Регистрация по месту жительства по решению суда

Статья 3. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. В случае непредставления гражданином указанных документов в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает данный гражданин, по истечении установленного срока в течение трех рабочих дней уведомляет орган регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении. Форма и порядок такого уведомления устанавливаются правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальные органы.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — база данных), содержащий в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих в соответствии со статьей 5 настоящего Закона регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания.

(часть восьмая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы вправе осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в базе данных, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

(часть девятая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Информация, содержащаяся в базе данных, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне, а также законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

(часть десятая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ)

В базе данных содержится следующая информация:

фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии);

дата и место рождения;

адрес и дата регистрации (снятия с регистрационного учета) по месту жительства (месту пребывания);

данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (в отношении лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, реквизиты свидетельства о рождении: серия, номер, дата выдачи и кем выдано);

реквизиты свидетельства о смерти (серия, номер, дата выдачи и кем выдано) — при снятии с регистрационного учета умершего;

наименование и дата решения суда, вступившего в законную силу, — при снятии с регистрационного учета по месту жительства гражданина Российской Федерации, признанного безвестно отсутствующим либо выселенного из занимаемого жилого помещения или признанного утратившим право пользования жилым помещением;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 525-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии).

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ)

Граждане имеют право на ознакомление с информацией о себе, содержащейся в базе данных, на защиту такой информации и на исправление содержащихся в ней ошибок.

(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ)

В целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.

(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2024 ч. 14 ст. 3 излагается в новой редакции (ФЗ от 14.07.2022 N 304-ФЗ). См. будущую редакцию.

Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления и Пенсионному фонду Российской Федерации в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг.

(часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок формирования, ведения и использования базы данных устанавливается Правительством Российской Федерации.

(часть шестнадцатая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ)

Регистрация по месту жительства по решению суда

V. Снятие граждан с регистрационного учета по месту

пребывания и по месту жительства

30. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания.

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, на туристских базах или в иных подобных учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производится по выбытии такого гражданина администрацией соответствующего учреждения.

Администрации указанных учреждений, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, на безвозмездной основе в течение суток представляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, информацию о снятии граждан с регистрационного учета по месту пребывания в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.03.2015 N 194, от 25.05.2017 N 631)

(см. текст в предыдущей редакции)

Администрации учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, в течение 7 рабочих дней представляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации информацию о снятии граждан с регистрационного учета по месту пребывания в порядке, предусмотренном абзацем третьим настоящего пункта.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 194; в ред. Постановления Правительства РФ от 25.05.2017 N 631)

(см. текст в предыдущей редакции)

При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление почтовым отправлением или через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, может подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан, которым отказано территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в признании вынужденными переселенцами, осуществляется на основании принятого этими органами решения об отказе в признании вынужденными переселенцами.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.05.2017 N 631)

(см. текст в предыдущей редакции)

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания производится органами регистрационного учета в случае выявления факта фиктивной регистрации такого гражданина по месту пребывания в жилом помещении, не являющемся местом его жительства, в котором этот гражданин зарегистрирован, — на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.08.2014 N 809, от 25.05.2017 N 631)

(см. текст в предыдущей редакции)

31. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:

а) изменения места жительства — на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.08.2002 N 599, от 11.11.2010 N 885)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) — в) утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 N 194;

(см. текст в предыдущей редакции)

г) признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

д) смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;

ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда;

з) изменения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального образования, по адресу местной администрации или территориального органа местной администрации (при его наличии) которого он зарегистрирован по месту жительства, — на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;

(пп. «з» введен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 312; в ред. Постановления Правительства РФ от 11.10.2021 N 1727)

(см. текст в предыдущей редакции)

и) прекращения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, кочевого и (или) полукочевого образа жизни — на основании заявления гражданина в письменной форме;

(пп. «и» введен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 312)

к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, — на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

(пп. «к» введен Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 N 809; в ред. Постановления Правительства РФ от 25.05.2017 N 631)

(см. текст в предыдущей редакции)

32. При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами «г» — «ж» и «к» пункта 31 настоящих Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.08.2014 N 809, от 05.03.2015 N 194)

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом, в случае если заинтересованным физическим или юридическим лицом не представлено свидетельство о смерти, орган регистрационного учета запрашивает информацию о государственной регистрации смерти в органах записи актов гражданского состояния в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2011 N 869)

33. Органы регистрационного учета на основании полученных документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства в 3-дневный срок.

Отметка в паспорте гражданина о снятии его с регистрационного учета по месту жительства производится в день поступления в орган регистрационного учета документов.

(п. 33 в ред. Постановления Правительства РФ от 11.11.2010 N 885)

(см. текст в предыдущей редакции)

34. Исключен. — Постановление Правительства РФ от 14.08.2002 N 599.

(см. текст в предыдущей редакции)

Регистрация по месту жительства

В каждом регионе России существует регистрационный учет по месту пребывания и месту постоянного проживания граждан. Наша статья посвящена теме регистрации всех категорий граждан, в том числе детей и иностранцев, по месту жительства, вопросам постоянной и временной регистрации в РФ, ответственности за нарушение миграционного законодательства.

Плотников Виталий Николаевич — автор статьи

Юрист широкого профиля, главный редактор
Комментарий эксперта

Регистрация по месту жительства

В соответствии с Конституцией РФ каждый российский гражданин обладает правом свободы передвижения по территории России (ст. 1 ФЗ №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»). Но при этом, все эти передвижения отслеживаются посредством регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в соответствии с нормами российского миграционного законодательства. В отличие от прописки по месту жительства регистрация несет собой важное значение не только для реализации прав и исполнения обязанностей гражданина, но и для ведения государственной статистики касаемо положения на рынке труда, прогнозирования роста и убыли населения в конкретном регионе и другое.

В соответствии со статьей 3 ФЗ № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», информирование о месте нахождения является для каждого российского гражданина обязательной нормой, требующей исполнения.

Нарушение сроков или отсутствие регистрации влечет за собой штрафные санкции (ст. 19.15 КоАП РФ), но при этом, гражданин, не имеющий прописки, не может быть лишен прав, гарантированных законами страны.

Виды регистрационного учета граждан

Регистрация граждан бывает двух видов: постоянная по месту жительства и временная по месту пребывания. Их главными отличиями являются временной промежуток и непосредственно место временного или постоянного проживания. Постоянная регистрация граждан предполагает регистрацию гражданина в определенном жилом помещении, которое и будет являться его официальным местом жительства (ст.

20 ГК РФ). В свою очередь, временная прописка является необходимым действием для возможности реализовать свои законные права, к примеру, получить патент для мигрантов, если фактический адрес не совпадает с официальным, указанным в паспорте.

Временная регистрация в РФ необходима в случае пребывания гражданина в определенном регионе свыше 90 дней.

  • дом должен быть официально признан жилым;
  • земельный участок должен располагаться в населенном пункте;
  • данный объект недвижимости должен являться частной собственностью;
  • если дача является единственным местом для проживания гражданина.

Регистрация по месту жительства ребенка меньше 18 лет и не имеющего паспорта допускается только вместе с одним из родителей (или обоими), никакого дополнительного согласия не требуется. Место регистрации ребенка выбирается по соглашению сторон или определяется судом. Для того, чтобы выписать несовершеннолетнего ребенка необходимо будет получить соответствующее разрешение в органах опеки и попечительства. В случае, если регистрация гражданина происходит в квартиру, принадлежащую третьему лицу на правах собственности, от владельца жилой недвижимости требуется предоставление письменного согласия, а в некоторых случаях и личное присутствие.

Постоянная регистрация граждан по месту жительства или временного пребывания на территории РФ оформляется штампом в паспорте или отдельным документом с печатью ФМС России (органа государственной власти, отвечающего за регистрационный учет российских и иностранных граждан на территории РФ). Документы на прописку вместе с заявлением подаются:

  • в паспортный стол по месту проживания;
  • в территориальный орган ФМС;
  • в многофункциональный центр (МФЦ);
  • на официальном портале Госуслуг (зарегистрироваться на сайте, подать заявление и копии документов в электронном виде, далее явиться лично в ФМС для получения регистрации).

Документы для постоянной регистрации граждан по месту проживания

Необходимый пакет документов для оформления постоянной регистрации включает в себя:

  • заявление;
  • паспорт, действительный в период подачи документов на прописку;
  • листок убытия (необходим, если гражданин выписался с прежнего места жительства);
  • документ, подтверждающий право на владение жилым помещением (свидетельство о собственности, договор социального найма и т.д.);
  • согласие собственника (всех собственников), в письменном виде при личном присутствии.

Документы, необходимые для временной прописки по месту пребывания:

  • заявление (от имени ребенка, не достигшего 14-тилетия, заявление подписывается и подается законным представителем);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя (действующий паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, заграничный паспорт для проживающих за пределами РФ);
  • документ – основание для вселения в квартиру (договор аренды, заявление от имени лица, предоставляющее жилье, свидетельство о регистрации права собственности).

Заявление для получения постоянной или временной регистрации оформляется по стандартной форме №6, заполняется собственноручно заявителем, все поданные сведения должны быть заверены личной подписью.

Регистрация по месту жительства или месту пребывания является государственной услугой и оформляется бесплатно.

Какие предусмотрены сроки для временной прописки?

Миграционное законодательство РФ устанавливает определенные сроки для исполнения гражданами обязанности по постановке на регистрационный учет:

  • для оформления постоянной регистрации – 7 дней с момента выписки с прежнего места жительства;
  • для оформления временной прописки – 90 дней с момента пребывания в определенном населенном пункте.

В случае, если гражданин заселяется в санаторий, гостиницу, пансионат и другие подобные учреждения, ответственность за его временную регистрацию по месту пребывания возлагается непосредственно на администрацию организации. Граждане иностранных государств обязаны пройти регистрационный учет в срок не более 7 дней с момента получения на руки гражданства РФ или вида на жительство.

Срок действия временной прописки составляет не более 5 лет.

Ответственность граждан за отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания

Согласно российскому законодательству отсутствие постоянной регистрации у граждан, длительно проживающих по определенному месту жительства, влечет за собой административную ответственность в отношении, как нарушителя миграционного законодательства, так и собственника жилого помещения, где проживает гражданин без прописки. Штраф без регистрации по месту жительства определяется п. 1 и 2 ст. 19.15.1. КоАП РФ и устанавливается в каждом отдельном случае индивидуально, например:

  • от 3 до 5 тысяч рублей – в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);
  • от 2 до 3 тысяч рублей — в других городах и регионах России.

Граждане, проживающие на территории чужого города без регистрации более 90 дней, могут быть оштрафованы на сумму от 2 до 5 тысяч рублей. Собственники жилых помещений, в которых проживают граждане с нарушением миграционного законодательства, также штрафуются на сумму от 3 до 5 тысяч рублей, нарушение закона в Москве и Санкт-Петербурге влечет за собой штраф для собственников квартир от 5 до 7 тысяч рублей. Большие штрафы без регистрации по месту жительства ожидают юридические лица, на чьей территории проживают граждане без прописки соответствующего вида. Отсутствие регистрации по месту жительства/пребывания по закону не влечет за собой уголовной ответственности, однако, при обнаружении факта фиктивной прописки, нарушитель может быть наказан по ст.

322.2 УК РФ штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, обязательными общественными работами либо лишением свободы сроком до 3-х лет. Российское законодательство также предусматривает случаи, когда штрафные санкции не могут быть наложены:

  • если гражданин имеет постоянную регистрацию в том же регионе, где он проживает по временному адресу;
  • если гражданин является близким родственником собственника жилого помещения (в частности родные и усыновленные дети).

Прописка через суд

Жилищные отношения представлены в юрисдикции отдельным правовым институтом. В нижеприведенной статье мы расскажем о том, как осуществляется прописка по месту жительства через суд, кому могут быть необходимы эти действия и где может зарегистрироваться через суд гражданин согласно требованиям российского жилищного законодательства.

Плотников Виталий Николаевич — автор статьи

Юрист широкого профиля, главный редактор
Комментарий эксперта

Прописка через суд

Право на жилище каждого гражданина Российской Федерации закреплено в Конституции РФ, а реализация этого права во многом зависит от волеизъявления родственников или иных лиц. Право и порядок регистрации по месту постоянного или временного проживания закреплено в Постановлении Правительства № 713 и регулируется Федеральным законом № 5242-1. Но вместе с тем, последняя точка в решении спорных вопросов о прописке принадлежит суду. Например, если речь идет об отказе от регистрации по месту пребывания гражданина, если решение было необоснованным и нарушающим право гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства. Каждый гражданин, который получил отказ в регистрации в квартире, вправе подать заявление в суд на обжалование решения, принятого государственным органом.

При соблюдении определенного порядка действий жалоба будет рассмотрена в установленные законом сроки и по окончании вынесено решение. Стоит отметить, что регистрация по месту жительства или временного пребывания является обязанностью российских граждан. И даже, если отсутствие регистрации, скорее всего, не повлечет за собой никаких ограничений в других правах, привлечение к ответственности гражданина и вынесение штрафных санкций ему будут обеспечены (ст.

19.15.1. КоАП РФ). Поэтому, в случае отказа в регистрации в квартире, можно осуществить прописку через суд, и, кроме того, данный отказ может стать основанием для возникновения морального вреда и подачи в суд искового заявления на материальный ущерб.

Прописка через суд в муниципальном жилье

В судебной практике большинство спорных вопросов по регистрации по месту жительства или временного пребывания возникают в отношении прописки в муниципальной собственности. Первой и, как правило, основной причиной для отказа является несогласие собственника (муниципалитета), поскольку регистрация дополнительного жильца является причиной уменьшения жилой площади, приходящейся на одного человека. Прописка через суд в муниципальном жилье предполагает, что основанием для регистрации гражданина в данном жилом помещении является судебное постановление, которое не было обжаловано в установленном законом порядке и вступило в законную силу. В данном случае не может быть отказано в прописке повторно. Возможность прописки в муниципальную квартиру через суд во многом зависит от грамотно составленного искового заявления, в частности, следует учитывать площадь, выделенную муниципалитетом на каждого проживающего в квартире, ведь каждый последующий зарегистрированный гражданин уменьшает количество квадратных метров, вынуждая собственников жилья отказывать в прописке дополнительных квартирантов.

Однако, закон предусматривает и исключительные случаи, когда речь идет о членах семьи нанимателя жилья (ст. 70 ЖК РФ), к которым относятся дети, родители, супруги. Как правило, в таких случаях регистрация в квартире через суд происходит на основании положительного судебного решения.

Прописка через суд в дачном обществе

  • Во-первых, прописка возможна исключительно на землях поселений.
  • Во-вторых, дачный дом, в котором планируется регистрация жильцов, должен являться пригодным для проживания и полностью соответствовать строительным нормативам, то есть иметь основательный фундамент, кровлю, утепление, проведенные системы отопления и энергоснабжения. Факт пригодности дома к проживанию устанавливает специальная комиссия, подтверждая свое решение соответствующим документом.

В тех случаях, когда соблюдение условий не устроило органы власти, и в регистрации по месту пребывания было все-таки отказано, единственное решение — прописка через суд, с предоставлением искового заявления и документов, доказывающих статус дачного дома, как годного для проживания. Еще одним основанием для возникновения спора о регистрации в дачном обществе, может стать долевая собственность на землю и дом. То есть, прописка в таком доме возможна только при наличии письменного согласия всех собственников – владельцев доли.

Прописка ребенка в квартире через суд

Важно!Прописка несовершеннолетнего ребенка к родителям, проживающим и зарегистрированным по определенному адресу, не требует получения дополнительных согласий и разрешений.

В случае развода родителей место жительства ребенка определяется в судебном порядке, и, чаще всего, им является место жительства родителя, с кем в дальнейшем будет проживать ребенок. В случае, если ребенка необходимо прописать у второго родителя и наличии возражения со стороны другого родителя, прописка ребенка осуществляется через суд. Регистрация новорожденного ребенка осуществляется по месту постоянного проживания родителей (ст. 20 ГК РФ) в срок 7 дней с момента получения на руки свидетельства о рождении. Отметим, что закон не предусматривает, у кого именно должен быть прописан новорожденный – у матери или отца.

В случае, если родители проживают в разных местах, разрешить данный вопрос можно в порядке договоренности друг с другом.

Порядок действий для прописки через суд

Кодекс административного судопроизводства РФ четко регулирует порядок подачи искового заявления о признании незаконным решения об отказе в регистрации в квартире. Иск необходимо подать в судебный орган, расположенный по адресу места проживания ответчика. Исковое заявление должно включать в себя: основания для обращения в суд, а также, требования о признании отказа в регистрации с нарушением действующего законодательства.

Составляется документ в произвольной форме в соответствии с требованиями и нормами, прописанными КАС РФ. Количество экземпляров искового заявления зависит от количества ответчиков.

В список документов, которые истец должен приложить к исковому заявлению: документы на объект недвижимости, свидетельства о рождении детей и о браке (если такое имеются), письменное согласие всех собственников (либо членов семьи) на регистрацию новых жильцов (в случае долевой собственности), а также иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах дела и доказывающих правоту истца.

admin
Оцените автора
Ракульское