Признание гражданина безвестно отсутствующим или умершим производится судом с обязательным участием прокурора

Значение заключается в тому что отсутствие гражданина длительное время и сведений о месте его фактического нахождения порождают правовую неопределённость. Для ликвидации этой неопределённости в российском праве существуют институты признания безвестно отсутствующим и объявления умершим.

Процессуальный порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим определяется главой 30 ГПК, а материально-правовую основу — ст.ст. 42 — 46 ГК РФ.

Подсудность дел определяется ст. 276 ГПК РФ, в соответствии с которой заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умеющим подаётся в суд по месту жительства или нахождения заинтересованного лица. В качестве заинтересованных лиц по делам данной категории выступают супруги, родственники, работодатели, кредиторы и др.

Особые требования к заявлению о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим:

— указано, для какой цели необходимо заявителю признать безвестно отсутствующим или объявлению умершим (например, для расторжения брака, открытия наследства, назначения пенсии по потере кормильца, прекращения действия доверенности и т.д.);

— должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая;

— в отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действия.

При подготовке дела к судебному разбирательству судья выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашиваешь соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы, ОВД, службу судебных приставов, воинские части об имеющихся о них сведениях.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству необходимо выяснить: не связано ли отсутствие гражданина с его желанием уклониться от уплаты алиментов, не скрывается ли он от уголовного преследования иди гражданско-правовой ответственности. Если у отсутствующего гражданина имеется имущество: сохранность которого находится под угрозой, то судья может предложить органу опеки и попечительства назначишь доверительного управляющего имуществом такого гражданина. Таким образом, принцип состязательности по данной категории дел практически не действует.

Дела данной категории рассматриваются с обязательным участием прокурора, т.к. такое участие должно предотвратить необоснованное признание гражданина безвестно отсутствующим или умершим и способствует эффективной защите прав отсутствующих граждан.

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительствам заключает договор доверительного управления имущества при необходимости управления им. В соответствии со ст. 43 ГК РФ из имущества выдаётся содержание гражданам, которых этот гражданин обязан содержать, погашается задолженность по обязательствам безвестно отсутствующего. Признание гражданина безвестно отсутствующим может влечь и расторжение брака по заявлению второго супруга в упрощенном порядке в органах загса (ст.

19 СК РФ), не требуется согласия отсутствующего на усыновление его ребёнка (ст. 130 СК РФ), нетрудоспособные члены семьи получают право на пенсию по потере кормильца.

В соответствии со ст. 279 ГПК решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органа загс записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния. Таким образом, при признании умершим — те же последствиям, что и реальная смерть гражданина.

Когда гражданин, признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, возвращается либо обнаруживаешься место его пребывания:

— суд новым решением отменяет ранее принятое решение; новое решение суда является основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге загса;

— гражданину, объявленному умершим, возвращается сохранившееся имущество, прекращается право иждивенка на получение смерти по случаю потери кормильца, брак может быть восстановлен по совместному заявлению супругов, если другой супруг не вступил в брак (ст. 26 СК РФ) и др.

Судопроизводство по делам об ограничении дееспособности гражданина, признании гражданина недееспособным, ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами.

Дееспособность определяется ст. 21 ГК РФ.

Человек может быть признан недееспособным по основанию, указанному в ст. 29 ГК РФ:

— биологический критерий — психическое расстройство;

— юридический критерий — не может понимать значение своих действий или руководить ими.

Ч. 2 ст. 281 ГПК РФ определяет исчерпывающий перечень лиц, которые вправе выступать заявителями по делам данной категории: члены семьи, близкие родственники (родители, дети, братья и сестры) независимо от совместного проживания, органы опеки и попечительства, медицинская организация, оказывающая стационарную помощь, или стационарная организация социального обслуживания, предназначенная для лиц, страдающих психическими расстройствами.

Ч. 1 ст. 281 ГПК РФ устанавливает, что на основании заявления членов семьи, органа опеки и попечительства, медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь.

Также при наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителей либо органа опеки и попечительства может ограничивать или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими заработкам, стипендией или иным доходом (ч. 4 ст. 26 ГК РФ, ч. 3 ст.

281 ГПК РФ).

Подсудность по данной категории дел: заявление подаётся в суд по месту жительства данного гражданина, а если гражданин помещён в медицинскую организацию, оказывающихся психиатрическую помощь в стационарных условиях, или стационарную организацию социального обслуживания для лиц, страдающих психиатрическими расстройствами, по месту нахождения данных организаций.

В порядке подготовки к судебному разбирательству дела при наличии оснований полагать психическое расстройство гражданина суд назначает судебно-психиатрическую экспертизу. Если гражданин, в отношении которого возбуждено дело, явно уклоняется от прохождения экспертизы, то суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу.

Рассмотрение зачисление по данным категориям дел должно по общему правилу проводить с участием самого гражданина, заявителя, прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

Гражданин, в отношении которого рассматривается данное дело, должен быть вызовам в судебное заседание, если его присутствие в с/з не создаёт опасности для его жизни и здоровья либо для жизни и здоровья окружающих, для предоставления ему судом возможности изложить свою подиуме лично либо через выбранных им представителей.

В случае, если личное участие гражданина в провозимом в помещении суда с/з создаёт опасность для его жизни или здоровья либо для жизни и здоровы окружающих, данное дело рассматривается судом по месту нахождения гражданина, в том числе в медицинской организации психиатрическую помощь в стационарных условиях, иди стационарной организации социального обслуживания.

В резолютивной части судебного ресничных указывается вывод суда об ограничении дееспособности гражданина, признании гражданина недееспособным, ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами либо отказ в удовлетворении этих требований. Разрешение других вопросов, связанных с ограничением дееспособности или признанием гражданина недееспособным (например, вопроса об установлении попечительства, опеки), в компетенцию суда не входит. При этом решение суда, которым гражданин ограничен н дееспособности, является основанием для назначаемы ему попечителе органом опеки и попечительства так, а решение суда, которым гражданин признан недееспособным, является основанием для назначаемы ему опекуна органом опеки и попечительства так (ст. 285 ГПК РФ).

Для назначения попечителя или опекуна суд обязан в трёхдневный срок со дня вступления решения в законную силу выслать копию решения органу опеки и попечительства по месту жительства лица, признанного ограниченно дееспособным или недееспособным (ч. 2 ст. 34 ГК РФ).

В резолютивной части судебного решётчатые об ограничении самостоятельного распоряжения доходами должно быть указано, в чем такое ограничение заключается.

Ч. 2 ст. 30 ГК РФ предусматривает, что обстоятельства, служившие основанием для ограничения дееспособности, могут отпасть. В данном случает суд отменяет ограничение дееспособности, а на осоловеем этого решения отменяется и попечительство, установленное над гражданином.

Ч. 3 ст. 29 ГК РФ предусматривает ситуацию, когда основания признания недееспособности могут отпасть. В этом случае по заявлению гражданина, признанного недееспособным, представителей, опекуна, медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, стационарной организации социально обслуживания на основании экспертизы суд признает гражданина дееспособным.

Некоторые процессуальные особенности рассмотрения в судах дел о признании граждан безвестно отсутствующими и объявлении граждан умершими

Торосян, Н. К. Некоторые процессуальные особенности рассмотрения в судах дел о признании граждан безвестно отсутствующими и объявлении граждан умершими / Н. К. Торосян. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11780/ (дата обращения: 01.12.2022).

В настоящее время ежегодное количество безвестно исчезнувших людей не уменьшается и тенденций к этому не выявлено. Как следствие такое исчезновение влечёт трудности по управлению имуществом этого лица, исполнение его обязательств и т. д. Поэтому для разрешения этих вопросов, которые не терпят бессрочного отлагательства и в целом для защиты законных интересов заинтересованных лиц, суды в начале признают человека безвестно отсутствующим, а впоследствии прибегают к презумпции, когда без фактических доказательств смерти человека (в частности отсутствию тела) заочно признают его умершим. Однако, поскольку возможны случаи, когда такие граждане дают о себе знать (в случае объявления безвестно отсутствующим) или объявляются живыми (в случае признания умершими), то необходимо соблюсти определённый порядок признания таковых фактов, чтобы достаточно убедиться в их высокой вероятности. Также такой порядок должен исключить случаи недобросовестных и изначально злоумышленных попыток заинтересованных лиц признать гражданина в данных состояниях.

Поэтому, как и всегда вопросы процессуального порядка признания граждан безвестно отсутствующими и объявление их умершими остается актуальным и целью настоящего исследования является раскрытие его особенностей.

Согласно ст. 42 ГК РФ и 45 ГК РФ гражданин признается судом безвестно отсутствующим, если по прошествии года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания, а также признается умершим, по общему правилу, если по прошествии пяти лет таких сведений нет. Также по заявлениям от заинтересованных лиц такой гражданин может признаваться безвестно отсутствующим, в случае если он пропал при обстоятельствах, которые угрожали смертью или давали основание предполагать, что он погиб от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев.

Военнослужащий же либо иной гражданин, который пропал без вести в связи с военными действиями, судом может быть объявлен умершим по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Суды дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ решают в порядке особого производства. Особое производство подразумевает, что в рассматриваемом деле отсутствует спор о праве и противоположные стороны с противоречащими интересами [1]. Согласно Главе 30 ГПК РФ, производство по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим в суде возбуждается заявителем.

Однако данным заявителем может быть не любое лицо, а только, которое имеет заинтересованность (гражданско-правовую) в изменении правового статуса такого гражданина. Заявитель должен указывать по какой причине и для какой цели ему необходимо, чтобы гражданин был признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим. Также заявитель указывает обстоятельства, которые подтверждают безвестное отсутствие гражданина, либо которые угрожали его жизни. При подготовке дела к судебному разбирательству, судья запрашивает по последнему известному месту жительства гражданина соответствующие организации, по месту его работы, воинские части, органы внутренних дел, об имеющихся о нём сведениях. В дальнейшем, после приятия заявления, судья может сделать предложение органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом этого гражданина.

Данные дела рассматриваются обязательно с участием прокурора. Не смотря на довольно четкую регламентацию, все же существуют определённые проблемы в производстве о признании гражданина безвестно отсутствующим либо умершим [2, c. 25]. Одной из проблем является случаи недобросовестности заявителей. Мотивация таких заявителей обусловлена стремлением к присвоению имущества и иных благ в отсутствие гражданина. В науке гражданского процессуального права многие учёные правоведы указывают, что дела особого производства создают благоприятные условия для необоснованного получения выгоды, чему способствует односторонность данного вида производства (то есть отсутствие ответчика). «Заинтересованные лица не всегда могут оказать существенное влияние на ход процесса, что позволяет заявителю бесконтрольно утверждать свою правоту, не встречая с другой стороны серьезных возражений» [3, с. 268–269].

Статья 227 ГПК РФ, которая закрепляет требования к заявлению, не содержит каких-либо четких и определённых требований по отношению к заинтересованным лицам, могущим подать в суд такое заявление. Обычно, помимо родственников, к заинтересованным лицам могут относиться и те лица, которые обладают теми или иными правами требования к пропавшему гражданину. В противном случае, возможно, могли быть нарушены имущественные права пропавшего гражданина, его наследников и прочих лиц. [4, c. 54].

Анализ судебной практики показывает, что большинство таких дел возбуждается для прекращения брака, назначения каких-либо социальных выплат или же получения материального содержания из состава имущества гражданина (безвестно отсутствующего). Другой проблемой является законодательное определение сроков, в течение которых заинтересованные лица могут обращаться в суд. В разных странах и в разное время сроки данного признания отличались между собой. Но в независимости от устанавливаемых сроков суть этого условия состояла всегда в том, чтобы оно являлось и признавалось доказательством безвестного отсутствия либо смерти гражданина, а именно истечение этого срока.

При этом сами обстоятельства, в которых происходят исчезновения граждан, бывают совершенно разными. Определяемые законом сроки ставят препятствия для реализации прав других граждан, поскольку последние являются, в свою очередь, участниками гражданских отношений. Согласно положениям закона, признание гражданина умершим, как последствие, порождает разнообразные в своем содержании правоотношения, которые касаются как лица, объявленного умершим, так и некоторых его родственников.

Многие правовые последствия такого признания невозможно восстановить во всей своей полноте, в случае если факт смерти гражданина впоследствии не подтвердится. Однако отсутствие в законодательстве данных сроков, скорее всего, породит проблемы и противоречия, которые в дальнейшем найдут свое выражение в преждевременном объявлении пропавшего гражданина умершим, и, следовательно, в ограничении его прав, объявленного умершим де-юре, но живого де-факто. Следует упомянуть, что в рассматриваемой категории дел доказательства, как правило, образуются от непосредственного наблюдения судом за соответствующими событиями либо явлениями [5, с. 15].

Так, согласно ст. 280 ГПК РФ в случае обнаружения места, где пребывает гражданин, который признан безвестно отсутствующим либо объявлен умершим, суд принимает новое решение, отменяющее ранее принятое. Такая отмена принятого решения основано на непосредственном лицезрении судом явившегося гражданина.

По различным объективным и субъективным обстоятельствам (ошибки в записях, утрата документов и т. д.) бывают ситуации, когда оказывается, что гражданин не обладает доказательствами, констатирующими его реальное существование. Данный случай не является единичным, и он порождает множество проблем, особенно тогда, когда гражданин встречается с реальными трудностями в реализации своих прав. В резолютивной части судебного решения приводят сведения о гражданине (о его личности), день начала его отсутствия или же день смерти.

Решение суда, признающее гражданина безвестно отсутствующим, является основанием передачи его имущества лицу, орган опеки и попечительства с которым заключает договор доверительного управления имуществом. После того как решение суда об объявлении гражданина умершим вступило в законную силу, оно должно отсылаться в районный орган записи актов гражданского состояния, чтобы в нём была произведена регистрация смерти гражданина. Так же решение отправляется в нотариальную контору либо в орган, который осуществляет нотариальные действия в целях принятия мер охраны наследственного имущества.

Таким образом, проведённое исследование процессуальных особенностей рассмотрения в судах дел о признании граждан безвестно отсутствующими и объявлении граждан умершими позволяет сделать следующие выводы:

  1. Суды дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим решают в порядке особого производства. Дела особого производства создают благоприятные условия для необоснованного получения выгоды, чему способствует односторонность данного вида производства (то есть отсутствие ответчика).
  2. Производство по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим в суде возбуждается заявителем. Заявитель должен указать, по какой причине и для какой цели ему это необходимо.
  3. При подготовке дела к судебному разбирательству, судья запрашивает по последнему известному месту жительства гражданина соответствующие организации, по месту его работы, воинские части, органы внутренних дел, об имеющихся о нём сведениях.
  4. Определяемые законом сроки ставят препятствия для реализации прав других граждан, поскольку последние являются, в свою очередь, участниками гражданских отношений. Однако, отсутствие в законодательстве данных сроков, скорее всего, породит проблемы и противоречия, которые в дальнейшем найдут свое выражение в преждевременном объявлении пропавшего гражданина умершим, и, следовательно, в ограничении его прав.
  5. Так как Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации к юридически значимым фактам относит факт смерти в определенное время при определенных обстоятельствах и факт регистрации смерти, то необходимо различать по предмету доказывания эти категории дел. Суд при установлении факта регистрация смерти устанавливает данный факт, в случае если такая регистрации была ранее проведена, однако запись об этом не сохранилась, потеряна или по каким-либо причинам органы записи актов гражданского состояния отказываются выдавать повторно свидетельства о смерти. Следует отличать установление факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах от объявления гражданина умершим. Установление факта смерти не требует выжидания определенного отрезка времени отсутствия каких-либо сведений о месте последнего пребывания лица. Объявление гражданина умершим — это правовая презумпция, которая допускает свое опровержение. При рассмотрении дел об объявлении гражданина умершим в суд предоставляют доказательства (письменные или вещественные доказательства, показания свидетелей, аудио- или видеозаписи, заключения экспертов) позволяющие суду не сомневаться в его смерти.
  6. Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим либо умершим, закрепленный в гражданском процессуальном законодательстве нуждается в дальнейшем совершенствовании. Возникающие при разрешении дела пробелы и коллизии требуют осмысления и совершенствования в дальнейшем нормативной базы.
  1. Особое производство. Его отличия от искового. // legal quest [сайт] URL: http://legalquest.ru/grazhdanskij-process/osoboe-proizvodstvo-ego-otlichiya-ot-iskovogo.html (дата обращения: 11.01.2017)
  2. Бащенко Т. В. Актуальные проблемы производства по признанию гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим // Перспективы государственно — правового развития России в XXI веке Материалы Всероссийской научно — теоретической конференции адъюнктов, курсантов и слушателей вузов МВД России, аспирантов и студентов образовательных организаций, посвященной 55-летию Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2016. С. 22–28.
  3. Юдин А. В. Злоупотребление процессуальными правами в гражданском судопроизводстве. С.-Пб.: Издат. Дом СПбГУ, 2005. — 360 c.
  4. Грунтовская Т. В. Институт объявления гражданина умершим и признания гражданина безвестно отсутствующим: перспективы гражданско-правового реформирования // Перспективы государственно — правового развития России в XXI веке Материалы Всероссийской научно — теоретической конференции адъюнктов, курсантов и слушателей вузов МВД России, аспирантов и студентов образовательных организаций, посвященной 55-летию Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2016. С. 51–55.
  5. Овчинников А. И., Стеценко И. А., Фатхи В. И. Юридическая аргументация в судебном процессе: теоретико-методологический аспект // Юристъ-Правоведъ. 2015. № 5 (72). С. 13–17.

Основные термины (генерируются автоматически): умерший, признание гражданина, гражданин, особое производство, отсутствующий, лицо, объявление гражданина, пропавший гражданин, РФ, суд.

Практические проблемы правоприменения института признания лица безвестно отсутствующим или умершим в РФ

Торосян, Н. К. Практические проблемы правоприменения института признания лица безвестно отсутствующим или умершим в РФ / Н. К. Торосян. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/227/12717/ (дата обращения: 01.12.2022).

Институт признания лица безвестно отсутствующим либо умершим в гражданском праве РФ относится к разряду стабильных. Однако на практике содержание правил этого института не всегда однозначно толкуется. Данное обстоятельство приводит к тому, что возникают множество проблем при производстве по вышеуказанным делам.

Так граждане могут подавать заявление о признании безвестно отсутствующим гражданина, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Судебной практикой подобные заявления не удовлетворяются, поскольку лицо, скрывающееся от уголовного преследования, находится в розыске и значит оно возможно живо и здорово, но по понятным причинам не желает выдавать каким-либо образом свое местонахождение [1, с. 53]. Согласно ст.

227 ГПК РФ заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим обязательно должно содержаться указание на цель, исходя и которой, у заявителя появилась необходимость в данном действии. Данные правила, во-первых, ориентируют на заинтересованность лица, которое обращается с заявлением, во-вторых, ориентируют на срок отсутствия о местопребывании лица сведений (или на обстоятельства, дающие основания, чтобы предполагать его смерть). Иные прочие обстоятельства не упоминаются действующим законодательством. Легко заметить, что правила объявления гражданина безвестно отсутствующим или умершим призваны для урегулирования ситуации, когда реализовать интерес одного лица становится затруднительным в связи с отсутствием иного лица.

Притом, в диспозиции данной нормы не учтено вероятное проявление «третьего интереса», который не совпадает с интересом лица, обращающегося в суд, тогда как возникновение подобного интереса не должно исключаться. В частности, таким интересом следует признать интерес публичной власти, в случае наличия достоверной информации, о том, что лицо уклоняется от уголовного преследования. Если игнорировать этот «третий интерес», то в дальнейшем это может привести к последствиям совершенно для общества нежелательным. Хотя бы потому, что объявление умершим влечёт за собой те же самые юридические последствия, что и реальная смерть гражданина.

Соответственно, наличие между заинтересованными лицами «конфликта интересов» позволяет ставить в вопрос о возможности неприменения правил об объявлении лица умершим. В конце концов, условия, изложенные в ст. 276 ГПК РФ и ст. 42, 45 ГК РФ не констатируют, что суд обязан гражданина объявлять умершим или безвестно отсутствующим.

Закрепляется законом лишь возможность объявления таковым. Однако подобный «третий интерес» реализацию института признания лица безвестно отсутствующим или умершим не должен абсолютно блокировать. Приоритет того либо иного интереса должен формировать на фундаменте полного и всестороннего исследования доказательств, а также установления фактических обстоятельств дела.

Поэтому рассматривая дела данной категории необходимо особое внимание уделять предмету интереса лица, которое обращается в суд (иначе говоря, в целях чего ему, чтобы лицо было объявлено умершим), а также обстоятельствам отсутствия гражданина. Полагаем, что цель лица, которое в подобных ситуациях обращается в суд, должна быть такой, что лишь объявление гражданина умершим позволит привести к балансу интересов. Однако обстоятельства безвестного отсутствия гражданина должны для предположения о его гибели давать веские основания. Зачастую заинтересованность лиц, которые обращаются с заявлением об объявлении гражданина умершим в суд, сводится к вопросу принятия наследства. В таких случаях требуется придерживаться очень взвешенной позиции.

В самом деле, иначе как путем объявление умершим безвестно отсутствующего лица, получить его наследство невозможно. Поэтому заинтересованность в принятии наследства только в строго определённых условиях должна приниматься в расчёт. Наличие потребности (даже мизерной) сохранения статуса отсутствующего лица, должно препятствовать объявление его умершим. Следует признать допустимыми ситуации, когда имеются сведения в отношении лица, которые позволяют предполагать его смерть от того или иного несчастного случая.

Ныне действующее законодательство при этом должно применяться в соответствии с требованиями справедливости, разумности и добросовестности. В конце концов, от внешних обстоятельств (например, если пропавший гражданин был объявлен в розыск) не должен страдать интерес добросовестного лица, которое обратилось в суд. Если же касаться истечения срока отсутствия лица, установленного законом, то здесь представляется необходимым решающую роль отдавать информации о причинах отсутствия такого лица. Тем более это важно в случае, когда обстоятельства отсутствия лица не дают оснований для предположения его смерти, даже наоборот, обстоятельства вызывают в этом сомнения.

Так, например, если имеются данные о том, отсутствующее лицо уклоняется от уголовного преследования, то должен быть перераспределён баланс интересов при учете существующего третьего интереса (интерес публичной власти). Помимо этого, при рассмотрении права в качестве инструмента сбалансирования интересов по обращениям, обусловленным заинтересованным обращением, приходится оценивать значимость интереса не только лишь обращающегося лица, но также и того, чьи интересы могут задеваться охраной интереса другого лица. Кроме того, необходимо помнить, что объявление лица умершим базируется на презумпции.

Одна только возможность возвращения отсутствующего гражданина должна на случай его возвращения побуждать к созданию оптимально бесконфликтных отношений. Исходя из этого, институт объявления гражданина умершим нельзя рассматривать как панацею от всех проблем общественных отношений, которые обусловлены отсутствием гражданина. Должно исключаться применение института объявления гражданина умершим, если интерес лица, обратившего с заявлением в суд, может быть обеспечен другим способом (например, путем применения последствий признания его безвестно отсутствующим). В частности таковы ситуации, когда в отсутствие без гражданина, не могут быть решены вопросы приватизации жилья или получения в возмещение вреда средств.

Другое отношение должно быть в ситуациях, где речь идет о возможности получения права на средства к существованию.

Гражданское процессуальное законодательство в ч. 3 ст. 278 ГПК РФ содержит правило об обязательном участии прокурора по делам о признании лица безвестно отсутствующим или умершим, однако в нём четко не указывается право прокурора на обращение с заявлением в суд [2, с.76]. Также законодательством не предусматривается немедленное принятие мер для охраны интересов лица, которое пропало [3, с. 65]. Суд в целях обеспечения баланса сторон должен назначить пропавшему лицу представителя [4, с. 17] В целях защиты законных интересов и прав пропавшего лица, а также членов его семьи, прокурор может инициировать рассмотрение данных вопросов судом.

Поэтому представляется необходимым закрепить права прокурора на обращение с заявлением в интересах иных лиц в суд. Ст. 277 ГПК РФ закрепляет требования к содержанию заявлению о признании лица безвестно отсутствующим либо об объявлении его умершим. В данном заявлении должны указываться цель заявителя, а также обстоятельства, которые подтверждают исчезновение гражданина.

Касаемо военнослужащих и иных граждан, пропавших в связи с военными действия, законодательство требует указание дня окончания данных военных действий. Однако дата окончания военных действий не всегда бывает официально установленной. Поэтому в связи с этим как для прокурора, так и для заинтересованных заявителей бывает, затруднительна подача заявления.

Соответственно данную проблему необходимо разрешить на уровне гражданского гражданско-процессуального законодательства.

Таким образом, проведённое исследование практических проблем правоприменения института признания лица безвестно отсутствующим или умершим в РФ позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. Поскольку судебной практикой заявления о признании лица безвестно отсутствующим или умершим не удовлетворяются, если это лицо скрывается от уголовного преследования, то тем самым возможность реализации законных прав и интересов может быть существенно нарушена. Таким образом образуется конфликт между публичным и частным интересом. Поэтому приоритет того либо иного интереса должен формировать на фундаменте полного и всестороннего исследования доказательств, а также установления фактических обстоятельств дела. Рассматривая дела данной категории необходимо особое внимание уделять предмету интереса лица, которое обращается в суд (иначе говоря, в целях чего ему, чтобы лицо было объявлено умершим), а также обстоятельствам отсутствия гражданина.

Полагаем, что цель лица, которое в подобных ситуациях обращается в суд, должна быть такой, что лишь объявление гражданина умершим позволит привести к балансу интересов. Однако обстоятельства безвестного отсутствия гражданина должны для предположения о его гибели давать веские основания.

2. В целях защиты законных интересов и прав пропавшего лица, а также членов его семьи, прокурор может инициировать рассмотрение данных вопросов судом. Поэтому представляется необходимым закрепить права прокурора на обращение с заявлением в интересах иных лиц в суд.

На основании изложенных выводов предлагаем в целях разрешения конфликта частных и публичных интересов по делам о признании лица безвестно отсутствующим или умершим дополнить в ГПК РФ норму ст. 277.1 в следующем виде:

«Статья 277.1 Принятие заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим скрывавшего от уголовного преследования.

Если будет установлено, что цель интереса лица, обратившегося в суд с заявлением, может быть удовлетворена лишь путем признания гражданина безсвестно отсутствующим или об объявления умершим, то суд может принять такое заявление и в случае если в отношении данного гражданина осуществляется уголовное преследование».

Также в целях в целях защиты законных интересов и прав пропавшего лица, а также членов его семьи предлагаем дополнить в ГПК РФ частью второй ст. 276 норму, которая закрепляет право прокурора на обращение с заявлением в интересах иных лиц в суд в следующем виде:

«Статья 276. Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

2. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим может подавать прокурор в целях защиты прав и интересов пропавшего лица, а также иных лиц.

  1. Грунтовская Т. В. Институт объявления гражданина умершим и признания гражданина безвестно отсутствующим: перспективы гражданско-правового реформирования // Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции адъюнктов, курсантов и слушателей вузов МВД России, аспирантов и студентов образовательных организаций, посвященной 55-летию Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2016. С. 51–55.
  2. Головко И. И. О роли прокурора, участвующего в рассмотрении судом дел о признании граждан безвестно отсутствующими и объявлении граждан умершими // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2016. Т. 2. № 9. С. 76–82.
  3. Прянишников, Е. А. О безвестном отсутствии и признании умершим // Правоведение. — 1990. — № 1. — С. 64–68.
  4. Портянкина, С. П. Судопроизводство по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим в суде первой инстанции: автореф. дис. канд. юрид. наук.- Москва, 2009. 34 с.

Основные термины (генерируются автоматически): умерший, объявление гражданина, РФ, интерес, суд, уголовное преследование, заявление, лицо, отсутствующий, признание гражданина.

Статья 276. Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.

Комментарий к Ст. 276 ГПК РФ

1. В ст. 276 содержится одна, но довольно существенная новелла (по сравнению со ст. 252 ГПК 1964 г.): теперь заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим может быть подано и по месту нахождения заинтересованного лица. При этом:

1) он самостоятельно решает, в какой суд подавать заявление (т.е. он не вправе подать заявление, например, по месту последнего известного места жительства отсутствующего гражданина);

2) в качестве заинтересованного лица может теперь выступать и ЮЛ (т.к. словосочетание «место нахождения» относится именно к ЮЛ).

2. Применяя правила ст. 276, нужно иметь в виду следующие обстоятельства:

а) признание гражданина безвестно отсутствующим осуществляется в соответствии со ст. 42-44 ГК РФ. При этом:

гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (о различиях между «местом жительства» и «местом пребывания» см. подробнее: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой ГК РФ. 4-е изд. М.: Экзамен, 2006);

если невозможно установить день получения последних сведений об отсутствующем. Началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года (ст. 42 ГК РФ);

б) объявление гражданина умершим осуществляется судом по основаниям, указанным в ст. 45 ГК РФ, а именно:

если в месте его жительства нет сведений о месте пребывания гражданина в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий;

днем смерти данного лица считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим (либо день его предполагаемой гибели — п. 3 ст. 45 ГК РФ).

3. Заявление, упомянутое в ст. 276, может быть подано заинтересованным гражданином (например, супругом, родителями отсутствующего лица) или ЮЛ (например, ООО, одним из учредителей которого отсутствующий является). Оно подается в суд по месту жительства (нахождения) заявителя.

О принятии заявления судья извещает прокурора, участие которого в рассмотрении дела обязательно (см. коммент. к ст. 278 ГПК).

Альтернативный комментарий к ст.276 ГПК

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о его пребывании. Если в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, то он может быть объявлен судом умершим (статья 276 ГПК РФ).

Если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (например, при землетрясении, наводнении, урагане) или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, автокатастрофа), то он может быть объявлен умершим, если по месту его жительства нет сведений о его пребывании в течение шести месяцев.

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Данная категория дел рассматривается судом в порядке особого производства. Вследствие этого целью судебного разбирательства по заявлению о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим является установление фактов, имеющих юридическое значение, а не разрешение спора о праве. Поэтому в делах данной категории заявитель не предъявляет какого-либо материально-правового требования, в результате чего отсутствует и ответчик.

В связи с тем, что при рассмотрении судом дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим доказательств факта смерти или жизни лица недостаточно, в основу вывода суда об установлении факта безвестного отсутствия и объявлении гражданина умершим положено предположение (презумпция) о нахождении гражданина в живых либо предположение о его смерти. Этим данная категория дел отличается от дел установления факта смерти и факта регистрации смерти, где заявителю известно, что лицо умерло, но смерть в свое время не была зарегистрирована в соответствующих органах или была зарегистрирована, но документы о регистрации утрачены.

В статье 276 ГПК РФ не указывается, кто именно вправе обратиться в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.

С таким заявлением могут обратиться любые заинтересованные лица: граждане, организации, прокурор, органы государственного управления, органы местного самоуправления и другие лица, перечисленные в ст. ст. 4, 46 ГПК.

Заявление подается в суд по месту жительства заявителя, если заявитель — гражданин или заявление подается в его интересах, либо в суд по месту нахождения органа или имущества юридического лица, иного заинтересованного лица, если оно выступает в качестве заявителя (например, банк или иное кредитное учреждение вправе подать заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим в случае длительного отсутствия ссудополучателя) (см. комментарии к ст. 3, 4 ГПК).

Дополнительный комментарий к статье 276 ГПК РФ

Нормы комментируемой статьи 276 ГПК РФ, определяющие порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим, не могут быть применены в отрыве от материальных норм ст. ст. 42 — 46 ГК РФ. Гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Заявление может быть подано заинтересованными лицами, в качестве которых могут выступать: супруг, родственники, члены семьи, кредиторы, работодатель и другие лица. Территориальная подсудность данной категории дел устанавливается по месту жительства заинтересованного лица (по месту нахождения организации).

Подачу заявления об объявлении гражданина умершим необходимо отличать от установления факта смерти, когда орган загса отказался зарегистрировать факт смерти гражданина. В этом случае подается заявление об установлении факта смерти в определенное время при определенных обстоятельствах в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ.

admin
Оцените автора
Ракульское