Статья 200.4. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд

УК РФ Статья 200.5. Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок

(введена Федеральным законом от 23.04.2018 N 99-ФЗ)

1. Незаконная передача работнику контрактной службы, контрактному управляющему, члену комиссии по осуществлению закупок, лицу, осуществляющему приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иному уполномоченному лицу, представляющему интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями первой — четвертой статьи 204 и статьей 291 настоящего Кодекса) —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.

Почитать  Статья 174.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

3. Деяния, предусмотренные частью первой, пунктом «а» части второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Незаконное получение лицами, указанными в части первой настоящей статьи, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование ими услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию таких лиц имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями пятой — восьмой статьи 204 и статьей 290 настоящего Кодекса) —

наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;

в) совершены в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

6. Деяния, предусмотренные пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером подкупа в настоящей статье признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие один миллион рублей.

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой — третьей настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Красноярского края

В 2018 году Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 200.4, предусматривающей уголовную ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Введение новой нормы уголовного закона отвечает требованиям сегодняшнего дня, когда деятельность государства и стоящих перед ним задач тесно связана с расходованием огромных сумм бюджетных средств, а эта сфера нуждается в особой уголовно-правовой охране.

Ответственность по указанной статье наступает только в случае, когда нарушение лицом законодательства Российской Федерации о контрактной системе причинило крупный ущерб (часть первая ст. 200.4 УК РФ) – в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей. Частью второй настоящей статьи предусмотрено более строгое наказание за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору либо с причинением особо крупного ущерба – более девяти миллионов рублей.

В связи с изменением законодательства, а также возникающими в судебной практике вопросами, Пленумом Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 внесены изменения в постановление от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

В целях исключения неоднозначного толкования уголовного закона, постановление дополнено пунктом 12.1 следующего содержания.

Отмечено, что по указанной статье наступает уголовная ответственность работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок, лиц, осуществляющих приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика, не являющихся должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, в случае, если деяние совершено ими умышленно из корыстной или иной личной заинтересованности.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации сделан акцент на том, что по этой категории дел следует уделять особое внимание установлению всех обязательных признаков субъективной стороны данного состава преступления, к которым в соответствии с диспозицией статьи помимо вины относится и мотив содеянного.

Так, по смыслу закона иная личная заинтересованность при совершении деяния, предусмотренного статьей 200.4 УК РФ, может выражаться в стремлении работника контрактной службы, контрактного управляющего или иного лица, представляющего интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извлечь выгоды неимущественного характера для себя или других лиц, в том числе получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, например в трудоустройстве или продвижении по службе своего родственника.

Помимо этого, может рассматриваться в качестве проявления иной личной заинтересованности применительно к данному составу преступления стремление в результате допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд получить поощрение по службе, государственную или иную награду, занять более высокую должность и т.п.

Таким образом, с одной стороны, Пленумом Верховного Суда Российской Федерации даны разъяснения о привлечении к уголовной ответственности субъектов деяния, предусмотренного ст. 200.4 УК РФ, в случаях, когда их личная заинтересованность проявляется в желании извлечь разного рода выгоды неимущественного характера, а с другой, судебные инстанции ориентированы на то, что, устанавливая мотив корыстной или иной личной заинтересованности, суд не должен ограничиваться ссылкой на соответствующий признак, а обязан тщательно выяснить все фактические обстоятельства дела и привести в приговоре доказательства, послужившие основанием для вывода о наличии в содеянном указанного признака.

Позиция Верховного Суда Российской Федерации о признаках состава преступления, предусмотренного ст. 200.4 УК РФ, будет учитываться при расследовании уголовных дел указанной категории и их рассмотрении в судах.

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Красноярского края

Прокуратура Красноярского края

Дата публикации:

21 июля 2020, 08:53

Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил вопросы привлечения к уголовной ответственности по ст. 200.4 УК РФ

В 2018 году Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 200.4, предусматривающей уголовную ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Введение новой нормы уголовного закона отвечает требованиям сегодняшнего дня, когда деятельность государства и стоящих перед ним задач тесно связана с расходованием огромных сумм бюджетных средств, а эта сфера нуждается в особой уголовно-правовой охране.

Ответственность по указанной статье наступает только в случае, когда нарушение лицом законодательства Российской Федерации о контрактной системе причинило крупный ущерб (часть первая ст. 200.4 УК РФ) – в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей. Частью второй настоящей статьи предусмотрено более строгое наказание за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору либо с причинением особо крупного ущерба – более девяти миллионов рублей.

В связи с изменением законодательства, а также возникающими в судебной практике вопросами, Пленумом Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 внесены изменения в постановление от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

В целях исключения неоднозначного толкования уголовного закона, постановление дополнено пунктом 12.1 следующего содержания.

Отмечено, что по указанной статье наступает уголовная ответственность работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок, лиц, осуществляющих приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика, не являющихся должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, в случае, если деяние совершено ими умышленно из корыстной или иной личной заинтересованности.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации сделан акцент на том, что по этой категории дел следует уделять особое внимание установлению всех обязательных признаков субъективной стороны данного состава преступления, к которым в соответствии с диспозицией статьи помимо вины относится и мотив содеянного.

Так, по смыслу закона иная личная заинтересованность при совершении деяния, предусмотренного статьей 200.4 УК РФ, может выражаться в стремлении работника контрактной службы, контрактного управляющего или иного лица, представляющего интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извлечь выгоды неимущественного характера для себя или других лиц, в том числе получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, например в трудоустройстве или продвижении по службе своего родственника.

Помимо этого, может рассматриваться в качестве проявления иной личной заинтересованности применительно к данному составу преступления стремление в результате допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд получить поощрение по службе, государственную или иную награду, занять более высокую должность и т.п.

Таким образом, с одной стороны, Пленумом Верховного Суда Российской Федерации даны разъяснения о привлечении к уголовной ответственности субъектов деяния, предусмотренного ст. 200.4 УК РФ, в случаях, когда их личная заинтересованность проявляется в желании извлечь разного рода выгоды неимущественного характера, а с другой, судебные инстанции ориентированы на то, что, устанавливая мотив корыстной или иной личной заинтересованности, суд не должен ограничиваться ссылкой на соответствующий признак, а обязан тщательно выяснить все фактические обстоятельства дела и привести в приговоре доказательства, послужившие основанием для вывода о наличии в содеянном указанного признака.

Позиция Верховного Суда Российской Федерации о признаках состава преступления, предусмотренного ст. 200.4 УК РФ, будет учитываться при расследовании уголовных дел указанной категории и их рассмотрении в судах.

Уголовная ответственность в сфере госзакупок

Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ внесены изменения в УК РФ. Установлена ответственность за преступления в сфере госзакупок. С 4 мая эти изменения вступили в силу. В статье расскажем подробнее про суть преступлений, ответственность и на кого распространяются новые требования

На кого распространяется уголовная ответственность

Законом устанавливается уголовная ответственность как для работников заказчика, руководствующегося при закупках Законом N 44-ФЗ, так и для лиц, подкупающих таких работников в своих интересах.

К работникам заказчика, на которых распространяются изменения Уголовного кодекса РФ, отнесены:

  • работники контрактной службы,
  • контрактные управляющие,
  • члены комиссии по осуществлению закупок,
  • лица, осуществляющие приемку товаров, работ, услуг,
  • иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика в сфере закупок.

Ст. 200.4 УК РФ. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд

Если работник (сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий, член закупочной комиссии, лицо, принимающее товар /выполненные работы / оказанные услуги, уполномоченное лицо, представляющее интересы заказчика) из корыстной или иной личной заинтересованности и причинил крупный ущерб, то он наказывается:

  • штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо
  • принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
  • лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Те же самые действия, совершенные по предварительному сговору или причинившие особо крупный ущерб, наказываются:

  • штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет, либо
  • принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
  • лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ст. 200.5 УК РФ. Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок

Подкупом признается незаконная передача работникам заказчика или тому, кому они укажут, денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконные оказание услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав за совершение действий (бездействия) в связи с закупкой по Закону № 44-ФЗ.

Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок наказывается:

  • штрафом от 300 до 500 тыс. руб. или
  • штрафом в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от 6 мес. до трех лет, или
  • исправительными работами на срок до двух лет, или
  • принудительными работами на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового, или
  • лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового.

Те же самые действия, совершенные по предварительному сговору или причинившие крупный ущерб, наказываются:

  • штрафом в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
  • принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо
  • лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.

Те же самые действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору и причинившие особо крупный ущерб, наказываются:

  • штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
  • лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Обратим внимание, что лицо, совершившее подкуп, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, добровольно сообщило о его совершении в правоохранительные органы, либо в отношении этого лица имело место вымогательство предмета подкупа.

Кроме того, в этой же норме предусматривается и уголовная ответственность для работников заказчика за то, что они получили предмет подкупа.

За получение денег, других ценностей или услуг работником контрактной службы, контрактным управляющим или членом комиссии по закупкам положены:

  • штраф в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей или
  • штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
  • принудительные работы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
  • лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если те же деяния совершены группой лиц по предварительному сговору, сопряжены с вымогательством предмета подкупа, совершены в крупном размере, то они караются:

  • штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо
  • лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

То же, но в особо крупном размере наказывается:

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

  • штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо
  • лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

Крупным размером подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие один миллион рублей.

Специализация норм УК РФ в контексте нарушений в сфере закупок

В мае 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», которым была усилена уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Прежде всего, в УК РФ добавлены два новых состава преступления – злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, на практике существовали пробелы в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере закупок. Так, в уголовном законодательстве долгое время не содержалось специальных статей, устанавливающих ответственность в данной сфере; в судебной практике 1 такие преступления обычно квалифицировались по статьям УК РФ о хищениях чужого имущества, злоупотреблениях полномочиями, в том числе должностными, а также о коммерческом подкупе, даче и получении взятки.

Новые составы преступлений

В текст УК РФ введена новая ст. 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд». Субъекты данного преступления – сотрудники, которые не являются должностными лицами либо лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. За злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрен широкий спектр наказаний – от штрафа до лишения свободы, при этом верхняя граница наказания за квалифицированный состав преступления устанавливается в виде лишения свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Квалифицирующими признаками данного преступления являются совершение его группой лиц по предварительному сговору, а также причинение ущерба в крупном и особо крупном размере. Отметим, что размеры крупного и особо крупного ущерба соответствуют параметрам, установленным для статей гл. 22 УК РФ в примечании к ст.

170.2.

Еще одна новелла – ст. 200.5 УК РФ «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок». Новая статья призвана противостоять даче и получению взяток при осуществлении закупок, приемке поставленных товаров, работ, услуг. Ее основное отличие от ст.

204 УК РФ «Коммерческий подкуп» заключается в том, что в указанной статье субъектами являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации. В тексте же новой ст. 200.5 УК РФ субъектами преступления выступают работники контрактной службы, контрактные управляющие, члены комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющие приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В связи с этим есть основания полагать, что теперь действие статьи УК РФ о коммерческом подкупе не будет распространяться на лиц, поименованных в ст. 200.5 УК РФ. Верхняя граница наказания за квалифицированный состав преступления по данной статье устанавливается в виде лишения свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.

Изложенные изменения свидетельствуют, на наш взгляд, о «специализации» норм УК РФ, поскольку новые составы преступлений, по сути, уточняют составы преступлений, которые уже присутствовали в УК РФ. Предполагается, что такие законодательные изменения должны способствовать большей четкости в правоприменении. Однако на практике возможен и обратный эффект.

Международные стандарты и зарубежный опыт

Международные стандарты в сфере государственных закупок предусматривают только общие принципы защиты конкуренции и борьбы с коррупцией при осуществлении закупок и исполнении госконтрактов, не определяя конкретных правонарушений и ответственности за их совершение.

Ответственность устанавливается специализированными международными стандартами в сфере противодействия коррупции, например Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.), Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции (31 октября 2003 г.).

Наиболее подробное правовое регулирование правонарушений в сфере госзакупок содержится в национальном законодательстве. При этом в законодательстве различных стран отсутствуют единые подходы к регулированию ответственности в указанной сфере. Так, нормы об ответственности за должностные преступления в США сгруппированы в 4 ключевых главах Свода законов США: «Взяточничество, нечестные доходы и злоупотребление своим положением» (гл.

11), «Выборы и политическая деятельность» (гл. 29), «Вымогательство и угрозы» (гл. 41) и «Публичные должностные лица и служащие» (гл.

93) 2 . В странах системы общего права существенную роль в установлении и уточнении ответственности за правонарушения играют судебные прецеденты.

В государствах континентальной системы права прецедент не имеет такого значения. В ФРГ основной массив правонарушений в сфере закупок подпадает под действие административного законодательства. Тем не менее в уголовном законодательстве ФРГ отдельно предусмотрена ответственность за взяточничество или получение выгоды (среди санкций за взяточничество можно выделить штраф, лишение свободы, лишение права занимать определенную должность и конфискацию имущества, добытого преступным путем, в пользу государства) 3 . Описание составов данных преступлений и санкций, подлежащих применению, содержится в разд.

30 УК ФРГ «Наказуемые деяния на службе».

Уголовный кодекс Австрии включает следующие составы преступлений: заключение соглашения, которое привело к ограничению конкуренции в сфере государственных закупок (Artikel 168b des Österreichischen Strafgesetzbuches), мошенничество (Artikel 146 des Österreichischen Strafgesetzbuches), взяточничество.

Вероятные проблемы

Из текста ст. 200.4 УК РФ не следует однозначного вывода о том, что именно понимается под «злоупотреблением» или «нарушением законодательства» в сфере закупок. Верно ли, что на любое деяние, даже самое незначительное, повлекшее нарушение норм законодательства о закупках, теперь будет распространяться действие данной статьи?

При буквальном толковании нормы ответ будет положительным.

Кроме того, в ст. 200.4 установлено, что деяние считается преступлением, если оно «совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб». То есть для квалификации деяния как уголовно наказуемого необходимо одновременное соблюдение двух названных условий – корыстная или иная личная заинтересованность и причинение крупного ущерба. В связи с этим видится логичным дополнить статью примечанием, где по аналогии со ст.

170.2 (на которую сделана ссылка в пояснительной записке к законопроекту), будет дано четкое определение «крупного ущерба».

Несколько вопросов возникает и к формулировкам ст. 200.5 УК РФ, в которой не определена минимальная сумма, передаваемая в качестве подкупа, начиная с которой наступает уголовная ответственность. Исходя из редакции статьи получение любой суммы или услуги может квалифицироваться как преступление.

Впрочем, в аналогичных статьях УК РФ, касающихся получения и дачи взятки (ст. 290 и 291 УК РФ), а также в статье, посвященной коммерческому подкупу (ст. 204 УК РФ), минимальный размер взятки (подкупа) также не указан.

Основные выводы

Изменения в законодательство, регулирующее процедуры госзакупок, – частое явление (только за 2017 г. в текст Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) поправки вносились 14 раз). Однако ранее принятые изменения затрагивали в основном нормы Закона о контрактной системе.

Тенденция усиления ответственности за деяния, совершаемые госслужащими, представителями госкорпораций, наблюдается в законодательстве последние несколько лет. Так, в 2015 г. было расширено понятие «должностное лицо» 4 применительно к гл. 30 Уголовного кодекса РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». К категории «должностные лица» были отнесены руководители государственных компаний, государственных и муниципальных предприятий, акционерных обществ с государственным участием (п.

1 Примечаний к ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями»). Кроме того, Законом № 265-ФЗ была установлена ответственность за халатность, повлекшую причинение особо крупного ущерба (ст.

293 УК РФ), введена административная ответственность за неисполнение государственных и муниципальных контрактов.

Новые поправки в УК РФ ужесточают санкции как по отношению к участникам закупочных процедур и исполнителям госконтрактов, так и к самим организаторам торгов и лицам, принимающим работы, товары, услуги по госконтрактам.

1 В качестве примеров можно привести Кассационное определение Верховного Суда РФ от 16 октября 2012 г. № 201-О12-10; Кассационное определение Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. № 19-УД17-38.

2 Титул 18 Свода законов США от 28 июня 1989 г.

3 Раздел 30 Уголовного кодекса ФРГ «Наказуемые деяния на службе» (Strafgesetzbuch (StGB). Dreißigster Abschnitt. Straftaten im Amt).

4 См. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

admin
Оцените автора
Ракульское