Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента

Кузьменцова, М. В. Неисполнение обязанностей налогового агента: юридический анализ состава преступления / М. В. Кузьменцова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 129-132. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/140/7155/ (дата обращения: 01.12.2022).

Своеобразием состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, является то, что диспозиции ранее действовавших уголовных норм о налоговых преступлениях однозначно не указывали о возможности привлечения за уклонение от уплаты налогов наряду с налогоплательщиками — физическими и юридическими лицами — налоговых агентов как участников налоговых правоотношений. Особую сложность применительно к данному составу преступления представляет установление личного мотива действий налогового агента.

Неисполнение иных обязанностей налогового агента состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, не образует.

Ключевые слова:налоговый агент, обязанности налогового агента.

В соответствии со статьей 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), налоги должны уплачиваться самим налогоплательщиком или перечисляться налоговым агентом в установленные сроки. Речь идет о двух тождественных формах доведения налоговых платежей до бюджета. Обязанность перечисления возлагается на налоговых агентов по таким налогам, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы (подоходный налог) с физических лиц.

Налоговые агенты наделены теми же правами, что и налогоплательщики, однако ранее уголовная ответственность для них не была предусмотрена [3, с. 324].

В результате безнаказанными оставались работодатели, удерживающие, но не перечисляющие в бюджет суммы налога на доходы с физических лиц (подоходный налог), а также руководители организаций, «забывающие» удержать налоги с иностранных лиц — партнеров, не состоящих на налоговом учете в Российской Федерации.

В соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации обязанность уплачивать налоги возлагается в равной степени, как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов.

Почитать  Сбор денег с родителей в школе на ремонт в классе

Следует отметить, что при рассмотрении дел о налоговых преступлениях необходимо владеть терминологией Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) и такими его основными определениями, как понятие налога и сбора (ст. 8), налогового агента (ст. 24), недоимки (ст. 1 1), налогоплательщика (ст. 19), налоговой декларации (ст.

80) и другими.

Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (налог на доходы физических лиц — ст. 226, на прибыль — ст. 286, на добавленную стоимость — ст.

161 Налогового кодекса Российской Федерации). Такие обязанности могут быть возложены только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (п. 16 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее — Постановления Пленума Верховного суда РФ).

Обязанности налогового агента по исчислению, удержанию перечислению налога на добавленную стоимость и налога на прибыль возникают в крайне редких случаях, когда налогоплательщиками являются иностранные лица, не состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков, либо иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации.

Таким образом, на налоговых агентов в основном возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц (НДФЛ). В большинстве случаев эти обязанности исполняют работодатели (организации и физические лица). В целом налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, однако круг обязанностей у них несколько иной, так как фактически они призваны содействовать уплате налогов и сборов.

Своеобразием состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, является то, что диспозиции ранее действовавших уголовных норм о налоговых преступлениях однозначно не указывали о возможности привлечения за уклонение от уплаты налогов наряду с налогоплательщиками — физическими и юридическими лицами — налоговых агентов как участников налоговых правоотношений. Практике известны многочисленные способы уклонения от перечисления в бюджет удержанных сумм налогов.

Как показывает анализ правоприменительной практики о налоговых преступлениях, вопрос привлечения к уголовной ответственности налоговых агентов, в руках которых сосредотачиваются крупные денежные суммы, на протяжении ряда последних лет являлся весьма актуальным. Имеются сведения о том, что уголовные дела о налоговых преступлениях, когда органами предварительного следствия субъектами признавались налоговые агенты, судами не рассматривались [4, с. 28–30]. При этом необходимо учитывать, что в указанный период в НК РФ существовало законодательное определение налоговых агентов как участников налоговых правоотношений, но вопросы об их ответственности за нарушения налогового законодательства ранее не рассматривались.

Объект данного преступления в литературе определяется по-разному. Так, некоторые авторы считают, что объектом неисполнения обязанности налогового агента являются фискальные интересы государства (и охраняемые им налоговые правоотношения), которое, по сути, и является потерпевшим от данного преступления. По мнению других, объект указанного преступления составляют общественные отношения, возникающие в связи с неисполнением налоговыми агентами своих обязанностей [1, с. 49].

По мнению Д. А. Глебова, А. И. Ролика, непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, являются общественные отношения в сфере исполнения обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов [2, с. 36].

Автор полагает, что непосредственным объектом неисполнения обязанностей налогового агента являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного законом порядка исчисления, удержания или перечисления налогов и (или) сборов налоговым агентом.

Объективная сторона деяния, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, выражается в неисполнении обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов в соответствующий бюджет или государственный внебюджетный фонд, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах. Главная особенность этих обязанностей заключается в том, что налоговый агент налоги не выплачивает, а только исчисляет, а затем удерживает и перечисляет, то есть фактически передает в бюджет не принадлежащие ему денежные средства налогоплательщиков.

Неисполнение обязанностей налогового агента является оконченным с момента неисполнения налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством (пункт 3 статьи 24 НК РФ), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов в крупном (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ) или особо крупном (ч.

2 ст. 199.1 УК РФ) размере, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.

При определении крупного (особо крупного) размера неисполнения налоговым агентом обязанностей, перечисленных в статье 199.1 УК РФ, суды должны руководствоваться правилами, содержащимися в примечании к статье 199 УК РФ, и исчислять его исходя из сумм тех налогов (сборов), которые подлежат перечислению в бюджет (внебюджетные фонды) самим налоговым агентом.

Отличительной особенностью исследуемого состава от других составов налоговых преступлений, является его субъект.

Субъект преступления — специальный, предусмотренный налоговым законодательством (ст. 24 НК РФ), является физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник, уполномоченный на совершение таких действий, а также лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного бухгалтера (п. 17 Постановления Пленума).

Как уже указывалось выше, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность своих действий по неисполнению в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Диспозиция нормы, предусмотренной ст. 199.1 УК РФ, носит типично бланкетный характер и требует обращения к нормам налогового законодательства. Исчерпывающий перечень обязанностей налогового агента дан в п. 3 ст.

24 НК РФ.

Неисполнение иных обязанностей налогового агента состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, не образует.

Необходимо обратить внимание на следующий момент. Исходя из буквального толкования положений ст. 199.1 УК РФ, можно сделать вывод о том, что действия налогового агента формально можно квалифицировать по указанной статье в случае перечисления налога в ненадлежащий бюджет, например, в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет вместо федерального бюджета, но при том условии, что будет доказан мотив — личная заинтересованность преступника.

Особую сложность применительно к данному составу преступления представляет установление личного мотива действий налогового агента. Это оценочное понятие законодатель не раскрывает, хотя оно встречается в ряде статей УК РФ. В связи с этим в Постановлении Пленума Верховного суда № 64 разъяснено, что личный интерес может выражаться в стремлении извлечь выгоду как имущественного, так и неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой, скрыть свою некомпетентность и т. п.

Обобщение судебной практики показало, что суды области при данной категории учитывают требования п. 17 Постановления пленума Верховного суда РФ (указанного ранее), разъясняющего, что в силу неисполнения налоговым агентом обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию и перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не связанного с личными интересами, состава преступления, предусмотренного статьей 199.1 УК РФ, не образует и в тех случаях, когда такие действия были совершены им в крупном или особо крупном размерах.

При определении суммы крупного и особого крупного размера неуплаченных налогов и (или) сборов правоприменителю необходимо определить не только сумму умышленно не уплаченных в бюджет (внебюджетные фонды) платежей, но и период их неуплаты (в пределах трех финансовых лет подряд), а в некоторых случаях еще и процентное соотношение суммы неуплаченных налогов и (или) сборов с подлежащей уплате общей суммой данных платежей.

Подобные сложности в определении преступных последствий объективной стороны состава налогового преступления создают неоправданные трудности при квалификации деяния, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, что не способствует борьбе с налоговой преступностью.

В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 64, в случае, если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство по исчислению, удержанию или перечислению налогов в бюджетную систему РФ, совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому основ дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества. Под хищением налоговым агентом денежных средств или другого имущества, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ в качестве налога, следует рассматривать фальсификацию налоговой отчетности. Однако в данной ситуации необходимо доказать корыстные побуждения у налогового агента, а не простую ошибку лица, ответственного за составление налоговой отчетности.

1. Белова Г. Д. Некоторые вопросы уголовной ответственности за нарушения уголовного законодательства. Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ. Актуальные проблемы прокурорского надзора.

Выпуск 5. — М., 2001. — С. 49.

2. Глебов Д. А., Ролик А. И. Налоговые преступления и налоговая преступность. — СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. -С. 36.

3. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации. Отв. ред. В. И. Радченко; Науч. ред.

А. С. Михлин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Спарк, 2004. — С. 324.

4. Караханов А., Изменения в законе о налоговых преступлениях: вопросы практики правоприменения. Уголовное право. — 2005. — № 1. — С. 28–30.

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации» (постатейный) 7-е издание, переработанное и дополненное) (отв. ред. А. И. Рарог).

6. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ, принят ГД ФС РФ 16.07.1998, действующая редакция от 05.04.2013.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый агент, УК РФ, Российская Федерация, налог, РФ, перечисление налогов, Постановление Пленума, агент, лицо, налоговое законодательство.

Статья 199.1 УК РФ. Неисполнение обязанностей налогового агента

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания.

1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, не исполнившими обязанности налогового агента, полностью перечислены в соответствующий бюджет суммы неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Комментарий к Статье 199.1 УК РФ

1. Объект преступного посягательства — финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, поступление которых обеспечивается налоговыми агентами.

2. Налоговыми агентами признаются организации и физические лица, которые являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и осуществляют в установленном порядке обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов (см. ст. 9, 24 НК).

Такие обязанности могут быть возложены только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, на добавленную стоимость (ст. 161 НК), на доходы физических лиц (ст. 226 НК), на прибыль (ст.

286 НК)) (см. п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

3. Предметом посягательства являются налоги и (или) сборы (см. коммент. к ст. 198).

4. С объективной стороны преступление выражается в неисполнении в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд), совершенном в крупном размере.

4.1. О понятии бюджета (государственного внебюджетного фонда) см. коммент. к ст. 198.

4.2. Обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет (государственный внебюджетный фонд) установлены налоговым законодательством, которое предусматривает за их неисполнение налоговую ответственность, но только в том случае, если совершенное деяние не содержит признаков состава преступления (см. ст. 24, 108, 123 НК).

4.3. Состав преступления образует как неисполнение обязанностей налогового агента по исчислению и удержанию налогов и (или) сборов, так и отдельное их неперечисление в бюджет: чаще всего налоговый агент, исчислив и удержав у налогоплательщика налоги, не перечисляет их в установленные сроки в бюджет (государственный внебюджетный фонд), используя эти суммы для расплаты с поставщиками, погашения кредита, приобретения оборудования, транспортных средств и т.д.

5. Преступление считается оконченным (составом) в момент неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и в сроки, которые установлены налоговым законодательством (п. 3 ст. 24 НК), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.

5.1. Обязательным условием наступления УО является крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов (см. примеч. к ст. 199).

6. Субъект преступного посягательства — физическое лицо, достигшее 16 лет, являющееся индивидуальным предпринимателем, руководителем, главным (старшим) бухгалтером организации, на которых возложено исполнение обязанностей налоговых агентов, а также иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера (см. п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Личный интерес как мотив может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. В силу этого неисполнение налоговым агентом обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию и перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов, предусмотренных налоговым законодательством, не связанное с личными интересами, состава преступления, предусмотренного ст. 199.1, не образует и в тех случаях, когда такие действия были совершены им в крупном или особо крупном размере.

Если указанные действия налогового агента совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества (см. п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

8. Квалифицированный состав преступления характеризуется особо крупным размером неуплаченных налогов и (или) сборов. Его понятие дано в примеч. к ст. 199.

8.1. Об особенностях исчисления крупного и особо крупного размеров см. коммент. к ст. 198, 199.

9. В том случае, когда лицо в личных интересах не исполняет обязанности налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и одновременно уклоняется от уплаты налогов с физического лица или организации в крупном или особо крупном размере, содеянное им при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 199.1 и соответственно ст. 198 или 199. Если названное лицо совершает также действия по сокрытию денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, содеянное им подлежит при наличии к тому оснований дополнительной квалификации по ст.

199.2 (см. п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

10. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 2 — к категории тяжких.

Другой комментарий к Ст. 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Согласно ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Такие обязанности могут быть возложены только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, на добавленную стоимость (ст. 161 Налогового кодекса РФ), на доходы физических лиц (статья 226 Налогового кодекса РФ), на прибыль (ст.

286 Налогового кодекса РФ)).

2. Объективная сторона преступления характеризуется совершением в крупном размере одного из перечисленных в законе деяний: а) неисполнение обязанностей по исчислению налогов; б) неисполнение обязанностей по удержанию налогов; в) неисполнение обязанностей по перечислению налогов в бюджетную систему.

3. Преступление считается оконченным с момента неперечисления суммы налога, которую налоговый агент должен был исчислить и удержать, в бюджетную систему.

4. Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.

Если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.

5. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера.

6. Если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.

7. В том случае, когда лицо в личных интересах не исполняет обязанности налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и одновременно уклоняется от уплаты налогов с физического лица или организации в крупном или особо крупном размере, содеянное им при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 199.1 УК РФ и соответственно ст. ст. 198 или 199 УК РФ.

Квалификация преступления «Неисполнение обязательств налоговым агентом», предусмотренного ст.199.1 УК РФ

Ударова, А. И. Квалификация преступления «Неисполнение обязательств налоговым агентом», предусмотренного ст.199.1 УК РФ / А. И. Ударова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 143-146. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46558/ (дата обращения: 01.12.2022).

В современном уголовном законодательстве Российской Федерации налоговые преступления относятся к преступлениям, связанным с экономической деятельностью организации либо физического лица. Соответственно составы преступления определяются из жизни хозяйственно-экономической деятельности организации либо физического лица.

Экономическая деятельность определяется из термина экономика и напрямую связана с ним. Обозначение данного термина — это комплексность действий на различных уровнях хозяйствования, в конечном итоге люди удовлетворяют свои желания путем производства товара либо чего-либо, предоставлением услуг, или обмена материальными ценностями. Из этого вытекает терминология хозяйственно-экономической деятельности организации либо физического лица, которая должна работать в рамках нынешнего законодательства Российской Федерации, которая возникает в связи с производством товаров, выполнением услуг, либо какого-то другого вида деятельности работ для извлечения экономических либо социальных интересов, заинтересованного лица.

Заинтересованным лицом может выступать учредитель, руководитель, сотрудник организации, либо физическое лицо.

К объективным признакам является неисполнение обязанностей налогового агента.

В ст. 199.1 предметом преступления выступают налоги и (или) сборы.

Неисполнение обязанностей налогового агента является объективной стороной состава преступления.

Обязательства налогового агента прописаны в п. 3 ст. 24 НК РФ:

  1. Налогоплательщик должен с установленные сроки законом начислить, удержать и перечислить налоги полученных с доходов в казну налогового органа, которая является частью бюджетной системы РФ;
  2. Налогоплательщик обязан в письменной форма уведомлять налоговый орган, к которой он относится, если не представляется возможность удержать налог и о просроченной сумме задолженности по налогом, срок уведомления налоговым агентом налоговый орган составляет один месяц.
  3. Налогоплательщик обязан полученных доходов и выплаченных расходов, начисленных, удержанные и перечисленных налогов в казну налогового органа РФ, в том числе по каждому налогоплательщику отдельно (сотрудник организации).
  4. Налогоплательщик обязан предоставлять по месту учета в налоговый орган отчетность и документы, которые осуществляют необходимый контроль за правильность начислений, удержаний и перечисление налогов.
  5. Налогоплательщик обязан обеспечить сохранность документов, из которых начислен, удержан и перечислен налог.

Проанализировав данные обязанности можно сделать вывод, что все связанны между собой, но неисполнение какой либо одной из пяти обязанностей возникнет уголовно наказуемое деяние — неисполнение обязанности налогового агента своевременно и правильно начислить, удержать и перечислить налоги.

В соответствии с действующим налоговым законодательством РФ налогового агента по исполнению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему РФ налогов возникает в нескольких случаях:

1) в соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ налоговые агенты, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислять, удерживать и перечислять в бюджетную систему Российской Федерации НДФЛ;

2) в соответствии со ст. 161 НК РФ налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации, обязаны исчислять, удерживать у налогоплательщика и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость;

3) в соответствии с п. 4 ст. 286 НК и ст. 310 НК РФ российские организации или иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающие доход иностранной организации, получающей доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязаны исчислять, удерживать и перечислять в бюджет налог на прибыль;

4) в соответствии с п. 5 ст. 286 НК РФ российские организации, выплачивающие налогоплательщикам доходы в виде дивидендов, а также в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, обязаны исчислять, удерживать и перечислять в бюджетную систему Российской Федерации налог на прибыль.

Обязательный признак состава преступления для ст. 199.1 УК РФ — крупный или особо крупный размер не перечисленных налогов и (или) сборов, определенные в примечании ст. 199 УК РФ.

Для применения квалификации деяния налогоплательщика необходимо установить имеется или не имеется крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов, основным является установить момент окончания преступления.

В соответствии со ст. 199.1 преступление считается оконченным с того времени как налоговый агент не перечислил, в установленный срок законодательством по налогам и сборам, суммы налогов и (или) сборов составляют крупный или особо крупный размер, которые налогоплательщик обязан был исчислить удержать и перечислить у налогоплательщика.

Субъективные признаки неисполнения обязанностей налогового агента.

Согласно ст. 199.1 к субъектам преступления относятся налоговые агенты.

В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами являются лица, на которых возлагаются обязательства по исчислению, удержанию с налогоплательщика и перечислению налога в бюджет налогового органа.

Согласно ст. 199.1 УК РФ субъектами преступления являются лица:

‒ нотариусы, занимающиеся частной практикой;

‒ адвокат, учредивший адвокатский кабинет;

‒ лицо, выполняющее обязанности руководителя организации, главного бухгалтера;

‒ другие сотрудники организации, ответственные за начисление, удержание и перечисление налогов в бюджет налогового органа.

Субъективная сторона состава преступления, относящаяся к ст. 199.1 определена как умышленное неисполнение обязанностей налогового агента.

Ст. 199.1 УК РФ отличается от ст. ст. 198, 199 видом умысла за несоблюдения обязанностей налоговым агентом может быть только прямой. Мотивация подталкивающая на совершение данного преступления определяется личной заинтересованностью преступника.

Личная заинтересованность как мотив преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, основывается на стремление извлечения выгоды имущественного, не имущественного характера, обусловленная побуждениями, стремление к карьерному росту, протекционизм, семейственность, желание улучшения действующего положения, направленное на получение взаимной услуги и т. п.

Рассмотрим на примере:

Приговором Центрального районного суда г. Тюмени, Тюменской области от 15.03.2016 года гражданин К признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 199.1 УК РФ, а именно — неисполнение обязанностей налогового агента, совершенном в особо крупном размере.

К, являясь генеральным директором общества с ограниченной ответственностью, достоверно зная о реальном финансово-экономическом положении организации, о имеющейся значительной задолженности перед бюджетом по перечислению НДФЛ (налога на доходы физических лиц) и имея личную мотивацию в стремлении наладить бесперебойную работу организации для получения наибольшей прибыли и, как следствие, обеспечить всех работников, в том числе и себя, заработной платой, дополнительными премиальными вознаграждениями, выплатой дивидендов, и иными выплатами из прибыли, а так же для поднятия личного авторитета перед работниками предприятия, — за счет неполного перечисления в бюджет НДФЛ направлял с 2013 по 2015 годы денежные средства на следующие цели:

1) на выдачу в подотчет сотрудникам, которые расходовали их:

‒ на приобретение материалов;

‒ на ремонт автомобиля;

‒ оплату услуг (коммунальных, связи, банков, почтовые расходы);

‒ расчеты с разными кредиторами;

2) на производственные расходы (расчеты с поставщиками);

3) на непроизводственные расходы:

‒ на выплату дивидендов учредителю общества (являвшемуся женой К.);

‒ на предоставление займов работникам предприятия (значительные денежные займы выдавались из кассы предприятия сотрудникам, занимающим руководящие должности: заместителю директора, главному бухгалтеру, начальнику участка, другим работникам, в том числе директору общества).

‒ на уплату транспортного налога за физических лиц собственников транспортных средств (на основании заключенных обществом договоров аренды автомобилей)’.

Вместе с тем, если личная заинтересованность субъекта преступления выражается в стремлении извлечь выгоду имущественного характера, что свидетельствует о корыстных побуждениях, связанных с незаконным изъятием денежных средств в свою пользу или в пользу.. других лиц, которые должны быть исчислены, удержаны у налогоплательщика и перечислены в бюджетную систему Российской Федерации, содеянное им следует при наличии к тому оснований квалифицировать по совокупности с преступлениями, предусматривающими уголовную ответственность за хищение чужого имущества.

Учитывая прямое указание в диспозиции ст. 199.1 УК РФ на то, что данное преступление совершается только в связи с личными интересами, следует признать, что неисполнение обязанностей налогового агента, не связанное с личной заинтересованностью, не образует состава преступления, даже если это неисполнение было совершено в крупном или особо крупном размере.

Также правоприменителю следует иметь в виду, что если налогоплательщик не исполняет обязанности налогового агента и одновременно при этом уклоняется от уплаты установленных налогов и (или) сборов, его деяния следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 199.1 . УК РФ ист. 199 УК РФ.

Однако, в данном случае следует учитывать, что налоговый агент и налогоплательщик — разные субъекты, участвующие в налоговых правоотношениях, в которых налогоплательщик обязан уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы из собственных средств, находящихся в его распоряжении, а налоговый агент обязан исчислять, удерживать и перечислять в бюджетную систему Российской Федерации не собственные, а не принадлежащие ему денежные средства, а именно — денежные средства налогоплательщиков.

В связи с этим, в процессуальных документах правоприменителем при квалификации деяния субъекта, одновременно уклоняющегося от уплаты налогов и (или) сборов и не исполняющего обязанности налогового агента, необходимо четко разграничивать, какие суммы налогов и (или) сборов он не уплатил в качестве налогоплательщика, а какие как налоговый агент.

Налоговый агент действующий в нарушение действующего налогового законодательства по начислению, удержанию и перечислению налогов и (или) сборов в бюджетную систему Российской Федерации, совершаемые из корыстных целей и которые приводят к изъятию денежных средств или имущества для получения своей выгоды или выгоды другого лица содеянное следует приобщить к дополнительной квалификации как хищение чужого имущества.

Если не исполняются обязанность налогового агента ответственным лицом по исчислению, удержанию и перечислению налоговых обязательств и при это уклоняется от уплаты налоговых обязательств с физических лиц или с организации в крупном или особо крупном размере, содеянное следует дополнительно квалифицировать по совокупности преступлений предусмотренных ст. 199.1 УК РФ и дополнительно ст. ст. 198.

199 в зависимости кто совершил преступное деяние физическое лицо или организация.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый агент, Российская Федерация, УК РФ, РФ, крупный размер, налоговый орган, налогоплательщик, бюджетная система, налог, физическое лицо.

Неисполнение обязанностей налогового агента

Неисполнение обязанностей налогового агента — преступление, предусмотренное статьёй 199.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации, заключающееся в неисполнении в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере.

  • 1 Состав преступления
    • 1.1 Объект
    • 1.2 Объективная сторона
    • 1.3 Субъективная сторона
    • 1.4 Субъект
    • 1.5 Квалифицирующие признаки
    • 1.6 Крупный и особо крупный размер

    Состав преступления [ править | править код ]

    Объект [ править | править код ]

    Объектом преступления являются финансовые интересы государства.

    Объективная сторона [ править | править код ]

    Объективная сторона заключается в совершении в крупном размере любого из указанных в законе деяний:

    • неисполнение обязанностей по исчислению налогов
    • неисполнение обязанностей по удержанию налогов
    • неисполнение обязанностей по перечислению налогов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

    Субъективная сторона [ править | править код ]

    Субъективная сторона заключается в прямом умысле. Обязательным признаком является мотив — личный интерес виновного, который может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера [1] . Если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества [2] .

    Субъект [ править | править код ]

    Субъектом преступления преступления может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера) [2] .

    Квалифицирующие признаки [ править | править код ]

    Квалифицированный состав данного преступления характеризуется совершением данного деяния в особо крупном размере.

    Крупный и особо крупный размер [ править | править код ]

    В соответствии с примечанием к статье 199 Уголовного Кодекса Российской Федерации, крупный размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

    Освобождение от ответственности [ править | править код ]

    В соответствии с примечанием-2 к статье 199 Уголовного Кодекса Российской Федерации, лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 199.1, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. [3]

    Примечания [ править | править код ]

    1. ↑ Уголовное право РФ / Под редакцией Иногамовой-Хегай, Рарога А.И, Чучаева А.И. 2-е изд., исправл. и доп. — М.: Контракт, Инфра-М, 2008. С. 337
    2. 12 п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»// БВС РФ 2007. № 3.
    3. ↑ Щепотьев А.В., Наумов В.В., Освобождение от уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьями 198-1991 УК РФ.// Право и экономика. 2012. — № 3., стр. 64-68.

    Литература [ править | править код ]

    • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954. (с послед. изм. и доп.)
admin
Оцените автора
Ракульское