Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

1. Непосредственный объект преступления — безопасность железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Предмет преступления — транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование и транспортные коммуникации. Не могут выступать предметом рассматриваемого преступления автомобиль, трамвай и другое механическое транспортное средство.

Пути сообщения на железнодорожном транспорте — это железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью; на воздушном — взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, полосы безопасности и т.д.; на водном транспорте — пути следования судна из одного географического пункта (порта) в другой через открытые участки океана или моря, а также естественные или искусственные узкости (проливы, каналы, реки, озера).

Средства сигнализации — средства, подающие условную информацию (команду, донесение, оповещение, опознание, управление и т.д.), могут быть звуковыми, визуальными (световыми) и т.д. К средствам сигнализации, например, относятся семафоры, маяки, бакены, путевые и маркировочные знаки и т.д.

Средствами связи являются технические устройства, обеспечивающие передачу и прием различных видов сообщений. Связь может быть телефонной, телеграфной, телекодовой, факсимильной, телевизионной и т.д. По средствам и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, симплексную, космическую, оптическую, лазерную и т.д.

По дальности действия выделяется дальняя и ближняя связь.

Под транспортным оборудованием понимается совокупность механизмов, устройств, приборов, необходимых для безопасной эксплуатации железных дорог, авиации, морского и речного флота.

Транспортные коммуникации — это общее понятие, охватывающее пути сообщения и сооружения на них.

2. Объективная сторона преступления складывается из: а) разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное состояние транспортных средств или путей сообщения, а также блокирования транспортных коммуникаций; б) преступных последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба; в) причинной связи между ними.

Почитать  Статья 241 ГПК РФ. Полномочия суда

Разрушение — это полный распад системы, в результате чего она неспособна функционировать по своему назначению. При разрушении либо теряется техническая возможность восстановления предмета преступления, либо это становится экономически нецелесообразным.

Повреждение влечет частичное изменение в свойствах, структуре и форме технической системы, в силу чего она может быть восстановлена.

При приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние предмет преступления не терпит урона, он остается исправным, но «выпадает» из системы, обеспечивающей безопасность функционирования транспорта. Например, перенос маркировочного знака на аэродроме влияет на безопасность при взлете и посадке самолета. Ущерб объекту посягательства причиняется тем, что средство сигнализации не может функционировать по своему назначению.

Охватываются данным видом деяния и довольно распространенные случаи подкладывания на действующие железнодорожные пути посторонних тяжелых предметов, таких, например, как телеграфный столб, бревна, шпалы, тормозные башмаки, камни и т.п., поскольку при этих условиях железнодорожный путь делается непригодным для безопасного использования подвижным составом.

Блокировать транспортные коммуникации означает существенно ограничить или вообще парализовать деятельность определенного звена в системе железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Чаще всего это проявляется в том, что перекрываются железнодорожные магистрали, взлетно-посадочные, рулежные полосы и т.д.

3. Понятие тяжкого вреда здоровью рассматривается в комментарии к ст. 111 УК. Крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб.

4. С субъективной стороны психическое отношение к наступившим последствиям характеризуется неосторожной формой вины; преступление может быть совершено как по легкомыслию, так и по небрежности.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее 14-летнего возраста.

6. Наступление смерти одного человека либо двух или более лиц охватывается соответственно ч. ч. 2 и 3 ст. 267 (квалифицированные составы).

Назовите особенности субъективной стороны приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК).

Субъективная сторона преступления – вина в форме неосторожности.

Кто является субъектом нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК)?

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, участвующее в движении транспортных средств. Им может быть пешеход, пассажир, велосипедист, погонщик скота и т.д.

Пешеходом является лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Исключение составляют лица, осуществляющие управление транспортом либо его эксплуатацию. Совершенные ими деяния образуют составы преступлений, предусмотренных ст. 263 или ст.

264 УК РФ.

В чем заключается основное отличие составов преступлений, предусмотренных статьями 263, 263.1 и 264 УК?

Есть сравнить составы статей 263, 263.1 и 264 УК РФ, то они будут отличаться по объекту, субъекту, предмету и объективной стороне. Ст. ст. 263, 2631.1 УК РФ предполагает наличие специального субъекта, который не только достиг шестнадцатилетнего возраста, но и обладает определенными профессиональными качествами. Основное отличие от субъекта преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ — обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации транспорта, которая наложена на него в связи с его профессиональной деятельностью.

Что же касается субъекта статьи 264 УК РФ, то субъектом может быть только достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Таким образом, составы преступлений схожи только субъективной стороной — виной в форме неосторожности.

В чем особенности установления причинно-следственных связей между наступившими последствиями и допущенными нарушениями конкретных правил и требований, обеспечивающих безопасное функционирование и эксплуатацию транспорта?

Можно выделить несколько этапов развития причинной связи при совершении рассматриваемых преступлений:

1) вследствие нарушения правил, обеспечивающих безопасность функционирования транспорта, появляется абстрактная возможность наступления вредных последствий;

2) создается аварийная ситуация, однако субъект, приняв меры предосторожности, еще может предотвратить эти последствия;

3) техника полностью выходит из-под контроля субъекта и зависит лишь от ситуации;

4) причинение вреда становится неизбежным.

При бездействии причинная связь в транспортных преступлениях характеризуется некоторыми особенностями:

а) на субъекта возложена обязанность выполнения определенных правил;

б) субъект имел возможность выполнить эти правила;

в) выполнение правил предотвратило бы наступление вредных последствий;

г) субъект не выполняет правил предосторожности.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Задача 1. С., занимая должность прораба строительного участка ООО «СтройН», используя свое служебное положение, дал устно указание находящимся у него в прямом подчинении строителю ООО «СтройН» Н. и сварщику того же предприятия Ш. срубить деревья, произраставшие в непосредственной близости от строительного участка, посчитав их аварийными, не оформив порубочный билет в нарушение установленных законом правил. Н. и Ш., исполняя его указания, являющиеся для них обязательными, с помощью бензопилы «Макита» спилили два дерева лиственной породы — тополь возраста 21 и 22 года с последующей корчевкой образовавшихся при этом пней. Тем самым был нанесен вред окружающей среде на сумму 300 тыс. руб.

1. Квалифицируйте действия всех указанных в задаче лиц.

2. Как определяется ущерб, причиненный данным правонарушением?

ОТВЕТ:1. В соответствии со ст.33 УК РФ Прораб С., используя свое служебное положение, дал незаконное указание срубить деревья. В данном случае прораб С. Является организатором преступления (ч.3 ст.33 и п.в, ч.2, ст.260 УК РФ)

Строитель Н. и сварщик Ш. – это лица, выполняющие объективную сторону правонарушения, т.е. незаконная рубка или повреждение до степени прекращения роста деревьев. Они являются соисполнителями (ч.2 ст.33 и п.п. а,г, ч.2, ст.260 УК РФ)

2. Значительным размером в ст. 260 УК РФ признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.

Задача 2. Е. в нарушение ст.ст. 34, 43 ФЗ «Об охране окружающей среды» принял решение о пуске насосной станции плавучего типа, оборудованной тремя насосными установками марки 12 НДС, расположенной в акватории старого русла реки в районе пересечения обводного канала. Согласно заключению специалиста ФГБУ «Нижневолжское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» данное место является местом нереста, миграционным путем нереста, местом нагула и зимовки рыб Волжского комплекса. После чего Е. дал указание о начале поливного сезона без соответствующих рыбозащитных устройств, для чего осуществлял забор воды для полива земель на садовых участках.

Эксплуатация насосной станции плавучего типа повлекла массовую гибель молоди рыб.

1. Квалифицируйте содеянное.

2. Опишите последствия.

3. Какое значение для квалификации данного экологического преступления имеют факультативные объективные признаки?

ОТВЕТ: 1. Согласно статье 257 УК РФ

Объект преступления — экологическая безопасность в сфере охраны водных биологических ресурсов.

Объективная сторона преступления характеризуется: 1) деяниями — действиями или бездействием, нарушающими правила охраны водных биологических ресурсов (а также водных животных и растений); 2) последствиями, указанными в диспозиции ст. 257 УК РФ; 3) причинной связью между указанными деяниями и последствиями, и 4) способами нарушения соответствующих правил.

Субъект преступления — Гражданин Е.

Субъективная сторона характеризуется умышленной виной, Е. знал о заключении специалиста ФГБУ, что данное место является местом нереста, миграционным путем нереста, местом нагула и зимовки рыб Волжского комплекса, но выполнял незаконные действия и предвидел последствия.

2. Массовая гибель водных биологических ресурсов понимается так же, как в ст. 250 УК РФ. Это их гибель на определенной территории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза.

Определение уничтожения в значительных размерах кормовых запасов решается с учетом особенностей и обстоятельств конкретного уголовного дела. При этом принимается во внимание, что истребление (либо приведение в негодность) естественных источников питания водных животных (например, растений, планктона, насекомых) происходит в размерах, когда сокращение кормовых запасов негативно сказывается на популяции рыбы или других водных животных. Также к тяжким последствиям можно отнести, например, уничтожение мест нереста рыб, уничтожение зимовальных ям, уничтожение выметанной икры ценных пород рыб.

3. Факультативным признакам объективной стороны помимо вышеназванных относятся общественно опасные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.

Свойства средств и орудий, используемых при совершении преступления, характеризуют умысел виновного. Последний, используя те или иные орудия совершения преступления, осознает, предвидит и желает наступления общественно опасного последствия с учетом характера используемых им средств и орудий.

Так, согласно ст. 63 УК РФ обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются такие факультативные признаки объективной стороны, как обстановка совершения преступления «наступление тяжких последствий в результате совершения преступления»).

Задача 3. Во время весенних сельскохозяйственных работ работники производственного кооператива «Луч» осуществили поджог прошлогодней сухой травы (пал). Поскольку стояла жаркая сухая погода, огонь перекинулся на лесной массив. В результате этого полностью выгорело несколько гектаров леса, в котором обитали редкие птицы, занесенные в Красную книгу РФ.

Гнездовья птиц, птенцы и практически все особи данной популяции были уничтожены огнем.

1. Усматриваете ли Вы в этой ситуации признаки какого-либо экологического преступления?

ОТВЕТ:Если уничтожение мест обитания указанных ст.259 УК РФ животных и растений произошло путем уничтожения или повреждения лесных массивов, то содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, установленных статьями 259 УК РФ и 261 УК РФ. Это обусловлено тем, что ст.259 УК РФ говорит об уничтожении только «краснокнижных» животных и растений, в то время как ст. 261 УК РФ направлена на защиту уголовно-правовыми методами лесов и другой древесно-кустарниковой растительности как отдельного компонента окружающей среды.

Таким образом, я усматриваю в данной задаче признаки экологического преступления.

Задача 4. Г., управляя принадлежащим ему мотоциклом ИЖ-Юпитер 4 без государственного регистрационного знака и двигаясь на нем с двумя пассажирами по дороге ведущей в п. Дорогиня, не справился с управлением и совершил столкновение с двигающейся в попутном направлении автомашиной КРАЗ с прицепом, под управлением П. В результате столкновения водитель мотоцикла Г. погиб на месте, пассажиру мотоцикла В. причинен легкий вред здоровью, пассажиру мотоцикла М. причинен тяжкий вред здоровью. Следствие пришло к выводу, что в ДТП виновен Г.

1. Дайте уголовно-правовую оценку содеянному.

ОТВЕТ:Когда в результате ДТП причинен вред жизни или здоровью потерпевшего, а ответственность виновника ДТП не была застрахована, то он вправе обратиться в профессиональное объединение страховщиков за получением компенсационной выплаты (п. 1 ст. 18, п. 1 ст.

19 Закона N 40-ФЗ). Максимальная сумма компенсационной выплаты — 475 тыс. руб.

Если в результате ДТП причинен вред здоровью потерпевшего и ответственность виновника ДТП была застрахована, то заявитель вправе получить выплату в размере до 475 тыс. руб. (п. 7 ст. 12 Закона N 40-ФЗ). В случае нарушения прав потерпевшего, подают иск о взыскании страховой выплаты

Задача 5. При выполнении рейса Пекин-Вена в самолете отказало навигационное оборудование, и самолет значительно уклонился от оси международной трассы полетов на территории Российской Федерации. По тревоге сработали истребители-перехватчики и экипаж самолета совершил вынужденную посадку на аэродроме.

1. Подлежит ли командир экипажа самолета уголовной ответственности?

ОТВЕТ:Не подлежит.

Задача 6. Ж., являясь должностным лицом и ответственным за техническое состояние транспортных средств, не обеспечил и не устранил неисправность тракторного прицепа, заключающуюся в неустановке задних габаритных огней и световозвращателей на прицепе, дал распоряжение трактористу Ю. и допустил выпуск трактора с неисправным прицепом в эксплуатацию. Тракторист Ю., выполняя распоряжение Ж., не имея при себе регистрационных документов на транспортное средство и прицеп, зная о запрете использования неисправных транспортных средств, в темное время суток ехал на тракторе с неисправным прицепом с отсутствующими на прицепе задними габаритными огнями и световозвращателями. В процессе движения тракторист Ю. создал помеху для движения грузового автомобиля под управлением С. Водитель С. грузового автомобиля с прицепом рефрижератором двигался по автодороге со скоростью, превышающей установленные ограничения для большегрузного автомобиля и не обеспечивающей безопасность дорожного движения, не принял должных мер к снижению скорости, допустил столкновение правой передней частью автомобиля в левую заднюю часть прицепа движущегося трактора под управлением Ю., выехал на полосу встречного движения, где допустил столкновение с мотоциклом под управлением несовершеннолетнего К., в результате чего водитель мотоцикла К., пассажиры мотоцикла Я. и малолетняя Д. получили смертельные травмы.

1. Дайте уголовно-правовую оценку содеянному.

ОТВЕТ:Должностное лицо Ж. понесет административное наказание. Согласно ч.2 ст.12.31 КоАП РФ Выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация.

Тракторист Ю. понесет административное наказание. Согласно ч.1 ст.12.3 КоАП РФ, Тракторист Ю. не имел при себе регистрационных документов на транспортное средство и прицеп.

Водитель грузового автомобиля С. понесет уголовное наказание согласно ч.5 ст.264 УК РФ. Водитель С. Мог предотвратить столкновение, если бы ехал с разрешенной скоростью, обеспечив безопасное дорожное движение.

Об этом полезно знать:

Порядок и способы создания юридических лиц Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство контролирует законность их создания в интересах участников.
Мировые судьи Мировой судья – это физическое лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями осуществления правосудия по делам.
Общая характеристика договоров Руси и Византии Договор 911 года. В 907 году Олег осуществил успешный поход на Византию.
Основные этапы развития русской философии Русская философия глубоко самобытна и занимает особое место в мировой культуре.
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТУ ПРИ РВОТЕ. Цель: оказать помощь пациенту при рвоте. Показания: рвота у пациента. Противопоказания:нет.

Оснащение: 1) Емкость для сбора.

Какую ответственность назначают за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

По ст. 267 УК РФ определяются правонарушения, связанные с выводом из эксплуатации различных видов транспортных средств (ТС). Опасность этих деяний в том, что в результате может пострадать большое количество людей или техники. Здесь мы рассмотрим комментарии к ст.

267 УК РФ и ее особенности. Это поможет лучше разобраться во всех тонкостях квалификации подобных деяний.

Определение понятий

Под приведением в негодность транспортных средств или путей сообщения понимается их разрушение или повреждение, то есть полная или частичная порча указанных объектов, что не позволяет их использовать в дальнейшем. Результат таких действий – невозможность их восстановления в дальнейшем или необходимость чрезмерных затрат на ремонт.

Какую ответственность назначают за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Способы

Приведем основные способы приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения:

  • перенос различных знаков в другое место из предназначенных для них;
  • отключение световой сигнализации или светофора;
  • строительство или сооружение препятствий на путях сообщения;
  • противодействие лиц прохождению транспорта по ним;
  • поджог ТС или их подрыв;
  • затопление водой путей сообщения;
  • отключение их от электросети;
  • прочие механические воздействия на них.

Это не полный список, но он представляет собой наиболее частые варианты случаев, когда ТС выходят из строя.

Суть статьи 267 УК РФ с комментариями

Статья состоит всего из трех пунктов. В первом из них перечислены наказания за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств в случаях, если это повлекло за собой серьезные телесные повреждения человека или крупный ущерб.

В ч. 2 ст. 267 УК РФ указаны меры ответственности за те же деяния, если их результатом стала гибель одного человека, а в ч. 3 ст. 267 УК РФ – в случае смерти двух и более людей.

В этой статье УК РФ речь идет практически о всех видах ТС, а под путями сообщения понимаются железнодорожные рельсы, взлетно-посадочные полосы и пр.

В примечании к ст. 267 УК РФ уточняется, что под крупным ущербом понимаются суммы, превышающие 1 миллион руб. Эта категория оценочная.

Под крупным ущербом понимается реальный материальный вред.

Он выражается в:

  • повреждении или ликвидации ТС или сооружений;
  • загрязнении окружающей среды;
  • длительных перебоях в движении общественного транспорта и т. д.

Когда деяние становится правонарушением

Объективная сторона деяния выражается в разрушении или повреждении ТС или путей сообщения либо в блокировании транспортных коммуникаций, если в результате него люди получили телесные повреждения или бы нанесен крупный ущерб.

Под разрушением понимается полный распад всего механизма, после которого он уже не может нормально работать. Его либо совсем невозможно восстановить, либо это несообразно по финансовым показателям.

Справка. Повреждение – это только частичное изменение в структуре или форме всей системы с возможностью дальнейшего восстановления.

Блокировка транспортных коммуникаций предполагает подкладывание каких-либо посторонних предметов на пути сообщения с целью воспрепятствовать движению транспорта. Опасность такого деяния для общества заключается в том, что нарушается вся система движения общественного и иного транспорта.

Какую ответственность назначают за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Субъективная сторона – это неосторожность. То есть гражданин не хотел, чтобы наступили вышеуказанные негативные последствия, но все же допустил их из-за халатности, небрежности или игнорировании своих служебных обязанностей (если подобное деяние совершило должностное лицо).

Другой вариант – когда лицо допустило правонарушение по легкомыслию. Это означает, что лицо могло, но просто не захотело понять, что его действия опасны для других людей или повлекут за собой тяжкие материальные последствия.

При этом мотивы и цели преступников не имеют значения для квалификации самого деяния.

Состав преступления по ст. 267 УК РФ материальный. Оно считается оконченным только после наступления следующих последствий:

  • нанесение телесных повреждений человеку;
  • нанесение крупного ущерба;
  • смерть одного или более двух лиц.

Объекты и субъекты

Основной объект посягательства – безопасность движения и эксплуатации ТС, а факультативные – здоровье людей и чужие объекты собственности. Дополнительный объект по ч. 2 и ч. 3 ст. 267 УК РФ – жизнь людей.

В качестве предмета правонарушения выступают различные виды ТС, путей сообщения, средства сигнализации и прочее транспортное оборудование. Дополнительные предметы – это транспортные коммуникации (постоянные маршруты движения ТС, специально установленные для этой конкретной цели).

Внимание! Предметом деяния, предусмотренного указанной статьей, не могут стать такие ТС, как автомобили, трамваи и прочий механический транспорт.

Субъект – физлицо, психически здоровое и достигшее 14-ти лет.

Квалификационные признаки

Одним из главных квалификационных признаков признается установление причинно-следственной связи между приведением в негодность ТС и наступлением таких негативных последствий, как причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть нескольких лиц.

Поэтому проводится опрос свидетелей и экспертиза самого транспорта для установления, что именно при аварии транспорта или путей сообщения было причиной вышеуказанных результатов.

Квалифицирующим признаком деяния, описанного в ч. 2 ст. 267 УК РФ, выступает смерть одного человека, а признаком правонарушения по ч. 3 ст. 267 УК РФ – гибель двух и более людей.

Если все вышеназванные деяния были совершены умышленно, то в зависимости от их целей и обстоятельств их квалифицируют по следующим статьям:

  • ст. 205 (террористический акт);
  • ст. 281 (диверсия) и т. д.

Степени тяжести

Наименее тяжким признается правонарушение, описанное в ч. 1 ст. 267 УК РФ, так как тут речь идет лишь о нанесение ущерба здоровью гражданам, которые в результате остаются живы, а также причинении крупного ущерба (то есть каким-то материальным или финансовым потерям).

Второе по степени тяжести – это преступление, указанное в ч. 2 ст. 267 УК РФ, так как его последствие – смерть одного человека.

Наиболее тяжкое – это деяние, описанное в ч. 3 ст. 267 УК РФ, ведь его результатом становится гибель сразу нескольких лиц (двух и более).

Какую ответственность назначают за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Какие назначают наказания

В случае квалификации деяния по ч. 1 ст. 267 УК РФ назначают такие виды наказаний:

  • штраф суммой от 100 до 300 000 руб. или з/п за 1-2 года;
  • принудительные работы на срок до 4х лет;
  • заключение в тюрьму на тот же период.

Если преступление было определено по ч. 2 ст. 267 УК РФ, то избирают единственную меру – заключение в колонию на 8 лет. При квалификации по ч. 3 ст.

267 УК РФ срок заключения увеличивают до 10 лет.

Важно! Суд избирает конкретную меру после того, как дело о происшествии было всесторонне рассмотрено. Ее выбор зависит от всех обстоятельств деяния и того, какие последствия оно имело.

Из судебной практики можно вывести, что в дальнейшем осужденному разрешается подать прошение на условно досрочное освобождение (УДО) в случае, если он не нарушает дисциплину.

В каком случае освобождают от наказания

Полностью избежать наказания по ст. 267 УК РФ возможно только в случае, если будет установлено, что смерть людей или нанесение им тяжких телесных повреждений произошли не по причине порчи ТС, а по совершенно иным факторам.

Однако это не означает, что действия правонарушителя не будут квалифицированы по другим статьям УК РФ. Например, преступник решил подорвать одну из станций метро и тем самым привел в негодность поезда и пути движения. Его деяние определяется по ст.

205 УК РФ (террористический акт).

Справка. В качестве смягчающих обстоятельств выступают явка с повинной, наличие маленьких детей или постоянного места работы и пр. Они могут повлиять на смягчение наказания или его отсрочку на определенный период.

Приговор выносит суд, который рассматривает дело.

Заключение

Если произошло повреждение ТС, то действия человека, допустившего это, квалифицируют по ст. 267 УК РФ. В качестве наказаний за такое правонарушение назначают штрафы, принудительные работы и заключение в тюрьму. Срок выполнения меры ответственности зависит от того, по какой части ст.

267 УК РФ определено деяние.

Комментарий к ст. 267 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — безопасность железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Предмет преступления — транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование и транспортные коммуникации. Не могут выступать предметом рассматриваемого преступления автомобиль, трамвай и другое механическое транспортное средство.

Пути сообщения на железнодорожном транспорте — это железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью; на воздушном — взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, полосы безопасности и т.д.; на водном транспорте — пути следования судна из одного географического пункта (порта) в другой через открытые участки океана или моря, а также естественные или искусственные узкости (проливы, каналы, реки, озера).

Средства сигнализации — средства, подающие условную информацию (команду, донесение, оповещение, опознание, управление и т.д.), могут быть звуковыми, визуальными (световыми) и т.д. К средствам сигнализации, например, относятся семафоры, маяки, бакены, путевые и маркировочные знаки и т.д.

Средствами связи являются технические устройства, обеспечивающие передачу и прием различных видов сообщений. Связь может быть телефонной, телеграфной, телекодовой, факсимильной, телевизионной и т.д. По средствам и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, симплексную, космическую, оптическую, лазерную и т.д.

По дальности действия выделяется дальняя и ближняя связь.

Под транспортным оборудованием понимается совокупность механизмов, устройств, приборов, необходимых для безопасной эксплуатации железных дорог, авиации, морского и речного флота.

Транспортные коммуникации — это общее понятие, охватывающее пути сообщения и сооружения на них.

2. Объективная сторона преступления складывается из: а) разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное состояние транспортных средств или путей сообщения, а также блокирования транспортных коммуникаций; б) преступных последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба; в) причинной связи между ними.

Разрушение — это полный распад системы, в результате чего она неспособна функционировать по своему назначению. При разрушении либо теряется техническая возможность восстановления предмета преступления, либо это становится экономически нецелесообразным.

Повреждение влечет частичное изменение в свойствах, структуре и форме технической системы, в силу чего она может быть восстановлена.

При приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние предмет преступления не терпит урона, он остается исправным, но «выпадает» из системы, обеспечивающей безопасность функционирования транспорта. Например, перенос маркировочного знака на аэродроме влияет на безопасность при взлете и посадке самолета. Ущерб объекту посягательства причиняется тем, что средство сигнализации не может функционировать по своему назначению.

Охватываются данным видом деяния и довольно распространенные случаи подкладывания на действующие железнодорожные пути посторонних тяжелых предметов, таких, например, как телеграфный столб, бревна, шпалы, тормозные башмаки, камни и т.п., поскольку при этих условиях железнодорожный путь делается непригодным для безопасного использования подвижным составом.

Блокировать транспортные коммуникации означает существенно ограничить или вообще парализовать деятельность определенного звена в системе железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Чаще всего это проявляется в том, что перекрываются железнодорожные магистрали, взлетно-посадочные, рулежные полосы и т.д.

3. Понятие тяжкого вреда здоровью рассматривается в комментарии к ст. 111 УК. Крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб.

4. С субъективной стороны психическое отношение к наступившим последствиям характеризуется неосторожной формой вины; преступление может быть совершено как по легкомыслию, так и по небрежности.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее 14-летнего возраста.

6. Наступление смерти одного человека либо двух или более лиц охватывается соответственно ч. ч. 2 и 3 ст. 267 (квалифицированные составы).

admin
Оцените автора
Ракульское