Установка пандуса в многоквартирном доме

На основании статей 12 и 15 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Установить, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 3-месячный срок утвердить:

а) форму акта обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида;

б) правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида;

в) форму решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида;

г) формы заключений о возможности или об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме
(утв. постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 г. N 649)

С изменениями и дополнениями от:

10 февраля 2020 г.

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.

2. Настоящие Правила применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее — жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее — многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).

Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

3. Координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивают:

в отношении жилых помещений инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении указанных жилых помещений (далее — уполномоченный федеральный орган);

в отношении иных жилых помещений инвалидов — орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган).

II. Обеспечение условий доступности жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме для инвалидов

4. Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее — обследование), в том числе ограничений, вызванных:

а) стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения;

б) стойкими расстройствами функции слуха, сопряженными с необходимостью использования вспомогательных средств;

в) стойкими расстройствами функции зрения, сопряженными с необходимостью использования собаки-проводника, иных вспомогательных средств;

г) задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека.

5. Обследование проводится в соответствии с планом мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (далее — план мероприятий) и включает в себя:

а) рассмотрение документов о характеристиках жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (технический паспорт (технический план), кадастровый паспорт и иные документы);

Информация об изменениях:

Подпункт «б» изменен с 1 июля 2020 г. — Постановление Правительства России от 10 февраля 2020 г. N 114

б) рассмотрение документов о признании гражданина инвалидом, в том числе выписки из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом. Уполномоченный федеральный орган (уполномоченный орган) в порядке межведомственного электронного взаимодействия запрашивает в Пенсионном фонде Российской Федерации сведения, подтверждающие факт установления инвалидности. Межведомственный запрос направляется указанными уполномоченными органами в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Указанные сведения предоставляются Пенсионным фондом Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса. Гражданин, признанный инвалидом (семья, имеющая ребенка-инвалида), вправе по собственной инициативе представить в указанные уполномоченные органы в качестве сведений, подтверждающих факт установления инвалидности, документы о признании гражданина (ребенка) инвалидом, в том числе выписку из акта медико-социальной экспертизы гражданина (ребенка), признанного инвалидом;

в) проведение визуального, технического осмотра жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, при необходимости проведение дополнительных обследований, испытаний несущих конструкций жилого здания;

г) проведение беседы с гражданином, признанным инвалидом, проживающим в жилом помещении, в целях выявления конкретных потребностей этого гражданина в отношении приспособления жилого помещения;

д) оценку необходимости и возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

6. Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, осуществляется федеральной межведомственной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (далее — федеральная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным уполномоченным федеральным органом.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда субъекта Российской Федерации, осуществляется региональной межведомственной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемой уполномоченным органом (далее — региональная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее — муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

7. В состав федеральной комиссии включаются представители:

а) уполномоченного федерального органа;

б) органов государственного жилищного надзора;

Установка пандуса в подъезде многоквартирного дома

Подборка наиболее важных документов по запросу Установка пандуса в подъезде многоквартирного дома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Благоустройство территории:
  • Биотуалеты КОСГУ
  • Благоустройство дворовых территорий
  • Благоустройство придомовой территории
  • Благоустройство территории вид расходов
  • Благоустройство территории налог на прибыль
  • Ещё.

Судебная практика: Установка пандуса в подъезде многоквартирного дома

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Определение Верховного Суда РФ от 09.02.2021 N 301-ЭС20-23897 по делу N А39-9046/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об обязании устранить недостатки, допущенные при строительстве многоквартирного жилого дома.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суд апелляционной инстанции, установив факт наличия в выполненных работах существенных недостатков, которые возникли до передачи квартир дольщикам и не были устранены застройщиком, учитывая, что товариществом не пропущен десятилетний срок, установленный для предъявления требования об устранении выявленных в работах существенных недостатков, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, определив стоимость устранения недостатков и перечень работ на основании заключения эксперта. Апелляционный суд постановлением от 18.09.2020, оставленным без изменения постановлением суда округа от 09.12.2020, отменил решение суда, обязал застройщика устранить недостатки, допущенные при строительстве многоквартирного дома: произвести проектирование новой конструкции пандуса и входной группы на два подъезда многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Московская, дом 62; произвести демонтаж существующей конструкции пандуса и входной группы на два подъезда многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Московская, дом 62; установить новые конструкции пандуса и входной группы на два подъезда многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Московская, дом 62.

Распределены судебные расходы.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2021 N 4-КГ21-29-К1
Требование: О признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, вселении в жилое помещение, возложении обязанности заключить договор социального найма.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчикам, проживающим в подлежащем сносу многоквартирном доме, была предоставлена для переселения квартира, однако ответчик-1 уклонился от подписания договора социального найма.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судами не мотивировано несогласие с выводами заключения специалиста о непригодности предоставленной ответчикам квартиры для проживания инвалидов-колясочников, при этом ответчикам отказано в проведении судебной строительно-технической экспертизы по формальным основаниям. При рассмотрении указанного гражданского дела, в том числе проведении выездного судебного заседания по месту расположения дома и осмотре квартиры, судом было установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: , в который ранее ответчикам предлагали переселиться в квартиру, расположенную на 17 этаже, оборудован пандусом, который позволяет беспрепятственно подъехать на кресле-коляске к двери подъезда. Вместе с тем, как отражено в судебном акте, пороги двух дверей подъезда, ведущих к лифту, имеют высоту, которая не позволяет беспрепятственно проехать коляске, а входные двери не могут быть открыты инвалидом, находящимся в коляске, самостоятельно. В доме имеется два лифта: грузовой и пассажирский.

В пассажирский лифт может поместиться только коляска без сопровождающего, лестничные пролеты на второй и последующие этажи приспособлениями для передвижения кресла-коляски не оборудованы. Отказывая в иске суд установил, что хотя предоставляемая ответчикам квартира по площади и количеству жилых комнат и соответствует нормам действующего законодательства, однако с учетом состояния их здоровья вселение в нее может привести к ухудшению их жилищных условий по сравнению с предыдущими условиями. Федюшкина А.О. и Федюшкин Н.И. будут лишены возможности самостоятельно перемещаться из квартиры на улицу и обратно, а любая нештатная или чрезвычайная ситуация, повлекшая прекращение работы лифтов, создаст угрозу жизни и здоровью инвалидов, которые не смогут самостоятельно быстро и беспрепятственно покинуть жилое помещение.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Установка пандуса в подъезде многоквартирного дома

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Как установить пандус в жилом доме?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2024) В зависимости от способа управления вашим МКД (например, управляющей организацией, ТСЖ, жилищным кооперативом) вам необходимо подготовить и подать в соответствующую организацию на имя руководителя заявление с просьбой установить пандус и указанием подъезда, где это необходимо сделать (ч. 1 ст. 15 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ; п. 5.1 ст.

2 ЖК РФ; п. 23 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: О реализации права инвалидов на проживание в приспособленном жилье
(Бобров Е.А.)
(«Российская юстиция», 2019, N 8) Правительством РФ установлены специальные требования в части доступности для инвалидов указанной категории как самого жилого помещения (с расширенными дверными проемами, специально оборудованным санузлом, как правило, на первом этаже и др.), так и общего имущества в многоквартирном доме (пандусы и разворотная площадка для кресла-коляски у подъезда, особые требования к входным дверям в многоквартирный дом и тамбурам, антискользящее и шероховатое покрытие поверхности ступеней и др.).

Нормативные акты: Установка пандуса в подъезде многоквартирного дома

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: «Вопросы социальной защиты населения»
(Администрация Губернатора Московской обл., 2020) Вопрос: Как осуществляется установка пандуса в подъезде многоквартирного жилого дома (обращение маломобильных групп граждан)?

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ
«Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год» Продолжают поступать жалобы инвалидов-колясочников на нарушение их права на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры в связи с отсутствием пандусов и электроподъемников в многоквартирных домах. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления отказывают им в установке такого оборудования в подъездах многоквартирных домов, где они проживают.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Установка пандуса в многоквартирном доме

    III. Требования к доступности жилого помещения и общего

    имущества в многоквартирном доме для инвалида

    23. Территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях.

    Толщина швов между плитами покрытия составляет не более 15 миллиметров. Покрытие из рыхлых и сыпучих материалов не допускается.

    Перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия. Одиночные ступени должны быть заменены пандусами, лестницы должны быть дублированы пандусами.

    Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалида на кресле-коляске, не должен превышать 5 процентов, поперечный — 2 процента. При устройстве съезда с тротуара на проезжую часть уклон должен быть не более 1:12, а около многоквартирного дома и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 метров.

    На перепадах горизонтальных поверхностей высотой более 0,45 метра устанавливаются ограждения с поручнями.

    24. На участке дорожного покрытия перед крыльцом многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, оборудуются:

    а) рельефная (тактильная) полоса дорожных указателей шириной 0,5 — 0,6 метра из рельефной тротуарной плитки или аналогичного дорожного покрытия на расстоянии 0,8 метра от подступенка нижней ступени марша до ближайшего края рельефной (тактильной) полосы;

    б) разворотная площадка для кресла-коляски перед пандусом размером 1,5 x 1,5 метра;

    в) металлические пандусы, жестко закрепленные на неровных покрытиях или на ступенях лестницы.

    25. Крыльцо многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, и входная площадка должны отвечать следующим требованиям:

    а) уровень пола помещения при входе в здание должен быть нулевой или не более 14 миллиметров со скошенными краями. Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов относительно уровня пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должны превышать 14 миллиметров;

    б) дренажные и водосборные решетки должны быть на одном уровне с поверхностью покрытия. Ширина просветов их ячеек не должна превышать 13 миллиметров, а длина — 15 миллиметров. Допускается подогрев покрытия крыльца или входной площадки (в соответствии с местными климатическими условиями);

    в) входная площадка при открывании дверей наружу должна быть не менее 1,4 x 2 метра или 1,5 x 1,85 метра;

    г) входная площадка с пандусом должна быть не менее 2,2 x 2,2 метра, поперечный уклон покрытий должен быть в пределах 1 — 2 процентов.

    26. Лестница крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должна отвечать следующим требованиям:

    а) число подъемов (ступеней) в одном перепаде уровней должно быть не менее 3 и не более 12;

    б) поверхность ступеней должна иметь антискользящее покрытие и быть шероховатой;

    в) ограждения с 2 сторон стационарной лестницы должны быть непрерывными, с 2-уровневыми поручнями на высоте от 0,7 до 0,9 метра, имеющими закругленные окончания, при этом расстояние между ближайшей стеной и поручнем должно быть не менее 50 миллиметров, расстояние между поручнями — не менее 1 метра;

    г) верхняя и нижняя ступени должны выделяться цветом или фактурой;

    д) перед открытой лестницей за 0,8 — 0,9 метра оборудуются предупредительные тактильные полосы шириной 0,3 — 0,5 метра.

    27. Пандус крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должен отвечать следующим требованиям:

    а) наклонная часть (марш) пандуса должна иметь сплошную поверхность и длину не более 9 метров;

    б) при устройстве съезда с тротуара на проезжую часть уклон должен быть не более 1:12, около здания допускается увеличить продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 метров. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 15 миллиметров. Уклон пандуса крыльца должен быть не более 1:20. Пандус с расчетной длиной 36 метров и более или высотой более 3 метров следует заменять подъемными устройствами;

    в) промежуточные горизонтальные площадки при высоте пандуса крыльца более 0,8 метра при прямом движении:

    при отсутствии поворота или разворота должны иметь ширину не менее 1 метра, глубину до 1,4 метра;

    при устройстве разворотной площадки для кресла-коляски должны иметь бортик с открытой стороны пандуса и колесоотбойное устройство высотой 0,1 метра на съезде и промежуточных площадках;

    г) ограждения с 2 сторон пандуса должны быть непрерывными, с 2-уровневыми поручнями на высоте от 0,7 до 0,9 метра, имеющими закругленные окончания. Расстояние между поручнями должно быть от 0,9 до 1 метра, завершающие части поручня должны быть округлого сечения, горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша на 0,3 метра;

    д) поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастно отличающейся от прилегающей поверхности.

    28. Навес крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должен иметь ограждение от метеорологических осадков и отвод поверхностных стоков, а также приборы электроосвещения.

    29. Двери для входа в многоквартирный дом, в котором проживает инвалид, и тамбур должны отвечать следующим требованиям:

    а) наружный дверной проем должен иметь ширину не менее 1,2 метра;

    б) входная дверь должна иметь контрастную окраску по краям дверного полотна или наличника;

    в) наружные двери могут иметь пороги, при этом высота каждого элемента порога не должна превышать 14 миллиметров;

    г) наружная дверь оборудуется информационной табличкой с указанием номеров подъезда и квартир, при этом высота символов, контрастно отличающихся цветом от поверхности таблички, составляет не менее 75 миллиметров, а также табличкой с такой же информацией с использованием шрифта Брайля, расположенной на высоте от 0,7 до 0,9 метра;

    д) ширина внутренних дверных и арочных проемов должна быть не менее 0,9 метра, при глубине откоса открытого проема более 1 метра ширина проема должна быть не менее 1,2 метра;

    е) двери должны быть оборудованы доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд. Допускается применение петель с фиксаторами положений «открыто» и «закрыто»;

    ж) полотна наружных дверей включают в себя смотровые прозрачные ударопрочные панели с нижней кромкой на высоте 0,5 — 1,2 метра от уровня пола. Нижняя часть стеклянных полотен дверей на высоте не менее 0,3 метра от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой. На прозрачных полотнах дверей размещается яркая контрастная маркировка, расположенная на уровне не ниже 1,2 метра и не выше 1,5 метра от поверхности пола;

    з) в качестве дверных запоров на путях эвакуации устанавливаются ручки нажимного действия. Усилие для открывания двери не должно превышать 50 Нм;

    и) участки пола по пути движения на расстоянии 0,6 метра перед дверными проемами и входами должны иметь тактильные предупреждающие указатели и (или) контрастно окрашенную поверхность. На путях движения предусматриваются световые маячки. Зоны возможной опасности с учетом проекции движения двери обозначаются краской для разметки, цвет которой должен контрастировать с окружающим пространством.

    30. Тамбур (тамбур-шлюз) в многоквартирных домах при прямом движении и одностороннем открывании дверей должен быть не менее 2,3 метра глубиной и не менее 1,5 метра шириной.

    31. Внеквартирные коридоры должны иметь ширину не менее 1,5 метра, минимальное пространство для поворота кресла-коляски на 90 градусов — размером 1,2 x 1,2 метра, для разворота на 180 градусов — диаметром 1,4 метра. Высота указанных коридоров должна быть не менее 2,1 метра. Перепады уровней и пороги устраняются путем устройства уклонов покрытий или пандусов, заделки или срезки порогов до высоты не более 25 миллиметров.

    Установка пандуса в многоквартирном доме

    Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур

    (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 15

    Ч. 1 ст. 15 в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяется с 01.07.2016 только к новым или реконструированным, модернизированным объектам (ФЗ от 01.12.2014 N 419-ФЗ).

    Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

    1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

    2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

    3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

    4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

    5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

    6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

    7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

    8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

    Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

    Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

    (в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 152-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

    Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

    Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

    Инвалиды имеют внеочередное право в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства гаражей вблизи места жительства инвалидов или на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

    (часть восьмая в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 79-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид» и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.

    (часть девятая в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 184-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    В целях реализации права на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, размещаются в федеральном реестре инвалидов на основании заявления инвалида (его законного или уполномоченного представителя), поданного в установленном порядке в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — заявление).

    (часть десятая введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 184-ФЗ)

    Оператор федерального реестра инвалидов обеспечивает, в том числе посредством информационного взаимодействия с информационными ресурсами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, размещение в федеральном реестре инвалидов сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, а также использование и предоставление этих сведений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

    (часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 184-ФЗ)

    В федеральном реестре инвалидов размещаются сведения в отношении одного транспортного средства, управляемого инвалидом, или одного транспортного средства, перевозящего инвалида и (или) ребенка-инвалида, при этом оператор обеспечивает возможность их изменения.

    (часть двенадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 184-ФЗ)

    Места для парковки, указанные в части девятой настоящей статьи, не должны занимать иные транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных правилами дорожного движения.

    (часть тринадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 184-ФЗ)

    Кто платит за установку и содержание пандусов для инвалидов в МКД

    Кто платит за установку и содержание пандусов для инвалидов в МКД

    Минстрой России опубликовал инструкцию, как маломобильным гражданам добиться установки в доме пандуса или подъёмника. Читайте, какие НПА регулируют такие работы, нужно ли согласие общего собрания собственников на монтаж оборудования в многоквартирном доме и кто в дальнейшем отвечает за его содержание.

    Решение об установке пандуса принимают органы соцзащиты, а установка проводится за счёт бюджета

    С 2008 года в России действует конвенция о правах инвалидов, которая была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106. В документе прописана необходимость полного и эффективного вовлечения инвалидов в жизнь общества, в том числе за счёт обеспечения доступа в здания и помещения. Гарантии прав инвалидов в России зафиксированы в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ, который определяет государственную политику в этой сфере.

    Минстрой России в одном из своих разъяснений рассказал о том, как жителям дома добиться реализации этих документов на практике – установить пандус для маломобильных людей. Ведомство указало, что нужно подать заявление в органы социальной защиты по месту жительства или регистрации инвалида или его представителя.

    • документы, подтверждающие право собственности на жилую площадь;
    • справку об инвалидности;
    • копию паспорта;
    • при наличии инвалидности у ребёнка — свидетельство о рождении;
    • справку о составе семьи.

    После рассмотрения обращения орган соцзащиты должен направить в дом специальную комиссию, которая составит заключение о том, возможно ли переоборудовать помещение с учётом потребностей маломобильного человека. В течение 10 дней заключение направят главе муниципалитета, а автор заявления получит копию.

    Монтаж пандуса для инвалидов в МКД не требует согласия ОСС, если жители дома не платят за такие работы

    Жители не всегда согласны с реализацией в их МКД норм законодательства в отношении защиты прав инвалидов, в частности, на установку и содержание специального оборудования.

    В соответствии с ч. 4.1 ст. 36 ЖК РФ, «приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям» согласно требованиям ч. 3 ст. 15 ЖК РФ допускается без решения общего собрания собственников помещений.

    Сделать это можно в случае, если такие работы проводятся без привлечения денег собственников.

    За содержание пандусов и подъёмников для инвалидов платят все собственники помещений в МКД

    Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и п. 2 Правил № 491, установленные в доме пандусы и подъёмники являются общим имуществом собственников. Жители дома несут бремя его содержания и ремонта.

    Но из-за того, что таким оборудованием пользуется ограниченное количество человек, а расходы несут все владельцы помещений, жители МКД иногда выступают против его установки или требуют его демонтировать. Также они отказываются включать элементы в состав общего имущества дома.

    В марте 2020 года в Госдуму России был внесён законопроект № 916612-7, которым авторы предложили внести изменения в Жилищный кодекс РФ – прописать, что мероприятия по обеспечению доступности жилых помещений инвалидам финансируется местным властям из бюджета. Жители дома не должны нести расходы на содержание имущества, по установке которого они не принимали решений. Инициатива не нашла поддержки в Госдуме РФ: законопроект был отклонён во втором чтении.

    За состояние подъёмников для инвалидов в МКД отвечают управляющие домами организации

    Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД утверждены постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649, которым внесены изменения в Правила № 491 и Минимальный перечень № 290.

    Согласно разд. 3 Минимального перечня № 290, УО и ТСЖ обязаны проводить проверку состояния пандусов и подъёмников для инвалидов, установленных в доме, и при необходимости их ремонтировать.

    Таким образом, для установки в доме оборудования для инвалидов без привлечения средств собственников, не нужно получать одобрение ОСС. После монтажа платить за его содержание и ремонт обязаны все владельцы помещений в составе размера платы за жилое помещение, что должны учитывать УО и ТСЖ при утверждении перечня работ и услуг и расчёте их стоимости.

    Согласно Федеральному закону от 18.07.2019 № 180-ФЗ, ГЖИ вправе привлекать должностных и юрлиц к ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ за отсутствующие или находящиеся в плохом состоянии пандусы и перила в многоквартирных домах (ст. 23.55 КоАП РФ).

    За уклонение от исполнения данных требований руководитель УО может получить штраф от 2 тысяч до 3 тысяч рублей, а юрлицо – от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.

    Больше информации – в материалах онлайн-семинара

    • как проходит проверку экономической целесообразности реконструкции и капремонта дома для этих целей;
    • по какой форме комиссия даёт заключение о возможности приспособить жилое помещение или общее имущество дома для маломобильных жителей;
    • кто заплатит штраф за нарушения требований по обеспечению доступа инвалидов;
    • и другие вопросы.

    Материалы с онлайн-семинара, в том числе видеозапись трансляции, размещены под отчётной статьёй.

admin
Оцените автора
Ракульское