Ответственность за самозахват земли в 2024 году когда наступает

В РФ все территории, собственник которых не определен, считаются государственными. Поэтому, занимая «ничей», никем не используемый, заброшенный с виду участок, можно столкнуться со штрафами и другими неприятными последствиями. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо изучить информацию о том, как узаконить самозахват земельного участка.

Что можно считать самозахватом?

Самозахват земли – это использование ее в личных целях лицом или несколькими лицами неофициально, без осуществления регистрации права собственности. При этом не важно, является ли захваченная территория частной собственностью, общественной или государственной. Ни одному лицу не может принадлежать земля, на которую у него официально не оформлены документы о собственности, пользовании, аренде.

Консультация юриста по земельным вопросам бесплатно

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Видео о компании

Таким образом, если лицо любым способом использует землю без официальных оснований: возделывает ее, культивирует, облагораживает территорию, делает насаждения, постройки, хранит или складирует вещи – это признается самозахватом. Во избежание конфликтов с государственными органами, стоит как можно скорее оформить право собственности, если это не будет противоречить закону.

Ответственность за самозахват

Государственными органами осуществляется контроль за соблюдением земельного законодательства, правильностью определения границ участков, которыми пользуются собственники, арендаторы. При обнаружении незаконного захвата земли составляется акт, на основании которого нарушитель может быть привлечен к ответственности.

Самозахват земли считается административным правонарушением (ст. 7.1 КоАП РФ), за которое может быть начислен штраф, рассчитываемый в процентах от кадастровой стоимости занятой территории. Нарушителями признаются как граждане, так и юридические лица.

Как узнать владельца участка

С целью предотвращения конфликтных ситуаций, начисления штрафов стоит попытаться оформить в собственность участок земли, являющийся объектом самозахвата. Чтобы понять, как это сделать, необходимо сначала установить владельца.

Почитать  Предоставление льготы по оплате коммунальных платежей

Узнать, в чьей собственности находится участок, легче всего по кадастровому номеру. Его можно посмотреть на сайте Росреестра. Осуществлять поисковой запрос можно по различным параметрам.

Если участок находится в СНТ, его номер можно узнать у председателя правления.

Следующее, что нужно предпринять – это подать запрос в Росреестр или МФЦ на предоставление информации из ЕГРП. В заявлении указывают:

  1. Данные того, кто просит предоставить сведения;
  2. Кадастровый номер (или подробное описание местонахождения участка, его границ);
  3. Муниципальное образование, на территории которого находится участок земли.

Необходимо заплатить пошлину за получение сведений и приложить квитанцию к заявлению. В полученной справке из ЕГРП должна быть информация о том, кто является собственником. К сожалению, контактов, если территория относится к частной собственности, там не будет.

В СНТ можно обратиться к председателю и попросить у него каналы для связи с владельцем.

Земли общего пользования в СНТ

Узаконить захват земель общего пользования в СНТ можно будет лишь в том случае, если все собственники, обладающие долей, будут согласны с предоставлением их части кому-то одному. После получения такого согласия (без исключений, то есть, единогласного) СНТ следует обратиться к администрации с просьбой вывести запрашиваемую часть территории из общего пользования. Когда это произойдет, покупатель будет решать вопрос о приобретении вновь образованной кадастровой единицы с администрацией.

Оформить членство в СНТ можно будет после регистрации права собственности.

Если кто-то из собственников, чьи интересы будут затронуты использованием данной общей территории, не согласится с продажей, узаконить самозахват не получится.

Самозахват государственной земли

Оформить самозахват муниципальной земли в собственность можно, обратившись с соответствующей просьбой к администрации.

Если участок не выделен и не имеет кадастрового номера, сначала проводится межевание за счет покупателя. Схема и межевой план земельного участка вместе с заявлением о просьбе оформления собственности направляются администрации, которая объявит аукцион после поступления заявления о покупке. Если более выгодных покупателей не найдется, право совершить покупку перейдет к заявителю.

При положительном решении администрация направит договор купли-продажи заявителю, который тот может подписать, если его устроят условия.

После оплаты выкупной суммы, право собственности необходимо оформить через регистрационную палату. Эта процедура позволит окончательно узаконить самозахват.

Отказать администрация может, если:

  1. Незаконно захваченный участок и собственная земля заявителя относятся к разным территориальным образованиям, принадлежат к разным категориям земель;
  2. Запрашиваемая территория является землей общего пользования, либо под ней проложены (или будут проложены вскоре) какие-либо коммуникации;
  3. После объединения с запрашиваемым участком, площадь земли собственника будет превышать максимально установленный законом размер;
  4. Земли изъяты из оборота или не предназначены для запрашиваемых целей и т.д.

Если заявитель считает отказ неправомерным, он может подать судебный иск. При получении отказа незаконное использование придется прекратить и освободить земельный участок. Никаких компенсаций за уже установленные на нем строения, проведенные работы по улучшению не положено.

Последствия, которые ожидают нарушителя при обнаружении самозахвата, могут оказаться гораздо более убыточными, чем затраты на оформление собственности по закону.

Штраф и ответственность за использование земель не по целевому назначению в 2024 году

Все земельные участки, находящиеся как в государственной, так и частной собственности, и расположенные в пределах РФ, имеют определенное назначение. Попытки нецелевого использования любых наделов караются законом и лица, виновные в таких действиях или допустившие подобные факты, могут быть привлечены к ответственности.
[contents]

Проверка целевого использования, составление акта и протокола

На основании нормативных и законодательных актов, в частности статьи 7 Земельного кодекса РФ на территории нашей страны существуют отдельные категории земель, которые определяют возможные воздействия при их эксплуатации:

Структура земельного фонда РФ

  • территории, являющиеся резервным фондом;
  • участки водной и лесной категории;
  • промышленной категории;
  • относящиеся к охраняемым территориям;
  • космического фонда;
  • участки оборонного назначения;
  • предназначенные для с/х работ;
  • отведенные под населенные пункты;
  • предназначенные для жилого строительства.

Наряду с этим виды разрешенного использования земель базируются и на принципах регионального зонирования участков, к разновидностям которых относят:

  • ИЖС (для возведения на них зданий или сооружений);
  • ЛПХ – личные подсобные хозяйства – выращивание культур не для коммерческого назначения;
  • огородничество и садоводство, сюда могут относиться СНТ, ДНТ и ДНП.

О категории земли и ее целевом назначении собственник или пользователь участка будет знать еще на этапе оформления необходимой документации, позволяющей эксплуатировать землю или осуществлять с ней какие-либо действия. Основными документами, в которых будет содержаться такая информация, будут являться кадастровый паспорт и свидетельство государственного образца о праве собственности.

Характеристика сельскохозяйственных земель

Согласно требованиям Земельного кодекса использование земель разрешается исключительно в порядке их непосредственного назначения. При необходимости изменения назначения или применения с какой-либо другой целью предварительно необходимо обратиться с заявлением, в котором будет указана причина и основания.

Стоит понимать, что изменение назначения участка осуществляется не так уж часто – для этого должны быть веские причины и параллельное отсутствие различных факторов и ограничений, которые не позволят выполнить такое действие.

Каждый конкретный участок имеет определенный перечень действий, который его собственник, пользователь или арендатор имеет право осуществлять с ним.

Несмотря на то, что иногда фиксируют случаи незаконного пользования земли, которые выражаются в действиях третьих лиц – арендаторов, самозахватчиков, в задачи собственников участков также входит необходимость осуществления контроля за действиями других лиц и по возможности пресечения попыток незаконного использования.

Разумеется, не у каждого собственника или владельца участка может иметься такая возможность, но определенную долю ответственности в случае нецелевого пользования они все же будут иметь.

В том случае, если собственником участка или другим лицом был замечен факт, свидетельствующий о нецелевом пользовании участка, тем более, путем его предварительного захвата (когда земельный ресурс занимается без ведома его владельца, при этом совершенно не зависит, какая форма собственности на землю присутствует в этом случае – частная, муниципальная или государственная), то действия такого лица и контролирующих органов должны быть следующими:

Пример акта обследования

  • уведомление кадастрового органа, под ведомством которого находится данная территория, о факте нецелевого пользования наделом и ее незаконном занятии, если обнаруживается еще и такое обстоятельство;
  • направление ходатайства о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих незаконные действия;
  • составление акта обследования участка или протокола, который включает в себя данные совершенного правонарушения (такие действия, разумеется, выполняются только сотрудниками компетентных органов);
  • составление требования о том, чтобы пользование участком было прекращено и все суммы дохода, полученные в результате ее незаконного применения, были выплачены;
  • установление срока, в который все требования по данному участку должны быть выполнены;
  • в случае отсутствия действий, которые требуются от виновного лица направление заявления в суд.

В процессе выполнения таких действий особое внимание уделяется составлению акта, свидетельствующего о незаконном использовании надела, а также протокола, фиксирующего нарушение.

При составлении акта предварительно собирается комиссия, которая в обязательном порядке должна будет включать в себя кадастрового инженера, уполномоченного фиксировать факты незаконного применения наделов, а также представитель органа местного муниципалитета, под ведением которого находится конкретная земля.

Образец акта проверки

Образец акта проверки

Акт должен содержать в себе такую информацию:

  • сведения, по которым можно точно определить расположение и идентифицировать участок – конкретные ориентиры, план границ надела, присвоенный ему кадастровый номер;
  • то, к какой категории земель принадлежит надел;
  • величина участка (отдельно могут отображаться данные о том, какая конкретно площадь земли используется не в соответствии с требованиями законодательства);
  • на каком основании используется надел лицами, которые эксплуатируют его не по назначению.

При составлении протокола необходимо учитывать, что он является своего рода продолжением акта и приложением к нему.

Протокол может составляться исключительно сотрудником федеральной службы, осуществляющей государственную регистрацию земель, а также ведает кадастром и картографией.

Документ содержит в себе данные по конкретному правонарушению, а также то, кто является виновным в таком действии, с указанием ФИО лица или наименования ИП или юридического лица, которое фактически виновно в совершении таких действий. Виновное лицо привлекается к ответственности в соответствии со статьей 7.1 КоАП.

Кроме таких действий со стороны государственных органов собственник участка может параллельно подать иск на виновное лицо о необходимости взыскания убытков, причиненных ему действиями третьего лица, в том числе и повлекшими за собой ухудшение состояния почвы.

Законодательство: несение ответственности

На законодательном уровне за каждым конкретным участком закрепляется одна из существующих категорий – именно она определяет то, какие действия возможны к осуществлению при эксплуатации конкретного надела.

К примеру, если юридическая фирма арендовала земельный участок для использования его в качестве базы для занятия сельским хозяйством (при соответствующем назначении надела), а фактически организовывает на нем строительство каких-либо сооружений, такое действие является грубым нарушением как прав собственника надела, так и законодательных актов РФ.

Права собственников на использование ЗУ

Особенно это может наблюдаться в тех регионах, где стоимость участков для возможности возведения на них жилых построек очень отличается по своей цене от с/х земель – подобные факты в большей мере наблюдаются вблизи с крупными городами, областными центрами, в частности в Московской области.

Таким образом, используя землю не по назначению, третье лицо фактически нарушает требования таких нормативные акты и пункты документов:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • положения договора аренды, в том случае, если пользование землей осуществляется на основании него.

Нарушение порядка пользования землей относится к административному виду ответственности и согласно статье 8.8 КоАП лица, признанные виновными в таких действиях и не имеющие оснований для оспаривания решения, обязаны будут выплатить определенную сумму штрафа, величина которого будет напрямую зависеть от сопутствующих правонарушению факторов.

В том случае, если виновным земля используется на законных основаниях или если он является ее владельцем, участок может быть изъят в пользу государства или муниципалитета.

Изъятие земли может осуществляться по следующим причинам и действиям, осуществляемых их пользователями:

Отдельно устанавливаются причины, по которым могут изъять земли, принадлежащие к категории сельскохозяйственного назначения, к каким могут относиться:

  • снижение плодородия участков;
  • вредное воздействие на окружающую вреду;
  • отсутствие действий, для которых земля собственно и была выделена ее пользователю (в том случае, если подобный факт установлен через 3 года после ее выделения.)

Исключениями, при которых земли не могут изымать, а лишь наложат определенную сумму штрафа, являются некоторые категории земель, к каким относятся участки под огородничество, гаражное и дачное строительство, личные подсобные хозяйства, индивидуальное жилое строительство.

С другой стороны в том случае, если с лица, виновного в нецелевом пользовании земли и ухудшении ее состояния требуют, чтобы он за свой счет произвел определенные работы по устранению причиненного ущерба, а он отказывает в таком действии, участок все же могут изымать.

Зачастую граждане или организации, которые обладают информацией о том, что их земля используется не по назначению (или участки третьих лиц), не всегда знают, куда необходимо обращаться и каким образом предоставлять данные.

Для пресечения незаконных действий нецелевого или незаконного использования участка необходимо обращаться к главным государственным инспекторам городов или районов по использованию земель и их охране либо к их заместителям.

При обращении факт незаконного использования потребуется отразить в форме специального заявления, которое должно содержать такие данные:

  • данные заявителя;
  • суть требования;
  • приложенные доказательства (документальные факты). В случае отсутствия доказательств компетентные органы даже не примут заявление.

Некоторые категории земель могут использоваться с целями, которые являются несколько размытыми по своей терминологии. В связи с этим необходимо прилагать к заявлению как можно больше доказательств и фактов того, что имеет место незаконного использования участка.

Мера наказания и размер штрафов

По новым нормам исчисления штрафных санкций, которые накладываются за незаконную эксплуатацию земель, основным параметром, на основании какого определяется сумма взыскания, является кадастровая стоимость надела, поврежденного действиями лица или организации.

При использовании надела не по назначению предполагаются следующие взыскания:

Штраф за нецелевое использование

  • для граждан – от 0,5 до 1% от величины установленной стоимости, но не менее 10 000 рублей;
  • представители организаций – от 1 до 1,5%, но не меньше 20 000 рублей;
  • для юрлиц – от 1,5 до 2% от значения стоимости, но не меньше, чем 100 000 рублей.

Другой принцип расчета уже будет присутствовать, если у участка, чье нецелевое использование было зафиксировано, нет установленной кадастровой стоимости. В подобной ситуации величина штрафов может быть такой:

  • для физлиц – от 10 до 20 000 рублей;
  • для представителей организаций – от 20 до 50 000 рублей;
  • для юрлиц – от 50 до 100 000 рублей.

Штрафы за несанкционированный захват земель

Одним из видов незаконных действий с участками является их самозахват. Ответственность за такие действия предусматривается согласно Статьи 7.1 КоАП. Кроме непосредственного самозахвата данной статьей предусмотрена ответственность за эксплуатацию земель без надлежащих документов (основания для выполнения каких-либо действий с ней), отсутствие документальных разрешений на производимые работы.

Нарушением не будет являться действие по использованию надела, в процессе которого физическое или юридическое лицо не должно было оформлять документацию относительно использованного надела.

К самовольному занятию (самозахвату) могут относиться следующие действия:

Штраф за захват

  • осуществление действий по застройке участка, не принадлежащего самому застройщику, в случае, если у него отсутствуют разрешительные документы на выполнение таких действий;
  • самовольное изменение границ участка путем прибавления к ним других земель, при этом, если на чужой территории также осуществляется постройка стационарного типа или возводятся какие-то временные конструкции. Стоит отметить, что при изъятии участков у лиц или организаций материальный ущерб им не возмещается, поскольку такие действия изначально не являлись законными.

За нарушения, которые относят к самовольному захвату, полагаются следующие величины штрафов (при известной величине кадастровой стоимости, в % от нее):

  • физлица – от 1 до 1,5%, но не менее 5 000 рублей;
  • должностные представители – от 1 до 1,5%, но минимум 20 000 рублей;
  • юрлица – от 2 до 3%, но не меньше, чем 100 000 рублей.

Если надел, в отношении которого совершено нарушение, не имеет установленной стоимости, в таком случае сумма штрафных санкций будет следующей:

  • физические лица – 5-10 000 рублей;
  • представители компаний – 20-50 000 рублей;
  • юрлица – 100-200 000 рублей.

Взыскание при отсутствии факта использования с/х земли

Отдельно выделяется несение ответственности за получение земель сельскохозяйственного назначения и дальнейшее отсутствие действий по их непосредственному использованию (выращивание культур). Кроме такого нарушения могут также привлекаться к административной ответственности лица, которые не выполняют следующие взятые на себя обязательства при получении земельных участков:

  • проведение действий по рекультивации земли;
  • улучшение свойств участка (ее грунта);
  • защита от вредных насекомых и уничтожение сорняков;
  • скос сена.

При отсутствии действий по обработке величина штрафа может составлять:

  • для физлиц – от 0,3 до 0,5% от стоимости участка, но не менее 3 000 рублей;
  • для должностных представителей величина штрафа будет колебаться в диапазоне от 0,5 до 1,5%, но не менее, чем 50 000 рублей;
  • для юрлиц предусматривается штраф в размере от 2 до 10%, минимум 200 000 рублей.

При нарушениях, которые относятся к действию лиц или бездействию, повлекшему за собой ухудшение ее качества и плодородия, суммы штрафов выражаются в таких размерах:

  • для физлиц – от 20 до 50 000 рублей;
  • представители – 100-200 000 рублей;
  • юрлица – от 200 до 400 000 рублей.

Итак, при действиях, которые подпадают под формулировку нецелевого использования, лица, виновные в подобном могут привлекаться к ответственности с последующим наложением штрафов. В случае значительных ухудшений свойств земли и отказе ее восстановления может применяться мера изъятия участков в пользу государства.

Как узаконить самовольное занятие земельного участка и ответственность за захват в 2024 году

Зачастую люди, желающие оформить документацию относительно земельного надела, по причине трудоемкости этого процесса попадают в тупик. Процедура достаточно длительна по времени, а пакет необходимых документов зависит от того, какие бумаги есть у владельца изначально. В связи с этим появилось такое явление как самозахват участка.
[contents]

Что это

Под самовольным занятием земельного надела в стране подразумевают действия, способные подтвердить использование определенного надела по факту. В таком случае отсутствует решение органов власти, местной администрации, согласно которому надел передается в собственность, аренду либо оформляется бессрочное постоянное пользование земельным участком.

Рассматриваемое понятие имеет тонкую границу с таким явлением, как «землеотвод», что значит выделение определенной части территории, которая имеет четко установленные координаты и границы. В ситуации, когда имеется этот отвод человек, имеет возможность перейти к процедуре оформления документации относительно надела и получить государственный акт установленной формы.

Стоит отметить, что на территории страны достаточно большое количество участков, на которых располагаются строения и объекты, не подтвержденные отводом.

Такие участки получают наименование самозахваченных территорий, что подпадает по нормы административного законодательства и влечет применение к нарушителю штрафных санкций.

Зачастую в качестве объекта захвата выступают наделы, которые относятся к бесхозным, при этом имеют смежные границы с участком лица, желающего занять их. В результате можно сказать, что захват имеет своей целью увеличение собственных территорий за счет незаконного установления новых границ.

В некоторых ситуациях человек не осознает того, что использует участок земли, который ему не принадлежит. Также случает и такое, что лицо использует меньший надел, чем ему принадлежит.

Признание права на ЗУ

Причинами вышеназванных явлений выступает то, что самозахват произошел давно, выясняются такие моменты, когда возникает необходимость совершения различного рода сделок с земельным участком (ЗУ). Случается и такое, что результатом совершенного захвата становится причинение вреда лицу, владеющему участку на законных основаниях.

Когда возникает ситуация с неузаконенной постройкой, то решить проблему намного проще, так как требуется оформить необходимую документацию, уплатить штраф и можно продолжать использовать строение. Если же дело касается земли, то случаи рассматриваются намного сложнее, и зачастую переходят в судебное разбирательство.

Рассматриваемые действия относятся законодателем к статье 7.1 КоАП РФ, что говорит о том, что они являются административными правонарушениями, за что закон предусматривает наказание в виде штрафных санкций.

Размер штрафа зависит от того, какая категория земель была присвоена – это могут быть ЗУ, принадлежащие муниципалитету либо участки, относящиеся к лесным, водным объектам, местам залежей полезных ископаемых и прочее – тогда сумма будет намного больше.

Также следует иметь в виду, что каждый надел имеет владельца, если на вопрос с юридической стороны. В ситуации, когда ЗУ не находится в собственности граждан, организаций, а также не относится к землям муниципалитета – значит правом собственности обладает государство.

Данное правило устанавливается в земельном законодательстве.

К самозахвату принято относить действия:

  • увеличение собственной территории за счет выноса забора, произведенного самовольно;
  • постройка новых строений;
  • складирование своего имущества на чужой территории.

Согласно нормам гражданского законодательства устанавливается, что все сделки, связанные с недвижимым имуществом, должны пройти обязательную процедуру регистрации в государственном органе – Росреестре. Процесс проводится в соответствии с принятым порядком.

Оформление ЗУ в собственность через Росеестр

Когда происходит отчуждение земельного надела, в том числе путем продажи, его дарения – также требуется прохождение обязательной регистрации. Устной договоренности в данном случае недостаточно.

В качестве исключения рассматривается соглашение аренды, субаренды, переуступка прав аренды, а также договоры, безвозмездного пользования на определенный срок. В этих случаях срок не должен устанавливаться более 1 года. Иначе соглашение также подлежит регистрации.

Ответственность

В главном законе государства – Конституции, имеется статья 35, которая гласит о защите частной собственности, от каких бы то ни было посягательств. Также стоит отметить, что лишиться правомочий на собственность можно только по решению, вынесенному судебным органом.

Допускаются ситуации, когда земля изымается в государственных целях, однако происходит это после того, как совершено предварительное возмещение изъятого надела. Права владельцев участков защищаются на законодательном уровне. В частности статье 209 Гражданского кодекса.

Штраф за самовольное занятие ЗУ

В статье 218 речь идет о способах, применяемых при отчуждении, чем является купля-продажа, меня, дарения. В случае, когда они проведены согласно закону. Залог земельного участка сюда не относится, так как права таким образом не отчуждаются.

Когда отчуждение производится посредством другого способа – это значит, что относится действие к понятию самозахвата и подлежит наказанию в соответствии с законом.

В статье 1107 говорится о том, что лицо, которое без необходимых на то основания сберегало имущество, либо получило надел в других случаях – имеет обязанность по возмещению реальному владельцу доходов, извлеченных в результате использования. Также это могут быть доходы, которые получены лицом с момента, когда он узнал о том, что способ его обогащения носит незаконный характер.

Для этого требуется подать иск в судебный орган, обратиться необходимо по месту, где располагается ЗУ являющийся предметом спора. Судом рассматриваются факты:

  • правомерной принадлежности лицу, подавшему иск;
  • факт реального нахождения участка во владении ответчика;
  • показания свидетелей;
  • добросовестность владения чужой собственностью.

Стоит отметить, что в ситуации, когда собственник на протяжении долгого периода времени отсутствовал на участке, при этом отсутствует оформленный добровольный отказ от надела либо такое решение вынесено судье – это не может быть рассмотрено в качестве основания для передачи земли другому человеку.

Согласно Постановлению Правительства, принятому в 2003 году под номером 580 – допускается признание надела бесхозным. Процедура производится органами муниципалитета. Также указывается, что отказ от правомочий собственности на участок выражается в виде оформленного в письменной форме заявления.

Инструкция по легализации

На федеральном уровне в 2004 году был принят закон, который предусматривает возможность надлежащим образом провести регистрацию по отношению участков, которые были захвачены. В данном случае речь идет о дачных участках, которые находятся в собственности муниципалитета или государства, а не частного лица. Получается, что надел должен находиться в использовании только одного человека, который им фактически владеет.

Стоит отметить, что такие добавочные территории придется выкупить у государственных органов, но при этом цена будет намного ниже той, что установлена на рынке.

Оформление

Процедура оформления производится посредством прохождения нескольких шагов:

  1. Изначально происходит оплата штрафов.
  2. Далее лицо обращается в Государственный кадастр для того, чтобы узнать имеются ли сведения относительно захваченного надела в реестрах. В ситуации, когда сведений об участке в государственном органе нет, значит, и проблемные моменты отсутствуют. Постановка ЗУ на кадастровый учет
  3. Далее потребуется подать документацию для присвоения кадастрового учетного номера наделу. Компетентные органы производят регистрационную процедуру. Однако, стоит отметить обстоятельство, когда муниципалитету становится известно о неучтенных участках на его территории – администрация имеет правомочия присвоить надел себе. Заявителю во избежание подобных ситуаций необходимо обратиться за помощью к профессиональному юристу.
  4. Если после выяснения данного вопроса человек узнает о том, что захваченная земля имеет собственника и участку присвоен кадастровый номер – то проще, в таком случае, договориться с собственником в мирном порядке. Это может быть решение о выкупе земли, ее аренде. Если же хозяин участка отказывается – дело может решиться в судебном заседании. Кадастровый паспорт ЗУ
  5. Затем требуется собрать сведения, которые будут подтверждены документально. Касаются они того, на протяжении какого периода времени участок не использовался. Кто является изначальным владельцем надела. При существовании построек – указывается, кто и когда их возвел.
  6. Согласно закону, действующему на федеральном уровне «О дачной амнистии» указывается, что существует возможность в перерегистрации прав относительно надела.
  7. Необходимо получить выписку, сделанную из кадастра о том, кто обладает правами собственности на соседний участок в целях составления межевой документации. Дачная амнистия
  8. Происходит фиксация границ надела. В данном процессе необходимо участие кадастрового инженера.
  9. Затем человек получает межевой план ЗУ и обращается в органы кадастрового учета и регистрирования информации относительно земель. Орган этот имеет местное значение. При этом стоит помнить про ограничение, согласно которому площадь надела, который присоединяется не больше превышать 100 процентов от первоначального размера участка.
  10. После получения кадастровой документации происходит подача заявления с просьбой внести коррективы в реестры. Межевой план
  11. Время, которое отводится на проведения различных экспертиз, обработку информации, внесение новых данных в реестр – составляет 20 дней.
  12. На последнем этапе происходит получение свидетельства, где указывается прохождение процедуры регистрации относительно прав собственности на участок. В документах указываются его точные границы.

После совершения указанных действий допускается возведение на присоединенном ЗУ различного рода сооружений, строительство зданий. Собственник имеет полномочия на занятие перепланировкой, использовать ландшафтный дизайн и прочее.

Вся документация относительно надела должна храниться в надежном месте, использование таких документов требуется при проведении различного рода сделок с участком, чем может быть купля-продажа, дарение. Также акты потребуются при решении спорных вопросов с лицами, проживающими по соседству, к примеру, сервитут земельного участка.

Когда на участке имеются строения, которые носят капитальный характер, то процедура в значительной степени усложняется. В подобных случаях правомочия собственника по отношению к постройке устанавливается на основании решения судебного органа. Также требуется установление определенного рода прав, чем может быть наследственные правоотношения, бессрочное владение.

Стоит обратить внимание на то, что процедура подачи заявления на надел, где располагается самовольная постройка, не регулируется нормами земельного законодательства.

Единственное на что может рассчитывать собственник- это то, что в процессе проведения межевых работ строение не будет замечено. В противном случае лицо, которое возвело постройку, будет обязано снести ее.

Штрафные санкции и правовые последствия

За захват земельных участков, произведенный самовольно, в законодательстве устанавливаются штрафные санкции. В 2015 году в законы внесены коррективы, согласно которым эти суммы возрастаю в значительной степени. Результатом внесения изменений стало то, что размер штрафа стал зависеть от стоимости надела, прописанной в кадастре.

Выражается он в процентном отношении.

Говорится, что размер штрафа для физических лиц равняется от 1 до 1,5 процентов кадастровой стоимости, но не может быть менее 5000 рублей. Если нарушение совершено организацией – штраф увеличивается от 2 до 3 процентов и составляется не менее 10 тысяч рублей.

Когда кадастровая цена не известна, что значит, не определена – штрафы начисляются в фиксированных суммах. В таком случае граждане отвечают в пределах от 5000 до 10000 рублей, а юридические лица – от 100 000 до 200 000 рублей. Если занят был не весь участок, а лишь его часть, то размер штрафа рассчитывается пропорционально занятой доле.

Если речь идет о нецелевом использовании наделов, то штрафы устанавливаются такие:

Штраф за захват

  • для физических лиц – от 1/2 до 2 процента, но не меньше 10 тысяч рублей;
  • для организаций – 1,2 до 2 процентов, но не меньше 100 тысяч рублей.

Когда не установлена кадастровая стоимость:

  • для граждан – 10 000 до 20 000 рублей;
  • для организаций – от 100 000 до 200 000 рублей.

Когда нарушение совершается повторно, это влечет за собой увеличение размера штрафов.

Степень, в которой измеряются правовые последствия, которые следуют за захватом участка – находится в зависимости от того, какой тип надела захвачен. Если захвачены государственные земли либо земли, находящиеся в запасе – подразумевается, что вред причиняется государству. В этой ситуации человек, который, не имея законных оснований, захватил землю, обязан вернуть такую территорию.

Выполнение данного действия обязательно.

Согласно нормам Кодекса об административных нарушениях РФ подобная ситуация влечет для виновного применение административной, а также имущественной ответственности. Если произошел захват земли, в отношении которой не имеется правоустанавливающей документации – предполагается наложение на виновного административного штрафа.

Если в соответствии с законодательной базой за использование конкретного участка не устанавливается требование по оформлению правоустанавливающей документации – тогда самовольное занятие в его отношении не будет рассматриваться как совершение правонарушения.

В этой ситуации каких-либо правовых последствий самовольный захват не несет для лица.

Согласно земельному законодательству для захватчика не предусматривается возмещений потраченных денежных средств относительно процедуры освоения ЗУ. Это значит, что после того, как участок возвращается его законному владельцу – лицо, захватившее землю, не имеет прав требовать компенсации за работы, которые проводились на земле для ее приведения в надлежащий вид, сооружению построек и прочее.

Судебная практика

В настоящее время в Российской Федерации достаточно широко развита судебная практика по рассматриваемой категории дел. Самозахваты совершаются лицами с различными целями, основные из которых – возведение дачных, жилищных и прочих построек.

Более острой данная проблема является для Крымского федерального округа. Власти региона принимают меры по возращению незаконно захваченных земель у населения. Также по решению судебного органа производится снос незаконно возведенных строений.

Если сосед забрал участок

Если возникает ситуация, когда лицо, проживающее по соседству, без наличия к тому законных оснований занимает участок того, кто имеет правоустанавливающие документы относительно земельного надела – пострадавший имеет право подать исковое заявление в судебный орган.

К иску требуется приложить документацию, подтверждающую наличие прав собственности относительно участка, также необходимо оплатить государственную пошлину в установленном законодателем размере.

Заявление подается в судебную инстанцию в трех экземплярах. У суда имеется обязанность по передаче искового лицу, выступающему в качестве ответчика. При этом стоит иметь в виду, что свидетельство, подтверждающее наличие прав собственности, не должно передаваться никому.

Когда сосед по случайности захватил часть земельного надела, изначально требуется уведомить его об этом в письменной форме. Когда сосед игнорирует поступившее письмо либо отказывается возвращать надел собственнику- у последнего возникает право на подачу искового в суд.

Стоит учесть, что лица, выполняющие председательские функции в СНТ не могут ни при каких обстоятельства распоряжаться заброшенными наделами, так как не являются их собственниками. Для того чтобы иметь возможность избежать спорных ситуаций по отношению ЗУ требуется иметь оформленную надлежащим способом документацию.

Каждый случай самозахвата является уникальным, в связи, с чем решение о возможности его легализации принимается в индивидуально порядке. Каждый раз необходимо руководствоваться положениями, закрепленными в законодательных актах.

ВС: Для привлечения к ответственности за самовольный захват участка необходимо волеизъявление его собственника

Как пояснил ВС, именно собственник земельного участка должен надлежащим образом выражать волю на прекращение нарушения его права собственности, в том числе касательно привлечения нарушителей к административной ответственности

01 сентября 2021

Фотобанк Freepik

По мнению одной из экспертов, в рассматриваемой ситуации отсутствует важный элемент – выраженная активная позиция правообладателя участка, в отношении которого был произведен захват. Другая считает, что проблема самовольного занятия земельного участка как никогда актуальна, поскольку именно данная категория дел занимает больше 50% от общего числа выявляемых Росреестром правонарушений. Третья подчеркнула, что согласно судебной практике в подобных спорах зачастую не изучаются вопросы о том, выражена ли воля собственника и какова она.

Верховный Суд в Определении от 24 августа № 302-ЭС21-5900 по делу № 40-54697/2020 разрешил спор индивидуального предпринимателя с Росреестром об использовании земельного участка третьего лица.

В собственности ИП Владимира Шевченко находится земельный участок, относящийся к категории земель сельхозназначения, с расположенными на нем жилым домом и хозяйственной постройкой. На соседнем участке предприниматель построил гараж, баню с пристроем, вольер, птичник и хозяйственные постройки, однако согласно правоустанавливающим документам право собственности на данный участок закреплено за другим лицом – Николаем Буйновым.

25 октября 2019 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия вынесло предписание, согласно которому Владимиру Шевченко надлежало освободить чужой участок и привести его в пригодное для использования состояние в срок до 17 апреля 2020 г. Помимо этого предписывалось, что участок, принадлежащий Владимиру Шевченко, необходимо привести в соответствие с видом разрешенного использования.

24 декабря 2019 г. уполномоченный орган по факту использования земельного участка в отсутствие выраженной в установленном порядке воли собственника (Николая Буйнова) вынес постановление о привлечении Владимира Шевченко к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения. В свою очередь Владимир Шевченко обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным, отмене административного наказания и о признании недействительным предписания от об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ.

Решением Арбитражного суда РБ от 9 сентября 2020 г. исковые требования были удовлетворены частично: предписание от 25 октября 2019 г. признано недействительным в части требования привести принадлежащий истцу участок в соответствие с видом разрешенного использования. В удовлетворении остальной части требований отказано. Апелляционный и окружной суды поддержали выводы первой инстанции.

Частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды учитывали в том числе положения ГК, ЗК и КоАП, а также разъяснения, приведенные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 11. Они пришли к выводу о том, что уполномоченный орган обоснованно выдал предпринимателю предписание в части освобождения данной земли, а также признал его виновным в совершении правонарушения по ст. 7.1 КоАП.

Читайте также
ВС: Истребование участка у незаконных владельцев не свидетельствует об их недобросовестности

Верховный Суд пояснил, что нижестоящие суды не исследовали наличие добросовестности в действиях арендодателя, полагавшегося на данные ЕГРН о регистрации права муниципальной собственности на спорный участок

05 декабря 2019 Новости

Не согласившись с решениями судов, Владимир Шевченко обратился в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просил отменить акты трех инстанций.

Изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС напомнила, что в соответствии со ст. 7.1 КоАП самовольное занятие земельного участка или его части, в том числе использование лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на него, влечет административный штраф.

Экономколлегия пояснила, что данный факт подтверждается и п. 1 Постановления Пленума ВАС от 17 февраля 2011 № 11, где также отмечено, что ст. 7.1 КоАП предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие участка или его использование без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости – без документов, разрешающих осуществлять хозяйственную деятельность.

ВС отметил, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к ответственности за указанные правонарушения судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим участком в отсутствие воли собственника (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке. Верховный Суд обратил внимание, что в силу ст. 210 ГК собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как поясняется в определении, второй земельный участок, занятый предпринимателем, принадлежит Николаю Буйнову, вследствие чего именно он как собственник должен надлежащим образом выразить свою волю на прекращение нарушения его права собственности, в том числе на привлечение соответствующих лиц к административной ответственности. При этом, указал ВС, необходимо учесть тот факт, что Николай Буйнов никаких жалоб в органы власти относительно использования Владимиром Шевченко данного участка не направлял; возражений против использования участка не высказывал и не высказывает.

Таким образом, Верховный Суд установил, что без учета воли собственника участка, занятого предпринимателем, привлечение последнего к административной ответственности, равно как и требование предписания от 25 октября 2019 г. об освобождении части земель данного участка, необоснованны. В итоге Экономколлегия частично отменила обжалуемые судебные акты в связи с допущенными существенными нарушениями при применении норм материального права.

Адвокат, партнер МКА «Князев и партнеры» Олеся Умрихина в комментарии «АГ» отметила, что проблема землеустройства, рационального использования участков, «самозахват» земель и установление точных границ используемых участков не теряют актуальности. По ее мнению, это связано, в том числе, с формальной регистрацией ранее «задекларированных» участков и относительной «молодостью» разработки правил землепользования и застройки, проектов межевания территории, процедурой межевания с «привязкой» границ участков на местности.

Олеся Умрихина подчеркнула, что предусмотренное ст. 7.1 КоАП правонарушение носит формальный характер – т.е. считается оконченным в момент совершения противоправного деяния. «Однако в рассматриваемой ситуации отсутствует достаточно важный элемент – выраженная активная позиция правообладателя участка, в отношении которого произведен захват», – пояснила она.

Собственник участка, на котором нарушитель возвел постройки, никаким образом не обозначил тот факт, что его права нарушены, указала эксперт. «В этом случае не совсем ясно, в чьих интересах действовал административный орган. Так как земельный участок принадлежит частному лицу, по логике должно быть его обращение, которое (судя по содержанию определения) отсутствует», – добавила она.

Олеся Умрихина считает, что данным определением ВС предоставил собственнику земельного участка возможность самому определять, имеет ли место нарушение его прав, а также момент обращения за защитой нарушенного права. «Это определение станет основой формирования практики, когда административный орган при привлечении к ответственности должен будет обращать внимание, имеется ли заявление собственника земельного участка», – резюмировала эксперт.

Адвокат Самарской областной коллегии адвокатов Светлана Старостина обратила внимание, что проблема самовольного занятия земельного участка является как никогда актуальной и востребованной, так как именно данная категория дел составляет более 50% от общего числа выявляемых Росреестром правонарушений. «Зачастую бывает, что соседний участок заброшен с того периода, как умерли последние жильцы дома, расположенного на участке, а наследники не приезжают и не присматривают за участком и домом в силу территориальной удаленности или отсутствия прямой необходимости в данной собственности. Соседи же со временем начинают присваивать заброшенные участки», – поделилась Светлана Старостина.

Эксперт указала, что Росреестр защищает права собственников и соблюдает порядок разрешенного землепользования.

По мнению Светланы Старостиной, ВС закрепил наиболее важное положение, на которое судам нужно будет обращать внимание в первую очередь: именно собственник должен надлежащим образом выражать волю на прекращение нарушения его права собственности, в том числе на привлечение соответствующих лиц к административной ответственности.

Младший юрист Land Law Firm Екатерина Розум пояснила, что по смыслу ст. 7.1 КоАП состав административного правонарушения включает в себя не только использование земельного участка без установленных прав, но и отсутствие воли собственника на это. По словам эксперта, согласно судебной практике в подобных спорах зачастую вопросы о том, выражена ли воля собственника и какова она, подробно не изучаются.

Екатерина Розум пояснила, что в большинстве случаев при отсутствии письменных соглашений и иных документов об использовании земельного участка суды делают вывод, что разрешение на использование земли третьим лицом не было получено. Следовательно (при удовлетворении остальных условий), имеется состав правонарушения.

Вместе с тем, заметила она, в последние годы судебная практика стремится преодолеть подобный формализм. Так, еще до вынесения рассматриваемого определения на важность выяснения мнения собственника и учета того, имеются ли у него возражения, указывали и другие суды (см. постановление Волгоградского областного суда от 19 августа 2016 г. по делу № 7а-826/2016; постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2017 г. № 16АП-4753/2017 по делу № А63-12177/2017).

Кроме того, обратила внимание эксперт, ВС неоднократно указывал, что одно лишь отсутствие зарегистрированного права на используемый участок не образует состав правонарушения (Постановление от 29 августа 2016 г. № 308-АД15-19368 по делу № А53-18779/2015; Постановление от 3 октября 2016 г. № 308-АД16-5136 по делу № А53-31000/2015). «Вместе с тем судебная практика пока не переняла данную позицию всецело. Так и в рассматриваемом деле: суды нижестоящих инстанций исходили лишь из отсутствия письменных документов, не обращая внимание на отсутствие возражений со стороны собственника. Таким образом, судебная практика противоречива, а, следовательно, рассматриваемая проблема является актуальной», – заключила Екатерина Розум.

admin
Оцените автора
Ракульское