Статья 244.11 ГПК РФ. Подача заявления о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации

Куликова, Н. В. Процессуальные особенности территориальной подсудности рассмотрения заявлений, касающихся гражданско-правовых аспектов международного похищения детей / Н. В. Куликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 212-214. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66968/ (дата обращения: 01.12.2022).

На протяжении последних десятилетий вопросам обеспечения интересов детей государства нашей планеты уделяют все большее внимание. Проблема защиты прав детей в настоящее время является особенно острой и для России. Стоит отметить, что наше государство прилагает значительные усилия в данном направлении.

В настоящий момент одним из основных национальных приоритетов нашей родины является обеспечение благополучного и защищенного детства.

28 июля 2011 г. Российская Федерация присоединилась к Гаагской конвенции 1980 г. о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (далее — Конвенция), которая 1 октября того же года вступила в силу для Российской Федерации. Однако, Конвенцией предусмотрен определенный порядок вступления в силу ее положений для присоединившихся государств, а именно Конвенция начинает действовать только после того, как присоединение государства было признано другим государством — участником Конвенции. По состоянию на 28.01.2020 года присоединение России признали уже 64 государства [1].

Таким образом, в соответствии с положениями Конвенции в настоящее время Конвенция действует между Россией и признавшими ее присоединение государствами.

Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей в мировом сообществе считается одним из наиболее удачных международных документов, разработанных Гаагской конференцией по международному частному праву. Международный уже многолетний опыт применения рассматриваемой Конвенции показал ее действенность и результативность как инструмента, регламентирующего порядок действий компетентных органов государств-участников в целях обеспечения защиты прав незаконно перемещенных или удерживаемых детей. Главная концепция Конвенции — похищение наносит вред ребенку, в то время как интересы ребенка имеют первостепенное значение при решении вопросов, касающихся родительских прав.

Почитать  Статья 273 ГПК РФ. Рассмотрение заявления об усыновлении

Основным назначением Конвенции является гарантия и осуществление незамедлительного возвращения незаконно перемещенного и/или удерживаемого ребенка в страну его основного пребывания, а также соблюдения прав ребенка.

При внесении соответствующих изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее — ГПК РФ) предполагалось, что рассмотрение гражданских дел о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации (ст. 244.11 ГПК РФ) должно осуществляться судьями, прошедшими соответствующее обучение, в связи с чем с учетом специфики подобных дел в ГПК РФ определена особая родовая подсудность данной категории гражданских дел, а именно определены 8 судов (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 438-ФЗ), к подсудности которых отнесены рассматриваемые гражданские дела в зависимости от места пребывания ребенка в соответствующем федеральном округе (например, Канавинский районный суд города Нижнего Новгорода при пребывании ребенка в пределах Приволжского федерального округа).

Однако, проанализировав практику рассмотрения судами данных гражданских дел, представляется возможным выделить для исследования проблемную сторону данного законодательного решения — территориальная удаленность судов от места пребывания ответчика с ребенком, в отношении которого возникли спорные правоотношения. Учитывая огромную территорию каждого федерального округа, ответчик может находиться в сотнях километров от суда, к подсудности которого отнесено гражданское дело. Далее рассмотрим более подробно данный аспект.

Одним из фундаментальных международных принципов правосудия является принцип беспрепятственного доступа к правосудию, который соответственно нашел отражение и в российском законодательстве (ст. 46 Конституции Российской Федерации в логической взаимосвязи с ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст.

47, ч. 3 ст. 123). Действительно, ГПК РФ предусмотрена возможность дистанционного участия в судебном процессе (вспомним видео-конференц связь, предусмотренную ст.

155.1 ГПК РФ, а также право любого участника процесса представлять в адрес суда письменные доказательства и письменные пояснения), но необходимо учитывать, что в таких судебных процессах сторонами являются, как правило, обычные люди, чья профессиональная деятельность не связана с юриспруденцией, которые желают лично и непосредственно участвовать в судебном заседании для защите своих прав и законных интересов. Как следствие, возникают вопросы, касающиеся проезда и транспорта до места проведения судебного заседания по гражданскому делу, в некоторых случаях и проживания лица, участвующего в деле. Учитывая, что рассмотрение данной категории гражданских дел непосредственно связано с интересами несовершеннолетних, их участие в судебном разбирательстве также обеспечивается заинтересованной стороной.

В итоге мы получаем — временные и денежные затраты на проезд и проживание, стресс ребенка, затягивание судебного процесса.

Напомним, что в соответствии с положениями ст. 244.15 ГПК РФ срок рассмотрения данной категории дел составляет 42 календарных дня со дня принятия заявления судом, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и составление мотивированного решения, что представляет собой сокращенный срок рассмотрения дел относительно предусмотренного ст. 154 ГПК РФ общего срока, составляющего два месяца с даты поступления заявления в суд.

Следовательно, удаленность ответчика от места рассмотрения гражданского дела играет отрицательную роль в судебном процессе как для самого ответчика, так и для суда, когда возникает вопрос о надлежащем извещении сторон о дате, времени и месте проведения судебного заседания и об истребовании письменных доказательств, которые должны быть представлены либо в подлиннике, либо в виде надлежащим образом заверенной копии.

Как указывалось мной ранее, особая родовая подсудность рассматриваемой категории дел связана со спецификой спорных правоотношений и применяемых правовых норм, но действительно ли процесс рассмотрения данных споров по существу настолько сложен по сравнению с иными гражданскими делами, что необходимо наделять полномочиями по рассмотрению этих дел один суд на весь федеральный округ?

В Российской Федерации имеется развитая, успешно функционирующая система правовых норм, регулирующих семейные правоотношения, в том числе включающая в себя правовые положения, защищающие права и законные интересы детей, регулирующие взаимоотношения родителей по отношению к несовершеннолетним детям. Суды федерального уровня с учетом положений ст. 28–29 ГПК РФ активно рассматривают гражданские дела, возникающие из семейных правоотношений. Согласно статистике, представленной на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за 12 месяцев 2018 года в суды общей юрисдикции поступило 1057077 гражданских дел, возникающих из семейных правоотношений, из которых 58 дел — о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации [2].

Учитывая огромное количество дел этой специфики, рассматриваемых федеральными судами, можно сделать вывод, что у судов вполне достаточно знаний и навыков по рассмотрению дел, возникающих из семейных правоотношений, к которым относятся и дела рассматриваемой в данной статье категории.

Особенностью гражданских дел о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора является применение к спорным отношениям международных норм, содержащихся в вышеуказанной Конвенции. Однако, это не единственный международный договор, нормы которого применяются российскими судами (на настоящий момент действуют более 100 международных договоров, которые успешно применяются судами при рассмотрении дел по существу).

На основании изложенного, представляется необходимым внести изменения в ГПК РФ относительно подсудности дел о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора, а именно исключить положения о подсудности данной категории дел восьми судам Российской Федерации (ч. 2 ст. 244.11 ГПК РФ), изложить ч. 1 ст.

244.11 ГПК РФ следующим образом: «Заявление о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации (далее — заявление о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа) подается в суд родителем или иным лицом, полагающим, что ответчиком нарушены его права опеки или права доступа, либо подается прокурором в суд с учетом положений главы 3 настоящего Кодекса по месту пребывания ребенка в Российской Федерации».

  1. Всемирная организация трансграничного сотрудничества по гражданским и коммерческим вопросам // HCCH. URL: https://www.hcch.net/en/instruments/conventions/status-table/acceptances/?mid=1112 (дата обращения: 28.01.2020 г.)
  2. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2018 года // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4891 (дата обращения: 28.01.2020 г.)

Основные термины(генерируются автоматически): РФ, Российская Федерация, дело, возвращение ребенка, международный договор, отношение ребенка, суд, судебное заседание, судебный процесс, особая родовая подсудность.

Особенности судебного решения по делам о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа

По итогам рассмотрения судом первой инстанции по существу дела о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа принимается судебное решение, которое должно соответствовать общим требованиям к решению суда, предусмотренным гл. 16 ГПК, с учетом особенностей, установленных гл. 22.2 ГПК.

Главой 22.2 ГПК установлены дополнительные требования к содержанию решения суда по делам о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа. В частности, судебное решение по делу о возвращении ребенка должно содержать обоснование необходимости возвращения ребенка в государство постоянного проживания в соответствии с международным договором Российской Федерации, порядок возвращения ребенка, указание на распределение судебных расходов и расходов, связанных с возвращением ребенка, или обоснование отказа в возвращении ребенка в государство постоянного проживания в соответствии с международным договором Российской Федерации и указание на распределение судебных расходов (ч. 1 ст.

244.16). Соответственно решение по делу об осуществлении прав доступа должно содержать обоснование осуществления истцом прав доступа в соответствии с международным договором Российской Федерации, меры по обеспечению осуществления истцом прав доступа, указание на распределение судебных расходов или обоснование отказа в осуществлении прав доступа в соответствии с международным договором Российской Федерации и указание на распределение судебных расходов (ч. 2 ст.

244.16 ГПК).

Основания для удовлетворения заявлений о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа либо отказа в удовлетворении соответствующих требований закреплены в Гаагской конвенции 1980 г. [1]

Так, судебный или административный орган договаривающегося государства, в котором находится ребенок, обязан предписать немедленно возвратить ребенка, если в соответствии со ст. 3 Конвенции перемещение и удержание ребенка являются незаконными, при условии что отсутствуют предусмотренные Конвенцией основания для отказа в возвращении ребенка (ст. 12, 13, 20 Гаагской конвенции 1980 г.).

В качестве оснований для отказа в возвращении ребенка в государство его постоянного проживания могут применяться следующие положения Гаагской конвенции 1980 г. :

? государство, на территорию которого испрашивается возвращение ребенка, не является местом постоянного проживания ребенка;

  • ? отсутствие предусмотренных ст. 3 Конвенции условий незаконности перемещения или удержания ребенка;
  • ? наличие доказательств адаптации ребенка в новой среде даже в том случае, если процедуры начались по истечении срока в один год (ст. 12);
  • ? наличие доказательств со стороны лица, учреждения или иной организации, выступающих против возвращения ребенка, того, что лицо, учреждение или иная организация, осуществлявшие заботу о ребенке, фактически не осуществляли свои права опеки на момент перемещения или удержания ребенка или дали согласие на его перемещение или удержание или впоследствии не выразили возражений против таковых или имеется очень серьезный риск того, что возвращение ребенка создаст угрозу причинения ему физического или психологического вреда или иным образом поставит его в невыносимые условия (п. «а», «Ь» ст. 13);
  • ? возражение ребенка против возвращения в государство его постоянного проживания при условии, что он достиг такого возраста и степени зрелости, при которых следует принять во внимание его мнение (ст. 13);
  • ? возвращение ребенка противоречит основополагающим принципам запрашиваемого государства, касающимся защиты прав человека и основных свобод (ст. 20).

Решение суда по делу о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа вступает в законную силу в общем порядке, предусмотренном ст. 209 ГПК. При этом ГПК с учетом специфики данной категории дел установлены сокращенные процессуальные сроки как подачи апелляционных жалоб (представлений) на решение суда, так и рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

В частности, в силу положений ст. 244.17 ГПК апелляционная жалоба (представление) на решение суда по данному делу может быть подана в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме, а поступившее по апелляционной жалобе (представлению) дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий одного месяца со дня его поступления в суд апелляционной инстанции.

Необходимо отметить, что процессуальное законодательство не относит решения судов по делам о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа к числу решений, подлежащих немедленному исполнению в силу положений ст. 211 ГПК. Вместе с тем представляется, что в целях обеспечения незамедлительного возвращения детей и эффективного соблюдения права опеки и доступа (ст.

1 Гаагской конвенции 1980 г.) решение суда по рассматриваемой категории дел может быть обращено к немедленному исполнению по правилам ст. 212 ГПК (факультативное немедленное исполнение) при наличии соответствующих оснований.

С учетом сокращенных сроков на апелляционное обжалование, а также в целях обеспечения своевременного исполнения решений по делам о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа в ГПК закреплены специальные предписания относительно направления центральному органу и лицам, участвующим в деле, копий соответствующих решений (ч. 4, 5 ст. 244.19).

Литература к главе 20

Пато Э., Ростовцева Н.В.Похищение детей: европейские и российские перспективы // Право: Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 3.

Ростовцева Н.В.О применении в России Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей // Судья. 2014. № 8.

Хазова О.А.Гаагская конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 года и Гаагская конвенция о защите детей 1996 года: сопоставительный анализ основных положений // Гаагские конвенции о защите детей в Российской Федерации. Применение, исполнение и возможное присоединение.

М., 2013.

Хазова О.А.Международное похищение детей: правовые аспекты // Закон. 2011.№ 1.

  • [1] См.: База судебной практики по делам о международном похищении детей INCA-DAT // http://www.incadat.com. В данном отношении существенное значение для Российской Федерации приобретает и практика Европейского Суда по правам человека по толкованию положений Гаагской конвенции 1980 г. (см., Постановление Европейского Суда по правам человека от 11 декабря 2014 г. «Дело «Громадка и Громадкова (Hromadka and Hrotnadkova) против Российской Федерации» (жалоба № 22909/10) и др.). 2 Обзор национальной судебной практики государств — участников Гаагской конвенции 1980 г. по применению предусмотренных данной Конвенцией оснований для отказа в возвращении ребенка в государство его постоянного проживания см.: Борминская Д.С. К вопросу о присоединении Российской Федерации к Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г. // Семейное и жилищное право. 2011. № 5. С. 2-10.

Процессуальные особенности рассмотрения дел о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа

В соответствии со ст. 244.12 ГПК дела по заявлениям о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа на основании международного договора Российской Федерации рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными международным договором Российской Федерации и гл. 22.2 ГПК.

При этом, учитывая осложнение соответствующей категории дел иностранным элементом, может возникнуть необходимость применения положений ГПК, регламентирующих производство по делам с участием иностранных лиц (разд. V), в частности, при определении гражданской процессуальной правоспособности и дееспособности иностранных граждан (ст. 399) и иностранных организаций (ст. 400), извещении иностранных участников процесса (ч. 6 ст.

113), признание документов, выданных, составленных или удостоверенных компетентными органами иностранных государств (ст. 408) и в других случаях.

Таким образом, порядок рассмотрения дел о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа определяется положениями Гаагской конвенции 1980 г., общими правилами искового производства, предписаниями гл. 22.2 и разд. V ГПК с учетом приоритета указанного международного договора (ч. 2 ст. 1 ГПК) и гл.

22.2 ГПК в силу специального характера соответствующих предписаний.

В силу международно-правовой специфики споров о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа в ГПК закреплены следующие процессуальные особенности рассмотрения и разрешения данной категории дел.

Лицами, обладающими правом на обращение в суд по указанной категории дел, в соответствии с ч. 1 ст. 244.11 ГПК являются родитель или иное лицо, полагающие, что ответчиком нарушены его права опеки или права доступа. В этом отношении ГПК ориентируется на положения Гаагской конвенции 1980 г., в соответствии с которой с требованиями о возвращения ребенка или обеспечении прав доступа в судебные или административные органы договаривающегося государства могут обращаться любые физические лица и организации, обладающие правом опеки или правом доступа в соответствии с законодательством одного из договаривающихся государств. При этом права опеки согласно ст.

3 Гаагской конвенции 1980 г. могут возникнуть, в частности, в соответствии с законом, либо на основании судебного или административного решения, либо на основании соглашения, влекущего юридические последствия по законодательству государства постоянного проживания ребенка.

Несмотря на закрепление в Гаагской конвенции 1980 г. возможности центральных органов инициировать возбуждение судебных или административных процедур по возвращению ребенка или обеспечению прав доступа (ст. 7, 21), ГПК не наделяет Министерство образования и науки РФ правом на обращение в суд по данной категории дел . Спецификой ГПК также является наделение прокурора правом на обращение в суд по делам рассматриваемой категории.

ГПК не содержит специальных предписаний относительно содержания искового заявления по рассматриваемой категории дел и прилагаемых к нему документов, за исключением необходимости указания в заявлении на то, что соответствующее требование предъявляется на основании международного договора Российской Федерации (ч. 5 ст. 244.11 ГПК). Вместе с тем в данной ситуации в качестве ориентира могут служить положения ст.

8 Гаагской конвенции 1980 г. о содержании заявления и соответствующих приложений при обращении заявителя в центральные органы договаривающихся государств.

По делам о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа могут применяться меры по обеспечению иска, предусмотренные гл. 13 ГПК. При этом применительно к делам данной категории судьей может быть принята специальная мера по обеспечению иска в виде запрета ответчику до вступления в законную силу решения суда по делу о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа изменять место пребывания ребенка и временного ограничения его выезда из Российской Федерации (ст.

244.13 ГПК).

По делам рассматриваемой категории установлен прямой законодательный запрет на соединение исковых требований и предъявление встречного иска. Так, в частности, согласно ст. 244.14 ГПК соединение нескольких исковых требований, за исключением случая объединения истцом требований о возвращении двух и более детей, незаконно перемещенных в Российскую Федерацию или удерживаемых в Российской Федерации, или об осуществлении в отношении двух и более детей прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и предъявление встречного иска по делу о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа не допускаются.

Данный запрет обусловлен положениями Гаагской конвенции 1980 г. о том, что решение о возвращении ребенка, принятое в соответствии с данной Конвенцией, не затрагивает существа любого вопроса об опеке (ст. 19)’.

По требованию о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа ГПК предусматривает обязательное объявление розыска ответчика и (или) ребенка в случае неизвестности места пребывания ответчика и (или) ребенка по правилам ст. 120 ГПК.

Согласно ч. 1 ст. 244.15 ГПК дела о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа рассматриваются с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства. В данном случае указанные лица в соответствии со ст.

45 и 47 ГПК вступают в процесс для дачи заключения по делу.

Исходя из положений ст. 13 Гаагской конвенции 1980 г., предусматривающих возможность отказа в возвращении ребенка при наличии возражений самого ребенка, по данной категории дел суду необходимо выяснить мнение ребенка относительно его возвращения в государство постоянного проживания, что соответствует гарантированному ст. 12 Конвенции о правах ребенка праву ребенка быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства.

В указанной ситуации необходимо руководствоваться нормами гражданского процессуального законодательства об участии несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве и ст. 57 СК, предусматривающей обязательность учета мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, что, в свою очередь, не исключает возможности выяснения мнение детей и более раннего возраста с учетом их психологических особенностей и иных факторов.

Гаагская конвенция 1980 г. содержит ряд предписаний относительно юридической силы иностранных судебных (административных) актов и документов при рассмотрении дел по заявлениям о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа. Так, в частности, соответствующие положения предусмотрены в отношении подтверждения прав опеки на основании судебного или административного решения либо на основании соглашения, влекущего юридические последствия по законодательству государства постоянного проживания ребенка (ст. 3), предоставления органами государства постоянного проживания ребенка решения или определения, подтверждающего, что перемещение или удержание ребенка было незаконным в соответствии с данной Конвенцией (ст.

15), предоставления центральным органом или другим компетентными органом государства постоянного проживания ребенка в соответствии со ст. 13 данной Конвенции информации, относящейся к социальному положению ребенка, а также в других случаях. При этом в ст. 23 Гаагской конвенции 1980 г. особо оговаривается, что в контексте настоящей Конвенции не требуется никакой легализации или иной подобной формальности [1] .

В отличие от общего двухмесячного срока рассмотрения и разрешения гражданских дел, закрепленного в ч. 1 ст. 154 ГПК, по делам о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа установлен сокращенный процессуальный срок их рассмотрения. Так, в силу ч. 2 ст. 244.15 ГПК заявление о возвращении ребенка или об осущест

влении прав доступа рассматривается судом в срок, не превышающий 42 дней со дня принятия заявления судом, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и составление мотивированного решения. Закрепление в ГПК указанного сокращенного процессуального срока основывается на положениях ст. 11 Гаагской конвенции 1980 г., предписывающей необходимость принятия судебным или административным органом запрашиваемого государства решения по требованию о возвращении ребенка или обеспечению прав доступа в течение шести недель со дня начала соответствующих процедур.

В ГПК в отношении апелляционного обжалования определений суда первой инстанции, выносимых по делу о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа, также установлены сокращенные сроки подачи и рассмотрения частной жалобы (представления). В частности, соответствующие определения могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня вынесения определения судом первой инстанции (ч. 1 ст. 244.18 ГПК), а поданные апелляционные жалобы (представления) должны быть рассмотрены не позднее 10 дней со дня передачи дела в апелляционную инстанцию (ч.

1 ст. 244.18 ГПК).

Учитывая сокращенные сроки рассмотрения дел о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа, в ст. 244.19 ГПК установлены специальные правила направления копий определений, выносимых по данным делам, включая копии определений, вынесенных судом апелляционной инстанции по частной жалобе (представлению) на определения суда первой инстанции, центральному органу и лицам, участвующему в деле, а также в соответствующих случаях суду, в производстве которого находится дело, связанное со спором об этом ребенке.

  • [1] Представляется, что при подтверждении в российском процессе заинтересованным лицом наличия прав опеки на основании иностранного судебного или административного акта (ст. 3 Гаагской конвенции 1980 г.), признание соответствующих актов иностранной юстиции может основываться на положениях ГПК о признании решений иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения (ст. 413).

Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края

28 июля 2011 года Российская Федерация присоединилась к Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, которая вступила в силу для России 01 октября 2011 года.

В соответствии с Конвенцией, Российская Федерация взяла на себя обязательство обеспечивать незамедлительное возвращение детей, незаконно перемещенных в любое из Договаривающихся государств либо удерживаемых в любом из Договаривающихся государств.

Федеральным законом от 05.05.2014 № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско- правовых аспектах международного похищения детей» в Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее — ГПК РФ) введена глава 22.2. «Производство по рассмотрению заявлений о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации».

Согласно нормам, закрепленным в указанной главе ГПК РФ, заявление о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации подается в суд родителем или иным лицом, полагающим, что ответчиком нарушены его права опеки или права доступа, либо подается в суд прокурором. То есть, если ребенок имел место жительства в России, или в одной из Договаривающихся стран (речь идет только о государствах, которые одобрили присоединение России к Конвенции), и был перемещен незаконно (в Россию, или из России в эти страны), то можно потребовать возврата несовершеннолетнего в страну постоянного проживания. Указанные нормы, закрепленные в Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, согласуются с нормами российского законодательства, поскольку в соответствии со ст. 61 Семейного кодекса РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.

В том числе семейным законодательством РФ предусмотрено, что место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей либо судом.

Законом определена специальная подсудность такого рода дел: при пребывании ребенка в пределах Дальневосточного федерального округа данное заявление подается в Центральный районный суд города Хабаровска.

Необходимо отметить, что ребенком, в соответствии с нормами Гаагской конвенции, является лицо, не достигшее 16 лет, следовательно, когда ребенок достигает 16 лет, действие Конвенции в отношении него прекращается.

Заявление о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа рассматривается с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства.

По общему правилу, закрепленному в Конвенции, если на момент начала судебного разбирательства истек срок менее одного года со дня незаконного перемещения (удержания) ребенка, суд предписывает немедленно возвратить ребенка.

Однако предусмотрены и исключения из данного правила, согласно которым суд не обязан предписывать возвращение ребенка в следующих случаях:

если будет доказано, что лицо, осуществляющее заботу о ребенке, фактически не осуществляло свои права опеки на момент перемещения или удержания ребенка или дало согласие на его перемещение или удержание, или впоследствии не выразило возражений против таковых;

если будет доказано, что существует серьезный риск того, что возвращение ребенка создаст угрозу причинения ему физического или психологического вреда или иным образом поставит его в невыносимые условия;

если принимающий решение орган придет к заключению, что ребенок возражает против возвращения и уже достиг такого возраста и степени зрелости, при которых следует принять во внимание его мнение;

если возвращение ребенка противоречит основополагающим принципам запрашиваемого государства, касающимся защиты прав человека и основных свобод.

Обязанность доказать наличие обстоятельств, исключающих возвращение ребенка, возлагается на лицо, выступающее против возвращения ребенка.

В любом случае при принятии решения по таким гражданским делам, в первую очередь, необходимо учитывать интересы ребенка, поскольку зачастую родители, заявляя требования о возврате ребенка, руководствуются личными неприязненными отношениями друг к другу, а отнюдь не желанием заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Хабаровского края

Прокуратура Хабаровского края

Дата публикации:

20 июля 2017, 00:00

Гражданские дела о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка

28 июля 2011 года Российская Федерация присоединилась к Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, которая вступила в силу для России 01 октября 2011 года.

В соответствии с Конвенцией, Российская Федерация взяла на себя обязательство обеспечивать незамедлительное возвращение детей, незаконно перемещенных в любое из Договаривающихся государств либо удерживаемых в любом из Договаривающихся государств.

Федеральным законом от 05.05.2014 № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско- правовых аспектах международного похищения детей» в Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее — ГПК РФ) введена глава 22.2. «Производство по рассмотрению заявлений о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации».

Согласно нормам, закрепленным в указанной главе ГПК РФ, заявление о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации подается в суд родителем или иным лицом, полагающим, что ответчиком нарушены его права опеки или права доступа, либо подается в суд прокурором. То есть, если ребенок имел место жительства в России, или в одной из Договаривающихся стран (речь идет только о государствах, которые одобрили присоединение России к Конвенции), и был перемещен незаконно (в Россию, или из России в эти страны), то можно потребовать возврата несовершеннолетнего в страну постоянного проживания. Указанные нормы, закрепленные в Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, согласуются с нормами российского законодательства, поскольку в соответствии со ст.

61 Семейного кодекса РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. В том числе семейным законодательством РФ предусмотрено, что место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей либо судом.

Законом определена специальная подсудность такого рода дел: при пребывании ребенка в пределах Дальневосточного федерального округа данное заявление подается в Центральный районный суд города Хабаровска.

Необходимо отметить, что ребенком, в соответствии с нормами Гаагской конвенции, является лицо, не достигшее 16 лет, следовательно, когда ребенок достигает 16 лет, действие Конвенции в отношении него прекращается.

Заявление о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа рассматривается с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства.

По общему правилу, закрепленному в Конвенции, если на момент начала судебного разбирательства истек срок менее одного года со дня незаконного перемещения (удержания) ребенка, суд предписывает немедленно возвратить ребенка.

Однако предусмотрены и исключения из данного правила, согласно которым суд не обязан предписывать возвращение ребенка в следующих случаях:

если будет доказано, что лицо, осуществляющее заботу о ребенке, фактически не осуществляло свои права опеки на момент перемещения или удержания ребенка или дало согласие на его перемещение или удержание, или впоследствии не выразило возражений против таковых;

если будет доказано, что существует серьезный риск того, что возвращение ребенка создаст угрозу причинения ему физического или психологического вреда или иным образом поставит его в невыносимые условия;

если принимающий решение орган придет к заключению, что ребенок возражает против возвращения и уже достиг такого возраста и степени зрелости, при которых следует принять во внимание его мнение;

если возвращение ребенка противоречит основополагающим принципам запрашиваемого государства, касающимся защиты прав человека и основных свобод.

Обязанность доказать наличие обстоятельств, исключающих возвращение ребенка, возлагается на лицо, выступающее против возвращения ребенка.

В любом случае при принятии решения по таким гражданским делам, в первую очередь, необходимо учитывать интересы ребенка, поскольку зачастую родители, заявляя требования о возврате ребенка, руководствуются личными неприязненными отношениями друг к другу, а отнюдь не желанием заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

© 2003-2022 Прокуратура Хабаровского края
Все права защищены

Хабаровск ул. Шевченко, д. 6
Телефон: +7 (4212) 32-48-38
Телефон: +7 (4212) 31-39-65

admin
Оцените автора
Ракульское