Обязанности водоснабжающей организации

Согласно статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на охрану здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (статья 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определены полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»

Полномочия в сфере водоснабжения, водоотведения

1) Организация централизованного водоснабжения населения и (или) водоотведения, нецентрализованного холодного водоснабжения с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды

1) Пункт 1 части 1 статьи 6, часть 9 статьи 7, часть 10 статьи 21, часть 2 статьи 23, часть 4 статьи 24 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Обеспечение населения питьевой водой, в том числе путем подвоза воды в случае прекращения или ограничения водоснабжения

3) Обеспечение условий, необходимых для организации подачи питьевой воды, горячей воды соответствующей установленным требованиям и установленного качества

В течении суток

2) Правила холодного водоснабжения и водоотведения, правила горячего водоснабжения утверждаются Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и внесении изменений в отдельные акты Правительства РФ»)

Утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов

В соответствии с Федеральным законом № 416-ФЗ

1) Пункт 4 части 1 статьи 6, часть 2 статьи 42 Федерального закона № 416-ФЗ;

2) Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требований к их содержанию утверждается Правительством РФ (Постановление Правительства от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения»)

Проведение инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод)

Часть 2 статьи 42 Федерального закона № 416-ФЗ

Определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации и зоны ее деятельности

Пункт 2 части 1 статьи 6, часть 2 статьи 42 Федерального закона № 416-ФЗ

Направление гарантирующей организации и размещение на официальном сайте органа местного самоуправления поселения, городского округа в сети «Интернет» (в случае отсутствия указанного сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») решения о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности

В течение трех дней со дня принятия решения

Часть 3 статьи 12 Федерального закона № 416-ФЗ

Согласование вывода объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации

6 месяцев с момента получения уведомления о выводе объекта в ремонт или из эксплуатации

Пункт 3 части 1 статьи 6, часть 1 статьи 22 Федерального закона № 416-ФЗ

Утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ

В сроки, установленные порядком разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ

1) Пункт 5 части 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение утверждается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения».)

Внесение изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы:

— в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями в случае получения уведомления о несоответствии средних уровней показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, нормативам качества питьевой воды

— в части учета мероприятий по охране окружающей среды в сфере водоотведения, в том числе в части снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов

В сроки, установленные порядком разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ

1) Часть 6 статьи 23, часть 7 статьи 24, часть 5 статьи 26 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ утверждается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения».)

Согласование инвестиционных программ;

В сроки, установленные порядком разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ

1) Пункт 6 части 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение утверждается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения».)

Согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади

В сроки , установленные Правительством РФ

1) Пункт 7 части 1 статьи 6, часть 3 статьи 26 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Требования к содержанию плана снижения сбросов, порядок и сроки его согласования, основания для отказа в согласовании такого плана устанавливаются Правительством РФ (не утверждены)

Принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения

Постоянно, по обращению организации

Пункт 8 части 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ

Заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 416-ФЗ

По итогам тарифного регулирования

Пункт 9 части 1 статьи 6, часть 3 статьи 36 Федерального закона № 416-ФЗ

Определение в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения организации, обязанной осуществить подключение объекта заявителя к централизованной системе горячего водоснабжения, или в случаях, предусмотренных правилами горячего водоснабжения, отказывает в определении такой организации и предоставляет информацию о других возможностях обеспечения горячего водоснабжения

В течении 15 дней с момента получения запроса от организации, осуществляющей горячее водоснабжение

1) Часть 2 статьи 19 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Правила горячего водоснабжения утверждаются Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и о внесении изменения в постановление Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83″

Размещение в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов

Не реже одного раза в год

Часть 10 статьи 23, часть 11 статьи 24 Федерального закона № 416-ФЗ

Информирование населения о существенном ухудшении качества питьевой воды, горячей воды в средствах массовой информации, в том числе на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта — на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет)

При наличии оснований

Часть 11 статьи 23, часть 12 статьи 24 Федерального закона № 416-ФЗ

Размещение на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») и в средствах массовой информации сведения о принятом решении, о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, подключенных к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения

При наличии оснований

Часть 11 статьи 23, часть 12 статьи 24 Федерального закона № 416-ФЗ

Участие в проведении технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения

При необходимости по решению органов местного самоуправления

1) Часть 3 статьи 37 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения утверждает Минрегион России (не утверждены)

Согласование результатов технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения участие в проведении технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с периодичностью проведения технического обследования

1) Часть 4 статьи 37 Федерального закона № 416-ФЗ

2) Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения утверждает Минрегион России (не утверждены)

Статья 8. Обеспечение эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения

1. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

2. Физическое лицо, являющееся собственником централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязано заключить договор с организацией, на основании которого организация будет осуществлять эксплуатацию указанных систем.

3. Организация, заключившая договор аренды сроком более чем на один год или концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, обязана в течение трех месяцев со дня заключения указанных договора или соглашения получить лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с осуществлением горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

4. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

6. Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

7. В случае, если снижение качества воды происходит на бесхозяйных объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, организация, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и эксплуатирует такие бесхозяйные объекты, обязана не позднее чем через два года со дня передачи в эксплуатацию этих объектов обеспечить водоснабжение с использованием таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливающим требования к качеству горячей воды, питьевой воды, если меньший срок не установлен утвержденными в соответствии с настоящим Федеральным законом планами мероприятий по приведению качества горячей воды, питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. На указанный срок допускается несоответствие качества подаваемой горячей воды, питьевой воды установленным требованиям, за исключением показателей качества горячей воды, питьевой воды, характеризующих ее безопасность.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Калужской области

Статьей 14 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 485 — ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» внесены изменения в статью 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416 — ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с внесенными изменениями вопросы по организации водоснабжения и водоотведения исключены из вопросов местного значения сельских поселений. Данные вопросы отнесены к вопросам местного значения городских поселений и городских округов.

Аналогичные изменения затронули и Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131 — ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Теперь в соответствии с ч. 3 ст. 14 указанного Федерального закона к перечню вопросов местного значения сельских поселений вопросы по организации водоснабжения и водоотведения не относятся.

Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131 — ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и ч. 1. 1 ст. 6 Федерального закона № 416 — ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация водоснабжения и водоотведения на территориях сельских поселений решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Следует отметить, что, согласно внесенным изменениям, Законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений данные вопросы могут быть закреплены за сельскими поселениями.

Кроме того, глава 2 Федерального закона № 416 — ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» дополнена статьей 6. 1 о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно которым полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1. 2 статьи 17Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 — ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 43 Федерального закона N 416 — ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» отдельные положения данного закона вступают в силу с 1 июля 2015 года. В частности, к ним относятся часть 6 статьи 27, пункт 4 части 3 статьи 21, часть 2 статьи 29 Федерального закона.

В соответствии с ч. 6 ст. 27 Федерального закона N 416 — ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на абонентов возлагается обязанность в целях соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов обеспечивать очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения с использованием принадлежащих абонентам сооружений и устройств, предназначенных для этих целей (локальные очистные сооружения).

Вводится в действие норма закона, предусматривающая в качестве основания для временного прекращения или ограничения водоснабжения и водоотведения, отсутствие у абонента локальных очистных сооружений или, в предусмотренных ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 416 — ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» случаях, плана снижения сбросов, либо неисполнения абонентом плана снижения сбросов.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона № 416 — ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», если принятые в централизованную систему водоотведения от абонента сточные воды не соответствуют нормативам допустимых сбросов абонентов или лимитам на сбросы, такой абонент обязан возместить вред, причиненный окружающей среде. В этом случае организация, осуществляющая водоотведение, не возмещает указанного вреда, причиненного окружающей среде.

1 Изображения

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Калужской области

Прокуратура Калужской области

Дата публикации:

31 марта 2015, 04:53

Изменения в законодательстве о водоснабжении и водоотведении

Статьей 14 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 485 — ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» внесены изменения в статью 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416 — ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с внесенными изменениями вопросы по организации водоснабжения и водоотведения исключены из вопросов местного значения сельских поселений. Данные вопросы отнесены к вопросам местного значения городских поселений и городских округов.

Аналогичные изменения затронули и Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131 — ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Теперь в соответствии с ч. 3 ст. 14 указанного Федерального закона к перечню вопросов местного значения сельских поселений вопросы по организации водоснабжения и водоотведения не относятся.

Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131 — ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и ч. 1. 1 ст. 6 Федерального закона № 416 — ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация водоснабжения и водоотведения на территориях сельских поселений решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Следует отметить, что, согласно внесенным изменениям, Законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений данные вопросы могут быть закреплены за сельскими поселениями.

Кроме того, глава 2 Федерального закона № 416 — ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» дополнена статьей 6. 1 о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно которым полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1. 2 статьи 17Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 — ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 43 Федерального закона N 416 — ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» отдельные положения данного закона вступают в силу с 1 июля 2015 года. В частности, к ним относятся часть 6 статьи 27, пункт 4 части 3 статьи 21, часть 2 статьи 29 Федерального закона.

В соответствии с ч. 6 ст. 27 Федерального закона N 416 — ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на абонентов возлагается обязанность в целях соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов обеспечивать очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения с использованием принадлежащих абонентам сооружений и устройств, предназначенных для этих целей (локальные очистные сооружения).

Вводится в действие норма закона, предусматривающая в качестве основания для временного прекращения или ограничения водоснабжения и водоотведения, отсутствие у абонента локальных очистных сооружений или, в предусмотренных ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 416 — ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» случаях, плана снижения сбросов, либо неисполнения абонентом плана снижения сбросов.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона № 416 — ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», если принятые в централизованную систему водоотведения от абонента сточные воды не соответствуют нормативам допустимых сбросов абонентов или лимитам на сбросы, такой абонент обязан возместить вред, причиненный окружающей среде. В этом случае организация, осуществляющая водоотведение, не возмещает указанного вреда, причиненного окружающей среде.

© 2003-2022 Прокуратура Калужской области
Все права защищены

Калуга, ул. Кутузова, д. 2 а
Телефон: +7 (4842) 57-49-81
Телефон: +7 (910) 520-31-09

Границы эксплуатационной ответственности

Границы эксплуатационной ответственности

Понимание границ ответственности между РСО, УК и собственниками жилых помещений в МКДважно для избежания спорных ситуаций. В судебной практике нередки случаи споров между РСО и УК, касающиеся эксплуатационной ответственности за определенные участки инженерных сетей, насчет которых не была достигнута договоренность.

В половине административных дел подобного рода суд встает на сторону РСО, в этом случае УК несет большие убытки. Чтобы этого избежать и быть застрахованным от нежелательных конфликтов нужно составлять акт разграничения ответственности.

Границы эксплуатационной ответственности

Не для всех КУ в законодательстве четко определены границы эксплуатационной ответственностии неразрывно связанной с ней балансовой принадлежности. Наиболее определенно эти понятия представлены в п.1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (Постановление Правительства РФ № 644).

Согласно этому документу границей балансовой принадлежностипризнается граница раздела собственности. Она в свою очередь определяет границу эксплуатационной ответственности, то есть указывает, кто будет нести бремя содержания объекта: управляющая организация, РСО или собственники. То же самое можно сказать и о других коммунальных ресурсах.

Граница эксплуатационной ответственности РСО, если мы говорим об электроснабжении, проходит до точки соединения общедомового прибора учета с электрической сетью, входящей в МКД. Ответственность УК — внутридомовая система электроснабженияи электрических устройств, отключающие устройства на квартиру. Ответственность жильцов — внутридомовые устройства и приборы после отключающих устройств в этажных щитах, счетчики в квартирах.

Ответственность по теплоснабжению распределяется следующим образом: РСО несет ответственность до точки соединения общедомового прибора учетас теплосетью, входящей в МКД. УК отвечает за стояки системы отопления, отключающие устройства на ответвлениях от стояков и за запорно-регулирующую арматуру на внутриквартирной разводке. Ответственность жильцов вновь начинается внутри их жилья, они отвечают за отопительные приборы и за ответвления от стояков системы отопления после запорно-регулирующей арматуры.

Ответственность РСО, если дело касается водоснабжения и водоотведения, длится до точки соединения общедомового прибора учета с водопроводной сетью, входящей в МКД. УК обязаны следить за состоянием стояков горячего и холодного водоснабжения, отключающими устройствами на ответвлениях от стояков и запорно-регулирующей арматурой на внутриквартирной разводке. Собственники помещений в МКДответственны за ответвления от стояков системы горячего и холодного водоснабжения после запорно-регулирующей арматуры, за саму запорно-регулирующую арматуру и за сантехоборудование в квартирах.

  • помещения в МКД, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого/ нежилого помещения в доме;
  • внутридомовые инженерные системыхолодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления и электроснабжения.

Границы эксплуатационно ответственности могут быть внешними и внутренними. В первом случае они разделяют сферы компетенции РСО и УК (внешняя граница стены МКД), во втором — УК и собственников (внутренняя граница стены МКД).

Внешние границы эксплуатационной ответственности

Если речь идет о внешней границе инженерных сетей, входящих в состав общего имущества МКД, то границей эксплуатационной ответственности между РСО и УК будет считаться внешняя граница стены дома, а при наличии общедомового прибора учета определенного коммунального ресурса — место соединения этого общедомового прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД.

Отдельно стоит сказать о внешней границе сетей газоснабжения, входящих в состав общего имуществаМКД. В данном случае граница эксплуатационной ответственности между РСО и УК — место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Нередко граница эксплуатационной ответственности проходит не по стене дома. Тогда в зону УК, управляющей МКД, попадает фрагмент инженерной сети, находящейся за пределами внешней стены, и, казалось бы, формально относящейся к зоне ответственности РСО. Ее содержание грозит большими убытками, поэтому нужно внимательно подходить к описанию границы эксплуатационной ответственности в акте разграничения ответственности.

Спорным можно считать случай, когда граница эксплуатационной ответственности проходит по внешней задвижке. Это происходит в том случае, если наружный участок инженерной сети входит в состав общедомового имущества. Тогда РСО осуществляет техническое обслуживание данной инженерной сети по тарифу, утвержденному собственниками помещений в МКД. Обязанность УК — предложить такой тариф собственникам.

Ремонт, в том числе и аварийный, проводится за счет РСО.

А как быть с бесхозяйными инженерными сетями? То есть с такими сетями, которые не висят на балансе ни у УК, ни у РСО и не входят в состав общедомового имущества. Обычно такие сети передаются в муниципальную собственность.

В свою очередь орган местного самоуправления в течение тридцати дней с момента выявления бесхозяйственной инженерной сети обязан определить РСО, инженерные сети которой связаны с бесхозной (п.6 ст.15 № 190-ФЗ).

Федеральная служба по тарифам должна будет включить расходы на содержание такой сети в тарифы РСО для дальнейшего регулирования. До тех пор, пока это не сделано, потери энергии на данном спорном участке сети, а также ремонтные работы осуществляются за счет УК пропорционально фактическому потреблению.

Внутренние эксплуатационные границы

  • для отопления – вентиля на подводках трубопровода отопления к квартирному радиатору. Если таковые отсутствуют, то граница проходит по резьбовому соединению в радиаторной пробке.
  • для холодного и горячего водоснабжения – вентиль на отводе трубопровода от стояка. Если его нет в наличии, граница — сварочный шов на отводе трубопровода от стояка.
  • для водоотведения – раструб фасонного изделия (тройник, крестовина, отвод) на стояке трубопровода водоотведения.
  • для электроснабжения – место присоединения отходящего провода квартирной электропроводки к пробке индивидуального прибора учета электроэнергии, автоматическому выключателю, УЗО.

Границей эксплуатационной ответственности между УКи собственниками (мы говорим о внутренней границе строительных конструкций, входящих в состав общего имущества многоквартирного жилого дома) является внутренняя поверхность стен квартиры, оконные заполнения и входная дверь в квартиру.

Ограждающие несущие сооружения, земельный участок (включая детские и игровые площадки, коллективные автостоянки), на котором находится дом, лестничные площадки, коридоры, крыши и чердаки, а также лифты находятся в зоне эксплуатационной ответственностиУК.

Судебная практика

Возможно, главным аргументом в пользу того, что важно подробно обговаривать границы эксплуатационной ответственности в договоре ресурсоснабжения, послужат примеры из судебной практики.

Управляющая организацияобратилась в суд с иском о признании условий договоров энергоснабжения недействительными и об обязании передать тепловые сети в зону ответственности РСО. Суд в удовлетворении исковых требований отказал, поскольку УК согласовала границы балансовой принадлежности, приняв спорный участок сетей на свое содержание (Постановление от 23 мая 2012 г. по делу N А63-9362/2011).

Суд может принять иное решение, если границы балансовой принадлежности в акте обозначены иначе, чем по внешней стене многоквартирного домаили в точке установки прибора учета. В этом случае акт разграничения балансовой принадлежности является недействительным (Определение ВАС РФ от 26.06.2012 N 6421/12 по делу N А14-11374/2010).

При заключении договора между сторонами возникли разногласия относительно границы эксплуатационной ответственности, так как отсутствовал акт разграничения ответственности, суд постановил определить границу эксплуатационной ответственности согласно Правилам содержания общедомового имущества(Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.05.2015 N Ф10-1143/2015 по делу N А68-2267/2014).

А согласно Постановлению ФАС УО от 28.02.2011 № Ф09-443/11-С5 при схожей ситуации отсутствия заключенного между сторонами конфликта акта разграничения ответственностисуд заключил, что граница эксплуатационной ответственности должна проходить по границе балансовой принадлежности, иными словами, по линии раздела инженерных сетей между владельцами.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации(заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

admin
Оцените автора
Ракульское