Рос юрист ограничения при допуске к государственной тайне 1 2 и 3 формы

Могут ли не выпустить за границу при 3-ей форме допуска к государственной тайне и при каких обстоятельствах?

Уточнение от клиента
При работе на предприятии
30 августа, 11:16
30 августа, 11:15 , Виктор, г. Москва
Ответы юристов

Малика Чотчаева
Адвокат, с. Учкекен
Общаться в чате

Добрый день, Виктор!

Допуск формы 3 не предполагает доступ к совершенно секретным сведениям и сведениям особой важности. Ограничений на Ваш выезд за границу нет.

30 августа, 11:32
Малика Чотчаева
Адвокат, с. Учкекен

Общаться в чате

Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

То есть категория допуска третья не относится, к особо важным и совершенно секретным сведениям, третья группа -это секретные сведения.

Поэтому Вы можете спокойно получить загранпаспорт и выехать за пределы России, после того как миграционная служба направит запрос в ФСБ о том, к какой конкретно информации Вам был предоставлен доступ. При заполнении анкеты Вам нужно будет указать доступ к секретным сведениям, во избежании вопросов.

30 августа, 11:38
Клиент, г. Москва

Спасибо за ответ. Ещё вопрос по поводу 3 формы допуска. Если я студент целевик и согласно договору о целевом обучении я должен отработать на предприятии 3 года. Про допуск к государственной тайне в этом договоре ничего не сказано.

Однако там сказано, что если я не устроюсь работать на это предприятие по окончанию учёбы, я должен выплатить предприятию затраты на обучение в университете. Скажите, пожалуйста, если я во время трудоустройства откажусь от оформления 3-ей формы допуска или какой-то иной формы (на сколько я знаю оформление допуска к гостайне осуществляется исключительно в добровольном порядке), то может ли предприятие потребовать вернуть им деньги согласно договру о целевом обучении? Может ли предприятие сослаться на то что я отказываюсь трудоустраиваться к ним и согласно договору о целевом обучении потребовать вернуть деньги?

30 августа, 16:22
Показать еще 12
Гурген Григорянц
Юрист, г. Москва

Общаться в чате

Здравствуйте. Законодательство не запрещает выезд за границу при третьей форме допуска.

Согласно ст.15 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:

1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п.4 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63):

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» (с изменениями и дополнениями)

  • Раздел I. Общие Положения (ст. 1 — 4)
    • Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
    • Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне
    • Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты
  • Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну (ст. 5)
    • Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
  • Раздел III. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание (ст. 6 — 12)
    • Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений
    • Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
    • Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений
    • Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне
    • Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием
    • Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей
    • Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну
  • Раздел IV. Рассекречивание сведений и их носителей (ст. 13 — 15)
    • Статья 13. Порядок рассекречивания сведений
    • Статья 14. Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну
    • Статья 15. Исполнение запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти Российской Федерации о рассекречивании сведений
  • Раздел V. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну (ст. 16 — 19)
    • Статья 16. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями
    • Статья 17. Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ
    • Статья 18. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям
    • Статья 19. Защита сведений, составляющих государственную тайну, при изменении функций субъектов правоотношений
  • Раздел VI. Защита государственной тайны (ст. 20 — 28)
    • Статья 20. Органы защиты государственной тайны
    • Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне
    • Статья 21(1). Особый порядок допуска к государственной тайне
    • Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне
    • Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне
    • Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне
    • Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну
    • Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне
    • Статья 27. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну
    • Статья 28. Порядок сертификации средств защиты информации
  • Раздел VII. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны (ст. 29)
    • Статья 29. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны
  • Раздел VIII. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны (ст. 30 — 32)
    • Статья 30. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны
    • Статья 30.1. Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны
    • Статья 31. Межведомственный и ведомственный контроль
    • Статья 32. Прокурорский надзор

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I
«О государственной тайне»

С изменениями и дополнениями от:

6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 1 декабря 2007 г., 18 июля 2009 г., 15 ноября 2010 г., 18, 19 июля, 8 ноября 2011 г., 21 декабря 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2017 г., 29 июля 2018 г., 30 декабря 2020 г., 9 марта, 11 июня 2021 г., 14 июля, 4 августа 2024 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

21 июля 1993 года

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.

Положения Закона обязательны для исполнения на территории РФ и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, МСУ, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Самостоятельный раздел Закона закрепляет перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне.

Засекречивание сведений и их носителей — это введение для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Оно осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. Определены сведения, не подлежащие засекречиванию (о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности и др.).

Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Рассмотрены вопросы ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию в связи с ее засекречиванием, порядка засекречивания сведений и их носителей, реквизитов носителей сведений, составляющих государственную тайну.

Законом регламентирован и порядок рассекречивания сведений и их носителей — снятия ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Закреплены положения о распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну.

Определены органы защиты государственной тайны. Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Устанавливается три формы допуска к государственной тайне: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Определены основания для отказа в допуске к государственной тайне, условия прекращения допуска. Рассмотрены вопросы ограничения прав лиц, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне, организации доступа к таким сведениям и ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне.

Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций — за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

За обеспечением защиты государственной тайны предусмотрены парламентский, межведомственный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования, за исключением положений части первой статьи 17 и части первой статьи 27 настоящего Закона о предоставлении предприятиям, учреждениям и организациям лицензий на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, которые вводятся в действие не позднее 1 января 1995 г.

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 21 сентября 1993 г. N 182, в газете «Российские вести» от 30 сентября 1993 г. N 189, в «Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г. N 38 ст. 1480

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 4 августа 2024 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 августа 2024 г.

Федеральный закон от 14 июля 2024 г. N 292-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2024 г.

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 9 марта 2021 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 марта 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 377-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г

Федеральный закон от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

V. Выплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами

9. За работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами устанавливаются:

— ежемесячная процентная надбавка работникам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, в зависимости от степени секретности и объема сведений, к которым они имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях;

— ежемесячная процентная надбавка работникам структурных подразделений по защите государственной тайны за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны;

— ежемесячная надбавка работникам, занятым на работе с шифрами;

— надбавка за операторское обслуживание и обеспечение сохранности аппаратуры засекречивания гарантированной стойкости.

9.1. Работникам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, в зависимости от степени секретности и объема сведений, к которым они имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях, выплачивается ежемесячная процентная надбавка (далее в настоящем подпункте — надбавка), размер которой устанавливается в процентах к должностному окладу, тарифной ставке.

Надбавка устанавливается в соответствии с Правилами выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573 , а также с разъяснением о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 19 мая 2011 г. N 408н .

Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 39, ст. 4083; 2020, N 22, ст. 3491.

Зарегистрирован Минюстом России 18 октября 2011 г., регистрационный N 22075. Далее — разъяснение.

Допущенными к государственной тайне на постоянной основе считаются работники, которым оформлен допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, соответствующей степени секретности и на которых возложена обязанность работать со сведениями, составляющими государственную тайну, в силу своих должностных (функциональных) обязанностей .

Размер надбавки к должностному окладу, тарифной ставке составляет за работу со сведениями, имеющими степень секретности:

— «особой важности», — от 50 до 75 процентов;

— «совершенно секретно», — от 30 до 50 процентов;

— «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, от 10 до 15 процентов, а без проведения проверочных мероприятий, от 5 до 10 процентов.

При определении размера надбавки учитываются объем сведений, к которым работники органов безопасности имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.

Выплата надбавки производится на основании приказа должностного лица органа безопасности, имеющего право издания приказов по личному составу, с даты, с которой работник приступил к исполнению обязанностей по должности, включенной в номенклатуру должностей военнослужащих и работников органа безопасности, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне.

В приказе указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии), занимаемая должность, профессия, номер и дата оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, размер устанавливаемой надбавки в процентах и дата, с которой производится ее выплата.

Приказы издаются ежегодно до 1 марта, а также в связи с назначением на должность, изменением размера надбавки, кроме того, при необходимости в случае изменения формы допуска к государственной тайне и (или) номенклатуры должностей военнослужащих и работников органа безопасности, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне.

Надбавка не выплачивается работникам:

освобожденным (отстраненным) от занимаемых должностей;

в отношении которых допуск к государственной тайне на постоянной основе прекращен;

отстраненным от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Выплата надбавки прекращается со дня, следующего за днем освобождения (отстранения) от должности (работы), прекращения допуска к государственной тайне.

Руководителю, начальнику органа безопасности надбавка выплачивается в соответствии с приказом вышестоящего руководителя, начальника.

9.2. Работникам структурных подразделений по защите государственной тайны органов безопасности дополнительно к ежемесячной процентной надбавке, предусмотренной подпунктом 9.1 настоящего пункта, устанавливается в соответствии с Постановлением ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу, тарифной ставке за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны (далее в настоящем подпункте — надбавка) в следующих размерах:

— 10 процентов — при стаже работы от 1 до 5 лет;

— 15 процентов — при стаже работы от 5 до 10 лет;

— 20 процентов — при стаже работы от 10 лет и выше.

Определение стажа работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны органов безопасности производится на основании заключения комиссии по установлению стажа работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, назначенной должностным лицом органа безопасности, имеющим право издания приказов по личному составу.

При определении стажа работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны учитывается только документально подтвержденный стаж работы в таких подразделениях независимо от того, в каком органе государственной власти, местного самоуправления, организации, воинской части работал (служил) работник. При этом перерывы в работе (службе) в структурных подразделениях по защите государственной тайны в стаж работы в этих подразделениях не засчитываются.

Периоды работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны органов безопасности засчитываются в стаж работы не ранее даты отнесения данного подразделения к структурному подразделению по защите государственной тайны.

Перечень структурных подразделений и отдельных должностей по защите государственной тайны утверждается приказом ФСБ России. В перечень включаются только те структурные подразделения и отдельные должности, на которые согласно утвержденным положениям (должностным регламентам, должностным обязанностям) возложено выполнение конкретных задач (функций) с учетом специфики проводимых работ по защите государственной тайны, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в качестве их основных функций .

Выплата надбавки производится на основании приказа должностного лица органа безопасности, имеющего право издания приказов по личному составу, который издается ежегодно до 1 марта.

В приказе указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), занимаемая должность, профессия, размер устанавливаемой надбавки в процентах и стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны.

Выплата надбавки производится с даты, указанной в приказе об установлении надбавки, но не ранее даты утверждения положений (должностных инструкций, должностных обязанностей), на основании которых на работника возложено выполнение конкретных задач (функций) по защите государственной тайны в качестве основной функции.

Приказ об установлении надбавки в большем размере издается при достижении стажа работы, дающего работнику право на выплату надбавки в большем размере.

Руководителю, начальнику органа безопасности процентная надбавка устанавливается приказом вышестоящего руководителя, начальника.

9.3. Работникам, принятым на работу на штатные должности шифровальной службы либо осуществляющим в подразделениях органов безопасности работу с шифрами, либо привлекаемым для этой работы по решению руководителей, начальников органов безопасности, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу, тарифной ставке за работу с шифрами, применяемыми в государственных и правительственных, ведомственных и межведомственных сетях шифровальной связи, в следующих размерах:

— в сетях шифровальной связи 1 класса при общем стаже шифровальной работы:

до 3 лет — 15 процентов;

от 3 до 6 лет — 20 процентов;

от 6 лет и выше — 30 процентов;

— в сетях шифровальной связи 2 класса при общем стаже шифровальной работы:

до 3 лет — 5 процентов;

от 3 до 6 лет — 10 процентов;

от 6 лет и выше — 20 процентов.

В общий стаж работы, дающий право на получение надбавки за работу с шифрами, включается время работы с шифрами в шифровальных органах и структурных подразделениях органов безопасности, федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций независимо от их организационно-правовой формы, в том числе периоды временной нетрудоспособности, время нахождения в служебных командировках и отпусках.

9.4. Водителям за операторское обслуживание и обеспечение сохранности аппаратуры засекречивания гарантированной стойкости выплачивается ежемесячно надбавка в размере 10 процентов тарифной ставки.

Уведомление о выезде заграницу с третьей формой допуска

Добрый вечер, может ли работодатель требовать уведомления о выезде заграницу, если у меня третья форма допуска? Насколько мне удалось изучить вопрос: уведомлять работодателя о намерении выезда заграницу обязаны гражданские сотрудники федеральной службы безопасности, федеральные государственные служащие и военнослужащие. Я не отношусь ни к одной из перечисленных категорий, поскольку я работаю в АО и получаю зарплату не из средств федерального бюджета, то не являюсь федеральным государственным служащим, к 2-м другим категориям тоже не отношусь.

Внутри предприятия был приказ, согласно которому все работники с третьей формой допуска обязаны извещать (не согласовывать) начальство о намерении выезда заграницу, насколько такое требование законно, и не нарушает ли оно мое право на тайну личной жизни. Заранее спасибо!

Показать полностью
25 апреля 2017, 19:12 , Антон Пименов, г. Санкт-Петербург
Ответы юристов

Михаил Петров
Юрист, г. Саратов
рейтинг 9.4
Общаться в чате

может ли работодатель требовать уведомления о выезде заграницу, если у меня третья форма допуска?
Антон Пименов

Формально у Вас нет ограничений на выезд за пределы РФ. В частности, в силу ст. 15 ФЗ от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:
1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Речь в данном случае идет о первой и второй форме допуска, при которой подлежит сдаче в «первый отдел» загранпаспорт.

В случае, если выезд из Российской Федерации гражданина Российской Федерации ограничен по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, его паспорт (паспорта) подлежит (подлежат) передаче на хранение до истечения срока временного ограничения в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта.

Однако, данные обстоятельства не не освобождают Вас от выполнения взятых на себя обязательств по защите государственной тайны, в частности от уведомления о своем намерении о выезде за пределы Российской Федерации.

Это вытекает из предписаний подпункта 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 января 2004 года № 3-1 (является документов ограниченного пользования с грифом «секретно»), положения которого признаны соответствующими федеральному законодательству, вступившим в законную силу, Решением Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 2012 года, принятым по делу N АКПИ12-1137.

25 апреля 2017, 19:23
Михаил Петров
Юрист, г. Саратов
рейтинг 9.4

Общаться в чате

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 2012 года, принятым по делу N АКПИ12-1137.
Петров Михаил

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Астафьевой Г.А., Чепурина Е.В. о признании недействующим подпункта 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1,
установил:
подпунктом 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1 (далее -Инструкция), установлено, что работники, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну (по любой форме), обязаны согласовывать с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, выезд за границу.
Обсудив доводы заявителей, выслушав возражения представителей заинтересованного лица Чарыева М.Р., Тарнопольского О.Е., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения требований.
Правительство Российской Федерации, реализуя нормативные положения статьи 114 Конституции Российской Федерации, статьи 20Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», статьи 4 и 20 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», постановлением от 5 января 2004 г. N 3-1 утвердило оспариваемую в части Инструкцию.
Закон Российской Федерации «О государственной тайне» определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (абзац второй статьи 2); при этом предусматриваются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, — соответственно степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно» (статья 8).
Кроме того, названный Закон Российской Федерации различает допуск к государственной тайне, которым признается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну (абзац пятый статьи 2), и доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну (абзац шестой статьи 2).
Соответственно трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну, данный Закон Российской Федерации устанавливает три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан Российской Федерации: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным; при этом допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, и согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с данным Законом (части первая, третья и девятая статьи 21). Эти ограничения, согласно его статье 24, налагаются на должностных лиц и граждан, как допущенных, так и ранее допускавшихся к государственной тайне, и могут касаться права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне.
Согласно Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным данным Федеральным законом (статья 2).
Определяя круг лиц, право которых на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено, статья 15 названного Федерального закона относит к ним граждан Российской Федерации, которые при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключили трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что с момента последнего ознакомления со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями срок ограничения, установленный в трудовом договоре (контракте) или в соответствии с данным Федеральным законом, не истек (абзац первый подпункта 1).
Таким образом, Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» допускает ограничение права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в случае осведомленности не о любых сведениях, составляющих государственную тайну, а только о сведениях, отнесенных к категории особой важности или к совершенно секретным.
Обязанность согласования выезда за границу лиц, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, независимо от формы допуска и от наличия в заключенном контракте условия об ограничении выезда за границу Российской Федерации с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, закрепленная оспариваемой нормой, не является ограничением права на выезд, которое законодатель связывает с осведомленностью лица о сведениях определенной степени секретности и заключением трудового договора (контракта), предполагающего временное ограничение права на выезд из Российской Федерации.
Требование о согласовании выезда, изложенное в данной норме, обусловлено выяснением характера конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профессиональной деятельности, степени ее секретности, целей выезда и другими обстоятельствами, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения ограничения, предусмотренного подпунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», то есть в случае осведомленности работника о сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях.
Следовательно, оспариваемое предписание не предполагает ограничение права на выезд из Российской Федерации гражданина, допущенного к секретным сведениям (третья форма допуска), а также не осведомленного о сведениях, составляющих государственную тайну, и в силу этого не противоречит названному Федеральному закону и статье 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», в которой содержатся общие положения о возможности ограничения прав граждан, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне.
Необходимо также учитывать, что пункт 122 Инструкции устанавливает запрет на ограничение выезда в отношении работников, не осведомленных о сведениях особой важности и совершенно секретных сведениях, независимо от наличия у них допуска к государственной тайне и заключенного ими договора (контракта), допускающего временное ограничение их права на выезд из Российской Федерации.
Оспариваемая норма не предусматривает какой-либо обязательной процедуры и формы согласования выезда, необходимости сбора и оформления специальных документов, отсутствует в ней и перечень лиц, которые уполномочены давать разрешение на выезд. В связи с этим подпункт 19 пункта 24 Инструкции сам по себе не может расцениваться как устанавливающий разрешительный порядок выезда из Российской Федерации для граждан, допущенных к секретным сведениям (третья форма допуска). Неполучение согласования данной категорией работников не исключает возможности оформления ими документов на выезд из Российской Федерации в отличие от лиц, допущенных к совершенно секретным сведениям и сведениям особой важности, процедура согласования выезда которых регламентируется другими положениями Инструкции.
В отношении проходящих военную службу по контракту военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, имеет место специальное регулирование, как и в отношении работников со второй и первой формой допуска. Возможность выезда данной категории военнослужащих из Российской Федерации поставлена в зависимость от наличия разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 19 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
Особый, разрешительный порядок выезда указанной категории военнослужащих связан с особенностями их правового статуса, обусловленного характером военной службы, что исключает вывод о противоречии подпункта 19 пункта 24 Инструкции приведенной норме вышеуказанного Федерального закона.
Трудовой кодекс Российской Федерации, определяя дисциплину труда как обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 189), возлагает на работника обязанность соблюдать дисциплину труда и правила внутреннего трудового распорядка (статья 21).
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 3 и 5 части 1 статьи 15, пунктом 8 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Обязанность согласования выезда за границу работников, допущенных к государственной тайне (независимо от формы допуска), корреспондирует вытекающей из приведенных законоположений обязанности нанимающегося согласовывать свое поведение с порядком, установленным работодателем, или со служебным распорядком государственного органа. Виновное неисполнение данной обязанности может являться основанием для применения работодателем (представителем нанимателя) принудительных или карательных мер для поддержания этого порядка, в том числе прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и расторжения трудового договора (служебного контракта), если исполнение трудовых (должностных) обязанностей требует допуска к таким сведениям.
Правовое регулирование, осуществляемое оспариваемой нормой, направлено на обеспечение добросовестного исполнения работником своих трудовых (должностных) обязанностей, согласование взаимных прав и интересов сторон трудового договора (служебного контракта) и не может рассматриваться как ограничение права в аспекте, указанном заявителями.
Таким образом, положение подпункта 19 пункта 24 Инструкции, предписывающее работникам, имеющим допуск к государственной тайне и принявшим на себя обязательства перед государством по неразглашению доверенных им сведений, согласовывать выезд за пределы Российской Федерации с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, действующему федеральному законодательству не противоречит, прав и свобод заявителей не нарушает.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Астафьевой Г.A., Чепурина Е.В. о признании недействующим подпункта 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

admin
Оцените автора
Ракульское