушной перевозки, которая должна состояться в период действия запрета международного авиасообщения, считается вынужденным, и провозная плата подлежит возврату», — указали в Минтрансе.

На практике это означает, если рейс из России был назначен после 27 марта, то стоимость авиабилета должны возвратить, а если до этой даты, компания вправе применить правила возврата билета по тарифу.

Правда, запреты на авиасообщения Россия водила и до 27 марта. Например, с 13 марта 2020 года временно запретили пассажирские воздушные перевозки в Италию, Германию, Испанию, Францию, а с 16 марта — во все страны ЕС, Норвегию, Швейцарию, за исключением рейсов из Москвы в столицы государств и обратно. Отказ от полета по этим направлениям после введения запрета также будет вынужденным, добавляет в беседе с «РГ» председатель общественного объединения «Союз пассажиров» Кирилл Янков.

Но для других стран, например, Турции или Армении при отказе от полета будут применяться правила тарифа.

Запреты на полеты вводили также зарубежные страны. В этом случае рейсы отменяли сами авиакомпании, значит, для пассажира такой отказ от полета тоже будет вынужденным с возвратом стоимости билета. Разбираться нужно в каждом отдельном случае, говорит Янков. «Независимо от того, был ли рейс отменен из-за ограничений, введенных органами госвласти России либо зарубежных стран или по инициативе самой авиакомпании из-за малой загрузки, действуют правила вынужденного отказа от полета с возвратом стоимости билета», — говорит эксперт.

Те же принципы действуют и на внутренних авиалиниях. Если рейс отменил сам авиаперевозчик, то отказ от полета считается вынужденным, провозная плата подлежит возврату, отмечают в Минтрансе. «Отказ пассажира от внутренней воздушной перевозки при продолжении полетов авиакомпании считается добровольным, и провозная плата подлежит возврату согласно условиям тарифа», — указали в министерстве.

Ряд рейсов, в том числе по России отменили сами российские авиакомпании. В этом случае должен быть произведен возврат стоимости авиабилета, отмечает Янков.

В связи с объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии и отменой массовых мероприятий в отдельных городах, пассажиры могут обращаться в авиакомпании с предложением об изменении или о расторжении договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ, даже если авиакомпания сама рейс не отменила, считают специалисты Роспортребнадзора. То есть пассажиры могут ссылаться на существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, а это по законодательству является основанием для изменения или расторжения договора.

Но если договориться с авиакомпанией о возврате денег за билет не удастся, придется обращаться в суд. Он оценит, насколько, серьезно изменились обстоятельства и как расторгнуть договор, чтобы справедливо распределить между двумя сторонами понесенные ими потери.

Правда, сейчас поступает много жалоб от пассажиров на то, что авиакомпании не отвечают на запросы пассажиров по электронной почте и до колл-центров нельзя дозвониться даже по вопросам вынужденного отказа от полета, замечает Янков. Авиакомпаниям стоило бы оперативно решить вопрос взаимодействия с пассажирами, говорит он.

Между тем, в Общероссийском объединении пассажиров считают, что перечень случаев вынужденного отказа пассажира от авиаперелета нужно расширить. В Воздушный кодекс стоит внести условие об объявлении чрезвычайной ситуации (ЧС) в стране прилета. «Так, Италия ввела режим ЧС 31 января, но полеты в эту страну Россия ограничила лишь 13 марта, и россияне не могли вернуть всю сумму, потраченную на билеты», — приводят пример в объединении. Страдают интересы десятков тысяч пассажиров, которые теряли деньги либо были вынуждены рисковать своим здоровьем.

Деньги за отмененные рейсы вернут только через три года. Вместо них выдадут ваучеры

Деньги за отмененные рейсы вернут только через три года. Вместо них выдадут ваучеры

7 июля 2020 года вступили в силу новые правила возврата денег за билеты на отмененные авиарейсы. Теперь вместо денег перевозчик может выдавать ваучеры в счет будущих поездок. А деньги можно забрать только через три года.

Екатерина Мирошкина

Это касается не всех рейсов, и шанс получить деньги за билет раньше все-таки остается. Как всегда, есть нюансы. Объясняем, что написано в документе.

Что это за правила

Есть общая норма воздушного кодекса: при вынужденном отказе от полета пассажир может забрать деньги за билет, полную стоимость. Например, если рейс задержали или отменили, пассажир заболел или ему не предоставили место нужного класса.

Но из-за коронавируса в отрасли авиаперевозок появились серьезные проблемы. Многие рейсы пришлось отменить, полеты за границу остановлены почти полностью. Пассажиры пришли за своими деньгами.

До недавнего времени эти вопросы решались у кого как получится: кому-то возвращали деньги, кто-то ждал, кто-то менял билеты на сертификаты или получал скидки.

И вот приняли специальные нормы для возврата денег за билеты на те рейсы, что пришлось отменить или перенести в период режима повышенной готовности. Это значит, что, пока действует режим повышенной готовности, деньги за билеты возвращают именно по новым правилам. А обычные нормы не действуют.

Каких договоров перевозки это касается

Новые правила касаются договоров воздушной перевозки, которые должны быть исполнены с такой даты:

  1. Полеты в Китай и обратно — с 1 февраля 2020 года.
  2. Авиасообщение с другими странами и внутри России — с 18 марта 2020 года.

И только для билетов, которые купили до 1 мая 2020 года.

Для чартеров эти нормы не действуют. Для билетов, которые купили после 1 мая, — тоже.

1 мая — это важная дата не для самого рейса, а для покупки билета. Если билет купили 30 апреля, а отмененный рейс должен был состояться 10 июля, новые правила тоже применяются. А вот если на тот же рейс билет купили 10 мая — действуют общие нормы.

На что имеет право перевозчик в одностороннем порядке

Вот какими правами наделили авиакомпании. Спрашивать на это согласие пассажиров не нужно:

  1. Изменить условия договора — дату, время, наличие пересадки по маршруту, тип самолета. Даже пункт назначения можно заменить на ближайшие.
  2. Отменить рейс и вернуть деньги в те сроки, что установлены новыми коронавирусными правилами. О них дальше.

Ну и что? 03.06.20

Когда можно забрать деньги за билет

Если поездка отменилась или новые условия рейса не подходят, договор воздушной перевозки расторгается. Тогда есть такие варианты расчетов:

    В течение 3 лет с даты рейса, указанной в билете, авиаперевозчик обязан принять стоимость билета в счет оплаты другого билета. Деньги можно зачесть как за билет, так и за дополнительные услуги.

    При этом маршрут может быть другим — не тем, что был изначально указан в билете. Сумму можно использовать сразу, доплатой или по частям. Если пассажир выбрал рейс и на него есть билеты, он имеет право зачесть сумму за отмененный рейс.

    Никакие ограничения авиакомпания установить не вправе.

На стоимость билета начисляются проценты

Пока деньги у авиакомпании и не использованы в счет других полетов, на них начисляются проценты по ставке ЦБ. В июне 2020 года она составляет 4,5%. Проценты начисляются по день возврата, но не дольше 4 лет с даты отправления рейса.

Фактически пассажиры дают авиакомпании кредит в размере провозной платы или как бы делают вклад по ставке ЦБ. Для возврата билетов, например, на концерты, спектакли и выставки такого условия нет, хотя сроки тоже сильно увеличены из-за коронавируса.

Как зачесть стоимость билета в счет другого полета

Для этого пассажир направляет авиакомпании уведомление — по почте, лично или через сайт. Формы для этого на многих сайтах уже работают. Способ отправки выбирает пассажир.

Уведомление нужно направить до даты отправления рейса, указанной в билете, или в течение трех лет после нее.

В уведомлении нужно указать ФИО, паспортные данные, номер бронирования или билета и способ обратной связи.

Спустя 20 дней после получения уведомления от пассажира авиакомпания обязана зачесть сумму провозной платы и сообщить об этом пассажиру. Если есть причина для отказа в зачете, об этом тоже уведомят. В уведомлении будет указан срок, в течение которого перевозчик примет уплаченную ранее сумму в счет будущих услуг.

Это и есть так называемый ваучер или сертификат, который выдадут вместо денег за отмененный рейс. Авиакомпания может на свое усмотрение ввести бонусы за оплату билета ваучером: например, «Аэрофлот» предлагает скидку 15%.

Узнайте, как путешествовать безопасно
Подпишитесь на Чемодан — бесплатную рассылку о путешествиях. Присылаем полезные статьи каждую неделю

Как забрать деньги за билет через 3 года

Спустя три года нужно подать заявление — через сайт авиакомпании, по почте или при личном обращении. Всю сумму вернут на ту же карту, с которой платили. Если нужно вернуть по другим реквизитам, придется обращаться лично — в пункты, которые установит перевозчик.

Срок возврата денег — 10 дней после получения заявления.

Кто может забрать деньги раньше 3 лет

Обычный срок для возврата денег за отмененный или измененный рейс — 3 года. Раньше перевозчик имеет право их не отдавать.

Но некоторые пассажиры имеют право требовать возврата до истечения трех лет:

  1. Люди с инвалидностью первой или второй группы.
  2. Ветераны Великой Отечественной войны.
  3. Сопровождающие людей с инвалидностью первой группы или детей с инвалидностью.
  4. Многодетные родители с удостоверением.

Такие пассажиры должны написать заявление и лично принести его вместе с подтверждающими документами в пункты, которые определят перевозчики. Через интернет или по почте подать такое заявление нельзя. Человеку с инвалидностью первой группы или ветерану придется лично куда-то идти, ехать или даже лететь, чтобы забрать свои деньги за рейс, который отменили по независящим от него причинам.

А вот заявление на зачет можно подать через сайт.

Деньги вернут по тем же реквизитам, с каких оплачивался билет, или наличными.

Если билет был невозвратным

Это не помешает зачесть его стоимость для будущих полетов или забрать деньги через три года. Изменения и отмены рейсов из-за коронавируса — это вынужденный отказ от перелета. Деньги за билет не пропадут.

Есть и другие причины вынужденного отказа — они действуют независимо от пандемии.

Но если рейс не отменили, а пассажир сам не захотел лететь, это уже добровольный отказ. Деньги будут возвращать с учетом тарифа и условий авиакомпании.

Если хочется забрать деньги раньше трех лет

Эти правила не запрещают перевозчикам возвращать пассажирам деньги раньше, чем пройдут три года с даты отмененного рейса. Авиакомпании могут пойти навстречу или предложить свой вариант — например возврат денег с комиссией даже в том случае, если внутренний рейс не отменили, но пассажир просто не хочет лететь.

Узнать условия конкретной авиакомпании можно на сайте. Или звоните, пишите и договаривайтесь напрямую.

На самом деле некоторые авиакомпании еще до этого постановления отказывались возвращать деньги или меняли билеты на ваучеры. Но нужен был документ, который узаконит такую практику и позволит перевозчикам избежать судов, дополнительных расходов и внезапных взысканий в тот период, когда все и так плохо. Теперь такой документ есть.

А все послабления — на усмотрение самих авиакомпаний.

Если договор заключен после 1 мая 2020 года

Специальные правила действуют только для тех билетов, что куплены до 1 мая 2020 года. Если билет купили позже, действуют обычные правила возврата с учетом тарифов авиакомпании. Но вынужденные отказы при этом никто не отменял, они действуют и без коронавируса.

Авиакомпании предлагают обмен билетов на ваучеры и сертификаты и после 1 мая. Правила нужно искать на сайтах перевозчиков.

Екатерина Мирошкина
Вам удалось забрать деньги за билет на отмененный рейс? Расскажите, на каких условиях:

Загрузка

А можно я полечу куда-нибудь, выдам а/к гарантийное письмо, мол, обязываюсь вернуть стоимость билета + 4.5% годовых через три года, может быть?

Александра, или банку выдайте, что ипотеку «чесслово» начнёте гасить через 3 года

Екатерина, к сожалению, уже не впервые читаю от вас неполные комментарии. Навскидку:

1) По какой такой ключевой ставке Банка России начисляются проценты на сумму провозной платы, выраженную, например, в валюте евро и внесённую перевозчику в фунтах стерлингов?

2) Кто подаст заявление за умершего пассажира? Кто известит наследников умершего пассажира, не воспользовавшегося ваучером, о праве на наследование выданных перевозчику в качестве займа денежных средств?

3) Постановление рассчитано на то, что перевозчики торговали билетами исключительно среди граждан России, резидентов России, купивших билеты только через интернет и оплативших их исключительно банковскими карточками на сайте самого Аэрофлота. А ведь в качестве способов оплаты билетов Аэрофлота ранее фигурировали опции в виде прочих безналичных расчётов (включая расчёты платёжными поручениями, кредит банка-партнёра, рассрочка платежа под гарантию банка-партнёра, PayPal, ну и банальные расчёты наличными рублями, наличными долларами США, наличными гонконгскими долларами, наличными белорусскими рублями, ну и кучей прочих инвалют, какие принимались к оплате в раскиданных по всему миру офисах Аэрофлота.

4) В расчёт не принимается, что билетами российских авиаперевозчиков торговали иностранные агенты, продавая их иностранным гражданам вовсе не за валюту Российской Федерации. Да и в России тот же trip.ru в Греции или supersaver.ru в шведском городе Уппсала, если и имели дело с рублями, то через их же иностранные банки в своих странах. Квитанции авиаперевозчиков на такие авиаперевозки, — все в евро или иной инвалюте (и никогда не в рублях — плавали, знаем).

5) Что с платежами юрлиц в качестве командировочных? За три года сотрудника могут уволить или он сам уйдёт. А ваучер останется ему в подарок. Как объяснять этот подарок налоговой, по какой статье расходов?

А бывший сотрудников должен будет заплатить НДФЛ?

6) Как в 2024 году иностранный гражданин, проживающий в отдалённом селении вдали от пунктов собственных продаж авиаперевозчика должен личным присутствием подать заявление о том, что его банковская карточка истекла? А что, в России офисы авиаперевозчика для приёма заявлений от граждан есть в каждом Подзапупинске? На карту Красноярского края или Якутии например, в правительстве посмотреть не могли, прежде чем прописывать требование личного присутствия?

7) По билетам, купленным до 1 мая, если я правильно понял, перевозчик теперь может вместо перевозки утренним рейсом в Сочи предложить место на ночном в Краснодар? А я если я не согласен, то вернуть деньги через три года? Какие, однако, возможности для овербукинга.

Можно смело снимать с рейса всех, кто купил билеты до 1 мая, и продавать их места заново.

А самая главная вишенка на торте — это постановление защищает только перевозчиков. Там нет ни строчки о тех пассажирах, кто купил билеты на апрельские и майские рейсы, перевозчик их не отменил, но в пункте назначения был двухнедельный карантин. Если пассажир отказывался лететь, то перевозчик оформлял это как добровольный отказ по всем правилам тарифа. А если всё же летел по билету «туда-обратно», и обратный вылет менее чем через две недели, пассажир и-за карантина физически не мог прийти на регистрацию, но это опять же проблемы самого пассажира. Обратный билет или сгорал, или его предлагали перенести с доплатой по правилам тарифа.

Указания Роспотребнадзора перевозчик в расчёт не брал.

admin
Оцените автора
Ракульское