Внесение платы за обучение

На налоговый вычет за обучение распространяются общие требования для получения налоговых вычетов. Отдельно следует отметить, что возврат 13% от суммы расходов на обучение можно получить только в том случае, если у образовательного учреждения есть соответствующая лицензия или иной документ, который подтверждает статус учебного заведения (абз. 3 подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 декабря 2011 г. № 03-04-05/9-1133).

Отметим, что форма обучения для получения вычета значения не имеет (письмо ФНС России от 7 февраля 2013 г. № ЕД-3-3/402@).

Конечно, фактические расходы за обучение надо подтвердить. При этом налогоплательщик должен оплатить образовательный договор за счет своих средств. Если, к примеру, расходы на обучение были погашены за счет материнского капитала, то претендовать на вычет уже не получится (абз.

5 подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Нередко бывает так, что учится один человек, а оплачивает его обучение другой. В таком случае второй гражданин может получить налоговый вычет, но только если он оплатил учебу за своего брата, сестру или детей, не достигших 24 лет, либо за опекаемого или подопечного до достижения им 18 лет (а затем после прекращения опеки или попечительства до достижения им 24 лет). Требуется к тому же, чтобы родственник получал образование именно по очной форме.

Однако если налогоплательщик не имеет родственных отношений с лицом, обучение которого оплачивает, либо они являются более дальними родственниками (бабушки, дедушки и внуки; дяди, тети и племянники и т. п.), то права на получение вычета он не имеет (подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ, письмо ФНС России от 24 октября 2016 г. № БС-4-11/20142@, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 февраля 2014 г. № 03-04-05/4028).

Почитать  Выставление счета за пользование газом

Не получится воспользоваться вычетом и в случае, если один супруг оплатил учебу другого (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 17 апреля 2014 г. № 03-04-05/17785).

При оплате обучения ребенка супруги вправе воспользоваться вычетом независимо от того, на кого из них оформлены документы, подтверждающие расходы на обучение. При этом каждый из супругов должен являться родителем ребенка. Если супруг не является родителем ребенка, то воспользоваться социальным налоговым вычетом в связи с расходами на обучение ребенка он не сможет (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 мая 2017 г. № 03-04-05/27036).

Одновременно, вычет предоставляется только в части оказания образовательных услуг. Если договор с образовательным учреждением предусматривает оплату других услуг (присмотр за ребенком, питание и т. д.), то вычет по ним предоставлен не будет (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 26 ноября 2013 г. № 03-04-05/51114, письмо УФНС России по г. Москве от 4 мая 2012 г. № 20-14/39604@). Поэтому важно проследить, чтобы в договоре и в платежных документах затраты на образование и на прочие услуги были четко разведены.

Обращаем внимание, что обратиться за налоговым вычетом по расходам на образование ребенка может любой из родителей. Доходы каждого из супругов относятся к совместно нажитому имуществу и являются совместной собственностью, поэтому любой из супругов вправе получить налоговый вычет с полной суммы обучения (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 18 марта 2013 г. № 03-04-05/7-238).

Таким образом, получить налоговый вычет за обучение вы сможете при одновременном наличии следующих обстоятельств:

  • вы являетесь плательщиком НДФЛ;
  • вы оплачиваете собственное обучение в любой форме, либо образование брата, сестры или детей, не достигших 24 лет, либо опекаемого или подопечного до достижения им 24 лет в очной форме;
  • для оплаты обучения не использовались средства работодателя или материнского капитала;
  • вы имеете документы, подтверждающие расходы именно на образование, а не иные услуги;
  • образовательное учреждение имеет лицензию на предоставление образовательных услуг или иной документ, подтверждающий его статус;
  • вы не израсходовали лимит на все социальные налоговые вычеты – необходимо учитывать, что социальные налоговые вычеты рассчитываются совокупно (120 тыс. руб. в год) (абз. 3 п. 2 ст. 219 НК РФ). Поэтому если за отчетный год налогоплательщик понес расходы на лечение в размере 100 тыс. руб. и подал декларацию с принятием их к вычету, то вычетом на обучение он может воспользоваться только в размере 20 тыс. руб.;
  • оплата обучения была произведена в течение трех лет, предшествовавших году подачи декларации.

В какой сумме можно получить налоговый вычет за обучение?

Максимальная сумма вычета зависит от того, чье именно обучение оплачивал налогоплательщик:

  • собственное обучение. Размер налогового вычета в данном случае составит не более 120 тыс. руб. за налоговый период (год);
  • обучение своего ребенка до достижения им возраста 24 лет. Сумма вычета – не более 50 тыс. руб. в год на каждого ребенка;
  • обучение опекаемого или подопечного до достижения им 18 лет, а также после прекращения над ним опеки до достижения ими возраста 24 лет. К вычету принимаются расходы только на получение им образования в очной форме. Сумма вычета – не более 50 тыс. руб. в год на каждого опекаемого или подопечного;
  • обучение своих полнородного или неполнородного брата (сестры) до достижения ими 24 лет. И в данном случае к вычету принимаются только расходы на очную форму обучения, а размер вычета составит не более 120 тыс. руб. за год (абз. 1 подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Также следует отметить, что рассматриваемый налоговый вычет предоставляется в течение всего периода обучения, включая период академического отпуска (абз. 4 подп. 2 п. 1 ст.

219 НК РФ).

Какие нужны документы для получения налогового вычета за обучение?

НК РФ не содержит перечня таких документов, поэтому ориентироваться можно только на разъяснения Минфина России и ФНС России. Так, по мнению ведомств, представить нужно:

БЛАНКИ И ОБРАЗЦЫ

Образец заполнения декларации по форме 3-НДФЛ при получении социального налогового вычета за обучение
Бланк заявления на предоставления документов, подтверждающих статус учебного заведения
Заявление на предоставление налогового вычета на обучение
Заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога
Заявление о подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов
Образец заполнения заявления о подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов

  • декларацию 3-НДФЛ;
  • справку 2-НДФЛ (выдает работодатель);
  • копию договора с образовательным учреждением на оказание образовательных услуг;
  • справку из учебного заведения о том, что налогоплательщик обучался по очной форме обучения (если обучение оплачивают опекуны или родители и в договоре с образовательным учреждением форма обучения не указана (письмо УФНС России по г. Москве от 26 июня 2012 г. № 20-14/056059@, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20 апреля 2012 г. № 03-04-05/7-539, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-05/7-204);
  • свидетельство о рождении ребенка в случае оплаты обучения родителем или опекуном;
  • документы, подтверждающие родство человека, за которого налогоплательщик оплачивает обучение (свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о рождении на себя и на брата/сестру, копию документа об установлении опеки (попечительства);
  • платежные документы, подтверждающие фактически произведенные расходы на обучение. К ним могут относиться квитанция к приходному ордеру, банковская выписка о перечислении денежных средств, кассовый чек и т. д.;
  • заявление о предоставлении налогового вычета на обучение (при первоначальной подаче документов);
  • заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога (после камеральной проверки документов, но на практике подается одновременно со всем пакетом документов);
  • подтверждение права на получение налогового вычета от налоговой инспекции (в случае получения вычета через работодателя).

Налогоплательщики не ограничены в выборе страны обучения. Однако если обучение проходило в иностранном учебном заведении, то нужно предоставить лицензию или иные документы, установленные местным законодательством для подтверждения статуса учебного заведения (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 июня 2016 г. № 03-04-05/38316, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 октября 2015 г. № 03-04-07/61977). При этом УФНС России подчеркивает, что представленные документы должны быть переведены на русский язык, а перевод заверен нотариально (письмо УФНС России по г. Москве от 6 августа 2010 г. № 20-14/4/083175@).

Минфин России придерживается по этому вопросу иной позиции, указывая, что статус иностранного образовательного учреждения должен подтверждаться соответствующими документами, предусмотренными законодательством этого иностранного государства, а нотариальное заверение копий таких документов, а также нотариальное заверение их перевода на русский язык не требуется (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 февраля 2013 г. № 03-04-07/7-59). Тем не менее будет нелишним обратиться в свою налоговую инспекцию за консультацией о составе документов, которые необходимо представить.

Лояльно к вопросу о предоставлении вычета финансисты подходят и в случае, если обучение проходило не в образовательной организации, а у ИП. Более того, вычет может быть предоставлен даже тогда, когда у ИП нет лицензии на осуществление образовательной деятельности – ведь для них она необязательна (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 7 мая 2015 г. № 03-04-05/26529, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 18 августа 2014 г. № 03-04-05/41163, письмо ФНС России от 18 ноября 2015 г. № БС-4-11/20124@).

Последняя актуализация: 20 января 2024 г.

Налоги и страховые взносы при оплате обучения работника или его ребенка

Налоги и страховые взносы при оплате обучения работника или его ребенка

Учитываются ли расходы на оплату обучения сотрудников или их детей, на компенсацию стоимости услуг детсадов при подсчете НДФЛ и налога на прибыль организаций, начисляются ли в этом случае страховые взносы, зависит от множества нюансов: кому (непосредственно сотруднику или его ребенку) и кем (дошкольным либо иным образовательным учреждением) оказаны и в каком порядке оплачены услуги (перечислены напрямую или данные затраты компенсированы работнику). Также имеет значение и то, чему учился сотрудник.

Оплата обучения и НДФЛ

По общему правилу стоимость любых услуг, в том числе по обучению, которые оплачены работодателем в интересах работника, является доходом работника, полученным в натуральной форме, который облагается НДФЛ (ст. 209, п. 1 ст. 210, подп.

1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Однако ряд доходов (ст. 217 НК РФ) освобождается от обложения этим налогом. К ним относятся и суммы оплаты за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус (п.

21 ст. 217 НК РФ).

Таким образом, суммы оплаты за обучение работника в образовательных организациях не облагаются НДФЛ при условии, что российское образовательное учреждение, в котором работник проходит обучение, имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности (ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее — Закон № 273-ФЗ)), а иностранная организация, в которой осуществляется обучение, имеет статус образовательного учреждения.

Для иностранного учреждения такой статус, помимо лицензии, может быть подтвержден его программой, уставом или иными документы, перечень которых зависит от специфики деятельности учреждения (письма Минфина России от 02.04.2012 № 03-04-06/6-88, от 21.12.2011 № 03-03-06/1/835).

Если работник самостоятельно оплачивает свое обучение в образовательных учреждениях или обучение своих детей в возрасте до 24 лет, он имеет право на социальный налоговый вычет по НДФЛ в размере фактически произведенных расходов (подп. 2 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ).

Необходимо учитывать, что максимальная величина социального налогового вычета (120 000 рублей в течение года, кроме расходов на обучение детей и на дорогостоящее лечение) предоставляется в совокупности по расходам на оплату обучения, на оплату медицинских услуг, в виде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, а также дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию. Если гражданин, например, использовал в календарном году социальный налоговый вычет в сумме расходов на оплату медицинских услуг на всю эту предельную величину, уменьшить облагаемый НДФЛ доход на стоимость обучения в образовательных учреждениях у него не получится (абз. 3 п. 2 ст.

219 НК РФ).

Освобождаются от обложения НДФЛ и доходы в виде оплаченной работодателем стоимости обучения детей сотрудников в аналогичных образовательных организациях. Однако, как подчеркивают представители финансового ведомства, НДФЛ не облагаются суммы оплаты работодателем непосредственно стоимости обучения детей его сотрудников, а суммы оплаты стоимости присмотра и ухода за детьми в организациях дошкольного образования под действие вышеуказанной нормы Налогового кодекса (п. 21 ст.

217 НК РФ) не подпадают и подлежат обложению НДФЛ на общих основаниях (письма Минфина России от 17.03.2015 № 03-04-06/14023, от 27.02.2015 № 03-04-06/9977).

Вместе с тем судьи не всегда соглашаются с такой точкой зрения (пост. Семнадцатого ААС от 21.01.2008 № 17АП-8756/07). Например, возможность компенсации родительской платы может быть предусмотрена законом субъекта Российской Федерации, в этом случае сумма такой компенсации также подпадает под определение компенсационных выплат, не облагаемых НДФЛ (п.

3 ст. 217 НК РФ).

Заметим, что применение этой льготы не зависит от того, уплачивает ли работодатель деньги за обучение непосредственно образовательной организации или сотруднику в порядке возмещения понесенных им расходов, от налогового статуса работника или его детей (резидент или нерезидент для целей налогообложения НДФЛ), а также от того, впервые ли гражданин получает образование соответствующего уровня (письма Минфина России от 17.09.2015 № 03-04-06/53509, от 18.04.2013 № 03-04-06/13324, от 16.04.2013 № 03-04-06/12870, от 09.06.2011 № 03-04-06/8-135).

Страховые взносы с оплаты обучения за сотрудника

Что касается страховых взносов, объектом обложения ими признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ); п. 1 ст.

20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ (далее — Закон № 125-ФЗ)).

При этом от обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование освобождаются суммы оплаты за обучение по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам работников (п. 12 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). Страховыми взносами по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — НС и ПЗ) не облагается также стоимость оплаты за обучение по основным программам профессионального обучения (подп.

13 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ).

Таким образом, если работодатель оплачивает своим работникам получение среднего профессионального или высшего образования, а также повышение квалификации и профессиональную переподготовку, реализуемые в рамках дополнительных профессиональных программ, стоимость оплаты обучения страховыми взносами облагаться не будет. От обложения страховыми взносами по страхованию от НС и ПЗ освобождаются также суммы оплаты за обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих, программам повышения квалификации рабочих, служащих (ч. 3, 4 ст.

12 Закона № 273-ФЗ). Суммы оплаты обучения работников по другим программам (например, дополнительным общеразвивающим) под это исключение не подпадают и, следовательно, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке. По мнению представителей органов контроля за уплатой страховых взносов (письмо ПФР от 06.06.2011 № 30-26/6232; подп. 1.2 п. 1 письма ПФР от 18.10.2010 № 30-21/10970), не освобождаются от обложения страховыми взносами и суммы компенсации работодателем родительской платы за содержание детей работников в дошкольном образовательном учреждении, поскольку они не относятся к компенсационным выплатам, которые не облагаются страховыми взносами (п. 2 ч. 1 ст.

9 Закона № 212-ФЗ).

Однако в ситуации, когда работодатель перечисляет средства по оплате стоимости содержания детей работников в детских дошкольных учреждениях напрямую на счета таких учреждений, эти суммы страховыми взносами не облагаются, так как в данном случае оплата производится за физическое лицо, которое не является работником организации, а следовательно, не может считаться произведенной в пользу работника (письмо Минтруда России от 08.07.2015 № 17-3/В-335).

Судьи не столь единодушны в решении вопроса об обложении страховыми взносами сумм, выплачиваемых работодателями своим работникам в качестве компенсации платы за содержание детей в дошкольных учреждениях. Они исходят из следующего. Любая выплата работнику облагается страховыми взносами при условии, что она была произведена в рамках трудовых отношений, то есть является частью оплаты труда. Это касается, в частности, выплат, которые имеют для работника поощрительный, стимулирующий характер (ст.

129, 135 ТК РФ; пост. ФАС ЗСО от 11.12.2012 № Ф04-6024/12). Между тем, как подчеркивает судебная практика, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются сотрудникам, представляют собой оплату их труда (пост. Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12). Поэтому, если выплата тех или иных сумм в пользу работников (например, компенсация стоимости содержания детей работников в детских садах) не связана с трудовыми усилиями работника, не является поощрением за труд, страховыми взносами эти суммы не облагаются.

Зачастую такие выплаты не предусматриваются трудовыми договорами с сотрудниками, а обязанность работодателя осуществлять их закрепляется в коллективном договоре. Выплаты же по коллективному договору могут и не входить в систему оплаты труда, а иметь социальный характер, так как коллективный договор регулирует не трудовые, а социально-трудовые отношения (ст. 40 ТК РФ; пост.

АС ДВО от 10.10.2014 № Ф03-3568/14, ФАС УО от 24.03.2014 № Ф09-1316/14).

Оплата обучения и налог на прибыль

Нормы главы 25 Налогового кодекса позволяют плательщикам налога на прибыль организаций при расчете налога уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, если эти затраты экономически оправданы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В частности, налогоплательщик вправе включить в состав расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, свои затраты на обучение работников по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты могут быть учтены при соблюдении ряда условий (п.

3 ст. 264 НК РФ; письмо Минфина России от 11.11.2013 № 03-04-06/48063), а именно:

  • у образовательного учреждения, которое осуществляет обучение, имеется лицензия или соответствующий статус (для иностранного учреждения);
  • с работником, который направляется на обучение, у налогоплательщика заключен трудовой договор либо обучение проходит физическое лицо, которое заключило с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность такого лица не позднее трех месяцев после окончания обучения, профессиональной подготовки, переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года.

Соответственно, если эти условия не выполняются (например, работнику оказываются образовательные услуги, не относящиеся к обучению по программам, перечисленным в подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ), оснований для учета расходов в целях налогообложения прибыли у работодателя не имеется (письмо Минфина России от 16.07.2015 № 03-03-07/41000).

Правила главы 25 Налогового кодекса не предусматривают возможности включить в состав расходов при налогообложении прибыли суммы оплаты работодателем стоимости обучения детей работников, а также компенсации содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Павел Ерин, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Внесение платы за обучение

1 декабря 2024 Регистрация Войти
6 декабря 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 декабря 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № АП-465/18 “О формировании стоимости платных образовательных услуг по реализации образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования”

Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № АП-465/18 “О формировании стоимости платных образовательных услуг по реализации образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования”

5 апреля 2016

В целях организации эффективной работы по исполнению положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании), а также регулирования деятельности образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России (далее — учреждения) по оказанию платных образовательных услуг по реализации образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования (далее соответственно — платные услуги, плата) и недопущения нарушений прав потребителей указанных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, Минобрнауки России сообщает.

Оказание платных услуг возможно в соответствии с частью 17 статьи 2 и статьей 101 Закона об образовании и регулируется Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 (далее — Правила).

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» Минобрнауки России разработан Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы) относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания (приказ Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г. № 1898, с изменениями внесенными приказом Минобрнауки России от 11 августа 2015 г. № 818) (далее — Порядок).

Порядком предусмотрено, что учреждения самостоятельно определяют возможность оказания платных услуг исходя из необходимости обеспечения одинаковых условий при оказании одних и тех же платных услуг и услуг, осуществляемых в рамках установленного государственного задания, на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом комплексных характеристик образовательной деятельности и подготовки обучающегося (качества образования), предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами и образовательными стандартами.

Дополнительно сообщаем, что с 1 января 2016 г. вступила в силу новая редакция пункта 6 Порядка, согласно которой размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины базовых нормативных затрат, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640, на оказание аналогичной государственной услуги в отношении контингента, принимаемого на обучение на соответствующий учебный год (далее — Положение, базовые нормативы затрат).

Согласно пункту 22 Положения значение базового норматива затрат на оказание государственной услуги утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, общей суммой, с выделением суммы затрат на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги, а также суммы затрат на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания на оказание государственной услуги.

Базовые нормативы затрат по программам высшего образования утверждены от 1 декабря 2015 г. № АП-117/18вн, по программам среднего профессионального образования — от 1 декабря 2015 г. № АП-118/18вн.

Кроме того, в соответствии с пунктом 33 Положения в объем финансового обеспечения выполнения государственного задания включаются затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

В случае если учреждение оказывает государственные услуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату сверх установленного государственного задания, затраты на уплату налогов рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности, который определяется как отношение планируемого объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, исходя из объемов субсидии, полученной из федерального бюджета в отчетном финансовом году на указанные цели, к общей сумме, включающей планируемые поступления от субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и доходов платной деятельности, исходя из указанных поступлений, полученных в отчетном финансовом году. В связи с этим при расчете размера платы за предоставление платных услуг целесообразно учитывать затраты, связанные с уплатой налога на имущество организаций и земельного налога.

В соответствии с частью 3 статьи 54 Закона об образовании при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица заключается договор об оказании платных услуг (далее — договор), в котором указывается полная стоимость платных услуг и порядок их оплаты. Полная стоимость платной услуги отражает исчерпывающую сумму на весь срок обучения, которую заказчик должен заплатить исполнителю за оказание платной услуги (услуг), предусмотренной договором. Указание полной стоимости платной услуги исключает возможность устанавливать отдельную дополнительную плату за какие-либо составляющие платной услуги, оказание которой является предметом заключенного договора.

Иные услуги, оказываемые учреждением за плату могут оказываться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Договор между гражданином и учреждением, должен соответствовать положениям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) о возмездных договорах на оказание услуг (глава 39 ГК РФ), Закону об образовании и Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей). При этом Законом о защите прав потребителей гражданину гарантирована защита его прав на надлежащую информацию об исполнителе и оказываемых услугах, на надлежащее качество услуг, на соответствие условий договора требованиям законодательства Российской Федерации, на восстановление его нарушенных прав.

Пунктом 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что информация о цене товаров (работ, услуг) предоставляется в рублях, что является обязательным элементом любой потребительской сделки и полностью соотносится с положениями пункта 1 статьи 317 ГК РФ.

Кроме того, в соответствии со статьей 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Приказом Минобрнауки России от 21 ноября 2013 г. № 1267 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» утверждена примерная форма договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в которой полная стоимость платных образовательных услуг также указывается в рублях.

Вместе с тем, решение об оплате обучения в иностранной валюте распространяется исключительно на нерезидентов, осуществляющих оплату стоимости обучения с территории иностранного государства на валютный счет учреждения. Обусловлено это отсутствием возможности оплатить нерезиденту стоимость обучения в рублях с территории иностранного государства.

Согласно статьи 140 ГК РФ случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законодательством о валютном регулировании и валютном контроле. Статья 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит закрытый перечень случаев, в которых расчеты между валютными резидентами могут осуществляться в иностранной валюте, в который расчеты между валютным резидентом — физическим лицом и государственным учреждением не входят.

Таким образом, валютные резиденты, являющиеся сторонами по договору, должны осуществлять расчеты в рамках исполнения обязательства в российских рублях.

Частью 3 статьи 54 Закона об образовании определено, что увеличение стоимости платных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости платных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Дополнительно сообщаем, что при внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в части изменения уровня инфляции, в текущем финансовом году повторное применение вновь установленного уровня инфляции по уже заключенным договорам не допускается.

Следовательно, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, учреждения один раз в год вправе корректировать полную стоимость платной услуги (за вычетом ранее произведенной оплаты за предыдущие периоды обучения), по уже заключенным договорам с учетом уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Документом, подтверждающим указанную корректировку стоимости в договоре, является дополнительное соглашение. При этом согласно части 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. То есть, если договор был заключен в письменной форме и его подписали две или более стороны, то и дополнительное соглашение к нему должно быть выполнено в письменной форме и подписано теми же сторонами.

Статьей 310 ГК РФ предусмотрено недопущение одностороннего изменения условий договора, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК УФ, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Таким образом, указанное дополнительное соглашение может быть подписано гражданином добровольно. Если гражданин отказывается от подписания такого соглашения об увеличении стоимости обучения с учетом уровня инфляции, то учреждение вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить дополнительное соглашение или расторгнуть соглашение с гражданином.

Если договор заключен в период действия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» до вступления в силу действующего Закона об образовании, в котором не предусматривалась норма, ограничивающая увеличение стоимости оказания платных услуг после заключения договора, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (часть 3 статьи 54 Закона об образовании), то во избежание нарушения прав обучающихся изменение стоимости обучения должно оформляться путем заключения дополнительных соглашений.

В соответствии с частью 6 статьи 54 Закона об образовании договор не может содержать условия, которые ограничивают права обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

Взимание повышенной платы, увеличенной с учетом уровня инфляции, без заключения дополнительного соглашения с потребителем, или в размере, превышающем уровень инфляции, будет противоречить двустороннему характеру отношений между образовательной организацией и обучающимся (его родителями).

Кроме того, дополнительное соглашение об увеличении стоимости образовательных услуг на сумму превышающую уровень инфляции, недействительно в силу действия статьи 16 Закона о защите прав потребителей и статьи 168 ГК РФ. Включение в договор об образовании условий, допускающих такое увеличение стоимости, образует состав административного нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи, с чем заключение со студентом дополнительных соглашений о повышении стоимости обучения на сумму, превышающую уровень инфляции, недопустимо.

Прошу руководствоваться данными разъяснениями и в срок до 15 апреля 2016 г. привести в соответствие локальные нормативные акты с целью недопущения ухудшения условий договоров для потребителей, а также проводить разъяснительную работу среди обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних лиц о сути заключаемых договоров и изменений, содержащихся в проектах дополнительных соглашений к договорам на этапе их заключения.

А.Б. Повалко

Обзор документа

Разъяснен порядок формирования стоимости платных услуг по реализации программ высшего образования и среднего профобразования.

В настоящее время действует порядок расчета платы за услуги (работы) учреждений Минобрнауки России, оказываемые (выполняемые) ими сверх госзадания, а также в его пределах (в установленных случаях). При этом с 1 января 2016 г. действует новая редакция одного из его положений. Установлено, что размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже базовых нормативных затрат на аналогичную услугу.

В объем финансового обеспечения выполнения госзадания включаются затраты на уплату налогов, в качестве объекта по которым признается имущество учреждения.

Если организация оказывает услуги (выполняет работы) сверх госзадания, то затраты на уплату налогов рассчитываются с применением специального коэффициента. Он рассчитывается как отношение планируемого объема финансового обеспечения госзадания к общей сумме, включающей предполагаемые поступления от целевой субсидии и доходов платной деятельности, полученных в отчетном финансовом году.

Таким образом, целесообразно учитывать затраты на уплату налога на имущество и земельный налог.

При приеме на обучение заключается договор. В нем указывается полная стоимость услуг и порядок их оплаты. Отмечено, что валютные резиденты, являющиеся сторонами по договору, должны совершать расчеты в рамках исполнения обязательства в российских рублях.

Закон об образовании запрещает увеличивать стоимость услуг после заключения договора. Исключение — инфляция.

Учреждения 1 раз в год вправе корректировать полную стоимость услуги (за вычетом ранее произведенной оплаты за предыдущие периоды обучения) по уже заключенным договорам с учетом инфляции. В этих целях составляется допсоглашение. Оно может быть подписано гражданином добровольно.

При отказе учреждение вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить допсоглашение или расторгнуть договор с гражданином.

Если договор заключен в период действия прежнего Закона об образовании, то изменение стоимости обучения должно оформляться путем заключения допсоглашений.

Допсоглашение об увеличении стоимости услуг на сумму, превышающую уровень инфляции, недействительно в силу Закона о защите прав потребителей и ГК РФ. Включение в договор об образовании условий, допускающих такое увеличение стоимости, образует состав административного нарушения.

Таким образом, недопустимо заключать со студентом допсоглашения о повышении стоимости обучения на сумму, превышающую уровень инфляции.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Оплата образовательных услуг

У нас можно заплатить за школу, институт или университет,
кружок или спортивную секцию

Внимательно проверьте реквизиты, у организации может быть несколько расчетных счетов и КБК, а также реквизиты могут смениться. Нужные — в вашей квитанции. Изменить реквизиты

Оплачиваем услуги:
  • Школа
  • институт или университет
  • кружок
  • спортивная секция

Найдите нужное учреждение
Введите данные плательщика
Введите данные платежа

Комиссия: руб.
Всего к оплате: руб.

Чтобы вы не вводили данные карты при каждом платеже, мы можем привязать ее к вашей учетной записи. Эта функция доступна только после завершения регистрации.

Принимаем карты любого банка

Для совершения оплаты подойдет любая карта Visa, MasterCard или «Мир»

Оплата за один клик

Можем запомнить вашу карту и вы будете проводить платежи в одно нажатие

Защищаем вашу карту

Ваша карта в безопасности. Все платежи защищены по международному стандарту PCI DSS

У нас часто спрашивают

Есть ли подтверждение оплаты?

После оплаты вы сможете скачать квитанцию. Она подтверждает, что вы действительно сделали платеж. Ее примут в любом госоргане: например в налоговой и пенсионном фонде.

Как оплатить квитанцию ЖКХ?

Найдите поставщика ЖКХ с квитанции, используя его ИНН или название. Затем укажите номер лицевого счета и оплатите квитанцию картой любого банка. Мы сохраним этого поставщика, чтобы в следующий раз вы его не искали.

Что будет, если я сделаю что-то не так?

Ничего страшного, если вы вдруг ошибетесь при оплате квитанции. Деньги или не спишутся, или вскоре вернутся к вам на карту.

Безопасность

Безопасность проведения платежей

  • Наш партнер, НКО “МОНЕТА” (ООО), осуществляет переводы наших пользователей и обеспечивает безопасность всех платежей. НКО “МОНЕТА” (ООО) соответствует международному стандарту PCI DSS и ежеквартально проходит внешнее сканирование компанией Qualys;
  • Все данные, связанные с проведением платежей, передаются в НКО «МОНЕТА» (ООО) по безопасному шифрованному соединению;
  • Мы принимаем только карты, которые поддерживают технологию 3DS (3-D Secure): в момент проведения платежа банк присылает смс-код, который нужно ввести в специальную форму.

Привязка карт

  • Пользователи Citycard могут привязать банковскую карту, чтобы не вводить номер карты и коды при при каждом платеже. Эта возможность доступна только зарегистрированным пользователям, и использовать ее не обязательно.
  • Чтобы привязать карту мы используем систему “рекуррентных платежей”. Данные вашей платежной карты нигде не сохраняются: сервис запрашивает у банка специальный токен, который потом используется для проведения платежей.
  • Привязанная карта может использоваться только для одного типа платежей. Если совершается платеж другого типа — карту нужно привязать снова. Например: карту, привязанную к платежам ЖКХ, придется отдельно привязать к штрафам ГИБДД.
  • Мы не разрешаем использовать привязанную карту при первом платеже новому поставщику, чтобы никто не смог использовать вашу привязанную карту без вашего разрешения.
  • Если пользователь запрашивает восстановление пароля, все его привязанные карты автоматически удаляются. Привязанную карту можно удалить из системы в любой момент.

Личные данные

  • Данные в сервисе передаются только по безопасному шифрованному соединению;
  • Мы запрашиваем личные данные пользователей в обязательном порядке только в ситуациях, когда это необходимо для проведения платежей. Например, для платежей в бюджетные организации мы запрашиваем паспортные данные, поскольку этого требует закон;
  • Мы не передаем личные данные пользователей третьим лицам или компаниям кроме как с целью проведения платежей или для предоставления информации по запросам компетентных органов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Правила

О правилах

  1. Правила описывают назначение сервиса Citycard, отношения между ним и пользователями.
  2. С точки зрения закона, эти правила не являются публичной офертой. Эти правила помогают понять публичную оферту, расположенную по адресу: https://citycard.ru/offerta.pdf
  3. Оферта считается принятой пользователем в момент регистрации или проведения первого платежа: в зависимости от того, что случилось раньше.
  4. Правила и оферта могут быть изменены в любой момент, но мы уведомим пользователей о таких изменениях.
  5. Нельзя пользоваться сервисом, если вы не согласны с правилами и условиями публичной оферты.

Информация о сервисе

  1. Сервис Citycard принадлежит компании ООО “Платежный Интегратор”, юридический адрес: 424033, г Йошкар-Ола, б-р Чавайна, д 23А, оф 303
  2. С вопросами по работе сервиса пишите на электронную почту , а по вопросам сотрудничества —
  3. Бумажные письма отправляйте по адресу: 424031, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 74А — 29.

Назначение сервиса

  1. Сервис помогает оплачивать услуги или товары электронным образом.
  2. Сервис не осуществляет платежи непосредственно. Переводы осуществляет НКО «МОНЕТА» (ООО) — наш партнер и платежный агрегатор.
  3. Сервис информирует пользователей о задолженностях, используя данные, предоставленные поставщиками, публичными сервисами, государственными информационными системами (ГИС ЖКХ, ГИС ГМП).

Платежи и комиссии

  1. Платежи в сервисе являются распоряжениями в НКО «МОНЕТА» о переводе денежных средств.
  2. Сервис берет комиссию с платежей как вознаграждение за оказываемые услуги. Комиссия зависит от получателя платежа.
  3. Сервис может изменять комиссию в любой момент. Мы стараемся не злоупотреблять этим правом и уведомлять пользователей о значительных изменениях комиссии.
  4. Пользователь видит размер комиссии перед проведением платежа.
  5. Общая сумма перевода в сервисе не может превышать лимитов, которые установлены в ФЗ №161 “О национальной платежной системе”
  6. Количество переводов и их сумма не может превышать лимитов, установленных в НКО «МОНЕТА» для защиты от мошенничества. Лимиты доступны по ссылке: https://www.moneta.ru/info/d/ru/public/users/nko/nkolimits.pdf

Возвраты

  1. Мы стремимся к уменьшению количества ошибочных платежей, которые требуют возврата. Перед проведением платежа мы его автоматически проверяем, но не гарантируем его корректность.
  2. Корректные платежи нельзя отменить — деньги отправляются получателю в течение нескольких минут.
  3. Некорректными платежами мы называем платежи с ошибками в реквизитах, лицевых счетах, назначении платежа и т.д.
  4. Некорректные платежи автоматически возвращаются как только платеж возвращается нам от получателя, но весь возврат может занять до 30 дней.
  5. Аналогичным образом возвращаются платежи, которые сервис не провел по техническим причинам.

Персональные данные

  1. Положение об обработке персональных данных доступно по ссылке: https://citycard.ru/personal-data-processing.pdf
  2. Сервис использует персональные данные пользователей для:
    1. осуществления переводов в НКО «МОНЕТА»
    2. получения данных о задолженностях и начислениях
    3. уведомления пользователей о событиях сервиса

    Уведомления

    1. Мы уведомляем пользователей о:
      1. новых начислениях от добавленных поставщиков;
      2. сообщениях от добавленных поставщиков;
      3. состоянии запросов в службе технической поддержки сервиса;
      4. маркетинговых акциях и новостях сервиса.
      • смс-сообщения;
      • электронную почту;
      • социальные сети и мессенджеры.

      Ограничение ответственности

      1. Мы не можем гарантировать бесперебойную работу сервиса и не несем ответственность за его временную недоступность.
      2. Мы не гарантируем достоверность данных о начислениях и задолженностях, но стремимся к максимальной точности и актуальности этих данных.
admin
Оцените автора
Ракульское