Учет теплоэнергии по показаниям индивидуальных приборов учета

Начислять плату за отопление стали по-новому в домах, которые имеют свой тепловой пункт, общий прибор учета и квартирные счетчики тепла.

В июле 2021 года Правительство Российской Федерации внесло изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее — Правила) в соответствии с требованиями Конституционного Суда Российской Федерации, которые вступили в силу с 10.08.2021 г. В основном эти изменения коснулись порядка расчета платы за отопление, которое в общей структуре квитанции ЖКХ занимает достаточно весомое место.

Изменения определяют расчет платы за отопление в случае, если:

— многоквартирный дом подключён к централизованным сетям теплоснабжения через индивидуальный тепловой пункт (ИТП);

— дом оснащён общедомовым прибором учета (ОДПУ);

— хотя бы в некоторых помещениях установлены индивидуальные счётчики тепла (ИПУ).

При таких условиях исполнитель коммунальной услуги отопление должен применять порядок расчета платы потребителям в соответствии с пунктом 42(1) Правил для централизованного отопления, с учетом показаний ОДПУ и ИПУ за предыдущий год с использованием общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома с последующей корректировкой размера платы в первом квартале следующего года по фактическому расходу тепловой энергии за прошедший год.

При этом объём тепловой энергии для отопления определяется как разность объёма ресурса по показаниям ОДПУ и произведения объёма тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления ГВС согласно нормативу, и объёма горячей воды, потреблённой в помещениях дома и на общедомовые нужды согласно нормативу, при условии совокупного учета тепловой энергии ОДПУ в целях отопления и горячего водоснабжения.

Также внесенные изменения в Правила устанавливают порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения), с использованием оборудования, входящего в состав общедомового имущества.

При этом в случае отсутствия показаний приборов учета тепловой энергии размер платы за отопление определяется исходя из объема использованного коммунального ресурса, распределенного пропорционально площади жилого или нежилого помещения, согласно формуле 18 Приложения №2 Правил.

При наличии прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании входящего в состав общего имущества, а также при наличии хотя бы одного индивидуального прибора учета размер платы за отопление определяется с учетом показаний указанных приборов учета тепловой энергии за предыдущий год в соответствии с формулой 18.1 Приложения №2 Правил с последующей корректировкой один раз в год по фактическому расходу тепловой энергии за прошедший год при условии начислении платы в течение календарного года.

Ранее порядок расчета платы за отопление в домах с индивидуальными тепловыми пунктами и помещениями, оснащенными индивидуальными приборами тепла, не был конкретизирован в рамках применимых формул, которые необходимо использовать, с учетом наличия/отсутствия самостоятельного производства коммунальной услуги «отопление» (централизованной/децентрализованной системой теплоснабжения).

Также расчет размера платы за отопление с учетом показаний ИПУ тепловой энергии при самостоятельном производстве услуги отопления был возможен лишь в случае наличия таких приборов учета во всех помещениях многоквартирного дома.

Внесение данных изменений позволило устранить пробел в правовом регулировании и привести порядок расчета платы в соответствие принципам равенства и справедливости.

Квартиры в МКД с ИТП будут платить за отопление по показаниям своих счетчиков тепла, даже если не 100% помещений в доме оборудованы такими счетчиками

Конституционный Суд РФ потребовал распространить тот же порядок расчета платы за отопление, какой предусмотрен для домов с централизованным отоплением, и на дома с ИТП — а именно дома, оснащенные ОДПУ теплоэнергии, подключенные к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме, через индивидуальный тепловой пункт (ИТП), и в которых часть помещений (но не все) оборудованы ИПУ тепла (Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2021 г. N 24-П).

Напомним, что учет показаний ИПУ тепла для таких домов не ведется исстари, а Правила предоставления коммунальных услуг N 354 предусматривают несколько схем расчета платы за отопление, и они зависят от того, имеется ли в МКД централизованное теплоснабжение, или услуга по отоплению производится в МКД самостоятельно (в ИТП, крышной котельной, бойлерной и т.п.):

показания каждого ИПУ учитываются, суммируются, остаток («общедомовое» тепло) делится на всех собственников пропорционально площади помещений

показания ИПУ не учитываются, общее показание ОДПУ делится на всех собственников пропорционально площади помещений

показания каждого ИПУ учитываются, суммируются, остаток («общедомовое» тепло) делится на всех собственников пропорционально площади помещений

показания каждого ИПУ учитываются, суммируются, вычисляется «среднеквартирное» потребление для помещений без ИПУ ТЭ, показания ИПУ и «среднеквартирные» сумируются, остаток («общедомовое» тепло) делится на всех собственников пропорционально площади помещений

Таким образом, жители МКД с ИТП, если хотя бы у одного помещения в таком доме не было ИПУ теплоэнергии, не могли оплачивать отопление сообразно с собственным потреблением тепла (кстати, еще 3 года назад аналогичное правило существовало и для МКД с централизованным отоплением, но в июле 2018 года Конституционный Суд РФ по жалобе г-на Деминца потребовал от Правительства РФ пересмотреть правила расчета, и «централизованно» отапливаемые МКД, частично оборудованные ИПУ ТЭ, получили право на учет показаний работающих ИПУ).

Конституционный Суд РФ счел такое положение для домов с ИТП несправедливым и указал:

— оспариваемая ч. 1 ст. 157 ЖК РФ соответствует Конституции РФ, поскольку не предполагает запрета на учет показаний ИПУ тепла в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме — через ИТП, если такой МКД оснащен ОДПУ теплоэнергии и в нем большая часть помещений оборудована ИПУ тепла;

— абз.3 п.40, абз.1 и абз.4 п.54 Правил N 354 не соответствуют Конституции РФ в той мере, в какой они не дают возможность учитывать показания ИПУ тепла в МКД упомянутого выше вида;

— Правительство РФ обязано внести необходимые изменения в Правила N 354, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме — через ИТП, если такие МКД которые оснащены ОДПУ тепла, но не все помещения в них оборудованы ИПУ тепла, с учетом показаний последних;

— впредь до внесения поправок в Правила N 354 нужно по одинаковым правилам рассчитывать плату за отопление для жителей всех МКД, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения — хоть по зависимой схеме, хоть по независимой схеме через ИТП, — а именно по формуле 3.1 на основании показаний ИПУ тепла (только для случаев, когда поступающая в МКД теплоэнергия не используется для производства горячей воды).

В числе аргументов, на которые сослался Конституционный Суд РФ, следующие:

— Закон об энергосбережении (ч. 7 ст. 13) требует от собственников помещений в МКД, оборудованных ИПУ тепла, обеспечить надлежащую эксплуатацию этих ИПУ, их сохранность, своевременную замену. Но это дополнительные расходы, которые должны быть оправданы достижением социально значимого результата — рационального расходования тепла в МКД, а это невозможно без использования показаний ИПУ тепла;

— ИТП обеспечивает присоединение МКД к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме, при которой теплоноситель из централизованной сети во внутридомовую систему отопления не поступает;

— Правила N 354 связывают особенности определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению прежде всего с наличием либо отсутствием в МКД доме централизованной системы теплоснабжения. При этом понятие «централизованной системы теплоснабжения МКД» нормативно не установлено, что создает правовую неопределенность в части выбора правил для расчета платы за отопление — ведь дом с ИТП тоже присоединен к централизованным сетям, просто тепло передается без передачи теплоносителя;

— паспорта МКД с ИТП (размещенные в ГИС ЖКХ) содержат общедоступную информацию, в частности, о внутридомовой системе отопления и характеризуют ее как «центральную». Жители таких домов, изучившие паспорт дома, имеют обоснованные ожидания того, что в их доме показания ИПУ тепла должны приниматься к учету, даже если ими оборудованы не 100% жилых и нежилых помещений в доме;

— на самом деле жителям таких домов расчет платы за отопление производится иным способом, что нарушает конституционный принцип равенства, требующий создания равных условий для реализации прав и законных интересов лиц, относящихся к одной категории (собственники и пользователи помещений в МКД, подключенных к централизованным сетям по независимой схеме, с одной стороны, и, с другой — жильцы таких же домов, но подключенных по зависимой схеме), и не допускающий различий, не имеющих объективного и разумного оправдания;

— значит, существующая модель («общее тепло» на все квадратные метры без учета показаний ИПУ) фактически, в ущерб интересам законопослушных собственников в конкретном МКД, создает условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей услуги отопления, позволяя им расходовать тепло за счет отнесения части платы за нее на «теплоэкономных» соседей;

— и мало того, что эта модель несправедлива, — так она еще и ведет к неоправданному росту потребления теплоэнергии в МКД, а тем самым — к ее перепроизводству, усиливающему карбоновый след, и к саботажу государственной политики энергосбережения.

Пересмотр дела заявительницы, тем не менее, невозможен, — ведь пересчет по указанной КС РФ методике за прошлый период был бы возможен, если бы в УК имелись данные всех имевшихся в МКД ИПУ тепла. Но поскольку УК не фиксировала этих показаний, то данных для пересчета платы за отопление объективно не имеется. Однако заявительнице полагается компенсация, подумать над которой и рассчитать размер приказано мировому судье, который первый вынес отказное решение по делу заявительницы.

Отметим, что использование показаний ИПУ тепла — независимо ни от системы отопления, ни от количества помещений, оснащенных этим ИПУ, — стало настоящим трендом: еще 19 мая 2021 года Верховный Суд РФ, очевидно, вынес решение, аналогичное Постановлению N 24-П, по административному иску о признании недействующими частично абз. 9 п. 54 Правил N 354, и абз.1 п. 20(1) приложения N 2 к этим Правилам (то есть оспаривался запрет использовать показания ИПУ тепла при отсутствии централизованной системы теплоснабжения и если при этом не во всех помещениях есть исправные ИПУ тепла). Решение по иску пока не опубликовано, однако судя по карточке дела, — иск удовлетворен полностью (дело АКПИ21-247).

Почему даже единственный в МКД квартирный счётчик тепла – расчётный

Почему даже единственный в МКД квартирный счётчик тепла – расчётный

10 июля Конституционный суд РФ вынес постановление, которое изменило подход к расчёту платы за теплоснабжение многоквартирного дома: платить за отопление по показаниям счётчика можно независимо от того, есть ли индивидуальные приборы учёта во всех помещениях дома. Но, конечно, есть нюансы. Узнайте, как исполнителю КУ теперь начислять плату за теплоснабжение МКД.

Как рассчитывалась плата за теплоснабжение до постановления КС РФ

В соответствии с п. 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, объём потреблённого ресурса должен фиксироваться индивидуальными приборами учёта (ИПУ) и общедомовыми (коллективными) приборами учёта (ОДПУ).

С 1 января 2012 года в новых многоквартирных домах должны быть обязательно установлены ИПУ и ОДПУ тепловой энергии, а в МКД после капитального ремонта – при наличии технической возможности (ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ).

Потребители обязаны оплачивать фактически принятый объём коммунального ресурса согласно данным счётчика. Если ИПУ не установлен, то оплата производится исходя из норматива потребления коммунального ресурса (ст. 544 ГК РФ и ч. 1 ст.

157 ЖК РФ).

  • если ИПУ и ОДПУ не установлены – исходя из норматива потребления;
  • если есть ОДПУ, но ИПУ установлены не во всех помещениях МКД – исходя из показаний общедомового счётчика пропорционально площади каждого помещения;
  • если есть ОДПУ и ИПУ во всех жилых и нежилых помещениях дома – по показаниям.

Для расчётов по показаниям счётчиков ими должны быть оснащены 100% помещений в МКД, и все ИПУ должны быть исправны. Согласно п. 42(1) ПП РФ № 354, если хотя бы одно помещение в МКД не оборудовано индивидуальным прибором учёта тепла, то показания других ИПУ, установленных в помещениях дома, к расчётам не принимаются. Оплата начисляется исходя из показаний общедомового прибора учёта пропорционально площади занимаемого потребителем помещения (абз.

3 п. 42(1) и формулы 3, 3(1), 3(2) Приложения № 2 к ПП РФ № 354).

Как в КС РФ оказалось дело о расчёте платы за отопление

Оспорить подобный подход к расчёту платы за теплоснабжение решился Сергей Деминец, проживающий в 17-этажном многоквартирном доме 2015 года постройки.

Все помещения в МКД были оборудованы общедомовым и индивидуальными приборами учёта тепловой энергии. Плата за КУ начислялась согласно абз. 4 п. 42(1) ПП РФ № 354 – по показаниям ИПУ и ОДПУ.

Но в 2016 году некоторые собственники помещений в доме отказались от учёта тепловой энергии, демонтировав счётчики. Показания ИПУ жителей дома, сохранивших их в рабочем состоянии, управляющая домом компания к расчёту не принимала. Плата за отопление начислялась путём распределения всего объёма ресурса, зафиксированного ОДПУ, согласно абз.

3 п. 42(1) ПП РФ № 354.

Платежи за теплоснабжение выросли. Собственник посчитал, что подобный подход к расчётам ущемляет права аккуратных потребителей, ставя их в зависимость от воли соседей, и не позволяет экономить энергоресурсы. Он обратился в суд.

Решение суда первой инстанции было в пользу управляющей компании: суд отказал истцу в перерасчёте, сославшись на п. 42(1) ПП РФ № 354. Это решение поддержал и областной апелляционный суд.

Чтобы оспорить п. 42 (1) ПП РФ № 354, на который опирались суды при вынесении решений, собственник обратился в Верховный Суд РФ. Он настаивал, что указанный пункт законодательного акта позволяет жителям МКД, не сохранившим счётчики, незаконно обогащаться за счёт соседей, бесконтрольно расходуя тепло. Но ВС РФ отказалв удовлетворении иска. Это решение поддержала Апелляционная коллегия ВС РФ.

Потребитель подал кассационную жалобу, но суд трижды её отклонил.

Почему КС РФ изменил подход к расчётам за тепловую энергию

Последней инстанцией для упорного собственника стал Конституционный Суд РФ. Он подтвердил право потребителей экономить теплоэнергию. В постановлении КС РФ от 10.07.2018 № 30-П/2018 звучит однозначная позиция: действующий подход к расчётам за отопление не соответствует Конституции РФ и нарушает принципы равенства и справедливости.

Государство обязано способствовать максимально эффективному потреблению энергоресурсов, в том числе с помощью их учёта в сфере ЖКХ (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

Согласно п. 2 определения КС РФ от 10.10.2017 № 2256-О, конституционно-правовые требования, которые регулируют процесс потребления коммунальных ресурсов жителями МКД, не должны противоречить друг другу.

КС РФ указал, что МКД, введённые в эксплуатацию с 1 января 2012 года, должны быть оборудованы приборами учёта коммунальных ресурсов (в том числе теплоснабжения), а старые дома – оснащаться ими после капитального ремонта или реконструкции при наличии технической возможности. При этом собственники обязаны обеспечить сохранность и своевременную замену установленных счётчиков (ч. 7 ст.

13 № 261-ФЗ).

Учёт потребляемых жителями МКД ресурсов с помощью ИПУ – один из главных механизмов, стимулирующих потребителей к рациональному использованию коммунальных ресурсов. Поэтому расчёт платы по показаниям счётчиков должен иметь приоритет по сравнению с расчётными способами. Без использования показаний индивидуальных приборов учёта, как утверждает КС РФ, эффективное использование тепловой энергии и её рациональное расходование в помещениях МКД невозможно.

В постановлении отмечается, что расчёт платы за отопление без учёта показаний ИПУ из-за отсутствия счётчиков у других потребителей в МКД ущемляет права собственников, которые ведут учёт расхода тепловой энергии. Получается, закон позволяет недобросовестным жителям дома нерационально расходовать коммунальный ресурс, ведь часть платы за него будет отнесена на иных потребителей в МКД.

Основываясь на этих выводах, КС РФ предписалФедеральному Собранию РФ и Правительству РФ внести изменения в законодательство, устранив его противоречие Конституции РФ. До этого момента плата за отопление помещений в МКД должна начисляться согласно абз. 4 п. 42 (1) ПП РФ № 354.

Основания досрочного пересмотра тарифов на КУ

Как теперь рассчитать плату за теплоснабжение в МКД

Пока ФС РФ не внесло изменений в законодательство согласно постановлению КС РФ, исполнители коммунальной услуги по теплоснабжению должны принимать к расчёту показания исправных ИПУ, независимо от наличия или отсутствия счётчиков в других помещениях МКД.

  • Для помещений, оборудованных счётчиками тепловой энергии, плата определяется исходя из показаний ИПУ и показаний ОДПУ по формулам 3(3) и 3(4), приведённым в приложении № 2 к ПП РФ № 354.
  • Собственникам помещений без установленных счётчиков плата за тепловую энергию рассчитывается исходя из норматива потребления и площади квартиры. Разница между показаниями ОДПУ и суммой показаний ИПУ и потребления по нормативу составит объём ресурса, потреблённого на содержание общего имущества собственников в МКД..

Также Конституционный суд РФ постановил, что решения судов всех инстанций по иску собственника к управляющей компании подлежат пересмотру. Мы продолжим следить за резонансным делом.

Почему даже единственный в МКД квартирный счётчик тепла – расчётный

Почему даже единственный в МКД квартирный счётчик тепла – расчётный

10 июля Конституционный суд РФ вынес постановление, которое изменило подход к расчёту платы за теплоснабжение многоквартирного дома: платить за отопление по показаниям счётчика можно независимо от того, есть ли индивидуальные приборы учёта во всех помещениях дома. Но, конечно, есть нюансы. Узнайте, как исполнителю КУ теперь начислять плату за теплоснабжение МКД.

Как рассчитывалась плата за теплоснабжение до постановления КС РФ

В соответствии с п. 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, объём потреблённого ресурса должен фиксироваться индивидуальными приборами учёта (ИПУ) и общедомовыми (коллективными) приборами учёта (ОДПУ).

С 1 января 2012 года в новых многоквартирных домах должны быть обязательно установлены ИПУ и ОДПУ тепловой энергии, а в МКД после капитального ремонта – при наличии технической возможности (ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ).

Потребители обязаны оплачивать фактически принятый объём коммунального ресурса согласно данным счётчика. Если ИПУ не установлен, то оплата производится исходя из норматива потребления коммунального ресурса (ст. 544 ГК РФ и ч. 1 ст.

157 ЖК РФ).

  • если ИПУ и ОДПУ не установлены – исходя из норматива потребления;
  • если есть ОДПУ, но ИПУ установлены не во всех помещениях МКД – исходя из показаний общедомового счётчика пропорционально площади каждого помещения;
  • если есть ОДПУ и ИПУ во всех жилых и нежилых помещениях дома – по показаниям.

Для расчётов по показаниям счётчиков ими должны быть оснащены 100% помещений в МКД, и все ИПУ должны быть исправны. Согласно п. 42(1) ПП РФ № 354, если хотя бы одно помещение в МКД не оборудовано индивидуальным прибором учёта тепла, то показания других ИПУ, установленных в помещениях дома, к расчётам не принимаются. Оплата начисляется исходя из показаний общедомового прибора учёта пропорционально площади занимаемого потребителем помещения (абз.

3 п. 42(1) и формулы 3, 3(1), 3(2) Приложения № 2 к ПП РФ № 354).

Как в КС РФ оказалось дело о расчёте платы за отопление

Оспорить подобный подход к расчёту платы за теплоснабжение решился Сергей Деминец, проживающий в 17-этажном многоквартирном доме 2015 года постройки.

Все помещения в МКД были оборудованы общедомовым и индивидуальными приборами учёта тепловой энергии. Плата за КУ начислялась согласно абз. 4 п. 42(1) ПП РФ № 354 – по показаниям ИПУ и ОДПУ.

Но в 2016 году некоторые собственники помещений в доме отказались от учёта тепловой энергии, демонтировав счётчики. Показания ИПУ жителей дома, сохранивших их в рабочем состоянии, управляющая домом компания к расчёту не принимала. Плата за отопление начислялась путём распределения всего объёма ресурса, зафиксированного ОДПУ, согласно абз.

3 п. 42(1) ПП РФ № 354.

Платежи за теплоснабжение выросли. Собственник посчитал, что подобный подход к расчётам ущемляет права аккуратных потребителей, ставя их в зависимость от воли соседей, и не позволяет экономить энергоресурсы. Он обратился в суд.

Решение суда первой инстанции было в пользу управляющей компании: суд отказал истцу в перерасчёте, сославшись на п. 42(1) ПП РФ № 354. Это решение поддержал и областной апелляционный суд.

Чтобы оспорить п. 42 (1) ПП РФ № 354, на который опирались суды при вынесении решений, собственник обратился в Верховный Суд РФ. Он настаивал, что указанный пункт законодательного акта позволяет жителям МКД, не сохранившим счётчики, незаконно обогащаться за счёт соседей, бесконтрольно расходуя тепло. Но ВС РФ отказалв удовлетворении иска.

Это решение поддержала Апелляционная коллегия ВС РФ. Потребитель подал кассационную жалобу, но суд трижды её отклонил.

Почему КС РФ изменил подход к расчётам за тепловую энергию

Последней инстанцией для упорного собственника стал Конституционный Суд РФ. Он подтвердил право потребителей экономить теплоэнергию. В постановлении КС РФ от 10.07.2018 № 30-П/2018 звучит однозначная позиция: действующий подход к расчётам за отопление не соответствует Конституции РФ и нарушает принципы равенства и справедливости.

Государство обязано способствовать максимально эффективному потреблению энергоресурсов, в том числе с помощью их учёта в сфере ЖКХ (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

Согласно п. 2 определения КС РФ от 10.10.2017 № 2256-О, конституционно-правовые требования, которые регулируют процесс потребления коммунальных ресурсов жителями МКД, не должны противоречить друг другу.

КС РФ указал, что МКД, введённые в эксплуатацию с 1 января 2012 года, должны быть оборудованы приборами учёта коммунальных ресурсов (в том числе теплоснабжения), а старые дома – оснащаться ими после капитального ремонта или реконструкции при наличии технической возможности. При этом собственники обязаны обеспечить сохранность и своевременную замену установленных счётчиков (ч. 7 ст.

13 № 261-ФЗ).

Учёт потребляемых жителями МКД ресурсов с помощью ИПУ – один из главных механизмов, стимулирующих потребителей к рациональному использованию коммунальных ресурсов. Поэтому расчёт платы по показаниям счётчиков должен иметь приоритет по сравнению с расчётными способами. Без использования показаний индивидуальных приборов учёта, как утверждает КС РФ, эффективное использование тепловой энергии и её рациональное расходование в помещениях МКД невозможно.

В постановлении отмечается, что расчёт платы за отопление без учёта показаний ИПУ из-за отсутствия счётчиков у других потребителей в МКД ущемляет права собственников, которые ведут учёт расхода тепловой энергии. Получается, закон позволяет недобросовестным жителям дома нерационально расходовать коммунальный ресурс, ведь часть платы за него будет отнесена на иных потребителей в МКД.

Основываясь на этих выводах, КС РФ предписалФедеральному Собранию РФ и Правительству РФ внести изменения в законодательство, устранив его противоречие Конституции РФ. До этого момента плата за отопление помещений в МКД должна начисляться согласно абз. 4 п. 42 (1) ПП РФ № 354.

Как теперь рассчитать плату за теплоснабжение в МКД

Пока ФС РФ не внесло изменений в законодательство согласно постановлению КС РФ, исполнители коммунальной услуги по теплоснабжению должны принимать к расчёту показания исправных ИПУ, независимо от наличия или отсутствия счётчиков в других помещениях МКД.

  • Для помещений, оборудованных счётчиками тепловой энергии, плата определяется исходя из показаний ИПУ и показаний ОДПУ по формулам 3(3) и 3(4), приведённым в приложении № 2 к ПП РФ № 354.
  • Собственникам помещений без установленных счётчиков плата за тепловую энергию рассчитывается исходя из норматива потребления и площади квартиры. Разница между показаниями ОДПУ и суммой показаний ИПУ и потребления по нормативу составит объём ресурса, потреблённого на содержание общего имущества собственников в МКД..

Также Конституционный суд РФ постановил, что решения судов всех инстанций по иску собственника к управляющей компании подлежат пересмотру. Мы продолжим следить за резонансным делом.

О способах учёта тепла в МКД с вертикальной и коллекторной разводкой

О способах учёта тепла в МКД с вертикальной и коллекторной разводкой

Бытует мнение, что в многоквартирных домах с вертикальной разводкой системы отопления невозможно вести учёт индивидуального потребления теплоэнергии. Это не так. Разбираемся в вопросе технических возможностей установки систем учёта тепловой энергии в многоквартирных домах вместе с компанией «Учёт-Сервис».

При вертикальной разводке системы отопления в МКД используются вычислители и распределители тепла

  1. Вычислители тепла, установленные на радиаторы.

На территории РФ сертифицированы вычислители тепла «Techem» (Техем), учитывающие количество энергии, произведённой отдельным отопительным прибором в Квт/часах, которые при необходимости можно перевести в гигакалории (Гкал).

Вычислители Техем являются теплосчётчиками. Их устанавливают и используют для учёта индивидуального потребления в отдельной квартире МКД. Эти приборы могут объединяться в единую сеть и автоматически передавать данные на сервер управляющей многоквартирным домом организации.

Вычислитель Техем для радиатора отопления

  1. Распределители тепловых затрат.

При вертикальной разводке системы теплоснабжения в МКД сегодня также используются распределители тепловых затрат. При этом есть условие: для индивидуального учёта этими приборами должны быть оснащены не менее 50% всех помещений в многоквартирном доме.

Распределитель тепловых затрат

Распределители намного проще и дешевле, чем ИПУ, и не являются теплосчётчиками. Внешне они похожи на вычислители, с той лишь разницей, что они считают долю тепловых затрат на отдельный отопительный прибор. Сумма этих чисел в отдельном помещении есть доля помещения в тепловых затратах всего дома.

По ним вычисляется, сколько процентов ушло на одно помещение, сколько на другое, и таким образом производятся начисления.

Отметим, что застройщики с 2012 года обязаны оснащать новостройки индивидуальными приборами учёта тепла, и они ставят в квартирах как раз подобные распределители тепловых затрат.

Межповерочный интервал и у вычислителей, и у распределителей для вертикальной разводки отопления составляет 12 лет. И при истечении МПИ их меняют на новые.

При коллекторной разводке системы отопления используются механические и ультразвуковые ИПУ

Теплосчётчики для коллекторной разводки отопления в многоквартирном доме представляет собой вычислитель, установленный на расходомере с двумя датчиками температуры. Один датчик вкручивается в сам расходомер, второй – в кран, установленный на обратной трубе отопления. Таким образом теплосчётчик учитывает объём теплоносителя и разницу температур.

Как правило, вычисления производятся в Гкал.

Счётчики тепловой энергии для коллекторной разводки системы отопления

  • механические,
  • ультразвуковые.

В механических, как и в счётчиках воды, установлена крыльчатка, вращаясь, она передаёт информацию об объёме теплоносителя на соответствующее табло. В ультразвуковых эту функцию выполняет специальный ультразвуковой элемент, поэтому такие приборы учёта считаются более надёжными: в них нечему ломаться.

Пример ультразвукового счётчика теплоэнергии

Приборы учёта теплоэнергии для коллекторной разводки могут различаться интерфейсом передачи данных, что имеет значение, если в доме используется система удалённой диспетчеризации. Интерфейс может быть выполнен в трёх вариантах: импульсный выход, M-Bus и RS-485. По умолчанию счётчики комплектуются импульсным выходом или выпускаются вообще без какого-либо интерфейса передачи данных.

Заменить прибор учёта тепла проще, чем произвести его поверку

Вопрос поверки и замены приборов учёта теплоснабжения комментирует директор компании «Учёт-Сервис» Николай Федотов:

«Межповерочный интервал ИПУ теплоэнергии с термопарой может составлять от 4 до 6 лет. Последние свидетельства на счётчики с интервалом в 6 лет заканчиваются в 2021 году, далее все приборы учёта тепла будут выпускаться только с межповерочным интервалом в 4 года.

На текущий момент нет методики, позволяющей поверять приборы учёта теплоэнергии на месте, без снятия, как это происходит с квартирными счётчиками воды. Для поверки ПУ нужно везти в метрологическую лабораторию. Как правило, поверка одного прибора занимает 2-3 недели и стоит от 2 до 3 тысяч рублей.

При поверке обязательна замена элемента питания, который рассчитан на один межповерочный интервал.

Собственники, как правило, выбирают замену прибора учёта теплоснабжения, а не его поверку: этот вариант быстрее и надежнее, а стоимость примерно такая же. Наша компания с 2010 года специализируется на установке и замене квартирных и общедомовых приборов учёта тепла и воды, а также на системах учёта ресурсов с удалённой диспетчеризацией.

Если вам нужна профессиональная консультация, обратитесь в “Учёт-Сервис”, оставив заявку на сайте или позвонив по телефону: 8 (911) 423-04-93».

На правах рекламы

admin
Оцените автора
Ракульское