Правила проведения аукциона

Разновидность тендера, главным критерием которого выступает цена сделки.

Госорганы или частные компании размещают на специальных электронных площадках заказы с требованиями, а предприниматели и компании, которые хотят заключить договор, оставляют предложения с указанием цены. Побеждает тот, кто предложит самую низкую. Такой формат называют аукционом.

Виды аукционов

Аукционы делят на виды в зависимости от того, как их проводят и кто может принимать участие в торгах.

По степени доступности. Аукцион может быть открытым или закрытым. В открытом принимают участие все желающие, а закрытый аукцион организуют для узкого круга приглашенных.

По способу ставок. Здесь также применяют понятия открытого и закрытого аукциона. Участники открытого аукциона могут видеть цену конкурентов и изменять свою, а при закрытом у претендентов нет возможности оценить чужие предложения и изменить ставку.

По количеству этапов. Выделяют одноэтапные и двухэтапные аукционы. При одноэтапном победителем признают участника закупки, который предложил самую низкую цену.

При двухэтапном заказчик сначала проверяет документы участника и решает, соответствует ли он требованиям закупки, а затем отсеивает неподходящие предложения и проводит торг.

Кто может стать участником аукциона

Есть три вида заказчиков. Первый — государственные или муниципальные, например суд или детский сад. Аукционы госзаказчиков финансируют из федерального или муниципального бюджета.

Госзаказчики предъявляют к участникам высокие требования и могут устанавливать ограничения — как правило, на заказы, связанные с государственной тайной. Например, оборонные заказы часто бывают закрытыми: принять в нем участие можно только по приглашению организатора.

Второй вид заказчиков — компании с долей государства более 50%, а третий — коммерческие предприятия. Они финансируют аукционы из собственных средств.

Коммерческие компании самые лояльные: обычно претендовать на их заказы могут любые исполнители, если нет дополнительных требований. Например, на поставку лицензированного товара рассматривают только кандидатов, у которых есть права на его продажу.

Как проходят аукционы

Торги проводят дистанционно на электронных торговых площадках — ЭТП. В России работают восемь федеральных электронных площадок, но есть и площадки для коммерческих закупок — в интернете их более двухсот.

Как проходит аукцион:

  1. Заказчики регистрируются на электронной площадке, поставщики проходят аккредитацию.
  2. Если закупки проводит госкомпания, заказчик публикует извещение о проведении электронного аукциона через СМИ и Единую информационную систему в сфере госзакупок. Если коммерческая — просто размещает заказ на торговой площадке.
  3. Поставщики подают заявку вместе с необходимыми документами.
  4. Заказчик проводит аукцион и определяет победителя.

Если аукцион двухэтапный, перед торгом организатор проверяет заявки на соответствие требованиям. Аукцион не состоится, если заявок не будет или ни одно из предложений не подойдет.

Как участвовать в электронном аукционе

Чтобы участвовать в государственном аукционе, нужно получить электронную цифровую подпись, зарегистрироваться в единой информационной системе и на сайте электронной торговой площадки.

Шаг 1. Получить электронную подпись. Электронная цифровая подпись нужна для заверки документов и регистрации на сайте закупок. Ее можно купить в любой аккредитованной организации.

Шаг 2. Зарегистрироваться в ЕИС. Для участия в аукционе, который организует госкомпания, участник должен зарегистрироваться в Единой информационной системе в сфере госзакупок. Это портал, где можно посмотреть все государственные тендеры.

На сайте ЕИС можно посмотреть список актуальных закупок по категориям или использовать поиск Для регистрации понадобятся логин и пароль от портала госуслуг. Если в аукционе будет участвовать предприниматель или юрлицо, аккаунт физлица не подойдет, нужен профиль ИП или компании. Шаг 3. Зарегистрироваться на торговой площадке. Электронная торговая площадка — ЭТП — это сайт, на котором можно изучить требования заказчика и подать заявку на участие в аукционе. Аукционы для малого и среднего бизнеса проводят только на федеральных площадках.

А значит, таким компаниям и ИП в любом случае нужно регистрироваться на сайте единой информационной системы. Для участия в негосударственных аукционах меньше требований: нужны только электронная подпись и регистрация на электронной торговой площадке.

Что важно запомнить

  1. Аукцион — публичные торги за право выполнить заказ по наименьшей цене.
  2. Аукцион может проходить открыто, и тогда в нем может участвовать любой желающий, а может — закрыто: тогда для участия понадобится приглашение.
  3. Электронные аукционы организуют заказчики — госкомпании, компании с долей государства более 50% и коммерческие юрлица.
  4. Для участия в любых электронных закупках нужно получить электронную цифровую подпись.

Статья 39.12. Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.12 . Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 39.12 ЗК РФ

1. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документы, подтверждающие внесение задатка.

Информация об изменениях:

Статья 39.12 дополнена пунктом 1.1 с 3 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 185-ФЗ

1.1. Для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», заявители декларируют свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, либо заявляют о своем соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 5 статьи 4 указанного Федерального закона.

2. Представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 3 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 185-ФЗ

3. Организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пунктах 1 и 1.1 настоящей статьи. Организатор аукциона в отношении заявителей — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

4. Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Информация об изменениях:

Статья 39.12 дополнена пунктом 4.1 с 1 марта 2024 г. — Федеральный закон от 7 октября 2024 г. N 385-ФЗ

5. Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.

6. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока приема заявок, возвращается заявителю в день ее поступления.

7. Заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку на участие в аукционе до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона. Организатор аукциона обязан возвратить заявителю внесенный им задаток в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва заявки заявителем позднее дня окончания срока приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.

8. Заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;

2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;

3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;

4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

9. Организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий день после дня подписания протокола.

10. Заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, организатор аукциона направляет уведомления о принятых в отношении них решениях не позднее дня, следующего после дня подписания протокола, указанного в пункте 9 настоящей статьи.

11. Организатор аукциона обязан вернуть заявителю, не допущенному к участию в аукционе, внесенный им задаток в течение трех рабочих дней со дня оформления протокола приема заявок на участие в аукционе.

12. В случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех заявителей или о допуске к участию в аукционе и признании участником аукциона только одного заявителя, аукцион признается несостоявшимся.

13. В случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня подписания протокола, указанного в пункте 9 настоящей статьи, обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.

14. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся. Если единственная заявка на участие в аукционе и заявитель, подавший указанную заявку, соответствуют всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня рассмотрения указанной заявки обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.

Информация об изменениях:

Статья 39.12 дополнена пунктом 14.1 с 1 марта 2024 г. — Федеральный закон от 7 октября 2024 г. N 385-ФЗ

15. Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе указываются:

1) сведения о месте, дате и времени проведения аукциона;

2) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении и площади земельного участка;

3) сведения об участниках аукциона, о начальной цене предмета аукциона, последнем и предпоследнем предложениях о цене предмета аукциона;

4) наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона и иного участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона;

5) сведения о последнем предложении о цене предмета аукциона (цена приобретаемого в собственность земельного участка, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа).

16. Протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня подписания данного протокола.

Информация об изменениях:

Пункт 17 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

17. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.

Абзац утратил силу с 30 декабря 2020 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

Информация об изменениях:

18. В течение трех рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона организатор аукциона обязан возвратить задатки лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем.

19. В случае, если в аукционе участвовал только один участник или при проведении аукциона не присутствовал ни один из участников аукциона, либо в случае, если после троекратного объявления предложения о начальной цене предмета аукциона не поступило ни одного предложения о цене предмета аукциона, которое предусматривало бы более высокую цену предмета аукциона, аукцион признается несостоявшимся.

20. Уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона. Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.

Информация об изменениях:

Статья 39.12 дополнена пунктом 20.1 с 1 марта 2024 г. — Федеральный закон от 7 октября 2024 г. N 385-ФЗ

21. Задаток, внесенный лицом, признанным победителем аукциона, задаток, внесенный иным лицом, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, засчитываются в оплату приобретаемого земельного участка или в счет арендной платы за него. Задатки, внесенные этими лицами, не заключившими в установленном настоящей статьей порядке договора купли-продажи или договора аренды земельного участка вследствие уклонения от заключения указанных договоров, не возвращаются.

Информация об изменениях:

Пункт 22 изменен с 1 марта 2024 г. — Федеральный закон от 7 октября 2024 г. N 385-ФЗ

22. Не допускается требовать от победителя аукциона, иного лица, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, возмещение расходов, связанных с выполнением кадастровых работ в отношении земельного участка, являющегося предметом указанных договоров, а также расходов, связанных с организацией и проведением аукциона.

Информация об изменениях:

Пункт 23 изменен с 30 декабря 2020 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

23. Организатор аукциона вправе объявить о проведении повторного аукциона в случае, если аукцион был признан несостоявшимся и лицо, подавшее единственную заявку на участие в аукционе, заявитель, признанный единственным участником аукциона, или единственный принявший участие в аукционе его участник в течение тридцати дней со дня направления им проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка не подписали и не представили в уполномоченный орган указанные договоры (при наличии указанных лиц). При этом условия повторного аукциона могут быть изменены.

24. Утратил силу с 30 декабря 2020 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Пункт 25 изменен с 30 декабря 2020 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

25. Если договор купли-продажи или договор аренды земельного участка в течение тридцати дней со дня направления победителю аукциона проектов указанных договоров не были им подписаны и представлены в уполномоченный орган, организатор аукциона предлагает заключить указанные договоры иному участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона.

Информация об изменениях:

Пункт 26 изменен с 30 декабря 2020 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

26. В случае, если в течение тридцати дней со дня направления участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка этот участник не представил в уполномоченный орган подписанные им договоры, организатор аукциона вправе объявить о проведении повторного аукциона или распорядиться земельным участком иным образом в соответствии с настоящим Кодексом.

27. Сведения о победителях аукционов, уклонившихся от заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, являющегося предметом аукциона, и об иных лицах, с которыми указанные договоры заключаются в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи и которые уклонились от их заключения, включаются в реестр недобросовестных участников аукциона.

ГАРАНТ:

Об иных сведениях, включаемых в реестр недобросовестных участников аукциона, см. Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ

28. Ведение реестра недобросовестных участников аукциона осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

29. В реестр недобросовестных участников аукциона включаются следующие сведения:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество (для граждан), идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица) лиц, указанных в пункте 27 настоящей статьи;

2) наименование, идентификационный номер налогоплательщика (для юридического лица) или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица) учредителей (участников) юридических лиц, указанных в пункте 27 настоящей статьи, фамилия, имя и (при наличии) отчество (для граждан) учредителей (участников), членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в пункте 27 настоящей статьи;

3) дата проведения аукциона в случае, если победитель аукциона уклонился от заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, являющегося предметом аукциона, дата признания аукциона несостоявшимся в случае, если лицо, подавшее единственную заявку на участие в аукционе, заявитель, признанный единственным участником аукциона, или единственный принявший участие в аукционе его участник уклонились от заключения указанных договоров;

4) дата внесения указанных в настоящем пункте сведений в реестр недобросовестных участников аукциона.

Информация об изменениях:

Пункт 30 изменен с 30 декабря 2020 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

30. В случае, если победитель аукциона или иное лицо, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня направления им уполномоченным органом проекта указанного договора не подписали и не представили в уполномоченный орган указанные договоры, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня истечения этого срока направляет сведения, предусмотренные подпунктами 1 — 3 пункта 29 настоящей статьи, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти для включения их в реестр недобросовестных участников аукциона.

31. Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных участников аукциона, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте.

32. Сведения, предусмотренные пунктом 29 настоящей статьи, исключаются из реестра недобросовестных участников аукциона по истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных участников аукциона.

33. Внесение сведений о лицах, указанных в пункте 27 настоящей статьи, в реестр недобросовестных участников аукциона или содержание этих сведений в реестре недобросовестных участников аукциона, равно как и неисполнение действий, предусмотренных пунктом 32 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.

34. Порядок ведения реестра недобросовестных участников аукциона, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения данного реестра, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Сроки проведения электронного аукциона по Закону № 44‑ФЗ

Под электронным аукционом в Законе № 44-ФЗ понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором торги проводятся на специальном сайте (электронной площадке), а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену контракта.

Для наглядности разобьем процедуру проведения электронного аукциона на ряд этапов и рассмотрим сроки проведения каждого из них.

1. Размещение в Единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении электронного аукциона и документации

Для того чтобы сообщить информацию о закупке неограниченному кругу лиц, заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении аукциона.

Минимальные сроки для размещения извещения в ЕИС установлены Законом № 44-ФЗ в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Так, при НМЦК, не превышающей 300 млн руб., или если НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб., разместить извещение необходимо не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, в остальных случаях — не менее чем за 15 дней.

В Законе № 44-ФЗ не установлен особый порядок исчисления сроков. В свою очередь, ст. 191 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после наступления календарной даты или события, которыми определено его начало.

Извещение о проведении электронного аукциона следует размещать так, чтобы период между днем размещения извещения и днем окончания срока подачи заявок составлял не менее 7 (15) календарных дней.

Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России (Письмо от 28.08.2015
№ ОГ-Д28-11486).

Заказчикам следует очень внимательно относиться к срокам размещения извещения о проведении закупки, поскольку за сокращение срока подачи заявок на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в размере 30 тыс. руб. (ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ).

При этом электронный аукцион может быть аннулирован по предписанию контрольного органа.

2. Размещение в ЕИС разъяснений положений документации об электронном аукционе

Разъяснения документации необходимо разместить в ЕИС в течение 2 дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса участника.

При этом если запрос поступает позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок, то отвечать на такой запрос заказчик не должен. В случае когда последний день срока поступления заказчику запроса приходится на выходной, датой окончания данного срока является следующий за ним рабочий день (Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2882).

При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.

3. Внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона либо аукционную документацию

Принять решение о внесении изменений в извещение о закупке, аукционную документацию заказчик может не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Разместить в ЕИС текст изменений необходимо в течение 1 дня с даты принятия указанного решения.

При внесении изменений необходимо убедиться, что с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок осталось не менее 15 дней, а при НМЦК менее 300 млн руб. либо менее 2 млрд руб. (аукцион на «стройку») — не менее 7 дней. При необходимости срок подачи заявок продлевается.

4. Отказ от проведения электронного аукциона

Отказаться от проведения аукциона можно не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок. После истечения этого срока (и до заключения контракта) отменить проведение аукциона можно только при возникновении обстоятельства непреодолимой силы.

5. Рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе

Не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой окончания подачи заявок на участие в аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику первые части заявок. Аукционная комиссия обязана проверить поступившие заявки, чтобы установить лиц, допущенных к участию в аукционе.

Первые части заявок на участие в электронном аукционе должны быть рассмотрены в течение
3 рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок. Исключением являются заявки на участие в электронном аукционе, при котором при НМЦК менее 300 млн руб. либо менее 2 млрд руб. (аукцион на «стройку»). В этом случае такой срок не может превышать 1 рабочего дня с даты окончания срока подачи указанных заявок.

Протокол рассмотрения заявок необходимо направить оператору электронной площадки и разместить в ЕИС не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок.

6. Определение победителя электронного аукциона

Аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке в день и время, указанные в извещении о проведении электронного аукциона. Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.

Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.

Исключение составляет электронный аукцион для осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, документация которого содержит проектную документацию. В этом случае электронный аукцион проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие.

После начала аукциона для подачи ценовых предложений отводится 10 минут. Это время автоматически продлевается после очередного предложения одного из участников. По истечении указанного основного времени в течение еще 10 минут каждый участник может подать еще одно предложение о цене (не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта).

Этот этап предусмотрен для того, чтобы все участники, кроме победителя, могли улучшить свои предложения и занять второе место. В случае уклонения победителя от заключения контракта заказчик предложит заключение контракта участнику, заявке которого присвоен второй номер. Заказчик имеет на это право в соответствии с ч. 14 ст.

83.2 44-ФЗ.

7. Рассмотрение вторых частей заявок на участие в электронном аукционе

Вторые части заявок направляются оператором электронной площадки заказчику в течение
1 часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.

Рассмотреть вторые части заявок на участие в электронном аукционе необходимо в течение
3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. Протокол подведения итогов аукциона публикуется в ЕИС не позднее
1 рабочего дня, следующего за датой его подписания.

8. Заключение контракта с победителем электронного аукциона

Заказчик обязан разместить в ЕИС проект контракта с включенными условиями его исполнения, предложенными победителем электронного аукциона в течение 5 календарных дней с даты размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

В случае если победитель электронного аукциона разместит в ЕИС протокол разногласий, заказчик обязан рассмотреть и учесть замечания победителя (или отказаться учесть эти замечания) в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола разногласий.

Такой протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз.

Если победитель направит протокол разногласий по истечении 13 дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов, то согласовывать разногласия не требуется. В этом случае победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта.

После размещения в ЕИС (на электронной площадке) подписанного победителем электронного аукциона проекта контракта заказчик обязан подписать его, если победитель предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Проверить предоставленное обеспечение целесообразно сразу после предоставления обеспечения победителем электронного аукциона. Если в качестве обеспечения представлена банковская гарантия, то рассмотреть ее заказчик должен в срок не более 3 рабочих дней со дня поступления.

Заказчик обязан подписать контракт в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола подведения итогов электронного аукциона.

Если последний день срока подписания проекта контракта победителем является нерабочим, то победитель вправе подписать контракт в первый из последующих рабочих дней. Такой вывод основан на положениях ст. 193 ГК РФ и поддержан Минэкономразвития России (Письмо от 01.06.2015 № Д28и-1449).

При признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта заказчик обязан направить проект контракта второму участнику в срок не позднее 10 календарных дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся, а также в срок не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником направить сведения о победителе, уклонившемся от заключения контракта.

Для того чтобы не запутаться в главных сроках, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, предлагаем пользоваться таблицей:

Статья в Законе
№ 44-ФЗ

Размещение в ЕИС извещения и документации

При НМЦК, ≤ 300 млн руб., — не менее чем
за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок

При НМЦК≤ 2 млрд руб. в случае закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства — не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок

Все остальные аукционы — не менее чем
за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок

Размещение в ЕИС разъяснений положений документации

В течение 2 дней с даты поступления запроса участника

Внесение изменений в извещение и документацию

Не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок

Отказ от проведения аукциона

Не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок

Рассмотрение первых частей заявок

Не более 1 рабочего дня с даты окончания срока в случае закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства с НМЦК ≤ 2 млрд руб.

Не более 1 рабочего дня с даты окончания срока в случае закупки с НМЦК ≤ 300 млн руб.

Не более 3 рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок подачи заявок — во всех остальных случаях

Проведение электронного аукциона

Через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие, если документация при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию

Рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие, — в остальных случаях

Подача ценовых предложений —
10 минут (автоматически продлевается после очередного предложения)

По истечении основного времени в течение еще 10 минут участник может улучшить свое ценовое предложение

Рассмотрение вторых частей заявок

Не более 3 рабочих дней с даты размещения протокола проведения электронного аукциона

Заключение контракта с победителем

Проект контракта размещается заказчиком в ЕИС в течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов электронного аукциона

Рассмотрение замечаний победителя — в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС протокола разногласий

Подписание контракта заказчиком — в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через
10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона

Победитель признан уклонившимся — в срок не позднее 5 дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта заказчик направляет проект контракта второму участнику

Подача сведений для включения в РНП — не позднее 3 рабочих дней с даты признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта

Инструкция по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ

Краткая пошаговая инструкция по аукциону в электронной форме по 44-ФЗ:

  • прием заявок;
  • оценка первых частей заявок;
  • торги;
  • оценка вторых частей заявок;
  • заключение контракта.

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Особенности проведения электронного аукциона

Участники процедуры подают ценовые предложения не напрямую заказчику, а через площадку, которая обеспечивает этот процесс. Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р утвержден перечень операторов электронных площадок, на которых организуют проведение электронного аукциона по 44-ФЗ в 2021 году госзаказчики:

  • АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • АО «Единая электронная торговая площадка»;
  • АО «Российский аукционный дом»;
  • АО «ТЭК-Торг»;
  • АО «Электронные торговые системы»;
  • ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
  • ООО «РТС-тендер»;
  • ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

Закупки в рамках гособоронзаказа и закрытые тендеры проводятся на площадке ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».

Когда проводится

Заказчик вправе выбрать электронный аукцион для определения контрагента по любому контракту, вне зависимости от его предмета, кроме тех случаев, когда для конкретного предмета законом предусмотрена другая процедура. То есть заказчик вправе проводить аукцион в большинстве случаев.

Если закупается товар, работа или услуга, включенная в аукционный перечень, заказчик обязан проводить электронный аукцион, обоснование выбранного способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя выражено в ссылке на Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, которым утвержден аукционный перечень.

На уровне субъекта Российской Федерации в дополнение к федеральному перечню принимается еще и региональный аукционный перечень. Тогда заказчики субъекта обязаны проводить в аукционном порядке закупки ТРУ, перечисленные в дополнительном перечне.

Если НМЦК не превышает 3 млн рублей, заказчик вправе проводить и запрос котировок, даже если предмет закупки включен в федеральный или региональный аукционный перечень.

При закупке ТРУ из перечня разрешено не проводить аукцион, если у заказчика имеются основания заключить контракт с единственным поставщиком в порядке ст. 93 44-ФЗ или провести процедуру по 223-ФЗ.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы провести закупку у единственного поставщика без ошибок и нарушений.

Вот пошаговая инструкция и порядок подготовки к проведению электронного аукциона по 44-ФЗ:

Шаг 1. Подготовка документации.

Шаг 2. Расчёт дат процедуры.

Шаг 3. Размещение извещения и документации в ЕИС.

Шаг 4. Проведение процедуры выбора поставщика.

Инструкция по проведению аукциона

Аукционная процедура состоит из нескольких этапов. Вот пошаговая инструкция по электронному аукциону по 44-ФЗ для заказчика 2021 года:

Шаг 1. Прием заявок на участие от потенциальных контрагентов.

Шаг 2. Оценка заказчиком первых частей заявок и допуск или недопуск заявившихся компаний к непосредственным торгам.

Шаг 3. Процедура, в ходе которой допущенные компании предлагают цены исполнения контракта ниже изначально заявленной НМЦК. Если в ходе процедуры цена снижена до нуля, участники начинают бороться за контракт путем увеличения той суммы, которую уже они готовы заплатить заказчику за предоставление им контракта.

Шаг 4. Оценка вторых частей заявок компаний, которые были наиболее успешны по итогу торгов, и принятие решение о победителе.

Шаг 5. Заключение и исполнение контракта.

Все взаимодействие на каждом из этапов обеспечивает электронная торговая площадка. Через нее заказчик получает документы участников, на ней публикует решения в виде протоколов, тут же происходит непосредственно процедура.

Как вычислить день аукциона

Регулируют электронный аукцион по 44-ФЗ статьи с 59 по 71 Закона о госзакупках. Вот как заказчику провести электронный аукцион по 44-ФЗ — точная дата, когда состоится процедура, зависит от предмета закупки и ее НМЦК:

  • если НМЦК не превышает 300 млн рублей или 2 млрд рублей, если организуется закупка строительных работ — процедура состоится уже на следующий рабочий день после окончания срока подачи заявок. Срок подачи заявок в этом случае равен семи полным дням. Примерная схема проведения электронного аукциона по 44-ФЗ для заказчика в днях: если извещение о проведении аукциона опубликовано 21.06.2021, с 22.06.2021 по 28.06.2021 включительно идет срок подачи заявок, 29.06.2021 — срок окончания подачи, 30.06.2019 заказчик вынесет свое решение по первым частям заявок, а 01.07.2021 состоится аукцион;
  • если НМЦК превышает 300 млн рублей, а в случае закупки строительных работ — 2 млрд рублей, извещение должно провисеть не менее 15 дней, а на принятие решения по первым частям заказчику дается три дня. Например, извещение опубликовано 21.06.2021. С 22.06.2021 по 06.07.2021 включительно — срок подачи, 07.07.2021 — окончание срока подачи. Трехдневный срок рассмотрения первых частей продлится до 10.07.2021, но, так как это выходной, протокол опубликуют только 12.07.2021. Аукцион состоится 13.07.2021.

Как долго проходят торги

Предугадать однозначно, сколько продлится торг, сложно: это зависит от НМЦК, количества участников и стратегии их поведения. Минимальная продолжительность — 10 минут — будет, если никто не заявит никакого снижения.

Максимальная продолжительность торга не ограничена — он длится до тех пор, пока участники не исчерпают предложения.

Как проходят основной и завершающий этапы

В ходе процедуры участники предлагают цены исполнения контракта заказчика, постепенно снижая НМЦК. Снижать цену следует не произвольно, а в пределах шага аукциона. По 44-ФЗ шаг аукциона — это от 0,5 % до 5 % от НМЦК.

То есть при НМЦК в 1 000 000 рублей каждый участник вправе за один раз снизить ее на любую сумму в диапазоне от 5000 до 50 000.

Каждое следующее предложение меньше предыдущего, повышать нельзя.

Подать два предложения подряд, то есть снизить собственное предложение, нельзя.

Подать очередное предложение необходимо в течение 10 минут с момента подачи предыдущего. Если за 10 минут не подано ни одного предложения, торг завершается.

Вот пошаговая инструкция, как участвовать в электронном аукционе для поставщиков:

Шаг 1. Анализ извещения и аукционной документации.

Шаг 2. Подготовка первой и второй частей заявки.

Шаг 3. Подача заявки и обеспечения.

Шаг 4. Участие в торгах.

Шаг 5. Обеспечение и заключение контракта.

Рассмотрим на примерах этапы электронного аукциона по 44-ФЗ в схеме для поставщиков:

Время Ценовое предложение, ЦП Цена, руб. Комментарий
12.00 1 000 000 Начало торгов
12.05 ЦП1 990 000 Засчитывается: время и шаг соблюдены
12.17 ЦП2 950 000 Не засчитывается: шаг соблюден, но прошло более 10 минут, торг завершен

Итог: наименьшая поданная цена — ЦП1.

Время Ценовое предложение, ЦП Цена, руб. Комментарий
12.00 1 000 000 Начало торгов
12.05 ЦП1 990 000 Засчитывается: время и шаг соблюдены
12.08 ЦП2 900 000 Не засчитывается: время соблюдено, но превышен шаг
12.12 ЦП3 950 000 Засчитывается: соблюден шаг и время — 7 минут от последнего засчитанного

Итог: процедура завершена в 12.22, лучшая цена — ЦП3.

Время Ценовое предложение, ЦП Цена, руб. Комментарий
12.00 1 000 000 Начало торгов
12.05 ЦП1 990 000 Засчитывается: время и шаг соблюдены
12.08 ЦП2 991 000 Не засчитывается: время соблюдено, но цена повышена, что недопустимо
12.10 ЦП3 990 000 Не засчитывается: время соблюдено, но последнее предложение не уменьшено
12.12 ЦП4 980 000 Засчитывается: время — 7 минут от последнего засчитанного предложения — и шаг соблюдены

Итог: процедура завершена в 12.22, наилучшее предложение — ЦП4.

Время Ценовое предложение, ЦП Цена, руб. Комментарий
12.00 1 000 000 Начало торгов
12.05 ЦП1 990 000 Засчитывается: время и шаг соблюдены
12.07 ЦП2 (тот же участник) 980 000 Не засчитывается: время соблюдено, но тот же участник предлагает цену два раза подряд

Итог: процедура завершена в 12.15, лучшая цена — ЦП1.

По тому или иному сценарию участники завершают непосредственный торг. После завершения всем участникам предлагается последняя возможность понизить свое предложение, но не ниже, чем полученная в ходе понижающего аукциона в электронной форме минимальная цена.

В течение получаса после окончания торгов электронная площадка формирует протокол проведения аукциона, публикует его и направляет заказчику вместе со вторыми частями заявок лучших участников.

Как вести себя на аукционе

Каждому участнику следует заранее определиться со своей стратегией во время его проведения. Есть несколько вариантов стратегий:

  1. Партизанская: компания не участвует активно в торгах, следит за поведением соперников, делает предложение, только если цена ему выгодна, и отмалчивается, если она для него уже неприемлемо низкая.
  2. Умеренная: участник активен в торге, но снижает цену постепенно, предлагая минимальное снижение в 0,5 % от НМЦК. Самая распространенная стратегия, которая позволяет удерживать высокую ценовую планку достаточно долго.
  3. Агрессивная: участник снижает цену резко, например, сразу на 5 % от НМЦК, то есть на максимальный шаг. Такая стратегия быстро исключит конкурентов и поможет получить контракт. Но, с другой стороны, она станет убыточной, если другие участники не планировали сильно снижать цену.
  4. Выматывающая: участник делает очередное предложение на последних секундах отведенного для этого времени. Это затягивает процедуру, изматывает соперников и притупляет их внимательность.
  5. Дистанционная: участник участвует в процедуре не в ручном режиме, а через специальное программное обеспечение.

В ходе проведения торгов недопустимы заранее согласованные действия участников, направленные на намеренное необоснованное снижение цены или организацию победы для определенного лица. Процедура тендера приветствует свободную и честную конкуренцию. Любые согласованные действия участников, направленные на ее ограничение, незаконны.

Об авторе этой статьи

Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.

Другие публикации автора
  • 2022.11.24 Новости и измененияМинфин разъяснил правила заключения офсетных контрактов
  • 2022.11.22 ОбразцыИнструкция: отчитываемся о доле закупок российских товаров
  • 2022.11.21 Документы поставщикаВ чем заключаются новые требования к участникам закупок
  • 2022.11.17 Документы заказчикаИнструкция: разрабатываем проектную и рабочую документацию для закупок
admin
Оцените автора
Ракульское