Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

Непосредственный объект — интересы государственной власти и государственной службы в части правильного расходования средств государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 144 БК РФ в состав государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (территориальных фондов обязательного медицинского страхования).

Объективная сторона выражается в расходовании средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенном в крупном размере, т.е. в сумме, превышающей 1,5 млн руб. (примечание к ст. 285.1 УК РФ).

Согласно ст. 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ. Использование данных средств на сумму свыше 1,5 млн руб. на любые иные цели образует состав данного преступления.

Субъективная сторона — прямой умысел: лицо осознает, что направляет средства внебюджетных фондов на цели, противоречащие законодательству.

Субъект специальный — должностное лицо государственного внебюджетного фонда, в чыо компетенцию входят вопросы расходования средств соответствующего фонда как в целом, так и на уровне территориальных подразделений. Ответственность но данной статье могут нести как должностные лица, принимающие «стратегические» решения о расходовании средств внебюджетных фондов на цели, противоречащие законодательству или бюджетам фондов, так и рядовые чиновники, нарушающие порядок расходования средств фонда на местах.

Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ)

Непосредственный объект — установленный законодательством РФ порядок ведения единых государственных реестров. Предмет: а) единые государственные реестры, предусмотренные законодательством РФ; б) документы, на основании которых были внесены записи или изменения в указанные реестры, подлежащие обязательному хранению.

Почитать  Статья 200. Утратила силу

Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Они ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.

Ведение государственных реестров относится к государственной функции РФ и осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Следует отметить, что официально утвержденного исчерпывающего перечня единых государственных реестров нет. Они включаются в перечень регистров, реестров, классификаторов и номенклатур, отнесенных к учетным системам федеральных органов государственной власти, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 25.04.2006 № 584-р. К единым государственным реестрам, в частности, относятся:

  • • Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) (их ведение предусмотрено Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);
  • • Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) (его ведение предусмотрено Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»);
  • • Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (его ведение предусмотрено Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»);
  • • Единый государственный реестр автомобильных дорог (его ведение предусмотрено Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
  • • Единый государственный реестр прав на воздушные суда (его ведение предусмотрено Федеральным законом от 14.03.2009 № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними»);
  • • другие единые государственные реестры (субъектов страхового дела, объектов капитального строительства, саморегулируемых организаций (аудиторов, оценщиков, арбитражных управляющих), лотерей и др.).

Иные реестры (кроме единых государственных), а также разного рода регистры, классификаторы и номенклатуры, отнесенные к учетным системам федеральных органов государственной власти, не являются предметом рассматриваемого преступления (например, реестр требований кредиторов, который ведет арбитражный управляющий или реестродержатель в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»).

Предметом рассматриваемого преступления являются также различные документы, на основании которых были внесены записи или изменения в единые государственные реестры. К ним, например, относятся документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», содержащиеся в регистрационных делах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые являются частью ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Указанные документы признаются предметом данного преступления при условии, что законодательством РФ предусмотрено обязательное хранение этих документов.

Порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Объективная сторона включает в себя два альтернативных действия: а) внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров заведомо недостоверных сведений; б) уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры (если законодательством РФ предусмотрено обязательное хранение этих документов).

Внесение в один из единых государственных реестров заведомо недостоверных сведений осуществляется путем внесения в подлинный реестр записи не соответствующих действительности сведений.

Заведомо недостоверные сведения могут вноситься в содержание реестра, который ведется на любом официальном носителе: в реестр на бумажном носителе (текст документа) или в реестр на электронном носителе (текст файла). Иных носителей государственных реестров закон не предусматриваст. При этом правило приоритета записи на бумажном носителе при несоответствии между записями на бумажном и электронном носителях во внимание при квалификации преступления не принимается.

В каждом конкретном случае круг и содержание заведомо недостоверных сведений определяется исходя из содержания единого государственного реестра, установленного законом. Деяние может выражаться как во внесении в Единый государственный реестр новых сведений, так и в изменении содержащихся в реестре ранее внесенных сведений.

Самостоятельную форму преступления образует уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры. Подлог документов, указанных в ст. 285.3 УК РФ, выражается в следующих действиях: а) внесении в такой документ заведомо ложных сведений, т.е. внесение в подлинный документ (его бланк) сведений, полностью или частично не соответствующих действительности (интеллектуальный подлог); б) внесение в документ исправлений, искажающих его действительное содержание, т.е. внесение в подлинный документ каких-либо изменений (путем подчистки, изменения каких-либо сведений, удаление части текста и т.п.), в связи с чем содержащиеся в нем сведения становятся не соответствующими действительности (физический подлог).

Уничтожение документов — это их полное разрушение либо приведение их формы и содержания в такое состояние, когда они не могут быть восстановлены и применены но своему целевому назначению. При повреждении документов, т.е. их порче, частичном нарушении целостности, структуры и содержания, вследствие чего затрудняется их использование по целевому назначению, однако сам документ имеется в наличии и может быть восстановлен, деяние не может быть квалифицировано по ст. 285.3 УК РФ.

Состав формальный. Преступление является оконченным в момент совершения указанных в законе действий.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Субъект сознает, что вносит в Единый государственный реестр заведомо недостоверные сведения, а равно уничтожает или совершает подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанный реестр, и желает совершить эти действия. Умыслом субъекта также охватывается тот факт, что законодательством РФ предусмотрено обязательное хранение этих документов. Совершение деяния по неосторожности (при отсутствии признака заведомости относительно характера вносимых в реестр сведении), если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, квалифицируется по ст. 293 УК РФ.

Мотивы преступления могут быть любыми: корыстная или иная личная заинтересованность, ложно понятые интересы службы и др.

Субъект специальный — должностное лицо. Совершение указанных действий государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, может влечь ответственность за соучастие в данном преступлении либо (при наличии соответствующих признаков) за служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

Часть 2 ст. 285.3 УК РФ устанавливает ответственность за совершение того же деяния группой лиц по предварительному сговору. Данный квалифицирующий признак налицо в случаях, когда во внесении в один из единых государственных реестров заведомо недостоверных сведений либо в уничтожении или подлоге документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, участвуют должностных лица (два и более), заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

Частью 3 ст. 285.3 УК РФ устанавливается ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 285.3 УК РФ, повлекшие тяжкие последствия. Этот признак является оценочным и определяется с учетом конкретных обстоятельств дела.

В частности, тяжкими последствиями могут быть признаны банкротство юридического лица или индивидуального предпринимателя, длительная остановка производственного процесса, иное серьезное нарушение деятельности организации, причинение крупного имущественного ущерба, срыв государственных социальных программ и т.п.

Ввиду отсутствия в ч. 3 ст. 285.3 УК РФ прямого указания на неосторожную форму вины в отношении тяжких последствий можно заключить, что с субъективной стороны данное преступление характеризуется умыслом. Возможно также его совершение с двумя формами вины: умыслом по отношению к деянию (ч. 1, 2 ст. 285.3 УК РФ) и неосторожностью — к находящемуся с ним в причинной связи тяжкому последствию (ч.

3 ст. 285.3 УК РФ). Например, при рейдерском захвате предприятия вина должностного лица, которое внесло в ЕГРЮЛ заведомо недостоверные сведения, относительно наступивших тяжких последствий может быть как умышленной (при сговоре с рейдерами), так и неосторожной.

Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

1. Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на
цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации,
регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет
или без такового.

2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 285.2 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона преступления (состав является специальной нормой по отношению к ст. 285 УК) предполагает деяние в виде действия: расходования средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере (см. примечание к ст. 285.1 УК).

В настоящее время существуют Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

2. Преступление окончено с момента нецелевого расходования, т.е. списания денежных средств с соответствующего счета.

Второй комментарий к Ст. 285.2 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления являются интересы государственной власти в части осуществления контроля за расходованием средств государственных внебюджетных фондов. Факультативным объектом могут выступать социальные нужды населения.

2. Предметом преступления выступают средства государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения.

4. Объективная сторона характеризуется действиями, состоящими в расходовании (направлении и использовании) денежных средств государственных внебюджетных фондов на цели, не предусмотренные законодательством РФ о соответствующих фондах и их бюджетами. Преступление признается оконченным с момента фактического израсходования (использования) средств соответствующего фонда на цели, не предусмотренные законодательством об этом фонде и его бюджетом.

5. Обязательным признаком объективной стороны преступления является крупный размер средств государственного внебюджетного фонда, использованных не по целевому назначению. Это означает, что сумма таких средств превышает 1,5 млн руб. (примечание к ст. 285.1 УК).

6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

7. Субъект — специальный: должностное лицо соответствующего государственного внебюджетного фонда, в компетенцию которого входит обеспечение целевого использования средств данного фонда.

8. Квалифицированные виды преступления предполагают его совершение:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере.

Эти признаки имеют то же самое значение, что и в ст. 285.1 УК РФ.

Третий комментарий к статье 285.2 УК РФ

1. Понятие средств государственных внебюджетных фондов содержится в федеральных законах, определяющих порядок формирования, учета и расходования денежных средств, поступающих в качестве обязательных платежей путем отчислений, производимых из федерального бюджета, добровольных взносов юридических и физических лиц, других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. К числу обязательных внебюджетных фондов в Российской Федерации относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

2. Объективная сторона данного преступления выражена в совершении действия, направленного на расходование средств государственных внебюджетных фондов в целях и вопреки основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами.
Под расходованием средств следует понимать процедуру финансирования конкретных мероприятий путем направления в банк необходимого платежного документа и списания средств со счета. При расходовании средств внебюджетных фондов контроль за их деятельностью осуществляется со стороны финансовых органов соответствующего бюджетного уровня (ст. 150 БК РФ), которые реализуют свои полномочия в рамках аналогичной процедуры, установленной для осуществления контроля за исполнением государственных бюджетов.
Нецелевым расходованием средств государственных внебюджетных фондов следует считать использование средств в нарушение установленного законом или нормативным актом порядка финансирования, несоблюдение правовых оснований проведения финансовых операций, что связано с нарушением финансовой дисциплины (неверный учет первичной бухгалтерской документации, прямое нарушение Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и др.).

3. По конструкции объективной стороны данное преступление относится к числу формальных и оконченным признается в момент списания банком бюджетных средств со счета его распорядителя на основе поступившего платежного документа (платежное поручение) в крупном размере или в особо крупном размере (примечание к ст. 285.1).

4. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла, когда виновный осознает, что противоправно расходует средства внебюджетного фонда, и желает их израсходовать. При этом цель совершения данного преступления не имеет правового значения и не влияет на квалификацию содеянного.

5. Субъект преступления специальный — должностное лицо, состоящее в должности в конкретном фонде и имеющее полномочия по распоряжению средствами.

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств
на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом,
бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо
иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в
крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет
или без такового.

2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего
Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей,
а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 285.1 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона преступления (состав является специальной нормой по отношению к ст. 285 УК) предполагает деяние в виде действия: расходования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере (примечание к ст. 285.1 УК).

Нецелевой характер расходования возможен через нарушение правила адресности бюджетных трат, закрепленного бюджетным законодательством.

2. Преступление окончено с момента нецелевого расходования, т.е. списания денежных средств с соответствующего счета.

Второй комментарий к Ст. 285.1 УК РФ

1. В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимаются направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, что влечет административную, а при наличии состава преступления — уголовную ответственность руководителей получателя бюджетных средств.

2. Непосредственным объектом данного преступления являются интересы государственной власти в части осуществления государственного контроля за исполнением бюджета и использованием бюджетных средств. В качестве факультативных объектов могут выступать имущественные интересы физических и юридических лиц, в интересах которых выделялись бюджетные средства.

3. Предмет преступления — бюджетные средства, выделенные на конкретные цели, которые определяются утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иными правовыми основаниями получения таких средств.

4. Объективная сторона характеризуется действиями, состоящими в расходовании (БК определяет его как направление и использование) бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, которые определены утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иными документами, являющимися основанием для получения бюджетных средств.

5. Расходование бюджетных средств состоит из трех этапов:

1) принятие получателем бюджетных средств денежного обязательства путем составления платежного документа, необходимого для совершения расходов и платежей;

2) подтверждение денежного обязательства;

3) списание денежных средств со счета.

С момента списания денежных средств со счета на цели, не соответствующие условиям их получения, анализируемое преступление считается оконченным.

Обязательным признаком анализируемого преступления является крупный размер бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению, означающий, что их сумма превышает 1,5 млн рублей (примечание к ст. 285.1 УК). Нецелевое расходование бюджетных средств в меньшем размере влечет административную ответственность по ст.

15.14 КоАП.

6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

7. Субъект преступления — специальный: должностное лицо получателя бюджетных средств, в компетенцию которого входит осуществление контроля за расходованием бюджетных средств.

8. Квалифицированные виды преступления означают его совершение: а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере (т.е. на сумму свыше 7,5 млн руб. — примечание к ст. 285.1 УК).

Третий комментарий к статье 285.1 УК РФ

1. Объектом преступления является нормальная деятельность органов государственной власти в лице бюджетных органов, отношения, суть которых состоит в выполнении определенных процедур и правил, связанных с осуществлением расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов и их использование по целевому назначению (ст. ст. 1, 38 БК РФ). Бюджетом является форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В Российской Федерации существует трехуровневая бюджетная система, включающая в себя ежегодно принимаемые федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

2. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением действия, направленного на нецелевое расходование бюджетных средств, на нужды, не содержащиеся в бюджетной росписи и не включенные в смету расходов и доходов. Это может быть финансирование расходов по смете, которая не соответствует уведомлению о бюджетных ассигнованиях, в том числе другим документам (финансирование расходов сверх запланированных лимитов). Преступные действия направлены исключительно на противоправное расходование бюджетных средств вопреки основаниям и условиям, для которых они выделены. Согласно Бюджетному кодексу (ст.

219, п. 1 ст. 227) расходованием бюджетных средств является процедура финансирования, выполняемая путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и органов местного самоуправления выполняют функции органов, подтверждающих бюджетные обязательства.

Основной формой подтверждения является разрешительная надпись, которая осуществляется после завершения финансовой проверки на предмет соответствия выполненных проверяемым субъектом платежных и иных документов утвержденным федеральным органом лимитированным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений. Расходование бюджетных средств проходит три обязательных этапа: 1) принятие получателем бюджетных средств денежного обязательства путем составления платежного документа, необходимого для совершения расходов и платежей; 2) подтверждение денежного обязательства; 3) списание денежных средств со счета, что означает момент окончания комментируемого состава преступления.

3. Нецелевым расходованием бюджетных средств (ст. 289 БК РФ) является их использование на цели, не соответствующие условиям получения. Правовым основанием получения бюджетных средств является обязательное наличие: а) утвержденного бюджета соответствующего уровня; б) бюджетной росписи; в) уведомления о бюджетных ассигнованиях; г) сметы доходов и расходов; д) иного правового основания их получения.

Основные направления расходов бюджетов различных уровней регламентируются положениями главы 10 БК РФ, где предусмотрены основания формирования бюджетов, расходные части бюджетов, расходы (капитальные, текущие, закупки, реестры закупок и т.п.). Формы расходов могут быть самими различными (ст. 69 БК РФ): средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых по государственным и муниципальным контрактам, кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований и др.

4. Расходование денежных средств состоит из трех основных этапов: 1) утверждение сводной бюджетной росписи и доведение ее показателей до всех нижестоящих получателей бюджетных средств; 2) составление получателем сметы доходов и расходов и ее утверждение вышестоящим органом; 3) наличие обязанности (бюджетное обязательство) по расходованию денежных средств бюджета и их использование согласно бюджетной росписи и утвержденной смете.

5. Преступление считается оконченным с момента незаконного, вопреки уведомлению об ассигнованиях и утвержденной смете, списания бюджетных средств со счета в крупном размере. Крупным размером согласно примечанию к ст. 285.1 УК РФ является сумма, превышающая 1 млн.

500 тыс. рублей.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом, где виновный осознает общественную опасность совершаемого им незаконного, вопреки бюджетным документам (уведомление о бюджетных ассигнованиях, смета расходов) нецелевого расходования бюджетных средств в крупном размере и желает этого.

7. Субъект данного преступления специальный. Это обязательно должностное лицо (более подробно изложено в параграфе 1 данной главы) и сотрудник, занимающий соответствующую должность и работающий непосредственно в органе распорядителя бюджетных средств.

8. Квалифицирующим признаком данного состава преступления является нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору. При этом важное значение имеет участие в данном преступлении двух и более должностных лиц, представляющих интересы получателя бюджетных средств. Особо крупным размером признается незаконно израсходованная сумма бюджетных средств, превышающая 7 млн.

500 тыс. рублей.

9. Размещение бюджетных денежных средств на банковских счетах либо передача их на правах доверительного управления не содержит признаков комментируемого состава преступления. В подобных случаях действия должностного лица следует квалифицировать по признакам злоупотребления должностным положением (ст. 285 УК), а при присвоении либо приобретении на бюджетные средства права путем обмана совершенное следует квалифицировать по совокупности преступлений, квалифицируемых по ст. ст.

285, 159, 160 УК.

Статья 15.14 КоАП РФ. Нецелевое использование бюджетных средств

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Комментарии к ст. 15.14 КОАП РФ

1. Данная статья во многом повторяет ст. 289 БК РФ в части ответственности должностных лиц (в БК — руководителей) за нецелевое использование бюджетных средств.

2. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.

3. Объективную сторону комментируемого правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Эти условия отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа. На основании сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит в установленной форме уведомление о бюджетных ассигнованиях до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств составляют бюджетные росписи по подведомственным им распорядителям и получателям бюджетных средств в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью.

Непосредственным основанием для использования выделенных ассигнований является бюджетная смета бюджетного учреждения, утвержденные показатели которой должны соответствовать доведенным до бюджетного учреждения лимитам бюджетных обязательств (см. гл. 24 Бюджетного кодекса РФ). Использование бюджетных средств не по назначению, указанному в вышеприведенных документах, служащих основанием для получения бюджетных средств, является нецелевым, т.е. наказуемым.

4. Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность должностных лиц и юридических лиц за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов. Порядок создания и использования средств этих фондов определяется в соответствии с БК РФ законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими деятельность государственных внебюджетных фондов, положениями о них, законами о бюджетах указанных фондов.

Государственные внебюджетные фонды создаются для финансового обеспечения расходов на обязательное социальное страхование, система которого основана на Федеральном законе от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изм. и доп.), а виды такого страхования регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп.), Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изм. и доп.), Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп.) и Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

5. Субъектом указанного правонарушения могут быть как должностные лица организаций — получателей бюджетных средств, так и сами организации-получатели.

6. С субъективной стороны комментируемое правонарушение может быть совершено только умышленно.

7. Дела о правонарушении, предусмотренном данной статьей, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. 23.7).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) и инспектора Счетной палаты РФ (п.

1 ч. 2 и п. 3 ч. 5 ст. 28.3).

8. Если расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, то должностное лицо получателя бюджетных средств привлекается к уголовной ответственности по ст. 285.1 УК РФ.

Статья 285.2 УК РФ устанавливает уголовную ответственность должностных лиц за нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей.

admin
Оцените автора
Ракульское