Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может
быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может
быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры
воспитательного воздействия:
а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного
государственного органа;
в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению
несовершеннолетнего.

3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных
мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного
воздействия, предусмотренных пунктами «б» и «г» части второй настоящей статьи, устанавливается
продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой
тяжести и от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести.

4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры
воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного
органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной
ответственности.

Комментарий к Ст. 90 Уголовного кодекса

1. В ст. 90 УК содержится специальный вид освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Основанием применения этой нормы является совершение несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести. Условие освобождения от уголовной ответственности — возможность исправления несовершеннолетнего без привлечения его к уголовной ответственности путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Принудительные меры воспитательного воздействия — это меры государственного принуждения, которые не являются наказанием и применяются к несовершеннолетним, совершившим преступление, с целью их исправления.

Несовершеннолетнему может быть назначена одна или одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия, перечисленных в ч. 2 ст. 90 УК. Перечень принудительных мер воспитательного воздействия является исчерпывающим.

Почитать  Работодатель не выплачивает зарплату

Вопрос о применении к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия решается только судом.

3. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия является единственным условным видом освобождения от ответственности. Согласно ч. 4 ст. 90 УК в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. При этом возобновление производства по делу допустимо, если не истекли сроки давности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (см. комментарии к ст.

78, 94 УК).

Второй комментарий к Ст. 90 УК РФ

1. В статьях 90, 91 и 92 УК предусмотрены специальные виды освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания:

1) освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК);

2) освобождение несовершеннолетних от наказания с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 92 УК). Виды и содержание этих мер определяются ст. 91 УК и ч. 2 ст.

92 УК.

2. Условием освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия является совершение преступления небольшой или средней тяжести (ч. 1 ст. 90 УК).

Основанием такого освобождения служит вывод правоприменителя о возможности исправления несовершеннолетнего путем применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия.

3. Виды принудительных мер воспитательного воздействия, применяемые при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности, определяются частью 2 статьи 90 УК, а их содержание — статьей 91 УК. Согласно ст. 91 УК, принудительными мерами воспитательного воздействия являются:

2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

3) возложение обязанности загладить причиненный вред;

4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

4. Передача под надзор родителей или заменяющих их лиц, а также ограничение досуга (пункты «б» и «г» части 2 статьи 90 УК) являются срочными мерами. Поэтому частью 3 ст. 90 УК определяются минимальный и максимальный пределы сроков применения этих мер: от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет при совершении преступления средней тяжести.

Согласно части 3 ст. 90 УК, несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

5. В случае установления систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия суд вправе по ходатайству специализированного государственного органа отменить постановление о применении такой меры и направить уголовное дело в отношении несовершеннолетнего на новое судебное рассмотрение.

Под систематическим неисполнением несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия следует понимать неоднократные (более двух раз) нарушения в течение назначенного судом срока применения принудительной меры воспитательного воздействия (например, ограничения досуга, установления особых требований к его поведению), которые были зарегистрированы в установленном порядке специализированным органом, осуществляющим контроль за поведением подростка.

Если несовершеннолетнему назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия (часть 3 статьи 90 УК РФ) и в течение определенного срока он допустил единичные нарушения (не более двух раз по каждой из них), такие нарушения не могут быть признаны систематическими, дающими основание для применения судом положений части 4 статьи 90 УК РФ об отмене принудительных мер воспитательного воздействия (п. 32 постановления от 01.02.2011 № 1).

Третий комментарий к статье 90 УК РФ

1. Часть 1 анализируемой статьи содержит четыре принципиальных положения: а) речь идет о несовершеннолетнем, впервые совершившем преступление; б) преступление должно быть небольшой или средней тяжести (см. комментарий к ст. 15 УК); в) это право соответствующих должностных лиц, а не обязанность; г) данная норма не указывает, кем (каким органом, должностным лицом) эти меры могут быть назначены. Анализ показывает, что само по себе освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности не исключается и по постановлению следователя (лица, производящего дознание) и прокурора, а также суда.

Но применять принудительные меры воспитательного воздействия, на наш взгляд, может только суд.

2. Вполне обоснованным, соответствующим характеру этих мер является положение о возможности назначить несовершеннолетнему одновременно несколько мер (ч. 3 ст. 90).

Действительно, вполне сочетаются, например, такие принудительные меры воспитательного воздействия, как предупреждение и передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

3. Допуская отмену назначенной принудительной меры и указывая на привлечение его к уголовной ответственности за ранее совершенное преступление, ч. 4 ст. 90 УК тем самым фактически подчеркивает условный характер применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами «б» и «г» части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести.

4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Комментарий к ст. 90 УК РФ

Принудительные меры воспитательного воздействия являются самостоятельной формой государственного реагирования на неправомерное поведение несовершеннолетних. По своей правовой природе принудительные меры не относятся к уголовной ответственности, не являются наказанием, но существуют и реализуются в рамках уголовно-правовых отношений.

Исходя из принципов справедливости, гуманизма, экономии уголовной репрессии, законодатель совершенно справедливо полагает, что уголовная ответственность и свойственные ей формы реализации далеко не всегда являются лучшим, наиболее эффективным средством воздействия на личность, корректировки ее поведения. Это особенно верно в тех случаях, когда воздействие оказывается на несовершеннолетних, т.е. лиц с неустоявшимся мировоззрением, у которых отсутствует твердая социальная позиция и, следовательно, на которых еще можно воздействовать не прибегая к крайним мерам, связанным с уголовной репрессией.

С учетом общей позиции государства в отношении несовершеннолетних и изложенных положений ст. 90 УК РФ установлено, что несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Иными словами, в отдельных ситуациях меры уголовной ответственности целесообразно заменить мерами воспитательного воздействия.

Данная позиция экономии уголовной репрессии признана всем мировым сообществом. В частности, в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г.), предлагается уделять достаточное внимание осуществлению позитивных мер, предполагающих полную мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью содействия благополучию подростка, с тем чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом .

Советская юстиция. 1991. N 12 — 14.

Принудительные меры воспитательного воздействия являются одним из оснований освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности, специфическим основанием, свойственным только для рассматриваемой категории лиц.

Реализация освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия сопряжена с наличием двух факторов. Первым из них является категория совершенного преступления: небольшой или средней тяжести (формальный фактор). Вторым — признание возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия (материальный фактор).

При установлении второго фактора принимаются во внимание все данные, характеризующие и деяние, и самого правонарушителя, в том числе данные о предкриминальном и посткриминальном поведении. Совокупность подобных данных позволяет правоохранительным органам и суду с большей или меньшей степенью вероятности установить возможность исправления путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Решая вопрос об освобождении от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, следует обратить внимание на то обстоятельство, что кроме двух указанных выше факторов других противопоказаний формально не имеется. Поэтому освобождение в рассматриваемом варианте может быть применено вне зависимости от, например, наличия судимости, прохождения испытательного срока при условном осуждении, в отношении условно-досрочно освобожденного при оставшемся неотбытом сроке наказания. Подобного рода примеры практике известны.

И в принципе они не противоречат законодательству. Главное, чтобы в данном конкретном случае суд принял верное решение, исходя и из интересов общества и государства, и из интересов несовершеннолетнего.

Поэтому если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной ч. 2 ст. 90 УК РФ, которое вместе с уголовным делом направляется руководителем следственного органа или прокурором в суд.

Суд рассматривает ходатайство и материалы уголовного дела в порядке, установленном ч. ч. 4, 6, 8, 9 и 11 ст. 108 УПК РФ, за исключением правил, устанавливающих процессуальные сроки.

Получив уголовное дело с обвинительным заключением или обвинительным актом, суд вправе прекратить его по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 427 УПК РФ, и применить к несовершеннолетнему обвиняемому принудительную меру воспитательного воздействия.

В постановлении о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия суд вправе возложить на специализированное учреждение для несовершеннолетних контроль за исполнением требований, предусмотренных принудительной мерой воспитательного воздействия.

Суды не должны допускать случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если их исправление и перевоспитание могут быть достигнуты путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 УК РФ.

При решении вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии со ст. 90 УК РФ необходимо учитывать, что если суд придет к выводу о возможности исправления несовершеннолетнего путем применения к нему мер воспитательного воздействия, то уголовное дело по указанному основанию может быть прекращено как на стадии подготовки к судебному заседанию по результатам предварительного слушания, так и в результате судебного разбирательства с вынесением решения о применении к несовершеннолетнему этих мер.

Частью 2 ст. 90 УК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень принудительных мер воспитательного воздействия.

К их числу относятся:

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

В соответствии со ст. 90 УК РФ несовершеннолетнему одновременно может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия, например предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга. Эти меры не делятся на основные и дополнительные и могут назначаться в любом сочетании.

При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Несмотря на то что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом должно быть получено.

В случае принятия судом решения о прекращении уголовного дела и применении к несовершеннолетнему в качестве принудительной меры воспитательного воздействия передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих (родственников, опекунов), либо специализированного государственного органа или ограничения досуга и установления особых требований к поведению в постановлении должен быть указан срок, в течение которого применяется избранная мера.

Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных п. п. «б» и «г» ч. 2 настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия суд по ходатайству специализированного учреждения для несовершеннолетних отменяет постановление о прекращении уголовного преследования и применении принудительной меры воспитательного воздействия и направляет материалы уголовного дела руководителю следственного органа или начальнику органа дознания. Дальнейшее производство по уголовному делу продолжается в порядке, установленном УПК РФ.

Отмена принудительной меры воспитательного воздействия и возобновление производства по делу допустимы, если не истекли сроки давности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ст. 94 УК РФ). Здесь следует обратить внимание на то обстоятельство, что освобождение от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия является единственным условным основанием освобождения от уголовной ответственности. Таким основанием является систематичность неисполнения принудительной меры воспитательного воздействия. При этом под систематичностью следует понимать ее неисполнение три и более раза.

Кроме того, учитывая то обстоятельство, что меры воспитательного воздействия могут быть разных видов, систематичность будут образовывать как неисполнение одной меры, так и неисполнение нескольких из назначенных мер.

Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 427 УПК РФ, не допускается, если несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый или его законный представитель против этого возражают.

В отдельных случаях в судебной практике наблюдаются ошибки, связанные с отменой принудительных мер воспитательного воздействия. Так, суд ошибочно пришел к выводу о необходимости отмены принудительной меры воспитательного воздействия в виде передачи под надзор родителей, примененной к Г. по предыдущему приговору, и назначил ему окончательное наказание по правилам ст. 70 УК РФ.

Передача под надзор родителей, как и другие принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ч. 2 ст. 92 УК РФ, применяются при условии, если совершивший преступление несовершеннолетний может быть исправлен без применения уголовного наказания. Следовательно, принудительные меры воспитательного воздействия не являются уголовным наказанием.

В соответствии с ч. 2 ст. 86 УК РФ лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.

В этой связи ссылка суда в обоснование отмены принудительной меры воспитательного воздействия на правовую норму, предусмотренную ч. 5 ст. 74 УК РФ, не может быть признана обоснованной, поскольку указанная норма предусматривает отмену условного осуждения в случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока умышленного преступления.

При таких обстоятельствах суд ошибочно назначил Г. окончательное наказание по совокупности приговоров, присоединив к назначенному за последние преступления наказанию наказание по предыдущему приговору, от которого Г. был освобожден.

Поэтому из приговора было исключено назначение Г. наказания по правилам ст. 70 УК РФ .

Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 9 июня 2006 г. N 15-О06-6.

Контроль за исполнением несовершеннолетним назначенной принудительной меры воспитательного воздействия возлагается на специализированный государственный орган, обеспечивающий его исправление.

Судебная практика по статье 90 УК РФ

1. Если в ходе предварительного расследования уголовного дела будет установлено, что имеется предусмотренное частью первой статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации основание для прекращения уголовного дела или уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора выносит постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной частью третьей статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации, которое вместе с уголовным делом направляется руководителем следственного органа или прокурором в суд.

Назначенное осужденным наказание нельзя признать чрезмерно суровым, оно является справедливым, и оснований для его смягчения либо применения положений ч. 6 ст. 15, ст. ст. 64, 73 УК РФ, а Хасанову А.А. также ст. ст.

90, 96 УК РФ не усматривается.

Адвокат Зайцев в апелляционной жалобе, поданной в защиту осужденного Давыдова, считает, что выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела, судом нарушены нормы уголовно-процессуального закона и неправильно применен уголовный закон. В обоснование, ссылаясь на результаты психолого-лингвистических экспертиз, защитник утверждает, что размещенный Давыдовым 3 февраля 2016 г. в сети «Интернет» текст не содержит признаков оправдания терроризма, в нем не имеется указаний на насилие, устрашение населения, противоправные действия, практику воздействия на принятие решений органами власти, умысел на оправдание терроризма у Давыдова не установлен. Общественная опасность этого текста отсутствует, о чем свидетельствует его наличие в свободном доступе длительное время, в том числе после возбуждения уголовного дела. Факт проведения 29 декабря 2016 г. осмотра предметов (документов) вызывает сомнение, протокол этого следственного действия возможно сфальсифицирован.

Ссылка в протоколе на смену пароля страницы » . » опровергается сведениями, полученными из ООО «ВКонтакте». Осмотр предметов (документов) проводился с участием Давыдова в качестве свидетеля в отсутствие защитника, право пользоваться услугами адвоката Давыдову не разъяснялось, что свидетельствует о недопустимости протокола осмотра предметов (документов) от 29 декабря 2016 г. как доказательства. Назначенное Давыдову наказание является несправедливым вследствие чрезмерной суровости. Суд не принял во внимание небольшую тяжесть содеянного, несовершеннолетний возраст Давыдова, его эмоциональное состояние в период совершения преступления, примерное поведение, осознание своих заблуждений до возбуждения уголовного дела. Суд имел возможность применить в отношении Давыдова положения ст.

90 УК РФ либо ст. ст. 75, 76.2 УК РФ, что не сделано. Защитник просит отменить приговор в части осуждения Давыдова по ч. 1 ст.

205.2 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ) и оправдать осужденного.

«31. Если суд по находящемуся в его производстве уголовному делу в отношении несовершеннолетнего, обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, придет к выводу о том, что отсутствуют основания для освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности в соответствии с положениями статей 75 — 78 УК РФ, но при этом его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью 2 статьи 90 УК РФ, то суд выносит постановление (определение) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии со статьей 90 УК РФ.

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного
его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим
Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо
на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на
несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного
положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению
несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования
определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным
средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие
местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему
может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо
трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень
не является исчерпывающим.

Комментарий к Ст. 91 Уголовного кодекса

1. Предупреждение — это самая мягкая принудительная мера воспитательного воздействия, носит бессрочный (одномоментный) и публичный характер и, как правило, объявляется судьей в зале судебного заседания.

2. При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д.

3. Заглаживание причиненного вреда предполагает возмещение несовершеннолетним негативных последствий совершенного им преступления. Вид вреда, который должен загладить несовершеннолетний, в законе не определен. Соответственно, суд может возложить на несовершеннолетнего обязанность компенсировать как материальный, так и моральный вред.

4. В ч. 4 ст. 91 УК содержится примерный перечень требований и ограничений, применяемых к несовершеннолетнему. В целом эти требования должны быть целесообразными, не должны быть жестокими и не причинять вред несовершеннолетнему.

Второй комментарий к Ст. 91 УК РФ

1. Применение принудительных мер воспитательного воздействия регламентируется законом РФ от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии с законодательством РФ, принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться к несовершеннолетним Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав вне отношений уголовной ответственности в целях предупреждения их правонарушений, обеспечения социального контроля за несовершеннолетними с отклоняющимся поведением.

2. Предупреждение (ч. 1 ст. 91 УК). Каждый несовершеннолетний, освобожденный от уголовной ответственности (или наказания) при применении к нему предупреждения в качестве принудительной меры воспитательного воздействия, не просто попадает в поле внимания органа внутренних дел и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а неизбежно становится объектом обязательной индивидуальной профилактической работы.

О результатах беседы с несовершеннолетним (а также его родителями или законными представителями) составляется справка, которая приобщается к учетно-профилактической карточке или учетно-профилактическому делу.

3. Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа (ч. 2 ст. 91 УК) как принудительная мера воспитательного воздействия обращена не к самому несовершеннолетнему, а к лицам, на которые судом возложена обязанность по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

В соответствии со статьей 7 Постановления Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», комиссии применяют меры воздействия в отношении лиц, которые не исполняют возложенных на них обязанностей. Принудительный характер этих обязанностей обеспечивается применением административного штрафа в случае их неисполнения.

4. Возложение обязанности загладить причиненный вред (ч. 3 ст. 91 УК) назначается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и его трудовых навыков. Имущественное положение несовершеннолетнего не следует отождествлять с наличием у него самостоятельного заработка.

Оно определяется статьей 60 Семейного кодекса РФ. При применении рассматриваемой меры необходимо соизмерять объем возмещения ущерба со всеми обстоятельствами, указанными в статье 60 Семейного кодекса РФ: получением содержания от родителей и других членов семьи; суммы причитающихся несовершеннолетнему алиментов, пенсий, пособий; имущества, полученного в дар или в порядке наследования; имущественных прав, определяемых гражданским законодательством. Учет трудовых навыков несовершеннолетнего преследует воспитательные цели: привлечение личных усилий для заглаживания причиненного вреда.

В этом аспекте трудовые навыки не следует отождествлять с квалификацией, а можно охарактеризовать как посильные старания несовершеннолетнего, достаточные для удовлетворения интересов потерпевшего в части возмещения причиненного ему вреда.

5. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч. 4 ст. 91 УК). Формы ограничения досуга и содержание особых требований к поведению несовершеннолетнего не ограничены законом.

Они могут обеспечивать устранение условий, способствующих совершению нового преступления или правонарушений, предупреждать антиобщественное поведение несовершеннолетнего. Кроме того, формы ограничения досуга и содержание особых требований к поведению несовершеннолетнего могут служить цели обеспечения информированности специализированного государственного органа о месте нахождения (пребывания), жительства несовершеннолетнего, месте его учебы или работы. В целях воспитания несовершеннолетнего к нему могут предъявляться требования, исполнение которых в данном конкретном случае может способствовать формированию позитивных социальных установок, трудовых навыков и проч.

Третий комментарий к статье 91 УК РФ

1. Основная цель применения перечисленных в ст. 91 УК мер — добиться, чтобы подросток почувствовал тяжесть ответственности за причиненный его деянием вред, осознал, что его поведение находится под пристальным контролем соответствующих лиц и организаций, задача которых — помочь ему исправиться и предупредить новые правонарушения.

2. В УК РФ 1996 г. предусмотрена передача несовершеннолетних под надзор не только родителей или лиц, их заменяющих, но и специализированного государственного органа, обеспечивающего исправительное воздействие на несовершеннолетнего и контроль за его поведением.

3. Наиболее серьезным, безусловно, является «ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего». При ее реализации несовершеннолетний помещается в условия, позволяющие значительно оградить его от негативных влияний микросреды, направить в русло нормального, правомерного поведения. При этом перечень особых требований, предъявляемых к нему и изложенных в ч. 4 ст.

91 УК, не является исчерпывающим и может быть творчески дополнен рациональными мерами, оказывающими эффект в перевоспитании подростка.

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

  • Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия
  • Статья 92. Освобождение от наказания несовершеннолетних

Комментарий к ст. 91 УК РФ

В ст. 91 УК РФ раскрывается содержание принудительных мер воспитательного воздействия, которые могут быть применены при освобождении от уголовной ответственности. Думается, что эти меры нельзя разделить на более строгие и менее строгие, может быть, за исключением предупреждения, поскольку все они несут определенные правоограничения и их сущность состоит не в строгости и количестве правоограничений, а в направленности на достижение цели исправления несовершеннолетнего, при их различном сочетании, обеспечивающем наибольший эффект воздействия.

И все-таки, несмотря на сказанное, самой мягкой мерой воздействия является предупреждение. Оно состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступления. Предупреждение обладает чисто психологическим воздействием на несовершеннолетнего, освобожденного от уголовной ответственности.

Более того, это одна из мер воздействия, которая не может повлечь отмены мер воспитательного воздействия, ибо не налагает на освобожденного никаких обязательств, тем более исполнение которых можно было бы проконтролировать.

Поэтому предупреждение целесообразно применять, если имеется убежденность, что несовершеннолетний осознал совершенное им деяние, действительно раскаялся в его совершении, пытался или загладил причиненный вред. В этом случае суд обязан разъяснить несовершеннолетнему пагубность его поведения, его антисоциальную значимость, показать, какие страдания им причинены потерпевшим, разъяснить последствия совершения нового преступления. Этим самым выражается негативная оценка поведения несовершеннолетнего судом от имени государства.

Предупреждение осуществляется в устной форме, после чего у несовершеннолетнего отбирается письменное обязательство с указанием того, что суть предупреждения ему ясна. И все же следует заметить, что только предупреждение без иных мер воспитательного воздействия может оказаться недостаточно эффективной мерой. Поэтому на практике оно нередко сочетается с другими принудительными мерами воспитательного воздействия.

Другой принудительной мерой воспитательного воздействия является передача несовершеннолетнего под надзор, которая состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Суд должен располагать характеризующим материалом на родителей или лиц, их заменяющих, проверить условия их жизни, возможность материального обеспечения подростка и т.д.

Исходя из текста закона, следует сделать вывод о том, что несовершеннолетний, освобожденный от уголовной ответственности, не наделяется по сравнению с остальными законопослушными гражданами никакими обязанностями, кроме имеющихся для всех общих обязанностей не совершать правонарушений. Сущность рассматриваемой принудительной меры, как было указано выше, состоит в возложении обязанности по воспитательному воздействию, но, естественно, не на несовершеннолетнего, а на иных лиц или органы. Отсюда возникает вопрос: может ли освобожденный от уголовной ответственности несовершеннолетний не исполнить, а тем более систематически, обязанность, которая на него не возлагалась? Ответ, думается, очевиден.

Поэтому, исходя из буквы закона, и при применении рассматриваемой принудительной меры воспитательного воздействия ее отмена невозможна и, следовательно, дополнительные негативные последствия совершения нового преступления просматриваются не очень четко.

В соответствии с законом обязанность по воспитательному воздействию может быть возложена и на определенные специализированные государственные органы, в частности на подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которые в установленных законом случаях осуществляют контроль за поведением несовершеннолетних, посещают их по месту жительства, контролируют посещение ими учебного заведения, проводят воспитательные беседы и т.д., а также выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также выполняют иные функции по работе с несовершеннолетними .

См.: Приказ МВД России от 26 мая 2000 г. N 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» // Бюллетень текущего законодательства. 2000. N 3. С. 80.

Возложение обязанности загладить причиненный вред следует применять с учетом характера причиненного вреда и возможностей несовершеннолетнего по восполнению этого вреда, устранению его последствий, иному заглаживанию.

Так, если заглаживание вреда состоит в возмещении ущерба, необходимо, чтобы несовершеннолетний обладал соответствующими материальными возможностями. Если заглаживание следует осуществить, например, восстановлением поломанной вещи, необходимо, чтобы виновный обладал соответствующими физическими способностями и определенными навыками. Правда, следует отметить, что закон не запрещает загладить любой причиненный вред путем его денежной компенсации, особенно с согласия потерпевшего. Формальным препятствием здесь может быть только категорическое указание суда о способе заглаживания вреда. Поэтому возложение обязанности загладить причиненный вред, например путем починки поломанного забора, исключает возможность иного способа исполнения обязанности.

В этой связи в постановлении было бы целесообразно указывать, какой вред должен быть заглажен, и определять возможные способы его заглаживания. В противном случае по вопросу о заглаживании причиненного вреда могут возникнуть неясности по поводу исполнения этой обязанности.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего по существу представляют собой возложение на несовершеннолетнего определенных обязанностей с тем, чтобы несовершеннолетний как можно больше занимался общественно полезным делом, не имел возможности (или такая возможность была бы сокращена) общаться с отрицательно влияющим на него окружением, посещать те места, где сосредоточены азартные игры, практикуется иное антиобщественное поведение. Другими словами, ограничение досуга имеет целью оградить несовершеннолетнего от соблазнов «легкой», «красивой», «элитной» жизни, которая нередко связана или граничит с криминалом.

Исходя из этого, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Перечень особых требований не является исчерпывающим, и суд может установить и иные требования в отношении несовершеннолетнего, если сочтет их необходимыми для его исправления.

Судебная практика по статье 91 УК РФ

26 февраля 2005 г. Федоров В.Б. задержан в качестве подозреваемого в порядке статей 91 и 92 УК РФ, в этот же день проведен досмотр его личных вещей и он допрошен в качестве подозреваемого. 27 февраля 2005 г. постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска в отношении Федорову В.Б. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, 4 марта этого же года ему предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «г» части 3 статьи 228.1, частью 1 статьи 30, пунктом «г» части 3 статьи 228.1 УК РФ, и он допрошен в качестве обвиняемого. 18 апреля 2005 г. Федорову В.Б. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «а» части 3 статьи 228.1, пунктом «б» части 2, пунктом «а» части 3 статьи 228.1, частью 1 статьи 30, пунктом «б» части 2, пунктом «а» части 3 статьи 228.1 УК РФ, и он допрошен в качестве обвиняемого.

30 июня и 6 октября 2005 г. он дополнительно допрошен в качестве обвиняемого. 15 ноября 2005 г. Федорову В.Б. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 210, пунктами «а», «г» части 3 статьи 228.1, пунктами «а», «г» части 3 статьи 228.1, пунктами «а», «г» части 3 статьи 228.1, частью 3 статьи 30, пунктами «а», «г» части 3 статьи 228.1 и др. Уголовного кодекса Российской Федерации, и он допрошен в качестве обвиняемого.

Популярные законы

  • Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 20.10.2022) «О Следственном комитете Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
  • Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»
  • Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»
  • Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 26.05.2021) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»
  • Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.08.2018) «О прокуратуре Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Федеральный закон от 05.05.2014 N 91-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
  • Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О наркотических средствах и психотропных веществах»
  • Федеральный закон от 13.06.1996 N 64-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 08.01.1997 N 2-ФЗ (ред. от 10.01.2002) «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»
  • Закон РФ от 09.10.1992 N 3618-1 (ред. от 13.06.1996) «О защите конституционных органов власти в Российской Федерации»
admin
Оцените автора
Ракульское