Ведение учета уголовных дел

6.1. Все уголовные, гражданские дела, исковые заявления, поступившие в суд, регистрируются на учетно-статистических карточках** (для уголовных дел по первой инстанции — учетно-статистическая карточка формы N 5, для гражданских дел по первой инстанции — учетно-статистическая карточка формы N 6, для уголовных дел кассационной инстанции — учетно-статистическая карточка формы N 7, для гражданских дел кассационной инстанции — учетно-статистическая карточка формы N 10).

В случае ведения автоматизированного учета в суде статистические карточки могут быть первоначально сформированы в электронном виде с последующим обязательным выводом на бумажный носитель. Форма учетно-статистической карточки в электронном виде может отличаться от вида на бумажном носителе, но по составу информации, как минимум, должна содержать все сведения, предусмотренные в карточке, формируемой на бумаге.

По уголовным делам алфавитные журналы ведутся по форме N 5 на каждого обвиняемого.

По уголовному делу на нескольких привлеченных лиц статистическая форма N 5 заводится в соответствующем количестве экземпляров с указанием порядкового номера на каждое лицо.

При применении автоматизированных технологий информация по делу вводится в программу только один раз.

В карточке с порядковым номером 1 заполняются сведения всех разделов, в остальных — только раздел «Сведения о привлеченном лице».

По гражданским делам алфавитные журналы ведутся по форме N 6 на каждого истца и ответчика. Поиск гражданских дел ведется по ответчику.

Дела об административных правонарушениях, поступившие с жалобой (представлением) в суд, регистрируются специалистом (секретарем суда) отдела обеспечения судопроизводства. На них заводится учетно-статистическая карточка, присваивается номер, который указывается на карточке.

Учетно-статистические карточки по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях хранятся в отдельных картотеках таким образом, чтобы последние номера помещались в передней части картотеки.

При компьютерном введении регистрации и учета дел объем регистрируемой информации может быть увеличен, но не должен быть меньше предусмотренного Инструкцией по ведению судебной статистики, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 169.

В карточке в соответствии с движением дела должны быть заполнены все реквизиты, предусмотренные статистическими формами N 5, 6.

6.2. Для оперативного поиска дел или наведения по ним справок работник аппарата суда заводит алфавитные журналы, а также может использовать автоматизированные технологии.

6.3. Порядковый номер по учетно-статистической карточке, который является также номером соответствующего дела, указывается на первой странице обложки дела. За этим номером ведется вся переписка по данному делу.

6.4. Номера судебных дел проставляются с соблюдением следующих правил:

а) номер уголовного и гражданского дела первой инстанции включает индекс соответствующего отдела обеспечения судопроизводства, порядковый номер дела по учетно-статистической карточке и год поступления дела.

б) номер уголовного и гражданского дела кассационной инстанции включает индекс соответствующего отдела обеспечения судопроизводства, повторенный дважды, порядковый номер дела по учетно-статистической карточке и год поступления дела.

в) если постановление по делу об административном правонарушении или решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное районным судом, обжалуется в вышестоящий суд, то номер дела об административном правонарушении включает в себя индекс «7», порядковый номер дела по учетно-статистической карточке и год поступления дела.

6.5. Уголовные и гражданские дела, возвращенные на новое рассмотрение после отмены судебных постановлений, регистрируются работниками отдела обеспечения судопроизводства суда на учетно-статистических карточках так же, как впервые поступившие дела, по дате на штампе о поступлении дела в суд и получают новый порядковый номер.

Дела, возвращенные прокурором после устранения недостатков (ст. 237 УПК РФ), регистрируются как вновь поступившие только после истечения 5-дневного срока для устранения недостатков.

6.6. По истечении календарного года учетно-статистические карточки на дела, не рассмотренные к началу года, переносятся в картотеку нового года. При этом на учетно-статистической карточке и деле указываются два порядковых номера — прошлого и нового года.

В связи с этим нумерация дел, поступивших в новом году, начинается не с первого номера, а с того, который является очередным после регистрации остатка дел предыдущего года. В картотеку прошлого года взамен изъятых карточек вкладываются карточки-заменители, на которых отмечается порядковый номер по нумерации прошлого года и делается надпись о перенесении в картотеку текущего года с указанием нового порядкового номера.

При компьютерном ведении делопроизводства дела прошлого года из базы данных не удаляются и не перемещаются, а для каждого дела должна храниться вся история номеров для этого дела за каждый год.

6.7. По результатам рассмотрения по существу уголовного дела на каждое привлеченное лицо в соответствии с Инструкцией по ведению судебной статистики, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 169, заполняется статистическая карточка на подсудимого.

6.8. Уголовные и гражданские дела, рассматриваемые судом первой инстанции, подшиваются в обложку (форма N 7).

По уголовным делам, поступившим для рассмотрения в первой инстанции, может быть использована обложка, в которой дело находилось, при условии надлежащего ее качества и сохранности. В этом случае на обложке делаются отметки, установленные для судебных дел.

Если уголовное дело, поступившее из органа предварительного следствия, было подшито в новую обложку, то при деле должна быть сохранена также и старая обложка, в которой дело находилось в стадии предварительного расследования.

На обложках дел, по которым хотя бы один из обвиняемых содержится под стражей, должен быть поставлен штамп «под стражей» или сделана об этом отчетливая надпись.

На обложках дел, по которым хотя бы один из обвиняемых является несовершеннолетним, должен быть проставлен штамп «несовершеннолетний» или сделана отчетливая надпись.

По уголовным делам, поступившим с ходатайствами обвиняемых о рассмотрении дела судом присяжных, в левом верхнем углу обложки делается отметка «СП». После рассмотрения дела в порядке предварительного слушания в случае, когда обвиняемый ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных не поддержал, под реквизитом «СП» делается запись «Отказ».

На внутренней стороне обложки уголовного и гражданского дела помещается справочный лист (форма N 8).

6.9. Для учета дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании, работник аппарата суда ведет журнал (форма N 9).

6.10. Дела, поступившие из отдела делопроизводства суда в порядке кассационного обжалования, пересчитываются, после чего работник отдела обеспечения судопроизводства ставит в журнале (форма N 1) дату получения дел и свою подпись.

Все поступившие дела распределяются по судам, из которых они поступили. На каждом поступившем деле должен быть проставлен штамп отдела делопроизводства, на котором указан входящий номер данного дела и дата его поступления в суд.

Все поступившие дела регистрируются, им присваиваются номера и заводится учетно-статистическая карточка на каждое дело.

Зарегистрированные дела передаются судьям кассационной инстанции, о чем ими делается роспись в журналах (формы N 29а и 30а), а на каждого судью судебной коллегии имеется отдельный журнал, в котором указываются номера дел, переданных ему на рассмотрение, даты получения, рассмотрения и сдачи дела в отдел.

Дела передаются судьям в соответствии с обслуживаемыми зонами или рассматриваемой категорией дел, после чего работниками отдела обеспечения судопроизводства формируются списки гражданских и уголовных дел, переданных на кассационное рассмотрение, а также дел об административных правонарушениях по жалобам на постановления и решения районных судов по делам об административных правонарушениях.

Организация работы по учету законодательства, изучению и обобщению судебной практики

Организация кодификационно-справочной работы в суде, в том числе по подбору, хранению, систематизации и учету нормативных правовых актов, судебной практики, обеспечение функционирования установленных в суде справочных правовых систем федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, баз данных ведомственных нормативных актов судебной

системы (программное изделие «Право», ГАС «Правосудие») является частью организационно-правовой работы в суде.

Для обеспечения организации и ведения работы по подбору и систематизации законодательства, обработки статистических данных, обобщению судебной практики, информационному обеспечению деятельности суда в федеральных судах общей юрисдикции могут создаваться в качестве самостоятельных структурных подразделений: отдел судебной статистики и правовой информатизации; отдел кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики [1] .

Функции по информационно-правовому обеспечению деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов, включая обеспечение судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами, возложены на Судебный департамент при Верховном Суде РФ и администраторов судов Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (ст. 6,14,19).

Порядок информационно-правового обеспечения деятельности судов определяется Положением об информационно-правовом обеспечении деятельности судов, утвержденным приказом Судебного департамента от 19.12.2013 №249.

Положением установлено, что в целях создания условий для обеспечения надлежащего качества отправления правосудия и информирования судей о наиболее заметных и актуальных событиях в правовой и законодательной сфере, повседневной деятельности российской судебной системы и судейского сообщества должен быть обеспечен доступ каждого судьи к периодическим изданиям по основным отраслям права.

Кроме того, каждый судья должен быть обеспечен сборниками судебной практики, судебных решений Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также иными справочно-информационными материалами (комментарии к действующим кодексам Российской Федерации, комментарии к отдельным федеральным законам и уставам, пособия, справочники, словари).

Организация и порядок ведения работы по учету законодательства и иных нормативных актов определяются председателем соответствующего суда. Ведение справочной работы возлагается по распоряжению председателя суда на определенных работников аппарата суда. В должностном регламенте ответственного работника аппарата суда должны быть указаны пункты, возлагающие на него ответственность по формированию фондов суда, как по нормативным источникам, так и по юридической литературе и специализированным периодическим изданиям.

При поступлении изданий в суд каждое издание, в том числе периодическое, учитывается в день поступления в книге регистрации юридической литературы и периодических изданий. Преимуществом современной организации правового информирования в судах является наличие электронных баз данных о фондах библиотек судов, доступ к которым является открытым и доступным для судей и работников аппаратов судов.

Ответственные работники аппарата суда за ведение учета справочной работы ведут контрольные экземпляры действующих кодексов по отраслям права, других официальных изданий. Это позволяет поддерживать в актуальном состоянии тексты законов, чтобы судьи могли руководствоваться действующими правовыми нормами.

Кроме того, в судах ведется картотека законодательства, куда заносятся данные о принятых законах, иных нормативных правовых актах и внесенных в них изменениях.

В настоящее время все большее распространение и популярность получают электронные справочные системы по законодательству («Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс» и др.), в которых содержатся не только нормативные правовые акты, но и судебная практика. Использование таких справочно-правовых систем позволяет экономить ресурсы для поиска того или иного нормативного правового акта и дает возможность инкорпорирования текста в собственный документ. Кроме этого в судах находит своё применение использование электронных баз крупнейших юридических издательств.

По требованию судей или работников аппаратов судов предоставляется необходимая им справочная информация по состоянию законодательства в устной или в письменной форме.

Подлежат учету постановления Пленума Верховного Суда РФ, обзоры практики по гражданским, административным и уголовным делам, делам об административных правонарушениях, обобщения по рассмотрению отдельных категорий судебных дел, справки о качестве работы областных и равных им судов и другие разъяснения по вопросам судебной практики.

Решения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ по конкретным делам, а также решения других судов, представляющие интерес для судебной практики, заносятся в картотеку учета судебной практики. В судах ведется также учет собственных решений, вынесенных по рассмотренным делам.

Решения Европейского Суда по правам человека, как на бумажных носителях, так и в электронном виде, также подлежат учётной обработке в целях оперативного поиска, организованного хранения и использования.

В верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов судах субъектов РФ формируется полная база данных по состоявшимся обобщениям, которая должны быть доступна для представителей судейского сообщества и заинтересованных работников аппаратов судов.

Формирование реестров обобщений судебной практики включает данные о времени проведения каждого из обобщений, их авторство, дату обсуждения итогов обобщения на президиуме суда или специальном совещании судей, точное наименование проведённого обобщения. При этом необходимо учитывать требование п. 8.2.5. ГОСТа Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информатизации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами» о соблюдении системного подхода к созданию и сохранению документов [2] .

Нормативные правовые акты, официальные акты высших судебных органов и судейского сообщества

  • 1. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».
  • 2. Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».
  • 3. Федеральный закон от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов».
  • 4. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 09.06.2014 г. № 142 «Об утверждении Табеля форм статистической отчётности о деятельности и судимости и форм статистической отчётности о деятельности судов общей юрисдикции и судимости».
  • 5. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 19.12.2013 г. № 249 «Об утверждении Положения об информационно-правовом обеспечении деятельности судов».
  • 6. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.07.2013 г. № 132 «Об утверждении Временного регламента перевода документов федеральных судов общей юрисдикции в электронный вид».
  • 7. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.12.2012 г. № 238 «Об утверждении Положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции»;.
  • 8. Приказ Судебного департаментом при Верховном Суде РФ от 30.10.2009 г. «Об утверждении методических рекомендаций о порядке приёма, учёта, хранения, использования и уничтожения бланков исполнительных листов».
  • 9. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.12.2007 г. № 169 «Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики».
  • 10. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2005 г. № 157 «Об утверждении Инструкции о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учёта и использования».
  • 11. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 г. № 161 (в ред. от 01.03.2016) «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов».
  • 12. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 г. № 36 (в ред. от 18.02.2016) «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде».
  • [1] См.: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 02.04.2010 г. № 61 «Об утверждении Инструкции по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ».
  • [2] Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.03.2007 г. № 28-ст.

Лекция 18. Специфика делопроизводства в районном суде

Делопроизводство в районом суде по гражданским и уголовным делам отличается от делопроизводства в коммерческих организациях в основном наличием нетиповых делопроизводственных операций, то есть своеобразной технологией обработки документов, связанной со спецификой деятельности суда. Изготовление основных организационно-распорядительных документов (приказов, протоколов, актов и т.п.) ведется также, как и в коммерческих организациях на основании ГОСТа Р 6.30-2003.

Основные положения организационного обеспечения деятельности судов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и подробно регламентированы Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. N 36. Инструкция разработана на основании Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), ГОСТа Р51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» и в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-методическими документами Федеральной архивной службы России.

Данная Инструкция, являясь основным нормативно-методическим документом, определяет и устанавливает единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства в районных судах Российской Федерации, предусматривая учет и ведение документооборота районного суда, единые требования к оформлению процессуальных и иных документов, обеспечение оптимального порядка передачи и движения процессуальных и иных документов в структурах районного суда, порядок текущего хранения судебных дел, документации и передачи их в архив.

Положения Инструкции распространяются как на традиционное делопроизводство, так и на организацию работы с документами, создаваемыми средствами вычислительной, компьютерной и электронной техники.

Ответственным лицом за организацию работы суда является Председатель суда или лицо, временно исполняющее его обязанности (он устанавливает правила внутреннего распорядка на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение; осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда; утверждает должностные инструкции работников аппарата суда; осуществляет иные полномочия по организации работы суда).

Председатель суда контролирует выполнение всеми работниками аппарата суда требований настоящей Инструкции и назначает ответственного за делопроизводство. Задачи и функции отдела делопроизводства, обязанности, права и ответственность начальника отдела делопроизводства регламентируются Положением об отделе делопроизводства.

Обязанности, права и ответственность работников отдела делопроизводства определяются их должностными инструкциями, утверждаемыми председателем суда.

1. Общие положения

2. Порядок приема, отправления дел и корреспонденции

3. Регистрация и учет уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях

4. Регистрация и учет предложений, заявлений и жалоб на работу суда, не подлежащих рассмотрению в порядке, установленном уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством

5. Оформление уголовных дел на стадиях принятия и назначения к судебному заседанию

6. Оформление гражданских дел на стадии принятия и назначения к судебному рассмотрению

7. Оформление уголовных и гражданских дел после их рассмотрения

8. Прием и учет кассационных, частных жалоб и представлений, дел с апелляционными жалобами и представлениями

9. Обращение к исполнению приговоров, решений, определений и постановлений суда

10. Особенности делопроизводства по делам об административных правонарушениях и другим материалам, разрешаемым судами, в т.ч. в порядок исполнения приговоров

11. Прием, учет и хранение вещественных доказательств и личных документов осужденных

12. Порядок выдачи судебных дел и документов

Приложение 1. Номенклатура основных нарядов, которые ведутся в суде.

Приложение 2. Формы документов

Представление об объеме документооборота в районном суде дает номенклатура основных нарядов (номенклатура дел), представленная в приложении 2 к инструкции.

N 1. Правовые акты органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации по вопросам, касающимся деятельности судов.

N 2. Правовые акты представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, касающимся деятельности судов.

N 3. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

N 4. Письма, инструкции и другие рекомендации органов системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и переписка с этими органами.

N 5. Материалы обобщения судебной практики вышестоящих судов.

N 6. Материалы обобщения судебной практики данного суда. Копии представлений и информационных писем, вносимых судом на рассмотрение в учреждения, организации и ведомства.

N 7. Протоколы оперативных совещаний.

N 8. Планы работ и материалы по их выполнению.

N 9. Акты, докладные записки, протоколы и другие материалы о работе данного суда, отдела делопроизводства.

N 10. Статистическая информация суда и переписка по ней.

N 11. Списки заседателей и материалы о работе с ними.

N 12. Копии определений вышестоящих судов по делам данного суда (раздельно по уголовным и по гражданским).

N 13. Копии частных определений и переписка по их исполнению.

N 14. Материалы, оставленные без движения.

N 15. Копии определений (постановлений) о направлении дел по подсудности.

N 16. Постановления судьи об отказе в возбуждении уголовного дела по жалобе потерпевшего, определения об отказе в принятии искового заявления, о возврате государственной пошлины.

N 18. Предложения, заявления, жалобы граждан и юридических лиц, не подлежащие рассмотрению в порядке, установленном уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством, и переписка по ним.

N 19. Переписка суда, не связанная с делами и жалобами.

N 21. Описи заказных бандеролей (писем) и описи корреспонденции, отправляемой простой почтой.

N 22. Описи дел, сданных в архив суда.

N 23. Описи дел, сданных в органы государственного архива.

В приложении 2 к Инструкции даются формы всех документов, которые необходимы для ведения делопроизводства (58 форм), включая образцы журналов, актов, описей, карточек, подписок, заявлений, алфавитных указателей и др.

1. ГОСТ Р 6.30 — 2003. Унифицированные системы документации Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. — М.: Госстандарт, 2003.

2. ГОСТ 16487 — 83. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. — М.: Издательство стандартов, 1984.

3. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. ОК 016 — 94. — М.: Минтруд России, 1995.

4. Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011 — 93. — М.: Госстандарт, 1995.

5. Тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих. — М.: Минтруд РФ, 1996.

6. Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий с указанием сроков хранения. – М.,1989.

7. Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, и организациях (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. № 162, в ред. от 2 августа 1985 г., с изм. и доп. от 19 октября 1990 г.).

8. Демидова А.К., Смирнов Э.А. Русская коммерческая корреспонденция. – М.: Рус.яз., 1998. – 256 с.

9. Кузнецова Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления). – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. – 320 с. Как писать деловые письма: Практическое руководство для всех. / Энн Добсон. — Челябинск: Урал LTD, 1997.

10. Стенюков М.В. Образцы документов по делопроизводству: руководство к составлению. — М.: ПРИОР, 1999.

11. Стенюков М.В. Справочник по делопроизводству. — М.: ПРИОР, 1999.

12. Практический словарь делового английского языка / Сост. А.В Козлов, Л.А. Девель. — СПб.: Эрви, 1991.

13. Тейлор Клэр. Основы делопроизводства в современном бизнесе: пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1997. — 176 с.

[1] Закон отменен, основные его положения содержаться в ФЗ «О техническом регулировании»

[2] Собрание законодательства РФ , 1995, №8, ст. 609.

[3] Букалерова Л. А. . Уголовно — правовая охрана официального документооборота. — Волгоград, 1997.

ГОСТ 16487 — 83. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения

[4] Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, других учреждений, организаций, предприятий с указанием сроков хранения, утв. 15. 08.

88 архивным управлением.

Участие судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента в вопросах единого учета преступлений и лиц, их совершивших

В Российской Федерации сведения о преступлениях и лицах, их совершивших, аккумулируются в органах, возбуждающих уголовные дела, и в информационных центрах МВД России (далее — ИЦ). Указанные сведения являются составной частью оперативно-справочных учетов органов внутренних дел. Учет указанных лиц осуществляется Главным информационно-аналитическим центром МВД России (федеральный учет), информационными центрами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации (региональный учет) путем формирования и ведения пофамильных картотек и автоматизированных банков данных. Формирование баз данных и предоставление информации по ним осуществляется в интересах правоохранительных органов, судов и других органов и организаций, которым требуются соответствующие сведения.

В 1964 г. впервые была утверждена Инструкция о едином учете преступлений, которая неоднократно претерпевала изменения и дополнения. До 1 января 2006 г. действовала Инструкция о едином учете преступлений, утвержденная Генеральной Прокуратурой Российской Федерации 14 декабря 1994 г. N 20-1-85/94 (с последующими изменениями)*(45).

Межведомственным приказом «О едином учете преступлений» от 29 декабря 2005 г. Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России*(46) утверждены Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов, а также формы статистических карточек: на выявленное преступление (ф. N 1); о результатах расследования преступления (ф. N 1.1); на лицо, совершившее преступление (ф. N 2); о движении уголовного дела (ф.

N 3), о результатах возмещения ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (ф. N 4); о потерпевшем (ф. N 5), о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции (ф.

N 6), приложения к форме N 6 на преступление по делу частного обвинения. В документы первичного статистического учета по результатам практики применения и в связи с изменениями законодательства совместным указанием Генеральной прокуратуры и МВД России ежегодно вносятся некоторые коррективы. В узком смысле проблема единого учета преступлений сводится к тому, чтобы все субъекты дознания и следствия придерживались единых принципов и показателей учета преступлений и лиц, их совершивших.

При таком положении имеется возможность получить общую картину преступности по Российской Федерации, а не только внутри каждого правоохранительного ведомства.

Роль судов в механизме учета преступлений и лиц, их совершивших, заключается в предоставлении информации о результатах рассмотрения уголовных дел (дозаполнении необходимых реквизитов статистической карточки формы N 6), а также в учете преступлений по составам частного обвинения, принятых к производству суда (мирового судьи) на основании поступивших в суд заявлений потерпевших о привлечении к уголовной ответственности. В случае вступления в силу обвинительного приговора в отношении лица, совершившего такие преступления (ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст.

116, ч. 1 ст. 129, ст. 130 УК РФ), предоставляются необходимые для учета в ИЦ данные в отношении осужденного (заполняется форма N 6), а также в отношении совершенных преступлений (заполняется приложение к форме N 6, содержащее выборочно реквизиты из учетно-статистических документов (формы N 1, 1.1, 2, 5)*(47), необходимые для учета по данным составам преступлений. Таким образом, суды общей юрисдикции некорректно рассматривать в качестве самостоятельных субъектов регистрации и учета преступлений с точки зрения концепции разделения властей и установленной законодательством компетенции судебных органов.

Преступления по составам частного обвинения в общей структуре преступности составляют незначительную долю, однако без них картина является искаженной, не точной*(48).

При рассмотрении вопросов регистрации и учета преступлений по составам частного обвинения необходимо выделять дела частного обвинения, поступившие в суд с обвинительными актами, и дела, принятые к производству мировым судьей по заявлениям потерпевших. Регистрация и учет первых осуществляются в общем порядке. То есть в случаях, когда заявитель обратился с заявлением о преступлении частного обвинения не к мировому судье непосредственно, а в органы внутренних дел, оно также должно быть зарегистрировано в книге учета сообщений о преступлениях.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении в порядке ч. 3 ст. 145 УПК РФ в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ материалы с постановлением о передаче материалов в суд направляются для рассмотрения мировому судье.

Поступившие материалы, а также заявления о преступлениях частного обвинения, поданные непосредственно мировому судье, регистрируются в журнале учета заявлений по делам частного обвинения, предусмотренном инструкциями по судебному делопроизводству. Заявление потерпевшего по составам частного обвинения в дальнейшем рассматривается судьей в соответствии с гл. 41 УПК РФ независимо от порядка поступления такого заявления. При этом заявления, поступившие из органов внутренних дел, в случае их несоответствия требованиям ст.

319 УПК РФ возвращаются заявителю, а в случае устранения таких несоответствий судьей решается вопрос о принятии заявления к производству. Принятые к производству заявления учитываются в судебном делопроизводстве как поступившие уголовные дела с даты принятия заявления в документах первичного учета на уголовное дело и отражаются в статистической отчетности о результатах рассмотрения уголовных дел. В случае вынесения обвинительного приговора по делу частного обвинения, после вступления его в законную силу лицо, его совершившее, поставлено на учет в соответствующем информационном центре, а преступление, по факту которого было вынесено соответствующее решение, будет отражено в статистическом учете преступлений.

Таким образом, в Положении о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений закреплено, что по составам частного обвинения лицо подлежит учету только в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора.

Форма справки о результатах рассмотрения дела до утверждения приказа «О едином учете преступлений» не менялась в течение нескольких десятилетий*(49). Форма N 6 о результатах рассмотрения дела была переработана для возможности ее автоматизированной обработки в информационных центрах и в дальнейшем передачи ее в электронном виде из автоматизированных систем судебного делопроизводства. В содержание формы N 6 включены реквизиты по результатам рассмотрения уголовного дела в отношении лица таким образом, что это позволяет проследить результат судебного рассмотрения по каждому составу обвинения. Форма связанных показателей состава обвинения, результата рассмотрения по нему и окончательной квалификации этого состава преступления в суде делает возможным даже визуально проследить связь между квалификацией обвинения и результатом судебного рассмотрения (рис.

28).

admin
Оцените автора
Ракульское