Получение приватизационных чеков

https://ria.ru/20220814/cheki-1809075745.html

Приватизационные чеки в России

Приватизационные чеки в России — РИА Новости, 14.08.2022

Приватизационные чеки в России

После распада СССР в начале 1990-х годов правительство Российской Федерации инспирировало массовую приватизацию в стране (отчуждение в пользу частных субъектов. РИА Новости, 14.08.2022

2022-08-14T04:02

2022-08-14T04:02

2022-08-14T04:02

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

После распада СССР в начале 1990-х годов правительство Российской Федерации инспирировало массовую приватизацию в стране (отчуждение в пользу частных субъектов экономики государственного имущества). В целях ускорения передачи государственного имущества гражданам России и привлечения к процессу приватизации широких слоев населения были выпущены в соответствии с указом президента РФ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» № 914 от 14 августа 1992 года приватизационные чеки. Они представляли собой государственные ценные бумаги ограниченного действия и предоставляли право ее владельцам осуществить платеж за приобретаемое в процессе приватизации имущество (акции). За российскими приватизационными чеками закрепилось неофициальное название «ваучер». По задумке, ваучерная приватизация воплощала идею социальной справедливости при переходе от социализма к капитализму.

Каждый из россиян, проживавших тогда в стране, получал право на кусочек бывшей общенародной собственности. Каждый чек был выпущен в бумажной форме и имел номинал 10 тысяч рублей в ценах 1992 года. Эта цифра была вычислена следующим образом: все имущество, подлежавшее приватизации, было оценено (исходя из балансовых данных 1984 года) и разделено на количество граждан, которые должны были принять в ней участие.

Выпуск приватизационного чека в неименной, предъявительской форме стал результатом компромисса: считалось, что так удастся уменьшить возможность давления директоров предприятий на своих сотрудников. Срок действия приватизационных чеков был установлен с 1 декабря 1992 года по 31 декабря 1993 года, а затем продлен до 1 июля 1994 года. Право на получение чеков имели граждане РФ независимо от их возраста, размера доходов и срока постоянного проживания в РФ, а также военнослужащие РФ, проходившие службу за ее пределами. Ваучеры выдавались населению через систему Сбербанка РФ с взиманием комиссионного сбора в размере 25 рублей в ценах 1992 года.

Приватизационный чек был действителен на всей территории РФ независимо от места его выдачи, он широко продавался и обменивался, имел хождение на рынке ценных бумаг. В процессе крупных приватизационных сделок оборот ваучеров на организованных рынках ценных бумаг (биржах Москвы) достигал сотен миллионов рублей по номинальной стоимости чеков. Использование приватизационных чеков в качестве платежного средства при любых сделках, кроме приватизационных, не допускалось. По истечении срока действия, а также после использования для оплаты объекта приватизации они подлежали погашению. Чеки выдавались с октября 1992 года по февраль 1993 года, за этот период 144 миллиона российских граждан получили их.

Каждый владелец ваучера имел право использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятия; участвовать в чековом аукционе; купить акции чекового инвестиционного фонда (ЧИФ) либо продать свой чек. На специализированных чековых аукционах акции предприятий обменивались на ваучеры. Курс такого обмена определялся количеством заявок и отличался в разных регионах. Так, в Москве за один приватизационный чек на аукционе можно было получить 50 акций ОАО «Газпром», в Московской области – 300 акций, а в Республике Марий Эл – 5900 акций. При обмене приватизационных чеков на акции ЧИФов, которые были созданы в соответствии с указом президента РФ № 1186 от 7 октября 1992 года для аккумулирования ваучеров населения России, граждане становились акционерами этих фондов с соответствующими правами (право на получение дивидендов, право на участие в общем собрании акционеров, право на получение части имущества после ликвидации акционерного общества).

При этом гражданин терял право собственности на приватизационные чеки. ЧИФы, в свою очередь, должны были осуществлять обмен приватизационных чеков на акции приватизируемых предприятий и осуществлять иные инвестиционные операции на рынке ценных бумаг с целью получения прибыли. С октября до середины 1994 года в РФ было создано 662 ЧИФа. Большинство населения, не зная, как поступить с ваучерами, просто продавало их (стоимость колебалась по рыночной цене в пределах от четырех тысяч до 29 тысяч рублей).

Примерно 40 миллионов граждан обменяли ваучеры на акции своих предприятий; 25 миллионов человек вложили ваучеры в ЧИФы. Часть фондов в дальнейшем была преобразована в акционерные инвестиционные фонды. Однако законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных, эффективно развивающихся предприятий, таких как РАО «ЕЭС», «Газпром». Приватизационные чеки (ваучеры) попали на мало эффективные в экономическом смысле предприятия, многие из которых давно обанкротились или работали с убытками.

Все это и привело к тому, что деятельность подобных ЧИФов стала убыточной. Многие из них обанкротились, были ликвидированы, и люди, доверившие ваучеры им, в конечном итоге не получили ничего.Только некоторым гражданам удалось тогда обменять ваучеры на акции крупнейших российских компаний, так как возможности инвестировать ваучеры непосредственно в бумаги предприятий были ограниченными. Заработать на ваучерах смогли немногие.

Большинству граждан России были предоставлены очень ограниченные возможности, чтобы получить хотя бы малую часть бывшей социалистической собственности. К тому же они тогда не имели никакого представления о фондовом рынке, да и самого фондового рынка в России еще не было.Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Ваучерная приватизация в России

Ва́учерная приватиза́цияпроводилась в 1992—1994 гг. Ей предшествовали законодательные акты Верховного Совета РСФСР, принятые летом 1991 года, которые предусматривали выкуп государственных предприятий и их преобразование в акционерные общества. Для упорядочения приватизации был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», согласно которому каждый гражданин России получал именной приватизационный счёт, на который должны были зачисляться денежные суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого государственного имущества.

Закон не разрешал продажу приватизационных вкладов другим лицам. Этот закон, однако, не был осуществлён, и вместо него была проведена ваучерная приватизация.

Практическим руководством к приватизации служили Указы Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (29 декабря 1991 г.), «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (29 января 1992 г.), «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (1 июля 1992 г.), «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» (14 августа 1992 г.), «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (24 декабря 1993 г.).

Ваучерная приватизация была противоречива. Формат приватизации был во многом результатом компромиссов между Правительством и Верховным Советом, с учетом принятых в разное время нормативных актов и интересов разных лоббистских групп. Так, Е. Гайдар и А. Чубайс изначально не были сторонниками ваучерной приватизации, предлагая отказаться от неё в пользу постепенной приватизации за деньги [1] . Однако Закон РСФСР от 3 июля 1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» предусматривал приватизацию с использованием приватизационных именных счетов.

Недостатком этого решения была его коррупционная уязвимость: с учётом преимущественного права работников предприятий на выкуп их акций, директора, используя давление на работников, получили бы широкие возможности для захвата контроля над предприятиями. В качестве компромисса между позицией Верховного Совета и Правительства чеки были анонимизированы (что приближало приватизацию к рыночной схеме), право трудовых коллективов на преимущественный выкуп акций сохранено [1] .

Летом 1992 г. были введены ваучеры (приватизационные чеки), которые не бесплатно раздавались населению. За каждый ваучер необходимо было заплатить 25 рублей, независимо от того, кто получал ваучер — взрослый человек или ребёнок. Номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей. Имущество предприятий страны было оценено в 1400 миллиардов рублей, и на эту сумму были изданы ваучеры. По субъективной оценке главы Госкомимущества Чубайса, руководившего приватизацией, один ваучер соответствовал по стоимости двум автомобилям «Волга».

Но купить эти автомобили в обмен на ваучер было нельзя.

Реальная рыночная стоимость пакета акций, который можно было получить в обмен на один ваучер, колебалась в широких пределах в зависимости от компании, чьи акции приобретались в обмен на ваучер, а также от региона, где это происходило. Например, в Нижегородской области один ваучер можно было обменять в 1994 г. на 2000 акций РАО «Газпром» (их рыночная стоимость в 2008 г. составила порядка 700 тыс. рублей), в Московской области — на 700 акций Газпрома (в 2008 г. — порядка 245 тыс. рублей), а в г. Москве — на 50 акций Газпрома (17 тыс. руб. в 2008 г.). За один ваучер можно было также получить 1/7 акции Торгового дома «ГУМ» (менее 100 руб.).

Бывший министр экономики экономист Андрей Нечаев так прокомментировал ваучерную схему:

С точки зрения применявшейся модели приватизации номинал ваучера не имел никакого значения. Ваучер определял лишь право что-то купить при приватизации. Реальная его стоимость зависела от конкретной приватизационной ситуации на конкретном предприятии.

Где-то на ваучер можно было получить 3 акции, а где-то — 300. В этом смысле на нём можно было написать и 1 рубль, и 100 тысяч рублей, что не изменило бы его покупательную способность ни на йоту. По-моему, идея снабдить эту ценную бумагу номиналом принадлежала Верховному совету.

Чтобы придать номиналу хотя бы какую-то рациональную основу, решили привязать его к стоимости основных фондов на душу населения.

Григорий Явлинский объясняет отсутствие рациональной основы стоимости ваучера дисбалансом между количеством товаров и денежной массой в экономике РСФСР:

Была другая программа приватизации. Смысл этой программы заключался в том, чтобы деньги, накопленные людьми за время советского периода, были использованы на приобретение активов. На руках у населения было примерно 10 трлн рублей. По курсу 2007 года все совокупные сбережения населения составляли около 350—380 миллиардов долларов. Моя программа предполагала, чтобы эти деньги были использованы на приобретение средств производства, как сейчас говорят, активов.

В то время был очень большой дисбаланс между количеством денег у населения и товарной массой. То, что было товаром, составляло примерно 14 копеек на 1 рубль сбережений. Если бы была реализована предложенная нами программа приватизации, тогда к традиционным товарам — костюмам, колбасе — добавились бы другие товары — магазины, парикмахерские, земля, грузовики… всё то, что является малой и средней приватизацией.

Появился бы средний класс, и никто бы не считал себя обманутым.

Принятый порядок приватизации давал серьёзные преимущества так называемым «красным директорам», то есть руководителям предприятий, получившим эти должности в советские времена. Во многих случаях основная доля акций предприятия оказывалась в руках трудовых коллективов; используя административное давление, директора могли добиваться нужных результатов голосования на собраниях акционеров, а впоследствии зачастую и выкупать долю работников предприятий, становясь полноправными владельцами.

Однако идеологи приватизации неоднократно отмечали [1] [2] [3] , что стремительная выдача приватизационных чеков была направлена именно на то, чтобы ограничить возможности «красных директоров» по лоббированию и проведению приватизации по ещё более выгодным для них схемам. В ноябре 2004 года А. Чубайс в интервью The Financial Times сказал: «У коммунистических руководителей была огромная власть — политическая, административная, финансовая… нам нужно было от них избавляться, а у нас не было на это времени. Счёт шёл не на месяцы, а на дни» [4] .

Основная масса населения не знала (вернее, не поняла, в силу экономической неграмотности, хотя назначение бумаги было написано прямо на ней, а в средствах массовой информации вопрос широко обсуждался), что делать с ваучерами, поэтому их стали продавать скупщикам. Цена ваучеров стремительно падала, упав до 3—4 тысяч рублей к маю 1993 года. С целью помочь реализации ваучеров создавались чековые инвестиционные фонды, обменивавшие ваучеры на акции разнообразных компаний.

Схема действия чековыx инвестиционныx фондов была примерно одинакова: фонды собирали ваучеры с населения, участвовали в чековом аукционе, и покупали за ваучеры акции доходных предприятий. Затем акции продавались с баланса чековыx инвестиционныx фондов на баланс структур, контролируемых влиятельными в регионе группировками (зачастую организованной преступностью) по низкой балансовой стоимости, оставляя номинальные активы в фонде для последующей фактической ликвидации.

Во многом приватизация в России повторила историю приватизации церковных земель во Франции во времена Французской Революции. На тот момент земли церкви были конфискованы, и на основе этих земель (позже к списку земель добавились бывшие имения эмигрантов и земли, принадлежащие короне) были выпущены ассигнанты, которые впоследствии начали использоваться как деньги. Земли впоследствии были распроданы на аукционах, в которых зажиточные крестьяне и буржуа имели преимущество перед бедными крестьянами, что, как и в России, привело к расслоению общества. Из более свежих «приватизаций» большой интерес также представляет сравнение российской приватизации с проходившей одновременно приватизацией в странах Восточной Европы, а также с английской приватизацией времён Маргарет Тэтчер и Джона Мейджора.

Так, в отличие от российской, английская приватизация 70-80-х годов обеспечила приток в бюджет более $150 млрд. Польская приватизация началась в 1990 году, а её ваучерный этап в 1995 году, граждане Польши стали вкладчиками 15 инвестиционных фондов, которые управляли 512 предприятиями страны. Всего за первые 10 лет приватизации в бюджет Польши поступило около $17,8 млрд. [5]

Многочисленные критики указывают, что ваучерная приватизация была нечестной, несправедливой, привела к незаслуженному резкому обогащению узкой группы лиц. В ответ на это А. Чубайс отмечает: «Мы не могли выбирать между „честной“ и „нечестной“ приватизацией, потому что честная приватизация предполагает чёткие правила, установленные сильным государством, которое может обеспечить соблюдение законов. В начале 1990-х у нас не было ни государства, ни правопорядка… Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом» [4] .

См. также [ править | править код ]

  • Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 годы
  • Две «Волги» за ваучер

Примечания [ править | править код ]

  1. 123Мау В.Анти-Стиглиц (Российские экономические реформы в представлении их западных критиков)Архивная копия от 15 августа 2009 на Wayback Machine // Вопросы экономики. 1999. № 11, 12
  2. ↑ Е. Т. Гайдар, Дни поражений и побед
  3. ↑Arkady Ostrovsky. Father to the OligarchsАрхивная копия от 5 июля 2012 на Wayback Machine // The Financial Times, November 13 2004 (перевод inopressa.ru: Отец олигархов)
  4. 12Arkady Ostrovsky. Father to the OligarchsАрхивная копия от 5 июля 2012 на Wayback Machine // The Financial Times, November 13 2004 (перевод inopressa.ru: Отец олигархов)
  5. ↑Приватизация в ЕвропеАрхивная копия от 21 октября 2013 на Wayback Machine Коммерсант

Приватизационный чек

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 октября 2020 года; проверки требуют 8 правок.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 октября 2020 года; проверки требуют 8 правок.

Приватизационный чек Российской Федерации

Украинский «ваучер»

Приватизационный чек— государственная ценная бумага целевого назначения, предназначенная для оплаты приватизируемых объектов государственной и муниципальной собственности. Использовался в России с января 1992 г. как инструмент разгосударствления и передачи государственного и муниципального имущества в частную собственность [1] . В широком значении «ваучер» (англ. voucherбукв. — «расписка, ручательство») — документ, удостоверяющий получение товаров и услуг (напр., оплаченный счёт-фактура, погашенный счёт) выдачу кредита, получение денег (расписка) и т. п. [2] . В этом значении слово «ваучер» давно существует в русском языке, но применялось преимущественно в профессиональной среде, а большей части населения России было практически неизвестно.

Всеобщую известность в России оно приобрело в период проведения приватизации в 1992—1993 гг.

  • 1 Подготовка ваучерной приватизации
  • 2 Порядок выдачи и использования приватизационных чеков
  • 3 Вопрос о номинальной стоимости приватизационного чека
  • 4 Использование приватизационных чеков
  • 5 Интересные факты
  • 6 См. также
  • 7 Примечания

Подготовка ваучерной приватизации [ править | править код ]

Концепция бесплатной ваучерной приватизации была предложена В. А. Найшулем в 1987 году. Будущие реформаторы отнеслись к ней критически, считая, что она не делает различий между гигантами химической промышленности, пищевыми фабриками и нефтедобывающими предприятиями, не учитывает реального состояния основных фондов, а значит — неизбежно породит миллионы обиженных и недовольных» [3] Однако в 1992 году стало ясно, что приватизация крупной промышленности за деньги невозможна, так как у населения не было средств на выкуп государственной собственности, которая на 1 января 1992 года оценивалась в 1 трлн. 400 млрд руб. «Поэтому, — писали впоследствии Гайдар и Чубайс, — историческая развилка по „большой приватизации“ к лету 1992 года выглядела так: или законодательно упорядоченная бесплатная приватизация, или потеря контроля государства за разворачивающейся „номенклатурной“ приватизацией» [4] К тому времени принцип бесплатного раздела государственной собственности между всеми гражданами России уже был заложен в законодательстве: 3 июля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Законы № 1529-1 «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» и № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», предусматривавшие безвозмездную передачу гражданам России государственного и муниципального имущества путём перечисления государством приватизационных вкладов на именные приватизационные счета в Сбербанке [5] Однако закон о приватизационных счетах так и не был реализован [6] Именные счета (вклады) нельзя было продавать или передавать другим лицам.

По мнению А. Чубайса «такая конструкция, ставшая результатом компромисса с левыми при принятии законов о приватизации, лишала эти банковские вклады важнейшего качества — ликвидности. Тем самым надолго откладывалось выявление эффективных частных собственников, рушились надежды на зарождение в стране фондового рынка» [7] Кроме того, бесплатная приватизация через счета в Сбербанке была трудно реализуема технически: каждому жителю, в том числе отдалённых районов нужно было открыть специальный счёт в банке и многократно делать переводы для приобретения акций приватизируемых предприятий.

Под руководством А. Б. Чубайса, назначенного 10 ноября 1991 года председателем Государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом в ранге министра РСФСР [8] , была разработана новая программа приватизации. 27 декабря 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял «Основные положения программы приватизации в Российской Федерации на 1992 год», которые 29 декабря 1991 года были утверждены указом президента [9]

Порядок выдачи и использования приватизационных чеков [ править | править код ]

Указом Президента РФ от 14 августа 1992 года [10] в России с 1 октября 1992 года были введены приватизационные чеки, предназначенные для обмена на акции приватизируемых предприятий. В обиходе приватизационный чек называли ваучером. Каждый гражданин РФ имел право получить 1 приватизационный чек. Приватизационные чеки, независимо от места их получения, могли использоваться на всей территории Российской Федерации.

Выпуск иных ценных бумаг, предназначенных для безвозмездной приватизации государственного и муниципального имущества, в республиках, краях, областях, автономной области, автономных округах, Москве и Санкт-Петербурге, в районах и городах не допускался.

В Положении о приватизационных чеках, содержавшемся в приложении к Указу Президента от 14 августа 1992 года, говорилось: «Приватизационные чеки реализуют механизм бесплатной передачи гражданам Российской Федерации в процессе приватизации предприятий, их подразделений, имущества, акций и долей в акционерных обществах и товариществах (далее по тексту — объектов приватизации), находящихся в федеральной собственности, государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга».

С принятием 14 октября 1992 года Указа Президента РФ № 1228 [11] в число объектов, которые могли оплачиваться приватизационными чеками, вошли также приватизируемые объекты государственного и муниципального жилищного фонда, объекты муниципальной собственности, земельные участки. Ваучеры бесплатно выдавались всем гражданам РФ, постоянно проживавшим на её территории на момент вступления в силу указа о выпуске приватизационных чеков, независимо от возраста, размера доходов и срока проживания в России. Граждане, временно проживавшие за границей, могли получить ваучер по возвращении в Россию для постоянного проживания.

При выдаче приватизационного чека взимался комиссионный сбор в размере 25 рублей.

Ваучер, в отличие от именного приватизационного счёта, являлся документом на предъявителя, его можно было покупать и продавать без ограничений, а также отчуждать иными способами: обменивать, завещать, вкладывать в паевые и чековые инвестиционные фонды. Каждый приватизационный чек имел срок действия, который указывался на самом чеке. По истечении срока действия приватизационных чеков они считались погашенными и изымались из обращения. Срок действия чеков не мог быть менее одного года и более двух лет. Первоначально срок действия приватизационных чеков, выпущенных в 1992 году, был ограничен 31 декабря 1993 года, однако 6 октября 1993 года их действие было продлено до 1 июля 1994 года.

При порче или утрате приватизационный чек не возобновлялся.

На приватизационные чеки могли приобретаться объекты приватизации, а также акции (паи) специализированных инвестиционных фондов, аккумулирующих приватизационные чеки, действующих на территории РФ, в соответствии с положениями, утверждаемыми Госкомимуществом России. Стоимость приватизируемого объекта могла оплачиваться приватизационными чеками полностью или частично.

Приватизационные чеки могли использоваться в процессе приватизации однократно. Использованные чеки подлежали погашению. При погашении на бланке приватизационного чека проставлялись особые отметки, которые подтверждали, что данный чек уже использован в качестве платёжного средства для приобретения объектов приватизации, и прекращали его действие.

Процедура погашения приватизационных чеков устанавливалась Государственным комитетом по управлению государственным имуществом Российской Федерации с учётом мнения Министерства финансов Российской Федерации.

Для хранения, обращения и использования приватизационных чеков в безналичной форме создавались депозитарии. Функции депозитария могли выполнять: банк, а также, до принятия нормативных актов о депозитариях, организация или предприятие, получившие лицензию от Министерства финансов Российской Федерации на деятельность в качестве инвестиционного института.

Вопрос о номинальной стоимости приватизационного чека [ править | править код ]

Номинальная стоимость ваучера, то есть стоимость, указываемая на приватизационном чеке при его выпуске, была установлена в 10 тыс. руб. Эта сумма была получена путём деления оценочной стоимости имущества российских предприятий (1 трлн. 400 млрд руб.) на число граждан РФ (140 млн человек). Впоследствии Чубайса нередко обвиняли в сознательно завышенной оценке стоимости ваучера, вспоминая его заявление о том, что на ваучер можно будет приобрести два автомобиля «Волга». Чубайс и сам признавал: «Две „Волги“ за ваучер — это ко мне, видимо, припечаталось на всю оставшуюся жизнь» [12] С ним соглашался А. Евстафьев, отвечавший в Госкомимуществе за пропаганду приватизации: «Конечно, в идеологическом обеспечении приватизации нами допускались ошибки.

Нас часто ругают (и, наверное, правильно ругают) за то, что слишком много эйфории было на старте приватизации. Две „Волги“ за ваучер нам все время аукаются» [13]

В реальности номинал ваучера имел сугубо условный характер. Е. Т. Гайдар объяснял: «вопрос, какой номинал ставить на чек, вообще-то беспредметен, ибо чек этот имеет только социально-психологическое значение, удостоверяя право на часть приватизируемой собственности. Его цена определяется объёмом приватизированного имущества, уровнем финансовой стабильности, теми льготами, которыми обладают трудовые коллективы.

В конце концов, из соображений простоты остановились на номинале в 10 тыс. рублей» [14] О том же писал и бывший министр экономики А. А. Нечаев: «Номинал ваучера не имел никакого значения. Ваучер определял лишь право что-то купить при приватизации. Реальная его стоимость зависела от конкретной приватизационной ситуации на конкретном предприятии. Где-то на ваучер можно было получить 3 акции, а где-то — 300. В этом смысле на нём можно было написать и 1 рубль, и 100 тысяч рублей, что не изменило бы его покупательную способность ни на йоту.

По-моему, идея снабдить эту ценную бумагу номиналом принадлежала Верховному совету. Чтобы придать номиналу хотя бы какую-то рациональную основу, решили привязать его к стоимости основных фондов на душу населения» [15]

Сам Чубайс говорил не о непосредственном обмене ваучера на две «Волги». «Это — тоже недоразумение. На самом деле он объяснял, что важна не та сумма, которая „нарисована“ на чеке, а та сумма, которую он реально будет стоить — рыночная цена акций, которые будут на этот чек приобретены» [16]

Использование приватизационных чеков [ править | править код ]

С октября 1992 года по февраль 1993 года было выдано 144 млн ваучеров. Их получили 97 % граждан [17]

50 % ваучеров владельцы вложили по закрытой подписке в акции предприятий, на которых трудились они или их родственники, 25 % вложили в чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), 25 % продали [18] По другим сведениям, 34 % ваучеров были проданы, 11 % подарены, 25 % вложены в ЧИФы и лишь 15 % вложены в акции [19]

При закрытой подписке каждый владелец чека, работающий на приватизируемом предприятии, а также те, кто не работал на данный момент, но имел стаж работы на этом предприятии не менее 10 лет (для мужчин) или 7 лет (для женщин), имел право подать заявку на определённое количество акций [20]

Приватизационные чеки, не использованные для приобретения акций по закрытой подписке, можно было использовать для покупки акций приватизируемых предприятий на чековых аукционах, к которым допускались юридические и физические лица, внёсшие примерно 10 % от начальной цены объекта продажи в виде приватизационных чеков [21] Продажа пакетов акций проводилась в форме простого аукциона продавца («английского аукциона») или в форме закрытого аукциона [22] Ваучеры стали биржевым товаром. Котировки ваучеров были публичными. Количество акций, приходившееся на один приватизационный чек, определялось в зависимости от количества участников аукциона и предъявленных ими приватизационных чеков.

Именно приобретение акций приватизируемых предприятий оказалось самым удачным вложением ваучеров. Правда, реальная стоимость пакета акций, который можно было получить за один ваучер, очень сильно различалась в зависимости от компании, акции которой приобретались, и от региона, где это происходило. Так, приобретённые за один ваучер акции пивоваренной компании «Балтика» стоили в 2016 году 16 тыс. долларов, то есть около 1 млн. 200 тыс. руб.

В Республике Марий Эл один ваучер обменивался на 5900, а в Пермской области — на 6000 акций Газпрома. В 2016 году эти акции стоили приблизительно 1 млн руб. В этих случаях приватизационный чек оказался существенно дороже двух «Волг». Но в Москве и Петербурге ваучер обменивался лишь на 50 и 65 акций Газпрома соответственно, а в Алтайском крае — всего на 16 [19] А. Евстафьев вспоминал: «Когда „Газпром“ продавал акции за чеки, мы объясняли людям, что в данном случае речь идёт о своеобразных правилах игры: количество акций, продающихся в Москве, невелико, а желающих много, поэтому лучше приобрести акции не в столице.

Одни нам верили, другие — нет. Но выиграли в итоге те, кто последовал нашему совету» [23] Бывали и крайне неудачные вложения в акции: тот, кто обменял ваучер на акции Торгового дома «ГУМ» (7 акций за один ваучер), в 2008 году смог бы получить за них лишь 100 руб. [24]

Конечно, многие не захотели затруднять себя покупкой акций и попросту продали их, причём чаще всего — за бесценок, а то и просто обменяли на одну-две бутылки водки. Именно об этих людях писал А. Чубайс: «Для значительной части населения (80-90 %) функции активного собственника противопоказаны вообще. Ну, не готовы люди к тому, чтобы мыслить категориями „рост курсовой стоимости“, „рыночная конъюнктура“, „стратегический инвестор“ и т. д. и т. п. Не готовы или не хотят.

Далеко не каждому по душе вся эта сложная арифметика фондового рынка. Даже от собственников совсем мелких пакетов требуются определённые знания, квалификация, умение разбираться в сферах, которые далеко не всем интересны» [25] К тому же фактическая цена ваучера зависела не только от конъюнктуры рынка, но и от политической ситуации в стране: в обстановке первой половины 1990-х годов у очень многих российских граждан не было уверенности в том, что приватизация не будет вскоре отменена.

Значительная часть граждан, не обладавших знаниями и опытом, необходимыми для непосредственной покупки акций тех или иных предприятий, в то же время не хотела продавать свои приватизационные чеки. Для них были учреждены Чековые инвестиционные фонды (ЧИФы) — инвестиционные фонды закрытого типа, не имеющие обязательства выкупать свои акции у акционеров. Они должны были аккумулировать приватизационные чеки граждан, обеспечить профессиональное управление полученными активами, инвестируя полученные средства в акции приватизируемых предприятий.

Создание ЧИФов Чубайс впоследствии называл серьёзной ошибкой, в результате которой «из-за непрофессионализма менеджеров и воровства все 40 млн вкладчиков ЧИФов оказались обмануты», что оказало «огромное влияние на формирование общего негативного отношения к приватизации». При этом он отмечал, что для контроля над ЧИФами надо было бы в 1992—1993 годах решить невозможную для того времени задачу — создать систему, «сопоставимую по сложности и влиятельности с банковским надзором, который сформировался в России только к концу 1990-х годов» [26]

В результате в части общества утвердилось негативное отношение к приватизации как к «величайшей авантюре XX века» и грабежу народа. По данным социологических опросов, в 2000—2007 годах 77-83 % граждан РФ считало приватизацию несправедливой и выступало за полный или частичный пересмотр её итогов [27]

Существует однако, и другое отношение к итогам приватизации и ваучеру: «Произошло революционное преобразование экономики, плоды которого общество будет пожинать в последующие годы и десятилетия. … „Ваучеризация всей страны“ не была поражением реформаторов. И ваучер не стал символом их позора, как пытаются представить их идеологические противники. Не сразу, со временем, напротив, он станет символом успеха экономических реформ в России. И может быть, ему даже поставят памятник…» [28]

Интересные факты [ править | править код ]

На фотографии приватизационного чека отмечено место, где изображена монограмма художника Игоря Крылкова (буквы И и К в овале).

Приватизационный чек

Приватизационный чек 1992 года — ценная бумага, наличие которой давало право принимать участие в приватизации. Их выпускало государство в качестве компромисса, позволяющего устранить возможные рычаги давления руководителей предприятий на сотрудников.

Приватизационный чек 1992 года номиналом в 10000 рублей

Приватизационный чек 1992 года номиналом в 10000 рублей

Что такое приватизационные чеки, и откуда они появились

Когда до распада СССР оставалось несколько месяцев, правительство начало разработку законов о приватизации государственных предприятий. Это должно было распределить между гражданами страны собственность, ранее принадлежавшую государству. Изначально планировали создать для каждого гражданина отдельный счёт, чтобы любой желающий мог приобрести долю государственного имущества или даже купить её за наличные.

Но появился приватизационный чек 1992 года, более известный как ваучер. Под этим термином принято понимать обязательство, дающее право на получение определённого товара — акций предприятий. Любая акция имела некоторую биржевую стоимость исходя из прибыльности компании.

Владелец определённого количества акций организации автоматически становился её совладельцем.

Как происходил выпуск и оборот приватизационных чеков в РФ

Выпуск и выдача ваучеров начались в октябре 1992 года. Им предшествовали несколько январских указов, направленных на ускорение приватизации в стране. Печать других ценных бумаг для приватизации воспрещалась.

Каждый россиянин любого возраста мог один раз купить приватизационный чек 1992 года по цене 25 рублей. В дальнейшем документ можно было перепродавать, поскольку на нём не указывалось имя владельца. Номинал каждого ваучера составлял 10 тысяч рублей, но в первое время можно было встретить в перепродаже бумаги стоимостью даже ниже номинала, поскольку не все понимали принцип работы акционерных обществ и смысл приватизации вообще.

А к 1994 году даже 10 тысяч рублей уже считались несущественными деньгами.

Существовало два способа использования приватизационного чека в 1992 году.

  1. Инвестирование в специальные чековые инвестиционные фонды, которые со временем преобразовались в акционерные. Среди них наиболее известны «Русс-инвест», «Меридиан», «МН-фонд» и др.
  2. Обмен чеков на акции различных предприятий. Обменный курс был разный и сильно отличался от региона к региону. Например, в 1992 году в Московской области за цену приватизационного чека можно было купить 300 акций компании «Газпром», в то время как в самой Москве всего 30.

Отношение граждан к программе приватизации было неоднозначным, во многом отрицательным, однако нельзя не признать тот факт, что именно с ваучеров начали свою деятельность многие успешные по сей день компании. Ваучеры были одними из первых ценных бумаг на фондовом рынке РФ.

Что можно с ними сделать сегодня

Значительную пользу ваучеры принесли тем, кто в своё время обзавёлся ценными бумагами РАО «ЕЭС», «Газпрома» или других перспективных компаний. Также смогли нажить на ваучерах состояние предприимчивые люди, которые занимались их скупкой. Хотя таких было немного, но, по сведениям Forbes, в России есть 64 долларовых миллиардера, чьи капиталы были сформированы именно в процессе спекулирования ценами приватизационных чеков 1992 года.

Сегодня продать такой чек можно разве что коллекционерам по цене 500–700 рублей за штуку. Или оставить на память о тех непростых, но значимых временах.

Мы рады, если ответили в этой статье на все ваши вопросы по теме. Если нет — вы всегда можете задать нам новые. Для этого просто заполните форму обратной связи.

Коротко о главном

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Елизавета Пригородова
Откройте счёт прямо сейчас

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Больше интересных материалов

Для оформления продукта необходим брокерский счёт

Откройте счёт с тарифом «Всё включено» за 5 минут, не посещая офис.
Если у вас есть счёт, войдите в личный кабинет.

проект «Открытие Инвестиции»

Открыть брокерский счёт

Тренировка на учебном счёте

Об «Открытие Инвестиции»

Москва, ул. Летниковская,
д. 2, стр. 4

Введите ваш email
Подписаться
Скачайте мобильное приложение «Открытие Инвестиции»:
«Открытый журнал» в один клик:

Правовая информация

Согласие на обработку персональных данных

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 г. (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

© «Открытый журнал» 2018 — 2024

admin
Оцените автора
Ракульское