Вправе ли банки отказывать в приеме монет иностранных государств

Вопрос валютного регулирования сейчас как никогда актуален. Рассмотрим, какие существуют обязанности при открытии счета и осуществлении валютных операций, и какие действия будут являться нарушением законодательства.

Кто может открывать счета в иностранных банках?
Российские граждане и юридические лица имеют право открывать счета в иностранных банках, но Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ накладывает определенные обязанности на лиц, открывающих такой счет.

Что обязано сделать лицо, открывающее счет заграницей?
● уведомлять налоговый орган по месту учета лица об открытии счета в иностранном банке в течение 30 дней с момента открытия;
● ежегодно до 1 июня подавать отчет о движении денежных средств;
● уведомлять налоговый орган об изменении реквизитов счета.

Что грозит за невыполнение этих обязанностей?
Нарушители привлекаются к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ:
Часть 2 статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей.
Часть 2.1 статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 рублей.
Часть 6 статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 3000 рублей.

Сроком давности привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства согласно ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ является 2 года с момента совершения административного правонарушения.

И стоит отметить, что Россия обменивается налоговыми данными с более чем 80 государствами, поэтому, если владелец счета в иностранном банке не уведомляет налоговый орган об открытии счета, ФНС часто самостоятельно узнает об этом в связи с предоставлением такой информации иностранным государством по запросу налогового органа. Как это было, например, в деле по жалобе гражданина Ч., который оспаривал привлечение его к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Почитать  Ведение учета уголовных дел

Согласно Постановлению Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 02.10.2020 № 16-2638/2020 основанием для его привлечения к ответственности являлось выявленное по результатам административного расследования МРИ ФНС РФ правонарушение.

Как резиденты должны отчитываться о наличии иностранных счетов?
Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365 в отношении всех счетов (вкладов), открытых в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, а также в отношении всех электронных средств платежа представляется один отчет, который можно предоставить в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Исключения составляют счета в банке, который расположен на территории государства-члена ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) или на территории иностранного государства, с которым осуществляется автоматический обмен финансовой информацией (Азербайджан, Болгария, Германия, Греция, Италия, Китай, Кипр, ОАЭ, Турция, Франция, Швейцария и др.) и при условии, что общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет за календарный год, не превышает 600 000 рублей.

Если у России не происходит автоматического обмена информацией с каким-либо государством, это не означает, что резиденты РФ, открывающие счета в этих странах, могут не беспокоиться и не уведомлять налоговый орган об этом, поскольку Инструкции рекомендуют банкам сообщать информацию о владельце счета во все страны его возможной резидентности. Соблюдать эти рекомендации или нет каждая страна решает самостоятельно, исходя из своих интересов. Например, в апреле этого года США по политическим мотивам прекратили предоставлять финансовую информацию налоговым органам России, а Грузия уже долгое время предоставляет информацию только по запросу налогового органа другой страны, но с 2024 года Грузия планирует присоединиться к автоматическому обмену финансовой информацией.
К слову, наличие какой-либо страны в списке государств, с которыми Россия осуществляет автообмен финансовой информацией, не гарантирует, что эта страна будет предоставлять эту информацию. Таким примером служит Великобритания, которая хотя и находится в этом списке, но без объяснения причин отказалась обмениваться финансовой информацией с нашей страной.

Возможны ли валютные операции между резидентами РФ?
За небольшим исключением под запретом остаются и многие валютные операции между резидентами нашей страны.
В настоящее время разрешены:
● переводы валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ;
● переводы со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ.
Однако в нынешней реальности осуществление таких операций будет затруднено в связи с внесением российских банков в санкционные списки иностранных государств.

Каким образом возможно пополнять иностранные счета для резидентов РФ?
Пополнять счет, открытый в иностранном банке, согласно ч. 5 ст. 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ можно как наличными, так и переводом, который не может превышать 50 000 долларов США или эквивалент этой суммы в другой валюте.

Но для пополнения счета в иностранном банке наличными денежными средствами резиденту необходимо для начала переместить эти наличные деньги за границу, при том, что согласно Указу Президента РФ от 1 марта 2024 года № 81 вывозить наличными за рубеж можно не более 10 000 долларов или эквивалента этой суммы в другой валюте.
За несоблюдение этого запрета и за недекларирование наличных денежных средств в сумме, превышающей 10 000 долларов установлена административная ответственность согласно статье 16.4 КоАП РФ, предусматривающей административный штраф в размере до двукратного размера незакдекларированной суммы.
А за незаконное перемещение наличных денежных средств в сумме свыше 20 000 долларов или эквивалента этой суммы в другой иностранной валюте установлена уголовная ответственность согласно ч. 1 ст. 200.1 УК РФ, предусматривающей максимальное наказание в виде принудительных работ на срок до двух лет.

Какие изменения в валютном законодательстве произошли в 2024 году?
С 1 марта 2024 года Указом Президента РФ от 28.02.2022 № 79 в целях удержания иностранной валюты в России были введены определенные ограничения и запреты на переводы денежных средства на счета, открытые в расположенных за пределами территории РФ банках.

Также Предписание Банка России устанавливает ограничение для резидентов и нерезидентов из стран, не относящихся к недружественным, на осуществление переводов на иностранный счет до 50 000 долларов (или эквивалент в другой валюте) в месяц. Для нерезидентов из недружественных стран (Австралия, Великобритания, Государства – члены Европейского союза, Канада, США, Украина, Швейцария, Япония) устанавливается ограничение на перевод денежных средств в размере заработной платы или платы за выполнение работ или оказание услуг нерезидентом. А для нерезидентов, не работающих в России, устанавливается полный запрет на перевод денежных средств.

Какие существуют ограничения на пользование денежными средствами на иностранных счетах?
Согласно Указу Президента РФ от 1 марта 2024 года № 81 ограничения установлены на сделки по предоставлению лицам из недружественных государств кредитов и займов, а также на сделки, влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, осуществляемые с лицами из недружественных государств.

Схемы взаиморасчета – законны?
Схемы взаиморасчета, когда резидент передает денежные средства нерезиденту, а последний в ответ осуществляет по указанию и в интересах резидента за вознаграждение оплату покупок, которые в связи с санкциями не могут быть оплачены резидентом самостоятельно, набирают популярность. Например, в связи с невозможностью покупки многих товаров в нашей стране, россияне могут обратиться к посредникам, которые при перечислении первыми денежных средств купят товар за рубежом и отправят его в Россию.

В контексте этого стоит отметить, что переводы денежных средств в любой валюте на банковские счета нерезидентов с представлением кредитной организации документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, является уголовно наказуемым деянием (ст. 193.1 УК РФ). Максимальное наказание по этой статье предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет.
Сроком давности привлечения к ответственности за это преступление согласно ч. 1 ст. 78 УК РФ является 10 лет со дня совершения преступления.

Нюансы квалификации валютных преступлений

При совершении переводов на счета нерезидентов как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, лицо, осуществляющее такой перевод, обязано предоставить соответствующему кредитному учреждению подтверждающие документы и информацию относительно оснований и назначения перевода.
Ключевое значение для квалификации действий по ст. 193.1 УК РФ имеет совершение любых валютных операций с использованием документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода.
Анализ судебной практики показывает, что ст. 193.1 УК РФ применима к ситуациям, когда происходит вывод активов на иностранные банковские счета под видом исполнения оплаты по какому-либо внешнеторговому договору.

Классический пример: Славянским городским судом Краснодарского края от 14.10.2019 по делу № 1-187/2019 была осуждена гражданка России, осуществлявшая денежные переводы на иностранные счета компаний, расположенных за пределами РФ, а в качестве основания и цели перевода указывала покупку товаров по внешнеторговым договорам, что не соответствовало действительности, поскольку согласно информации из Центрального информационного технического таможенного управления Федеральной таможенной службы России, упомянутая гражданка товаров и услуг, поступивших от иностранной компании, в регионе деятельности Федеральной таможенной службы России не оформляла.

Таким образом, описанная раннее схема взаиморасчета, когда резидент перечисляет денежные средства нерезиденту для оплаты своих счетов будет иметь признаки данного состава преступления только в случае, если в таких ситуациях резидент при осуществлении валютных операций представит в банк документы, которые содержат заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода.
Заведомость означает, что лицу, которое представляет банку соответствующие документы, достоверно известно о том, что эти документы содержат сведения, не соответствующие действительным основаниям, целям и назначению перевода.

Перевод рублей в валюту – всегда законная операция?
Участившиеся в последнее время ситуации по обмену валюты между физическими лицами тоже не всегда носят законный характер. В определенных случаях действия по переводу денежных средств в рублях для их последующей конвертации в иностранную валюту также могут считаться незаконными, поскольку согласно статье 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» купля-продажа иностранной валюты относится к банковским операциям. Данные операции по конвертации рублей в иностранную валюту будут носить незаконный характер как в отношениях между резидентами, так и нерезидентами.

За осуществление банковских операций без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательны, предусмотрено уголовное наказание по ст. 172 УК РФ. При этом важным признаком данного состава преступления является извлечение прибыли в крупном размере, то есть в сумме, превышающей 2 250 000 рублей.

Поэтому чтобы квалифицировать действия по переводу денежных средств для их последующей конвертации в иностранную валюту по указанному составу преступления, необходимо также доказать наличие признака извлечения прибыли в крупном размере, который будет исчисляться с учетом всех осуществленных операций. Так, доказать наличие этого признака можно, исходя из предоставленной банком информации.

Указание ЦБР от 26 декабря 2006 г. N 1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России» (с изменениями и дополнениями)

На основании Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52 (часть 1), ст. 5032; 2004, N 27, ст.

2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 25, ст.

2648) настоящее Указание устанавливает признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России и правила обмена поврежденных банкнот и монеты Банка России.

1. Платежеспособными являются банкноты и монета Банка России, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки, без повреждений или имеющие повреждения следующего характера:

1.1. банкноты Банка России: загрязненные, изношенные, надорванные; имеющие потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов; утратившие углы, края;

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 22 августа 2014 г. N 3369-У в подпункт 1.2 внесены изменения

1.2. монета Банка России, имеющая мелкие механические повреждения.

2. Подлежат обмену по номиналу в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящего Указания, банкноты Банка России, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, не содержащие признаков подделки, но имеющие повреждения следующего характера:

2.1. утратившие значительный фрагмент, но сохранившие не менее 55 процентов от первоначальной площади (в том числе обожженные, подвергнутые воздействию агрессивных сред, обугленные и истлевшие);

2.2. склеенные из фрагментов (без учета количества фрагментов), если один фрагмент или несколько фрагментов, безусловно принадлежащих одной банкноте Банка России, занимают не менее 55 процентов от первоначальной площади банкноты Банка России;

2.3. составленные из двух фрагментов, принадлежащих разным банкнотам Банка России одного номинала, если каждый фрагмент отличается от соседнего по графическому оформлению и занимает не менее 50 процентов от первоначальной площади банкноты Банка России;

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 5 июня 2009 г. N 2249-У в подпункт 2.4 внесены изменения

2.4. изменившие окраску и свечение в ультрафиолетовых лучах, если на них отчетливо просматриваются изображения (за исключением банкнот Банка России, окрашенных красящими веществами, предназначенными для предотвращения хищения банкнот Банка России при их перевозке и хранении);

2.5. имеющие брак изготовителей.

3. Подлежит обмену по номиналу в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящего Указания, монета Банка России, имеющая силу законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, не содержащая признаков подделки, но имеющая повреждения следующего характера:

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 22 августа 2014 г. N 3369-У подпункт 3.1 изложен в новой редакции

3.1. имеющая повреждения первоначальной формы (погнутая, сплющенная, надпиленная, имеющая отверстия и следы удаления металла), имеющая следы воздействия высоких температур и агрессивных сред (оплавленная, травленая, изменившая цвет), которые не препятствуют однозначной идентификации номинала и принадлежности к монете Банка России, сохранившая не менее 75 процентов от первоначальной массы монеты Банка России;

Информация об изменениях:

3.3. имеющая брак изготовителей.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 22 августа 2014 г. N 3369-У в пункт 4 внесены изменения

4. Перечисленные соответственно в пунктах 2 и 3 настоящего Указания банкноты и монета Банка России изымаются из наличного денежного обращения Российской Федерации и принимаются к обмену Банком России от юридических и физических лиц, с которыми он совершает банковские операции в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также кредитными организациями от юридических лиц, находящихся у них на кассовом обслуживании, и всех физических лиц.

Банк России производит обмен путем зачисления суммы обмененных банкнот и монеты Банка России на банковский счет, открытый юридическому или физическому лицу в Банке России или кредитной организации (после проведения экспертизы указанных банкнот и монеты Банка России в Банке России).

Кредитные организации производят обмен путем выдачи физическому лицу эквивалентной (обмененной) суммы неповрежденных банкнот и монеты Банка России или путем ее зачисления на банковский счет, открытый юридическому или физическому лицу в кредитной организации (непосредственно после приема банкнот и монеты Банка России либо после направления принятых банкнот и монеты Банка России на экспертизу в Банк России и их обмена Банком России).

Обмен банкнот и монеты Банка России, перечисленных в пунктах 2 и 3 настоящего Указания, производится без ограничения суммы. Плата за производимый обмен не взимается.

Порядок обмена банкнот Банка России, окрашенных специальной краской, обладающей устойчивостью к воздействию растворителей, химических реактивов и другими отличительными характеристиками, позволяющими идентифицировать ее наличие на банкноте Банка России, предназначенной для предотвращения хищения банкнот Банка России при их перевозке и хранении, устанавливается нормативным актом Банка России.

5. Изъятые из обращения, но подлежащие обмену банкноты и монета Банка России, не содержащие признаков подделки, без повреждений или имеющие повреждения, перечисленные в пунктах 1-3 настоящего Указания, обмениваются в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящего Указания, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 22 августа 2014 г. N 3369-У пункт 6 изложен в новой редакции

6. Банкноты и монета Банка России, не имеющие силы законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, или содержащие признаки подделки, или имеющие повреждения, не указанные в пунктах 1 — 3 настоящего Указания (в том числе расслоенные банкноты Банка России; отдельные части монет Банка России, конструкция которых предусматривает наличие диска и кольца), банкноты Банка России, имеющие надписи «Образец», «Тест», другие надписи, выполненные способом перфорации и (или) напечатанные на поверхности банкноты изготовителем, а также банкноты и монета Банка России, имеющие признаки погашения, являются неплатежеспособными и не подлежат обмену.

7. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Председатель Центрального банка
Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 января 2007 г.

Регистрационный N 8748

Установлены признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России, а также правила обмена поврежденных банкнот и монеты Банка России.

Определены повреждения, при которых банкноты и монета подлежат обмену по номиналу.

В числе повреждений, при которых банкноты принимаются к обмену, Указание определяет и повреждение следующего характера: составленные из двух фрагментов, принадлежащих разным банкнотам Банка России одного номинала, если каждый фрагмент отличается от соседнего по графическому оформлению и занимает не менее 50 % от первоначальной площади банкноты.

Монета с изменениями первоначальной формы (погнутая, сплющенная, надпиленная, имеющая отверстия и следы удаления металла), но полностью сохранившая изображение на аверсе и реверсе, либо имеющая следы воздействия высоких температур и агрессивных сред (оплавленная, травленая, изменившая цвет), а также с браком изготовителей подлежит обмену по номиналу.

Банкноты и монета Банка России принимаются к обмену Банком России от юридических и физических лиц, с которыми он совершает банковские операции, а также кредитными организациями от юридических лиц, находящихся у них на кассовом обслуживании, и всех физических лиц.

Банк России производит обмен путем зачисления суммы обмененных банкнот и монеты на банковский счет, открытый юридическому или физическому лицу в Банке России или кредитной организации (после проведения экспертизы указанных банкнот и монеты Банка России в Банке России).

Кредитные организации производят обмен путем выдачи физическому лицу эквивалентной (обмененной) суммы неповрежденных банкнот и монеты или путем ее зачисления на банковский счет.

Обмен банкнот и монеты производится без взимания платы и без ограничения суммы.

Изъятые из обращения, но подлежащие обмену банкноты и монета обмениваются в аналогичном порядке.

Банкноты и монета Банка России, не имеющие силы законного средства наличного платежа на территории РФ, или содержащие признаки подделки, или имеющие не перечисленные в Указании повреждения (в том числе расслоенные банкноты; банкноты с отпечатанным словом «Образец»; отдельные части монет Банка России, конструкция которых предусматривает наличие диска и кольца), являются неплатежеспособными и не подлежат обмену.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Указание Банка России от 26 декабря 2006 г. N 1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 января 2007 г.

Регистрационный N 8748

Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России»

Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 31 января 2007 г. N 5

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указание Банка России от 22 августа 2014 г. N 3369-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания в «Вестнике Банка России»

Указание Банка России от 5 июня 2009 г. N 2249-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания в «Вестнике Банка России»

Отказ банка принять подлинные и сохранные денежные знаки США

Сегодня в отделении ПЛЮС БАНКа (г. Омск) мне отказали в приеме 500 $ из 1000 $ (пяти стодолларовых банкнот из десяти), которые я собирался внести для денежного перевода по одной из систем быстрых переводов. Основание — распоряжение руководства не принимать от физических лиц иностранную валюту, имеющую ряд признаков, в частности: «подвергнутые воздействию химических реактивов, в том числе реактивов, приведших к свечению бумаги в ультрафиолетовых лучах» (основание для отказа мне). Цитирую по выданной по моему требованию ксерокопии «Правил приема поврежденных денежных знаков иностранных государств» (без подписи, печати и пр. реквизитов). Проверка, разумеется, проводилась с помощью специального устройства.

На внешний вид все купюры в отличном состоянии: без надрывов, пятен, потертостей и т. п. В их подлинности кассир сомнений не высказывал. Первый вопрос: законен ли отказ обслужить меня, точнее, законно ли распоряжение, положенное в основание отказа. Второй и третий вопросы актуальны при условии, что ответ на первый будет отрицательным. Второй вопрос: какова оптимальная технология отстаивания своих прав в данной ситуации. Третий вопрос связан с тем, что — начинается юмористическая часть — именно эти купюры я полтора года назад получил по денежному переводу в отделении того же банка.

Конечно, я не смогу этого доказать, а лишь подтвердить: я знаю период, в который получил перевод, сумму в долларах, номер и адрес отделения банка; лицо, пославшее мне перевод — то самое лицо, которому сегодня собирался послать деньги я (я получил тогда 2000 $, и все эти купюры находятся у меня, а сегодня я взял половину). Все эти данные, вероятно, еще не уничтожены (хотя у меня документации не осталось, я располагаю лишь полученным сегодня и «недореализованным» приходным кассовым ордером в 4 экз. за подписью бухгалтерского работника). Третий вопрос: могут ли эти факты помочь мне хотя бы в плане психологического воздействия на оппонента.

Показать полностью
05 сентября 2012, 13:55 , Георгий, г. Омск
Ответы юристов

Константин Жуков
Юрист, г. Санкт-Петербург
рейтинг 7.1
Общаться в чате

Доброго Вам дня!

Пунктом 4.4. Инструкции Банка России от 16 сентября 2010 г. N 136-И «О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» установлено, что в случае выявления кассовым работником дефектов и повреждений у принятых денежных знаков иностранного государства возможность осуществления операций с такими денежными знаками иностранных государств определяется в соответствии с правилами приема поврежденных денежных знаков иностранных государств, разработанными уполномоченным банком.

Каждый банк самостоятельно разрабатывает правила приема поврежденных денежных знаков иностранных государств.

Соответственно в Вашем случае одним из оснований для отказа в совершении операции в соответствии с предоставленной Вам копии инструкции банка является предъявление денежных знаков, «подвергнутых воздействию химических реактивов, в том числе реактивов, приведших к свечению бумаги в ультрафиолетовых лучах». Получается, что банк действовал по инструкции, а значит правомерно отказал в совершении операции.

Если у Вас вызывает сомнение в подлинности самой инструкции, то Вы имеете право запросить копию инструкции в банке или обратиться в территориальное управление Банка России с просьбой официально разъяснить правомерность отказа банка в совершении операции.

05 сентября 2012, 17:26
Любовь Давлятчина
Юрист, г. Санкт-Петербург

Общаться в чате

http://www.sbrf.ru/common/img/uploaded/valuta/defect_val_rules.pdf — это правила, которые дейстувуют в сбербанке, в Вашем банке данные правила будут аналогичными.

Свечение банкноты вызывается попаданием на нее влаги (например попали под дождь). За рубежом такую купюру у Вас примут без проблем, но вот в России с этим беда.

05 сентября 2012, 17:40
Сергей Максимович
Общаться в чате

Кредитным организациям дано право самостоятельно разрабатывать правила приема поврежденных денежных знаков на основании критериев, установленных зарубежными эмиссионными банками. Каждый банк использует их в своей работе и размещает на информационном стенде для клиентов. Обращаем Ваше внимание, что все наличные доллары США, евро и другие иностранные валюты на российском рынке не что иное, как товар, сделки с которым должны совершаться при взаимном согласии сторон.
Все спорные вопросы по качеству иностранной валюты решаются в эмиссионном банке соответствующего государства (как правило, это центральный банк), что ведет к возникновению дополнительных рисков при совершении операций с банкнотами иностранных государств.
У Вас есть право предъявлять претензии к кассовому работнику банка при получении наличной иностранной валюты с производственным браком, повреждениями или дефектами, которые могут послужить причиной отказа в их дальнейшем приеме. Требуйте замены не подходящих Вам по качеству иностранных купюр.

06 сентября 2012, 00:03
Антон Белов
Юридическая компания «Закон и Армия», г. Казань

Общаться в чате

За замену таких купюр возьмут комиссию, да и не все банки этим занимаются. Я поступаю в таких случаях значительно проще — обмениваю такие купюры через банкоматы (с соответствующей функцией естесственно) и никаких проблем. Чего и Вам рекомендую.

06 сентября 2012, 06:54
Алексей Иванов
Юрист, г. Москва

Общаться в чате

Согласно п. 3.9 Указания Банка России от 14.08.2008 N 2054-У «О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации» N 2054-У поврежденные банкноты, не имеющие признаков подделки, могут быть куплены за рубли либо заменены на неповрежденные банкноты, монету соответствующего иностранного государства или на неповрежденные банкноты, монету другого иностранного государства, либо приняты для зачисления на банковский счет по вкладу (депозиту) клиента, либо приняты на инкассо с учетом условий их приема эмитентами.

Порядок приема поврежденных банкнот, в том числе на инкассо от организаций, и возмещения за принятые от организаций на инкассо поврежденные банкноты определяется уполномоченным банком.

На принятые от клиентов поврежденные банкноты для направления на инкассо в уполномоченном банке, ВСП оформляется ордер по передаче ценностей 0402102, который направляется в кассовые документы.

Поврежденные банкноты, принятые от клиентов, уполномоченный банк направляет в иностранный банк, принимающий на инкассо наличную иностранную валюту, или уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка), привлекаемый для направления указанных поврежденных банкнот на инкассо в иностранный банк.

Соответственно Вам нужно потребовать в банке правила, согласно которым они определяют платежеспособность данных банкнот.

Так по аналогии с вопросом, касающемся российских купюр, следует заметить , что согласно п. 1 Указания ЦБ РФ от 26.12.2006 N 1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России» платежеспособными являются банкноты и монета Банка России, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки, без повреждений или имеющие повреждения следующего характера:

банкноты Банка России: загрязненные, изношенные, надорванные; имеющие потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов; утратившие углы, края.

Если Ваши банкноты не имеют признаков неплатежеспособности, установленных для них банком, то отказ банка в приеме данных купюр можно обжаловать в судебном порядке.

Новые запреты и ограничения для граждан России, имеющих счета (вклады) в иностранных банках: спорные вопросы возможной ответственности

Автор: Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист,
доцент ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов В одной из своих предыдущих статей мы рассмотрели обязанности, запреты и ограничения для граждан России, имеющих счета (вклады) в иностранных банках 1 . А именно нами было рассмотрено регулирование, предусмотренное Федеральным законом № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту – «Закон № 173-ФЗ»). Закон № 173-ФЗ весьма сложен для восприятия, толкования и применения. В хитросплетениях положений Закона № 173-ФЗ непросто разобраться даже специалисту. А разбираться необходимо, поскольку несоблюдение предусмотренных Законом № 173-ФЗ обязанностей, запретов и ограничений может повлечь весьма серьезную ответственность (в некоторых случаях – штраф в размере до полной суммы совершенной операции (ст.

15.25 КоАП РФ)). Но с марта 2024 года ситуация существенно осложнилась тем, что в рамках так называемых «специальных экономических мер» были введены, помимо прочего, дополнительные меры валютного регулирования (в том числе, дополнительные запреты и ограничения для граждан России, имеющих счета (вклады) в иностранных банках). Это именно дополнительные меры валютного регулирования – «в довесок» к положениям Закона № 173-ФЗ (т.е. Закон № 173-ФЗ и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты продолжают действовать, но с учетом новых дополнительных мер). В рамках «специальных экономических мер» дополнительные меры валютного регулирования изначально введены Указами Президента России, некоторые из которых, кстати, уже успели претерпеть существенные изменения (это, в первую очередь, Указы Президента России от 28.02.2022 № 79 (ред. от 23.05.2022), от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 04.05.2022), от 05.03.2022 № 95 (с изм. от 04.05.2022), от 18.03.2022 № 126 (с изм. от 04.05.2022), от 04.05.2022 № 254).

Все бы еще ничего, но часть полномочий по «дорегулированию» и разъяснению новых мер Президент России передал Центральному Банку России (ЦБ РФ) и специальной Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее по тексту также – «Правительственная комиссия»), которые весьма активно подключились к теме валютного регулирования. И в итоге валютное регулирование стало похоже на «непролазную чащу», бессистемно сплетенную из положений многочисленных актов: Закон № 173-ФЗ и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, разъяснения и иные акты ЦБ РФ, акты Правительственной комиссии. Нужно сказать, что новые запреты и ограничения – весьма существенные. Например, раньше (до «специальных экономических мер») гражданин России мог без ограничений и без каких-либо дополнительных разрешений свободно переводить иностранную валюту со своего счета (вклада) в российском банке на свой счет (вклад) в иностранном банке, а также между своими счетами (вкладами) в иностранных банках; гражданин России мог также без ограничений и без каких-либо дополнительных разрешений свободно вносить наличную иностранную валюту на свой счет (вклад) в иностранном банке (ч.

4, 5 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Теперь, в соответствии с новыми мерами валютного регулирования, вносить и зачислять наличную иностранную валюту на свой счет (вклад) в иностранном банке гражданин России по общему правилу может только по разрешению Правительственной комиссии (пп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79 (ред. от 23.05.2022), пп. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 04.05.2022)). Кроме того, в соответствии с новыми мерами валютного регулирования, гражданин России может переводить иностранную валюту со своего счета (вклада) в российском банке на свой счет (вклад) в иностранном банке только в пределах ограничений, установленных ЦБ РФ (пп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79 (ред. от 23.05.2022), пп. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 04.05.2022), Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 6 апреля 2024 года № 26 (доведена Минфином России 05.05.2022 № 05-06-10/ВН-23180)). На момент написания настоящей статьи такие переводы возможны в пределах 150 тыс. долларов США (или эквивалент в другой иностранной валюте) в течение календарного месяца (Информация ЦБ РФ от 07.06.2022).

Переводы гражданином России иностранной валюты между своими счетами (вкладами) в иностранных банках теперь по общему правилу возможны только на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией (пп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79 (ред. от 23.05.2022), пп. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 04.05.2022)). Но уже отдельно установлены некоторые исключения из этого общего правила, когда гражданин России может свободно, без дополнительных разрешений, переводить иностранную валюту между своими счетами (вкладами) в иностранных банках, например:

  • счет (вклад) в иностранном банке, с которого перечисляется иностранная валюта, открыт до 01.03.2022;
  • в соответствии с законодательством РФ гражданин России уведомил российский налоговый орган о своих счетах (вкладах) в иностранных банках, между которыми перечисляется иностранная валюта.

3. Гражданин России может без ограничений и без дополнительных разрешений переводить/зачислять иностранную валюту на свои счета (вклады), открытые в «дружественных» государствах, с любых других своих счетов (вкладов), открытых в иностранных государствах, при условии раскрытия информации о таких счетах (вкладах) российским налоговым органам в соответствии с законодательством РФ (Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 30 мая 2024 года № 56/1 (доведена Минфином России 10.06.2022 № 05-06-10/ВН-29991)).

В рамках новых мер валютного регулирования предусмотрены дополнительные запреты и ограничения также и в отношении переводов/зачислений иностранной валюты на счета (вклады) граждан России в иностранных банках от третьих лиц (как от валютных резидентов РФ, так и от валютных нерезидентов РФ).

В настоящей статье мы не ставим своей целью рассмотреть полностью все новые меры валютного регулирования. Как мы уже отметили выше, с учетом действия Закона № 173-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных актов, новые (дополнительные) меры валютного регулирования очень сложно описать системно и при этом понятно для прочтения. Слишком много стало факторов/обстоятельств, каждый из которых может иметь решающее значение при оценке допустимости/законности той или иной валютной операции гражданина России. В частности, решающее значение могут иметь:

  • характер операции;
  • валюта операции;
  • направление операции («из России» или «в Россию»);
  • дата совершения операции (поскольку разные меры валютного регулирования вводились и изменялись не одномоментно);
  • гражданство или место регистрации другой стороны операции;
  • преимущественное проживание каждой из сторон операции;
  • наличие близких родственных или супружеских связей между сторонами операции;
  • дата открытия счета (вклада) в иностранном банке и «дружественность» страны, в которой такой счет (вклад) открыт;

В настоящей статье мы хотим остановиться на другом вопросе: чем грозит несоблюдение новых мер валютного регулирования?

На наш взгляд, этот вопрос не вполне однозначен.

Как мы уже отметили выше, новые меры валютного регулирования в первую очередь основываются на Указах Президента России (Указы Президента России от 28.02.2022 № 79 (ред. от 23.05.2022), от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 04.05.2022), от 05.03.2022 № 95 (с изм. от 04.05.2022), от 18.03.2022 № 126 (с изм. от 04.05.2022), от 04.05.2022 № 254 и др.). А уже в соответствии с Указами Президента России некоторые новые меры валютного регулирования «дописаны» актами ЦБ РФ и актами Правительственной комиссии.

Но дело в том, что Закон № 173-ФЗ не предусматривает право Президента РФ вводить валютные ограничения и запреты (в ст. 4 Закона № 173-ФЗ названы возможные акты валютного законодательства РФ, акты органов валютного регулирования, акты органов валютного контроля, но Президент России и его акты в их числе не названы).

Те Законы, на которые имеется ссылка в Указах Президента России (Федеральные законы от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 4 июня 2018 г. № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств»), также прямо не предусматривают право Президента России вводить дополнительные валютные ограничения и запреты в отношении именно российских граждан и российских юридических лиц.

Соответственно, можно говорить о том, что Указы Президента России, в соответствии с которыми введены новые меры валютного регулирования, приняты за пределами полномочий Президента России (по крайней мере, в части ограничений и запретов, которые распространяются именно на российских граждан и российских юридических лиц).

Но учтут ли это важное обстоятельство контролирующие органы и суды – пока непонятно. Учитывая текущую ситуацию, – вряд ли учтут.

Таким образом, валютные операции, не соответствующие новым мерам валютного регулирования, скорее всего, будут квалифицироваться как незаконные валютные операции, с возможной ответственностью по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (штраф в размере до полной суммы валютной операции).

1 Жигачев А.В. Обязанности, запреты и ограничения для граждан России, имеющих счета (вклады) в иностранных банках // https://www.audit-it.ru/articles/finance/a107/1020848.html

По вопросам налогового консультирования обращайтесь – [email protected]

admin
Оцените автора
Ракульское