Применение повышающего коэффициента

Размер повышающего коэффициента (ПК) в 2020 году по-прежнему составляет 1,5. Но случаи, когда можно применять его в расчетах, изменились.

Мы во всем разобрались и в этой статье расскажем вам:

  • к каким видам КУ можно применять ПК;
  • как применить ПК;
  • в отношении кого можно применить ПК;
  • в каких случаях применять ПК.

К каким видам КУ можно применять ПК

С 1 июля 2020 года нельзя применять повышающий коэффициент, если потребитель не установил ИПУ электроэнергии. Запрет следует из части 1 статьи 157 Жилищного кодекса. Изменения внесли Федеральным законом от 27.12.2018 № 552-ФЗ.

Остальной перечень КУ, при расчете платы за которые применяются коэффициенты, остался неизменным:

  • холодное водоснабжение;
  • горячее водоснабжение;
  • отопление.

Далее подробно расскажем о том, к каким собственникам и в каких ситуациях нужно применить ПК в расчетах.

Как применить ПК

Формулировка «применить повышающий коэффициент» уже устоялась, но все же стоит уточнить: применить в рассматриваемом нами случае — значит умножить. Умножать нужно норматив потребления той или иной КУ на повышающий коэффициент.

Повышающий коэффициент применяется только к утвержденному нормативу потребления КУ.

Формула расчета платы за ХВС и ГВС с применением повышающего коэффициента Формула утверждена подпунктом «а» (1) пункта 4 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг:
Pi = ni x Nj x KПОВ x Tкр, где: ni — количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj — норматив потребления j-й коммунальной услуги;
KПОВ — повышающий коэффициент;
Tкр — тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Так, для семьи из трех человек, зарегистрированных в квартире стандартного девятиэтажного МКД г. Уфы, не оборудованной ИПУ холодной воды, плата за ХВС за один расчетный период составит:
3×4,316 1 x 1,5×26,45 2 = 513,71 руб.

Почитать  Приаэродромная территория пат согласование строительства

Сноска 1 Постановление Государственного комитета РБ по тарифам от 29.09.2016 № 120.
Сноска 2 Постановление Государственного комитета РБ по тарифам от 19.12.2018 № 741.

Повышающие коэффициенты, которые рассматриваются в этой статье, применяются при расчете платы за КУ только исполнителями КУ (УО и жилищными объединениями) в отношении потребителей.

В отношении кого можно применить ПК

Важно!

Неисполнение обязанности по установке приборов учета КУ будет основанием применить повышающий коэффициент в расчетах только при наличии технической возможности установки таких приборов. Это должно быть зафиксировано актом обследования. Порядок установления наличия технической возможности определен и оформляется в соответствии с приказом Минстроя от 28.08.2020 № 485/пр.

Это положение закреплено пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг.

Изменился круг лиц, для которых стоимость КУ можно рассчитать с учетом ПУ. Ранее подобные расчеты касались лишь собственников жилых помещений, а теперь в них участвуют также собственники нежилых помещений и собственники машино-мест.

Положение о повышающих коэффициентах для собственников нежилых помещений применяется в установленных случаях при расчете платы за услугу отопления (пп. 7, 43 Правил предоставления коммунальных услуг).

Собственникам машино-мест рассчитывается повышенная плата за услуги ХВС, ГВС и электроэнергии (п. 43 Правил предоставления коммунальных услуг).

В каких случаях применять ПК

В этом разделе приведены все случаи, когда в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг в расчетах нужно применять ПК.

  1. Неисполнение собственниками жилых помещений обязанности по установке, восстановлению либо замене ИПУ ХВС или ГВС (пп. 42, 60 Правил предоставления коммунальных услуг).
  2. Неисполнение собственниками жилых и нежилых помещений обязанности по установке, восстановлению либо замене коллективного (общедомового) прибора учета или ИПУ тепловой энергии (пп. 42 (1), 43, 60 Правил предоставления коммунальных услуг).
  3. Неисполнение обязанности по установке, восстановлению либо замене приборов учета коммунальных ресурсов, определяющих объем потребления в помещениях МКД, отведенных под машино-места (пп. 43, 60 Правил предоставления коммунальных услуг).
  4. Непредоставление потребителем допуска в занимаемое им жилое помещение для проверки состояния ИПУ (пп. 60 (1), 85 (3) Правил предоставления коммунальных услуг).
  5. Несанкционированное подключение внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам при невозможности определить мощность подключенного оборудования (п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг).
  6. Несанкционированное вмешательство собственников жилых помещений в работу ИПУ (п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг).

При проведении проверки состояния ИПУ управляющие МКД организации вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу ИПУ. Акт о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ является основанием для доначисления платы за КУ.

Можно ли начислять повышающий коэффициент, если срок поверки ИПУ истек?

Ответ зависит от даты истечения срока поверки ИПУ.
Если она наступила после 6 апреля 2020 года, то начислять повышающие коэффициенты нельзя. Такой запрет установили до 1 января 2021 года пунктом 1 постановления Правительства от 02.04.2020 № 424 (далее — Постановление № 424).
Если срок поверки ИПУ истек до 6 апреля 2020 года, то есть два возможных сценария расчета платы за КУ: формальный и тотальный.
Формальный сценарий подходит тем, кто готов отстаивать свою позицию перед ГЖИ и в суде, если придется. Дело в том, что обязанность принимать к расчетам показания ИПУ с истекшим сроком поверки возникла после официального опубликования Постановления № 424, то есть после 06.04.2020. Поэтому, формально следуя принципу «закон обратной силы не имеет», можно не применять нормы этого акта к отношениям, которые возникли до указанной даты.
Риск формального подхода сводится к тому, что действия управленца расценят как нарушение порядка расчета платы за коммунальную услугу (ч. 6 ст. 157 Жилищного кодекса).

Наказание — перерасчет и штраф в пользу потребителя в размере 50 процентов от превышенной платы.
Тотальный сценарий предлагает применять нормы Постановления № 424 даже для тех случаев, когда срок поверки ИПУ истек еще до 6 апреля 2020 года. Такой вариант подойдет тем, в чьем регионе практика пойдет по потребительскому пути.
Дело в том, что Постановлением № 424 власти решали задачу упрощения самоизоляции граждан и помощи им в сложной ситуации. Следуя этой логике, необходимо принимать к расчетам показания даже тех ИПУ, срок поверки которых истек еще до 6 апреля 2020 года.
У тотального сценария тоже есть риск. Например, жители могут начать злоупотреблять и требовать от вас принимать показания ИПУ, срок поверки которых истек очень давно, но у жителей якобы нет возможности провести поверку или заменить ИПУ.

В таблице сведена информация о том, в каком размере и на каком основании применять ПК.

Первоначальная цель — стимулировать собственников помещений в МКД к экономии энергоресурсов и к установке ИПУ — сохранена. Отметим, что собственник обязан установить ИПУ, но не обязан передавать его показания. Непредоставление показаний — это не повод применять ПК.

К стимулированию потребителей устанавливать ИПУ добавились новые задачи, ориентированные на формирование добросовестного отношения собственников помещений к своим обязанностям. Так, применение ПК в десятикратном размере за непредоставление допуска к ИПУ и вмешательство в их работу должно стать серьезной экономической санкцией, которая поможет предотвратить подобные случаи.

ТАБЛИЦА Основания для применения повышающего коэффициента в расчетах за КУ

Применение повышающего коэффициента на коммунальные услуги

Подборка наиболее важных документов по запросу Применение повышающего коэффициента на коммунальные услуги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • ЖКХ:
  • 223 КОСГУ
  • Акт залива квартиры
  • Бремя содержания контейнерных площадок
  • Взыскание задолженности за электроэнергию
  • Взыскание коммунальных платежей с несовершеннолетних
  • Ещё.

Судебная практика: Применение повышающего коэффициента на коммунальные услуги

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13 «Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы» Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» «Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Применение повышающего коэффициента при расчете оплаты коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Применение повышающего коэффициента на коммунальные услуги

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: В каких случаях и в каком порядке производится перерасчет платы за электроэнергию?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2024) Перерасчет осуществляется исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента 10. Потребителю направляется требование о внесении доначисленной платы (п. 81(11) Правил).

Нормативные акты: Применение повышающего коэффициента на коммунальные услуги

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 23.09.2022)
«О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
(вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.

«Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 07.10.2022) 1.1. Положения части 1 настоящей статьи не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 157 настоящего Кодекса.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Когда применение повышающих коэффициентов влияет на объём КР на СОИ

    Когда применение повышающих коэффициентов влияет на объём КР на СОИ

    Применение повышающих коэффициентов при расчёте платы за коммунальные услуги регламентировано ПП РФ № 354. Наш постоянный эксперт Елена Шерешовец рассказала, в каких случаях такие коэффициенты влияют на объём коммунальных ресурсов, потреблённых на содержание общего имущества в МКД.

    Повышающие коэффициенты условно делятся на две группы

    Наш эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец посвятила новый выпуск онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» теме применения повышающих коэффициентов при расчёте платы за коммунальные ресурсы и разбору случаев, когда такие расчёты влияют на плату КР на СОИ, которую управляющая организация вносит поставщику ресурсов при прямых договорах:

    1. Применяемые в соответствии с п. 60 ПП РФ № 354 по истечении трёх расчётных периодов в случаях, перечисленных в пп. «а», «г» п. 59 ПП РФ № 354:
    • индивидуальный прибор учёта, принятый к расчётам, вышел из строя или утрачен;
    • истёк срок эксплуатации индивидуального прибора учёта.
    • собственник отказался предоставить исполнителю КУ допуск к счётчику.
    1. Применяемые при составлении акта о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ (п. 81(11) ПП РФ № 354).

    Группы коэффициентов различны не только по случаям их применения, но и по влиянию на объём КР на СОИ. Существуют два варианта: в одном случае размер платы управляющей организации снижается, а в другом – нет. Разберёмся, от чего это зависит.

    Повышающий коэффициент 1,5 не изменяет объём КР на СОИ

    Если в жилом помещении собственника индивидуальный прибор учёта вышел из строя или утрачен, истёк срок его эксплуатации, то исполнитель КУ в течение трёх расчётных периодов производит начисление платы исходя из среднемесячного объёма потребления (п. 59 ПП РФ № 354).

    После истечения указанного срока исполнитель КУ в соответствии с п. 60 ПП РФ № 354 рассчитывает плату исходя из установленного норматива и применяет повышающий коэффициент 1,5.

    Елена Шерешовец заострила внимание на том факте, что при этом объём ресурса, потреблённый собственником в помещении, не меняется – он равен нормативу. Ведь при расчёте платы норматив умножается на тариф, и лишь потом полученный размер платы умножается на коэффициент 1,5. То есть увеличивается сумма, а не объём ресурса, который должен оплатить собственник.

    Это важно, поскольку расчёт платы, которую вносит УО в РСО за коммунальные ресурсы, потреблённые на содержание общего имущества, привязан к данным об объёмах потребления. Он производится в соответствии с п. 21.1 ПП РФ № 124: из объёма, определённого по показаниям общедомового прибора учёта, отнимается объём, подлежащий оплате потребителями.

    – объём КР, определённый по ОДПУ

    – объём КР, подлежащий оплате потребителями

    Поскольку коэффициент 1,5 применяется к сумме оплаты, а не к нормативу, взятому за основу при расчётах, то в данном случае он никак не влияет на объём КР на СОИ.

    Коэффициент 10 увеличивает объём индивидуального потребления и уменьшает объём КР на СОИ

    Второй случай применения повышающего коэффициента – если составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта. Коэффициент значительно выше: не 1,5, а уже 10 (п. 81(11) ПП РФ № 354).

    Несанкционированным вмешательством в работу ИПУ признаются любые действия, которые могли повлиять на его работу и исказить фиксируемые счётчиком данные: механическое повреждение корпуса счётчика или заводских пломб, антимагнитных пломб, установка магнитов, подключение к сети и трубопроводу в обход счётчика и другое.

    Если при проверке ИПУ исполнитель коммунальных услуг установит факт такого вмешательства, то составляется акт и плата за коммунальный ресурс рассчитывается в соответствии с п. 62, абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354: исходя из объёма, рассчитанного на основании нормативов с применением повышающего коэффициента 10.

    То есть в основу расчётов ложится не норматив, а объём потребления, который рассчитывается как норматив*10. Затем на такой повышенный объём начисляется плата за коммунальную услугу по утверждённому тарифу.

    Получается, что коэффициент за несанкционированное вмешательство в работу ИПУ, в отличии от коэффициента предыдущей группы, увеличивает объём коммунальных услуг, израсходованных потребителем. Тогда объём, подлежащий оплате управляющей организацией за КР на СОИ, уменьшается.

    Следовательно, когда ресурсоснабжающая организация выставляет УО плату за коммунальный ресурс на содержание общего имущества, такой размер платы уменьшается за счёт коэффициента.

    Запомнить

    ПП РФ № 354 регламентирует случаи, когда исполнитель коммунальной услуги имеет право применять повышающие коэффициенты при расчётах платы за индивидуальное потребление ресурсов. Их применение по-разному отражается на объёмах КР на СОИ, что должны учитывать управляющие организации в своей работе.

    О праве УО применять коэффициент 10 при вмешательстве в работу ИПУ

    О праве УО применять коэффициент 10 при вмешательстве в работу ИПУ

    Верховный суд РФ рассмотрел административный иск потребителя о признании недействительными норм ПП РФ № 354, которые прописывают правила применения повышающего коэффициента при расчёте платы за коммунальные услуги при наличии акта о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта. Рассказываем о решении ВС РФ.

    Механические повреждения ИПУ считаются вмешательством в его работу

    Количество потребляемых ресурсов в помещениях многоквартирного дома должно фиксироваться индивидуальными приборами учёта воды, газа, электроэнергии, тепла. За состояние счётчиков отвечает собственник помещения, в котором они установлены (п. п. 42, 80 ПП РФ № 354).

    Если при осмотре состояния прибора учёта на ПУ обнаружены следы действий, которые могли исказить данные счётного механизма, то исполнитель коммунальной услуги составляет акт о несанкционированном вмешательстве (п. 2 ПП РФ № 442, п. 81(11) ПП РФ № 354).

    К подобному вмешательству относятся механическое повреждение корпуса счётчика или заводских пломб, антимагнитных пломб, установка магнитов, подключение к сети и трубопроводу в обход счётчика и другое.

    На основании составленного в установленном порядке акта безучётного потребления ресурсов исполнитель КУ доначисляет плату за коммунальный ресурс в соответствии с п.п. 62, абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354, если доступ к ИПУ в отсутствие потребителя невозможен.

    Объём определяется согласно нормативам потребления ресурса, установленных в регионе РФ, с применением повышающего коэффициента 10.

    Период, за который делается расчёт, начинается с даты предыдущей проверки ИПУ до даты составления акта, но при этом не может быть больше трёх месяцев.

    При выявлении вмешательства в работу ПУ при расчётах применяется повышающий коэффициент

    С подходом к расчёту платы за коммунальный ресурс при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта в соответствии с абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354 не согласился собственник помещений в одном из многоквартирных домов Белгорода.

    У собственника вышел из строя прибор учёта газа, и он подал заявку в РСО на замену и опломбировку нового счётчика. Исполнитель КУ по газоснабжению при демонтаже старого счётчика нашёл механические повреждения его корпуса и составил акт о несанкционированном вмешательстве в его работу. Расчёт платы по такому акту был произведён в соответствии с п. 62 ПП РФ № 354 с применением норматива потребления ресурса и коэффициента 10.

    Потребитель посчитал, что исходя из максимальной мощности установленного в квартире газового оборудования за три месяца он мог максимально потребить объём ресурса, который меньше в 5,8 раз объёма газа, рассчитанного исполнителем КУ, и отказался платить указанную в квитанции сумму.

    Поставщик газа подал иск в суд. Суд первой инстанции отказал РСО, исходя из того, что счётчик был заменён и опломбирован поставщиком ресурса, соответственно, РСО признала, что прибор вышел из строя, и произвёл его замену.

    РСО подала апелляцию и выиграла дело в областном суде. Апелляционный суд отметил, что поскольку при демонтаже старого прибора учёта были выявлены механические повреждения в виде отверстий в корпусе счётчика и потребитель не оспаривал данный факт, подписав акт осмотра ИПУ, то факт несанкционированного вмешательства в работу счётчика доказан.

    Поэтому суд удовлетворил иск РСО с требованием взыскать с потребителя полную сумму по рассчитанному объёму КР согласно акту о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ. Решение суда первой инстанции было отменено.

    Потребитель обратился в Верховный суд РФ с просьбой признать частично недействующим абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354 в части применения повышающего коэффициента 10 при перерасчёте платы при обнаружении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

    Истец настаивал на том, что указанная норма ПП РФ № 354 не соответствует ч. 1 ст. 1, ст. 426 ГК РФ, ст. 1, ч. 1 ст.

    157 ЖК РФ и ставит потребителей, у которых нет приборов учёта, в более выгодное положение по сравнению с собственниками помещений, оснащённых ИПУ.

    Повышающий коэффициент стимулирует потребителей не допускать повреждения ИПУ

    Верховный суд РФ, рассматривая административный иск, указал на то, что оплата энергии производится потребителем за фактически принятое им количество ресурса в соответствии с данными учёта в соответствии с ст. 544 ГК РФ. При ненадлежащем исполнении обязательств должник должен возместить кредитору причинённые убытки (ч.

    1 ст. 393 ГК РФ).

    Ч. 1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что при расчёте платы за коммунальные услуги в помещениях многоквартирных домов, которые должны быть оснащены приборами учёта, но ИПУ в них отсутствуют, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги. Порядок расчёта определяет Правительство РФ.

    ВС РФ отметил, что положения абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354 соответствуют требованиям ЖК РФ и в случае причинения реального имущественного ущерба исполнителю при несанкционированном вмешательстве в работу ПУ является допустимым механизмом его возмещения. Такие нормы ПП РФ № 354 стимулируют потребителей не допускать несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта.

    При этом для расчёта платы за коммунальный ресурс для потребителей, не установивших приборы учёта, имея для этого техническую возможность, также применяются повышающие коэффициенты (ст. 13 № 261-ФЗ). Следовательно, такие потребители не имеют преимущества по сравнению с собственниками, установившими счётчики в своих помещениях.

    Административный иск собственника был отклонён, апелляционная жалоба также не удовлетворена судом.

    Помнить

    Требования п. 81(11) ПП РФ № 354 соответствуют нормам Жилищного и Гражданского кодексов РФ и введены, чтобы стимулировать граждан следить за состоянием установленных индивидуальных приборов учёта коммунальных ресурсов и не допускать вмешательства в их работу.

    Управляющие организации, являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных домах, имеют право проводить проверки состояния ПУ в жилых помещениях хотя бы раз в год, но не чаще чем раз в три месяца (п. 83 ПП РФ № 354).

    Если в ходе проверки установлен факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта, составляется акт о безучетном потреблении (п. 81 (11) ПП РФ № 354). Сделать это необходимо с учётом всех требований к документу, изложенных в п. 85 (1) ПП РФ № 354. В таком случае потребитель не сможет оспорить акт, и УО получит право произвести доначисление платы в соответствии с абз.

    6 п. 81(11) ПП РФ № 354.

admin
Оцените автора
Ракульское