Статья 90 ГПК РФ. Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины

Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Комментарий к Ст. 90 ГПК РФ

1. Необходимо применять правила ст. 90 с учетом норм НК о том, что:

а) к органам, уполномоченным принимать решение об изменении сроков уплаты госпошлины (в виде отсрочки или рассрочки), относятся органы, осуществляющие контроль за ее уплатой. Систематический анализ ст. 90, 136 ГПК и ст. 63 НК, ст.

333.41 НК показывает, что контроль за уплатой госпошлины осуществляют именно суды (судьи) (см. коммент. к ст. 131-136): судья оставляет исковое заявление без движения (приняв об этом определение), установив, что оно не оплачено госпошлиной;

б) отсрочка или рассрочка по уплате госпошлины представляет собой изменение срока ее уплаты (она уплачивается до подачи искового заявления, жалобы или кассационной жалобы, а также при выдаче судом копий документов) на срок от одного до шести месяцев (п. 1 ст. 64 НК). При этом:

отсрочка — это такое изменение срока оплаты, при котором вся сумма госпошлины должна быть уплачена единовременно в срок, установленный судом (т.е. в перенесенный срок);

рассрочка — это такое изменение срока оплаты, при котором сумма госпошлины вносится поэтапно (по частям), а не единовременно.

2. Основанием для отсрочки или рассрочки по уплате госпошлины являются:

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

а) для физического лица — его имущественное положение, которое исключает возможность единовременной оплаты госпошлины (подп. 4 п. 2 ст. 64 НК). См. ее анализ в кн.: Гуев А.Н.

Постатейный комментарий к НК РФ. Т. 2. М.: Экзамен, 2005;

б) для организации или физического лица (стороны):

причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

задержка этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного им госзаказа;

угроза банкротства этого лица в случае единовременной уплаты госпошлины (п. 2 ст. 64 НК).

3. Следует обратить внимание также на ряд частных моментов, значимых для правильного применения ст. 90:

рассрочка или отсрочка может быть предоставлена как одной, так и обеим сторонам (с учетом изложенных выше правил НК);

суд (судья) вправе также уменьшить размер госпошлины, причем обеим сторонам (даже если сторона — не гражданин, а организация, — ст. 333.41 НК). См. также коммент. к ст.

92, 93 ГПК. О судебной практике см.: БВС, 2000, N 1, с.16.

Альтернативный комментарий к ст.90 ГПК

Госпошлинустатья 90 ГПК РФ можно уменьшить, рассрочить или отсрочить платеж, согласно статье 90 ГПК РФ. Сумма задолженности может быть выплачена единовременно или поэтапно. Такое право имеют как физические лица, так и организации — при наличии определенных оснований. Это делается в судебном порядке по запросу налогоплательщика.

Предлагаем разобраться, что такое рассрочка и отсрочка с точки зрения ГПК РФ.

Под рассрочкой понимается возможность уплаты госпошлины не единовременно, а по частям. Размер платежей, их периодичность и порядок внесения определяется судом.

Отсрочка уплаты госпошлины — возможность внести сумму платежа через определенный промежуток времени после совершения процессуального действия судом. Подразделяется на два вида:

Отсрочка на определенный период времени. Это либо установленный срок, либо отсрочка до конкретной даты. (Пример: «отсрочка на 30 дней» или «отсрочка до 20 июля 2016 г.»);

Отсрочка до наступления конкретного юридического факта. Обычно этим фактом становится вынесение судебного решения по рассматриваемому делу.

Отметим также некоторые особенности предоставления рассрочки и отсрочки:

Срок уплаты налога может быть изменен не более, чем на один год.

В течение периода рассрочки/отсрочки не начисляются проценты на сумму госпошлины.

Если решение судьи не устраивает — в течение 10-ти дней можно подать частную жалобу.

В некоторых случаях возможно также уменьшение размера госпошлины. О предоставлении льгот свидетельствует статья 89 ГПК РФ. Это определяется судом в индивидуальном порядке и зависит от материального положения налогоплательщика.

Главной причиной для отсрочки и рассрочки уплаты госпошлины является тяжелое имущественное положение лица. Это нужно доказать, приложив к ходатайству соответствующие справки и другие документы. И возможно это в случае, когда есть одно из оснований:

Причинение ущерба. Это могут быть последствия стихийных бедствий, катастроф и другие тяжелые обстоятельства.

Задержка выплат. Актуально, когда речь идет о финансировании лица из бюджета, а также об оплате госзаказа, который был выполнен.

Угроза банкротства. Если возникает ситуация, при которой своевременная уплата налога может привести к банкротству — будет утверждено мировое соглашение или график погашения задолженности. Решается арбитражным судом.

Тяжелое имущественное положение. Когда человек не в состоянии выплатить налог.

Сезонный характер производства/реализации товара, оказания услуг. Перечень отраслей и видов деятельности определен Правительством.

Определенные таможенные условия. Могут возникнуть основания, связанные с перемещением товаров через таможенную границу. Определяется соответствующим законодательством.

Статья 89. Льготы по уплате государственной пошлины

Льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Комментарий к Статье 89 Гражданского процессуального кодекса

Комментируемая статья предусматривает предоставление льгот по уплате государственной пошлины.

Льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 333.36 НК РФ устанавливает льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям. Названной статьей установлено следующее.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст.

3340.

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются:

1) истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

2) истцы — по искам о взыскании алиментов;

3) истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

4) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

5) организации и физические лица — за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;

6) стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

7) организации и физические лица — при подаче в суд:

— заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

— административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами;

— частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о применении либо об отмене применения мер предварительной защиты по административному исковому заявлению или о замене одной меры предварительной защиты другой, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

8) физические лица — при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

9) прокуроры — по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

10) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

12) вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

13) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) — по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;

14) физические лица — при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

15) истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

16) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — при совершении действий, предусмотренных подп. 1 и 3 п. 1 ст. 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;

17) истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

18) административные истцы — по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и (или) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

19) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

20) утратил силу с 1 января 2013 г. (Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ);

21) авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений п. 3 данной статьи освобождаются:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

2) истцы (административные истцы) — инвалиды I или II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

4) истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

5) истцы — пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, — по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

3. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в п. 2 данной статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн. руб. В случае если цена иска превышает 1 млн. руб., указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подп. 1 п. 1 ст.

333.19 НК РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн. руб.

Суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ.

Следует отметить, что для разрешения ходатайства об уменьшении размера государственной пошлины, освобождении от ее уплаты, о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты государственной пошлины должны быть приведены обстоятельства, свидетельствующие о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы.

К ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины, освобождении, отсрочке, рассрочке ее уплаты должны быть приложены документы, подтверждающие указанные обстоятельства.

Оценивая имущественное положение заявителя, судам необходимо учитывать не только сам по себе размер заработной платы (пенсии или иного дохода), но и размер подлежащей уплате государственной пошлины (его соотношение с получаемым доходом), а также наличие доказательств отсутствия у заявителя иного имущества.

В Определении Конституционного Суда РФ от 13 июня 2006 г. N 272-О указано, что «положения статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 333.20 данного Кодекса и статья 89 ГПК Российской Федерации, не позволяющие судам общей юрисдикции и мировым судьям принимать по ходатайству физических лиц решения об освобождении от уплаты государственной пошлины, если иное уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию, в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 3 мая 1995 года N 4-П, от 2 июля 1998 года N 20-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 12 марта 2001 года N 4-П, Определении от 12 мая 2005 года N 244-О и настоящем Определении, как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами» .
———————————
Собрание законодательства РФ. 2006. N 45. Ст.

4738.

Статья 104 КАС РФ. Льготы по уплате государственной пошлины, основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины (действующая редакция)

1. Льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 103 Статья 104 Статья 105
Постоянная ссылка на документ
URL документа [ скопировать ]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
Скачать документ в формате

Комментарий к ст. 104 КАС РФ

Часть 1 ст. 104 КАС РФ содержит положение, в точности аналогичное тому, которое закреплено в ст. 89 ГПК РФ. Так, согласно указанной норме ГПК РФ (здесь и далее в ред.

Федерального закона от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ ) льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.

СЗ РФ. 2004. N 45. Ст.

4377.

Соответствующие льготы предусмотрены положениями ст. ст. 333.35 «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций» и 333.36 «Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям» части второй НК РФ. Из положений первой из названных статей для административного судопроизводства имеют значение пп. 11 и 12 п. 1, согласно которым (в ред.

Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 198 ФЗ ) от уплаты государственной пошлины освобождаются физические лица — Герои Советского Союза, Герои России и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, ВС России.

www.pravo.gov.ru. 2014. 30 июня.

В п. 1 второй из названных статей НК РФ наряду с прочим (здесь и далее в ред. Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ) предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым ВС России в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, освобождаются:

— организации и физические лица — при подаче в суд: заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение; административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами; частных жалоб на определения суда, в т.ч. о применении либо об отмене применения мер предварительной защиты по административному исковому заявлению или о замене одной меры предварительной защиты другой, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом (пп. 7);

— прокуроры — по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов России, субъектов РФ и муниципальных образований (пп. 9);

— вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами (пп. 12);

— уполномоченный по правам человека в России — при подаче ходатайства о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления судьи (пп. 16);

— административные истцы — по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и (или) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке (пп. 18);

— государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым ВС России, судами общей юрисдикции, в качестве административных истцов или административных ответчиков (пп. 19).

Согласно п. 2 указанной ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым ВС России в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, с учетом положений п. 3 данной статьи освобождаются:

— общественные организации инвалидов, выступающие в качестве административных истцов или административных ответчиков (пп. 1);

— административные истцы — инвалиды I или II группы (пп. 2); ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах (пп. 3);

— истцы — пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, — по административным искам имущественного характера к ПФР, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу (пп. 5).

В п. 3 указанной ст. 333.36 НК РФ установлено, что при подаче в суды общей юрисдикции административных исковых заявлений имущественного характера и (или) административных исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, указанные плательщики освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей; в случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст.

333.19 данного Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

В ч. 2 ст. 104 КАС РФ в части оснований и порядка предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины вошло положение, в точности аналогичное следующему положению, которое закреплено в ст. 90 ГПК РФ: основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Как установлено в п. 2 ст. 333.30 части второй НК РФ (в ред. Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 198-ФЗ), ВС России, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст.

333.41 данного Кодекса.

Указанная ст. 333.41 НК РФ (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 201-ФЗ ) определяет следующие особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины: отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 данного Кодекса (п. 1, речь идет о сроке один год); на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка (п.

2).

СЗ РФ. 2006. N 1. Ст.

12.

Источник комментария:

«КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ» (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

Статья 90 ГПК РФ. Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины

Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Комментарий к Статье 90 ГПК РФ

Суд вправе предоставить отдельным субъектам гражданских процессуальных правоотношений (как гражданам, так и юридическим лицам) в силу их тяжелого имущественного положения процессуальную льготу по рассрочке и отсрочке оплаты в доход государства государственной пошлины на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Рассрочка уплаты государственной пошлины представляет собой оформленную определением суда (судьи) возможность заявителя требования, подлежащего оплате государственной пошлиной, вносить установленную законом сумму платежа не единовременно в полном объеме, а по частям. Размер периодических платежей, порядок и срок их внесения устанавливаются судом, разрешающим вопрос о рассрочке.

Отсрочка уплаты государственной пошлины является оформленной определением суда (судьи) возможностью заявителя требования внести установленную законом сумму платежа через определенное время после совершения судом необходимого процессуального действия, подлежащего оплате государственной пошлиной.

Отсрочка бывает двух видов:

— на конкретное календарное время (на определенное число дней, месяцев или до определенной судом календарной даты) — например, «на 30 дней со дня возбуждения производства по делу», «до 30 января с.г.»;

— до наступления определенного юридического факта, чаще всего таким фактом выступает вынесение судом решения по рассматриваемому делу.

Общим основанием для отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины судом выступает тяжелое имущественное положение лица, заявляющего соответствующее ходатайство. Доказательства тяжелого имущественного положения прилагаются заявителем к ходатайству.

На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Вопрос об отсрочке, рассрочке уплаты государственной пошлины оформляется определением судьи, которое может быть обжаловано в течение 10 дней путем подачи частной жалобы.

Другой комментарий к Ст. 90 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. Закон устанавливает возможность совершения двух видов действий:

2) рассрочки уплаты государственной пошлины.

Отсрочка уплаты государственной пошлины означает возможность ее уплаты через определенное время.

Рассрочка уплаты государственной пошлины означает ее уплату не единовременно, а по частям.

Основания и порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты государственной пошлины установлены в ст. 333.41 НК. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины может быть предоставлена как физическому лицу, так и организации.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок, не превышающий одного года. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Ходатайство может быть изложено как отдельно, так и в исковом заявлении (заявлении), апелляционной или кассационной жалобе. До обращения с исковым заявлением (заявлением), апелляционной или кассационной жалобой ходатайство о рассрочке или отсрочке уплаты государственной пошлины судом не принимается.

К ходатайству должны быть приложены доказательства, подтверждающие невозможность уплаты государственной пошлины в установленных законом размерах.

2. Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие основания, когда может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины:

— если лицу (истцу, заявителю) причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; если этому лицу задержаны финансирование из бюджета или оплата выполненного им государственного заказа;

— если существует угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

— если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога; если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом имеют сезонный характер;

— если таможенным законодательством РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, предусмотрены иные основания.

Об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины судья выносит определение.

admin
Оцените автора
Ракульское