Постановка на учет родъездной дороги

Автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
Для целей государственной регистрации должен быть решен вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым?
Позиция судов по указанному вопросу сводится к следующему: вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.
При этом замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.
В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат.
Судами делается вывод о необходимости представления доказательств того, что дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства такого объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
На основании пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В силу положений части 5 статьи 1 Закона о кадастре органом кадастрового учета осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании пункта 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.
Таким образом, согласно позиции Минэкономразвития России (Письмо от 11.07.2014 N Д23и-2426 «О рассмотрении обращения») вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости может быть решен при проведении кадастровых работ.
Статьей 51 ГрК установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК).
Таким образом, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию).
Государственная регистрация на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании ст.25 Закона, то есть:
правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества (представление не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном Законом о регистрации порядке);
разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения (запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе).
Кроме вышеуказанного основания для государственной регистрации, основным критерием, который использует законодатель при установлении наличия права собственности на автомобильные дороги в соответствии с законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», является включение таких дорог в соответствующие перечни автомобильных дорог. Так, все автомобильные дороги, включенные в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928, а также включенные в перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, являются федеральной собственностью; автомобильные дороги, включенные в перечни региональных и межмуниципальных автомобильных дорог как общего, так и необщего пользования, — собственностью субъекта Российской Федерации и т.п. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог; к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог; к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования, соединяющие населенные пункты в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В 2014г. Красноярским отдела Управления Росреестра по Астраханской области было зарегистрировано право собственности на 18 автомобильных дорог. Основаниями для государственной регистрации в соответствии со ст. 17 Закона служили: решения судов; акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, договор о разграничении предметов ведения, муниципальной собственности и доходных источников между Красноярским районом и Красноярским сельским советом от 13.06.1997г.; .
Что касается вопроса о государственной пошлине за государственную регистрацию права собственности на автомобильную дорогу, то для физических лиц она составляет – 2000 рублей, для юридических лиц – 22000 рублей в соответствии со ст.333.33 Налогового Кодекса РФ.
В соответствии со ст. 333.35, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на автомобильные дороги, переданные в доверительное управление юридическому лицу, созданному в организационно-правовой форме государственной компании, и на земельные участки, предоставленные в аренду указанному юридическому лицу, государственную регистрацию договоров аренды земельных участков, предоставленных указанному юридическому лицу, а также за государственную регистрацию прекращения прав на такие автомобильные дороги и земельные участки.

Почитать  Оформление в собственность земли под жилым домом

Постановка на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства — автодороги.

Здравствуйте! Наша организация ведет строительство автомобильной дороги между двумя поселками. Как поставить на государственный кадастровый учет данный объект капитального строительства — автодорогу?

Ответ:Осмоналиева А.Ю. (Кадастровый инженер)

Автомобильные дороги — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Автомобильные дороги, в зависимости от значения бывают: федерального, регионального, межмуниципального и местного.

Земля предоставляется под строительство объекта, в зависимости от того, кто является правообладателем земельного участка.

  1. в федеральной собственности или государственная собственностьна которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог федерального значения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
  2. в собственности субъекта Российской Федерации или являются государственной собственностью, на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  3. в муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

В целях создания условий для строительства или реконструкции автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения в порядке, установленном земельным законодательством, осуществляется резервирование земель или земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Зачем ставить автодорогу на кадастровый учет?

Регистрация автодорог является обязательной, по действующему законодательству.

Постановка на государственный кадастровый учет автодороги осуществляется для того, чтобы зафиксировать факт наличия такого объекта капитального строительства.

Для органов государственной и муниципальной – возможность видеть в ЕГРН зарегистрированные дороги, представляющие собой единую транспортную сеть – это возможность принимать оперативные решения по отношению к строительным или восстановительным работам, а также эксплуатации смежных элементов дорожной инфраструктуры (туннелей, мостов и прочих сооружений).

Автомобильные дороги относятся к линейным объектам.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса РФ).

Для постановки на государственный кадастровый учет автомобильной дороги Вам необходимо обеспечить получение следующих документов:

  • проектную документацию;
  • разрешение на строительство;
  • разрешение на ввод в эксплуатацию.

На основании этих документов, кадастровый инженер подготовит технический план, который станет основанием для постановки на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства — автодороги.

Документы-основания подготовки технического плана:

  1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или иной документ, подтверждающий техническую приемку объекта в эксплуатацию;
  2. Проектная документация;
  3. Технический паспорт объекта недвижимости, изготовленный до 01.01.2013 г. и (или) утвержденный в установленном федеральным законом порядке акт о приемке в эксплуатацию объекта.

Необходимо отметить, что технического паспорта в вашем случае, очевидно, не будет, поскольку объект только строится.

После того, как кадастровым инженером будет подготовлен технический план, документ нужно подать в орган регистрации прав.

А после прохождения государственного кадастрового учета, получить выписку из ЕГРН – документ, подтверждающий государственную регистрацию объекта недвижимости.

Бухгалтерский учет расходов на строительство временной дороги

ИА ГАРАНТ Организацией заключен договор на работы по устройству временных подъездных путей из щебня к строящемуся объекту. Обустройство подъездных дорог ведется на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности. По согласованию с собственником земельного участка организация осуществляет строительство временных подъездных путей из щебня к строящемуся объекту.

Срок эксплуатации данных подъездных путей (дороги) превышает 12 месяцев, стоимость более 40 000 руб. Как учитывать в бухгалтерском учете расходы на строительство временной дороги?По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:По нашему мнению, временную дорогу можно учитывать в бухгалтерском учете как непосредственно в стоимости объекта строительства, так и в составе основных средств в качестве отдельного объекта.

Выбранный способ учета временных подъездных путей следует утвердить в учетной политике организации. Обоснование позиции:

Классификация временных сооружений

Согласно п. 1.1 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденного постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45 (далее — Сборник), временные здания и сооружения — это специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные (обеспечивают нужды строительства в целом) и нетитульные (обеспечивают нужды отдельного объекта) (письмо Главценообразования Минстроя России от 05.09.1994 N 12-186). Порядок их учета зависит от квалификации таких сооружений и условий договоров.

В Сборнике содержатся перечни работ и затрат, относящихся к временным титульным и нетитульным объектам (в Приложении 2 и в Приложении 3 Сборника соответственно). Также рекомендуемый перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в приложении N 7 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее — Методика). Временные железные, автомобильные, землевозные дороги и проезды, проходящие по стройплощадке или трассе, в том числе соединительные участки между притрассовой дорогой и строящимся линейным сооружением, с искусственными сооружениями, эстакадами и переездами относятся к временным титульным сооружениям (п.

24 Приложения 2 к Сборнику, п. 24 Приложения 7 к Методике).

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет затрат на строительство ведется на счете 08, субсчет 3 «Строительство объектов основных средств» (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом) (п. 2.3 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160 (далее — Положение N 160), Инструкция по применению Плана счетов). Первоначальная стоимость временных зданий и сооружений в учете застройщика формируется на субсчете 08-3 «Строительство объектов основных средств» обособленно от затрат по возведению основного объекта строительства (п. 3.1.2, п. 3.1.8 Положения N 160).

По окончании возведения временных титульных зданий и сооружений подрядчик обязан сдать их заказчику независимо от принятого в договоре подряда порядка расчетов за временные здания и сооружения (письмо Минрегиона России от 09.04.2009 N 10259-СМ/08). В общем случае построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию и зачисляются в основные средства заказчика (п. 3.4 Сборника, п. 3.1.8 Положения N 160). Исключения составляют временные автомобильные дороги, подъездные пути и архитектурно оформленные заборы. В этой связи отметим, что ни в Положении N 160, ни в ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ни в ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» нет ни слова о порядке учета временных дорог.

По нашему мнению, временные дороги, предполагаемый срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев, могут быть отражены в бухгалтерском учете одним из следующих способов.

Способ 1. Все затраты организации, связанные со строительством временных дорог, в рассматриваемом случае следовало первоначально отражать на счете 08-3, субсчет «Возведение временных зданий и сооружений» (п. 8 ПБУ 6/01). По окончании строительства дорогу следовало ввести в эксплуатацию: Дебет 01, субсчет «Временная дорога» Кредит 08-3, субсчет «Возведение временных зданий и сооружений».

Принятие основных средств к бухгалтерскому учету организации осуществляется на основании акта, утвержденного руководителем организации (п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», может быть использована форма N ОС-1, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7).

Стоимость построенных дорог должна погашаться посредством начисления амортизации в течение всего срока полезного использования начиная с месяца, следующего за месяцем начала эксплуатации (п. 17, п. 18, п. 20, п. 21 ПБУ 6/01). Согласно п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта основного средства определяется при принятии объекта к бухгалтерскому учету организацией самостоятельно, исходя из критериев, приведенных в данной норме. Таким образом, в бухгалтерском учете организация имела право установить срок полезного использования временных дорог исходя из реального срока, на который предполагалось использование данных дорог.

При отражении в учете начисления амортизационных отчислений следует учитывать, что в данном случае расходы в виде амортизации будут являться затратами организации, связанными со строящимся объектом, следовательно, такие расходы необходимо относить на увеличение стоимости данного объекта незавершенного строительства (п. 3.1.1 Положения N 160). То есть в учете начисление амортизации по временным дорогам должно отражаться записью: Дебет 08-3, субсчет «Строительство объекта основных средств» Кредит 02, субсчет «Временная дорога». Способ 2. Стоимость временных дорог может быть учтена непосредственно в стоимости основного объекта строительства без включения в состав основных средств.

Обоснованием данного способа может служить норма п. 3.4 Сборника, в соответствии с которой для временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов установлено исключение из основного правила учета, и данные объекты не подлежат включению в состав основных средств заказчика. Данный порядок также предусмотрен в письме Министерства регионального развития РФ от 20.10.2009 N 34541-ИП/08. Способ учета временных подъездных путей определяется учетной политикой организации.

Рекомендуем ознакомиться с материалом: — Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет поступления построенных подрядным способом основных средств. Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Каратаева ТатьянаКонтроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав17 августа 2017 г. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Учет автомобильных дорог, переданных в оперативное управление

Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо» С учетом действующих положений законодательства по ведению бюджетного учета и последних разъяснений Минфина, изложенных в Письме от 03.07.2017 № 02-08-10/41776, приведем порядок принятия на баланс и установления срока полезного использования автомобильных дорог, переданных казенному учреждению в оперативное управление.

Автомобильная дорога – сложный инвентарный объект

В силу п. 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарный объект основных средств – объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов. Автомобильная дорога обладает признаками недвижимого имущества и представляет собой сложный инвентарный объект, состоящий из земельных участков в границах полосы отвода дороги и расположенных на них или под ними конструктивных элементов (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы), а также дорожных сооружений, являющихся его технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (ст. 130 ГК РФ, ст.

3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ). С 1 января 2017 года автомобильная дорога принимается к учету согласно требованиям ОК 013-2014 (СНС 2008) «Общероссийский классификатор основных фондов», определенным Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст (далее – ОК 013-2014), к группировке объектов основных фондов по подразделам.

Обратите внимание:Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 (далее – ОК 013-94), с указанной даты утратил силу.

Согласно ОК 013-2014 автомобильная дорога в установленных границах включает земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги, другие относящиеся к дороге сооружения – ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м. При этом в п. 45 Инструкции № 157н имеется уточнение о том, что обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы) учитывается в составе дороги, если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования. Прямые и обратные переходные ключи между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 приведены в Приказе Росстандарта от 21.04.2016 № 458. В этом документе различным видам автомобильных дорог соответствуют следующие коды:

ОК 013-94 ОК 013-2014
Код Наименование позиции Код Наименование позиции
12 4526371 Дорога автомобильная с усовершенствованным капитальным типом дорожного покрытия 220.42.11.10.121 Дорога автомобильная с усовершенствованным капитальным типом дорожного покрытия
12 4526372 Дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия 220.42.11.10.122 Дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия
12 4526373 Дорога автомобильная магистральная 220.42.11.10.110 Автомагистрали, кроме надземных автодорог (эстакад)

Особенности учета автомобильных дорог

Применяемая в настоящее время методология бюджетного учета предусматривает возможность учета недвижимого имущества в составе основных средств при наличии первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (п. 36 Инструкции № 157н).

К сведению:отражение объектов основных средств до государственной регистрации права оперативного управления на балансовых счетах Инструкцией № 157н не предусмотрено.

Напомним, что с 2017 года государственная регистрация недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ). Согласно ст. 28 названного закона регистрация возникновения права оперативного управления удостоверяется выпиской из ЕГРН.

Форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со ст. 62 Федерального закона № 218-ФЗ. Таким образом, государственная регистрация является обязательным условием постановки автомобильных дорог на баланс казенного учреждения и учета их в составе основных средств на счете 0 101 13 000 «Сооружения – недвижимое имущество учреждения» (п.

5 Инструкции № 162н).

Обратите внимание:при отсутствии зарегистрированного права оперативного управления за учреждением автомобильные дороги должны отражаться в учете уполномоченного органа госвласти, местного самоуправления в составе недвижимого имущества казны на счете 0 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну».

Порядок определения срока полезного использования

В целях начисления амортизационных отчислений при принятии к учету автомобильных дорог необходимо определить срок их полезного использования. Напомним, что это срок, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях) (п. 44 Инструкции № 157н).

По общим правилам срок полезного использования имущества определяется на основании: 1) информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации. По объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификация ОС) в амортизационные группы с 1-й по 9-ю, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп; в 10-ю амортизационную группу – срок полезного использования рассчитывается исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072;

  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;
  • гарантийного срока использования объекта;
  • сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации – для объектов, безвозмездно полученных от учреждений, государственных и муниципальных организаций.

Обратите внимание:с 2017 года действует новая редакция Классификации ОС, в редакции Постановления Правительства РФ от 07.07.2016 № 640.

Указанный порядок применяется и в отношении объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации. Однако дата окончания срока полезного использования таких объектов определяется с учетом срока их фактической эксплуатации. То есть учреждения в целях начисления амортизации по этим объектам вправе предусмотреть норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Обратите внимание:амортизация по объектам основных средств, ранее бывшим в эксплуатации, начисляется в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 85, 86 Инструкции № 157н: линейным способом начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету – и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания его с учета.

По мнению Минфина, изложенному в Письме № 02-08-10/41776, решение об установлении срока полезного использования ранее бывшей в эксплуатации автомобильной дороги, должно приниматься комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения с учетом амортизационной группы, к которой в соответствии с Классификацией ОС относится полученный объект, и сведений о проведенных капитальных ремонтах (реконструкциях) такого объекта.

Пример 2.

В июле 2017 года казенному учреждению в рамках внутриведомственных расчетов передана в оперативное управление автомагистраль (код 220.42.11.10.110 ОК 013-2017). , сумма начисленной амортизации – 630 000 руб. Автомагистраль в соответствии с Классификацией ОС относится к 7-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно. В документах передающей стороны (инвентарной карточке (ф.

0504031)) имеется отметка о проведении в январе 2010 года капитального ремонта (реконструкции) передаваемого объекта.

Дата окончания срока эксплуатации автомагистрали наступает в январе 2030 года (20 лет начиная с января 2010 года). Оставшийся срок полезного использования автомагистрали равен 13 лет (156 мес.).

В бюджетном учете принимающей стороны отражаются следующие корреспонденции счетов:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Внутриведомственная передача автомагистрали

Отражено получение автомагистрали в оперативное управление казенному учреждению:

Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), извещение (ф. 0504805), инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0504031)

в сумме балансовой стоимости объекта

в сумме ранее начисленной на объект амортизации

Ежемесячно в течение оставшегося срока эксплуатации автомагистрали

– 630 000 руб.) / 156 мес.

Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

* Амортизация начисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия автомагистрали в оперативное управление.

Обобщим вышеизложенное. Автомобильные дороги, переданные казенному учреждению на праве оперативного управления, учитываются в составе объектов недвижимого имущества на счете 0 101 13 000 «Сооружения – недвижимое имущество учреждения». До возникновения соответствующих прав указанные объекты подлежат учету на забалансовом счете 01.

Автомобильные дороги как объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям ОК 013-2014. Срок полезного использования автомобильной дороги, ранее бывшей в эксплуатации, устанавливается с учетом амортизационной группы, к которой в соответствии с Классификацией ОС она относится, и сведений о проведенных капитальных ремонтах (реконструкциях) такого объекта.

admin
Оцените автора
Ракульское